44 (182) - 2013
Мировая валютная система
УДК 339.7
ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ЗОН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Е. Ф. ЛИНКЕВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента
Е-mail: alins@list. ru Кубанский государственный университет
В статье рассматриваются основные направления развития теории оптимальных валютных зон. Проводится анализ влияния валютной интеграции на экономики отдельных стран и регионов. Выявляются причины распада валютных союзов. Анализируются пути внедрения в финансовые системы стран коллективных валют. Исследуется опыт отдельных стран в области использования иностранных валют вместо национальных денежных единиц. Оцениваются перспективы формирования новых валютных объединений.
Ключевые слова: валютный союз, валютная зона, коллективная валюта, фиксированный валютный курс, регулирование.
В условиях современного экономического кризиса валютные отношения стали наименее управляемой сферой мирового хозяйства. Для стабилизации глобальной сферы финансов необходима реорганизация мировой валютной системы. Одним из возможных вариантов изменения валютного порядка на современном этапе являются формирование валютных зон и внедрение в обращение новых коллективных денежных единиц. Однако валютная интеграция является сложным процессом и требует глубокого изучения.
Теоретические аспекты создания валютных объединений рассматривались в работах ученых различных экономических школ. Так, И. Ишияма
выделил два основных направления развития теории оптимальных валютных зон (ОВЗ). В рамках традиционного подхода предпринимались попытки выявить основные экономические критерии, позволяющие определить целесообразность применения режима фиксированного валютного курса или внедрения единой валюты. Основой для данного направления послужили работы Р. Манделла. Ученый пришел к выводу, что при высокой степени экономической интеграции, а также движения товарных потоков между странами рационально применение режима фиксированного валютного курса. При этом Р. Манделл полагал, что для формирования ОВЗ особенно важно обеспечение мобильности факторов производства (прежде всего трудовых ресурсов). В более поздних исследованиях были обозначены и другие критерии, соблюдение которых необходимо при образовании ОВЗ. В качестве основного критерия оптимальности Р. Маккиннон рассматривал уровень открытости национальных экономик, а П. Кенен предложил другой экономический показатель, на основе которого следовало бы определять возможность создания ОВЗ — степень диверсифицированности экономики. Наиболее значимым критерием для основания ОВЗ, утверждал Дж. М. Флеминг, является сходство темпов инфляции. Ирландский ученый Дж. Инграм необходимым условием создания ОВЗ считал интеграцию
финансовых рынков, а П. Минц и Г. Хаберлер в своих работах указали на важность политической интеграции.
Сторонниками альтернативного подхода рассматривались преимущества и недостатки валютных союзов. В исследованиях данного направления следует выделить теорию об эндогенности критерия оптимальной валютной зоны Э. Роуза и Дж. Франке-ла, согласно которой объединение стран в валютный союз создает условия для достижения соответствия критериям оптимальной валютной зоны. Влияние валютной интеграции на национальные экономики также отражено в работах Г. Грубела, Дж. Ингра-ма, У. Кордена и К. Хамады. Конечно, определить возможные выгоды и потери при формировании валютных союзов очень сложно. Тем не менее оценка потенциальных преимуществ и издержек национальных экономик от присоединения к валютной зоне, а также опыта валютно-финансовой интеграции имеет колоссальное практическое значение.
Опыт формирования валютных объединений различен. Первые попытки создания валютных союзов предпринимались еще в ХК в. При этом замена национальных денежных единиц коллективными валютами не предполагалась. Также не планировалось учреждение наднациональных органов регулирования денежного обращения.
Так, в 1857 г. Австрией был заключен договор со странами — членами Германского таможенного союза, согласно которому обменный курс валют государств-членов должен был поддерживаться на постоянном уровне. В 1866 г. союз прекратил существование. Причиной распада стал военный конфликт между Австрией и Пруссией.
В 1865 г. Францией, Италией, Швейцарией и Бельгией был учрежден Латинский валютный союз. Государства приняли единый биметаллический стандарт с определенным соотношением золота и серебра. При этом предполагалось, что денежные единицы стран-членов будут приниматься в качестве законного средства платежа на территории всего объединения. В 1868 г. в союз вошли Греция и Испания, а в 1889 г. — Австро-Венгрия, Болгария, Венесуэла, Румыния, Сербия и Сан-Марино. Однако, несмотря на расширение границ, Латинский монетный союз не мог оставаться стабильным по многим причинам. Регулирование денежного обращения затрудняло колебание стоимости золота и серебра, расшире-
ние использования банкнот. Валютная политика отдельных стран была направлена на ограничение в обращении на их территориях монет других государств-членов. Анализируя опыт создания и функционирования Латинского валютного союза и еврозоны, исследователи выявили некоторые схожие проблемы. Так, одной из причин ликвидации союза стало несоответствие уровней развития национальных экономик, входящих в его состав. При этом отмечалось ухудшение положения в экономиках менее развитых стран, таких как Греция и Италия. Формально союз прекратил свое существование с начала 1927 г., однако фактически его деятельность была приостановлена еще в начале Первой мировой войны.
Скандинавский валютный союз был заключен между Данией, Швецией и Норвегией в 1873 г. Согласно принятому соглашению страны продолжали использовать в обращении свои собственные валюты. При этом монеты, выпускаемые государствами-членами, имели одинаковое золотое содержание. Валюты стран, входящих в состав союза, обменивались по фиксированному курсу. Со временем монеты и бумажные банкноты Дании, Швейцарии и Норвегии стали приниматься в качестве платежных средств практически на всей территории союза. Причиной распада валютного объединения стала Первая мировая война. Ослабление национальных экономик привело к дестабилизации финансовых систем скандинавских стран. Золото изымалось из обращения, его вытесняли бумажные деньги. Государства больше не могли обеспечивать золотом свои национальные валюты. С 1917 г. страны стали использовать при взаимных расчетах исключительно золото. Официально валютный союз скандинавских стран так и не расторгнут, но фактически его деятельность прекращена с 1924 г.
В начале 1940-х гг. была сформирована «стерлинговая зона» — крупнейшая валютная группировка, возглавляемая Великобританией. Состав зоны на протяжении всего ее существования неоднократно менялся. В разное время членами валютного объединения являлись страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании. Вхождение в зону обеспечивало льготы при поставках товаров в Великобританию, а также при совершении финансовых сделок на денежном рынке Лондона. При этом государства-члены были обязаны поддерживать курсы своих национальных денежных единиц на определенном уровне по от-
ношению к фунту стерлингов, а также размещать в банках Великобритании часть своих валютных резервов. В стерлинговой зоне не существовало единого органа управления. Валютная политика во многом определялась рекомендациями банка Англии. Внутри зоны обеспечивался льготный режим обращения валют. При этом существовала единая система валютного контроля за сделками с остальным миром.
Причиной распада стерлинговой зоны стал экономический кризис начала 1960-х гг., поразивший Великобританию. Спад производства в стране сопровождался дестабилизацией сферы финансов и обесценением национальной валюты. Девальвация фунта стерлингов способствовала снижению доверия мирового сообщества к его надежности. Доля фунта стерлингов в валютных резервах многих государств значительно сократилась. Постепенно страны зоны отказались от привязки курсов своих национальных денежных единиц к английской валюте. В 1972 г. Великобританией был отменен льготный режим расчетов почти со всеми странами — членами стерлинговой зоны.
Исследуя процессы валютной интеграции, следует отметить, что в рамках валютных союзов статус денежных единиц государств-членов может меняться. Валютная интеграция способствует расширению территории использования денежных единиц более развитых стран. Например, южноафриканский рэнд в настоящее время выполняет функции как национальной, так и коллективной валюты. Соглашения валютно-экономического союза ЮАР, Лесото и Свазиленда предусматривают применение южноафриканского рэнда в качестве законного средства платежа на территориях всех стран-членов. При этом в обращении Лесото и Сва-
зиленда продолжают оставаться национальные денежные единицы, обменные курсы которых жестко привязаны к валюте ЮАР. Продвижению южноафриканского рэнда за пределы национальных границ способствовали стабильный экономический рост, либерализация валютной политики, расширение экспорта. На современном этапе южноафриканский рэнд является свободно конвертируемой валютой, достаточно стабильной и востребованной на международных рынках.
В рамках валютных соглашений ведущие мировые национальные и коллективные валюты достаточно часто используются в качестве законного средства платежа на территориях других государств. Возможно даже полное вытеснение из обращения внутри страны национальной валюты более сильной иностранной. В настоящее время более тридцати стран мира используют в качестве денег иностранную валюту вместо национальной (табл. 1). Причиной изъятия национальных денежных единиц из оборота и перехода на иностранную валюту обычно становятся дестабилизация внутренней финансовой системы, а также высокий уровень инфляции. Отказ от собственной валюты является крайней мерой, применяемой только в случае полной утраты контроля за денежным предложением.
В XX в. на основе международного опыта валютной интеграции впервые были созданы коллективные денежные единицы. Пути внедрения в финансовые системы стран региональных валют различны. Первая коллективная валюта появилась задолго до формирования зоны евро. В 1945 г. декретом правительства Франции на территории африканских колониальных владений был введен в обращение франк КФА (франк Африканского
Таблица 1
Сводные данные по странам, использующим вместо национальных денежных единиц иностранные валюты в качестве законного средства платежа по состоянию на 01.01.2013
Валюта Страны и территории
Доллар США Восточный Тимор, Маршалловы Острова, Микронезия, Палау, Сальвадор, Эквадор
Евро Андорра, Ватикан, Республика Косово, Монако, Сан-Марино, Черногория, Гвиана, Гваделупа, Майотта, Мартиника, Реюньон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен, Сен-Пьер и Микелон, Аландские острова
Австралийский доллар Кирибати, Науру, Тувалу
Новозеландский доллар Ниуэ, Острова Кука, Острова Питкэрн, Токелау
Датская крона Гренландия, Фарерские острова
Швейцарский франк Лихтенштейн
финансового сообщества). Курс новой валюты поддерживался на определенном уровне по отношению к французскому франку. Выпуск франка КФА для стран Центральной и Западной Африки осуществлялся разными эмиссионными центрами, но при этом контролировался французским правительством. После получения независимости бывшие колонии предпочли сохранить монетарный союз с метрополией. Свое влияние на валютные институты зоны африканского франка французское правительство продолжает сохранять и на современном этапе.
В настоящее время зона франка КФА охватывает четырнадцать стран двух валютных объединений. На территории Западноафриканского экономического и валютного союза средством платежа является франк КФА BCEAO, а Центральноафриканского валютно-экономического сообщества — франк КФА BEAC. Денежные единицы данных валютных блоков несколько отличаются по внешнему виду, но при этом имеют одинаковый фиксированный курс к евро.
На современном этапе министерство финансов Франции обеспечивает конвертируемость африканского франка. Взамен монетарные власти государств — членов валютной зоны приняли на себя обязательство размещать в казначействе Франции 65 % золотовалютных резервов. Кроме того, Франция имеет право налагать вето в области денежной политики стран — членов франкозоны при несоблюдении их центральными банками финансовой дисциплины. Режим фиксированного валютного курса обеспечивает стабильность денежного обра-
щения на территории валютных блоков, несмотря на политические разногласия, а также экономическую отсталость стран — членов франкозоны.
Следует признать, что применение режима фиксированного валютного курса не всегда положительно влияло на национальные экономики зоны африканского франка. Так, укрепление курса французской валюты к доллару США в 1992—1993 гг. привело к удорожанию франка КФА. Это способствовало увеличению импорта и значительному сокращению производства в Центральной и Западной Африке. Особенно пострадал сельскохозяйственный сектор регионов. Для предотвращения дальнейшей рецессии в странах франкозоны было принято решение провести девальвацию коллективной валюты. В 1994 г. франк КФА обесценился по отношению к денежной единице Франции на 50 %. Данная мера помогла остановить спад в национальных экономиках, но способствовала значительному повышению цен и снижению уровня жизни населения.
С 1995 г. монетарные власти франкозоны последовательно придерживались политики фиксированного валютного курса. При этом страны валютного союза демонстрировали достаточно высокие темпы экономического развития. Рост ВВП в экономиках большинства стран Центральной и Западной Африки наблюдался даже в условиях глобального кризиса 2008—2009 гг. (табл. 2). В последние годы темпы экономического роста в валютных блоках африканского франка превышают среднемировые. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, в
Таблица 2
Темпы роста ВВП стран зоны франка КФА в 2006—2012 гг., % [2]
Страна 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Западноафриканский экономический и валютный союз
Бенин 3,8 4,6 5,0 2,7 2,6 3,5 5,4
Буркина-Фасо 6,8 3,6 5,8 3,0 7,9 4,2 10,0
Гвинея-Бисау —2,0 6,0 10,5 1,1 1,7 5,7 1,5
Кот-д'Ивуар 0,7 1,7 2,3 3,7 2,4 —4,7 9,5
Мали 8,6 4,3 5,0 4,5 5,8 2,7 —1,2
Нигер 5,8 3,1 9,6 —0,9 8,0 2,3 11,2
Сенегал 2,5 4,9 3,7 2,1 4,1 2,6 3,7
Того 4,1 2,3 2,2 3,5 4,0 4,8 5,6
Центральноафриканское валютно-экономическое сообщество
Габон 1,2 5,6 1,0 —2,9 6,7 7,0 6,1
Камерун 3,2 3,4 2,6 2,0 3,3 4,1 4,7
Республика Конго 6,2 —1,6 5,6 7,5 8,8 3,4 3,8
Центральноафриканская Республика 3,8 3,7 2,0 1,7 3,3 3,1 4,1
Чад 0,2 0,2 0,4 —1,2 13 1,6 5,0
Экваториальная Гвинея —16,2 21,9 16,8 0,8 —1,7 4,9 2,5
2013 г. рост экономики Западноафриканского экономического и валютного союза должен составить 5,7 %, а Центральноафриканского валютно-эконо-мического сообщества — 4 %. Рост экономики, а также устойчивость франка КФА способствуют повышению доверия внешних инвесторов.
Таким образом, жесткая финансовая дисциплина обеспечивает стабильность сферы финансов и способствует развитию национальных экономик стран — членов франкозоны, несмотря на политические противоречия. При этом следует признать, что франк КФА не относится к числу валют, способных оказывать какое-либо влияние на глобальную сферу финансов.
Исследуя пути создания коллективных валют, особое внимание следует уделить евро. Основными целями формирования Евросоюза являлись конвергенция входящих в его состав национальных экономик, интеграция финансовых и банковских систем, а также создание единой валюты. Предполагалось, что образование общего рынка, введение в обращение единой валюты и создание наднационального банковского регулятора обеспечат стабильный экономический рост в Европе и будут способствовать повышению уровня жизни населения. Однако, как показала практика, устранение тарифных и валютных ограничений приводит к вытеснению национальных товаров с внутренних рынков менее развитых стран, способствуя сокращению производства, разорению местных предприятий и росту безработицы. Таким образом, интеграция может создавать дополнительные риски для наиболее слабых стран — членов экономического и валютного союза. Тем не менее в настоящее время коллективная денежная единица еврозоны остается единственной валютой, способной создать альтернативу доллару США.
Также интересен опыт финансовой интеграции стран Карибского бассейна. Экономический и валютный союз стран Карибского бассейна был учрежден в 1981 г. В него вошли восемь государств: Доминика, Антигуа и Барбуда, Гренада, Сент-Китс и Невис, Гренадины, Сент-Люсия и Сент-Винсент, Монтсеррат, а также остров Ангилья. Все перечисленные страны бедны, имеют небольшие территории и зависят от туризма. Экономическая интеграция предполагала либерализацию торговли, свободное движение капиталов и населения внутри объединения. Однако торговый оборот между странами региона невелик, поэтому выгоды
от сокращения тарифных ограничений оказались незначительными. Объединение в валютный союз также изначально предусматривало проведение финансовой реформы. Денежные единицы государств Карибского бассейна были нестабильны и подвержены инфляции, поэтому правительства стран — членов союза приняли решение о замене национальных валют единой коллективной. Эмиссия единой валюты осуществляется Восточно-карибским центральным банком. Курс восточно-карибского доллара привязан к валюте США. Контроль за эмиссией способствует стабилизации денежного обращения на территории валютного объединения и сохранению внешней стоимости коллективной валюты.
Создание коллективной валюты не всегда предполагает изъятие из обращения национальных денежных единиц. Например, с 2010 г. страны Латинской Америки и Карибского бассейна используют при взаимных расчетах коллективную валюту сукре. Членами единой системы региональных взаиморасчетов стали Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Гондурас, Эквадор, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда. При этом в обращении стран продолжают использоваться национальные валюты, что дает возможность сохранить национальный суверенитет в области финансового регулирования. Курс сукре привязан к доллару США. В настоящее время эмиссия новой валюты остается незначительной, потому что торговый оборот между странами валютного блока невелик. Таким образом, появление новой региональной валюты не может серьезно повлиять на положение ведущих мировых валют в мировой торговле.
В последние годы процессы валютной интеграции регионов ускорились. Однако введению в обращение коллективных валют препятствуют расхождения в интересах отдельных государств, разница в уровнях социально-экономического развития, неготовность национальных экономик противостоять рискам международной экономической и валютной интеграции.
Так, на территории Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) к 2004 г. предполагалось ввести в обращение единую валюту — афро. Реализовать данный план пока не удалось. Совместным решением пятнадцати стран — членов ЭКОВАС выпуск афро отложен до 2028 г.
В 2005 г. намечалось образование валютного союза Российской Федерации и Республики Беларусь. В качестве коллективной валюты планировалось использовать российский рубль [1]. При этом Россия приняла на себя обязательство предоставить Беларуси кредит на 100 млн долл. США. Однако в ходе переговоров возникли определенные разногласия. Правительство России настаивало на учреждении эмиссионного центра в Москве, а Беларусь требовала создания еще одного — в Минске. В настоящее время проект так и не завершен.
Странами Персидского залива планировалось создание единой денежной единицы (халиджи) не позднее 2010 г. Первоначально предполагалось использовать коллективную валюту в качестве законного средства платежа на территориях всех государств — членов монетарного союза арабских государств (ССАГПЗ). Однако в 2006 г. от идеи общей валюты отказался Оман, а несколько позднее — Объединенные Арабские Эмираты. Правительства Саудовской Аравии, Кувейта, Катара и Бахрейна постановили отложить внедрение в обращение единой денежной единицы до 2015 г., мотивируя свое решение недостаточной гармонизацией финансовых и банковских систем стран — членов союза.
Страны Азии и Тихоокеанского бассейна рассматривают возможность введения единой валюты на территории шестнадцати государств: Китая, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Камбоджи, Таиланда, Лаоса, Индонезии, Кореи, Сингапура, Филиппин, Вьетнама, Мьянмы, Бруней-Даруссалам и Малайзии. Первым шагом к достижению поставленной цели стали учреждение Азиатского клирингового союза и создание единой валюты для расчетов между странами — АКЮ. В дальнейшем на основе клиринговой расчетной единицы планируется внедрение в обращение коллективной валюты. Сроки формирования валютного союза и выпуска региональной валюты пока не определены. Создание валютного объединения потребует решения множества проблем. Однако образование валютной зоны такого масштаба и выпуск единой азиатской валюты могут значительно сократить долю доллара США в международных расчетах. Более того, в мире появится еще одна валюта, востребованная мировым сообществом в качестве резервного средства.
Формирование многополярного валютного порядка на основе образования оптимальных ва-
лютных зон может способствовать устранению финансовых дисбалансов на глобальном уровне. При этом следует учитывать, что изменить расстановку сил в мире и сузить сферу влияния ведущих международных валют под силу только крупнейшим монетарным союзам, коллективные денежные единицы которых будут востребованы не только как средства платежа в международных расчетах, но и как резервные активы. Ядром таких валютных блоков должны стать крупнейшие национальные экономики [3].
В настоящее время состояние глобальной сферы финансов оценивается как кризисное. Доллар США больше не может эффективно выполнять функцию мировых денег. Соответственно, сфера влияния валюты США будет сокращаться. Более того, совмещение долларом США функций национальной и мировой валют делает финансовую систему страны слишком зависимой от внешней среды и способствует снижению конкурентоспособности экономики США [5]. Поэтому монетарные власти Вашингтона рассматривают вариант отказа от доллара и ввода для США, Канады и Мексики единой валюты амеро. Вполне допустимо, что членами данного валютного объединения станут также Австралия и Великобритания. Зона евро, несмотря на внутренний кризис, скорее всего, сохранит свои границы. В среднесрочной перспективе вероятно образование еще нескольких валютных зон, объединяющих многие страны и имеющих широкую сферу влияния. Китай, Япония, а возможно, и Индия могут стать центром одного из самых значительных валютных союзов мира, объединяющего страны и территории Азии. В недалеком будущем может быть сформирован Латиноамериканский валютный союз во главе с Бразилией. Вероятно, в состав данного валютного блока войдут также ЮАР и некоторые другие страны Южной Африки. Также возможно создание валютной зоны на территории Единого экономического пространства под эгидой России.
Формирование валютных зон — длительный процесс, затрагивающий интересы многих стран. Кроме того, следует признать, что образование валютных союзов не является гарантией обеспечения стабильности экономик создавших их стран. Противоречия в интересах отдельных государств, а также неэффективная макроэкономическая политика могут привести к обострению кризисных явлений внутри валютных блоков [4]. Однако образование
региональных экономических и валютных объединений может стать базой для построения новой мировой финансовой системы, которой рано или поздно предстоит возникнуть.
Список литературы
1. Архипов А. Ю., Мартишин Е.М., Фомичева Е. В. Развитие России в условиях глобализации мировой экономики // Экономический вестник РГУ. 2008. Т. 6. № 3.
2. Всемирный банк. http://data. worldbank. org.
3. Ишханов А. В., Линкевич Е. Ф. Обновление мировой валютной системы как основы преодоления глобальных финансовых дисбалансов // Финансы и кредит. 2012. № 48. С. 58—63.
4. Ишханов А. В., Линкевич Е. Ф. Рубль — доллар — золото: золотовалютный аспект финансовой политики новой России // Экономика: теория и практика. 2008. № 2. С. 4—10.
5. Линкевич Е. Ф. Кризис ямайской валютной системы и возможные пути ее реформирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 21. С. 11—16.
Вниманию руководителей и менеджеров высшего звена, экономистов, финансистов,
преподавателей вузов и аспирантов!
Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
ISSN 2073-039X
Выпускается с 2002 года. Включен в перечень ВАК.
Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Формат A4, объем 64 - 80 с. Периодичность - 4 раза в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34142 81287 83874
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: [email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru