Научная статья на тему 'Формирование заказа на повышение квалификации научно-педагогических работников'

Формирование заказа на повышение квалификации научно-педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКАЗА НА ПРОГРАММЫ ДПО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НПР / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУР / SOCIAL-PEDAGOGICAL / SOCIAL-ECONOMIC MODELS OF FORMATION OF FACULTY PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMMES ORDER / SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION / NETWORKING STRUCTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коржов Сергей Тимофеевич, Игнатович Елена Владимировна

В статье представлен опыт вуза по проектированию устойчивых моделей формирования заказа на программы повышения квалификации НПР вуза. Выделены субъекты, заинтересованные в профессиональном развитии кадров и ответственные за качество основных процессов, выстроены вертикали и горизонтали формирования общественно-профессионального заказа, инструменты работы с элементами заказа, механизмы сетевого взаимодействия структур по формированию и реализации заказа; описаны группы условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коржов Сергей Тимофеевич, Игнатович Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the order for the university faculty skill developing programmes

The article presents the model of formation of the order for the programmes of faculty professional development. The description of the model elements includes the subjects and the objects of the order, the connections and links between the subjects and the objects, the tools, mechanism of the order.

Текст научной работы на тему «Формирование заказа на повышение квалификации научно-педагогических работников»

ются также понятия «образовательные тех- тельного набора компонентов) ООП, еди-

нологии », «активные и интерактивные ме- ных принципов размещения ООП на сай-

тоды обучения». тах образовательных учреждений (обяза-

7. Четкое определение в ФГОС и иных тельные разделы сайта; полнота и форма

нормативных документах состава (обяза- представления компонентов ООП).

KOVTUN E. THE RESULTS OF THE EXPERT REVIEW OF THE FSES-BASED EDUCATIONAL PROGRAMS

The article puts forth the most significant results of the expert review of the federal state educational standards-based undergraduate educational programs developed by the classical universities of Russia in 2010-2011 and the expert’s suggestions addressed to the HEIs, FSES authors and to the federal governmental bodies for improving institutional and methodological foundations of undergraduate educational programs.

Key words: Russian higher professional education reform, federal state educational standards (FSES), FSES-based HEI’s undergraduate educational programs.

С. Т. КОРЖОВ, доцент, первый проректор

Е.В. ИГНАТОВИЧ, канд. пед. наук Петрозаводский государственный университет

Формирование заказа на повышение квалификации научнопедагогических работников

В статье представлен опыт вуза по проектированию устойчивых моделей формирования заказа на программы повышения квалификации НПР вуза. Выделены субъекты, заинтересованные в профессиональном развитии кадров и ответственные за качество основных процессов, выстроены вертикали и горизонтали формирования общественно-профессионального заказа, инструменты работы с элементами заказа, механизмы сетевого взаимодействия структур по формированию и реализации заказа; описаны группы условий.

Ключевые слова: социально-педагогические, социально-экономические модели, формирование заказа на программы ДПО, профессиональное развитие НПР, сетевое взаимодействие структур.

В современной инновационной экономике кадры вуза рассматриваются как важнейший капитал и ресурс развития, требующий интеллектуальных, материальных, социальных, технологических инвестиций. В условиях существенной перестройки социально-экономических ориентиров России, непрерывной модернизации отечественного образования назрела необходимость изменения традиционной системы повышения квалификации, выстраивания обновлённых моделей профессионального развития научно-педагогических кадров

(НПР), отвечающих актуальным требованиям и вызовам.

В рамках данной статьи представлен опыт разработки и развития устойчивой модели формирования общественно-профессионального заказа на повышение квалификации НПР вуза как внутриучрежденческой задачи. В статье описаны результаты первого этапа реализации подпроекта «Разработка и реализация устойчивых инновационных моделей профессионального развития аспирантов, научно-педагогических и управленческих кадров ПетрГУ » в рамках Програм-

мы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 г. «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития» [1]-

Под устойчивой моделью формирования заказа на повышение квалификации НПР вуза мы понимаем эффективный механизм управления взаимосвязями всех действующих и потенциальных субъектов, прямо или косвенно задействованных в принятии решений и реализации мероприятий по развитию кадрового потенциала. Актуальность разработки и внедрения обновленных моделей связана с необходимостью повышения качества управляемых процессов и результатов, развития управленческих компетенций руководителей всех уровней, базирующихся на понимании эффектов синтеза управленческих и образовательных стратегий, возможностей и ограничений системы дополнительного профессионального образования. С одной стороны, система профессионального развития НПР, включая повышение квалификации, все виды неформального и инфор-мального образования, должна стать более управляемой и эффективной, работать на решение задач вуза. С другой стороны, управленческие кадры университета всех уровней должны овладеть технологиями формирования заказа на развитие важных для вуза компетенций, а научно-педагогические кадры - освоить технологии формирования заказа на программы дополнительного профессионального образования (ДПО) на основе самодиагностики образовательных потребностей, профессиональ-ныхзатруднений, оценки новых профессиональных задач и необходимых личностнопрофессиональных ресурсов для их решения.

В ходе проектирования устойчивых инновационных моделей профессионального развития НПР ПетрГУ анализировалась образовательно-методическая, организационная среда университета, сложившаяся

система условий повышения квалификации НПР, механизмы управления, инновационные потенциалы ПетрГУ в решении задач профессионального развития кадров; учитывался опыт создания социально-экономических, социально-педагогических моделей профессионального развития кадров [2].

Анализ кадровой политики в ПетрГУ в последнее десятилетие показал, что активная деятельность университета в конце 90-х - начале 2000 гг. по привлечению молодежи в профессорско-преподавательский состав, сохранению опытных преподавателей и поддержанию доли кандидатов и докторов наук на стабильном уровне дала свои положительные результаты. Общая «остепененность » сохранялась в диапазоне 61-62 %, в т.ч. докторов наук - 11-12%. К настоящему моменту количество преподавателей возрастной группы 30-40 лет в кадровом составе ППС выросло за последние пять лет примерно в 1,5 раза, что превосходит количество преподавателей в возрастных группах 40-50 и 50-60 лет. Примерно такое же количество преподавателей, как правило докторов и кандидатов наук, имеет возраст старше 61 года. Средний возраст ППС ПетрГУ сохраняется последние два года на уровне 45-46 лет. Примерно половина профессорско-преподавательского состава - женщины (в 2011 г. -485 из 850).

В настоящее время на 79 кафедрах 13 факультетов ПетрГУ работают 1211 научно-педагогических работников, в т.ч. 604 кандидата наук и 129 докторов наук, три действительных члена Российских академий наук, семь членов-корреспондентов Российских академий наук. К чтению лекций и проведению занятий активно привлекаются представители бизнеса, академической и отраслевой науки, имеющие опыт научно-преподавательской деятельности. Организационно-правовое, научно-методическое, информационно-аналитическое, материально-техническое, экономическое обеспечение и сопровождение деятельнос-

ти вуза осуществляют 13 управлений ПетрГУ.

Анализ структуры управления развитием кадрового потенциала вуза позволил выделить сеть структурных подразделений, решающих задачи профессионального развития НПР различного уровня:

• организационно-аналитический, консультационно-методический уровень:

— кафедры (индивидуальное планирование профессиональной деятельности ППС и отчёт о результатах, в т.ч. научных, методических, инновационных достижениях; принятие решений о поощрении, стимулировании; организация научно-методической, образовательной деятельности, в т.ч. коллективной; первичное выявление затруднений, профессиональных дефицитов НПР для планирования маршрутов профессионального развития);

— учебно-методическое управление (организация мониторинга развития кадрового потенциала вуза, в т.ч. на основе рейтингования кафедр, консультирование по вопросам организации образовательного процесса, реализации основных образовательных программ);

— управление научных исследований (организация подготовки научно-педагогических кадров, в т.ч. молодых преподавателей, в форме аспирантуры, докторантуры, соискательства; сопровождение НИОКР; консультирование по вопросам организации исследований, представления результатов);

— управление международного сотрудничества (анализ результативности участия НПР в программах управления; включение кадров вуза в международное сотрудничество);

— факультет повышения квалификации (планирование программ повышения квалификации на новый учебный год; консультирование по вопросам реализации программ дополнительного профессионального образования);

• образовательно-методический уровень:

— факультет повышения квалификации (организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза в области теории и методики профессионального образования, иностранных языков);

— региональный центр новых информационных технологий (обучение профессорско-преподавательского состава, сотрудников вуза применению ИКТ в профессиональной деятельности);

— студенческий бизнес-инкубатор (обучение молодых преподавателей, молодых ученых, сотрудников вуза в сфере инновационного менеджмента, трансфера технологий, защиты интеллектуальной собственности, инновационного предпринимательства);

— отдел охраны труда Управления комплексной безопасности: обучение сотрудников основам безопасности деятельности вуза;

— центр языковой подготовки (профессионально-ориентированное языковое обучение НПР).

• уровень документационного, информационного сопровождения и нормативно-правового обеспечения:

— отдел кадров ПетрГУ (ведение и документальное сопровождение базы данных сотрудников, их личных дел; анализ, мониторинг, прогнозирование);

— региональный центр новых информационных технологий (разработка и сопровождение информационно-аналитической интегрированной системы управления вузом, в том числе личного кабинета сотрудника);

— отдел охраны труда управления комплексной безопасности (обеспечение охраны труда; аттестация рабочих мест);

— административно-правовое управление.

Как видно из перечня, в системе профессионального развития кадров и учёта результатов этого процесса участвует не-

сколько подразделений различного уровня. К сильным сторонам сетевой структуры относится её вариативность, многовек-торность, синтез функций. К слабым сторонам — отсутствие управляющего центра, координирующего деятельность сетевых структур в решении задач профессионального развития НПР, и, как следствие, отсутствие единых подходов, критериев и показателей деятельности по развитию НПР, устойчивых связей между структурами. Отсутствуют эффективные ресурсоёмкие механизмы обратной связи: «управления — кафедры», «кафедры — ФПК», «ФПК — отдел кадров » и др., а также аналитические механизмы формирования заказа на программы повышения квалификации на основе анализа характера повторяющихся обращений НПР за консультациями в управления и структурные подразделения. Вместе с тем в действующей сетевой модели заложены ресурсы для развития устойчивых механизмов формирования заказа на программы повышения квалификации НПР, связанные с характером складывающихся стабильных сетевых связей, системы управления развитием кадров вуза на основе информационно-аналитической интегрированной системы управления вузом (ИАИС ПетрГУ).

Анализ системы управления профессиональным развитием кадров ПетрГУ позволил выявить главных субъектов внутриву-зовской сети, потенциально влияющих на формирование заказа на программы повышения квалификации НПР. Среди них:

1) преподаватели, в том числе молодые, остепененные/не остепененные, имеющие ученое звание/не имеющие, включенные в выстраивание индивидуальных профессиональных маршрутов, в т.ч. в форме ежегодного планирования деятельности; 2) заведующие кафедрами, руководители исследовательских лабораторий; 3) управленческие команды факультетов — деканы, заместители деканов; 4) руководители управлений, отделов в составе управлений;

5) проректоры по направлениям деятельности; 6) структурные подразделения, проектирующие и реализующие программы ДПО. При создании модели формирования заказа на программы ДПО важно определить их роль, степень и механизмы эффективного участия каждой из групп субъектов, вертикали и горизонтали формирования заказа.

В действующей системе повышения квалификации научно-педагогических работников параллельно развиваются два процесса — формальное (институциональное) и неформальное повышение квалификации [3]. Формальное повышение квалификации связано с реализацией 72-часовых программ дополнительного профессионального образования в рамках контрольных цифр приёма на факультет повышения квалификации, включая выездные программы в базовые вузы. Этот вид программ повышения квалификации охватывает около 20% НПР и финансируется за счёт средств государственной субсидии на основе конкурсного отбора, ежегодно проводимого Министерством образования и науки. Конкурсной документацией определены следующие основные направления государственного заказа.

1. Актуальные вопросы реализации ФГОС.

2. Современные технологии образовательного процесса.

3. Информатизация образования.

4. Инновационная деятельность в образовании.

5. Реализация инновационных образовательных программ дополнительного профессионального образования.

6. Организация и проведение повышения квалификации и переподготовки взрослого населения.

7. Правовые аспекты профессиональной деятельности, в т.ч. вопросы интеллектуальной собственности.

8. Программы «Комплексная безопас-

ность», «Безопасность жизнедеятельности», включая вопросы противодействия терроризму.

9. Приоритетные направления науки, техники, критических технологий, в т.ч.:

— энергосберегающие и энергоэффективные технологии;

— вопросы повышения квалификации педагогических кадров по инженерным специальностям;

— ядерные технологии;

— информационные технологии;

— биоинформационные и биотехнологии;

— современные производственные технологии туризма и сервиса;

— организация сервиса по предоставлению образовательных, медицинских и других услуг инвалидам;

— другие сферы, относящиеся к национальным интересам России.

10. Экология и природопользование, в т.ч. вопросы поддержания здорового образа жизни.

11. Теология.

Возможность выбора направлений, заложенная в государственном заказе, создает условия для сочетания государственного и внутривузовского заказа на повышение квалификации НПР. В рамках государственной субсидии в последние пять лет в вузе разработаны и ежегодно реализуются десять дополнительных образовательных программ повышения квалификации, охватывающие направления 1—4, 8 государственного заказа («Актуальные вопросы педагогики и психологии высшей школы »; «Современные педагогические технологии в вузе »; «Управление качеством образования в вузе»; «Современный менеджмент образования»; «Профессиональная меж-культурная коммуникация на иностранном (английском/финском) языке»; «Формирование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения»; «Создание учебно-методи-

ческих комплексов дисциплин (УМКД) и контрольно-измерительных материалов (КИМов) в системе дистанционного обучения»; «Современные проблемы воспитательной деятельности в вузе»; «Создание мультимедийных электронных образовательных ресурсов в средствах презентаций »; «Комплексная безопасность »).

К формальному повышению квалификации можно отнести и образовательные модули, дополнительные образовательные программы, реализуемые ведущими управлениями и структурными подразделениями вуза: управлением комплексной безопасности, региональным центром новых информационных технологий, студенческим бизнес-инкубатором и др. — за счёт внутренних средств вуза. Программы указанных управлений и подразделений соотносятся с направлениями 1—4, 7—8 государственного заказа. Таким образом, вуз обеспечивает реализацию программ повышения квалификации НПР по большинству направлений государственного заказа и разрабатывает внутренние программы в русле приоритетных направлений государственной политики, что свидетельствует о работе вертикали «министерство — вуз» в формировании заказа на программы повышения квалификации НПР.

Анализ формальной части образовательной среды ДПО вуза показал, что она достаточно хорошо структурирована, в ней сложились внутренние механизмы формирования заказа с ориентацией как на внешние требования Минобрнауки, так и на внутренние потребности, часто совпадающие с внешне задаваемым вектором. Вместе с тем было выявлено, что круг лиц, участвующих в формировании общественнопрофессионального заказа на «формальное повышение квалификации», ограничен, формализован; интересы, образовательные запросы НПР, кафедр, факультетов, управлений учитываются косвенно, опосредованно, выборочно; отсутствует комплексная система формирования заказа на

основе аналитики достаточного количества критериев и показателей, включая требования к вузам и НПР со стороны Министерства, Рособрнадзора и др.

Неформальное и частично формальное повышение квалификации осуществляется управлениями и подразделениями в ходе решения конкретных текущих задач и связано с организацией семинаров, обсуждений, проблемных групп, круглых столов и др. Широкое распространение получило профессиональное развитие в форме погружения (в проектную деятельность, в НИОКР, в проектирование программ под ФГОС и мн. др.). Ещё одна возможность неформального повышения квалификации — участие в конкурсах для НПР — получает распространение в последние несколько лет. Несмотря на большое количество организационно-методических событий в рамках работы управлений, включая организацию работы советов, практика проведения разовых образовательно-методических мероприятий в вузе носит эпизодический характер, не связана или лишь частично связана с системой повышения квалификации, выходом на формирование дополнительных образовательных программ семинаров и получением документов по результатам их освоения. У руководителей управлений и структурных подразделений отсутствует системное представление о возможностях встраивания неформальных, частично институциональных форм профессионального развития в институциональную систему повышения квалификации.

В процессе проектирования обновленной устойчивой модели формирования заказа на программы профессионального развития кадров ПетрГУ проводился опрос руководителей управлений, факультетов, кафедр, в ходе которого выявлялась их готовность формировать заказ на программы ДПО. Результаты опроса показали в целом отсутствие у большинства руководителей понимания взаимообусловленности качества профессионального развития кадров

и качества основных процессов вуза, наличие затруднений в формулировании заказа на развитие конкретных компетенций, что свидетельствует о необходимости обновления модели управления качеством в вузе с учётом результативности профессиональной деятельности кадров.

Данные мониторинга показывают, что ведущими проектировщиками заказа на программы повышения квалификации могут стать: 1) научно-педагогические работники, чей заказ может аккумулироваться как индивидуально, так и через кафедры;

2) кафедры как структурные подразделения, выявляющие тактические индивидуальные и коллективные затруднения, профессиональные дефициты НПР в образовательном, научно-исследовательском процессах «на местах»; 3) ведущие управления, выстраивающие стратегии развития основных процессов вуза. Таким образом, в проектируемой модели наметились четыре вертикали формирования заказа на программы повышения квалификации НПР.

1. Государство в лице Министерства образования и науки, Рособрнадзора и других органов, формирующих и реализующих государственную политику в области образования: вуз — структуры ДПО — кафедры — НПР.

2. Проекторы по направлениям (утверждают внутренний заказ) — управления (разрабатывают показатели эффективности профессиональной деятельности НПР, формируют общий заказ под конкретные задачи) — отделы управлений, структурные подразделения (аналитика конкретных показателей, фиксирование характера обращений, профессиональных затруднений, образовательных запросов)

— факультеты/ кафедры/ НПР (обращения за консультациями, разъяснениями, запросами и др.).

3. Факультеты (утверждают заказ) — кафедры (формируют заказ на основе аналитики, образовательных запросов, профессиональных дефицитов) — НПР (уча-

ствуют в формировании индивидуального и коллективного заказа).

4. Учёный совет вуза (утверждает программы) — факультет повышения квалификации (формирует пакет программ на основе предложений, организует обучение) — структурные подразделения, в т.ч. реализующие программы ДПО (вносят предложения в формирующийся заказ) — НПР (обратная связь по результатам реализации программ, анализа профессиональных дефицитов, формирования образовательных запросов).

Первая и четвертая вертикали формирования заказа являются рабочими в сложившейся среде вуза, вторую и третью предстоит выстроить в обновленной модели, отработав механизмы взаимодействия, структуру.

В основе процесса формирования заказа на программы повышения квалификации лежит процедура анализа. Для каждого из субъектов предметом анализа выступают различные аспекты качества процессов и результатов научно-педагогической деятельности, сформулированные как во внешних, так и во внутренних документах. Организация анализа на постоянной основе — один из ключевых элементов процедуры формирования заказа. В вопросах анкеты заложена матрица анализа профессиональных дефицитов и образовательных потребностей НПР, научно-педагогических, методических индивидуальных и коллективных достижений кафедр как предмета обмена профессиональным опытом с коллегами. Это и основа для горизонтали формирования заказа на программы повышения квалификации НПР на принципах сетевого взаимодействия, доверия, синергийного эффекта.

На этапе формирования общественнопрофессионального заказа на программы повышения квалификации научно-педаго-гическихкадров необходимо соблюсти ряд условий:

■ сбалансированное сочетание внеш-

них и внутренних факторов (источников) формирования заказа, многоканальное финансирование реализации программ;

■ наличие системы показателей профессиональной успешности НПР, эффективности научно-педагогической деятельности;

■ учёт аналитических сведений всех управлений,структурных подразделений, факультетов, кафедр;

■ консолидация ресурсов управлений, факультетов, кафедр университета, в том числе кадровых;

■ составление рейтинга программ повышения квалификации на основе опроса слушателей (общественно-профессиональная составляющая мониторинга), руководителей ключевых управлений, факультетов, кафедр;

■ обеспечение перехода на персонифицированную накопительную модель повышения квалификации НПР на основе кредитно-модульной, балльно-рейтинговых технологий, неформального и инфор-мального профессионального развития.

Для эффективного включения всех обозначенных условий в процесс формирования заказа на программы повышения квалификации с учетом оптимизации временных и рабочих трудозатрат необходимо:

■ формировать и развивать управленческие компетенции руководителей разного уровня в области управления персоналом, в т.ч. системные знания о возможностях и ограничениях системы дополнительного профессионального образования;

■ разработать и внедрить информационно-аналитические механизмы формирования заказа, в т.ч. мониторинг качества реализации дополнительных образовательных программ;

■ предусмотреть многоканальное финансирование программ повышения квалификации с учётом федеральной субсидии на повышение квалификации и внутриву-зовского финансирования, в том числе из средств реализации инновационных про-

грамм, как гарантию осуществления заказа на повышение квалификации и довести новые механизмы финансирования ДОП до сведения руководителей разных уровней.

В годовом цикле функционирования и развития вуза необходимо было предусмотреть фиксированные точки и открытые зоны формирования заказа на программы повышения квалификации НПР. В логике формирования контрольных цифр приёма и организации повышения квалификации ППС в рамках государственной субсидии конкурсные заявки вузов ежегодно предоставляются до 10—15 сентября и включают в себя анализ ситуации за предыдущий период, предложения на новый календарный год, утверждённые Учёным советом вуза. Приказы о повышении квалификации на средства субсидии издаются Министерством образования и науки РФ в начале календарного года, программы реализуются в соответствии с планом-графиком в течение четырех месяцев каждого полугодия. Таким образом, перспективные предложения должны быть сформированы за год до реализации программ, что определяет их фундаментальность и основательность. Представляется целесообразным, чтобы по каждому основному направлению деятельности вуза (образовательный, научно-исследовательский, инновационный процессы, международная деятельность) в рамках субсидии реализовывались одна и более программ. Учитывая сроки, формирование предложений на данную группу программ должно осуществляться не позднее августа каждого года. Главными заказчиками программ должны выступить управления и проректоры по направлениям (вторая вертикаль). Для оптимизации ресурсов формирование внутреннего заказа на программы повышения квалификации НПР целесообразно встраивать в уже сложившиеся вертикали и горизонтали, предусмотрев в вопросах анкеты возможность формулирования

предложений по реализации не только «фундаментальных» 72-часовых программ, но и образовательных модулей, проблемных, информационных семинаров и других научно-методических, образовательных событий под конкретный запрос.

Технология формирования внешнего и внутреннего заказа может быть описана с помощью группы вопросов: 1) кто участвует в формировании заказа? 2) кто формирует итоговые предложения? 3) кто принимает решение о реализации программ? 4) кто экспертирует качество, актуальность и востребованность программ? Основываясь на этих вопросах, схема формирования заказа может быть представлена в виде алгоритма реализации следующих укрупнённых этапов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) актуализация проблемы повышения квалификации НПР в форме круглого стола-совещания, на котором в том числе будут подведены итоги реализации программ за учебный год, представлен анализ достижения ключевых показателей вуза, связанных с профессиональным развитием кадров (май—июнь);

2) заполнение формы-матрицы, включающей тактические и стратегические задачи, решение которых может быть связано с повышением квалификации НПР; предложения структур, реализующих программы повышения квалификации (апрель— июнь);

3) анализ предложений и формирование пакета программ на конкурс Министерства образования и науки РФ для утверждения Учёным советом вуза (август); формирование внутреннего пакета программ для утверждения ректором (сентябрь—ноябрь)

4) утверждение конкурсной заявки (Учёный совет, сентябрь), внутреннего заказа на программы повышения квалификации и другие формы профессионального развития (ректор, ноябрь).

5)подписание технического задания на реализацию внутренних программ повыше-

ния квалификации на новый календарный ЛИтература

год (ректор, декабрь).

Предлагаемая социально-педагогичес- 1. Программа стратегического развития Пет-

кая модель формирования заказа на про- рГУ на 2012-2016 г. «университетский

граммы повышения квалификации НПР комплекс ПетрГу в научно-образователь-

учитывает все основные требования, опи- ном пространстве Европейского Севера:

стратегия инновационного развития». санные выше, характеризуется устойчиво- тттТт , ,, ,

r r J J URL: http://petrsu.ru/strategy.html (Про-

стью и реалистичностью. Проектирование грамма стратегического развития Петр-

модели формирования заказа не может ГУ на 2012-2016 гг )

быть автономным от процесса проектиро- 2. Игнатович Е.В. Проектирование межре-вания макромодели профессионального гиональной модели повышения квалифи-

развития НПР и зависит от общей насы- кации кадров управления образованием

щенности макромодели. Эффективность // Учёные записки Петрозаводского г°-

формирования заказана повышение квали- сударственного университета. °бще-

фикации кадров зависит от качества взаи- ственные и гуманитарные науки. 2°П. № 7.

s Т I, ноябрь. С. 143-147.

мосвязи между субъектами влияния, сте- , _ .11. Г 1-1. г 1

3. European guidelines for validating non-rormal

пени заинтересованности в повышении ква- and informal learning. URL: Luxemburg:

лификации и ответственности, которую European Centre for the Development of

готовы взять на себя субъекты при форми- Vocational Training, 2009.

ровании заказа.

KORZHOV S., IGNATOVICH Y. FORMATION OF THE ORDER FOR THE UNIVERSITY FACULTY SKILL DEVELOPING PROGRAMMES

The article presents the model of formation of the order for the programmes of faculty professional development. The description of the model elements includes the subjects and the objects of the order, the connections and links between the subjects and the objects, the tools, mechanism of the order.

Key words: social-pedagogical, social-economic models of formation of faculty professional development programmes order, supplementary professional education, networking structures.

Информация для авторов

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а. л. (20 000 знаков), в отдельных случаях до 0,75 а. л. (30 000 знаков). Текстовый редактор — Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5. Сложные рисунки, графики и таблицы должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 (ш) х 206 (в) мм).

В статье должны быть указаны следующие данные.

Сведения об авторах:

• фамилия, имя, отчество всех авторов полностью (на русском и английском языке);

• полное название организации — место работы каждого автора в именительном падеже, страна, город (на русском и английском языке).

• ученая степень, звание, должность;

• адрес электронной почты;

• контактный телефон.

Название статьи (не более пяти слов). Приводится на русском и английском языке.

Аннотация и ключевые слова на русском и английском языке (тексты, переведенные электронным способом, рассматриваться не будут!).

Общие требования к статьям см. на сайте www.vovr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.