практической конференции. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 59-61.
5. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А., Тарабрина Ю. О. Разработка и внедрение методики мониторинга удовлетворенности работодателей уровнем подготовленности студентов [Электронный ресурс] // Экономика и социум. -2016. № 2 (21). Режим доступа: URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_21/Kol esnikov %20O.L.(Sovremennye %20nauki %20i %20obrazovanie).pdf (дата обращения: 29.03.2016).
6. Опфер Е. А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - Вып. № 10 (85). - С. 89-94.
7. Русанова А. А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Том 7, № 3. - Режим доступа: URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/rusanova.pdf (дата обращения: 01.04.2016).
The formation of a healthy lifestyle and physical development of preschool children under the conditions of introduction of Federal State Educational Standards in Preschool Education: basic directions and рrospects for work Anisimova T. (Russian Federation) Формирование здорового образа жизни и физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО: основные направления и перспективы работы Анисимова Т. Г. (Российская Федерация)
Анисимова Татьяна Геннадьевна /Anisimova Tatyana - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск, Республика Мордовия
Аннотация: в статье изложены основные направления и перспективы работы в области физического развития детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные компоненты здорового образа жизни.
Abstract: the article focuses on basic directions and prospects for work in physical development of preschool children. The main components of a healthy lifestyle are considered.
Ключевые слова: физическое развитие, дошкольное образование, перспективы развития.
Keywords: physical development, preschool education, prospects of development.
Сегодня развитие системы дошкольного образования в сфере физической культуры и спорта вплотную связано с сохранением и укреплением здоровья детей.
Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно -правовых документов, таких как: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения
173
в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребенка»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Согласно этим документам программы дошкольного образования должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка. Очень важно, чтобы это требование не осталось просто декларацией, так как оно актуально по многим причинам.
Во - первых - не преодолены тенденции в состоянии здоровья детской популяции.
Во - вторых - с созданием условий и личностно - ориентированной педагогики принципиально важно обеспечить возможность реализации таких образовательных программ, которые удовлетворяют требованиям укрепления требованиям физического и психического здоровья.
В - третьих, как уже неоднократно отмечалось в материалах Министерства образования, в условиях вариативности дошкольного образования весьма актуальна проблема защиты ребенка от перезагрузки, так как, ориентация примерных образовательных программ дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамки интересов педагогов физическое и социальное развитие ребенка, это в свою очередь, наносит серьезный ущерб как их личностному развитию, так и состоянию здоровья.
Дошкольник должен получить знания о здоровье и его значение в жизни человека, узнать свои физические возможности, индивидуальные особенности своего физического развития, элементарные способы управления своим эмоциональным и физическим состоянием.
Главной целью образовательной области «Физическое развитие» является гармоничное физическое развитие, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, формирование: начальных представлений о некоторых видах спорта; основ здорового образа жизни [2].
Основными направлениями развития системы работы по формированию здорового образа жизни и физическому развитию детей дошкольною возраста согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования являются [1]: оздоровительное, образовательное и воспитательное, которые осуществляются в едином процессе.
Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культы, направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных умений и навыков: развитие двигательных способностей. Предусматривает в первую очередь формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка внедрение в практику занятий нетрадиционных методов и приемов, направленных на потребность движения и развития физические качеств.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, ее эволюцию с учетом фактора развития; творческую организацию способностей человека, предусматривающая нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности.
Основными компонентами здорового образа жизни являются: правильное питание; рациональная двигательная активность; закаливание организма; развитие дыхательного аппарата; охранение стабильного психоэмоционального состояния.
Начальные знания и навыки по вышеуказанным составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Только совместными усилиями специалистов разных областей знаний (медицины, физической культуры и спорта, психологии) можно решать эту сложную проблему.
Роль педагога ДОО состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольною возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОО, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.
Важным компонентом этого процесса является проектирование - деятельность педагога, с высоким уровнем проектировочных способностей, которые проявляются во взаимодействии основных систем управления тобой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).
Литература
1. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014 - 368 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Мин. Обр. науки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
Professional culture of a preschool education teacher as a condition of efficient professional work in modern nursery school Grishnyaeva I. (Russian Federation) Профессиональная культура педагога дошкольного образования как условие эффективной профессиональной деятельности в современных условиях Гришняева И. В. (Российская Федерация)
Гришняева Ирина Владиславовна / Grishnyaeva Irina - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск, Республика Мордовия
Аннотация: статья посвящена проблеме повышения эффективности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Особое внимание уделяется коммуникативной культуре педагога как условию развития ее у детей.
Abstract: the article deals with the problem of increasing the effiency of a preschool education teacher professional activity. Special attention is given to the teacher's communication culture as a condition for developing children's communication skills.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, открытое образовательное пространство.
Keywords: professional practice, open educational space.
Культура личности условно подразделяется на общую и профессиональную культуру, включающую в себя специальную подготовку, знания, способности, связанные с выбранной специальностью.