Научная статья на тему 'РОЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

РОЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ С ОВЗ / HEALTH / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL ACTIVITY / CHILDREN WITH OVZ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесникова Мария Викторовна, Сорокопуд Юнна Валерьевн

В статье рассмотрены проблемы, связанные с низким уровнем активности у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также негативные последствия, обусловленные проблемами со здоровьем у детей. Автор рассматривает возможности реализации принципов здорового образа жизни при решении задач физической и социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены проблемы, возникающие при формировании здорового образа жизни у данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

The article deals with the problems associated with the low level of activity in children with disabilities, as well as the negative consequences caused by health problems in children. The author considers the possibility of implementing the principles of a healthy lifestyle in solving the problems of physical and socio-psychological adaptation of children with disabilities. The problems arising in the formation of a healthy lifestyle in this category of children.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

5. Крузе С.В. Автопортрет как форма самопознания личности художника. - автореферат дис. на соискание уч. степени кандидата философских наук. - спец. 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2004.

6. Ляшко А.В. Автопортрет как феномен самосознания. культуры: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии (24.00.01) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2001.

7. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - СПб.: 1996.

8. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., «Прогресс», 1994.

9. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании / Юнг К.Г. Человек и его символы. - М. 1997.

10. Ярёменко С.Н. Внешность человека в культуре. - Ростов-на-Дону, 1997. с. 172.

УДК 372

РОЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

студентка 1 курса магистратуры Колесникова Мария Викторовна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Сорокопуд Юнна Валерьевна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор)

Постановка проблемы. Тенденцией последних десятилетий является обращение мирового сообщества к здоровому образу жизни. Данный процесс нашел отражение и в решениях, принятых на государственном уровне в Российской Федерации, активной социальной рекламе физической активности и спорта, развитии массового спорта в стране.

В рамках реализуемой в Российской Федерации демографической программы, пристальное внимание стало уделять вопросам повышения рождаемости, снижения смертности, активного долголетия и соответственно, сохранению здоровья россиян. В рамках реализации данной программы. Направленной на стабилизацию численности населения в РФ, удалось стабилизировать ключевые демографические показатели, обеспечить умеренный естественный прирост, но в то же время, снизилось количество абсолютно здоровых детей. Проблема формирования здорового образа жизни для России является достаточно актуальной, поскольку согласно данным официальной статистики, среди всех школьников абсолютно здоровы только 20,7 % [4]. По данным Г.А. Бутко, до 4,3 % от общей численности детского населения, в то время как еще в 20 дет назад эти цифры были на уровне 8,7 % [2]. Среди заболеваний, которые зафиксированы с медицинских картах первоклассников стоят такие, как нарушения зрения. Слуха, сколиоз и иные заболевания, свидетельствующие о нарушении основ здорового образа жизни. Статистика начала 90-х гг. ХХ века говорит о том, что уровень абсолютно здоровых детей сократился вдвое за 30 лет. Усугубились нервно-психические и соматические заболевания, которые усугубляют темпы моторного развития детей и снижают уровень их психического развития. Причины данных проблем связаны с совокупностью негативных факторов экологического, социального и медицинского характера.

При этом изменения начинают затрагивать и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Психолого-педагогические исследования говорят о том, что формирование устойчивых привычек и навыков здорового образа жизни закладывается в детском возрасте. Поэтому приобщение к нему должно начинаться уже с раннего дошкольного возраста. Особенного внимания в данном случае требуют дети с ОВЗ [2].

Изложение основного материала исследования. Сегодня многие исследователи говорят о наиболее распространенной и многочисленной группе детей с проблемами в развитии: о так называемых детях с негрубыми (слабовыраженными, минимальными) отклонениями в развитии. К таким формам психического недоразвития относят негрубую задержку психического развития, некоторые нарушения речи, неврозы, минимальную мозговую дисфункцию, астенические проявления, психопатоподобные проявления, легкую двигательную патологию церебрально-органического генеза, минимальные нарушения зрения, слуха, негрубые расстройства аутистического спектра и пр. [5].

Особенную актуальность вопросы воспитания детей с минимальными отклонениями в развитии приобретают в связи с расширением инклюзивных процессов в дошкольном образовании. Дети с негрубыми нарушениями чаще всего не посещают специальные дошкольные учреждения и группы, а оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников. Между тем им должна быть организована своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем. И, прежде всего, должно быть организовано их психолого-педагогическое сопровождение [3].

Под формированием здорового образа жизни З.И. Тюмасева [6] понимает совокупность трех разнонаправленных задач, которые должны решаться одновременно на различных уровнях:

Во-первых, необходимо обеспечение физического компонента, составляющего здоровый образ жизни, дополняемого психическим здоровьем ребенка. Это глобально-социальный уровень.

Во-вторых, дидактический уровень. В рамках него осуществляется ознакомление детей и их родителей с правилами поведения в ситуациях, угрожающих их здоровью, необходимыми приемами, позволяющими сохранить и преумножить здоровье.

В-третьих, на методическом уровне происходит знакомство детей с ОВЗ и их родителей с теми правилами личной гигиены, с физиологическими основами процессов жизнедеятельности человека, а также с последствиями приёма алкоголя и психотропных веществ.

Обобщив данные о содержании здорового образа жизни. Представленные в литературе можно выделить несколько компонентов, которые позволяю говорить о наличии у человека здорового образа жизни:

- отсутствие зависимостей (они негативно сказываются на состоянии физического и психического здоровья, ряд зависимостей ведут также к нарушению социального здоровья, например употребление психотропных веществ);

- оптимальный режим дня, который выстраивается индивидуально, в зависимости от личности человека, но имеет определенную структуру (время пробуждения и отхода ко сну, соотношение времени на физическую и умственную активность, фиксированное время приема пищи и т.д.);

- рациональное питание, которое включает разнообразные и сбалансированные блюда, в том числе овощи, фрукты, достаточное количество чистой воды и т.д.;

- личная гигиена, является базисом сохранения здоровья;

- закаливание, которое позволяет повысить физическое состояние здоровья, позволяет увеличить выносливость организма, а также ведет к формированию силы воли, дисциплины и иных морально-нравственных качеств, необходимых ребенку с ОВЗ в процессе жизнедеятельности.

Фактически можно говорить о том, что здоровый образ жизни представляет собой некий стереотип поведения, который сложился у человека или отдельной семьи. Данное поведение становится нормой, в рамках которой реализуются здоровьесберегающие технологии, укрепляется физическое, психическое и социальное здоровье.

С современной точки зрения здоровье имеет не только медицинскую, но и биологическую, социальную, экологическую и педагогическую природу и рассматривается как результат адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды - природной и социальной (образовательная среда является составляющей социальной среды), стабильности гомеостаза и саморегуляции функций организма [7, с. 68-69]. В этой связи оздоровление человека - процесс расширения адаптационных возможностей его организма. Ведущая роль в сохранении, укреплении и развитии здоровья обучаемых, их оздоровлении принадлежит не медицинским учреждениям, а педагогическим коллективам образовательных организаций. При этом основным средством оздоровления является безопасное образовательное пространство во всей совокупности взаимосвязанных воспитательно-образовательных факторов, воздействующих на субъектов образования.

Несмотря на наличие положительных сдвигов в сфере регулирования процессов, направленных на формирование здорового образа жизни, внимание им уделяется явно не достаточное. Если здоровый ребенок способен самостоятельно развивать двигательную активность при пассивной поддержке семьи, то дети с ОВЗ нуждается в пристальном внимании.

Детям с ОВЗ опасны не активные эмоции, возникающие в процессе физической активности, а депрессия, отчаяние, тревога, боязливость, комплексы. Данная совокупность проблем проявляется у детей в виде чувства вины и неполноценности, что усугубляет проблемы со здоровьем. Именно поэтому, в основе системы здорового образа жизни и формирования физической активности у детей с ОВЗ ключевое значение приобретает создание позитивного настроения и повышение самооценки. Соревнования, игры и иные физические занятия позволяют ребенку ощущать победу над собой и способствуют формированию положительных эмоций.

Проблемы депрессивного состояния, переутомления также характерны и для родителей, чьи дети страдают нарушениями здоровья. В связи с тем, что формирование здорового образа жизни является семейной задачей, данная ситуация осложняется неспособностью родителей сформировать у ребенка с ОВЗ правильный, здоровый подход к здоровой жизни. Таким образом проблема приобщения ребенка к здоровому образу жизни носит комплексный характер и требует работы, прежде всего, с родителями. Без этого ключевого взаимодействия никакие мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у ребенка с ОВЗ, не приведут к положительным результатам.

Кроме того, концепция осуществления здорового образа жизни, как базиса активного долголетия и сохранения полноценной жизни, как физической, так и психической, должна стать основной на государственном уровне и затрагивать все слои населения, в том числе и посредством социальной рекламы, государственной пропаганды и повышения уровня образования населения страны в данном вопросе.

Необходимо учитывать, что состав детей с диагнозом ОВЗ крайне неоднороден, что ведет к необходимости дифференциации при формировании навыков здорового образа жизни. При этом начинать надо с семьи, как базиса. Без поддержки всех членов семьи, перехода их на принципы здорового образа жизни, полноценное развитие ребенка с ОВЗ оказывается невозможным.

Кроме семьи, важное значение приобретает и возможность реализации принципов здорового образа жизни ребенка с ОВЗ и в образовательных учреждениях.

Для организации стройной и последовательной системы физического воспитания детей с ОВЗ, например, в детском саду необходимо создавать специальные условия [1]:

- учет результатов диагностики физического развития и физической подготовленности, моторного и психомоторного развития;

- планирование и организация физкультурных мероприятий с учетом особенностей развития моторики и психомоторики дошкольников с ОВЗ;

- индивидуальный и дифференцированный подход к организации физкультурных занятий с учетом выявленных особенностей двигательного развития детей;

- тесное взаимодействие педагогов и медицинского персонала;

- дозирование физических и психических нагрузок, профилактика переутомления;

- специальный двигательный режим с учетом выявленных особенностей детей;

- оздоровительные мероприятия: закаливание, лечебная физкультура, массаж, водные процедуры и др.;

- специальные коррекционные занятия по преодолению недостатков моторики и психомоторики детей (коррекционная ритмика или логоритмика).

Необходимо проведение информационной работы с родителями и детьми с ОВЗ о необходимости и условиях осуществления здорового образа жизни, поскольку только осмысление ценности здоровья в качестве ключевой ценности человеческой жизни позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном окружении, показать творческий потенциал, наиболее полно реализовать личностный потенциал, достичь успехов в спорте.

Важными составляющими здорового образа жизни являются физическая активность. Физическая культура и спорт являются важным условием для реабилитации и социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Таким образом, в рамках данной статьи нами были сформулированы следующие выводы. Формирование здорового образа жизни у детей является задачей комплексной, в решении которой должны принимать участие не только образовательные учреждения, но и родители. Необходима активная поддержка со стороны государства. Особенно значимым формирование здорового образа жизни становится для детей с ОВЗ, поскольку позволяет компенсировать те проблемы, которые у них сформировались по медицинским причинам.

Активизации физической активности в совокупности с рациональным режимом дня и правильным питанием является основой формирования полноценной личности, дает возможность детям с ОВЗ полноценно развиваться, способствует повышению уровня моторного и психического развития. При стабильном развитии ребенка с ОВЗ в рамках здорового образа жизни, начиная с раннего дошкольного возраста, повышается вероятность его полноценного вхождения в школьную жизнь. В рамках учреждения общего образования, дети с легкой степенью ОВЗ, ведущие здоровый образ жизни способны обучаться наравне с детьми с нормальным развитием.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, связанные с низким уровнем активности у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также негативные последствия, обусловленные проблемами со здоровьем у детей. Автор рассматривает возможности реализации принципов здорового образа жизни при решении задач физической и социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены проблемы, возникающие при формировании здорового образа жизни у данной категории детей.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, формирование здорового образа жизни, физическая активность, дети с ОВЗ.

Annotation. The article deals with the problems associated with the low level of activity in children with disabilities, as well as the negative consequences caused by health problems in children. The author considers the possibility of implementing the principles of a healthy lifestyle in solving the problems of physical and socio-psychological adaptation of children with disabilities. The problems arising in the formation of a healthy lifestyle in this category of children.

Keywords: health, health-saving technologies, formation of a healthy lifestyle, physical activity, children with

ovz.

Литература:

1. Баранова, Л.А. Особенности воспитания здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями / Л.А. Баранова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2018. - С. 250-252.

2. Бутко, Г.А. Роль физического развития в дошкольном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.А. Бутко // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. - 2019. - С. 261 - 262.

3. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Санкт-Петербург: Каро, 2008.

4. Министерство здравоохранения Российской Федерации: Статистические и информационные материалы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy

5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. И.К Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Издательский центр «Академия», 2018.

6. Тюмасева, З.И. Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся / З.И. Тюмасева // Самарский научный вестник. - 2019. - Т. 8. - №. 1 (26).

7. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск, 2003. 164 с.

УДК 371

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Изменение природного развития и существования биосферы человеческой деятельностью носит сегодня глобальный характер. Экологическая ситуация в мире, в свою очередь, оказывает глобальное влияние на человечество, его жизнедеятельность, что актуализирует решение вопросов ослабления пагубного воздействия людей на природу. Решение данных проблем невозможно без обеспечения формирования целостного экологического знания, мышления, сознания и поведения представителей общества.

Сегодня, по мнению В. Блинникова, в приоритете решение вопроса формирования нового экоцентрического типа экологического сознания [2]. При этом стоит указать, что экоцентрический подход в экологическом образовании и воспитании, по словам В.М. Назаренко, «существенно расширяется и дополняется требованием к воспитанию экологической культуры как общей культуры человека» и к формированию «экологического сознания как имманентной части мировоззрения личности» [3, с. 57, 59].

По мнению Л.И. Пономаревой, «чтобы разумное отношение к природе стало составной частью человечества, должен произойти мировой сдвиг внутри самого человека, основанный на осознании особой ценности природы. Перспективы разрешения экологических проблем зависят от всеобщей грамотности населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной ситуации» [4, с. 180]. Вышеизложенное актуализирует реализацию всех направлений экологического воспитания и образования представителей общества и, в первую очередь, педагогов дошкольного образования, формирующих первоосновы общественного сознания у подрастающего поколения. В таком ключе экологическое воспитание и образование будущих педагогов дошкольного образования выступает в значении социального заказа педагогической практике высшей школы.

Изложение основного материала исследования. «Экологическое образование студентов, как целостный педагогический процесс, представляет собой обучение и воспитание студентов, целью которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.