Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ'

ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОЗНАНИЕ / ПОРТРЕТ / МЕХАНИЗМ САМОПОЗНАНИЯ / ОБРАЗ / МЕТОДЫ САМОПОЗНАНИЯ / SELF-KNOWLEDGE / PORTRAIT / MECHANISM OF SELF-KNOWLEDGE / IMAGE / METHODS OF SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клюсова Ксения Андреевна, Овсянникова Оксана Александровна

В статье рассматриваются и анализируются возможности портрета в самопознании человека. Раскрывается механизм познания своего «Я» через восприятие «Другого» человека в портрете, описываются некоторые методы и приемы развития самопознания школьников в рамках урока изобразительного искусства. Механизм самопознания средствами портрета основан на представлении художника (школьника, воспринимающего портрет) о «Другом» человеке через призму собственного взгляда на его образ, и отношения к нему. Через соотнесение отношения к человеку, изображенному в портрете, через анализ характерологических черт «Другого» человека, зритель (учащийся), воспринимающий образ в портрете, начинает познавать самого себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT AS A MEANS OF SELF-KNOWLEDGE

The article discusses and analyzes the possibilities of portrait in human self-knowledge. Reveals the mechanism of cognition of the «I» through the perception of the «Other» person in the portrait, describes some methods and techniques for developing self-knowledge students in the framework of an art lesson. The mechanism of self-knowledge by means of a portrait is based on the representation of the artist (a schoolboy who perceives a portrait) about the «Other» person through the prism of his own view of his image and attitude to it. Through the correlation of the relationship to the person depicted in the portrait, through the analysis of the character traits of the «Other» person, the viewer (student), perceiving the image in the portrait, begins to know himself.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ»

УДК: 372.874

ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ

студентка Клюсова Ксения Андреевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Проблема самопознания относится к числу вечных проблем. Начиная с Античности, человек пытается познать природу самого себя. Проблема самопознания, впервые поставленная Сократом, получила дальнейшее развитие в истории философии в трудах Платона, Аристотеля. Но, в дальнейшем, термин «самопознание» не получил широкого распространения в философии, которая предпочла термины «самосознание», «рефлексия» и другие. Сложность и своеобразие творческой личности, специфика художественной деятельности рассматривались в работах К. Юнга [8], [9].

Большую ценность для разработки проблем искусства представляет результат многолетних раздумий В. Бранского, в его книге «Искусство и философия» [2] оригинально исследуется взаимосвязь искусства и философии. Но, даже в такой фундаментальной работе отдельно не выделена специфика самопознания личности художника. Философское постижение специфики художественного познания было предпринято в работах многих теоретиков периода советской культуры. Однако, во многих случаях, подход к анализу специфики познания в искусстве был формальным, опирающимся на идеологическую основу, в силу чего игнорировалась существенная разница между художественным и научным познанием.

Специфика самопознания в искусстве представляет собой чрезвычайно сложную исследовательскую задачу. К тому же она весьма разноаспектная и многоуровневая. Вершинные произведения искусства можно понять только в контексте естественнонаучных, гуманитарных представлений о человеке [7].

Более того, при всей важности проблемы самопознания долгое время на периферии исследовательского интереса оставались такие вопросы, как составляющие познания, не разработанность художественного аспекта, посвященного проблемам познания себя как личности средствами портрета, механизм и способы самопознания средствами портрета.

Изложение основного материала исследования. Выступая субъектом познания, человек одновременно является и объектом. В самопознании происходит объективация своего «Я». Познавая себя, человек направляет внимание на анализ и оценку своих действий, результатов собственной деятельности, своего внутреннего мира и личностных качеств. В акт самопознания входит и самооценка. Самооценка начинается с оценки внешности: ведь для того, чтобы быть в мире, человек должен быть в нем телесно представлен. Внешность человека несёт многообразную информацию о нем, и потеря каких-либо черт внешнего облика воспринимается человеком как потеря своего «Я», своей сущности. Н. Бердяев подчеркивал, что «форма тела - духовно-душевная», а «лицо человеческое есть самое изумительное в ... жизни, через неё просвечивает иной мир» [3, с. 4]. Интерес человека к постижению своего внешнего облика будет вечным, потому что внешность человека является его личностной характеристикой, без внимания к которой невозможен процесс познания самого себя [4]. Изучение появившихся за последние годы философских работ, посвященных внешности человека, например, С. Ярёменко «Внешность человека в культуре» [10], доказывает наличие интереса к человеческому облику, его изображению.

Среди различных способов и средств познания и самопознания особое место занимает портрет. В искусстве портрет, прежде всего, является представлением художника (а при восприятии и обычного зрителя, учащегося) о «Другом» человеке через призму собственного взгляда на его образ, и отношения к нему. Наиболее информативной для самопознания частью в портрете является лицо. Поэтому портрет как способ самопознания самым непосредственным образом ориентирован на объективацию человеческой индивидуальности. При этом самопознание в портрете заключается не просто в осознании и объективации характерологических внешних собственных качеств, но и в оценке своего внутреннего мира, в соотнесении его с социальными эталонами и нравственными принципами. Жанр портрета является специфической формой эмоционально-художественного анализа художником, зрителем самого себя [1].

Обращение к проблемам самопознания личности особенно актуально в настоящее время, когда все в разладе со всем. Человеку для полноценной, размеренной и гармоничной жизни в обществе, необходимо научиться видеть и слышать не только себя, но и других людей. Но на сегодняшний день, проживая в большом мегаполисе, или в поселке городского типа, мы имеем крайне низкий уровень социализации. Люди отстранены от самих себя, замкнуты, недоверчивы, и, в результате, лишены чувства сопереживания, взаимопонимания. Процесс самопознания невозможен без сравнения и оценки собственных действий, а человек, отвергающий попытки разобраться в себе, - не сможет разобраться ни в других людях и понять их, ни в собственной жизни. Актуальна эта проблема и относительно детей старшего школьного возраста -подростков. В подростковом возрасте в рамках становления самопознания идет развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего «Я» - они сменяются «извне вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной, создает условия для формирования собственного отношения к себе.

Например, наблюдая с экрана телевизора за героями фильмов, подросток всегда почти четко может определить, чей образ и тип близок ему самому, и пояснить свой выбор, неважно, будет это антигерой, или положительный персонаж. Выбор же обусловлен анализом поступков героя, его характером, сравнением их со своими личностными качествами и предпочтениями. Иначе говоря, собственной трактовкой своего характера, который, в свою очередь, нам попытался раскрыть и показать режиссер фильма. Таким образом, через образ «Другого», человек способен приблизиться к самопознанию. «Портрет» же может являться как в образе персонажа из фильма или книги, так и в образе изображения «Другого» человека в визуальном искусстве.

Тема портрета как средства познания и самопознания остается значимой и до конца не исследованной на сегодняшний день. О ее не исчерпанности и актуальности говорит целый ряд диссертационных исследований.

В 2001 году была защищена диссертация А.В. Ляшко по теме «Автопортрет как феномен самосознания культуры» [6], где автор показывает возможность исследования истории автопортрета и портрета как отражение эволюции самопознания художника. А.В. Ляшко, помимо глубокого рассмотрения целого ряда проблем портрета, предлагает оригинальную классификацию жанра, основанную на различных вариантах само-представления художника.

В диссертации С.В. Крузе «Портрет как форма самопознания личности художника» [5] проблемы жанра рассматриваются с позиции философской антропологии. Автор рассматривает специфику художественно-образного самопознания личности в широком историко-культурном контексте на материале литературы и изобразительного искусства.

Следует учесть, что в современном искусстве возникла новая жанровая форма портрета, которая требует и иных форм самопознания. Отказ в искусстве от классических норм, формирование новых художественных приемов, ориентация, даже в жанре портрета, на передачу образа «Я» через «Другого». Уход от образности в искусстве портрета, новые принципы обобщения зачастую ведут к микшированию собственной индивидуальности художника.

На данном этапе произошло радикальное переосмысление самой природы искусства, что повлияло на специфику жанра портрета. Характерная тенденция портретного искусства XX - XXI веков - изображение человеческого «лица без лица». Изменение акцента в портретной стилистике показывает, что смысловая доминанта смещается с человеческого лица вниз. Проявившаяся в искусстве тенденция «тело-центризма» как культуры наглядно демонстрирует понижение духовности в современном мире. Именно поэтому важно обращать внимание на портрет как средство самопознания у подрастающего поколения.

В рамках урока изобразительного искусства возможно применение некоторых методов и приемов познания подростками своего «Я» средствами портрета. Например, используя прием «вхождения» в картину, старшим школьникам можно предложить представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности. Происходит механизм мысленного перехода от своего «Я» к другому «Я», школьник рассказывает, что он почувствовал и представил на месте «Другого» человека. Через отношение к этому человеку школьник понимает, какой он сам человек (добрый, с чувством сопереживания и др.).

Игровые приемы также могут вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание старших школьников на отношении к герою портрета: «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека». В процессе вербальных и двигательных действий школьников проявляется понимание отношения к герою портрета, а через это отношение и понимание своих личностных качеств и черт характера.

Метод анализа портрета в процессе его восприятия может носить разнообразный характер. Он может включать рассказ учителя о его отношении к портрету, чтение стихотворений, близких по образу к герою портрета, высказывание учениками своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.

Средствами самопознания в портрете являются сюжет, композиция, колорит, светотень, ритм, характер мазка, физиогномические черты, поворот головы, контраст, линия, поза, жест, фон, масштаб фигуры, изображение пространства и времени. Портрет, как любой текст нуждается в процедуре интерпретации, содержание которой определяется с одной стороны мерой опосредованности автопортрета авторским вымыслом, а с другой тем, насколько интерпретатор освоил особенности художественно-образного языка.

Выводы. На сегодняшний день стало ясно, что портреты в процессе их восприятия и в ходе их создания (в том числе и руками детей и подростков) дают обширный материал для обобщений и теоретических выходов на проблему понимания механизма самопознания и самоопределения личностного «Я». Портрет «Другого» переживается как возможный опыт жизни, способов самопредставления и самоопределения человека перед лицом реальности. При помощи искусства человеку, как носителю личного опыта, дана возможность прожить целый ряд судеб других людей, а это, в свою очередь, дает понимание себя человеком уже в универсальном смысле, в универсальном значении. Зная биографию изображенного, его судьбу, можно найти следы пережитых им невзгод и побед. Лицо на нелогическом уровне, трудно поддающемся словесному выражению, делает зрителя сопричастным чужой судьбе.

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются возможности портрета в самопознании человека. Раскрывается механизм познания своего «Я» через восприятие «Другого» человека в портрете, описываются некоторые методы и приемы развития самопознания школьников в рамках урока изобразительного искусства. Механизм самопознания средствами портрета основан на представлении художника (школьника, воспринимающего портрет) о «Другом» человеке через призму собственного взгляда на его образ, и отношения к нему. Через соотнесение отношения к человеку, изображенному в портрете, через анализ характерологических черт «Другого» человека, зритель (учащийся), воспринимающий образ в портрете, начинает познавать самого себя.

Ключевые слова: самопознание, портрет, механизм самопознания, образ, методы самопознания.

AnMtation. The article discusses and analyzes the possibilities of portrait in human self-knowledge. Reveals the mechanism of cognition of the «I» through the perception of the «Other» person in the portrait, describes some methods and techniques for developing self-knowledge students in the framework of an art lesson. The mechanism of self-knowledge by means of a portrait is based on the representation of the artist (a schoolboy who perceives a portrait) about the «Other» person through the prism of his own view of his image and attitude to it. Through the correlation of the relationship to the person depicted in the portrait, through the analysis of the character traits of the «Other» person, the viewer (student), perceiving the image in the portrait, begins to know himself.

Keywords: self-knowledge, portrait, mechanism of self-knowledge, image, methods of self-knowledge.

Литература:

1. Андронникова Ю. М. Портрет. - М., Искусство, 1980.

2. Бранский В.П. Искусство и философия. - Калининград. - М., 1999.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. - Москва: Хранитель, 2007.

4. Бердяев H.A. О назначении человека. - Париж, 1931.

5. Крузе С.В. Автопортрет как форма самопознания личности художника. - автореферат дис. на соискание уч. степени кандидата философских наук. - спец. 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2004.

6. Ляшко А.В. Автопортрет как феномен самосознания. культуры: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии (24.00.01) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2001.

7. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - СПб.: 1996.

8. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., «Прогресс», 1994.

9. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании / Юнг К.Г. Человек и его символы. - М. 1997.

10. Ярёменко С.Н. Внешность человека в культуре. - Ростов-на-Дону, 1997. с. 172.

УДК 372

РОЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

студентка 1 курса магистратуры Колесникова Мария Викторовна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Сорокопуд Юнна Валерьевна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор)

Постановка проблемы. Тенденцией последних десятилетий является обращение мирового сообщества к здоровому образу жизни. Данный процесс нашел отражение и в решениях, принятых на государственном уровне в Российской Федерации, активной социальной рекламе физической активности и спорта, развитии массового спорта в стране.

В рамках реализуемой в Российской Федерации демографической программы, пристальное внимание стало уделять вопросам повышения рождаемости, снижения смертности, активного долголетия и соответственно, сохранению здоровья россиян. В рамках реализации данной программы. Направленной на стабилизацию численности населения в РФ, удалось стабилизировать ключевые демографические показатели, обеспечить умеренный естественный прирост, но в то же время, снизилось количество абсолютно здоровых детей. Проблема формирования здорового образа жизни для России является достаточно актуальной, поскольку согласно данным официальной статистики, среди всех школьников абсолютно здоровы только 20,7 % [4]. По данным Г.А. Бутко, до 4,3 % от общей численности детского населения, в то время как еще в 20 дет назад эти цифры были на уровне 8,7 % [2]. Среди заболеваний, которые зафиксированы с медицинских картах первоклассников стоят такие, как нарушения зрения. Слуха, сколиоз и иные заболевания, свидетельствующие о нарушении основ здорового образа жизни. Статистика начала 90-х гг. ХХ века говорит о том, что уровень абсолютно здоровых детей сократился вдвое за 30 лет. Усугубились нервно-психические и соматические заболевания, которые усугубляют темпы моторного развития детей и снижают уровень их психического развития. Причины данных проблем связаны с совокупностью негативных факторов экологического, социального и медицинского характера.

При этом изменения начинают затрагивать и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Психолого-педагогические исследования говорят о том, что формирование устойчивых привычек и навыков здорового образа жизни закладывается в детском возрасте. Поэтому приобщение к нему должно начинаться уже с раннего дошкольного возраста. Особенного внимания в данном случае требуют дети с ОВЗ [2].

Изложение основного материала исследования. Сегодня многие исследователи говорят о наиболее распространенной и многочисленной группе детей с проблемами в развитии: о так называемых детях с негрубыми (слабовыраженными, минимальными) отклонениями в развитии. К таким формам психического недоразвития относят негрубую задержку психического развития, некоторые нарушения речи, неврозы, минимальную мозговую дисфункцию, астенические проявления, психопатоподобные проявления, легкую двигательную патологию церебрально-органического генеза, минимальные нарушения зрения, слуха, негрубые расстройства аутистического спектра и пр. [5].

Особенную актуальность вопросы воспитания детей с минимальными отклонениями в развитии приобретают в связи с расширением инклюзивных процессов в дошкольном образовании. Дети с негрубыми нарушениями чаще всего не посещают специальные дошкольные учреждения и группы, а оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников. Между тем им должна быть организована своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем. И, прежде всего, должно быть организовано их психолого-педагогическое сопровождение [3].

Под формированием здорового образа жизни З.И. Тюмасева [6] понимает совокупность трех разнонаправленных задач, которые должны решаться одновременно на различных уровнях:

Во-первых, необходимо обеспечение физического компонента, составляющего здоровый образ жизни, дополняемого психическим здоровьем ребенка. Это глобально-социальный уровень.

Во-вторых, дидактический уровень. В рамках него осуществляется ознакомление детей и их родителей с правилами поведения в ситуациях, угрожающих их здоровью, необходимыми приемами, позволяющими сохранить и преумножить здоровье.

В-третьих, на методическом уровне происходит знакомство детей с ОВЗ и их родителей с теми правилами личной гигиены, с физиологическими основами процессов жизнедеятельности человека, а также с последствиями приёма алкоголя и психотропных веществ.

Обобщив данные о содержании здорового образа жизни. Представленные в литературе можно выделить несколько компонентов, которые позволяю говорить о наличии у человека здорового образа жизни:

- отсутствие зависимостей (они негативно сказываются на состоянии физического и психического здоровья, ряд зависимостей ведут также к нарушению социального здоровья, например употребление психотропных веществ);

- оптимальный режим дня, который выстраивается индивидуально, в зависимости от личности человека, но имеет определенную структуру (время пробуждения и отхода ко сну, соотношение времени на физическую и умственную активность, фиксированное время приема пищи и т.д.);

- рациональное питание, которое включает разнообразные и сбалансированные блюда, в том числе овощи, фрукты, достаточное количество чистой воды и т.д.;

- личная гигиена, является базисом сохранения здоровья;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.