Оригинальная статья / Original article
УДК 330.101
http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-9-1063-1076
Формирование устойчивой экономики России в контексте экономической теории. Часть 21
Владимир Васильевич Подгорный
Донецкая академия управления и государственной службы, Донецк, Россия, [email protected]
Аннотация
Цель. Обоснование целесообразности применения метода системной идентификации исследуемых объектов и соответствующей технологии при системном моделировании структурной организации устойчивой экономики России.
Задачи. Аргументировать выбор методологического подхода к проведению системного моделирования структурной организации устойчивой экономики; охарактеризовать метод системной идентификации исследуемых объектов; сформировать структурную организацию устойчивой экономики России.
Методология. В процессе решения задач исследования применены общепринятые в экономической науке методы в их совокупности: системно-структурный, абстрактно-логический, функционально-логический и экономический анализ, метод научной абстракции, диалектический метод, метод сравнения, системное моделирование, а также метод системной идентификации исследуемых объектов.
Результаты. Обоснован методологический подход к проведению системного моделирования структурной организации устойчивой экономики. В качестве главного метода моделирования выбран метод системной идентификации исследуемых объектов, позволяющий максимально полно отражать характеристики исследуемой экономики России и успешно замещать этот процесс при проведении ее моделирования. Применение этого метода позволило выделить государственную стратегию развития экономики, государственное регулирование и рыночное саморегулирование в качестве ключевых составляющих структурной организации устойчивой экономики, принцип синергии которых положен в основу идейного замысла ее формирования.
Выводы. Применение метода системной идентификации исследуемых объектов обусловило воплощение замысла исследования посредством экстраполяции логики движения потоков информации в кибернетической системе при формировании структурной организации про- о ектируемого объекта, что дает возможность структурировать устойчивую экономику России как совокупность рыночной среды, государственной экономической политики, государственной экономической стратегии, государственного регулирования экономики, рыночного саморегулирования, общественного производства и общественного воспроизводства, взаимодействие которых направлено на эффективное использование факторов производства и экономический рост.
Ключевые слова: системное моделирование, метод системной идентификации исследуемых объектов, кибернетическая система, устойчивая экономика, структурная организация, факторы производства, экономический рост
Для цитирования: Подгорный В. В. Формирование устойчивой экономики России в контексте экономической теории. Часть 2 // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 9. С. 1063-1076. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-9-1063-1076
1 Продолжение (окончание). Начало на с. 794—806 (РНЖ «Экономика и управление» № 7 за 2023 год). © Подгорный В. В., 2023
x Formation of sustainable economy of Russia o in the context of economic theory. Part 2
o Vladymir V. Podgornyi
ir Donetsk Academy of Management and Public Administration, Donetsk, Russia, [email protected]
x
° Abstract
Aim. To substantiate the feasibility of using the method of system identification of the objects under study and the corresponding technology in the system modeling of the structural organization of the sustainable economy of Russia.
Tasks. To argue the choice of methodological approach to the systemic modeling of the structural organization of the sustainable economy; to characterize the method of systemic identification of the objects under study; to form the structural organization of the sustainable economy of Russia.
Methods. In the process of solving the research problems the methods generally accepted in economic science in their totality were applied: system-structural, abstract-logical, functional-logical and economic analysis, method of scientific abstraction, dialectical method, method of comparison, system modeling, as well as the method of system identification of the studied objects.
Results. The methodological approach to conducting systemic modeling of structural organization of sustainable economy has been substantiated. The method of system identification of the objects under study was chosen as the main modeling method, which allows to reflect the characteristics of the Russian economy under study as fully as possible and successfully replace this process when conducting its modeling. The application of this method allowed us to identify the state strategy of economic development, state regulation and market self-regulation as the key components of the structural organization of a sustainable economy, the principle of synergy of which is the basis of the idea behind its formation.
Conclusions. The application of the method of system identification of investigated objects has conditioned the embodiment of the research idea by means of extrapolation of the logic of information flows movement in the cybernetic system at the formation of the structural organization of the designed object, which makes it possible to structure the sustainable economy of Russia as a set of market environment, state economic policy, state economic strategy, state regulation of the economy, market self-regulation, social production and society.
Keywords: system modeling, method of system identification of objects under study, cybernetic system, sustainable economy, structural organization, factors of production, economic growth
For citation: Podgornyi V.V. Formation of sustainable economy of Russia in the context of economic theory. Part 2. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2023;29(9):1063-1076. (In Russ.). http:// doi.org/10.35854/1998-1627-2023-9-1063-1076
Введение
В статье изложены результаты исследования, первая часть которых опубликована ранее, в предыдущем номере журнала [1]. В первой части в контексте опыта общественной теории и практики рассмотрены ключевые аспекты проблемы формирования структурной организации устойчивой экономики. Во второй части статьи нами показаны возможности системного моделирования и применения метода системной идентификации исследуемых объектов как главного инструмента формирования структурной организации устойчивой экономики России и составляющих ее основных эле-
ментов. Исследован потенциал системного моделирования в установлении экономического равновесия и активизации развития экономики.
В качестве главного инструмента моделирования предложен метод системной идентификации исследуемых объектов, позволяющий максимально полно отражать характеристики исследуемых объектов, явлений, процессов и успешно замещать этот процесс при исследовании. Объясняется значимость роли государственной экономической политики как активной подсистемы, поддерживающей состояние устойчивого экономического равновесия. Государственная экономическая политика рассмотрена как
механизм развития экономики, играющий особую роль в кризисные периоды развития. Сделан акцент на необходимости укреплять взаимодействие государственных и рыночных институтов, без которого невозможно устойчивое, сбалансированное и стабильное функционирование экономики. Предложены связанные с этим преобразования в структурной организации отечественной экономики, раскрыта сущность государственной экономической стратегии, государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования как ключевых инструментов государственной экономической политики, а также логика их взаимодействия при поддержании устойчивого экономического равновесия и развития экономики.
Метод системной идентификации исследуемых объектов как основной инструмент формирования структурной организации устойчивой экономики
Метод системной идентификации исследуемых объектов представляет собой способ, позволяющий максимально полно отражать характеристики исследуемых объектов, явлений, процессов и успешно замещать этот процесс при исследовании. Данный метод системного моделирования базируется на следующей закономерности: в основе всех явлений и процессов, протекающих в материальном и духовном мире, находится информационный процесс как совокупность элементов, образующих кибернетическую систему. Логика системной идентификации в настоящем исследовании сводится к декомпозиции структурной организации устойчивой экономики с последующей ее композицией по принципу подобия структурной организации кибернетической системы, способной воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, как следует из таблицы 1. В состав основных элементов кибернетической системы входят:
1. Управляющая подсистема (информационное поле, которое обеспечивает взаимосвязь исследуемой устойчивой экономики с внешней и внутренней информационной средой — рыночная среда).
2. Механизм (осуществляет сбор информации — государственная экономическая политика).
3. Программный блок (способствует переработке информации — государственная экономическая стратегия).
4. Организационный блок (отвечает за процесс коммуникаций — государственное регулирование экономики).
5. Стабилизирующий блок (обеспечивает отражение информации — рыночное саморегулирование).
6. Регулятор (преобразует информацию — общественное производство).
7. Управляемая подсистема (осуществляет интерпретацию или использование информации — общественное воспроизводство).
Каждый вышеуказанный элемент представляет собой информационный образ соответствующего элемента устойчивой экономики. В соответствии с представленной логической последовательностью этих элементов выстраивается алгоритм системного моделирования устойчивой экономики:
1. Субъективация экономики. В качестве субъекта (системообразующего элемента) устойчивой экономики определена рыночная среда, состояние которой обусловливает характер действий государственных и рыночных структур, их взаимосвязанность и взаимообусловленность. Установление каналов взаимодействия между государством и рынком способствует формированию устойчивой экономики как системы.
2. Определение механизма развития экономики. Установление взаимодействия между государством и рынком обеспечивает появление прямых и обратных связей, направленных на организацию и управление развитием экономики на всех ее уровнях. Совокупность этих связей способствует формированию механизма развития устойчивой экономики — государственной экономической политики; ее проведение базируется на принципиальной, организационной и методической основе, в качестве которых выступают определенные инструменты государственной экономической политики.
3. Формирование принципиальной основы экономики. Определение сущности, содержания и характеристик ключевых принципов устойчивой экономики (информационная свобода, обязательность налогообложения, экономическая свобода, оптимальное распределение ресурсов, устойчивость, сбалансированность, стабильность) позволило выделить ее принципиальную основу, то есть государственную стратегию развития экономики, определяющую технологию поддержания ее равновесного состояния и направленность развития в долгосрочной перспективе.
о
Таблица 1
Логика отражения структурной организации модели кибернетической системы в структурной организации устойчивой экономики
Table 1. Logic of reflection of the structural organization of the cybernetic system model in the structural organization of sustainable economy
•Элементы кибернетический системы Этапы системного моделирования устойчивой экономики
1. Информационное поле 1. Субъективация экономики — рыночная среда
2. Сбор информации 2. Механизм развития экономики — государственная экономическая политика
3. Переработка информации (принципы) 1. Прием информации — отражение сигналов внешнего мира. 2. Изменение параметров информации — изменение характеристик, с помощью которых оцениваются информационные ресурсы. 3. Деление информации на информационные потоки — операция, посредством которой объем первоначальной информации распределяется по объемам информационных потоков, представляющих собой совокупность передаваемой информации между двумя и более взаимодействующими объектами. 4. Передача информационных потоков — физический процесс, посредством которого осуществляется перемещение информации в пространстве. 5. Прием информационных потоков — физический процесс, посредством которого осуществляется получение информации субъектом. 6. Объединение информационных потоков — физический процесс сведения воедино разрозненной информационной картины. 7. Воспроизведение информации — процесс формирования информационной модели, ее зрительного восприятия и принятия решения относительно соответствия построенной информационной модели ее эталону 3. Принципиальная основа устойчивой экономики — государственная экономическая стратегия (принципы) 1. Принцип, отражающий прием информации, — информационная свобода. 2. Принцип, отражающий изменение параметров информации, — обязательность налогообложения. 3. Принцип, отражающий деление информации на информационные потоки, — экономическая свобода. 4. Принцип, отражающий передачу информационных потоков, — оптимальное распределение ресурсов. 5. Принцип, отражающий прием информационных потоков, — устойчивость. 6. Принцип, отражающий объединение информационных потоков, — сбалансированность. 7. Принцип, отражающий воспроизведение информации, — стабильность
4. Процесс коммуникаций (функции) 1. Возникновение идеи (зарождение мысли) — планирование информационных потоков. 2. Кодирование (облечение мысли в слова) и выбор канала — организация информационных потоков. 3. Передача идеи (процесс перемещения информации в пространстве) — мотивация действий с информационными потоками. 4. Декодирование (извлечение смысла из слов) — контроль информационных потоков 4. Организационно-функциональная основа экономики — государственное регулирование экономики (функции) 1. Функция, отражающая возникновение идеи, — корректировка спроса. 2. Функция, отражающая кодирование, — стимулирование предложения. 3. Функция, отражающая передачу идеи, — стимулирование конкуренции. 4. Функция, отражающая декодирование, — регулирование правил ценообразования
5. Отражение информации (методы) 1. Воспроизведение информации о занятости населения. 2. Воспроизведение информации о состоянии основных фондов промышленности. 3. Воспроизведение информации о ценах. 4. Воспроизведение информации о состоянии инфраструктуры экономики. 5. Воспроизведение информации о состоянии структуры экономики 5. Методическая основа экономики — рыночное саморегулирование (методы) 1. Метод, отражающий воспроизведение информации о занятости населения, — обеспечение занятости населения. 2. Метод, отражающий воспроизведение информации о состоянии основных фондов промышленности. 3. Метод, отражающий воспроизведение информации о ценах, — стабилизация цен. 4. Метод, отражающий воспроизведение информации о состоянии инфраструктуры экономики, — развитие инфраструктуры экономики. 5. Метод, отражающий воспроизведение информации о состоянии структуры экономики — оптимизация структуры экономики
6. Преобразование информации 6. Преобразование экономики — общественное производство
7. Интерпретация информации 7. Объективация экономики — общественное воспроизводство
4. Формирование организационно-функциональной основы экономики. Установление роли и места государственных структур в организации развития экономики, обоснование соответствующих функций (корректировка спроса, стимулирование предложения, стимулирование конкуренции, регулирование правил ценообразования) дали возможность сформировать организационно-функциональную основу устойчивой экономики — государственное регулирование, регламентирующее стабилизацию экономики и ее развитие.
5. Формирование методической основы экономики. Системный анализ комплексного инструментария развития экономики позволил описать, систематизировать совокупность взаимосвязанных методов развития экономики и сформировать методическую основу устойчивой экономики — рыночное саморегулирование, направленное на реализацию возможности сбалансирования рынка, то есть установление равновесия между спросом и предложением.
6. Преобразование экономики. Проведение государственной экономической политики способствует поддержанию устойчивого экономического равновесия, формированию необходимых условий для преобразования ресурсов и создания благ с целью удовлетворения общественных потребностей. Это влечет за собой стратегическое изменение доминирующих характеристик экономической деятельности в контексте преобладания занятости экономически активного населения в тех или иных отраслях, обусловливая тем самым формирование тенденции развития экономики и ее последующего перехода на более высокий уровень. Всё это позволило сформировать элемент, обусловливающий возможность преобразования экономики, — общественное производство.
7. Объективация экономики. Преобразование экономики обусловливает формирование новой, более совершенной системы отношений, охватывающей производство, распределение, обмен и потребление благ на более высоком уровне, то есть общественное воспроизводство. Непрерывное во времени общественное воспроизводство обеспечивает возможность самоподдержания и самовозобновления деловой активности в масштабе страны. При общественном воспроизводстве происходит объективация экономики. В результате субъекты экономики, преследующие собственные цели, встраиваются
в систему отношений, которая охватывает процессы производства, распределения, обмена и потребления общественных благ.
Применение метода системной идентификации исследуемых объектов в качестве средства распознавания позволяет спроектировать этапы системного моделирования устойчивой экономики, воспроизвести каждый ее элемент и выявить логику взаимосвязи всех элементов. В результате поэлементной идентификации и установления каналов прямой и обратной связи формируется структурная организация устойчивой экономики.
Особенности структурной организации устойчивой экономики и ее функционирования
Под устойчивой экономикой понимается такая экономика, которая обладает возможностью развиваться за счет оптимального распределения и использования существующих ресурсов, поддержания баланса между вмешательством государства в экономику и рыночным саморегулированием, что способствует установлению стабильности (отсутствию значительных колебаний основных показателей) и сбалансированности (соответствию между объемами производства товаров и услуг и потребностями в них, количеством рабочей силы и объемом задействованных средств производства, отраслями и т. д.). Устойчивая экономика обеспечивает возможность соблюдения внутреннего баланса «затраты — выпуск» и увеличения объемов производства за счет его модернизации, создания новых рабочих мест, стабилизации цен, развития инфраструктуры и оптимизации структуры экономики, как видно на рисунке 1.
Развитие экономики смешанного типа невозможно без рынка, который в общем случае объединяет то или иное количество покупателей и продавцов благ, способных взаимодействовать между собой на договорных началах посредством заключения сделок. Для покупателей, готовых приобрести товар, значимы его цена, цена товаров-субститутов, а также потребности покупателей, их доходы и предпочтения. Все это влияет на спрос, определяя готовность продавца продать то или иное количество товара, в зависимости не только от его цены, но и от того, насколько производство способно удовлетворять текущий и перспективный
о
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
О О
с»
о
о
№
"О №
CD CD"
О О
О
о
СГ) №
Q_
№
№ СО CD
CD
hJ О hJ СО
hJ CD
CD
О CD CO
I
0
Рис. 1. Структурно-логическая схема устойчивой экономики Fig. 1. Structural and logical scheme of sustainable economy
спрос на производимые товары. Последнее становится возможным при установлении баланса между спросом и предложением, то есть при условии установления рыночного равновесия как частного случая экономического равновесия.
Под экономическим равновесием понимают такое состояние экономики, при котором совокупный спрос равен совокупному предложению. В данном случае речь идет не об отдельном рынке, а о рыночной среде, представляющей собой множество глобальных, внешних и внутренних факторов и сил, оказывающих влияние как на результаты деятельности субъектов экономики, так и на состояние глобальных, внешних и внутренних рынков. В этой среде происходит взаимодействие на договорной основе между субъектами экономики, стремящихся к достижению поставленных целей. Усиление глобальной нестабильности, характерной для современного этапа развития экономики, способствует росту колебаний объемов производства, уровня цен, безработицы, нестабильности движения денежных потоков, определяя тем самым неустойчивое состояние рыночной среды.
Последнее приводит к отклонениям основных показателей экономики от устойчивого состояния и вызывает необходимость восстановления ее равновесия посредством реализации государственной экономической политики, как видно на рисунке 2.
Рис. 2. Структурно-логическая схема государственной экономической политики Fig. 2. Structural and logical scheme of the state economic policy
Государственная экономическая политика как деятельность государственных структур в области экономики прежде всего про-
являет себя в управляющем воздействии ™
государства, которое реализуется с целью о
го
изменения показателей экономики и перево- =г
да ее в устойчивое состояние. Вместе с тем |
установление экономического равновесия не о
является самоцелью государственной эконо- ^
мической политики, поскольку проблема со- °
стоит не только в факте достижения равно- <»
весного состояния, но и необходимости его |
поддержания в долгосрочной перспективе °
о
за счет распространения государственного * влияния на экономику.
Государственное влияние как совокуп- *
ность действий, направленных на измене- ^
ние экономического поведения и деятель- *
ности, предполагает применение прямых ^
и косвенных методов, имеющих существен- ^
ные недостатки. Так, применение прямых £
методов неизбежно влечет за собой уве- *
личение количества уровней управления, |
необходимость множественных контактов, о
что приводит к информационной перегрузке ™
и жесткости структуры. Применение кос- °
венных методов сопряжено с увеличением I
трудоемкости и необходимостью проведения °
дополнительных расчетов и агрегирования. £
При этом существует большая вероятность |
ошибок и просчетов. £
В связи с этим представляется, что влия- а.
ние государства на экономику целесообразно |
осуществлять на основе принципа концеп- £
туального управления [2, с. 38]. С учетом т
этого принципа субъект экономики, ощу- т
щая свободу действий, принимает решения =Е
в своих корпоративных интересах. Тем не ^
менее он находится в русле выбранного °
стратегического курса, определяемого мно- о
жеством локальных (фазовых) стратегий, с реализуемых в условиях сформированной экономико-правовой среды и проводимой государственной экономической политики. Такой подход к обеспечению влияния государства на экономику обусловлен еще одним значимым обстоятельством. В условиях многообразия форм собственности государственные структуры не могут прямо влиять на деятельность субъектов экономики, находящихся в частной собственности. Поэтому на первый план выходит проблема управляемости, от решения которой во многом зависит эффективность государственной экономической политики.
Решение этой проблемы предполагает передачу в государственную собственность стратегически значимых субъектов экономики; установление оптимального количе-
^ ственного соотношения государственного о и частного сектора в соответствии с пра-н вилом золотого сечения; формирование ^ конкурентной среды как совокупности ин-о ституциональных условий координации ^ деятельности субъектов экономики. Пере-з дача в государственную собственность стратегически значимых субъектов экономики ^ обеспечивает не только возможность аккумулирования и передачи части их денежных средств в государственный бюджет, но и возможность изъятия экономической ренты в пользу государства. В совокупности это составляет значительную часть денежных средств, которая обеспечивает увеличение финансовых возможностей развития экономики и страны в целом.
По правилу золотого сечения, доля государственного сектора экономики должна составлять 62 %, а частного — 38 %. Такая пропорция количественного соотношения государственного и частного секторов экономики способствует поддержанию устойчивости экономики; устойчивому развитию экономики; минимизации затрат на поддержание устойчивости экономики в долгосрочном периоде; созданию возможности реализации локальных стратегий, изменение характера которых обусловлено сменой фаз экономического цикла; гибкой реакции предложения на изменения текущего рыночного спроса в соответствии со сменой фаз экономического цикла.
В золотом сечении заключена не только фундаментальная пропорция, но и базисная метрика, отражающая гармонию взаимоотношений между государством и обществом [3, с. 76]. Гармоничные взаимоотношения в данном случае проявляют себя в устойчивой связи между государственными структурами и субъектами экономики любой формы собственности. Связующим звеном выступает управляющее воздействие, посредством которого государственные структуры оказывают прямое влияние на деятельность субъектов экономики государственного сектора и через них за счет эффекта масштаба (большего количества субъектов экономики государственного сектора) и конкурентного давления (косвенного влияния на деятельность субъектов экономики частного сектора одной отрасли). В результате межотраслевого взаимодействия влияние государства распространяется на экономику в целом.
Влияние государства на экономику реализуется на трех уровнях: в форме глобальной
экономической политики, внешнеэкономической политики и внутриэкономической политики.
Глобальная экономическая политика — комплекс мер, отражающих участие государства в формировании норм и правил развития глобальной экономики, способствующих укреплению его экономического суверенитета и поддержанию целесообразного уровня автаркии собственной экономики для обеспечения ее устойчивого развития. Она создает необходимые условия для реализации потребностей страны в международной экономической деятельности, что обусловливает необходимость проведения внешнеэкономической политики.
Внешнеэкономическая политика направлена на укрепление взаимовыгодного равноправного сотрудничества со странами, осуществляемого с позиции целесообразного взаимодействия элементов рыночной конъюнктуры, соответствия мировых и отечественных цен и соотношения уровней производства и т. д. Внешнеэкономическая политика способствует формированию внутри страны регуляторов, обеспечивающих защиту интересов страны, и в этом смысле она тесно связана с внутриэкономической политикой.
Внутриэкономическая политика представляет собой деятельность государственных структур, проводимую внутри страны и направленную на поддержание устойчивости, сбалансированности, стабильности экономики и обеспечение ее устойчивого развития. Государственная экономическая политика, реализуемая на глобальном, внешнем и внутреннем уровнях, включает в себя политику занятости, амортизационную политику, политику в области цен, инфраструктурную и структурную политику. Комплекс соответствующих мер направлен на формирование экономического поведения, представляющего собой перебор альтернатив с целью рационального выбора, под которым понимается соотношение затрат и полученных результатов, то есть эффективность. Экономическое поведение, включающее в себя мотивационное содержание, установки, активность, проявляется в совокупности действий субъектов экономики, направленных на производство товаров, то есть экономической деятельности как совокупности действий субъектов экономики на всех ее уровнях, направленных на удовлетворение общественных потребностей.
Однако сама по себе экономическая деятельность не будет эффективной ни с точки зрения корпоративных интересов, ни с позиции общественной полезности. Необходимо сформировать требуемые институциональные условия для обеспечения взаимодействия и состязательности между субъектами экономики, целесообразной свободы их действий, а также координации их деятельности со стороны государственных структур. С этой целью разрабатывают государственную экономическую стратегию, осуществляют государственное регулирование экономики и обеспечивают возможность рыночного саморегулирования.
Государственная экономическая стратегия — это составляющая механизма развития экономики, в которой отражены комплексный план долгосрочного развития экономики с распределением на периоды и способы его реализации с учетом смены фаз экономического цикла, как показано на рисунке 3. На стадии принятия стратегических решений определены отрасли, развитие которых предполагается обеспечить в планируемом долгосрочном периоде. После этого производится выбор стратегических приоритетов, то есть совместных действий, которые должны предпринять государственные структуры и субъекты экономики в среднесрочной перспективе (в течение пяти лет) для обеспечения возможности развития других отраслей.
Рис. 3. Структурно-логическая схема государственной экономической стратегии Fig. 3. Structural and logical scheme of the state economic strategy
Это предполагает проведение стратегического планирования, в рамках которого предусматривают цели и разрабатывают
комплексный перспективный план, включающий в себя период свыше пяти лет: 10, 15, 20 лет. В его состав входят среднесрочные планы развития с горизонтом планирования пять лет. При стратегическом планировании целесообразно использовать подход «снизу вверх», поскольку одним из приоритетов устойчивой экономики служат инновационная активность и перемены.
Стратегическое управление обеспечивает выполнение разработанного комплексного стратегического плана посредством реализации локальных стратегий, разработанных с учетом особенностей экономической динамики и специфики каждой фазы экономического цикла. Смена фаз обусловливает изменение локальной стратегии и приводит к стратегическим изменениям, предполагает нововведения в области занятости, модернизации промышленности, цен, инфраструктуры и структуры экономики, взаимосвязанных между собой. Стратегические изменения предполагают наличие курса действий — стратегических направлений, раскрывающих пути достижения поставленных долгосрочных целей. В результате реализации экономической стратегии формируется образ прогрессивного будущего экономики:
- устойчивость экономики;
- установление долгосрочного баланса совокупного спроса и предложения, стабилизация определенных параметров, режимов функционирования всех отраслей экономики и их продуктивное взаимодействие;
- формирование деловых взаимозаинтересованных отношений между государственными структурами и субъектами экономики всех форм собственности, проектирование и организация работы оптимальных органов управления субъектами экономики, эффективной реализации их функций для устойчивого развития экономики;
- обеспечение гармонии интересов государства и субъектов экономики, экономической безопасности страны и реализация ее экономических интересов на международном и глобальном рынках;
- повышение эффективности производства и экономический рост;
- обеспечение правового порядка экономической жизни общества, организация эффективной экономической деятельности на территории страны;
- устойчивое развитие экономики и сбережение среды обитания в пределах территории страны.
о
Рис. 4. Структурно-логическая схема государственного регулирования экономики Fig. 4. Structural and logical scheme of state regulation of the economy
Формирование образа прогрессивного будущего экономики свидетельствует об успешном нивелировании глобальных, внешних и внутренних угроз, обеспечении стратегической конкурентоспособности экономики — главных целей государственной экономической стратегии. При реализации государственной экономической стратегии всегда будут происходить рассогласования разнообразного характера, возникающие в процессе установления ключевых экономических процессов. Для их преодоления необходимо сформировать правовую базу функционирования экономической системы, регламентировать законом эффективность взаимоотношений между производителями и потребителями продукции. Последнее достигается на основе государственного регулирования экономики, которое корректирует поведение субъектов экономики и формирует благоприятную экономическую среду как одну из форм развития экономики, что отражено на рисунке 4.
Возможность государства осуществлять коррекцию и установление основных экономических процессов заключена в соответствующих ресурсах. К таким ресурсам отнесены государственный бюджет; государственный сектор экономики; денежная масса; нормативно-правовые акты; недра, принадлежащие государству; естественные монополии, контролируемые государством; налогообложение. Используя данные ресурсы, государство имеет возможность прямо или косвенно влиять на эффективность субъектов экономики, принимая меры прежде всего законодательного характера. Принятие мер законодательного характера
предполагает анализ регуляторного влияния государства, подготовку регуляторного акта, изменение государственной экономической политики.
Анализ регуляторного влияния — это документ, содержащий обоснование необходимости государственного регулирования путем принятия регуляторного акта. Документ также включает в себя анализ потенциального влияния, которое будет оказывать регуляторный акт на рыночную среду, обеспечение прав и интересов субъектов экономики, граждан и государства. Неотъемлемой составной частью документа является обоснование соответствия проекта регуля-торного акта принципам государственной регуляторной политики. При проведении анализа регуляторного влияния (включает в себя формулировку и описание проблемы, обоснование необходимости проведения анализа, постановку целей анализа, описание возможностей вариантов достижения целей, анализ представленных альтернатив, консультации, выводы и результаты) выявляют слабые места в управлении регуляторной деятельностью, исследуют результаты реализации и правоприменения нормативно-правовых документов с целью принятия соответствующих мер по их устранению.
Анализ регуляторного влияния государства предшествует подготовке проекта ре-гуляторного акта, который предполагает ведение активного диалога между органами власти и общественностью. При этом широко используется общепринятая практика проведения общественных слушаний и круглых столов с участием представителей органов власти, общественности и предпри-
нимательского сообщества. Практически ре-гуляторный процесс в целом может сопровождаться консультациями. И в первую очередь это обеспечено обязательством органов власти делать достоянием гласности информацию о своей регуляторной деятельности на всех этапах ее осуществления.
Результаты совместной работы органов власти и общественности находят отражение в проекте регуляторного акта, положения которого учитывают при составлении прогнозов, планов, программ и бюджета развития экономики. Принятие законодательным органом регуляторного акта предполагает проведение изменений, необходимых экономике для достижения желаемых темпов экономического роста. Это влечет за собой изменение государственной экономической политики в аспекте занятости населения, основных фондов, цен, инфраструктуры и структуры экономики, принятие соответствующих мер исполнительного (мер организационно-функционального характера для реализации целей и задач государственной экономической политики) и контролирующего (мер, обеспечивающих получение информации о выполнении поставленных задач) характера, что способствует достижению главных целей государственного регулирования — повышению эффективности общественного воспроизводства и формированию благоприятных условий для поддержания устойчивого развития экономики.
Сформированная государством благоприятная для развития экономики среда как совокупность условий поддерживает рыночное саморегулирование, направленное на установление межотраслевых производственных взаимосвязей в экономике (межотраслевого баланса) и экономических пропорций в результате взаимодействия общественных потребностей, спроса и предложения, конкуренции, способствующего формированию равновесной цены, как показано на рисунке 5.
Рыночное саморегулирование представляет собой способ упорядочения отраслевой структуры экономики за счет интеграции и кооперации производства, применяемый в ответ на необходимость удовлетворения общественных потребностей и обусловливающий развитие устойчивых взаимосвязей между отраслями. Это приводит к активизации экономики, в результате которой отраслевая структура усиливается, повышается эффективность ее функцио-
нирования и формируется межотраслевое взаимодействие.
Общественные потребности <-
V A
r> Межотраслевое взаимодействие
* *
Спрос и предложение
* *
Конкуренция
V A
Цена
+ 1
Межотраслевой баланс
* *
Экономические пропорции
Рис. 5. Структурно-логическая схема
рыночного саморегулирования Fig. 5. Structural and logical scheme of market self-regulation
Межотраслевое взаимодействие проявляется в установлении горизонтальных (кооперативных) связей между объектами логистической системы, обеспечивающих перемещение и потребление логистических ресурсов в экономически выгодных направлениях. При этом происходит согласование интересов субъектов логистической системы относительно максимизации прибыли с учетом выгоды потребителей. В основу межотраслевого взаимодействия положен рыночный механизм, включающий в свой состав спрос и предложение, конкуренцию и цену.
В процессе конкурентной борьбы между субъектами экономики за ограниченные ресурсы мотивы личной выгоды направляются в сторону удовлетворения общественных потребностей, что побуждает их к активной инновационной деятельности, в результате которой обеспечивается минимизация себестоимости, рост производительности труда, увеличение качества выпускаемой продукции и ее объемов. Под влиянием взаимодействия спроса, предложения и конкуренции формируется цена, которая определяет характер принимаемых производителями и потребителями решений и способствует движению стоимостных и товарных потоков в экономике.
Для обеспечения их непрерывности и оптимизации требуется проведение глубокого анализа межотраслевых связей, пропорций и структурных сдвигов. Кроме того, необ-
о
1 ходимо обеспечить взаимосвязь между ре-о сурсами и общественными потребностями н в рамках общественного производства, коор-^ динацию смежных производств и отраслей,
0 просчитать различные сценарии развития ^ экономики, как в пределах экономического з цикла, так и составляющих его фаз, и соз-
1 дать необходимые предпосылки для фор-^ мирования экономических пропорций. Для
реализации этих задач используется способ балансового построения, характеризующего межотраслевые связи, или межотраслевой баланс.
Межотраслевой баланс — это значимый инструмент исследования межотраслевого взаимодействия, позволяющий провести анализ обмена продукцией в текущем и конечном потреблении [4, с. 66]. Он позволяет, наряду с исследованием структуры экономики, производить расчеты экономических пропорций, экономической эффективности по отдельным отраслям и экономике в целом (рентабельность, фондоотдача, производительность труда и т. д.), а, что особенно важно, разрабатывать научно обоснованные сценарии развития экономики и моделировать последствия их реализации.
Использование возможностей межотраслевого баланса способствует проведению детального анализа сложившихся межотраслевых связей, определению эффективности межотраслевого взаимодействия и создает базу для обоснования и формирования устойчивых экономических пропорций, в которых находит отражение взаимодействие производства и потребления, между сферами и секторами экономики, между ее отраслями, между частями общественного продукта, а также распределение труда между сферами и отраслями экономики. Экономические пропорции выражены в ключевых показателях, характеризующих динамику изменения занятости, цен, состояния основных фондов, инфраструктуры и структуры экономики. При этом государство как координатор экономических процессов способствует поддержанию оптимальных для общественного производства экономических пропорций, воздействуя на них посредством реализации комплекса мер, направленных на:
1. Обеспечение занятости — выплату пособий безработным, предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости, оказание иной материальной помощи, осуществление не-
денежных форм поддержки безработных, оформление досрочного выхода на пенсию.
2. Модернизацию основных фондов — применение ускоренной амортизации, принятие мер по сокращению сроков использования оборудования, увеличение доли амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций, оптимизацию норм амортизации, обеспечение целевого использования амортизационных отчислений.
3. Стабилизацию цен — замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов, установление предельных цен или коэффициентов, предельного норматива рентабельности, фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок; декларирование цен, установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
4. Развитие инфраструктуры экономики — повышение эффективности транспорта, улучшение качества связи, оптимизацию энергоснабжения и водоснабжения, повышение эффективности складского хозяйства.
5. Оптимизацию структуры экономики — поддержку производства отечественных товаров и экспортных контрактов на их поставку, внедрение мер по снижению транзакционных издержек предприятий, поддержание оптимального соотношения государственного и частного секторов экономики, развитие рынка консалтинговых услуг, стимулирование процесса реструктуризации предприятий, перенос акцента с добывающих отраслей на перерабатывающие.
Тем самым рыночное саморегулирование оптимизирует развитие экономики, приводя ее в равновесное состояние, обеспечивающее баланс совокупного спроса и предложения, формирование оптимальной цены. Проведение государственной экономической политики на основе применения вышеописанных инструментов — государственной экономической стратегии, государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования — способствуют установлению общего экономического равновесия. Рыночная цена соответствует предельным издержкам, то есть стоимость производимого продукта уравновешивается рыночной стоимостью факторов производства, которые использованы при производстве, а в масштабе экономики устанавливается баланс между совокупным спросом и предложением.
Последнее отражает такое состояние общественного производства, при котором все товары проданы, а средства и предметы потребления возмещены. В этом случае объем выпуска продукции увеличивается в соответствии с качественным и количественным ростом движущей силы производства — его факторов — в результате широкого применения передовых технологий, приводящих в движение эти факторы. Общественное производство — это не одноразовый акт выпуска и реализации объема продукции. Целесообразность общественного производства того или иного товара обусловлена наличием общественной потребности в нем, требует повторения и совершенствования процесса производства — общественного воспроизводства.
Непрерывность общественного воспроизводства, как совокупность постоянно возобновляемых процессов производства, распределения, обмена и потребления, обеспечена за счет поддержания в стабильном режиме экономического равновесия. Тем самым поддерживается и возобновляется экономическая активность в масштабе отдельной страны на основе гармоничного сочетания государственных, общественных и частных интересов. Субъекты экономики, преследуя собственные цели, активно способствуют удовлетворению общественных потребностей и через уплату налогов, благотворительность вносят свой вклад в решение социально значимых проблем.
Таким образом, предложенная структурная организация экономики способствует поддержанию ее устойчивого равновесного состояния, обеспечивает достижение двуединой цели — повышение эффективности использования факторов производства и экономический рост.
Выводы
Основные результаты и выводы исследования состоят в следующем:
1. Проанализированы особенности моделей экономики развитых стран мира, отражающие характерные свойства сложившихся в них систем хозяйствования, с точки зрения способности поддерживать состояние устойчивого экономического равновесия в условиях возрастающей глобальной нестабильности.
2. Предложен комплексный подход к формированию устойчивой экономики в контек-
сте экономической теории. Структурирован понятийный аппарат для единообразного толкования и понимания логики, особенностей формирования устойчивой экономики, трактующей решение данной проблемы посредством выдвижения соответствующей гипотезы, разработки методологии, формулирования основного закона экономики, обоснования модели экономики, методики, концепции и технологии развития экономики.
3. Уточнена структурная организация модели экономической динамики как совокупности фаз замедления, спада, застоя, стабилизации, оживления, подъема и пика деловой активности. Определены индикаторы, сигнализирующие о смене фаз экономического цикла (средний темп роста ВВП, %). Установлена необходимость и возможность управления экономической динамикой при проведении государственной экономической политики для поддержания общего экономического равновесия в рамках каждой текущей фазы экономического цикла.
4. Обоснована целесообразность применения метода системной идентификации исследуемых объектов для проведения системного моделирования структурной организации устойчивой экономики России.
5. Предложена логическая схема экономики России, устойчивость которой обеспечивается на основе государственной экономической политики; главными инструментами этой политики служат государственная экономическая стратегия, государственное регулирование и рыночное саморегулирование.
В статье представлены методологическое, методическое обоснование и решение комплексной научно-прикладной проблемы формирования структурной организации устойчивой экономики России при помощи обобщения теоретических положений мировой и отечественной науки, раскрывающих содержание научно-методических подходов к организации устойчивого развития экономики и отечественного опыта этого научного направления путем адаптации их к российской специфике.
Практическое значение полученных результатов заключается в разработанных методических подходах и обоснованных теоретических положениях, изложенных в исследовании и доведенных до уровня практических рекомендаций. Они представляют собой методическую базу для разра-
о
к <
ботки структурной организации устойчивой экономики России и могут быть использованы при формировании государственной
экономической политики, экономической стратегии нашей страны, разработке и совершенствовании законодательных актов.
Список источников
1. Подгорный В. В. Формирование устойчивой экономики России в контексте экономической теории. Часть 1 // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 7. С. 794-806. DOI: 10.35854/ 1998-1627-2023-7-794-806
2. Подгорный В. В. Особенности структурной организации концептуального управления как составляющей социального управления // Экономика и управление. 2018. № 6. С. 38-48.
3. Геврасёва А. П. Оценка сбалансированности региональной экономики на основе принципа золотого сечения // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2021. № 2. С. 76-82. DOI: 10.52065/2520-6877-2021-250-2-76-82
4. Масаев С. Н. Модель межотраслевого баланса Леонтьева как задача управления динамической системой // Вестник Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. Серия Приборостроение. 2021. № 2. С. 66-82. DOI: 10.18698/02363933-2021-2-66-82
References
1. Podgornyi V.V. Formation of sustainable economy of Russia in the context of economic theory. Part 1. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2023;29(7):794-806. (In Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2023-7-794-806
2. Podgornyy V.V. Specific aspects of structural organization of conceptual management as a component of social management. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2018;(6):38-48. (In Russ.).
3. Gevrasyova A.P. Assessment of the balance of the regional economy based on the golden section principle. Trudy BGTU. Seriya 5: Ekonomika i upravlenie = Proceedings of BSTU. Series 5: Economics and Management. 2021;(2):76-82. (In Russ.). DOI: 10.52065/2520-68772021-250-2-76-82
4. Masaev S.N. Leontev input-output balance model as a dynamic system control problem. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. N.E. Baumana. Seriya Priborostroenie = Herald of the Bauman Moscow State Technical University. Series Instrument Engineering. 2021;(2):66-82. (In Russ.). DOI: 10.18698/0236-3933-2021-2-66-82
Сведения об авторе
Владимир Васильевич Подгорный
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики предприятия
Донецкая академия управления и государственной службы
283015, Донецк, Челюскинцев ул., д. 163а
Поступила в редакцию 08.08.2023 Прошла рецензирование 11.09.2023 Подписана в печать 22.09.2023
Information about Author
Vladymir V. Podgornyi
D.Sc. in Economics, Associate Professor, Professor at the Department of Enterprise Economics
Donetsk Academy of Management and Public Administration
163a Chelyuskintsev st., Donetsk 283015, Russia
Received 08.08.2023 Revised 11.09.2023 Accepted 22.09.2023
Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Conflict of interest: the author declares no conflict of interest related to the publication of this article.