УДК 378+371
Палаткин Илья Владимирович
Доцент кафедры физического воспитания Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования компетентности к сохранению и поддержанию здоровья школьников в педагогическом университете, связанный с реализацией здоровьесберегающих технологий. Проблему сохранения и поддержания здоровья школьников автор предлагает решать на основе формирования компетенций педагога, уточнив при этом понятия «компетентность педагога к сохранению и поддержанию здоровья школьников» и «физическое воспитание».
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, компетентность педагогов к сохранению и поддержанию здоровья школьников, компетенции, модульное обучение, физическое воспитание.
Palatkin Ilya Vladimirovich
Associate professor of physical training Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
THE FORM A COMPETENCE FOR KEEPING AND SUPPORT HEALTH OF PUPIL’S TEACHERS TRAINING UNIVERSITY
Abstract. In the article question competence for keeping health with the help of the schoolboys, teachers training university connected with realization health saving technologies is considered.
A problem for keeping health with the help of the schoolboys the author suggests to solve on the basis of formation scope the teacher, having specified thus concepts «competence teachers training for keeping pupil’s health with the help of the schoolboys» and «physical training».
Keywords: health saving technologies, competence teachers training future teachers for keeping and support health of pupil’s, competences, modular training, physical training.
В XXI веке здоровье нации рассматривается не только в качестве условия развития общества, но и как основа его сохранения и существования, что нашло отражение в основных нормативно-правовых документах: в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, 2009» и др. В этих документах подчеркивается роль и значение здорового образа жизни и физического воспитания молодого поколения, фиксируется потребность в компетентном педагогическом обсуждении с детьми вопросов здоровья и пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье.
Высшее педагогическое образование имеет особое значение в решении проблемы приобщения педагогов к активному образу жизни. Во-первых, именно педагоги взаимодействуют с подрастающим поколением на протяжении длительного времени, охватывающем основные сенситивные периоды развития личности в школьном возрасте. Во-вторых, подготовка учителя к эффективной профессиональной деятельности должна учитывать весьма серьезные психологические и физические нагрузки, неизбежные в такой работе.
Насколько учитель владеет знаниями о средствах и способах сохранения и поддержания здоровья, зависит правильный и грамотно организованный процесс обучения и
воспитания школьников. Но, по словам М. Я. Виленского, такие человековедческие науки, как педагогика, психология, медицина, практически работающие с конкретным, индивидуально неповторимым человеком, отделены друг от друга искусственными границами [1, с. 10].
Исследования различных авторов показывают, что 80 % школьников страдают от гиподинамии, в школах наблюдается процесс деселерации. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние детей ухудшается в 4-5 раз, они приобретают различные заболевания: сколиоз, нарушение осанки, вследствие недостаточной двигательной активности. В некоторых школах число здоровых учеников составляет всего 1%. Вот такой контингент абитуриентов и пополняет ежегодно студенческую среду, доводя уровень освобожденных от занятий физической культурой до 30% и более. Упущения средней школы в области физического воспитания приходится выправлять длительное время в вузе и заниматься не повышением спортивного мастерства, а разносторонним физическим развитием, направленным на улучшение здоровья, повышение физической подготовленности [3; 5].
В последние несколько лет в педагогическом лексиконе появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ), которое до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие образовательные технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся [2].
Здоровьесберегающие образовательные технологии - 1) технологическая основа здоровьесберегающей технологии, 2) это совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников и студентов, 3) качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов (Е. А. Романова, 2008).
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что в течение
длительного времени теоретические и практические вопросы профессиональной подготовки педагогов, связанные с реализацией здоровьесберегающих технологий, решались в контексте проблем физической культуры. Профессиональная подготовка педагогов к сохранению и поддержанию здоровья школьников выходит далеко за пределы специальной физической подготовки, включая в себя процесс формирования компетенций учителя на основе фундаментальных знаний о сущности возрастных изменений и новообразований детей в процессе их обучения, воспитания и развития.
В словаре Д. Н. Ушакова сохранять - это сберегать, соблюдать, хранить, беречь, держать в целости (не дать кому, чему-нибудь исчезнуть), а поддержать - не дать чему-нибудь, пресечься, прекратиться, нарушиться, применив для этого какие-нибудь средства [4].
В нашем понимании сохранение здоровья - это знание способов, средств, методов здоровьесбережения, а поддержание здоровья - это практическое применение полученных знаний и их самостоятельное использование в жизни и профессиональной деятельности. Сохранение и поддержание здоровья школьников, по нашему мнению, носит двойственный характер: если педагог сам не знает, как сберечь свое здоровье, не ведет здоровый образ жизни, то он не сможет сберечь и здоровье детей.
Аналитическое исследование современных психолого-педагогических концепций профессиональной подготовки, здоровьесберегающих технологий и физической культуры позволило уточнить понятия «компетентность педагога к сохранению и поддержанию здоровья школьников» и «физическое воспитание» применительно к студентам, имеющим низкую мотивацию к здоровому образу жизни и ограничения по здоровью. Компетентность педагога к сохранению и поддержанию здоровья школьников мы рассматриваем, как интегральную характеристику личности профессионала, включающую знания, средства, способы сохранения и поддержания собственного здоровья педагога и здоровья школьников в образовательном процессе. Физическое воспитание студентов, имеющих ослабленное здоровье - это педагогический процесс формирования устойчивой мотивации на здоро-
Рис. 1. Базовый модуль профессиональной подготовки педагогов «Сохранение и поддержание здоровья школьников и педагогов»
вый образ жизни, преодоления негативных установок и целенаправленного использования факторов физической культуры.
Одним из способов овладения обязательными знаниями в целях сохранения и поддержания здоровья школьников мы видим в модульном обучении. В связи с этим нами был определен базовый модуль, реализованный в ходе экспериментальной работы, состоящий из нескольких блоков.
Базовый модуль включает минимум обязательных знаний (компетенций). Ключевые компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся
мире (общекультурные - ОК). Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.) (общепрофессиональные - ОПК). Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредмет-ной сферы профессиональной деятельности (профессиональные - ПК).
Актуализация именно модульного принципа подготовки связана с возможностями изменений и модификации каждого содержательного блока в зависимости от новых требований и развития психологопедагогической науки. Кроме того, корот-
подготовка
Уровни
■ Высокий уровень
□ Средний уровень
□ Низкий уровень
□ Критический уровень
Рис. 2. Уровень сформированности компетентности к сохранению и поддержанию здоровья школьников в педагогическом вузе на констатирующем этапе
подготовка
Уровни
■ Высокий уровень
□ Средний уровень
□ Низкий уровень
□ Критический уровень
Рис. 3. Уровень сформированности компетентности к сохранению и поддержанию здоровья школьников в педагогическом вузе на контрольном этапе
кие модульные программы позволяют реализовать базовый минимум подготовки учителей в системе повышения их квалификации для расширения спектра общепедагогических компетенций. Базовый обучающий модуль нацелен на формирование общепедагогической здоровьесберегаю-
щей компетенции, необходимой для сохранения и поддержания здоровья детей в условиях практической деятельности учителя. В модуле фиксируются межпредметные связи с учетом целостного процесса подготовки педагогов к здоровьесберегающему обучению и воспитанию современных школьников в условиях образовательной системы.
На рисунке 1 представлен модуль, состоящий из вышеперечисленных блоков.
Нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 60 студентов третьего курса НГПУ специальных медицинских групп: факультета иностранных языков - 30 человек, института детства - 15 человек и института физикоматематического и экономического образо-
вания - 15 человек. Все испытуемые были в возрасте от 20 до 22 лет.
Констатирующий этап предполагал определение уровней компетентности к сохранению и поддержанию здоровья школьников в педагогическом вузе, что наглядно представлено на рисунке 2.
Контрольный этап объединил обработку и анализ полученных данных, описание хода и результатов опытно-экспериментальной работы. Для сравнения и анализа результатов экспериментальной работы использовались данные, полученные в экспериментальных группах и обработанные при помощи математической статистики. Сформированность уровней компетентности к сохранению и поддержанию здоровья школьников в педагогическом вузе, на контрольном этапе представлена на рисунке 3.
В целом, наше экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Модульная представленность и реализация содержания психолого-педагогическо-го образования по проблеме здоровьесбере-
жения и развития позволили сформировать достаточно высокий уровень компетентности к сохранению и поддержанию здоровья школьников в педагогическом вузе;
2. Компетентность к сохранению и поддержанию здоровья школьников в педагогическом вузе должна быть основана на реализации принципа гуманизации и общеметодических принципах, индивидуальнодифференцированном подходе, рефлексивной подготовке и использовании игрового метода;
3. Модульное обучение способствует повышению уровня компетентности педагога, повышению интереса, улучшению состояния здоровья, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Библиографический список
1. Виленский М. Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №9. - С. 9-11.
2. Всероссийский съезд здоровое поколение -здоровая Россия [электронный ресурс]. - Режим доступа. Й1р://%'%г«г. zpzr.ru.
3. Зайцев Г . А. Время педагогики здра-восозидающей // Народное образование. -2002. - №6. - С. 193-200.
4. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - Т. 3. - М., 2000. - М.: Терра. - 712 с.
5. Шушпанов А. В. Пропаганда физической культуры как один из важнейших факторов укрепления здоровья студентов // Проблемы высшего технического образования. Концептуальные основы физического воспитания в технических вузах: [межвузовский сборник]. - Новосибирск, 2001. -С. 56-57.