Научная статья на тему 'Необходимость организационно-экономических механизмов государственного регулирования аграрной сферы экономики и развития фермерских хозяйств'

Необходимость организационно-экономических механизмов государственного регулирования аграрной сферы экономики и развития фермерских хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / АГРАРНАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКИ / РАЗВИТИЕ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Я.В.

Аграрная сфера экономики в условиях рыночных отношений занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства более отсталая в технологическом плане отрасль, по сравнению с промышленностью. Реалии современной экономики с множеством рынков в ее составе изменили не только взгляды ученых, но и представителей власти о роли государства при его воздействии на экономический рост, устойчивое развитие и справедливое распределение общественного богатства. Механизм рыночного хозяйствования настроен так, чтобы любая деятельность по экономическому развитию была сориентирована на решение, как минимум, трех промежуточных задач: достижение целей в определенных промежутках времени; определение необходимых значений количества и качества с учетом масштабов вовлеченных в экономический оборот ресурсов; осуществление процессов организации и управления осуществляемой деятельностью. Организационно-экономический механизм государственного регулирования в аграрной сфере экономики, представляющий собой систему мер воздействия государства на экономические отношения в ней, вытекает из места и роли этой сферы в рыночной экономике. Речь идет о создании благоприятных правовых и экономических условий аграрным преобразованиям в стране, протекционистской поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. Государственное регулирование и государственная поддержка является важными факторами, обеспечивающими устойчивое развитие фермерских хозяйств. В статье предложена структурно-логическая схема организационно-экономического регулирования развития фермерских хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость организационно-экономических механизмов государственного регулирования аграрной сферы экономики и развития фермерских хозяйств»

333^»— Аграрный вестник Урала № 12-2 (167), 2017 г. - < JJJf^l

Экономика

УДК 339.9

НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ

Я. В. ВОРОНИНА,

старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: государственное регулирование, организационно-экономические механизмы, аграрная сфера экономики, развитие фермерских хозяйств.

Аграрная сфера экономики в условиях рыночных отношений занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства — более отсталая в технологическом плане отрасль, по сравнению с промышленностью. Реалии современной экономики с множеством рынков в ее составе изменили не только взгляды ученых, но и представителей власти о роли государства при его воздействии на экономический рост, устойчивое развитие и справедливое распределение общественного богатства. Механизм рыночного хозяйствования настроен так, чтобы любая деятельность по экономическому развитию была сориентирована на решение, как минимум, трех промежуточных задач: достижение целей в определенных промежутках времени; определение необходимых значений количества и качества с учетом масштабов вовлеченных в экономический оборот ресурсов; осуществление процессов организации и управления осуществляемой деятельностью. Организационно-экономический механизм государственного регулирования в аграрной сфере экономики, представляющий собой систему мер воздействия государства на экономические отношения в ней, вытекает из места и роли этой сферы в рыночной экономике. Речь идет о создании благоприятных правовых и экономических условий аграрным преобразованиям в стране, протекционистской поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. Государственное регулирование и государственная поддержка является важными факторами, обеспечивающими устойчивое развитие фермерских хозяйств. В статье предложена структурно-логическая схема организационно-экономического регулирования развития фермерских хозяйств.

NECESSITY OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISMS OF STATE REGULATION OF AGRARIAN SPHERE OF ECONOMY AND DEVELOPMENT OF FARMS

YA. V. VORONINA,

senior lecturer, Ural State Agrarian University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: state regulation, organizational and economic mechanisms, agrarian sphere of economy, development offarms.

The agrarian sphere of the economy in the conditions of market relations occupies a special position, which does not allow full and equal participation in inter-industry competition. Low-income agriculture, dependent on natural factors and having a pronounced seasonal, cyclical nature of production, is more technologically backward than industry. The realities of the modern economy with a multitude of markets in its composition have changed not only the views of scientists but also the authorities about the role of the state in its impact on economic growth, sustainable development and the fair distribution of social wealth. The mechanism of market economy is adjusted so that any activity on economic development was oriented at the decision of at least three intermediate tasks: the achievement of goals in certain time intervals; determination of the necessary values of quantity and quality, taking into account the scale of the resources involved in economic turnover; implementation of the processes of organization and management of the activities carried out. The organizational and economic mechanism of state regulation in the agrarian sphere of the economy, which is a system of measures of state influence on economic relations in it, follows from the place and role of this sphere in a market economy. It is about creating favorable legal and economic conditions for agrarian reforms in the country, protectionist support for agricultural producers. State regulation and government support are important factors that ensure sustainable development of farms. The article proposes a structural and logical scheme of organizational and economic regulation of the development of farms.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральского государственного юридического университета.

333^»- Аграрный вестник Урала № 12-2 (167), 2017 г. - <

Экономика

Цель и методика исследований.

Цель исследования — проанализировать влияние организационно-экономических механизмов на эффективность государственного регулирования сельскохозяйственной деятельности, в том числе фермерских хозяйств.

Методы исследования: экономический, логический (анализ, синтез, обобщение), категорийного анализа.

Результаты исследований.

Аграрная политика страны, несомненно, содержит целевые ориентиры экономического роста и устойчивого развития сельскохозяйственного производства, формулирует нормативы государственного регулирования. Тому есть несколько причин.

Во-первых, полезность сельскохозяйственного производства и величина потребления сельскохозяйственной продукции не снижаются во времени. Во-вторых, управление имеющимися ресурсами должно осуществляться через механизм сохранения основных производственных возможностей на будущее. В-третьих, существующие запасы природных ресурсов тоже не снижаются во времени удовлетворением минимальных требований к состоянию экосистемы.

Вышеназванные причины, по мнению исследователей [1], позволяют определить соответствующие нормативы для государственного регулирования, вести измерения по определению возможностей величины полезности и установления определенных порядков устанавливать уровень потребления продуктов сельскохозяйственного производства на определенный период времени.

По существу государственное регулирование используется в интересах всего общества и для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы хозяйственной и социальной сфер всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние. В трудах отечественных и зарубежных ученых достаточно давно ведется разработка понятийного аппарата, касающегося области государственного регулирования, что требует некоторых методологических пояснений. Понятие «государственное регулирование» наиболее полно может быть раскрыто через сравнительный анализ понятия «управление», «государственное управление», «регулирование», «государственное регулирование», хотя в этимологическом смысле различий между понятиями «управление» и «регулирование» практически нет. В общеупотребительном смысле под управлением понимается направления движения чего-либо, руководство. В теории управления это определяется как функция организационных систем различной природы. Под регулированием в управлении понимается выработка управляющего воздействия в соответствии с от-

клонением регулируемого параметра от задаваемой величины для приведения системы в рабочее состояние. Современные определения содержат несколько трактовок «государственное регулирование», которые имеют много общего.

1. Процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которых реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине с применением определенного набора средств (инструментов) [2].

2. Система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями [3] и др.

Главное, что не оспаривается: государственное регулирование — это система, в процессе функционирования которой применяются административно-правовые и экономические регуляторы (методы). Административно-правовое регулирование проявляется в создании государством правовой основы экономического развития. Экономические регуляторы запускают, активизируют необходимые обществу организационно-правовые формы деятельности, ограничивают, подавляют их нежелательные проявления, создают основу для эффективных условий хозяйствования.

В исследованиях А. Н. Митина [4] система — это совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей. В государственном регулировании система обнаруживает себя во всем: в распределении функций и полномочий, в построении организационных структур, при выборе регуляторов (методов), в разработке управленческих решений и т. д.

В ряде определений, предложенных в научных публикациях, конкретизируется направление воздействия государства с учетом специфики тех или иных отраслей народного хозяйства, являющихся объектами государственного регулирования, здесь можно согласиться с выводами А. Н. Хацкелевич [5]: «... государственное регулирование — одно из проявлений государственного управления, позволяет государству реагировать на любые изменения конъюнктуры рынка с учетом интересов населения страны, используя как правовые, административные, так и экономические методы управления». Действительно, государственное регулирование может рассматриваться как система методов государственного управления отраслью в целях оказания ей помощи, поддержки. Возникновение данных отношений обусловлено общественно значимым характером работ и услуг, осуществляемых данными субъектами хозяйствования, обеспечивающих государственную, продовольственную, информационную безопасность страны.

Ряд авторов рассматривает государственные регулирования как форму участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающие эффективное формирование рыночных отношений. По мнению исследователей [6], недостатком этого определения является то, что в нем отражается только односторонняя направленность воздействий государства, связанных лишь с формированием рыночных отношений. Как показывает практика, рыночные отношения не идеальная модель в силу того, что в них порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений, не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, нет экономического механизма защиты окружающей природной среды и многого другого. Поэтому государственное регулирование призвано обеспечить не только формирование рыночных отношений, но и создать необходимые условия для преодоления последствий негативного влияния рынка на деятельность отраслей, наиболее подверженных этому.

В рассмотренных выше подходах отсутствует внешнеэкономическая составляющая государственного регулирования, необходимость учета которой сегодня обусловлена глобализацией экономических отношений, в том числе в условиях нахождения России в ВТО.

Государственное вмешательство в рыночные отношения ограничивается рамками закона в той мере, в какой сохраняется способность рынка оказывать решающее воздействие на развитие экономики страны.

При новых экономических условиях практически во всех зарубежных государствах национальные правительства несут ответственность за экономическое положение страны. Образно говоря, «невидимая рука рынка» дополняется «видимой рукой государства». Это вызвано осознанием того, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма.

Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров (public goods), т. е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона образование, транспортная система продовольствия и т. п.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и развитии организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние или побочные эффекты (externalities). Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей природной среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды для населения, затраты на поддержание здоровья и т. п). При этом на цене продукта, производство которо-

го повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив. Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX и XXI вв., что существуют ситуации, — так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективное использование ресурсов. В XX и XXI вв. это было подтверждено в ходе мирового финансового и экономического кризиса.

Если применить прием обобщения, то в современной зарубежной литературе идеи о необходимости государственного регулирования рассматривается как система мер самого государственного администрирования, а также системы государственной помощи и поддержки. При этом особо выделяются меры прямого экономического регулирования: целевое финансирование и государственные закупки. Первое направление (она же система) связано с осуществлением государственной политики на макроуровне через комплекс регулирующих административных решений, второе — с обеспечением равного конкурентного положения и существования субъектов хозяйствования различных отраслей в условиях рынка. В европейской практике эти понятия четко разграничены: государственная помощь проявляется в использовании государственных ресурсов для поддержки отдельных отраслей, данное определение лежит и в основе закона о государственной помощи. Государственное администрирование основывается на законном праве принуждения для систематического перераспределения ресурсов.

В статье мы придерживаемся точки зрения, что это действительно две относительно независимые и сложные системы, что дает основание каждую из них в дальнейшем конкретизировать подробно.

Государственное регулирование может быть косвенным или прямым. Косвенное регулирование определяется с использованием различных средств политики в сфере налогов, регламентирования цен на продукцию государственных предприятий, выделения средств на проведение НИР (научно-исследовательских работ), дифференцированную кредитную политику, государственные заказы частным компаниям и др. Прямое государственное регулирование — это вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования. Цель вмешательства заключается в перераспределении прибыли между различными группами предпринимателей, стимулировании структурной перестройки и повышении эффективности экономики, решении социальных задач,

повышении конкурентоспособности национального экспорта. Методы прямого государственного регулирования могут быть, опять же, прямыми или косвенными. Прямые — лимитирование цен и их субсидирование из средств государственного бюджета, что является административной мерой с целью воспрепятствования росту инфляции. Субсидирование цен применяется, когда правительство, государство стремятся поддерживать развитие отдельной сферы экономики. Государство, воздействуя на экономические субъекты, замещает тем самым координацию экономики с помощью рынка координацией экономики с помощью государства. Косвенные — уточнение приоритетов государственной налоговой, финансово-кредитной политики.

В условиях современной социально-экономической реальности вопросы экономических отношений в России стали рассматриваться в контексте образования и постоянного совершенствования организационно-экономического механизма, который включает два основных аспекта этих отношений.

Первый аспект — рациональное использование имеющихся ресурсов и средств производства в стране, а также их воспроизводств. Это можно сказать аспект технико-экономического свойства. Аспект второй — развитие многообразия форм собственности, или аспект социально-экономического свойства. Но такой организационно-экономический механизм не будет работать без учета смешанной структуры субъектов экономических отношений и осуществлении процессов государственного регулирования только при максимальном соблюдении их интересов, свободы в принятии частных экономических решений.

Здесь мы солидарны с позицией О. А. Соловьевой [7], которая также считает, что организационно-экономический механизм государственного регулирования экономики образует поэлементную систему: во-первых, поверхностные формы производственно-экономических отношений (системы цен, налогов, заработной платы и т. д.); во-вторых, организационно-управленческие отношения (система органов управления экономикой, распределение прав и обязанностей между уровнями хозяйствования, формы самоуправления и участия трудящихся в управлении экономикой и т. д.); в-третьих, систему экономических рычагов и стимулов; в-четвертых, совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения в обществе.

Более того, по нашему мнению, организационно-экономический механизм государственного регулирования — это структурный элемент всей системы государственного воздействия на экономику с ее совокупностью форм, методов, средств инструментов, применяемых органами государственной власти фе-

дерального и регионального уровня в процессе регулирования производственно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами в соответствии с макроэкономическими целями и задачами развития страны.

В 2006 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [8], который позволил начать планомерные программно-целевое регулирование воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве.

Его законодательное содержание стало конкретизироваться целевыми индикаторами в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ № 446 от 14 июля 2007 г. [9]. Позднее эта Государственная программа с изменениями была распространена на 2013-2020 гг. с утверждением ее Постановлением Правительства РФ № 717 от 14 июля 2012 г. [10].

Ученые включились в исследования по проблемам государственного регулирования в аграрной сфере экономики и предложили свои определения, которые, в основном, не расходятся с официальной трактовкой, но, вместе с тем, добавляют свои некоторые детали.

П. Ф. Парамонов предлагает его рассматривать как «системное воздействие государства на производство, хранение, переработку и рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства», вызванное объективной необходимостью поддержания экономического равновесия, пропорций и доходов в целях достижения наивысшей экономической и социальной эффективности функционирования АПК, продовольственной безопасности страны [11].

В предлагаемом определении присутствует весьма важный элемент, который не отмечен в законе — государственное регулирование аграрной сферы экономики — это система, что предполагает создание адекватного организационно-экономического механизма, обеспечивающего последовательность и непрерывность развития сельскохозяйственного производства при заинтересованном участии государства.

Профессор Т. М. Полушкина [12] рассматривает государственное регулирование аграрного производства необходимой мерой косвенного воздействия, при котором не самодостаточная в финансовом плане отрасль требует системного внимания через институциональные, а также инструментальные механизмы. Первый находит свое возрождение в деятельности органов, занимающихся разработкой и проведением мероприятий по регулированию производства и

рынков. Второй представляет собой постановления, регламенты и программы, на основе которых регулирующие органы реализуют на практике основные положения аграрной политики с помощью различных методов, инструментов и практик.

Подобные взгляды на необходимость государственного регулирования аграрной сферы присутствуют у А. Н. Медушевского [13], А. А. Халяпина

[14], И. В. Разорвина, Т. В. Зыряновой, А. А. Тенетко

[15] и других исследователей.

Как уже отмечалось, государственное регулирование аграрной сферы экономики, как система, предполагает создание необходимого организационно-экономического механизма. Ранее уже упоминались исследования О. А. Соловьевой, которая дает его определение [16]. По нашему мнению, в его определении особую роль играют формы административного и экономического регулирования. В административных преобладают стандарты, лицензирование, сертификация, установление требований ветеринарного, фитосанитарного и санитарного контроля, установление минимального уровня оплаты труда, требований к условиям оплаты труда, антимонопольное регулирование и др. Все они имеют правовую со ставляющую.

Формы экономического регулирования разнообразны, видоизменяются по мере развития народного хозяйства и могут иметь вид: компенсационные возможности по нивелированию аграрных рисков; увеличение рыночной цены земли по мере ее использования; субсидированные кредиты, гранты, региональные программы; предоставление гарантий из региональных фондов; бюджетные процедуры по государственным инвестициям; обеспечение экономической реализации отношений собственности, поддержка страхования и др.

Характеристика организационно-экономического механизма государственного регулирования развития фермерских хозяйств в научной литературе представлена недостаточно. Этому посвящены только отдельные публикации [17, 18].

В диссертационной работе Л. М. Рукаевой [19] дается определение, что представляет собой организационно-экономический механизм государственного регулирования АПК. Автор понимает его как целостную многоуровневую систему экономических отношений, включающую многоэлементную подсистему координации рыночного механизма АПК и подсистему государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Как представляется, в числе элементов такого механизма государственного регулирования должны присутствовать нормативное правовое обеспечение; льготное налогообложение; развитие кооперации и интеграции; поддержка занятости; совершенствование инфраструктуры фермерских хозяйств; упрощенная отчетность; снижение административных

барьеров; таможенное регулирование через установление квот на ввоз и вывоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, а также установление величины таможенных пошлин на ввоз и вывоз продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции; подготовка и реализация федеральных и региональных (на территориях субъектов РФ) программ по социальному обустройству сельской местности; регулирование инструментов субсидирование кредитов.

Функциональное наполнение организационно-экономического механизма государственного регулирования развития фермерских хозяйств предлагается рассматривать в пяти модулях: экономический, организационный, социальный, экологический, сохранения и развития культуры топоса (по месту жительства).

Экономический модуль, в этом случае, будет содержать формы государственного регулирования в нескольких областях деятельности: обеспечение многообразия сельскохозяйственной продукции; создание условий производства отдельных видов продукции, как для массового спроса, так и для вывоза ее за границу; совершенствование форм интегрирования; создание условий для обеспечения присутствия сельскохозяйственной продукции в крупных и малых торговых сетях; регулирование развития эффективных форм кооперации; формирование условий для получения устойчивых источников дополнительных и основных доходов; формирование правого поля и экономико-производственных условий для динамичного расширения объемов сельскохозяйственной продукции и оказания других видов услуг.

Организационный модуль включает усилия по дальнейшему развитию форм хозяйствования; поощрения перспективных методов по внедрению технологий шестого технологического уклада (20102050 гг.) (электронные компоненты и устройства, программное обеспечение, выращивание наномате-риалов, достижения молекулярной биологии и т. д.); выработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления в малых группах, в том числе через эффективную организацию управленческого труда; поддержка по приобретению новых компетенций в организации производства.

В составе социального модуля следует учесть государственные усилия, влияющие на расширенное воспроизводство человеческих ресурсов при развитии фермерских хозяйств на конкретных территориях; учет масштабов и целесообразности миграции рабочей силы из урбанизированных территорий в сельскую местность; выработка новых научно-практических рекомендаций по профессиональной ориентации молодежи для работы в фермерских хозяйствах; формирование разделов аграрной политики постепенного перевода сельских территорий с инфраструктурой построек коттеджного типа.

Основные элементы механизма

- нормативно-правовое обеспечение;

- льготное налогообложение;

- развитие кооперации и интеграции;

- поддержка занятости; - совершенствование инфраструктуры; - упрощенная отчетность;

- снижение административных барьеров;

- таможенное регулирование;

- подготовка и реализация федеральных и региональных программ по социальному

обустройству сельской местности; регулирование инструментов субсидирования кредитов

функциональное наполнение организационно-экономического механизма

_Правовая составляющая_

Формы административного регулирования

стандарты, лицензирование, сертификация, установление требований фитосанитарного и санитарного контроля, установление МРОТи требований к оплате труда, антимонопольное регулирование.

ограничения и запреты, индикативное планирование и др.

экономический модуль

- ооеспечение многоооразия сельхозпродукции; - создание условия производства массовых и единичных ввдов продукции:

- интеграция фермерских хозяйств в экономику страны;

- присутствие фермерских хозяйств в торговых сетях;

- создание условий для получения доходов;

- создание условий для динамичного расширения объемов сельхозпродукции

организационные модуль

- усилия по развитию форм

хозяйствования; - поощрение развития технологий и технологического уклада;

- выработка рекомендаций по управлению в малых

группах;

- поддержка инициатив по

приобретению новых компетенций

социальный модуль

- усилия по расширению

воспроизводства человеческих ресурсов;

- учет миграции рабочей

силы из городов:

- привлечение мигрантов;

- профориентация молодежи: - условия для перевода сельских территорий на инфраструктуру построек коттеджного типа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экологии ее кип модуль

- исполнение стандартов качества окружающей среды;

- обязательства и экологическая политика;

- экологическая экспертиза;

- формирование экологического миро в о ззрения

модуль сохранения и развития культуры топоса (по месту жительства)

- поддержка форм и способов общения, организации быта;

- поддержка ценностей семьи, стремление к

автономии;

- поддержка ценностей

патриотизма, общечеловеческой и религиозной нравственности

Рис. 1. Структурно-логическая концептуальная схема организационно-экономического механизма государственного

регулирования развития фермерских хозяйств

Fig. 1. Structural-logical conceptual scheme of the organizational and economic mechanism of state regulation of the development of farms

Экологический модуль в функциональном на- жающей среды; обязательства и экологическую пополнении организационно-экономического меха- литику; экологическую экспертизу; формирование низма государственного регулирования развития экологического мировоззрения.

фермерских хозяйств особо значим. В него автором Модуль сохранения и развития культуры топоса

предлагается включить исполнение стандартов окру- (по месту жительства) важно наполнить культурным

текстом, чтобы культура фермерских хозяйств, «как практика, как действие, как ассиметричная культура власти, как социальный контроль и возвышение роли знаний, как «пусковой механизм» качества, как целостность укрепилась в общей национальной культуре страны» [20].

В этом модуле присутствуют поддержка форм и способов общения, организации быта, ценностей повседневного кропотливого труда; ценностей традиционного типа семьи; стремление к автономии существования; создание условий к сохранению традиций как средству упорядочивания социальных воздействий; осторожная модернизация фермерской жизни на основе ценностей патриотизма, общечеловеческой и религиозной нравственности, ценностей экологии проживания.

Следуя логике изложения, диссертантом подготовлена структурно-логическая концептуальная схема организационно-экономического механизма государственного регулирования развития фермерских хозяйств.

Преимущество предлагаемой схемы в том, что она позволяет наглядно наблюдать различные формы и проявления такого механизма, делать на этой основе какие-либо выводы относительно его характерных черт и предпринимать попытки по определению эффективности его воздействия на развитие фермерских хозяйств.

Выводы.

По результатам анализа законодательной базы, разделов Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.», можно сделать следующие выводы:

1. Качественное развитие аграрного сектора

ных форм государственного регулирования и рыночных механизмов саморегулирования. Подробная документация об этом подходе присутствует в предложениях уральских ученых-экономистов.

2. Каким бы эффективным ни было действие организационно-экономического государственного регулирования развития фермерских хозяйств, оно может только поддерживать конкурентно-рыночную организацию аграрной сферы экономики, поскольку природа и сущность самого государственного регулирования двойственны. Здесь мы солидарны с профессором О. А. Соловьевой [21], поскольку это «одновременно и планомерная и непланомерная формы, но «присутствие» планомерности здесь таково, что собственно планомерная организация общественного производства не достигается». Самое большое, о чем можно говорить, и здесь есть согласие с автором, что в рамках государственного управления присутствует множество элементов планомерности.

3. В совокупности методов организационно-экономического механизма государственного регулирования развития фермерских хозяйств главнейшим остается способ оптимизации ценового механизма во взаимосвязи с инструментами налогового, финансового, инвестиционного регулирования, поскольку от этого зависит как развитие, так и прекращение деятельности фермерских хозяйств. Цены должны быть гарантированными.

4. Важнейшим условием развития фермерства с применением различных способов государственного регулирования остается рост активности участников фермерских хозяйств, их ассоциаций и объединений с целью воздействия на процессы законотворчества в региональных органах власти.

экономики требует оптимального сочетания различ-

Литература

1. Воробьев В. А., Филипцов А. М., Чеплянский Ю. В. Аграрная политика (проблемы методологии, теории и практики). Минск : Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2003. 252 с.

2. Государственное регулирование [Электронный ресурс]. URL : http://abc.vvsu.ru/Books/.

3. Государственное управление [Электронный ресурс]. URL : http://vasilieva.narod.ru/gu/stat_rab/book/ GRE_Zheltov/g2.htm.

4. Митин А. Н. Управление переносит будущее в настоящее : моногр. Екатеринбург : Уральская государственная юридическая академия, 2010. С. 5.

5. Хацкелевич А. Н. Развитие малых форм хозяйствования в АПК (на примере Пермского края) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2009. 123 с.

6. Митин А. Н., Сачев М. В. О государственном регулировании и государственной поддержке в аграрном секторе экономики // Аграрный вестник Урала. 2008. № 12. С. 7-12.

7. Соловьева О. А. Особенности механизма государственного регулирования экономики // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 72-76.

8. О развитии сельского хозяйства : федер. закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/12151309/.

9. СЗ РФ. 2007 № 31. Ст. 4080.

10. СЗ РФ. 2012 № 32. Ст. 4549.

11. Парамонов П. Ф. Организационно-экономические проблемы адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования. Краснодар : КГАУ, 2002. С. 427-482.

Экономика

12. Полушкина Т. М. Современная система государственного регулирования аграрной сферы экономики в развитых странах запада [Электронный ресурс]. URL : http://sisupr.mrsu.ru/2008-1/pdf/27-polushkina.pdf.

13. Медушевский А. Н. Аграрные реформы в России: проекты и реализация // Мир России. 2007. № 1. С. 59.

14. Халяпин А. А. Концептуальные детерминанты государственного регулирования аграрного сектора экономики // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 79. С. 1-17.

15. Разорвин И. В., Зырянова Т. В., Тенетко А. А. Состояние и проблемы государственного регулирования аграрного сектора Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. 2016. № 12. С. 89-95.

16. См. Соловьева О. А., С. 74.

17. Баранова А. С., Жандарова Н. Е., Мурсякова В. И. Государственное регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств на современном этапе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. 2014. № 3. C. 45.

18. Лактюшина В. В. Государственное регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. 2014. № 2. C. 34.

19. Л. М. Рукаева. Организационно-экономический механизма государственного регулирования АПК : ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. Владикавказ, 2006. C. 23.

20. См. Митин А. Н., С. 106.

21. См. Соловьева О. А., С. 75.

References

1. Vorobiev V. A., Filiptsov A. M., Cheplyansky Yu. V. Agrarian policy (problems of methodology, theory and

2. State regulation [Electronic resource]. URL : http://abc.vvsu.ru/Books/.

3. Public administration [Electronic resource]. URL : http://vasilieva.narod.ru/gu/stat_rab/book/GRE_Zheltov/ g2.htm.

4. Mitin A. N. Management transfers the future to the present : monograph. Ekaterinburg : Ural State Law Academy,

2010. P. 5.

5. Khatskelevich A. N. Development of small forms of management in the agroindustrial complex (on the example of Perm Region): abstract. dis. ... cand. of econ. sc. Ekaterinburg, 2009. 123 p.

6. Mitin A. N., Sachev M. V. About state regulation and state support in the agrarian sector of the economy // Agrarian Herald of the Urals. 2008. No. 12. P. 7-12.

7. Soloveva O. A. Features of the mechanism of state regulation of the economy // Problems of modern economy.

2011. No. 4. P. 72-76.

8. On the development of agriculture : Federal Law No. 264-FZ of December 29, 2006 [Electronic resource]. URL : http://base.garant.ru/12151309/.

9. SZ RF. 2007 No. 31. Art. 4080.

10. SZ RF. 2012 No. 32. Art. 4549.

11. Paramonov P. F. Organizational and economic problems of adaptation of agricultural commodity producers to market conditions of management. Krasnodar : KSAU, 2002. P. 427-482.

12. Polushkina T. M. Modern system of state regulation of the agrarian sphere of economy in the developed countries of the West [Electronic resource]. URL : http://sisupr.mrsu.ru/2008-1/pdf/27-polushkina.pdf.

13. Medushevsky A. N. Agrarian reforms in Russia: projects and implementation // World of Russia. 2007. No. 1. P. 59.

14. Khalyapin A. A. Conceptual determinants of state regulation of the agrarian sector of the economy // Scientific Journal of KubSAU. 2012. No. 79. P. 1-17.

15. Razorvin I. V., Zyryanova T. V., Tenetko A. A. State and problems of state regulation of the agrarian sector of the Russian Federation // Agrarian Herald of the Urals. 2016. No. 12. P. 89-95.

16. See Solovyeva O. A., P. 74.

17. Baranova A. S., Zhandarova N. Ye., Mursyakova V. I. State regulation of the activity of peasant (farm) farms at the present stage // Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Witte. 2014. No. 3. P. 45.

18. Laktyushina V. V. State regulation of the activities of peasant (farmer) households // Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Witte. 2014. No. 2. P. 34.

19. Rukaeva L. M. Organizational and economic mechanism of state regulation of the agroindustrial complex : abstract. dis. ... cand. of econ. sc. Vladikavkaz, 2006. P. 23.

20. See Mitin A. N., P. 106.

21. See Solovyeva O. A., P. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.