Научная статья на тему 'Возможности валютно-финансовой интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе'

Возможности валютно-финансовой интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
803
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСЕАН+3 / ВАЛЮТНАЯ ЗОНА / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ВАЛЮТНЫХ ЗОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюнин З.М.

В статье рассматривается возможность образования валютного союза и перехода на единую валюту в рамках интеграционного объединения АСЕАН+3 через систематизированный анализ критериев оптимальности теории оптимальных валютных зон. Также предпринимается попытка провести сравнительный анализ отдельных показателей критериев оптимальности для стран членов АСЕАН+3 и ЕС до и после перехода европейских стран на единую европейскую валюту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности валютно-финансовой интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

Валютная интеграция

УДК 336.744

возможности

валютно-финансовой интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе

З. М. ТЮНИН, студент факультета политологии E-mail: z.tunin@gmail.com Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

В статье рассматривается возможность образования валютного союза и перехода на единую валюту в рамках интеграционного объединения АСЕАН+3 через систематизированный анализ критериев оптимальности теории оптимальных валютных зон. Также предпринимается попытка провести сравнительный анализ отдельных показателей критериев оптимальности для стран — членов АСЕАН+3 и ЕС до и после перехода европейских стран на единую европейскую валюту.

Ключевые слова: АСЕАН+3, валютная зона, валютный союз, теория оптимальных валютных зон.

Одной из характеристик современной мировой экономики является ее глобализация, характеризующаяся интеграцией национальных экономик и образованием единого экономического пространства. Составной частью экономической интеграции считается валютная интеграция, проявляющаяся в проведении скоординированной валютной политики стран-участниц, а также в создании наднациональных органов, проводящих единое валютное регулирование. Валютная интеграция получила очередной импульс после успешного опыта создания единой европейской валюты.

В соответствии с классификацией Б. Баласса, валютный союз — это высший уровень финансово-экономической интеграции, путь к которому

лежит через преференциальные торговые соглашения, зоны свободной торговли и таможенные союзы, общий рынок. Важный шаг к мировой валюте — введение региональной валюты. Например, евро предшествовала расчетная денежная единица ЭКЮ (ECU — European Currency Unit), возникшая в 1979 г. Первоначально ЭКЮ имела исключительно региональный статус: ее использовали для международных расчетов друг с другом страны ЕЭС, а позже и ЕС. При этом важно отметить, что не все взаимные расчеты проводились в ЭКЮ: в некоторых случаях до 50 % товаров и услуг оплачивались долларами. В 1999 г. ЭКЮ была заменена на евро, остававшимся еще в течение трех лет расчетной единицей. И только в 2002 г. евро стал полноценной валютой, выполняющей все функции денег, в том числе функцию мировых денег.

В настоящее время на всех континентах существуют тенденции к образованию единой, пусть и региональной, валюты. В Латинской Америке имеют хождение сукре и латино. Шесть стран Персидского залива в 2001 г. наметили перейти к 2010 г. на динар Залива, однако мировой кризис помешал воплотиться этой идее. Африканский континент по праву становится лидером в этой области — проекты различаются не только географически, но и по методам расчета валютного курса, по определению доли каждой страны в единой валюте и т. д. Наибо-

лее известен проект афро в рамках Южно-Африканского таможенного союза.

Соединенные Штаты Америки, желая удержать и укрепить мировое влияние доллара, предлагают создать амеро — первоначально как валюту Североамериканского континента, которая, по замыслу создателей, постепенно должна будет выйти за рамки стран НАФТА, распространившись на Южную Америку. Учитывая, что государство, имеющее свою валюту в качестве резервной, получает в том числе возможность покрытия дефицита платежного баланса дополнительной эмиссией, становится понятным, почему США хотят сохранить влияние в мировой валютной системе.

Все идеи создания какой-либо наднациональной валюты получили очередной стимул, после того как евро (искусственно созданная валюта) смог стать мировой валютой наряду с существованием сильного доллара США. В 2010 г. доля евро в структуре мировых резервов уже составляла 26 %. Однако в 2011 г. она сократилось до 25 %. Другим примером ослабления влияния доллара может являться решение некоторых стран рассчитываться в национальных валютах для избежания дополнительных конвертаций. Польша с 2009 г. стала платить рублями за российский газ, при этом ее экономия составила около 10 % из-за девальвации российской валюты [9]. Казахстан начал вести расчеты с Китаем в юанях.

Подробнее хотелось бы остановиться на Азиатском континенте, играющем важнейшую роль в мировой экономике. По итогам 2012 г. экономика Китая занимает вторую позицию в мире, производя около 15 % валового мирового продукта (ВМП), Индия и Япония — на третьем и четвертом местах соответственно с почти 6 % ВМП. Республика Корея производит около 2 % ВМП, а десять стран АСЕАН1 — чуть меньше 3 % ВМП.

Если говорить о достигнутой степени интеграции в этом регионе, то в настоящее время на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) действуют сразу несколько моделей многостороннего сотрудничества, но наибольшая глубина экономической интеграции достигнута в рамках АСЕАН, являющейся ядром всех интеграционных объединений региона. Наибольший интерес с эконо-

1 Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of South-East Asian Nations) — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии.

мической точки зрения представляет расширенный формат АСЕАН — «АСЕАН+3», где помимо десяти участников из Юго-Восточной Азии присутствуют еще Китай, Япония и Республика Корея. После азиатского экономического кризиса 1997—1998 гг. у стран — участниц АСЕАН+3 появилась идея создания единой валюты, обоснованная тем, что для региона необходимо сформировать дополняющие финансовые инструменты, обеспечивающие потребности взаимодействия между входящими в него государствами. В этих целях в 2002 г. была принята Чиангмайская инициатива в рамках АСЕАН+3, нацеленная на решение проблем краткосрочной ликвидности в регионе. В 2009 г. на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества лидеры государств в качестве долгосрочной задачи подписали акт о формировании Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (FTAAP).

Президент Азиатского банка развития (АзБР) сообщил в 2006 г. о планирующемся введении АКЮ (ACU — Asian Currency Unit), курс которого должен был формироваться на основе валютной корзины, состоящей из денежных единиц всех стран — участниц АСЕАН+3, евро, доллара США, а также золота. Использовать ACU предполагалось в межгосударственных расчетах, т. е. тогда речь шла не о введении единой общеазиатской валюты, а лишь о расчетной единице.

Как уже отмечалось, валютный союз — это наивысшая форма экономической интеграции. При его создании должны быть соблюдены основные требования и макроэкономические стандарты, впервые описанные выдающимся американским экономистом, нобелевским лауреатом и «теоретиком» евро — Р. Манделлом. Впоследствии теория оптимальных валютных зон (ОВЗ) Манделла активно разрабатывалась. Особый вклад в ее развитие внесли М. Фридмен, Дж. Инграм, Р. МакКиннон, П. Кеннен, М. Флеминг и ряд других ученых.

В основе теории ОВЗ лежит положение о том, что для некоторых стран создание валютной зоны может принести больше выгод, чем издержек. Хотя переход к единой валюте не всегда приводит к положительным эффектам для экономик стран — участниц интеграционного объединения, поэтому до вступления в валютный союз экономисты пытаются рассчитать возможные последствия, выгоды и издержки для каждой из них.

Изначально положения теории ОВЗ представляли собой аргументы в пользу перехода или отказа

от режима фиксированного обменного курса. В том случае, если вступление в валютный союз по каким-то причинам (как правило — политическим) в будущем неизбежно, теория определяет условия, при которых издержки интеграции будут минимальными.

Что касается уже созданных валютных зон, то их существует всего несколько: долларовая, зона фунта стерлингов, зона евро. Сейчас единственным примером валюты, созданной в соответствии с теорией ОВЗ, является евро. А вот становление доллара как мировой валюты происходило постепенно: инициаторы не ставили перед собой цели соответствовать критериям оптимальности.

В своих исследованиях Р. Манделл отмечал, что к 2015 г. единая валюта появится у Китая, Японии и Кореи. Вряд ли эта идея будет реализована так быстро, однако работа в этом направлении ведется. Причем не просто на базе этих трех экономических гигантов, но и в рамках АСЕАН+3. Первоначально будущая валюта должна была называться ACU, затем речь шла об АМЮ (AMU — Asian Monetary Unit). Но скорее всего она будет названа РМЮ (RMU — Regional Monetary Unit).

В отличие Европейского союза АСЕАН была создана скорее по политическим соображениям: экономические компоненты появились значительно позже. Но экономическое развитие являлось одной из целей регионального сотрудничества. Согласно Бангкокской декларации 1967 г. первые шаги в сторону либерализации внешнеэкономической деятельности были предприняты лишь через десять лет после образования ассоциации, когда в 1977 г. приняли решение о формировании зоны преференциальной торговли (ASEAN PTA). Сейчас в модели АСЕАН существует зона свободной торговли — АФТА (ASEAN AFTA), зона инвестиций — АИА (ASEAN AIA), а также схема промышленного сотрудничества АИКО.

Таким образом, следующим этапом экономической интеграции в АСЕАН является образование валютного союза, все предпосылки к которому можно условно разделить на три группы: географические, политические и экономические. Как правило, страны, которые хотят участвовать в образовании валютного союза, являются географическими соседями. В данном случае этот фактор имеет место быть, так как все страны АСЕАН+3 располагаются в двух субрегионах — Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Что касается политических мотивов,

то их значение минимально — государства практически не позиционируют себя одним регионом. Трудно говорить о проведении единой внутренней и внешней политики, когда они не готовы делиться частью своего суверенитета для создания наднациональных органов. Однако с точки зрения глобализации положительные тенденции в этом направлении все же наблюдаются: была реализована Чиангмайс-кая инициатива, созданы АСЕАН, ее более широкие форматы АСЕАН+3 и АСЕАН+6.

Таким образом, можно рассчитывать, что в скором времени появятся наднациональные органы с реальными возможностями влияния и управления. Этот политический компонент, названный критерием Минца (по имени его автора), имеет большое, но все же прикладное значение для образования валютного союза. Существующая политическая интеграция и скоординированная внутренняя и внешняя политика помогают осуществлять институциональные изменения, необходимые для образования единого экономического пространства. Отдельной проблемой на пути к интеграции являются неразрешенные территориальные споры внутри региона. Например, между Японией и Китаем из-за островов Сенкаку; между Китаем, Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами, Брунеем и Тайванем вокруг островов Спратли, расположенными в Южно-Китайском море. Тем не менее не все экономисты однозначно соглашаются с важностью политической интеграции. М. Флеминг считает, что создание каких-либо наднациональных органов позволяет решить часть проблем, но это вовсе не означает, что политическая интеграция может устранить платежные перекосы между странами.

Что касается экономических предпосылок, то их можно рассмотреть с точки зрения теории ОВЗ — через критерии оптимальности. Для проверки значимости большинства критериев использовался эконометрический анализ статистических данных потенциальных стран валютного союза, а в некоторых случаях — сравнительный анализ аналогичных показателей стран ЕС до и после образования в нем валютной зоны.

критерий Маккиннона. В соответствии с теорией американского экономиста Р. МакКинно-на, наибольшую выгоду от образования валютного союза получают малые страны, так как те товары и услуги, которые они производят и потребляют, как правило, являются торгуемыми товарами (в отличие от больших стран, где немалая часть товаров и

услуг может потребляться и вовсе не участвовать в экспортно-импортных операциях). Важнейшим условием, по мнению МакКиннона, является высокая степень открытости экономики, хотя он не исключал и факторов Р. Манделла.

В ходе проверки данного критерия необходимо оценить степень открытости каждой экономики в мировом масштабе, отношение суммы экспорта и импорта к объему ВВП. По данным 2011 г., максимальная открытость наблюдалась у Сингапура — почти 300 %, далее следуют Вьетнам — 161,9 % и Малайзия — 144,4 %. В пяти странах из тринадцати уровень открытости превышает 100 %. Если сравнивать с ЕС, то в 2000 г. (до перехода на единую валюту) аналогичный показатель здесь превышал отметку в 100 % у четырех государств [15]. После перехода на единую валюту степень открытости выросла практически у всех стран, в некоторых случаях рост достигал 20 % [15]. Следовательно, введение единой валюты будет выгодно большинству малых стран региона.

Следует отметить, что МакКиннон исследовал важность не столько общей открытости экономики, сколько ее открытости для тех государств, которые хотят образовать валютную зону — <аП;га-экс-порт», т. е. объемы взаимной торговли товарами и услугами. Ученый увязал степень открытости экономики, взаимный товарооборот, платежный баланс и валютный курс, объяснив, каким образом плавающий валютный курс помогает странам выжить при внешних шоках, а стабилизация цен в условиях их отсутствия может быть достигнута путем фиксации обменных курсов, т. е. образования валютной зоны.

В соответствии с теорией ОВЗ за образованием союза должен последовать рост объема торговли внутри региона. Если сравнивать с ЕС, то товарооборот вырос на 10 % после введения евро. В настоящее время объем т^а-экспорта в странах АСЕАН составляет чуть больше 25 %. По расчетам М. Л. Альпидовской и О. В. Орусовой, доля «тйта-экспорта» в совокупном экспорте региона, включая Китай, Японию и Республику Корею, составляет 52,6 %. И хотя, по оценкам экспертов, объем торговли в ЕС должен был увеличиться больше, чем на 10 %, степень взаимосвязанности стран в АСЕАН+3 уже сейчас совпадает с тем, что было в Евросоюзе до перехода на евро.

Размер экономики. Далее целесообразно определить, какие именно страны являются малыми

в регионе — впервые этот фактор в рамках теории ОВЗ описал американец П. Кенен. Для определения размера экономики по объему произведенного ВВП можно воспользоваться методикой Дробышевского, для чего необходимо выбрать страну-якорь в регионе с максимальным объемом ВВП, относительно которой будет определяться размер экономики других стран. В АСЕАН+3 следует взять Индонезию. Хотя ее экономика по масштабам значительно уступает китайской, в качестве страны-якоря она более наглядно демонстрирует размеры как малых, так и больших государств.

В соответствии с данным критерием в регионе относительно Индонезии — шесть малых стран, а средних, размер которых колеблется между 30 и 60 %, — три. И не стоит забывать о гигантах: размер Японии и Китая превышает размер страны-якоря в шесть и восемь раз соответственно.

Предполагается, что малое государство (меньше 30 %) получит сравнительно больше выгод от валютной интеграции за счет минимизации транс-акционных издержек на экспорте. Это особенно выгодно для экспортоориентированных стран, к которым относится, например, Сингапур с экспортной квотой в 125 %. Казалось бы, все потенциальные участники валютного союза выигрывают, однако малым странам нужно беспокоиться не о выгодах присоединения, а о гарантированности экономической безопасности ввиду их слабой развитости. С другой стороны, они тратят большое количество средств на содержание собственной валюты, поэтому им целесообразно вступить в какой-либо валютный союз.

Критерий Байоми. Исследуя динамику ВВП в реальных долларовых ценах, можно оценить степень асимметричности воздействия валютной интеграции на экономику отдельных стран — членов валютного союза. Впервые методология сравнения объемов ВВП для прогнозирования зависимости экономик от внешних шоков была предложена экономистом Т. Байоми в 1994 г. Он рассмотрел изменения спроса и предложения, а также уровня производительности труда на примере Западной Европы, выделив «ядро» и «периферию» государств.

Ученый полагал, что при сильной корреляции либо показателей ВВП, либо темпов прироста странам будет проще сглаживать скачки, так как происходит совпадение экономических циклов. В 1990 г. в 27 странах, входящих в ЕС, среднее значение коэффициента корреляции темпов при-

роста составляло 35 %, с переходом на единую валюту — 72 % (2010 г.). Таким образом, прошла синхронизация шоков. Следует отметить, что до перехода на евро в ЕС наблюдалось несколько примеров с отрицательной корреляцией внешних шоков между капиталистическими и бывшими социалистическими странами.

Сильная корреляционная зависимость темпов прироста ВВП между странами в 2005—2011 гг. в АСЕАН+3 отмечалась лишь у трети: в большинстве случаев она превышала 90 %:

— Япония — Республика Корея — 98 %;

— Малайзия — Филиппины — 96 %;

— Китай — Вьетнам — 95 %.

В среднем корреляция составляет 56 % — это выше, чем в ЕС до введения евро, но ниже, чем сейчас. Однако есть одна страна (Лаос) с отрицательным показателем корреляции.

критерий Флеминга. Впервые о важности инфляционной конвергенции задумались британский экономист Д. М. Флеминг и американский исследователь Г. Хаберлер. Их идея заключалась в том, что страны с примерно одинаковым уровнем инфляции смогут поддерживать фиксированный валютный курс относительно друг друга, а различия в уровнях инфляции ведут к дисбалансу торговых отношений. Особенное значение инфляционная конвергенция имеет еще до перехода на единую валюту в рамках зоны, когда необходимо закрепить обменные курсы.

Низкие темпы прироста цен и их корреляция среди членов свидетельствуют о структурной гомогенности. Это означает, что шоки не будут передаваться другим странам внутри одной зоны. Более того, сильная корреляция говорит, что возможно снижение издержек от валютной интеграции для участников. Критерий Флеминга нашел свое отражение в Маастрихтских соглашениях, где было оговорено: уровень инфляции в стране, желающей войти в зону евро, не должен превышать 1,5 % от уровня трех стран зоны с наименьшим значением.

Средний уровень коэффициента корреляции индексов потребительских цен европейских стран в 2001—2008 гг. составил 72 %, а для АСЕАН+3 — 39 %. В 2005—2011 гг. значение выросло уже до 48 %. Однако существует страна с отрицательным коэффициентом корреляции — Мьянма (Бирма).

критерий мобильности факторов производства: труд. Возможность мобильности трудовых ресурсов, рассмотренная Р. Манделлом, означает, что

экономически активное население способно свободно перемещаться туда, где уровень заработной платы или условия труда выше. С теоретической точки зрения это видится следующим образом: трудовые ресурсы незамедлительно перемещаются туда, где находят более рациональное применение. В результате (в соответствии с теорией Хекшера—Олина) средний уровень заработной платы выравнивается, что в конечном счете ведет к образованию единого рынка труда, который нужно подкрепить единым правовым регулированием. Однако здесь есть ряд трудностей.

Во-первых, невозможно определить все причины миграции, исходя из того, что она существовала всегда, нельзя оценить ту ее часть, которая вызвана именно экономическими причинами.

Во-вторых, существуют внешние трудности (например, различие в языках, наличие или отсутствие недвижимости, уровень цен, различное законодательство ввиду отсутствия единого рынка труда).

Для исследования мобильности рабочей силы используется коэффициент корреляции Пирсона уровня безработицы в каждой паре взятых стран. Если наблюдается сильная или умеренная корреляция, то существует зависимость между уровнями безработицы в странах. Следовательно, свободное движение рабочей силы ограниченно, так как безработица в одном государстве сопровождается нехваткой рабочих мест в другом. Значит, возникнет затруднение в перетекании труда. В идеальном варианте из страны с насыщенным рынком труда свободные ресурсы перетекают в страну, где наблюдается дефицит. В последние шесть лет в государствах АСЕАН+3 фиксируется умеренная корреляция, составляющая примерно 43 %. Скорее всего за образованием валютного союза не последует миграции трудовых ресурсов.

критерий мобильности капитала. Другим критерием, выделенным Р. Манделлом в своей работе, является мобильность капитала, которую численно можно оценить в виде притока прямых иностранных инвестиций. Высокая корреляция свидетельствует о том, что инвесторы не высказывают явных предпочтений, в какую из стран союза вкладывать средства, поэтому капитал распределяется равномерно между всеми странами. Следовательно, образование валютного союза будет выгодно инвесторам из-за уменьшения трансакционных издержек. За этим может последовать еще больший рост ин-

вестиций. В ЕС до кризиса наблюдалась умеренная

корреляция — 49 % (2000—2008 гг.). В АСЕАН+3

в 2000—2008 гг. аналогичный показатель равнялся

47 %, однако в 2009—2011 гг. упал до 22 %. Логично

предположить, что инвесторы выделяют в регионе

страны, которым отдают предпочтение. Особенно ¡j

эта тенденция проявляется в кризисные годы, ког- Д

о

да уровень риска повышается. В случае введения

единой валюты разные объемы притока инвестиций ^

о

могут привести к относительной диспропорции в ®

развитии стран (относительной потому, что каждая и

экономика испытывает различные потребности +

в иностранных инвестициях хотя бы из-за своих ^

размеров). Кроме того, диспропорция в капитале И

может компенсироваться за счет гибкости других ^

факторов производства. Ц

Основные усредненные значения коэффициентов корреляции Пирсона по странам АСЕАН+3,

а также некоторые другие показатели, имеющие о

значение для критериев оптимальности, даны в я

таблице. 5

Проблемы на пути к становлению валют- «

ной зоны. Несмотря на имеющиеся предпосылки §

к образованию зоны с единой валютой в рамках по

АСЕАН+3, существует ряд достаточно серьезных я

проблем, препятствующих углублению интеграции ур

в регионе, с которыми государства еще не могут ^

справиться. Как уже было отмечено, одним из серь- а

езных препятствий становятся неразрешенные тер- сон

риториальные споры между странами АТР. Другой ^

проблемой является нежелание США, обладающих G

и

сильнейшей экономикой в мире, допустить появле- я ние еще одной валюты, которая может составить к конкуренцию американскому доллару. Прямо или косвенно Соединенные Штаты влияют на экономическую политику в некоторых государствах (например, в Японии или Республике Корея). ®

Еще одним камнем преткновения можно счи- ен

и

тать отсутствие взаимопонимания и нежелание я

и

стран идти на создание наднациональных органов.

Государства Юго-Восточной Азии, несмотря на тер- g

риториальную близость, не считают себя единым ^

регионом, а потому не готовы расстаться с собствен- ни

ным суверенитетом. Следующая проблема носит у

наиболее объективный характер: уровень жизни и я экономического развития во всех странах различается. Так, в Японии, где развитая экономика, доход на душу населения составляет 46 108 долл., тогда как в Мьянме, относящейся к развивающимся странам, он не достигает и 1 000 долл. на душу населения.

р р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о к в

1 V Э о = н с о в - щ н о л S н ■i - 2011 сл 100,0 <о 34,0 <N чо 26,5 30,7 40,8 14,6 864,6 696,4 131,8

и со со S = н

ВВП по отно- I шению к Индонезии, % 2008 00 <N <N <N О'ООТ 43,5 33,8 ,7 3 53,2 17,6 881,0 945,2 181,5

i * 00 ,5 ,7 ,0 ,6 ,6 ,6 ,2 ,8

i 2 м О о t-- т 2 3 3 т о сл 7 3 2 1 1 1

С

Открытость extra, %, 2011 90,6 100,5 45,0 48,5 144,4 28,2 49,8 298,3 132,7 161,9 25,9 13,9 49,9

ПИИ* в текущих ценах, % 2005—2011 0,296 0,471 0,338 0,423 0,386 0,248 —0,331 0,291 0,155 0,366 0,415 0,022 —0,177 0,223246

й н о с а s П S S я к г Безработица, % 2005—2011 0,475 0,387 0,564 0,540 0,635 0,438 0,504 0,404 0,015 0,334 0,42961

о р р о к ы т н о S Инфляция, % 2006—2011 | 0,326 0,640 0,321 0,561 0,657 —0,159 0,517 0,624 0,578 0,454 0,554 0,623 0,553 0,480735

а s п £ Ежегодный рост ВВП, % 2006—2011 | 0,540 0,659 0,478 —0,103 0,701 0,421 0,682 0,639 0,674 0,631 0,495 0,732 0,721 0,559319

ВВП, долл. | 2005—2011 | 0,769 0,902 0,931 0,931 0,933 0,916 0,930 0,937 0,931 0,915 0,926 0,853 0,609 0,883270

Страна | Бруней | Камбоджа | Индонезия |Лаос | Малайзия | Мьянма (Бирма) | | Филиппины | Сингапур | Таиланд | Вьетнам | Китай | Япония | Южная Корея Среднее значение\

л £

« £

С точки зрения правового обеспечения законодательство всех этих государств не скоординировано ни в области налогообложения, ни в области государственного регулирования.

Наконец, в регионе за лидерство борются Китай и Япония, занимавшие в 2012 г. второе и четвертое места соответственно по объему ВВП. Это соперничество имеет определяющее значение ввиду двух существующих сценариев развития базиса единой азиатской валюты АСЕАН+3.

Первый сценарий — новую валюту сформируют по методу валютной корзины, где будут учтены не только 13 национальных валют участников (в зависимости от их объема ВВП и внешнеторговой деятельности), но и две мировые валюты — доллар США и евро. Для реализации данного сценария необходимо перейти к единой системе определения валютного курса (сейчас в регионе представлены всевозможные методы — от свободно плавающего до фиксированного валютного курса, значение которого может определяться созданным валютным комитетом). Представляется, что это приведет к снижению вероятности финансово-экономических кризисов в регионе и стабилизации обменных курсов. Однако максимальный валютный вес будет у китайского юаня, так как его внешнеторговые обороты и объем ВВП превышают японские.

Второй сценарий представляет собой ситуацию, когда в основе валюты будет лежать какая-либо уже существующая денежная единица. Это может быть либо китайский юань, либо японская йена. Если выбор падет на китайский юань, то маловероятно, что другие государства захотят целиком и полностью зависеть от денежно-кредитной политики, проводимой центробанком Китая, даже несмотря на то, что, по оценкам экспертов, КНР в ближайшем будущем может обогнать США и стать лидером мировой экономики по объему ВВП.

Если базовой валютой станет японская йена, то реализация кредитно-денежной политики ляжет целиком на центральный банк Японии при фактической потере независимости центробанками всех остальных государств валютной зоны. В регионе Япония имеет большее влияние, так как в региональном «^га-экспорте» она опережает Китай, а также является главным экспортером капитала в страны АСЕАН. Если сравнивать уровень развития, то объем ВВП на душу населения здесь самый высокий в регионе. Кроме того, японская йена (в отличие от юаня) является мировой резервной

валютой: одной из четырех валют, на основании которых определяется курс СДР МВФ2. Она входит в золотовалютные резервы многих банков мира. С другой стороны, японская экономика в последние десятилетия находится в затяжном кризисе: объем государственного долга по состоянию на 2013 г. превышает 200 %, при том, что темпы экономического роста — менее 2 % в год (это ниже общемировых). Более того, национальная японская валюта подвержена сильному влиянию американского доллара.

В случае перехода к единой валюте в рамках АСЕАН+3 мировая валютная система из биполярной превратится в триполярную. Однако, учитывая опыт создания ЭКЮ (трансформировался в евро лишь через 20 лет), можно говорить о том, что ACU/RMU будет введен не ранее, чем через десять лет, хотя евро (в отличие от ACU) был своеобразным «первооткрывателем». Поэтому азиатская валюта при успешном использовании реального европейского опыта и решении проблем, присущих Азии, способна стать новой мировой в ближайшее время. Кроме того, предпосылки создания единой валюты в АТР сильнее, чем в свое время в ЕС, — об этом можно судить по проведенному анализу критериев оптимальности. Более того, участники АСЕАН+3 играют большую роль в мировой экономике, чем страны ЕС, во второй половине XX в. Но при введении единой валюты в обращение она не сразу станет устойчивой и конкурентоспособной. Следует помнить, что евро укрепил свои позиции лишь к 2004 г., когда курс доллара упал из-за экономического спада внутри страны, и сейчас эта валюта занимает второе место в структуре мировых валютных запасов.

Список литературы

1. Альпидовская М. Л., Орусова О. В. Национальные экономические интересы и возможности валютной интеграции в Восточно-Азиатском регионе // Известия ВолгГТУ. 2010.

2 . Борисов А. Н. Валютная интеграция как одна из основных тенденций развития мировой валютной системы на современном этапе // Экономические науки. 2012.№ 7.

3. Валиуллин Х. Х. Парадигма оптимальности территориально-валютных образований // Финансы и кредит. 2008. № 45.

2 Специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs) — искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ).

4. Дробышевский С. М., Полевой Д.И. Проблемы создания валютной зоны в странах СНГ. М.: ИЭПП. 2004.

5. Евро — дитя Манделла? Теория оптимальных валютных зон: сборник статей: пер с англ. М.: Дело. 2002.

6. Киселева А. Ю. Критерии региональной ва-лютно-финансовой интеграции. М. 2010.

7. Кондратов Д.И. Международная роль евро: проблемы и перспективы // Деньги и кредит. 2003. № 3.

8. Костюнина Г. М. АТЭС: институциональная структура, направления деятельности и достижения // Ро ссийский внешнеэкономический ве стник. 2012. № 10.

9. Красавина Л. Н. Тенденции и перспективы реформы мировой валютной системы // Век глобализации. 2011. № 1.

10. Крячкина Ю. Восточноазиатская тройка в АТЭС: перспективы для Владивостока-2012 // Индекс безопасности. 2011. № 2.

11. Кузнецова В. В. Процесс валютной интеграции в АСЕАН // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 6.

12. Кучук В. В., Рензин О. М. Новые явления в институциализации АТР: проект общеазиатской валюты // Пространственная экономика. 2007. № 2.

13. Панилов М. А. Развитие теорий валютного курса и эволюция принципов его моделирования // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 4.

14. Пищик В. Я. Тенденции развития европейского экономического и валютного союза // Международная экономика. 2013. № 2.

15. Цибулина А. Н. Теория оптимальных валютных зон и европейский валютный союз // Банковское дело. 2007.№ 6.

16. ASEAN Community in Figures 2011. ASEAN Secretariat. P. 75.

17. ASEAN Statistics Leaflet: Selected Key Indicators 2012. ASEAN Secretariat. P. 2.

18. ASEAN URL. URL: http://www. asean. org/ component/zoo/item/macroeconomic-indicators.

19. Eurostat URL. URL: http://epp. eurostat. ec. europa. eu/portal/page/portal/eurostat.

20. Final Draft Report Toward Greater Financial Stability in the Asian Region: Measures for Possible Use of RMU for Surveillance and Transaction. ASEAN Secretariat. 2008. P. 120.

21. International Monetary Fund. URL: http:// www. imf. org.

22. Mundell Robert. A theory of Optimum Currency Areas. P. 20.

23. Srinivasa Madhur. Costs and Benefits of a Common Currency for ASEAN. Asian Development Bank. 2002. P. 24

24. Statistics of World Bank. URL: www. data. worldbank. org.

25. Summary of Summaries on Possible Use of Regional Monetary Units — Identification of Issues for Practical Use. 2011. P. 4.

26. Toward Greater Financial Stability in the Asia Region: Exploring Steps to Create Regional Monetary Units (RMU). 2007. P. 92.

27. Toward Greater Financial Stability in the Asian Region: Measures for Possible Use of Regional Monetary Units for Surveillance and Transaction. ASEAN Secretariat. 2008. P. 52.

28. URL: http://unctad. org/en/Pages/Statistics. aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.