Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
207
3. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - СПб.: Дельта, 1997. - 464 с.
4. Самостоятельные занятия физическими упражнениями / Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - Киев, 1988.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ТХЭКВОНДО
© Тимофеев А.Л.*
Детско-юношеская спортивная школа, г. Невельск
Тхэквондо - это система физических упражнений, основанная на разнообразной технике ударов руками и ногами, содействующая физическому и нравственному развитию личности
Ключевые слова тхэквондо, воля, система физического и духовного совершенствования, воспитательная работа, эксперимент.
Предполагаем, что методика формирования волевых качеств, основанная на искусственном усложнении условий тренировочного процесса тхэквондистов, внедрении дополнительных препятствий и трудностей, создании таких ситуаций, в которых спортсмен вынужден быстро принимать решения, будет способствовать повышению показателей волевой подготовки спортсменов и результативности в соревновательной деятельности.
Воля является важным компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной.
Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия, сознательно поставленной целью.
Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы невозможно без торможения.
Воля формируется, проявляется и познается в процессе преодоления трудностей. Квалификацию трудностей разработал П.А. Рудик (1893-1983) -один из основателей психологии физического воспитания и спорта. Он выделил объективные и субъективные трудности, характерные для занятий физической культуры.
При оценке волевых качеств спортсмена необходимо соблюдать, по крайней мере, три обязательных условия: оценивающие должны одинаково понимать волевые качества; оценка должна исходить из одних и тех же кри-
Т ренер-преподаватель.
208
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
териев; волевые качества должны оцениваться несколькими лицами с учетом этих условий общая (усредненная) оценка, данная всеми характеризующими лицами, будет более объективной.
Основные мотивы изучения боевого искусства согласуются с внутренней установкой: «защитить себя», «стать сильным». Среди более глубоких мотивов способствующих занятиям боевыми единоборствами: познание философии единоборства, удовлетворение от процесса тренировок и соревнований, овладение техникой и тактикой единоборства, познание духовного и физического совершенства. Все это является проявлением определенных человеческих желаний, зависящих от знаний имеющихся в области боевого искусства. Поэтому необходимо так построить процесс изучения, чтобы занимающийся с самого начала мог осознать, что встал на путь реальный и доступный его цели. Более понятным толкованием основной цели изучения боевого единоборства может служить укрепление веры человека в то, что например тхэквондо, как древняя система физического и духовного совершенствования, поможет человеку изменится в лучшую сторону, стать более совершенным.
В тренировке спортсменов, как правило, не планируется отдельных занятий, развивающих волевые качества. Комплексы упражнений, задания способствующие их совершенствованию, должны выполняться практически ежедневно и органически входить в программы тренировочных занятий.
Обдумывая план воспитательной работы, тренер должен прежде всего совершенно четко представить себе те специфические требования, которые предъявляет занятия восточными единоборствами к волевым качествам спортсмена. Затем необходимо проанализировать характер спортсмена, особенности его волевой подготовленности и в соответствии с этим анализом подобрать необходимые методы и приемы воспитательной работы. При этом можно, хотя и несколько условно, выделить ведущие (основные) волевые качества и дополняющие.
Тренеру, особенно работающему с юными спортсменами, нужно всегда помнить, что все недоработки в процессе воспитания смелости, решительности очень часто приводят к тому, что одаренный спортсмен оказывается неспособным реализовать в спортивный результат колоссальный объем проделанной работы. Поэтому воспитанию этих качеств необходимо всегда уделять самое пристальное внимание.
Воля есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи , относящиеся к воспитанию в процессе занятий спортом состоят в том чтобы обеспечить: формирование мотивационных, интеллектуальных ,нравственных основ, которые обеспечат волевые проявления применительно к требованиям спортивной деятельности.
Нами было организовано исследование на базе отделения тхэквондо ДЮСШ г. Невельска Сахалинской области. Основной контингент в исследовании составляли тхэквондисты 13-14 лет в количестве 24 человек, занимающиеся в учебно-тренировочных группе 4-го года обучения.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
209
В ходе исследования была разработана экспериментальная методика формирования волевых качеств спортсменов, специализирующихся в тхэквондо, в ДЮСШ г. Невельска. Особенностью методики стало искусственное усложнение условий учебно-тренировочного процесса спортсменов экспериментальной группы, введение дополнительных препятствий и трудностей, создания таких ситуаций, в которых спортсмен вынужден ради достижения перспективной цели соблюдать строгий режим, своевременно принимать решения о выполнении упражнений, приемов, тактических действий и т.д.
Целесообразность разработки экспериментальной методики подтверждалась результатами анкетирования десяти квалифицированных тренеров по восточным единоборствам. Мы выяснили, что большинство тренеров планируют волевую подготовку и развивают волю спортсменов в своей работе. Было установлено, что разработка методик по формированию волевых качеств необходима и важна для дальнейшего развития тхэквондо в Сахалинской области.
Эффективность внедрения экспериментальной методики формирования волевых качеств спортсмена специализирующихся в тхэквондо в исследовании подтверждалась результатами тестирования спортсменов:
1. В тесте «Самооценка» после внедрения в учебно'-тренировочный процесс экспериментальной группы нашей программы разница по результатам тестов по сравнению с контрольной составила по самочувствию - 0,5 балла, что соответствует 6,8 %., по настроению - 0,6 балла, что соответствует 8,7 %, по желанию соревноваться - 0,2 балла (2,7 %) удовлетворение тренировочным процессом - 0,5 балла (6,5 %), ясность целей - 1,0 балл (13,6 %), готовность к достижению целей - 1,0 балла (13,8 %),готовность к максимальному результату - 1,0 балла (13,6 %)По всем показателям (кроме желания соревноваться) Р-достоверность различий < 0,05,что говорит о достоверности различий.
2. В тесте «Оценка смелости как волевого качества « до эксперимента средний показатель смелости у спортсменов контрольной группы составлял 3,5 балла. После эксперимента 3,6 балла разница составила 0,1 (2,8 %) балла достоверность различий не установлена (Р > 0,05), в экспериментальной группе до эксперимента средний показатель смелости у спортсменов контрольной группы составлял 3,6 балла. После эксперимента 4,3 балла разница составила 1,3 (30,3 %) балла достоверность различий установлена (Р < 0,05). Прирост в контрольной группе составил - 0,1 балла (2,8 %), а в экспериментальной 1,3 балла (30,3 %).
При сравнении между группами до эксперимента средний показатель смелости у спортсменов контрольной группы составлял 3,5 балла, в экспериментальной группе до эксперимента средний показатель смелости у спортсменов контрольной группы составлял 3,6 балла, разница составила 0,1 (2,8 %) балла, что говорит о примерно одинаковом уровне подготовленности. А после эксперимента средний показатель смелости у спортсменов контрольной группы составлял 3,6 балла, в экспериментальной 4,3 балла, разница составила 1,3 (30,3 %) балла, достоверность различий установлена (Р < 0,05).
210
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Прирост смелости как волевого качества в экспериментальной группе по сравнению с контрольной явно больше.
Мы видим, что по всем исследуемым показателям в экспериментальной группе обнаружен значительный прирост волевых качеств относительно контрольной группы.
В ходе исследования спортсмены контрольной и экспериментальной групп принимали участие в соревнованиях, из полученных данных видно, что средний балл выступления спортсменов контрольной группы составил 39,3, в экспериментальной группе 32,7, чем ниже средний балл, тем выше занимаемые места, следовательно, наша программа положительно влияет на выступления спортсменов в соревнованиях.
Таким образом предложенная экспериментальная методика способствовала воспитанию в спортсменах целеустремленности, решительности и смелости, оказала эффективное воздействие на формирование волевых качеств спортсменов, о чем свидетельствуют результаты тестирования спортсменов и выступления спортсменов в соревнованиях.
Список литературы:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. фак. физ. культ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1990. - С. 148-154.
2. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1974.
3. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе воспитания. - Л.: ГДОИФК., 1988.
4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: ФиС, 1987.
5. Киселев Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. - М., 1981.
6. Новиков А.А. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе / А.А. Новиков, С.Н. Смоляр // Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1983.
МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ В ПРОЦЕССЕ УРОКА И ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СРЕДЫ ЮЖНЫХ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ И РОССИИ
© Юсупов И.Ю.* *, Корчинский Н.Н.*
ДЮСШООиСП, г. Новый Уренгой
Предлагаемая работа тесно связана с многолетним планом подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции в процессе урока по
* Тренер-методист, кандидат педагогических наук, доцент.
* Преподаватель высшей категории.