Научная статья на тему 'Формирование устойчивого типа развития человеческого потенциала в новых условиях хозяйствования'

Формирование устойчивого типа развития человеческого потенциала в новых условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быченко Юрий Григорьевич

Анализируются типы развития человеческого потенциала в современных условиях хозяйствования. Обосновываются недостатки классического (мобилизационного) типа, раскрываются преимущества инновационного типа развития человеческого потенциала, представляются пути его достижения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different types of human potential development in modern conditions of management are analyzed in this article. The disadvantages of classic type (mobilization type) are proved, advantages of steady type of human potential development are exposed, ways of it's achieving in Russia are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивого типа развития человеческого потенциала в новых условиях хозяйствования»

УДК 338.33

Ю.Г. Быченко

ПЕРЕХОД К ИННОВАЦИОННОМУ ТИПУ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Анализируются типы развития человеческого потенциала в современных условиях хозяйствования. Обосновываются недостатки классического (мобилизационного) типа, раскрываются преимущества инновационного типа развития человеческого потенциала, представляются пути его достижения в России.

Человеческий потенциал, устойчивое развитие

Yu.G. Bychenko STEADY TYPE FORMATION DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL WITHIN NEW ECONOMIC CONDITIONS

Different types of human potential development in modern conditions of management are analyzed in this article. The disadvantages of classic type (mobilization type) are proved, advantages of steady type of human potential development are exposed, ways of it’s achieving in Russia are presented.

Human potential, steady development

В современных условиях стало общепризнанным рассматривать цели, средства и задачи, которые решаются обществом в процессе его функционирования, как важнейшие характеристики, определяющие тип его развития в целом, а также тип развития его системных компонентов материального и человеческого капитала.

Тип общественного развития можно характеризовать по различным признакам. С точки зрения механизмов организации и функционирования хозяйственной системы, типы развития можно условно разделить на классический (мобилизационный) и устойчивый (инновационный, новаторский).

Классический (мобилизационный) тип общественного развития характеризуется ориентацией на достижение целей путем экстенсивного экономического роста использования медленно изменяющихся факторов, аналогичных средств и технологий управления. Данный тип характеризует общественное развитие России, которое исторически сложилось в рамках командно-административной системы, относительно стабильных и неизменных внутренних условий хозяйствования, длительного существования российской государственности под влиянием внешних экстремальных условий.

Человеческое развитие в условиях классического (мобилизационного) типа осуществляется через упрощенные социально-экономические задачи (по функциональным направлениям). Общество стремится найти оптимальное соотношение обеспечения материального, духовного и человеческого развития. Центральное место отводится жесткому планированию и дисциплине выполнения административных распоряжений.

Классический (мобилизационный) тип общественного развития воспроизводит классический тип работника, который рассматривается как индивидуальный (частичный) работник-собственник индивидуальной рабочей силы, стоимость которой проявляется в форме зарплаты, не обеспечивающей дополнительного дохода работника. Статичность функционирования данной общественной системы позволяет ориентировать предпринимателя на неизменный уровень привлекаемой совокупной рабочей силы, что создает условия относительной неизменности привлеченного человеческого капитала, относительной независимости функционирования совокупных систем материального и нематериального производства.

Функционирование индивидуальной рабочей силы в условиях классического (мобилизационного) типа развития представляет собой относительно замкнутую систему. Здесь работник предстает в виде совокупного работника, который не нуждается в постоянном совершенствовании своих трудовых навыков в период трудовой деятельности. При разовых актах образовательного развития профессиональных навыков, как правило, не используются внешние научно-образовательные институты. Несложно заметить, что в данных условиях совершенствование трудовых навыков работника не носит постоянный, динамичный и инновационный характер, ведь основная его функция -обслуживать деятельность машины, создавать условия для ее бесперебойной работы. Поэтому экономические системы в условиях данного развития осуществляют относительно неизменное возобновление трудовых возможностей работников, статично восстанавливаются их индивидуальные способности к труду.

В этих условиях требование к задействованному человеческому потенциалу ограничивается его биологическими свойствами, а трудовая деятельность предусматривает ограниченную интеллектуальную, творческую, новаторскую реализацию работников. Развитие экономики происходит здесь преимущественно экстенсивным путем, монотонно повторяются качественно неизменные трудовые процессы в каждом последующем цикле развития. Здесь ограниченность применения рабочей силы как капитала не только сужает ее роль и экономическое значение, но и объективно отрицает производственную и общественную необходимость ее расширенного воспроизводства.

В современных условиях классический тип общественного развития не может приводить к эффективности функционирования социально-экономической системы. В практике хозяйствования появляются новые факторы, которые требуют формирования принципиально новых основ управления развитием человеческого капитала. Современные социально-экономические системы работают в условиях непрерывного изменения условий хозяйствования, развития конкуренции, а значит необходимости инновационных вливаний в материальный и человеческий капиталы на различных уровнях хозяйствования.

В современных условиях среда хозяйствования характеризуется неопределенностью изменений. Постоянно возрастает сложность, подвижность, непредсказуемость будущих трансформаций среды хозяйствования. При этом рост неопределенности внешней хозяйственной среды отражает возрастание объективной недостаточности осведомленности об изменении в ее компонентах, информационную асимметрию, сложность сбора и анализа информации о факторах, влияющих на экономическую систему общества. В современных условиях возрастает динамичность изменений экономических потребностей общества, быстро изменяются тенденции развития рынка труда. Как итог, возрастают параметры риска всякой хозяйственной деятельности, функционирования и развития человеческого потенциала общества.

В новых условиях прослеживается критика классического (мобилизационного) типа общественного развития как в рамках отдельных общественных сообществ, так и на международном уровне. Исследователи акцентируют внимание на том, что в современных условиях классический (мобилизационный) тип общественного развития является неэффективным. Мировая научная общественность озабочена «существованием серьезных

препятствий на пути развития и полного самовыражения человека и народов, связанных, в частности, с отрицанием гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав»[1, с.7].

Современная стадия индустриального развития объективно изменяет характер экономического использования человеческого потенциала, превратив его в новую социально-экономическую категорию - инновационный человеческий потенциал, являющийся важнейшим фактором создания и экономического накопления инноваций.

Во-первых, работник и его совокупные способности к труду не противопоставляются используемым вещественным факторам производства. Факторы производства перестают проявляться как противоречивые противоположные стороны функционирующего капитала.

Во-вторых, происходит процесс дальнейшего обобществления профессионального труда, неизмеримо раздвигаются границы совокупного человеческого капитала. Объективная интеграция труда объединяет все звенья общественного хозяйства в единый материальный и научно-образовательный социально-экономический комплекс, в котором каждый индивидуальный работник функционирует как частица общего состава экономически активного населения. Современная система профессионального труда объективно объединяет научное, образовательное и материальное производство в единой системе воспроизводства как части целостного хозяйственного организма.

В-третьих, формирование и развитие совокупного человеческого потенциала осуществляется в интересах не только общества, предпринимателей и организаций, но и в интересах самих трудящихся. Исследователи отмечают, что в современных условиях образовательная и профессиональная интеграция человеческих потенциалов в ассоциированный человеческий капитал и его экономическое накопление характеризуются совпадением интересов общества, предпринимателей, предприятий, с личным интересом каждого работника организаций [2].

В-четвертых, ассоциированный характер способностей к профессиональному труду составляет основную черту экономической формы использования человеческого потенциала, которая выступает в виде инновационного человеческого потенциала, как совокупности типичных для периода формирования экономики, основанной на знаниях, социальных, экономических характеристик и культурных свойств людей.

В-пятых, в практику хозяйствования все больше входят и получают экономическую оценку капитальной стоимости конкретные качественные характеристики ассоциированного человеческого потенциала - знания, квалификация, навыки, накопленный производственный опыт, личные качества: общие способности,

разностороннее развитие, активность, ответственность, характер. Производственное значение в виде капитальной стоимости приобретают такие гуманитарные качества, как интеллект, культура, личная честность, коллективизм, коммуникабельность, совесть, взаимовыручка, сострадание.

Современный подход к исследованию развития человеческого потенциала предусматривает необходимость отказа от преобладающего сегодня в Федеральном Правительстве и российских регионах представления об общественном развитии как классическом (мобилизационном) типе общественного развития. Необходим отказ от анализа последнего в чисто экономических показателях, проявляющихся в стоимости и количестве добываемых тонн (баррелей) нефти, хлеба, промышленных товаров в расчете на душу населения.

Еще в 1972 г. в Декларации Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972) был впервые критически проанализирован классический (мобилизационный) тип общественного развития, введен в научный оборот термин «устойчивое человеческое развитие». Созданная в результате деятельности Конференции Международная комиссия при ООН по окружающей среде и развитию поставила задачу сформировать программу устойчивого развития населения и человеческих ресурсов.

Начиная с 90-х гг. ХХ в., в научных исследованиях уже появляется резкая критика узко экономических подходов к развитию общества. Авторы указывают на узость чисто экономических показателей развития не только общества в целом, но и его важнейших форм капитала. Во-первых, эти показатели потеряли ключевой аналитический смысл при переходе к рыночной системе хозяйствования, во-вторых, они в принципе перестали работать в условиях объективной информатизации экономики. В рамках современной концепции человеческого развития осуществляется критика традиционного и одностороннего понимания развития общества как роста объема материальных благ и услуг.

В рамках Программы развития ООН (разработанной в конце 80-х гг. ХХ в.) звучит заявление о том, что человеческое развитие - это «всесторонний экономический, социальный, культурный и политический процесс, направленный на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и в справедливом распределении создаваемых в ходе его благ» [1, с. 7].

Новые методологические подходы по данной проблеме мы находим в различных зарубежных трактовках концепций «устойчивого развития». Синтез данных концепций осуществлен в Декларации и «Повестке дня на XXI век», принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (ЮПСЕД) 3-14 июня 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро.

Важнейшим положительным моментом новой концепции развития является поиск в рамках исследования пути инновационного развития, оценок различных компонентов общественного богатства (материальных, духовных, человеческих), определение целей общественного развития как ориентированного на человека вообще, так и на человеческий потенциал в частности. В рамках данных теоретических разработок мы находим обоснование методов интеграции безопасных факторов экономического роста, доказательство возрастающей роли человеческого фактора в экономике, необходимость ориентации результатов экономического роста на положительные изменения в системе человеческого капитала.

6-8 сентября 2000 г. на Саммите тысячелетия главы государств и правительств приняли ряд важных заявлений, уточняющих принципы устойчивого инновационного развития. Была объявлена связь инновационного развития с формированием фундаментальных ценностей: свободы, равенства, солидарности, терпимости, уважения к природе. Участники Саммита связывают достижение устойчивого инновационного развития с решением триединой задачи: добиться безопасности, победить нищету, оздоровить окружающую среду [3].

В этот же период появляются первые попытки комплексного формирования новой концепции устойчивого человеческого развития, базирующейся на основе принципов развития человеческого капитала. Так, в докладе, подготовленном по заказу Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), звучит убедительное доказательство невозможности рассмотрения устойчивого общественного развития только через параметры экономического роста или через структурные экономические преобразования в обществе.

Здесь же доказывается, что устойчивое общественное развитие должно не просто характеризоваться минимальными социальными обязательствами и поддержкой безработных и бедных слоев населения, но и ориентироваться на социально и экономически значимое общее и профессиональное развитие населения, достижение стабильного роста профессионализма, положительных структурных сдвигов занятости населения. Доказывается, что устойчивое общественное развитие оценивается, определяется и направлено не только на социальные, но и на экономические нужды населения. Оно должно не дополнять параметры экономического развития теми или иными социальными параметрами, а преобразовываться в принципиально новую социально-экономическую концепцию.

Новизна последней заключается в разработке интеграционных человеческих параметров роста, представляющих новую стратегию экономического развития общества. При этом развитие человеческого потенциала представляется как промежуточная цель, социальные параметры человеческого развития - конечная цель общественного развития. Экономические показатели, их структурное совершенствование и рост - только средство, фактор, рычаг достижения основной цели.

Таким образом, в основе концепции устойчивого человеческого развития закладываются принципы теории инновационного развития человеческого потенциала. Для нашего дальнейшего исследования необходимо взять на вооружение подход, согласно которому общественный прогресс оценивается по прогрессивным изменениям в компоненте показателей развития человека. Параметры развития человека должны рассматриваться как основная (капитальная) ценность общества. Единый общественный процесс развития человека - это непрерывное усложнение социально-экономической организации общества, происходящее в результате взаимодействия объективной необходимости со столь же объективной стохастичностью Вселенной. При этом важнейшее условие, цель и средство достижения устойчивого развития общества связано с достижением инновационного развития человеческого потенциала. С этой точки зрения меняется взгляд на материальное богатство и человеческий потенциал. Последнее рассматривается в качестве важнейшего условия устойчивого развития страны. Изменяется роль государства, которое в новой парадигме призвано добиваться наибольшей пользы от экономического развития для достижения конечных целей, связанных с развитием человека, в том числе и его человеческого капитала.

Реальность такова, что необходимость не исключает случайности, но определяет потенциальные возможности развития человеческого потенциала, которые описываются законами природы и общества. Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу, человека (в его политическом, психологическом, экономическом, социальном, культурном и других проявлениях). Данные компоненты человека необходимо рассматривать как звенья единой цепи, характеризующие весь процесс развития человеческих свойств в рамках единой схемы, с использованием общенаучной терминологии.

В концепции человеческого развития процесс развития рассматривается с точки зрения расширения потенциальных (в том числе и трудовых) возможностей людей. Развитие человека рассматривается как цель и критерий общественного прогресса. Человек перестает быть вспомогательным винтиком и средством для обеспечения экономического роста в стране.

Анализируя данные подходы, несложно заметить, что человеческое развитие понимается не только как цель, но и как форма формирования человеческого потенциала для увеличения эффективности трудовой деятельности и дохода.

В то же время в рамках данного научного подхода не представляется взаимосвязь устойчивого человеческого развития и инновационного развития человеческого потенциала. Здесь рассматривается человек как цель устойчивого развития, средством же данного развития представляется физический капитал. Человеческие ресурсы в качестве средства развития не рассматриваются. В данной концепции отсутствует характеристика форм реализации человеческого потенциала, не раскрываются структурные компоненты целевой ориентации общественного развития, формы реального включения биологических и социальных человеческих параметров в концепцию инновационного человеческого развития.

Важны выводы авторов о том, что устойчивое человеческое развитие направлено на рост общих социальных показателей жизнедеятельности общества. При этом данный рост здесь приобретает социальную значимость лишь тогда, когда жизнедеятельность определяет рост благосостояния людей и расширение возможностей трудового выбора в системе экономической деятельности населения.

Несложно выявить общие сущностные проявления всякого устойчивого инновационного развития (sustainable development). Устойчивое инновационное развитие человека характеризуется устойчивой траекторией, которая имеет внутреннее и внешнее поддержание и подкрепление. Устойчивое инновационное развитие должно выдерживать внешние негативные воздействия и стабильно подтверждать положительную направленность траектории развития. Принято рассматривать устойчивое развитие как тип развития человека, где формируется система трудового действия, обеспечивающая неуменьшающееся самопроизводство профессиональных знаний последующих поколений работников [4, с.35].

Ряд исследователей акцентируют внимание на том, что устойчивое развитие как развитие человека, призвано удовлетворять потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Другие подчеркивают, что устойчивое развитие - это такое развитие, при котором воздействия развивающегося явления на окружающую среду остаются в пределах неизменных показателей [5, с.5].

Третьи подчеркивают, что устойчивое развитие должно обеспечить отсутствие острых кризисных явлений на пути дальнейшего количественного и качественного развития социально-экономических систем общества [6, с.31].

Четвертые констатируют, что всякое устойчивое развитие характеризуется наличием в системе саморегулируемого механизма, направленного на обеспечение стабильного развития [7, с.195].

Пятые критикуют узко экономический подход к устойчивому развитию и доказывают связь устойчивого развития общества и устойчивого развития капитальной способности населения к осуществлению трудовой деятельности. В этой связи Джон Гэлбрейт, критикуя неоклассиков, доказывает невозможность сведения цели устойчивого общественного развития, в котором доминируют крупные машинные системы и информационные потоки, только к увеличению валового национального продукта, структуру которого определяет спрос рынка. Он обосновывает, что «основной положительной целью техноструктуры является рост фирмы. Затем этот рост становится важнейшей целью планирующей системы и - как следствие - общества...» [8, с.136]. Он подчеркивает, что весь комплекс целей, направленных на удовлетворение потребностей человека, вытекает из основной цели современного общества, и эта цель создает оптимальное сочетание, с одной стороны, просто удовлетворения нужд и обеспечения оптимального благосостояния и свободного всестороннего развития личностей общества, с другой стороны - устойчивого развития трудоспособного населения, совершенствования основной способности населения к осуществлению трудовой деятельности.

Развивая данный подход, О.В. Герасимович подчеркивает, что в рамках классического подхода устойчивое человеческое развитие определяет постоянное и стабильное совершенствование человеческого потенциала общества, направленного на формирование человеческого капитала, создающего условия стратегической перспективы последующего человеческого развития и саморазвития без кризисов, угрожающих существованию человека» [9, с.26-35].

Обобщая взгляды вышепредставленных исследователей, мы можем выделить важнейшие сущностные черты социально-экономического процесса устойчивого развития.

Первое - это процесс постоянного и стабильного совершенствования социальноэкономического явления. Здесь характерны количественные и качественные изменения явления, неизменный прогресс в режиме постоянного равновесия. Процесс устойчивого развития предполагает, с одной стороны, достижение предсказуемости положительных изменений социально-экономической системы, формирование условий равновесия. С

другой стороны, достижение постоянства положительных изменений, формирование постоянства прогрессивного движения.

Второе - это процесс, создающий условия стратегической перспективы последующего развития социально-экономического явления и саморазвития без кризисов, угрожающих существованию человека. О. Герасимович, рассматривая сущностные черты социально-экономического процесса устойчивого развития человека, приходит к выводу, что данное развитие предусматривает эффективное накопление саморазвивающихся компонентов человеческого капитала, ориентируется на создание механизмов инновационного саморазвития, а также механизмов, стимулирующих экономически значимое интеллектуально-образовательное развитие населения [9, с.27].

Третье - данный процесс предполагает существование внешних и внутренних сил саморазвития и адаптации социально-экономического явления, которые при малых отклонениях системы от равновесного положения или от невозмущенной траектории движения возвращают ее в исходное положение или к исходной траектории. Мы разделяем позицию И. Ашмарина, который доказал, что «стратегий устойчивости может быть две: 1) установление и строжайшее соблюдение правил, исключающих малейшее отклонение от устойчивой траектории, - стратегия запрета; 2) создание механизмов, автоматически возвращающих любую систему к устойчивой траектории при возникновении малых отклонений от этой траектории, или, иными словами, предотвращающих их управляемый рост, - стратегия саморегуляции» [10, с.4].

Перенеся вышепредставленные общие теоретические подходы устойчивости на процесс устойчивого инновационного развития человеческого потенциала, можно конкретизировать важнейшие сущностные черты данного социально-экономического процесса.

Во-первых, это процесс постоянного и стабильного совершенствования количественных и качественных показателей человеческого потенциала (достижение неизменного прогресса в режиме постоянного равновесия). Процесс устойчивого инновационного развития человеческого потенциала предполагает, с одной стороны, достижение предсказуемости положительных инновационных изменений количественных и качественных параметров человеческого потенциала, формирование условий равновесия системы, с другой стороны - достижение постоянства положительных инновационных изменений, формирование постоянства прогрессивного движения развития человеческого капитала.

Во-вторых, это процесс интенсивного использования быстро развивающихся инновационных факторов, постоянно обновляемых инновационных инструментов и факторов развития человеческого потенциала. Устойчивое развитие человеческого потенциала осуществляется на инновационной основе. Оно создает условия стратегической перспективы последующего развития (развития в будущих стратегических периодах) человеческого потенциала, его целевого образовательного развития без кризисов, угрожающих существованию человека.

В-третьих, это процесс, предполагающий существование внешних, а также внутренних сил саморазвития и адаптации человеческого потенциала работников к требованиям экономической системы общества. Именно саморазвитие и адаптация человеческого потенциала позволяют при малых отклонениях системы от равновесного положения или от невозмущенной траектории движения возвращать ее в исходное положение или к исходной общественно необходимой траектории развития. Саморазвитие и адаптация позволяют создавать стабильные условия эффективной капитализации трудового потенциала в динамично развивающейся экономике.

Исходя из вышепредставленных принципов, можно констатировать, что в условиях формирования экономики, основанной на знаниях, объективен переход к устойчивому инновационному типу развития человеческого потенциала. Данный тип основывается на инновационных (новаторских) факторах развития. Поэтому можно сделать вывод о том,

что устойчивый инновационный тип развития человеческого потенциала - это инновационный (новаторский) тип развития, характеризующийся ориентацией на достижение целей путем внутреннего и внешнего накопления инноваций, использования быстро развивающихся инновационных факторов, постоянно обновляемых средств целевого производства и самопроизводства человеческого капитала.

В основе данного типа развития лежат создание и внедрение инноваций, саморазвитие, адаптация и формирование работника, способного вести непрерывный поиск и реализацию нововведений, позволяющих обеспечивать интенсификацию экономического роста, достичь увеличения степени удовлетворения прогрессивных потребностей населения. Важнейшая задача образовательной системы в новых условиях -обеспечить инновационный тип развития и саморазвития человеческого потенциала, создание активных работников - инноваторов лидерского типа, имеющих устойчивую установку на сознательное и целенаправленное совершенствование трудового процесса, технологий, конечной продукции.

Устойчивый инновационный тип развития человеческого потенциала предполагает создание обстановки, способствующей повышению эффективности функционирования первичных экономических систем, условий формирования инновационной экономической культуры работников, осуществления динамичного социально-экономического развития, «разработки и внедрения новых идей, создает предпосылки разрушения барьеров использования инициативы сотрудников, привлечения их к управленческому труду. Данный тип культуры направлен на создание условий, которые бы могли улучшить процесс принятия управленческих решений, благодаря разработке инновационного механизма управленческих отношений, внедрению инновационной мотивации работников организации» [11, с.43].

Подведем итоги вышеизложенного.

Таким образом, развитие человеческого потенциала подчиняется общим законам развития всякого социально-экономического явления. Существенную характеристику типа развития человеческого потенциала составляют цели, задачи, средства, механизмы данного развития. Тип развития человеческого капитала определяет динамику положительных количественных и качественных его изменений во времени, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его характеристики, динамику и направленность.

Тип развития характеризуется определенными сущностными социальноэкономическими чертами, отражающими образ положительных изменений системы, способностей к труду работников, связанный с самодвижением от низших (простых) к высшим (сложным) структурным формам потенциального и экономически накопленного человеческого капитала. Сущность развития человеческого потенциала раскрывает и реализует внутренние явления, ведущие к возникновению новых внутренних количественных элементов и качественных характеристик трудоспособного населения, динамики совершенствования ее структуры.

Тип развития человеческого потенциала можно характеризовать по различным признакам. С точки зрения механизмов организации и функционирования системы целевого производства и самопроизводства человеческого потенциала, тип его развития можно условно разделить на классический (мобилизационный) и устойчивый (инновационный, новаторский).

Классический (мобилизационный) тип развития человеческого капитала направлен на воспроизводство классического, профессионально статичного тип работника. Последний рассматривается как индивидуальный (частичный) работник-собственник индивидуальной рабочей силы, стоимость которой проявляется в форме зарплаты, не обязательно обеспечивающей дополнительного дохода работника. Статичность функционирования данной общественной системы позволяет ориентировать предпринимателя на неизменный уровень привлекаемых совокупных способностей работников, что создает условия

относительной неизменности накопленного человеческого капитала, относительной независимости функционирования совокупных человеческих капиталов систем материального и нематериального производства.

В условиях классического (мобилизационного) типа развития человеческого потенциала требования к работнику, как правило, ограничиваются его биологическими свойствами, неизменным ограниченным набором профессиональных знаний. Трудовая деятельность предусматривает ограниченную интеллектуальную, творческую, новаторскую реализацию работников.

Развитие экономики происходит здесь преимущественно экстенсивным путем, монотонно повторяются качественно неизменные трудовые процессы в каждом последующем цикле общественного воспроизводства. Здесь ограниченность применения человеческого капитала сужает его роль и экономическое значение.

Устойчивый (инновационный, новаторский) тип развития человеческого потенциала осуществляется за счет преимущественно инновационных факторов развития. Он направлен на воспроизводство нового новаторского типа работника, способного к постоянной профессиональной адаптации, разработке и экономическому внедрению инноваций.

Устойчивый (инновационный, новаторский) тип развития человеческого потенциала характеризуется ориентацией на достижение целей путем интенсивного роста производственных систем, экономического использования быстро развивающихся факторов, постоянно обновляемых средств и целей образовательного целевого производства человеческого потенциала. В основе данного типа развития лежит производство инновационного типа человеческого потенциала, формирование работника, способного вести непрерывный поиск и реализацию нововведений, позволяющих обеспечивать интенсификацию экономического роста.

Важнейшие черты устойчивого (инновационного, новаторского) типа развития человеческого капитала связаны с тем, что в рамках данного типа инновации являются конечной целью и средством развития человека труда. Здесь предполагается инновационное развитие всех факторов экономического роста, в том числе и человеческого. Он ориентирован на формирование высококвалифицированного, творчески активного, инициативного, новаторского работника, интегрированного в инновационный механизм общественного развития, систему производства, непрерывность процесса научно-образовательного обновления.

Работник в новых условиях является основным генератором инновационных идей и одновременно их реализатором. Он носитель, прежде всего, интеллектуального потенциала и способности к инновационным прорывам в технологическом и экономическом развитии.

Важной особенностью устойчивого инновационного типа развития человеческого потенциала является его двойственность. С одной стороны, развитие является результатом функционирования инновационных общественных механизмов образовательного производства человеческого потенциала. С другой - данное развитие представляет собой результат развития внутреннего инновационного потенциала человека, осуществляющегося за счет саморазвития физических и духовных его потребностей, внутреннего самопроизводства потребительного человеческого капитала.

В новых условиях становится экономически необходимым человеческий потенциал особого рода, который должен не только иметь высокий уровень биологического и интеллектуально-образовательного потенциала, но и быть способным постоянно совершенствоваться и развивать окружающую его информационно-материальную среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Декларация о праве на развитие. Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ОНН от 4 декабря 1986 года. М.: Наука, 1987. 244 с.

2. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала / С. А. Дятлов. СПб.: ЛГУ, 1994. 180 с.

3. Материалы международной межправительственной конференции: Саммит

тысячелетия, Нью-Йорк, сентябрь 2000 года. М.: Эксмо, 2000. 120 с.

4. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия /

A. Д. Урсул. М.: Издат. дом «Ноосфера», 1998. 144 с.

5. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие - будущее Российской Федерации /

B.И. Данилов-Данильян // Россия на пути к устойчивому развитию. М.: МГУ, 1996. С. 112121.

6. Повестка на XXI век. Конференция ООН по охране окружающей среды и развитию, Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г. Извлечения / Центр координации и информации Социально-экологического союза. М.: Экономист, 1997. 88 с.

7. Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 140 с.

8. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / Дж.К. Гэлбрейт. М.: Наука, 1976. 320 с.

9. Герасимович О. В. Обновление параметров социально-экономической оценки устойчивого человеческого развития / О.В. Герасимович // Проблемы социальноэкономического развития современной России: сб. науч. ст. Саратов: СГАУ, 2005. С. 2535.

10. Ашмарин И. И. Устойчивое человеческое развитие: размышление о понятии / И.И. Ашмарин. М.: Экономист, 2006. 112 с.

11. Баландина Т. М. Формирование организационной культуры инновационного типа / Т.М. Баландина. Саратов: СГСЭУ, 2004. 192 с.

Быченко Юрий Григорьевич -

доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 19.03.08, принята к опубликованию 25.04.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.