Научная статья на тему 'Формирование валютной зоны на территории СНГ: проблемы и перспективы'

Формирование валютной зоны на территории СНГ: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ВАЛЮТНАЯ ЗОНА / КОЛЛЕКТИВНАЯ ВАЛЮТА / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линкевич Е. Ф.

В статье исследуется опыт валютно-финансовой интеграции стран и регионов. Анализируются пути формирования валютных союзов. Рассматриваются перспективы присоединения Республики Беларусь к зоне российского рубля. Исследуется специфика валютно-финансовой интеграции стран СНГ. Выявляются пути формирования валютной зоны на территории постсоветского пространства. Оцениваются перспективы российского рубля в международных валютно-финансовых отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование валютной зоны на территории СНГ: проблемы и перспективы»

12 (198) - 2014

Мировая валютная система

УДК 339.7

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОй ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ СНГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е. Ф. ЛИНКЕВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: [email protected] Кубанский государственный университет

В статье исследуется опыт валютно-финансо-вой интеграции стран и регионов. Анализируются пути формирования валютных союзов. Рассматриваются перспективы присоединения Республики Беларусь к зоне российского рубля. Исследуется специфика валютно-финансовой интеграции стран СНГ. Выявляются пути формирования валютной зоны на территории постсоветского пространства. Оцениваются перспективы российского рубля в международных валютно-финансовых отношениях.

Ключевые слова: валютный союз, валютная зона, коллективная валюта, валютное регулирование.

В настоящее время тема формирования валютного союза в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) становится особенно актуальной. Нестабильность мировой финансовой системы способствует снижению доверия к доллару США и сокращению сферы его влияния. Отдельными государствами предпринимаются попытки создания механизмов для осуществления внешнеэкономических сделок в других валютах. Кризисное состояние международных финансовых отношений создает условия для формирования многополярного валютного порядка. Изменить расстановку сил в мире могут только мощные региональные монетар-

ные союзы, центрами которых могут стать только крупнейшие национальные экономики. В настоящее время существуют перспективы образования новой валютной группировки на территории Единого экономического пространства под эгидой России.

Образование валютных зон свидетельствует о высокой степени конвергенции национальных экономик. В то же время нельзя недооценивать влияния монетарных союзов на процессы интеграции. Именно валютное объединение создает благоприятные условия для торговых отношений, перемещения капитала и трудовых ресурсов. Поэтому формирование валютной зоны на постсоветском пространстве является одной из первостепенных задач, которую необходимо решить в условиях трансформации глобальной финансовой системы [1].

Пути формирования валютных зон различны. Известен опыт параллельного использования национальных денежных единиц государств-членов на всей территории валютного блока. Так, финансовый союз между Бельгией и Люксембургом, просуществовавший с 1921 по 1992 г., обеспечивал обращение монет и банкнот стран-участниц на всей территории валютного объединения. В эпоху золотомонетного стандарта подобная форма монетарного сотрудничества способствовала укреплению хозяйственных связей. Однако при применении бумажных денег

данная форма валютной интеграции утрачивает эффективность. Поэтому параллельное хождение национальных валют в странах СНГ нецелесообразно.

В мировой практике широко применяется замена национальной валюты иностранной. Использование иностранной валюты в качестве законного средства платежа осуществляется, как правило, карликовыми государствами и зависимыми территориями. Так, доллар США является платежным и расчетным средством в Эквадоре, Панаме, Сальвадоре, Микронезии и Палау. Евро обслуживает внутренний оборот таких государств, как Андорра, Ватикан, Монако, Черногория, Косово и др.

Российские монетарные власти в течение нескольких лет рассматривают возможность использования рубля в качестве коллективной валюты на территории стран постсоветского пространства. В настоящее время российский рубль является средством платежа на территориях двух частично признанных государств (Абхазии и Южной Осетии). При этом денежная единица Абхазии (апсар) выпускается только в качестве памятных монет, а Южная Осетия вообще не имеет собственной валюты.

Переход на иностранную валюту в одностороннем порядке дает возможность стабилизировать денежное обращение и контролировать уровень инфляции. Причиной изъятия национальных денежных единиц из оборота и введения в качестве средства платежа иностранной валюты часто становится дестабилизация внутренней финансовой системы и экономики в целом. Этим объясняется возобновление в последнее время переговоров об образовании валютного союза между Россией и Белоруссией. При этом в качестве единой валюты на территории объединения предполагается использовать российскую национальную денежную единицу.

Следует отметить, что определенные шаги по присоединению Белоруссии к зоне российского рубля предпринимались еще в конце ХХ в. В 1999 г. был заключен договор о создании Союзного государства, положения которого предусматривали внедрение в обращение совместной валюты и формирование единого эмиссионного центра. Позднее, в 2002 г., страны подписали план совместных действий России и Белоруссии по созданию единой валюты. При этом некоторые вопросы, связанные с эмиссией коллективной денежной единицы, остались неурегулированными.

Монетарные власти РФ настаивали на принятии в качестве общей валюты российской денежной

единицы, право выпуска которой предполагалось сохранить за Центральным банком РФ. С 2005 г. планировалось введение в обращение на территории Белоруссии российского рубля, а с 2008 г. -окончательное объединение валютно-денежных систем стран Союзного государства.

Национальным банком Республики Беларусь был предложен другой проект, согласно которому объем выпуска коллективной валюты должен был устанавливаться директивой Высшего госсовета Союзного государства, а эмиссия проводиться центральными банками России и Белоруссии. Кроме того, Белоруссией выдвигались требования о предоставлении компенсаций российской стороной для проведения финансовых реформ в стране.

Таким образом, возникшие разногласия не позволили реализовать плана по формированию валютного союза между Россией и Белоруссией. Однако в настоящее время нестабильное состояние экономики и финансовой сферы Белоруссии вынуждает правительство страны пересмотреть свою позицию в отношении валютной интеграции с Россией.

Согласно данным Всемирного банка, с 2006 г. сальдо платежного баланса Белоруссии оставалось отрицательным. Внешний государственный долг страны за рассматриваемый период значительно увеличился. При этом более 50 % задолженности составляют кредиты, предоставленные Россией. За последние четыре года белорусский рубль обесценился по отношению к доллару США на 75 %. Кроме того, в 2011-012 гг. в стране отмечен очень высокий уровень инфляции (табл. 1).

Создание валютного союза на современном этапе может принести Белоруссии значительные выгоды. Переход на российский рубль должен способствовать снижению темпов роста цен, а также стабилизации денежного обращения и привлечению инвестиций в экономику республики. Валюта России в настоящее время является достаточно стабильной, а уровень инфляции в национальной экономике остается умеренным (табл. 2).

Экономика Белоруссии тесно связана с Россией. В настоящее время Россия является основным рынком для экспорта белорусских товаров. В рамках двусторонней торговли между странами активно используется российский рубль. Более того, на территории Белоруссии российская валюта активно накапливается в качестве резервного средства. Формирование монетарного союза с единой расчетной единицей принесет значительную экономию при

12 (198) - 2014

Мировая валютная система

Таблица 1

Динамика курса национальной валюты, уровня инфляции, состояния платежного баланса и внешнего государственного долга Республики Беларусь с 2005 по 2012 г.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Курс национальной валюты 2 153,82 2 144,56 2 146,1 2 136,4 2 793,1 2 978,5 4 974,6 8 336,9

к доллару США

Уровень инфляции 10,3 7,0 8,4 14,8 12,9 7,7 53,2 59,2

Сальдо платежного баланса, 458,6 -1 387,9 -3 012,5 -4 958,7 -6 132,6 -8 280,1 -5 052,5 -1 687,8

млн долл.

Объем внешнего государствен- 768,9 823,7 3 419,3 5 407,2 6 217,1 7 999,1 10 608,7 12 559,1

ного долга, млн долл.

Источник: Всемирный банк: http://data.worldbank.org.

Таблица 2

Динамика курса национальной валюты и уровня инфляции Российской Федерации

с 2005 по 2012 г.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Курс национальной валюты к доллару США 28,28 27,19 25,58 24,85 31,74 30,37 29,38 30,84

Темп роста цен к предыдущему году, % 12,7 9,7 9,0 14,1 11,7 6,9 8,4 5,1

Источник: Всемирный банк: http://data.worldbank.org.

осуществлении торговых сделок, так как позволит устранить издержки при обмене валют [3, 4].

В то же время следует учитывать возможные отрицательные последствия формирования валютного союза России и Республики Беларусь. Присоединение к зоне российского рубля будет означать для Белоруссии утрату самостоятельности в области проведения денежно-кредитной политики. Кроме того, неравноправная интеграция несет дополнительные риски и для России, так как может способствовать снижению доверия к единому эмиссионному центру и соответственно поставить под угрозу стабильность российской валюты.

Присоединение к зоне российского рубля других стран СНГ в ближайшие годы также маловероятно. Следует отметить, что скоординированный переход на национальную валюту одного государства в рамках валютного союза на практике никогда не осуществлялся. Известны примеры использования в обращении валюты более сильного государства при сохранении национальных денежных единиц. Например, южноафриканский рэнд применяется как платежное средство на территории валютного союза ЮАР, Лесото и Свазиленда. При этом в обращении в Лесото и Свазиленде остаются также национальные денежные единицы.

Однако следует учитывать, что активное использование рубля в качестве параллельной валю-

ты на территориях стран СНГ может усложнить контроль за денежной массой и инфляционными процессами в российской экономике. Поэтому продвижение российской валюты за пределы страны следует осуществлять с осторожностью.

Исследуя опыт финансовой интеграции, нельзя обойти вниманием монетарные союзы, использующие в обращении коллективные валюты вместо национальных денежных единиц. Примерами являются зона евро, союз Восточно-Карибских государств, а также два валютных блока франка КФА в Центральной и Западной Африке. Дискуссии о возможности и целесообразности формирования подобной валютной группировки на территории стран СНГ ведутся учеными-экономистами на протяжении долгих лет.

Целесообразность перехода на коллективную денежную единицу определяется балансом возможных выгод и потерь стран - участниц валютного объединения. Создание и внедрение в обращение коллективной валюты СНГ предоставит возможность снизить воздействие на регион дестабилизирующих внешних факторов. Кроме того, переход на коллективную денежную единицу позволит ограничить использование в качестве средств платежа и резервирования валют США и еврозоны, надежность которых в настоящее время вызывает сомнение.

При этом нужно учитывать, что скоординированный переход на коллективную денежную единицу предполагает не только валютную, но и экономическую конвергенцию, а также тесную координацию финансовой политики государств -. членов монетарного союза. Интеграцию СНГ затрудняют недостаточное развитие промышленности, слабая взаимодополняемость национальных экономик, существенная доля третьих стран в торговле, различия в политических курсах стран постсоветского пространства.

Кроме того, образование экономического и валютного союза возможно только после прохождения государствами-участниками более ранних стадий интеграции: создания зоны свободной торговли, таможенного союза, общего внутреннего рынка. Следует отметить, что странами постсоветского пространства в этом направлении была проделана большая работа. В 2001 г. была учреждена международная организация ЕврАзЭС, основными целями которой являлись образование Единого экономического пространства, обеспечение режима свободной торговли, беспрепятственного движения капитала и трудовых ресурсов. В 2010 г. в рамках ЕврАзЭС начал действовать таможенный союз, в состав которого вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. Предполагается, что со временем к союзу присоединятся и другие страны. На базе таможенного союза было образовано Единое экономическое пространство, что положило начало координации экономической политики стран - членов объединения. В 2011 г. почти всеми государствами СНГ был подписан договор о зоне свободной торговли (исключение составили только Азербайджан и Туркмения).

Таким образом, в настоящее время существуют определенные предпосылки для дальнейшей интеграции национальных экономик стран СНГ, создания общего рынка и формирования валютного союза. Однако следует учитывать, что созданию коллективной валюты предшествует длительная работа, направленная на обеспечение сближения параметров макроэкономических показателей стран-участниц. Как известно, критерии Маастрихтского договора предусматривали сближение темпов инфляции, координацию процентных ставок, многостороннюю увязку обменных курсов национальных валют и т. д. Соблюдение подобных условий существенно снизит самостоятельность государств в проведении денежно-кредитной политики, может создать дополнительные риски для отдельных национальных экономик. Нейтрализовать отрицательные последствия валютно-экономической интеграции без помощи России для многих стран Содружества будет непросто.

Кроме того, затраты на поддержание курсового коридора могут быть очень значительными. Следует учитывать, что обменные курсы национальных денежных единиц стран СНГ ориентированы не на российский рубль, а на внешние валюты (в основном на доллар США). Следовательно, при проведении интервенций придется задействовать валютные резервы. Как известно, в настоящее время из всех стран постсоветского пространства только Россия имеет большие золотовалютные запасы (табл. 3). Для большинства стран Содружества поддерживать курсы своих национальных денежных единиц на определенном уровне может оказаться непосильной задачей. Не исключено, что России придется осуществлять активные валютные интервенции для

Таблица 3

Золотовалютные резервы стран СНГ с 2005 по 2012 г., млрд долл.

Страна 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Республика Беларусь 1,3 1,4 4,2 3,1 5,6 5,0 7,9 8,1

Республика Казахстан 7,1 19,1 17,6 19,9 23,2 28,3 29,2 28,3

Республика Киргизия 0,6 0,8 1,2 1,2 1,6 1,7 1,8 2,1

Российская Федерация 182,3 303,7 478,8 426,3 439,3 479,2 497,4 537,8

Республика Таджикистан 0,2 0,2 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6

Республика Армения 0,7 1,1 1,7 1,4 2,0 1,9 1,9 1,8

Республика Молдова 0,6 0,8 1,3 1,7 1,5 1,7 2,0 2,5

Украина 19,4 22,4 32,5 31,5 26,5 34,6 31,8 24,6

Республика Таджикистан 0,2 0,2 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6

Республика Узбекистан Н/д Н/д Н/д Н/д Н/д Н/д Н/д Н/д

Азербайджанская Республика 1,2 2,5 4,3 6,5 5,4 6,4 10,3 11,3

Источник: Всемирный банк: http://data.worldbank.org.

12 (198) - 2014

Мировая валютная система

поддержки курса национальных денежных единиц других государств - членов союза.

Следует признать, что в настоящее время ни Россия, ни другие страны постсоветского пространства не готовы к совместной экономической политике и сближению финансовых систем. Следовательно, замена национальных валют региональной валютой в среднесрочной перспективе нецелесообразна. Однако на территории СНГ вполне возможно создание коллективной валюты с сохранением национальных денежных единиц. Внедрение в обращение дополнительной валюты не всегда предполагает изъятие из обращения национальных денег. В мировой практике известны примеры введения наднациональных валют для международных расчетов в рамках региональных объединений. Так, страны Латинской Америки и Карибского бассейна используют при осуществлении взаимных платежей единую валюту сукре. На территории Евросоюза для внешней торговли применялась коллективная расчетная единица ЭКЮ (до введения евро). Также интересен опыт стран - членов Совета экономической взаимопомощи, принявших для расчетов между собой переводной рубль.

Наднациональная денежная единица должна быть внедрена в обращение для обслуживания экспортно-импортных операций между странами СНГ. Данные меры будут способствовать не только увеличению товарооборота в рамках Содружества, но и отказу от использования в расчетах резервных валют. По данным Межгосударственного банка, доля доллара США и евро в платежах между странами постсоветского пространства остается существенной и составляет более 40 %. Переход на региональную валюту позволит высвободить значительные ресурсы в резервных валютах, которые могут использоваться для расчетов с третьими странами.

Эмитентом новой валюты может стать Межгосударственный банк, созданный странами СНГ. Кроме того, на Межгосударственный банк должны быть возложены функции обмена национальных валют на коллективную расчетную единицу, кре-

Товарный экспорт и импорт стр

дитования стран-участниц, регулирования международных валютно-кредитных отношений в рамках Содружества.

Наднациональная валюта СНГ должна служить мерой стоимости, поэтому очень важно решить вопрос определения ее курса. Как известно, для определения курса ЭКЮ служила корзина валют стран - членов европейского монетарного союза. Обменный курс сукре в настоящее время остается привязанным к доллару США. Переводной рубль имел золотое содержание.

По мнению автора, оптимальным вариантом является привязка курса новой валюты к товарной корзине. При этом доля каждого товара в предлагаемой корзине должна зависеть от объема его потребления в мировом масштабе. Таким образом, новая валюта сможет стать эффективным инструментом для выявления недооценки (переоценки) национальных валют. Состав корзины может пересматриваться в целях сохранения ее актуальности через определенные промежутки времени.

Создание коллективной валюты для обслуживания международных расчетов в рамках СНГ возможно в относительно короткие сроки и не потребует значительных затрат. Конечно, новая расчетная единица не сможет в среднесрочной перспективе составить конкуренции ведущим мировым валютам. В настоящее время торговый оборот между странами постсоветского пространства невелик (табл. 4), следовательно, эмиссия новой валюты будет незначительной. Однако со временем возможно расширение сферы использования коллективной валюты СНГ за счет присоединения к платежному союзу других государств (возможно, не членов Содружества). Как известно, попытки уйти от доллара США во внешнеторговых расчетах все чаще предпринимаются крупнейшими торговыми партнерами стран СНГ из дальнего зарубежья [2].

Создание коллективной валюты для обслуживания расчетов в рамках СНГ - наиболее приемлемый вариант для стран Содружества на современном

Таблица 4

\ СНГ в 2005-2012 гг., млн долл.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Экспорт, всего 343 707 430 954 520 475 702 540 450 312 589 248 789 211 805 251

В том числе внутренний экспорт 60 937 76 645 99 818 131 974 83 759 111 247 160 047 148 690

Доля внутреннего экспорта стран СНГ в общем экспорте, %о 17,7 17,8 19,2 18,8 18,6 18,9 20,3 18,5

Импорт 215 610 279 775 378 975 500 090 333 315 415 410 541 350 569 115

Источник: Всемирная торговая организация: http://www.wto.org.

этапе. Формирование валютной зоны на постсоветском пространстве необходимо для ускорения процесса интеграции национальных экономик. Однако преждевременные меры могут быть непродуктивны и даже иметь отрицательные последствия для стран Содружества. Поэтому замена национальных денежных единиц коллективной валютой на территории СНГ в настоящее время нерациональна. А внедрение в обращение расчетной единицы в качестве средства обслуживания взаимных платежей будет способствовать сокращению издержек торговли внутри региона, налаживанию хозяйственных связей, повышению инвестиционной активности и снижению зависимости от внешних шоков. При этом суверенитет стран СНГ в области проведения финансовой политики будет сохранен, что позволит своевременно принимать меры по предотвращению развития кризисных явлений в национальных экономиках.

Список литературы

1. Архипов А. Ю. Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, институты, инновации // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 4. С.13-19.

2. Ишханов А. В., Линкевич Е. Ф. Зависимость валютных показателей российской финансовой системы от мировых цен на нефть // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2010. № 4. С. 20-24.

3. Ишханов А. В., Линкевич Е. Ф. Рубль - доллар - золото: золотовалютный аспект финансовой политики новой России // Экономика: теория и практика. 2008. № 2. С. 4-10.

4. Линкевич Е. Ф. Реформирование мировой валютной системы как условие преодоления глобального экономического кризиса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 1. С.53-58.

World currency system FORMATION OF THE CURRENCY ZONE IN THE CIS: PROBLEMS AND PROSPECTS

Elena F. LINKEVICH

Abstract

The article investigates the experience of monetary integration of the countries and regions . The author analyzes the ways of formation of the currency unions and the prospects of accession of the Republic of Belarus to a zone of Russian ruble The paper considers specifics of monetary integration of the CIS countries and the ways of formation of a currency zone in the former Soviet Union territory. The author estimates the prospects of Russian ruble in the international monetary relations

Keywords: currency union, currency zone, collective currency, currency regulation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Arkhipov A. Iu. Modernizatsiia rossiiskoi ekonomiki posle krizisa: imperativy, instituty, inno-vatsii [Modernization of the Russian economy after crisis: imperatives, institutes, innovations]. TERRA ECONOMICUS, 2010, vol. 8, no. 4, pp. 13-19.

2. Ishkhanov A. V., Linkevich E. F. Zavisimost' valiutnykh pokazatelei Rossiiskoi finansovoi sistemy ot mirovykh tsen na neft' [Dependence of currency

indicators of the Russian financial system on the world prices for oil]. Problemy ekonomiki i upravleniia neftegazovym kompleksom - Issues of economy and management of oil and gas complex, 2010, no. 4, pp.20-24.

3. Ishkhanov A. V., Linkevich E. F. Rubl' - dollar - zoloto: zolotovaliutnyi aspekt finansovoi politiki novoi Rossii [Ruble - dollar - gold: gold and exchange aspect of financial policy of new Russia]. Ekonomika: teoriia ipraktika - Economy: theory andpractice, 2008, no. 2, pp. 4-10.

4. Linkevich E. F. Reformirovanie mirovoi valiut-noi sistemy kak uslovie preodoleniia global'nogo eko-nomicheskogo krizisa [Reforming of world currency system as condition of overcoming of global economic crisis]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' -National interests: priorities and security, 2013, no. 1, pp.53-58.

Elena F. LINKEVICH

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.