Научная статья на тему 'Формирование в России общественно поддерживаемого климата, благоприятствующего соблюдению правил и норм морально-этическо- го кодекса нравственного поведения детей дошкольного и школьного возраста'

Формирование в России общественно поддерживаемого климата, благоприятствующего соблюдению правил и норм морально-этическо- го кодекса нравственного поведения детей дошкольного и школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВИЛА И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПРАВИЛ / ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / CHILDREN / YOUTH SOCIAL BEHAVIOR / MORAL AND ETHICAL CODE / MORALITY / RULES AND NORMS OF BEHAVIOR / DEVIATIONS FROM THE RULES / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING OF THE YOUNGER GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавва Р.В.

В настоящее время в России остро стоит проблема актуализации и обновления методов и способов поддерживаемого государством общественного воспитания детей, которое препятствовало бы вспышкам негативного, безнравственного девиантного поведения детей в семье, на улице, в учебных заведениях, социальных группах. В статье приведен анализ отдельных форм воспитания, поддержания и стимулирования конструктивного, рационального поведения детей и подростков в условиях современной действительности, предъявляющей суровые вызовы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of publicly supported climate in Russia, conducive to сompliance with the rules and norms of moral-ethic code of moral behavior of preschool and school age children .............................

Currently in Russia there is an acute problem of actualization and updating the methods and ways of state-supported public education of children, which would hinder outbreaks of negative, immoral deviant behavior of children in the family, on the street, in schools, social groups. In this article, an analysis of the individual forms of upbringing, maintenance and stimulation of constructive and rational behavior of children and adolescents in the conditions of modem reality, presenting severe challenges has been given.

Текст научной работы на тему «Формирование в России общественно поддерживаемого климата, благоприятствующего соблюдению правил и норм морально-этическо- го кодекса нравственного поведения детей дошкольного и школьного возраста»

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.62

Гавва Руслан Витальевич

канд. экон. наук, Сергиево-Посадский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Московская область, г. Сергиев Посад email: spfvshnis@gmail.com

DOI 10.26425/1816-4277-2019-2-125-129

ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ ОБЩЕСТВЕННО ПОДДЕРЖИВАЕМОГО КЛИМАТА, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩЕГО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ И НОРМ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В настоящее время в России остро стоит проблема актуализации и обновления методов и способов поддерживаемого государством общественного воспитания детей, которое препятствовало бы вспышкам негативного, безнравственного девиантного поведения детей в семье, на улице, в учебных заведениях, социальных группах. В статье приведен анализ отдельных форм воспитания, поддержания и стимулирования конструктивного, рационального поведения детей и подростков в условиях современной действительности, предъявляющей суровые вызовы.

Ключевые слова: дети, общественное поведение молодежи, морально-этический кодекс, нравственность, правила и нормы поведения, отклонения от правил, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Gavva Ruslan

Candidate of Economic Sciences, Sergiev Posad branch of the High School of Folk Arts (Academy), Moscow region, Sergiev Posad email: spfvshn is@gmail. com

FORMATION OF PUBLICLY SUPPORTED CLIMATE IN RUSSIA, CONDUCIVE TO ^MPLIANCE WITH THE RULES AND NORMS OF MORAL-ETHIC CODE OF MORAL BEHAVIOR OF PRESCHOOL AND SCHOOL AGE CHILDREN

Abstract. Currently in Russia there is an acute problem of actualization and updating the methods and ways of state-supported public education of children, which would hinder outbreaks of negative, immoral deviant behavior of children in the family, on the street, in schools, social groups. In this article, an analysis of the individual forms of upbringing, maintenance and stimulation of constructive and rational behavior of children and adolescents in the conditions of modem reality, presenting severe challenges has been given. Keywords: children, youth social behavior, moral and ethical code, morality, rules and norms of behavior, deviations from the rules, spiritual and moral upbringing of the younger generation.

Образ поведения, намерений и действий детей формируется с самого младенческого возраста, еще до того, как у них развилось сознание и проявилось осознание последствий содеянного. Воспитательные усилия со стороны родителей, наставников обычно запаздывают во времени вследствие ложного представления, что ребенок еще не созрел для научения надлежащему поведению, навыкам правильных реакций, усвоения опыта предыдущих поколений.

Между тем, уже в раннем возрасте большинство детей обладают выраженной потребностью, желанием получать от окружающих взрослых людей и своих сверстников высокую оценку их способностей к самостоятельности, усвоенным действиям, способам поведения, проявлениям личной инициативы. Наряду

© Гавва Р.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

со стремлением достигать достойной оценки среди наблюдателей во внешней среде дети склонны к завышенной оценке, своего рода самолюбованию. Они стремятся повышать свой имидж вне зависимости от принятых, установившихся, одобренных общественным мнением критериев, признаков достойного поведения, присущих разным источникам суждений.

Отсюда вытекает повсеместно наблюдаемые в мировом сообществе и в российской действительности разнообразные стили, способы, модели детского поведения, ориентированные не на внутренние позывы к самосовершенствованию, не на призывы воспитателей заимствовать и воспроизводить достойные образцы, а на желание выделиться, понравиться окружающим, достичь показного успеха, пользоваться популярностью, получать одобрение в среде поклонников. Довольно часто приходится констатировать тот факт, что средством достижения, столь желаемого детьми, их родителями и попечителями показного, видимого успеха служат не благородство поступков, не ум и знания, не уважение к старшим и не проявления добра, а обладание лучшими игрушками, модной одеждой, мобильными телефонами, собственными индивидуальными средствами передвижения.

В свете высказанного духовно-нравственное воспитание молодого поколения должно иметь место в процессе становления личности с учетом особенностей социализации детей и благодаря процессу социализации, в котором участвуют семья, школа и дошкольные образовательно-воспитательные учреждения, система общественного воспитания, окружающая среда, условно называемая «улицей». Все эти институты призваны по замыслу выполнять функцию воспроизводства, закрепления, совершенствования общественных отношений в виде системы одобренных социумом, продуктивных, демократических, человеколюбивых норм и правил узаконенного, стандартизованного и в то же время творческого, культурного поведения молодежи.

Молодежная культура во всем ее многообразии и своеобразии, проявляющемся в восприятии искусства, форм досуга, моды, одежды, работы, способов получения и применения доходов, расходов, ценности благ, ген-дерных отношений должна в то же время органично встраиваться, вписываться в общечеловеческую культуру.

Духовно-нравственное воспитание детей, молодежи самым тесным образом связано с формированием морального облика личности. Сама мораль характеризуется в словарях как специфический тип регуляции отношений между людьми, ориентированный на гуманизацию экономических, социальных, семейных, родственных, служебных и ряда других общечеловеческих связей, на соблюдение совокупности принятых, установленных в данном обществе, общественном организме правил, норм поведения, общения, взаимосвязей, совместных действий, фиксированных в оглашенных и «неписаных» законах. В рамках подобного представления о морали, ее смысл и содержание ассоциируются с нравственностью.

Мораль включает в себя категории добра, совести, чести, справедливости, порядочности, отсутствие которых характеризуется как безнравственность. Мораль выражает взгляды, ориентации, идеалы, традиции, принципы, заповеди, мотивы замыслов и деяний людей, социальных групп, организаций. Чем нравственнее воспитан и ведет себя человек, тем добровольнее, по внутреннему велению чести и совести соблюдает он моральные предписания, почитает моральные ценности.

Следует согласиться с утверждением, что «стать нравственным - означает стать истинно мыслящим, то есть способным самостоятельно отыскать принцип, который объединяет всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию» [5]. Обретение и сохранение, укрепление нравственности в молодежной среде неизбежным образом связано с последовательным выращиванием собственного, вмонтированного в личность морального стержня, несущего в себе нравственные убеждения и активно противостоящего аморальным поступкам.

Основным орудием привития нравственности молодому, подрастающему поколению служит духовно-нравственное воспитание детей, вырабатывающее приоритет высших духовных ценностей, стремление соблюдать их неукоснительным образом, претворять в практику выработку собственных решений и осуществление благородных личных действий.

В России в течение многих лет складывались, трансформировались, совершенствовались разные виды морально-этического, духовно-нравственного воспитания детей в единстве с образовательным процессом.

Специфика отдельных форм воспитания, поддержания, стимулирования конструктивного, рационального поведения детей и подростков заметным образом связана с происходящими в стране социально-экономическими преобразованиями, изменением общественно-политического строя.

Классификация форм воспитания детей и подростков отражает наличие множества типологий, различающихся по количеству участников воспитательного процесса (проведение индивидуальных, групповых и массовых занятий, мероприятий), по виду деятельности, включая познавательную, трудовую, общественно полезную, эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную деятельность [3]. Н. И. Бондырев классифицировал формы воспитания по методу воспитательного воздействия, различая словесные (собрания, линейки, лекции, дискуссии, конференции); практические (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы, субботники, участие в спектаклях); наглядные музеи, выставки [2]. В рамках подобной классификации охватываются формы, дополняющие образовательно-воспитательный процесс в учебных заведениях.

В условиях современной российской действительности, характеризующейся многократным увеличением каналов передачи информации, расширением и усложнением социальных связей, трансформацией многих социальных институтов, необходима адаптация уже имеющихся, проверенных временем форм воспитательной работы к новым реалиям, а также внедрение прогрессивных современных форм. Грамотное, творческое комбинирование различных форм воспитания с учетом направленности воспитательно-образовательного процесса, включая морально-нравственное, патриотическое, эстетическое, а также физическое, экономическое и экологическое воспитание призвано не только формировать нормальное, корректное поведение детей, но и содействовать социализации, развитию личности ребенка в целом.

Согласно убедительным утверждениям ряда ученых, педагогов, накопивших опыт воспитательного воздействия на учащихся с применением инновационных инструментов, привитию нравственности, умению делать нравственный выбор способствует создание воспитывающих ситуаций с использованием ролевых игр, тренингов для выработки рекомендуемых этических норм поведения, коммуникативных умений и навыков. Авторы подобного подхода убеждены, что нравственному воспитанию молодого поколения должны быть присущи как изучение способов применения в практике управления экономикой и социальной сферой материальное и моральное поощрение производительности труда и проявления творческой инициативы, так и знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны. Одновременно рекомендуется изучать, осваивать, использовать:

- кружковые формы организации труда по интересам (кружки технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

- упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

- творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

- временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

- систематическое участие в общественно полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности [1].

Цитируемые источники рекомендуют использовать в системе формирования экономической культуры многообразные методические приемы, формы воспитательного воздействия, такие как беседа, рассказ, лекция, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий и творческим работам в учебной и внеучебной деятельности (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений).

Сторонники применения наглядных, прикладных технических, игровых, информационных средств духовно-нравственного воспитания детей руководствуются провозглашаемым ими принципом: «каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [4, с. 72]. При всей своей спорности этот принцип обладает правом на существование. Справедливо также утверждать, что в процессе проведения игр с применением тренинговых технологий у обучаемых формируются и развиваются многие полезные нравственные навыки. Они способны делать комплименты друг другу, давать творческие советы, находить положительные качества у конкурентов, обладать терпимостью, адекватно воспринимать критику в свой адрес, находить альтернативные модели поведения, не причиняющие непоправимый вред ни себе, ни соперникам.

Нравственный облик отдельной личности и молодого поколения в целом, формируемый системой образования и воспитания молодежи в стране, многочисленными институтами и инструментами государственного, регионального, муниципального, корпоративного управления, родителями, семьей, школой, несет в себе также отпечаток исторического наследования. Это положение распространяется в определенной

степени и на формирование правил и норм морально-этического, нравственного кодекса поведения российской молодежи на разных этапах богатой событиями истории нашей страны.

Как справедливо утверждают исследователи нравственных корней россиян, система ценностей российской традиции складывалась на протяжении многих столетий, впитывая, вбирая в себя опыт многих поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, демографии, условий жизни быта, взаимодействия, общих свершений, достижений и бед, несчастий, войн. Существенно важными факторами сотворения, формирования морально-нравственного облика народов России стали религия, вера, традиции, культурное наследие, язык, образование, наука.

Продолжая созидание достойного духовно-нравственного образа, народы России вправе опираться на многовековой опыт совместной жизни и взаимного сотрудничества, духовное наследие прошлого, общность судьбы. Вера в добро и справедливость, любовь к Отчизне, уважение прав, свобод, интересов всех населяющих Россию народов призваны служить краеугольными камнями фундамента дальнейшего построения, развития, совершенствования здания морали, нравственности российского государства и его молодого, растущего поколения, воплощающего будущее нашей великой страны.

Приходится с горечью отмечать эрозию отдельных элементов богатого культурно-нравственного, духовного исторического наследия в современной России, обусловленного неуважительным отношением к нему со стороны части российской молодежи, увлекающейся модернистскими течениями, образцами поведения, основанными на невежестве, насилии, порочности, неуважении к старшим, пренебрежении к признанным в мире морально-этическим ценностям и нормам, правилам.

Отдельные полезные, оправданные прошлым положительным опытом элементы культурного, духовного наследия стали невостребованными и могут оказаться безвозвратно потерянными, что нанесет ущерб морально-нравственной культуре. В этом смысле приходится проявлять заботу не столько о нравственном воспитании молодежи с извращенными представлениями об этике, морали, нравственности, сколько о возрождении утрачиваемых ценностей.

Вызывает озабоченность и тревогу нарастающий разрыв между возрастающей функцией подготовки специалистов разного профиля в системе высшего и среднего образования и увядающей функцией духовно-нравственного воспитания обучаемых специалистов. Потребность в разнопрофильном образовании объективно обусловлена возрастающим рыночным спросом на специалистов разного профиля вследствие естественного увеличения профессий, в которых нуждается российская экономика. Другое дело - воспитание специалистов, обладающих не только знаниями, умениями, навыками работы в рамках получаемой профессии, но и высокими морально-этическими качествами, достойной почитания нравственностью, культурой личного, служебного, общественного поведения. Об этой функции органы и учреждения профессионального образования не заботятся, ее просто забывают, исключая из учебных программ и не придавая ей существенного значения.

Между тем, в условиях российской полугосударственной и наполовину рыночной экономики моральные устои, нравственный облик, шкала исповедуемых ценностей, соблюдаемых норм и правил поведения специалиста любой профессии влияют на эффективность функционирования объектов экономики и социальной сферы в большей степени, чем их профессиональная подготовка.

Явно недостаточное выполнение функций воспитания, формирования духовно-нравственного облика российского молодого поколения системой образования перелагает эти функции на плечи других социально-культурных воспитательных по своему назначению институтов, среди которых ведущее место должен занимать институт семьи. В своей совокупности воспитательные институты представляют организованную систему связей и социальных норм, определяющую, объединяющую, закрепляющую значимые общественные ценности и процедуры, свойственные государству, социальным структурам и их элементам, социальным группам, ячейкам общества.

Входящие в воспитательную систему институты призваны служить выразителем общественных морально-этических, духовных ценностей, целей, функций, ожиданий разных человеческих поколений, и в первую очередь, поколения молодежи. Главная цель социально-культурных, воспитательных институтов состоит в развитии представлений и создании условий для повышения культурного уровня и передачи из поколения в поколение прогрессирующих взглядов и норм социального поведения посредством разных форм воспитательного воздействия со стороны государства, общества, семьи.

Библиографический список

1. Асипова, Н. А. Методика воспитательной работы. Учебно-методическое пособие Иссык-Кульского государственного университета им. К. Тыныстанова / Н. А. Асипова, С. А. Ткачёва. - Каракол. 2015. - 88 с.

2. Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы в школе. - М., 1984. 54 с.

3. Крившенко, Л. П. и др. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крив-шенко. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. - 432 с.

4. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в восьми томах. - М.: Педагогика. - 1984. - Т. 4. - С. 72.

5. Покатыло, В. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи / В. В. Покатыло, Л. Р. Глухова, А. В. Волкова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1 066-1 068.

References

1. Asipova N. A. Tkacheva S. A. Metodika vospitatel'noi raboty [Methods of educational work]. Uchebno-metodicheskoe posobie Issyk-Kul'skogo gosudarstvennogo universiteta im. K. Tynystanova. Karakol, 2015. 88 p.

2. Boldyrev N. I. Metodika vospitatel'noi raboty v shkole [Methods of educational work in school]. Moscow, 1984. 54 p.

3. Krivshenko L. P., Vaindorf-Sysoeva M. E. et al. Pedagogika: Uchebnik [Pedagogy: Textbook]; Ed. L. P. Krivshenko. Moscow, TK Velbi, Izd. Dom. «Prospect», 2004. 432 p.

4. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochineniya: v vos'mi tomakh [Pedagogical writings: eight volumes]. Moscow: Pedagogika, 1984, V. 4. 72 p.

5. Pokatylo V V, Glukhova L. R., Volkova A. V O neobkhodimosti nravstvennogo vospitaniya molodezhi [The importance of young people's moral education]. Molodoi uchenyi, 2014, I. 4, pp. 1 066-1 068.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.