Научная статья на тему 'Предпосылки и возможные направления валютной интеграции на территории СНГ'

Предпосылки и возможные направления валютной интеграции на территории СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / РАСЧЕТНАЯ ЕДИНИЦА СТРАН СНГ / CIS COUNTRIES' UNIT OF ACCOUNT / MONETARY INTEGRATION / MONETARY RELATIONS / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрелков Михаил Юрьевич

В статье рассматриваются факторы, служащие основанием для углубления валютно-финансовой интеграции стран СНГ. Дается сравнительный анализ существующих в международной практике типов валютных зон с точки зрения их приемлемости для стран СНГ в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions and possible directions of currency integration in territory of the CIS

This article discusses the factors laying the foundation of more intensive monetary and financial integration of the CIS countries. The author gives analysis of the types of monetary zones existing in the international practice from the viewpoint of their acceptability for the CIS countries at the present time.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и возможные направления валютной интеграции на территории СНГ»

М.Ю. СТРЕЛКОВ

Михаил Юрьевич СТРЕЛКОВ — аспирант кафедры денег и ценных бумаг СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончил с отличием СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — эволюция мировой валютной системы, международные экономические и валютные отношения, формы и направления валютной интеграции. ^ ^ ^

ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

НА ТЕРРИТОРИИ СНГ*

Процессы укрепления рыночных связей в современных условиях глобализации имеют в странах СНГ и ЕврАзЭС географические, национальные, исторические и экономические основания. Новый импульс интеграционным процессам должно придать завершение серьезного этапа в создании Таможенного союза Российской Федерации, Беларуси и Казахстана — формирование единого таможенного тарифа. В июле 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс союза [7]. Внутренние таможенные пошлины в рамках Таможенного союза будут отменены в 2012 г., а в последующем могла бы появиться единая валюта России, Беларуси и Казахстана. Об этом говорилось на прошедшем 16 марта 2010 г. в Бресте заседании Совета министров Союзного государства России и Беларуси [1].

Несмотря на кризис и общее снижение внешнеторговой активности, удельный вес стран СНГ в общем объеме внешнеторговых операций стран Содружества продолжает оставаться высоким (22,5 % за январь-август 2009 г.). Взаимный внешнеторговый оборот составил 95,5 млрд долл. [6]

Помимо укрепления внешнеторгового оборота между странами СНГ существуют и более глубокие основания для углубления валютно-финансовой интеграции. Исторические взаимосвязи и аналогии в проведении рыночных реформ стран СНГ в период кризиса проявились в синхронном изменении макроэкономических показателей (темпов роста ВВП, инфляции, потоков капитала) и индикаторов финансовых рынков (фондовых индексов, курсов валют).

Согласно анализу индикаторов евразийской интеграции, проведенному Евразийским банком развития, второе десятилетие после распада СССР стало периодом сближения в сфере монетарной политики для всех групп интеграционных объединений на постсоветском пространстве: СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП. Причины такого развития связаны со сближением характеристик денежно-кредитной политики во всех странах региона, а также с динамикой глобальных валютных рынков [2, с. 54].

Перечисленные факторы показывают, что у стран СНГ есть потенциальные основания для углубления интеграции валютных рынков.

Одной из наиболее значимых проблем, возникающих при исследовании интеграционных процессов, протекающих в валютной сфере, является выбор формы валютной интеграции, приемлемой для всех стран Содружества. Мировой опыт позволяет выделить несколько основных типов валютных зон и определить степень их приемлемости для стран СНГ в настоящее время.

Параллельное хождение денежных знаков характерно для эпохи металлических денег. При неразменных бумажных деньгах этот инструмент теряет эффективность и, соответственно, распространение, поэтому на постсоветском пространстве не рассматривается как вероятный сценарий.

Согласованный переход на сильнейшую национальную валюту как инструмент международного валютного сотрудничества практиковался довольно редко (в XX в. переход на валюту более сильного государства был ха-

ГРНТИ 06.51.51 © М.Ю. Стрелков, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.С. Селищева.

рактерен для действующих и распавшихся колониальных систем) и, на наш взгляд, также не представляет интереса для стран СНГ.

Односторонняя замена национальной валюты на иностранную, как правило, имеющую статус международной, используется бывшими колониями, протекторатами и «карликовыми» государствами. Подобный сценарий неприемлем для стран Содружества, особенно теперь, когда все они добились стабилизации национальных валют и активно выводят иностранные денежные единицы из внутреннего оборота.

Введение коллективной денежной единицы с сохранением национальных валют получило широкое распространение после Второй мировой войны. В 1979 г. возникла Европейская валютная единица (European Currency Unit — ECU), которая представляла собой валюту-корзину, состав которой пересматривался один раз в несколько лет. ЭКЮ в значительной степени способствовала развитию расчетов между странами ЕЭС и играла важную роль в системе стабилизации их курсов. Она успешно просуществовала вплоть до введения евро. Свою расчетную единицу — переводной рубль — имел Совет экономической взаимопомощи. Больше десятка счетных единиц создали страны Азии, Африки и Латинской Америки. Наиболее значимыми из них стали арабский расчетный динар Арабского валютного фонда и андское песо Андского пакта [8, с. 3].

Как показывает практика, создание простейших расчетных единиц не требует выполнения каких-либо сложных экономических условий. Способы их образования настолько многообразны и гибки, что применимы для самых разных ситуаций. Поэтому расчетную единицу СНГ или ЕврАзЭс реально ввести в самые короткие сроки. Появление такой единицы позволило бы значительно снизить долю иностранных валют во внешнеторговых расчетах между участниками СНГ. Это содействовало бы росту взаимного товарооборота и снижало бы уязвимость партнеров по отношению к внешним «шокам» — колебаниям котировок на мировых валютных рынках. Все, что нужно для создания расчетной единицы в СНГ, — это наличие твердой политической воли и готовность заняться профессиональной проработкой проекта.

Можно предложить два варианта для расчета РЕ. Первый вариант, который представляется наиболее эффективным, — использование российского рубля в качестве расчетной единицы в системе безналичных расчетов между странами СНГ.

В настоящее время российский рубль уже используется в качестве валюты внешнеторговых контрактов со странами СНГ. Например, в Беларуси на экспортную выручку из России в I полугодии 2009 г. приходилось более 30 %, причем 85,8 % этих экспортных контрактов оплачивались российскими партнерами в рублях [3, с. 13]. Наиболее активно на базе рубля происходит развитие платежных отношений Российской Федерации со странами ЕврАзЭС. Российская национальная валюта постепенно вытесняет доллар США в платежном обороте с этими странами, а общий объем расчетов с использованием рубля в 2009 г. составил 17,8 млрд долл. в эквиваленте, или около 48 % совокупного платежного оборота в рамках ЕврАзЭС [5, с. 5].

Еще одной важной предпосылкой валютной интеграции и подтверждением значимости рубля на постсоветском пространстве выступают миграция населения из стран СНГ в Россию с целью заработка и необходимость дальнейшей конвертации заработанных рублей в национальную валюту. Так, в среднем по странам ЕврАзЭС в 2008 г. доля денежных переводов физических лиц в российских рублях составляла 46 %, в долларах США — 53, в евро — 1 % [3, с. 16].

Однако особенности политической ситуации, сложившейся в СНГ, делают вариант с использованием российского рубля в качестве расчетной единицы маловероятным. Прошедший в июне 2009 г. в Екатеринбурге саммит руководителей стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) продемонстрировал разногласия в подходах к валютно-финансовой политике. В то время как Казахстан настаивает на радикальных шагах — введении единой наднациональной валюты ШОС, — Россия предпочитает говорить об увеличении расчетов в национальных денежных единицах, тогда как введение новой валюты видится ей лишь в перспективе. Президент Казахстана отверг вариант превращения одной из национальных валют в региональную и тем более мировую резервную валюту, задев тем самым Россию, руководство которой пытается продвигать в последние годы идею превращения рубля в региональную резервную валюту [4].

Наиболее реальный вариант предусматривает создание расчетной единицы (РЕ) по примеру ЭКЮ, т. е. валютной корзины, курс которой ежедневно определяется на основе биржевых котировок валют, входящих в корзину. Валютная корзина РЕ СНГ может включать все 11 валют стран-членов, а квоту каждой из валют-компонентов можно также определить экономическим потенциалом государства, его долей в совокупном ВВП и товарообороте Содружества. Корзина РЕ СНГ на первоначальном этапе может включать пять валют крупнейших стран: российский рубль, украинскую гривну, казахстанский тенге, белорусский рубль, азербайджанский манат.

Курс РЕ может быть как постоянным и не зависеть от котировок валют в корзине, так и регулярно изменяться вместе с курсами валют стран-участниц. Более привлекательной выглядит постоянная фиксация, при которой пересмотр корзины происходит лишь раз в несколько лет.

Привязку курсов валют к РЕ можно осуществлять по следующей схеме:

— зафиксировать паритет РЕ в виде суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют;

— определить паритет каждой из национальных валют стран-партнеров в РЕ, а также ее центральный обменный курс;

— определить значения двусторонних обменных соотношений на основе известных центральных курсов для каждой отдельно взятой валюты;

— выявить пределы колебаний, допустимые для рыночных обменных курсов национальных валют, причем эти пределы ограничить лимитом в 6 %.

Преимущества коллективной расчетной единицы видятся в ее способности защищать платежный оборот от возможных нежелательных явлений со стороны национальных валютных систем стран СНГ в случае нарушения макроэкономической стабильности, а также негативных тенденций, периодически возникающих в мировой валютной системе.

Введение единой валюты требует от участников региональной группировки неизмеримо больших усилий, чем выпуск расчетной единицы. Евросоюз — единственное на сегодня (и в обозримом будущем) интеграционное объединение, сумевшее сделать это. Доказано, что валютный союз возможен только вкупе с экономическим, т. е. его участники должны не просто координировать экономическую политику, а иметь общий экономический курс. Более того, до создания экономического валютного союза региональная группировка должна пройти все более ранние стадии интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз и единый внутренний рынок, предусматривающий полную свободу движения товаров, услуг, капиталов и лиц. Гипотетически, даже если бы все или несколько стран Содружества решили создать валютный союз и были бы готовы привести свои макроэкономические показатели к единым параметрам, потребовалось бы вводить в действие свой Пакт стабильности. Учитывая, какие трудности при выполнении действующего пакта испытывает Европейский Союз, это едва ли будет целесообразным. Последние события вокруг еврозоны и Греции как ее части как нельзя лучше свидетельствуют о возможных опасностях, которые могут встретиться на пути стран, решивших ввести в оборот единую валюту.

Таким образом, современная валютно-финансовая интеграция в СНГ, строительство единого валютного пространства — процесс отнюдь не случайный. Он имеет и серьезную экономическую подоплеку, и мощную историческую базу. На первый план выдвигается задача определения наиболее эффективных путей и принципов такой интеграции. В решении данной задачи неоценимую помощь может оказать опыт, накопленный и успешно реализованный странами Западной Европы. В ближайшие годы как на правительственном и межгосударственном уровне, так и на уровне деловых сообществ целесообразно предпринять решительные и согласованные действия, с тем чтобы перейти от теории построения интегрированного экономического пространства стран СНГ к практическим шагам по достижению этой цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валюта на двоих, потом на троих. 16.03.2010. URL: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=1442444 (дата обращения: 09.10.2010).

2. Винокуров Е. Ю., Либман А. М. Система индикаторов евразийской интеграции: основные выводы // Евразийская экономическая интеграция. 2009. № 4.

3. Мишина В. Предпосылки валютной интеграции и роль операций с рублем в странах СНГ // Биржевое обозрение. 2009. № 11.

4. Назарбаев поставил крест на далеко идущих планах Москвы в валютном вопросе. 19.06.2009. URL: http://www.ia-centr.ru/publications/5005/ (дата обращения: 09.10.2010).

5. Потемкин А.И. Об усилении роли российского рубля в международных расчетах // Деньги и кредит. 2010. № 8.

6. Социально-экономическое положение стран СНГ в январе-сентябре 2009 г. Экспресс-доклад Статкомитета СНГ.

7. Таможенный кодекс между Россией, Белоруссией и Казахстаном вступил в силу. 06.07.2010. URL: http://www.interfax.ru/news.asp?id=144140 (дата обращения: 09.10.2010).

8. Шмелев В.В. Коллективные валюты — от счетных единиц к международным деньгам. М: Финансы и статистика, 1990.

9. Business Monitor International (BMI). Russia & CIS. Issue 12. 2009. December.

Т.Е. ФИРСОВА

Татьяна Евгеньевна ФИРСОВА — аспирантка кафедры финансов СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет.

Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — международное налогообложение, корпоративная реструктуризация, планирование и реализация сделок слияний и поглощений.

^ ^ ^

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СДЕЛОК СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ*

Современные тенденции на рынке слияний и поглощений демонстрируют необходимость тщательного структурирования сделок, а также учета интересов как покупателей, так и продавцов бизнеса или активов. Важным аспектом разработки стратегии слияния или поглощения является налоговое планирование реструктуризации, которое позволяет, в частности, структурировать перенос или распределение убытков или невозмещаемых процентных расходов в рамках группы компаний, в том числе с учетом новых корпоративных приобретений [4]. Рассмотрение налоговых последствий и аспектов слияний и поглощений приобретает особую значимость в свете увеличения количества и стоимости трансграничных сделок. В данной статье мы обратимся к основным аспектам структурирования международных слияний и поглощений с позиций оптимизации налогового бремени по сделке с учетом принципов и правил международного и российского налогового законодательства.

С точки зрения инвестора, намеревающегося осуществить инвестирование за рубежом, структурирование слияния или поглощения с учетом особенностей налогообложения сделки требует анализа следующих факторов:

• инвестиции/приобретения за рубежом могут быть неэффективными с налоговой точки зрения при неправильном структурировании [5];

• эффективное налогообложение прибыли, распределяемой из иностранных компаний-целей, является одной из наиболее важных задач для финансового директора/директора по налогообложению;

• уровень налогообложения прибыли, полученной из иностранных источников (и, как результат, эффективную налоговую ставку), можно снизить путем надлежащего налогового планирования, используя налоговые освобождения и льготы.

С точки зрения российского налогообложения:

• международное налоговое планирование является приемлемым, если оно не приводит к занижению налоговой базы в России и не является «агрессивным» уклонением от уплаты налогов;

• российское законодательство предусматривает возможность обложения дивидендов по ставке 0 %, в то время как доходы от реализации акций подлежат обложению налогом на прибыль по ставке 20 %;

• «черный список» оффшорных зон [7] ограничивает возможность применения ставки 0 % на дивиденды от дочерних компаний, расположенных в некоторых низконалоговых юрисдикциях (например, на Кипре, БВО, Джерси и т. п.);

• в России отсутствуют правила о «контролируемых иностранных компаниях» (controlled foreign companies rules — CFC) и законодательство о трансфертном ценообразовании (однако существует законопроект, предусматривающий такие правила).

Таким образом, налоговое планирование играет важную роль при реализации стратегии интеграции и является эффективным инструментом для интеграционной команды компании-покупателя и компании-цели.

ГРНТИ 68.75.45 © Т.Е. Фирсова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. М.В. Романовского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.