© 2001 г. А.И. Марков
ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ПРАВУ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Формирование у курсантов вузов МВД уважения к праву, а значит, и к будущей профессиональной деятельности - процесс довольно сложный и неоднозначный, требующий применения целой совокупности приемов, методов, способов, средств, избирательно используемых как на групповом, так и индивидуальном уровнях, посредством которых и оказывается надлежащее воздействие на повышение уровня правового воспитания курсантов.
Полагаем, что в связи с изложенным выше, крайне важным является привитие курсантам уважения к праву - фактору, оказывающему существенное влияние на правовое воспитание.
Под правовым воспитанием понимается "целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм и средств" (1, с. 485).
Правовое воспитание, как и вся воспитательная работа, должно быть постоянно ориентировано на реализацию двух основных функций. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая - в формировании правовых идей, чувств, убеждений (1, с. 486). Иными словами, правовое воспитание курсантов вузов МВД - сложный, многогранный, длительный и управляемый процесс, который начинается с момента окончания будущим курсантом средней общеобразовательной школы и продолжается весь период его обучения в вузе и представляет собой планомерное воздействие на сознание и поведение курсантов в процессе их обучения в целях формирования правовой образованности, ценностно-правовой ориентации, социально-активного правомерного поведения, привития навыков практического использования правовых знаний в повседневной учебной и служебной деятельности. При этом процесс воспитания курсантов должен быть направлен на формирование привычек и правовых установок, которые не противоречат требованиям юридических норм и согласуются с ними.
Правовое воспитание курсантов на современном этапе должно тесно увязываться с выработкой активной жизненной позиции будущих профессионалов своего дела и сочетать в себе наряду с уважением к праву формирование у них убежденности в справедливости права, а также привычку соблюдать законы и требования нормативных актов, регламентирующих их служебную и учебную деятельность. Привычная же готовность соизмерять свои действия с требованиями права, необходимостью его уважения имеет важное воспитательное воздействие на осознание курсантами единства общественных и личных интересов, понимание значимости права, появление заинтересованности, убежденности и устойчивой идейной направленности на выполнение требований закона и иных нормативных актов. Иными словами, эта привычка должна быть глубоко осознанной потребностью. Правомерное сознательное поведение обязано базироваться не на "слепом повиновении" или боязни ответственности за нарушение правовых норм, а на осознанном уважении закона, понимании его целесообразности, справедливости, полезности правовых предписаний. Центральной задачей должно стать достижение такого уровня, когда уважение к праву, к закону является непоколебимым личным убеждением каждого курсанта. Именно убежденность в справедливости права и создает обстановку нетерпимости к отступлениям от требований законности и правопорядка (2, с. 42-43).
Эффективность формирования уважения к праву в немалой мере зависит и от качества индивидуально-воспитательной работы с курсантами, под которой принято понимать систему мер воздействия, осуществляемого с учетом личностных особенностей человека и направленного на формирование комплекса политических, профессиональных и нравственных качеств курсантов, укрепление дисциплины и законности.
Специфика индивидуальной воспитательной работы с курсантами вузов МВД состоит в том, чтобы исходя из глубокого и всестороннего знания курсантов и учета их индивидуальных особенностей систематически оказывать целенаправленное индивидуальное воздействие на сознание и чувства каждого курсанта, формировать их мировоззрение, отношение к окружающей
действительности и тем самым помогать им изживать недостатки, развивать положительные качества, способствовать формированию уважения к праву, направлять все силы и энергию на образцовое исполнение учебных и служебных обязанностей.
Представляется, что воспитательное воздействие на личность курсанта должно осуществляться по следующим направлениям:
- воспитательное воздействие в процессе преподавания различных дисциплин, проведения мероприятий служебного и досугового характера;
- формирование необходимых современному человеку и специалисту профессиональных качеств, исправление негативных проявлений, обнаруженных путем психологического обследования, наблюдения и т.д.;
- самовоспитание как результат индивидуальных психологических консультаций, воспитательных бесед (3, с. 103-104).
Наиболее эффективными формами индивидуальной воспитательной работы, способствующей формированию надлежащего уважения к праву, могут являться личные беседы, совместная разработка интересных профессиональных ситуаций, внеслужебное общение. При этом особо благоприятные возможности создают раздаваемые поручения с использованием предварительного, текущего и последующего контроля (4, с. 11-13).
Процесс правового воспитания предполагает активную деятельность как со стороны воспитателей, так и со стороны воспитуемых (5, с. 23). Очевидно, что для формирования у курсантов уважения к праву, для их правового воспитания и становления необходим целостный, отрегулированный и единый подход как со стороны профессорско-преподавательского состава, так и со стороны командного и другого начальствующего состава вуза, начиная от профессиональной ориентации, профессионального отбора и завершая адаптацией к практической деятельности.
Под профессиональной ориентацией обычно понимаются и знание особенностей профессии, и знание профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личнос-ти (6, с. 289).
Учитывая особую значимость профессиональной ориентации как средства, способствующего формированию уважения к правоохранительной деятельности, а значит, и к праву на ранних стадиях, считаем целесообразным предложить следующие направления работы со старшеклассниками, будущими абитуриентами вузов МВД:
1. Создание центров профессиональной ориентации, которые бы вели агитационную работу в средних школах и лицеях.
2. Активизация работы пресс-центров образовательных учреждений системы МВД и правоохранительных органов, которые бы поддерживали постоянную и творческую связь с местными органами массовой информации.
3. Привлечение кандидатов на обучение в вузах МВД в свободное от учебы время к оказанию посильной помощи правоохранительным органам, в том числе и возобновление на качественно новой основе деятельности молодежных оперативных отрядов (бывших ОКОД).
4. Исключение формализма, свойственного большинству практических органов, при отборе кандидатов на поступление в вузы МВД с помощью конкретных поручений.
Считаем, что предлагаемая форма профориентационной работы позволит кандидату более детально ознакомиться с особенностями обучения в вузе и условиями будущей работы. Кроме того, общение с опытными практическими работниками позволит выявить, а при необходимости и развить деловые, нравственные и иные важные качества, способствующие надлежащему формированию уважения к праву и в последующем должному исполнению предстоящих профессиональных обязанностей.
Профессиональный отбор - это научно обоснованный допуск к какому-либо определенному виду профессионального обучения и (или) деятельности (7, с. 7). В ходе его следует обращать внимание на наличие у абитуриентов как общих, так и специфических качеств. При этом среди общих качеств кандидата, которые, на наш взгляд, крайне важны для предстоящей правоохранительной деятельности, необходимо выделить следующие: а) идейная зрелость; б) трудолюбие; в) чувство долга; г) требовательность; д) принципиальность; е) справедливость. В
ряду специфических качеств должны наличествовать: а) самоуважение; б) объективность; в) внимательность; г) хладнокровие; д) умение хранить служебную тайну; е) бдительность.
Особую актуальность в связи с выявлением личностной предрасположенности абитуриентов к формированию уважения к праву, а значит, и правомерному поведению, приобретает такое качество, как самоуважение. Уважение к обществу, праву, закону начинается с самоуважения конкретной личности, и наличие этого качества особенно важно.
Экспериментально установлено (8, с. 266-267), что в "публичных условиях" люди с низким самоуважением в своем вербальном поведении в процессе деятельности, как правило, жестко следуют единожды установившемуся образцу, то есть не склонны к процессу самосовершенствования и воспитанию у себя надлежащего уважения к праву, либо стараются приукрасить (возвысить) свою деятельность безотносительно к ее реальному содержанию.
Выявленные в ходе профессионального отбора уровень и качество правовых знаний, установок, ценностно-юридических ориентаций, характеризующих свойства, состояние мышления той или иной личности кандидата, интегрируют в себе все те процессы, которые позволяют судить о наличии в данный момент уважения к праву у каждого конкретного кандидата на обучение, а также позволяют сделать предварительные выводы о том, с каким контингентом курсантов предстоит иметь дело в процессе учебной и воспитательной деятельности и какие меры необходимо будет предпринять в целях формирования должного уровня уважения к праву и предстоящей профессиональной деятельности.
Таким образом, сложная и кропотливая работа по профессиональному отбору кандидатов в вузы МВД имеет прямое отношение и к проблемам оценки уровня и состояния правовой культуры конкретной личности, важнейшей составляющей которой выступает уважение к праву.
Значительным элементом в формировании уважения к праву у курсантов является становление их правового мировоззрения. Ведь мировоззрение, используя общефилософские категории, можно характеризовать как систему взглядов человека на окружающий его мир, благодаря которой он определяет свое место в данном мире, оценивает отношение к окружающей действительности, а также к самому себе.
Правовое мировоззрение курсантов, по нашему мнению, следует рассматривать как систему важнейших, наиболее обобщенных правовых взглядов, представлений, при помощи которых они выражают свое отношение к окружающей правовой действительности. Правовое мировоззрение является как бы высшим элементом уважения к праву. Фундамент же правового мировоззрения современных работников милиции, по мнению П.П. Баранова, с которым мы солидарны и в свою очередь полагаем, что у курсантов образуется следующий комплекс правовых идей:
1. Законность правоохранительной деятельности, субъектом которой они будут выступать по окончании вуза.
2. Справедливость осуществления предстоящих правоохранительных действий и актов.
3. Целесообразность предстоящей правоохранительной деятельности (9, с. 69).
Ненадлежащее исполнение правовых норм курсантами, игнорирование их, на наш взгляд,
говорит об отсутствии у курсантов должного уважения к праву, а также их низкой правовой культуре. Такое положение, безусловно, разрушительно воздействует на идейно-правовую триаду (законность, справедливость, целесообразность правоохранительной деятельности).
Вместе с тем нельзя недооценивать той роли, которая принадлежит образовательным учреждениям в правовом воспитании и формировании уважения к праву. Полагаем, что в данном процессе существенная роль принадлежит глубокому и всестороннему разъяснению педагогами учения о праве, во многом способствующему выработке у курсантов привычки, внутренней потребности строго соизмерять свое поведение с требованиями Присяги, Кодекса чести, уставов, приказов начальников, активной жизненной позиции, выраженной в претворении правовых требований в жизнь. В данном случае необходимо, прежде всего, говорить и о таком важном элементе, способствующем формированию уважения к праву, как правовые знания. В юридической литературе вопрос о правовых знаниях освещался с различных точек зрения в работах П.П. Баранова, Н.Л. Гранат, В.Н. Кудрявцева, Н.Я. Соколова и ряда других ученых (10, с. 80; 11, с. 12; 12, с. 21; 9, с. 41-53).
По нашему мнению, следует согласиться с П.П. Барановым и А.В. Мещеряковой, выделяющими в качестве основных ряд критериев, с помощью которых и возможно в определенной степени оценить эффективность подготовки курсантов вузов МВД к предстоящей профессиональной деятельности.
Во-первых, прежде всего речь должна идти о реакции курсантов на обучение профессиональному мастерству, на формирование уважения к праву, понимания значимости права и привития им правовой культуры (принимают ли они ее как нечто ценное, основополагающее, насколько реально мотивированы их намерения получить не только диплом о высшем юридическом образовании, но и профессиональные знания, навыки, умения, столь необходимые для будущей специфической деятельности).
Во-вторых, большое значение надо придавать качеству обучения профессиональным функциям (усваивают ли курсанты получаемую учебную информацию, вырабатывается ли у них привычная потребность в систематическом пополнении правовых знаний, насколько успешно увязывают они теоретические положения с предстоящей юридической практикой).
В-третьих, речь должна идти о результативности использования полученных профессиональных знаний (усвоение учебной информации еще не означает, что в дальнейшем курсант успешно использует ее на практике; только ознакомительная практика, стажировка и преддипломная практика в практических органах и их результаты позволят судить о результативном и полезном ее использовании) (13, с. 127-128).
Полагаем, что требования к правовым знаниям курсантов вузов МВД, будущим практическим работникам должны включать в себя:
а) четкое знание и понимание понятий и терминов, без чего невозможны усвоение и анализ правовых норм;
б) глубокое знание правовых принципов (как общеправовых, так и отраслевых -применительно к тем отраслям права, с которыми сотрудник постоянно работает);
в) знание структуры законодательства, позволяющее быстро находить правовые нормы, относящиеся к каждому конкретному случаю;
г) глубокое знание "рабочих норм", то есть норм права, с которыми сотрудник, в зависимос-ти от сферы его деятельности, постоянно сталкивается в практической работе;
д) знания в сфере юридических норм, позволяющие осуществлять анализ, толкование и применение норм права;
е) четкое знание социальной роли права, необходимости неуклонного соблюдения его требований и предписаний (14, с. 141; 3, с. 18-20).
Приращение знаний должно осуществляться в процессе обучения постоянно, что во многом и будет способствовать формированию соответственного уважения к юридической профессии, а значит, и уважения к праву.
Правовые знания курсантов являются одной из составных частей формирования уважения к праву, его начальной формой, выражающей познавательно-рациональное проникновение соответствующих субъектов, в нашем случае курсантов, в сущность правовой материи (15, с. 210212).
Однако уважение к праву включает в себя не только знание правовых норм, но и их оценку, отношение к ним. Мы согласны с мнением Ю.В. Кудрявцева, который считает, что знание нормативных положений не является гарантией от их нарушения и не надлежащего исполнения. Главное заключается в формировании у курсантов уважительного отношения к нормам и ценностям права, к обществу в целом, к его интересам и отдельным лицам (16, с. 31).
Если курсант не нарушает правовые нормы из-за опасения строгого наказания, то вряд ли можно говорить о наличии у него высокого уровня правового воспитания. Мало знать и понимать право, его основные идеи, принципы, социальную ценность, надо еще и уважать право, признавать для себя истинность и верность его требований.
Формирование надлежащего отношения к правовым нормам и действующему праву у курсантов вузов МВД в целом, по нашему мнению, проявляется как на рационально-оценочном, так и на чувственном уровнях.
Рационально-оценочный уровень, по мнению В.И. Каминской и А.Р. Ратинова, определяется рядом составляющих: во-первых, отношением к праву (его принципам, институтам и нормам); во-вторых, отношением к правовому поведению окружающих; в-третьих, отношением к деятельности органов внутренних дел; в-четвертых, отношением к своему правовому поведению (17, с. 58).
Чувственный уровень основывается на реальных переживаниях субъекта по поводу тех или иных правовых явлений, которые, отражаясь в сознании, выражают определенное отношение субъекта к действующему праву (18, с. 134; 19, с. 29).
Представляется, что правовые чувства курсанта - это и результат полученных теоретических знаний, и результат ознакомительной и учебной практики, в ходе которой вследствие неоднократного соприкосновения с правом в его сознании отражаются переживания, связанные с реализацией тех или иных правовых норм. Иными словами, формирование уважения к праву у курсантов предполагает не только механическую передачу суммы знаний о праве, но и выработку убежденности на основе реалий повседневной практической деятельности органов внутренних дел. Убежденность курсантов в справедливости и законности правовых норм, других нормативных актов, регламентирующих их учебную и служебную деятельность, а также опыт, полученный в ходе ознакомительных (учебных) практик, во многом являются залогом будущей их социально-правовой активности (20, с. 125-127).
Известно, что в процессе ознакомительной и учебной практики у курсантов происходят расширение объема и повышение уровня юридических знаний, появляются познавательные суждения, связанные не только с формированием в сознании образцов правомерного и уважительного поведения, но и с тем, как этими образцами он будет руководствоваться в своей дальнейшей оперативно-служебной деятельности. В связи с этим следует согласиться с мнением В.П. Сальникова о том, что сформировавшиеся образцы правомерного и уважительного поведения способствуют утверждению социально-правовой установки, которая в свою очередь тесным образом соотносится с таким значительным аспектом правовой культуры, как уважение к праву (19, с. 16-38). По нашему мнению, уважение к праву есть не что иное, как положительная социально-правовая установка.
Социально-правовые установки оказывают принципиально важное воздействие на правовое воспитание и правовое поведение, которое вряд ли целесообразно анализировать без обращения к этим установкам. Однако нельзя забывать, что последние остаются в сфере сознания и являются элементами сознания, а не поведения. Полагаем, что социально-правовые установки говорят о потенциальной направленности курсанта "на право", "против права" или "в обход права", но ни в коей мере о правовой либо противоправной природе действий.
При этом необходимо учитывать, что на формирование уважения к праву у курсанта, а значит, на его правовую культуру и правовое воспитание, существенное влияние оказывает оценка тех юридических полномочий и возложенных обязанностей, которые будут ему предоставлены на предстоящей практической работе, уровень сложившихся служебных отношений как в практическом органе, так и в учебном коллективе, а также стиль деятельности как руководящего состава практического органа, так и командного, профессорско-преподавательского состава вуза.
Полагаем, что в числе факторов, существенно влияющих на формирование уважения к праву, находятся сферы жизни общества, сопредельные обучению в вузе. В первую очередь необходимо отметить социальные факторы. По справедливому утверждению П.П. Баранова, социальная среда в широком смысле охватывает всю общественно-экономическую систему, в узком же смысле включает непосредственное социальное окружение человека - семью, трудовые, учебные и другие коллективы и группы (9, с. 17).
В систему факторов социальной среды, воздействующих на формирование уважения к праву курсантов вузов, входят следующие: социально-экономические, социально-политические, социально-правовые, социально-психологические, культурно-эстетические, организационно-управленческие факторы (21, с. 116).
В рамках проводимого исследования, на наш взгляд, наибольший интерес представляют социально-экономические факторы, наиболее прямо и непосредственно влияющие на формирование уважения к праву, среди которых полагаем возможным выделить следующие:
1. Апатия, разочарование курсантов в предстоящей службе на почве низкой и подчас несвоевременной оплаты труда. Состояние разочарования и равнодушия курсантов к результатам своей учебы особенно ярко проявляется после ознакомительной практики в практических органах.
2. Недостаточное стимулирование активности курсантов к усвоению учебного материала. Умонастроения и поведенческие установки, порождаемые недостаточным стимулированием активности курсантов к усвоению учебного материала, по существу, имеют тот же механизм воздействия на формирование уважения к праву, что и настроения, связанные с получением на предстоящей практической работе невысокого денежного содержания.
Однако для дифференцированного стимулирования активности к усвоению учебного материала курсантами существует и другая система мер, которая редко применяется, - от словесной похвалы до морального (грамота, благодарственное письмо) и материального поощрения. Последнее представляет собой своеобразный способ воздействия на поведение человека (22, с. 4) и обладает мощным воспитательным эффектом, который распространяется не только на поощряемых лиц, но и, что не менее важно, на окружающих, вызывая при этом стремление следовать примеру лучших курсантов (23, с. 30).
Слабое применение материальных и моральных стимулов, по нашему мнению, крайне негативно влияет как на служебную, так и на учебную деятельность курсантов, искажает их правовые взгляды и представления, значительно снижает их убежденность в необходимости уважения права, то есть социально-правовые факторы формируют то или иное отношение курсантов к закону, правам и достоинству людей.
Для того чтобы поощрение обладало позитивным воздействием, его необходимо наделить функциями правового стимула. В этой связи целесообразно соблюдать ряд правил:
- меры поощрения курсантов должны применяться должностными лицами в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;
- поощрение должно быть обоснованным, своевременным и, по возможности, получить широкую огласку;
- поощрение должно быть соизмеримо со сложностью, характером и объемом выполненной работы.
Одним из факторов, влияющим на формирование уважения к праву у курсантов, является нравственно-правовой конформизм, который характеризуется пассивным принятием существующего порядка, отсутствием адекватной оценки правовых принципов, ценностей права и морали. Здесь речь идет о расчете на покровительство и защиту со стороны вышестоящих инстанций, командного и профессорско-преподавательского состава в случае того или иного проступка, уверенности в "праве на ошибку", в неизбежности нарушений законности и безнаказанности собственных противоправных действий.
Отсутствие уважения к праву, а значит, и его игнорирование, среди курсантов вузов МВД влечет за собой следующую особенность, отличающую их от студентов других вузов. Эта особенность заключается в том, что негативное поведение, нарушение дисциплины и законности одним из курсантов, как правило, в общественном сознании переносится на всех курсантов, то есть бросает тень и нивелирует социальную ценность труда всего коллектива вуза, что, в свою очередь, порождает соответствующий стереотип "там все такие".
На формирование уважения к праву существенное воздействие оказывает и внутриколлективное общественное мнение, выражающееся как в положительном, так и отрицательном влиянии сокурсников, командного и профессорско-преподавательского состава. При этом крайне негативно воздействуют злоупотребление власт-ными полномочиями, формализм и равнодушие. Следовательно, очень важным, на наш взгляд, является избавление от авторитарного стиля руководства и используемых при этом методов властвования.
Как известно, руководителей любого уровня (исходя из стиля осуществляемых ими управляющих воздействий) можно условно разделить на три психологических типа: руководители либерального, авторитарного и демократического типов (24, с. 215). По нашему мнению, авторитарный тип руководителя наименее желателен для всех систем, включая и образовательные учреждения системы МВД. Проявление авторитарного стиля руководства и используемые при этом методы властвования не способствуют формированию должного уважения к праву у
курсантов, так как комплекс их морально-этических норм еще недостаточно сформирован. В данном случае авторитарные устремления начальника курса (командира взвода) зачастую порождают подхалимство и пассивность.
"Как бы хороши ни были правила деятельности, - писал известный русский юрист А.Ф. Кони, -они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках" (25, с. 34-36). Невыполнение определенных требований не приобрело бы столь негативного значения, если бы не было связано с искажением общепринятых правовых и ценностных ориентаций.
Деформация системы ценностей прямо ведет к утрате уважения к праву у курсантов, а в конечном счете, как справедливо замечает А.И. Долгова, способствует развитию антиобщественного поведения (26, с. 147). Деформация системы ценностных ориентаций может проявляться в различных формах. В таком случае неполнота ценностных ориентаций вследствие отсутствия адекватных идей и представлений, имеющих важное социальное значение, трансформирует здоровое мировоззрение курсантов в эгоистическое.
Вакуум в системе ценностей неизбежно заполняется представлениями с противоположным знаком: если право не уважается, значит, главенствующая роль принадлежит эгоистическим интересам или узкогрупповым понятиям. Если представления курсантов о праве, законности и справедливости сводятся к личной выгоде, независимо от способов достижения, то такая система ценностей становится источником корыстных, карьеристских мотивов и стремлений.
Искажения в системе ценностных ориентаций зависят от различных причин, в том числе и от дефектов формирования личности, ее правовой культуры, правового воспитания и в конечном счете от организации всей системы воспитательной работы в вузе. Заметное социальное значение такие искажения приобретают тогда, когда начинают распространяться как среди курсантов вуза, так и охватывать значительные слои общества. В этой связи следует согласиться с утверж-дением В.Н. Кудрявцева, полагающего, что к числу причин подобного явления относятся, например, расхождения между ценностями декларируемыми и реально функционирующими в данном обществе, между правомерными целями и теми возможностями, которые реально существуют для их реализации (27, с. 152).
Невозможность реализации признаваемых ценностей неизбежно приводит к утрате ими направляющей роли и к деформации всей системы ценностных ориентаций и, как следствие, к нарушениям учебной и служебной дисциплины курсантами. Система ценностей тесно связана с другими компонентами, влияющими на формирование уважения к праву, прежде всего, с правовым мировоззрением, правовым знанием, социально-правовой установкой. Поэтому отсутствие убежденности в справедливости права, деформация системы ценностей у курсантов и вырабатывают у них искаженные правовые чувства, способствующие готовности к определенной активности в ответ на воздействие внешней среды, и ведут к утрате уважения к праву. Мы согласны с Д.Н. Узнадзе, по мнению которого возникновение готовности зависит "от потребности... от объективной ситуации удовлетворения этой потребности" (28, с. 231-232).
Таковы, на наш взгляд, наиболее значимые составляющие, оказывающие существенное воздействие на формирование уважения к праву у курсантов образовательных учреждений МВД России как одному из наиболее значимых факторов влияния на их правовое воспитание.
Литература
1. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
2. Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1988.
3. Коробка В.Н. Деформация профессионального правосознания следователей и пути ее устранения. Ростов н/Д, 2000.
4. Дроздов В.А. Индивидуальная работа с сотрудниками органов внутренних дел. М., 1993.
5. Баранов П.П. Правовое воспитание граждан СССР в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. Саратов, 1983.
6. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1998.
7. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1997.
8. Общая психодиагностика. М., 1987.
9. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел. М., 1991.
10. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.
11. Соколов Н.Я. Правовая информированность в социалистическом обществе // СССР -Болгария: правовая информированность личности. М., 1984.
12. Гранат Н.Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. М., 1988.
13. Баранов П.П., Мещерякова А.В. Правовая психология курсантов вузов МВД России. Ростов н/Д, 2001.
14. Афанасьев В.С. Обеспечение социалистической законности: Вопросы теории и практики (по материалам органов внутренних дел): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1987.
15. Сабо И. Основы теории права. М., 1974.
16. Кудрявцев Ю.В. Знание правовой нормы // Советское государство и право. 1983. № 9.
17. Каминская В.Н., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
18. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. Ростов н/Д, 1969.
19. Сальников В.П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л., 1987.
20. Вопленко Н.Н. Индивидуально-психологические особенности формирования правового поведения // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1980.
21. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: теоретические и социологические аспекты: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1992.
22. Баранов П.П. Правовые формы поощрения в развитом социалистическом обществе: сущность, назначение, эффективность. В помощь лектору. Саратов, 1975.
23. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3.
24. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972.
25. Кони А.Ф. Избранные произведения. Т. 4. М., 1967.
26. Долгова А.И. Изучение взаимосвязи социальной среды и преступности // Социальная среда и преступность. М., 1989.
27. Кудрявцев В.Н. Искажение в системе ценностей // Социальные отклонения. М., 1989.
28. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1996.