Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В НЕЙРОТЕХНОЛОГИЯХ: ЭКООРИЕНТИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В НЕЙРОТЕХНОЛОГИЯХ: ЭКООРИЕНТИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / VISUAL COMMUNICATION / НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭКОФИЛОСОФИЯ / ECOPHILOSOPHY / ЧЕЛОВЕК / HUMAN / NEUROSCIENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бузская Ольга Маратовна

В статье рассматриваются особенности формирования и функционирования системы визуальных коммуникаций в контексте нейронаук. Показано, что когнитивные технологии как перспективное современное междисциплинарное направление, разрабатываемое в нейронауках, понимается по большей части в усеченное, а потому неадекватном для них физиологическом контексте, без учета культурно-исторической и социальной сущности человека. Автор видит перспективы конструктивного развития нейротехнологий в экофилософской парадигме и ее методологии, восстанавливающей органическую культурно-социальную целостность визуального пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VISUAL COMMUNICATION IN THE NEUROTECHNOLOGIES: ECO-ORIENTED STRATEGIES

In the article viewed the features of the visual communication system formation and functioning in the context of the neurosciences. It is shown, that the cognitive technologies as a promising contemporary interdisciplinary trend developed in the neurosciences, are considered mostly in the limited, and therefore inadequate for them physiological context, without taking into account cultural, historical and social nature of a human. The author seen the prospects of constructive development of neurotechnology in the ecophilosophical paradigm and its methodology, which recover the organic cultural-social integrity of the visual space.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В НЕЙРОТЕХНОЛОГИЯХ: ЭКООРИЕНТИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИИ»

В результате рассмотрения этой проблемы можно сделать вывод о том, что необходимо отказаться от технократического подхода в воспитании, колонизирующего сознание человека, который должен уступить место критическому гуманитарному [15], направленному на экологизацию сознания человека. Задача общества развивать гуманистический потенциал на основе национальной культуры, формировать личностные качества, способствующие балансу между человеческой сущностью и его экосуществованием. Здесь главную роль должна сыграть национальная культура, усиление роли гуманитарных дисциплин, которые являются проводниками экологического мировоззрения. В противном случае напрасно будет надеяться Европа и весь мир на то, что Россия в очередной раз его спасет от катастрофы.

Литература и источники:

1. Моисеева Н.А., Севостьянов А.В. Техносфера постиндустриального общества в прогностических моделях развития: особенности и противоречия // Инициативы XXI века. 2013. №3. С.93-97.

2. Астафьева О.Н. Сетевое пространство коммуникаций в современной культуре // Культура информационного общества и культура России / Отв.ред.А.В.Костина: сб.нач.ст. М.: Изд -во Моск. гуманит. ун-та, 2011. С.37.

3. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С.23, 24.

4. Моисеева Н.А. Качества личности как ресурс развития общества // Ученый совет. 2014. № 3. С.45.

5. Баркова Э.В. Роль экорациональности в формировании методологии теории природно-культурного наследия // Право и практика. 2016. №4. С. 143.

6. Киселев Г.С. Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии.1999. №1. С.47.

7. Джульетто Кьеза. Панельная дискуссия «Ценности Русского мира»// Стратегия России. 2016. №1.

8. Моисеева Н.А. Сороковикова В.И. К вопросу о национальных приоритетах современного российского образования // Социокультурные факторы национальной безопасности России / отв. ред. А.В. Костина. М.: Изд-во Моск.гуманит ун-та, 2015. С.181.

9. Луков В.А. Воспитание как ответ на вызовы глобализации // Знание. Понимание. Умение. 2006. №4. С.95.

10. Moral Education Conference. - Education, 1966, V.127, N 3294; Beck C.M., Crittengen B.J. Sullivan E.V. (eds.) Moral Education. Toronto, 1971.

11. Наранхо К. Исцелить цивилизацию// Пер. с исп. М.Емельянова. М.: Независимая фирма «Класс», 2014. С. 110.

12. Четверикова О.Н. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М., 2015. С.78.

13. Моисеева Н.А. Вузовское образование: смена парадигм//Концептуал. Сб. научных статей МФПУ, «Синергия». М., 2016.

14. Луков В.А. Воспитание как ответ на вызовы глобализации // Знание. Понимание. Умение. 2006. №4. С. 103.

15. Моисеева Н.А. Проблема идентичности в свете гуманитарной составляющей образования // Ученый совет. 2016. № 4. С. 41-46.

МОИСЕЕВА НЕЛЛИ АЛЕКСЕЕВНА - доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и истории Российского государственного аграрного заочного университета

ШИПИЛОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры философии и истории Российского государственного аграрного заочного университета

MOISEEVA, NELLI A. - Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and History, Russian State Agrarian Correspondence University (moiseeva.nel@yandex.ru).

SHIPILOV, ALEXANDER G. - Ph.D. in Agricultural Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and History of the Russian State Agrarian Correspondence University (1-2-34@rambler.ru).

УДК 141:009

БУЗСКАЯ О.М. ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В НЕЙРОТЕХНОЛОГИЯХ: ЭКООРИЕНТИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИИ

Ключевые слова: визуальные коммуникации, нейротехнологии, культура, экофилософия, человек.

В статье рассматриваются особенности формирования и функционирования системы визуальных коммуникаций в контексте нейронаук. Показано, что когнитивные технологии как перспективное современное междисциплинарное направление, разрабатываемое в нейронауках, понимается по большей части в усеченное, а потому неадекватном для них физиологическом контексте, без учета культурно-исторической и социальной сущности человека. Автор видит перспективы конструктивного развития нейротехнологий в экофилософской

парадигме и ее методологии, восстанавливающей органическую культурно-социальную целостность визуального пространства.

BUZSKAYA, O.M.

THE FORMATION OF VISUAL COMMUNICATION IN THE NEUROTECHNOLOGIES:

ECO-ORIENTED STRATEGIES

Keywords: visual communication, neuroscience, culture, ecophilosophy, human.

In the article viewed the features of the visual communication system formation and functioning in the context of the neurosciences. It is shown, that the cognitive technologies as a promising contemporary interdisciplinary trend developed in the neurosciences, are considered mostly in the limited, and therefore inadequate for them physiological context, without taking into account cultural, historical and social nature of a human. The author seen the prospects of constructive development of neurotechnology in the ecophilosophical paradigm and its methodology, which recover the organic cultural-social integrity of the visual space.

Современное информационное общество, в котором все возрастающую роль играет технологизация информационных процессов, ставит под вопрос существование автономной, не затронутой конструктивной переработкой внешней среды - объекта перцептивного восприятия и освоения человеком. В информационной среде исходным пунктом является сама технологизация как конструктивная основа бытия общества и, следовательно, сознания индивидов. В последние годы все более доминирующей становится мировоззренческая позиция, согласно которой зрительные образы являются не первичным отражением объективной реальности, но результатом конструирования реальности на основе требований современной знаково-текстовой медиасреды, в которые входит значительное расширение статуса и визуализации виртуальной реальности.

А.В. Дроздова отмечает: «Визуальность становится способом конструирования повседневной практики, социализации индивидов, их коммуникационного взаимодействия. В визуальном поле современных медиа (телевидение, Интернет в целом глянцевые журналы, реклама) не только формируется культурная идентичность человека, но и появляются новые роли пользователей, вовлеченных в производство, потребление и создание информации... В ХХ веке визуальность стала формообразующим принципом всей современной культуры. В современном информационном обществе в центре внимания оказывается уже не вещь, а ее образ, оппозиция реального и фигурального выражает относительную альтернативу актуального и виртуального. Исчезают четкие границы между символическими и материальными артефактами, между медиа и сообщением, между «текстами» и «товарами» [1, с. 31-32].

Однако такая схема трактовки оснований формирования визуального мира для субъектов оказывается концептуально-специализированным пространством, не соответствующим сложности реального процесса формирования восприятия чувственных образов. Тогда как современные процессы визуализации оказываются сложными многомерными и противоречивыми по отношению как к субъекту-создателю этих коммуникаций, так и субъекту-потребителю. Э.В. Баркова подчеркивает, что «.произошедшие в последние десятилетия изменения существенно трансформировали и саму «оптику» - тип мировидения и ориентиры зрительного освоения мира, в которых ключевую роль все больше играет не сама реальность, не самоценность ее Красоты, Истины и Добра, а процессы ее проектирования и моделирования. Визуальные образы, сквозь призму которых воспринимается и современность, и прошлое, и возможные ценности будущего, оказываются проекциями стоящих за «кадром» субъектных позиций - автора, заказчика, владельца СМИ и т. д., их ценностей, идеалов, идеологии, предварительных согласований и решений, в установках которых массовым сознанием осваивается содержание действительности и ее образов» [2, с. 14].

Действительно, визуальная реальность существует для человека, по крайней мере, в двух основных плоскостях: чувственно воспринимаемой данности, с одной стороны, и сверхчувственного идеально-смыслового контекста, в котором складывается как понимание

увиденного, так и сама способность видеть реальность. Это пространство, сформированное в рамках данной культурной эпохи, в соответствии с социальными, политическими и другими ориентирами данных субъектов, включая уровень их культуры, образований, потребностей, образа жизни, поставленных целей и т.д. Поэтому и любой данный для субъекта визуальный объект или система предметных комплексов всегда складывается из определенного первичного уровня или «материала» - формы, субстрата, размеров, цвета, которые воспринимаются как нечто наглядное и непосредственное, с одной стороны, и более сложных уровней, в пространстве которых открывается смысл и сущность вещественной реальности. На основе этих уровней и формируется осознание визуальной среды субъектами.

В этом смысле культура выступает как способность распознавать в объектах и образах их многогранный смысл, функциональное предназначение, видеть и понимать историческую логику их изменений. Но именно такое широкое и многозначное визуальное пространство обеспечивает экзистенциальную свободу личности, право на собственный выбор и творчество чувственного мира. Здесь четко просматривается, что реальное обеспечение такой свободы предполагает открытость и незавершенность формирования визуального поля, в которой существует и действует личность. При этом роль личности оказывается здесь исключительно важной, так как происходит формирование именно ее собственного визуально-смыслового мира.

И с этой точки зрения современная практика формирования визуализации оказывается односторонней и ограниченной, и именно поэтому - мало совместимой с реальной свободой бытия личности в обществе и его культурой. Свобода личности во многом связана с ее способностью выбирать свои жизненно важные ориентиры и ценности, но в экзистенциально-смысловом пространстве, которое выходит за рамки четких ориентиров утилитарно-прагматически ориентированной среды. Если же такая среда становится безальтернативной, тогда закономерным становится и конструирование самой личности, в котором принимает активное участие не только массовая культура и ее медиасреда, но и наука.

Можно согласиться с точкой зрения В.С. Ежова, что «мировоззренческая основа конструктивизма утверждает приоритет искусственно созданного над естественным при изменении природы, общества и человека. Тип мышления конструктивизма реализует тезис Канта: «Мы познаём мир настолько, насколько его творим» [3, с. 13]. Именно к такому конструированию оказывается причастной и сфера нейротехнологических исследований.

Исходное понимание человека в этой системе координат оказывается избыточно упрощенным. Основой деятельности и поведения человека, определяющей его особенности, является его нервная система, в которой действуют механизмы побуждения, или возбуждения, и торможения. А так как с позиций представителей нейротехнологий, «этими явлениями в центральной нервной системе (ЦНС) управляют аминокислоты — базовые биохимические молекулы, которых называют нейромедиаторами - глутаминовая кислота (наиболее важный медиатор возбуждения), гамма-аминомасляная кислота и глицин (отвечают за торможение)» [4], то открывается огромное поле химических и информационных воздействий на эти компоненты, которые могут предопределять эмоции, реакции, рефлексы - основы формирования поведения человека, его реакции на среду. Таким образом, возникают технологические перспективы моделирования требуемых реакций человека на окружающую среду, связанные с ее сформированным восприятием - от предпочтения в выборе товаров до формирования ценностных и мировоззренческих установок.

Эти перспективы сегодня вводятся даже в стратегию обеспечения национальной безопасности. «Можно привести много примеров, когда достижения наук о мозге можно уже сегодня непосредственно применять в этих областях. Например, исследователи из Института Макса Планка в Германии уже способны предсказывать решения человека на основе нейровизуализации активности мозга, возникшей еще до осознания человеком принимаемого решения. Используя достигнутые результаты вне лабораторий можно,

например, начать разрабатывать человеко-машинные системы, позволяющие определять намерения человека до начала его сознательного действия» [5].

Так, Крис Форсайт и Джеймс Джордано выделяют некоторые направления нейротехнологий, имеющих важнейшее значение для национальной безопасности и разведки. Это, во-первых, нано-нейротехнологии, на основе которых возможно создание нановеществ и устройств, которые могут быть использованы для изменения нейронных сетей и влияния на динамику чувствительности к внутренним и/или внешним раздражителям. Такие нано-нейротехнологии могут быть использованы для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих функций. Во-вторых, это нейроформакология. На ее основе обеспечивается как активизация умственных способностей, так и их деградация - как результат применения новых

нейрофармакологических препаратов. Нанотехнологии уже сегодня дают возможность вводить эти препараты прямо в центральную нервную систему, чтобы максимизировать психосоциальные эффекты. Они же могут обеспечить стимуляцию мозга в самых различных направлениях. В-третьих, - это нейровизуализация и нейроманипулятивные устройства. Текущие перспективные разработки в этой сфере дают возможность точно определить, какие конкретно процессы в мозге отличают за различные когнитивные, эмоциональные и поведенческие функции. Сегодня это направление наиболее активно развивается в научных и медицинских целях [6]. Но уже очевидно, что постепенно оно открывает возможности для своеобразного «чтения мыслей», предугадывания сценариев человеческого поведения.

Таким образом, конструирование параметров визуализации на основе знания физико-химических и других особенностей нервной системы человека, осмысленное как альтернатива естественному процессу человеческого творчества и активности в социальной и культурной среде, оказывается открыто деструктивным проявлением разрушения социальных и культурно-генетических механизмов визуализации, на основе которых исторически сформировался человек, сохраняя особенности своего бытия как субъекта.

И здесь возникает существенный вопрос: может ли еще человек в современном обществе сохранить первичность своего естественного механизма и процесса визуализации, и если да, то какие факторы могут реально обеспечить этот процесс? Предварительно выдвинем тезис, что таким общим фактором является радикальное изменение философско-мировоззренческой установки, т.е. переход от технологически-инструментального существования в мире, от интенсивного конструирования его техногенной среды - к пониманию и восприятию реальности как органической целостности, включающей в себя единство природы и общества. Сохранение свободы человека в процессе формирования им собственного визуального мира обеспечивается на основе экофилософской картины мира, в которой приоритетной становится проблемы самой жизни, а все другое, включая и систему производства-потребления - лишь условием обеспечения жизнеспособности самого человека и общества.

«Экофилософия - получающее в последнее время развитие направление философского знания, обращенное на исследование универсального отношения «человек -мир» на основе экологического императива, и в этом смысле она конституируется как всеобщая форма самоопределения и самоидентификации современного человечества. В соответствии с ее логикой ценностно-гуманитарное освоение современного мира, включая его визуализацию, на основе экофилософского мировоззрения может осуществляться таким образом, чтобы статус человека или место человека в мире сохраняло в условиях динамики современных коммуникаций свою нормативную сущность» [2. с.21].

В открываемой ей картине мира экофилософия возвращает субъекта культуры к идее о том, что первичной является не информация, а сама природа с ее информационными кодами и структурами. К ее ритмам и обменным процессам исторически адаптирован организм человека и даже существование общественной системы: ведь важнейшие ресурсы жизнеобеспечения общества дает все-таки природа. Именно экофилософия акцентирует внимание на том, что природа всегда оказывается определенным «инвариантом» восприятия

реальности во все исторические эпохи. В конструировании визуальных образов, таким образом, природа и сегодня сохраняет свои базовые функции, соединяя человека и мир в их жизнесохраняющих позициях.

Если бы это фундаментальное отношение исчезло, вместе с ним исчезли бы и глобальные экологические проблемы, и само восприятие людьми их существования людей в искусственной среде не воспринималось бы как нечто ограниченное и дискомфортное.

Из этого следует необходимость выделения двух источников формирования визуальной реальности для человека: естественно-природный и информационно-технологический, частью которого и являются нейротехнологии. Технологии формирования визуальности, как и постулируемые ими результаты, оказываются заложниками ложности принимаемого здесь исходного пункта: работы мозга на уровне физиологии как «коренного» источника регулирования человеческого поведения и мотиваций. В философии доказано, что мозг не является основным источником мышления и регулятором соответствующего поведения человека. Мозг - лишь физиологический, биохимический проводник воздействий, требований и структур той социально-культурной, деятельностной, информационно-знаковой языковой среды, в которой находятся люди, и историческое изменение которой предопределяют особенности нашего мышления, восприятия и понимания реальности, наших реакций на внешнюю среду.

Попытка создать новую визуальную культуру человека, смоделировать его поведение на основе информационного и физиологического редукционизма оказывается искусственной и без ее связи с природно-экологическими и социально-историческими условиями бытия человека - искусственной, но, тем не менее, разрушающей духовное богатство личности, как и основы существования социума и культуры.

Роль экофилософии в этой практике в том, чтобы сохранить органическую, а не технологическую основу бытия человека, обеспечить открытость и незавершенность его собственного субъективного мира, - того пространства, в котором индивиды сохраняют свое качество и статус субъектов. Поэтому соотношение экофилософии и нейротехнологической практики требует их взаимной координации. Экофилософия опирается на новые, более глубокие исследования природных особенностей человеческого организма, его существенные связи с экосредой и обществом, а нейротехнологии изменяют свое представление о мере сложности мозга как социально-природного феномена: здесь соотношение возбуждения и торможения - лишь часть огромной информационно-природной, социокультурной программы, с которой необходимо постоянно корректировать любые технологические находки или проекты.

Уже сейчас становится очевидной опасность и риски клонирования человека: его телесность в отрыве от культурно-исторического контекста, в котором он существовал, оказывается основой превращения человека в биологического робота, в зомби, не видящего себя и мир, не воспринимающего красоту, социальных норм и моральных правил, вообще не улавливающих смысловой ткани общества и культуры. Клонирование оказывается практикой духовного убийства человека [7].

Сохранит ли человек, используя и осваивая потенциал нейротехнологий, качества своей культуры? Ответ на этот вопрос в большой степени определит дальнейшие перспективы не только направлений развития самих нейротехнологий, но и возможности их использования в развитии визуальных коммуникаций в аспекте экофилософии [8].

Литература и источники

1. Дроздова А.В. Визуальность как феномен современного медиаобщества // Дискуссия. 2014. №10. (51). С.29-

36.

2. Баркова Э.В. Визуальные коммуникации в эко-ориентированных целях развития культуры// Визуальная коммуникация в социокультурной динамике сборник статей международной научно-практической конференции. 2015. С. 13-26.

3. Ежов В.С. Казначеевские чтения 2016. № 4; Сборник научных трудов членов Западно-Сибирского отделения Международной Славянской Академии Новосибирск, 2016. Глава I. Искусство и культура Эстетика парадигмы конструктивизма в современной культуре.

4. Нейромолекулы: гамма-аминомасляная кислота // URL: http://www.нейротехнологии.рф/articles/gaba (дата обращения: 10.01.2017).

5. Нано и нейротехнологии в безопасности // URL: http://qsec.ru/public/nano-i-neiro-tehnologii-v-bezopasnosti (дата обращения: 10.01.2017).

6. Форсайт К., Джордано Дж. На повестке дня: применение нейротехнологий в национальной разведке и обороне // URL: http://hrazvedka.iu/guru/na-pcvestke-dnya-piime^nie-nejiotex^logij-v-nacional^i-iazvedke-i-cboione.html (дата обращения: 10.01.2017).

7. Кутырев В.А. Здравствуйте, зомби! // URL: http://culturolog.ru/index2. php?option=com_content&task=view&id=2300&pop=1&page=0 (дата обращения: 10.01.2017).

8. Баркова Э.В. Трансформации коммуникативных технологий в экофилософской перспективе глобализации // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 3 (38). С. 132-136.

9. Бузская О.М. Экология коммуникаций в обеспечении устойчивого развития современной России // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. М.: МНЭПУ, 2015. Т. 4. С. 126-131.

БУЗСКАЯ ОЛЬГА МАРАТОВНА - кандидат философских наук, старший преподаватель Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

BUZSKAYA, OLGA M. - Ph.D. in Philosophy, Senior Lecturer, Department of philosophy, Plekhanov Russian University (olga. buzskaya@yandex.ru).

УДК 140.8

ИВАНЕЕВ С.В.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: социальная экология, мировоззрение, эффективность образования, социум, методология, экологизация образования, ценностные ориентации, экологическая грамотность.

Эффективность современного образования в России автор связывает с освоением социально-экологической парадигмы. Социальная экология включает комплекс наук, раскрывающих разные грани взаимодействия человека с социумом и природой. В этой парадигме раскрывается новая картина мира и новые качества человека, необходимые для формирования востребованных сегодня компетенций. Подчеркнуто, что социальная экология связывает эффективность образования не столько с введением в его систему новых технологий, сколько опирается на изменение ценностей и целей, стоящих сегодня перед современным российским обществом.

IVANEEV, S.V.

SOCIO-ECOLOGICAL WORLDVIEW AS A FACTOR OF THE FORMATION OF EFFICIENCY

OF EDUCATION IN RUSSIA

Keywords: social ecology, worldview, efficiency of education, society, methodology, ecologization of education, values orientations, ecological literacy.

The efficiency of the modern education in Russia the author connected with the development of the socio-ecological paradigm. Social ecology includes a complex of sciences, revealing different facets of interaction of human with society and nature. In this paradigm disclose the new picture of the world revealed and new human qualities, which are necessary for the formation of competencies demanded today. It is highlights that social ecology connects an educational efficiency not so much with the involved in its system a new technologies, so much mostly with the need for changes of the values and goals, being today in front of the modern Russian society.

В современных условиях образование приобретает значение важного стратегического ориентира, который определяет уровень современности нашей страны, ее возможностей продуцировать и осваивать инновации. Но освоение требований системы образования, внедрение в общество его результатов должно опираться на эффективность различных форм и направлений деятельности - от экономики и политики, до управления и культуры. Эффективность самого образования на основе этого становится завершенной - не только по своим средствам и методам, но и по уровню своего взаимодействия с обществом. Если считать, что эффективность - это достижение полного соответствия друг другу разных аспектов деятельности как условия общей координации между целями и средствами, то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.