Научная статья на тему 'Человеческий потенциал в условиях глобализации'

Человеческий потенциал в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вадейко Е. И.

Вадейко Е.И. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. В статье изложены вопросы, касающиеся основных понятий, признаков и тенденций развития человеческого потенциала. Рассматривается влияние качества человеческого потенциала на уровень экономического развития стран.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

adeiko E.I. HUMAN POTENTIAL IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION. In clause the questions concerning the basic concepts, attributes and tendencies of development of human potential are stated. The influence of quality of human potential on a level of economic development of the countries is considered.

Текст научной работы на тему «Человеческий потенциал в условиях глобализации»

ЭКОНОМИКА

- экономическая подготовка, обеспечивающая глубокое знание специфики и особенностей объекта снабженческо-производственно-сбытовой инновационной деятельности;

- экономическая подготовка в области современных информационных технологий, включая CALS-технологии, методологию структурного анализа и синтеза интегриро-

ванных информационных моделей, проектирование компьютеризированных интегрированных производственных систем;

- эконометрическая и экономико-математическая подготовка, включая организационно-экономическое моделирование, прежде всего моделирование материальных, информационных и финансовых потоков с целью их ресурсно-временной оптимизации.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ потенциал в условиях глобализации

Е.И. ВАДЕЙКО, проф. каф. экономической теории МГУЛ, канд. экон. наук

Самой замечательной особенностью современных исследований является то, что развитие человеческого потенциала стало главным и определяющим фактором экономического роста. Классификация стран по уровню экономического развития в решающей степени определяется качеством человеческого потенциала. От него, в конечном итоге, зависят и темпы НТП, организация и культура труда, его производительность.

Вложения в развитие человеческого потенциала в современной экономике оказываются наиболее эффективными по сравнению со всеми другими направлениями и сферами их использования.

Люди - основное богатство любой компании. Знания, профессиональный опыт, навыки, трудовая мотивация и поведение образуют в совокупности то, что в западной традиции называется «человеческим капиталом» - персональным достоянием, позволяющим человеку в условиях рыночной экономики торговать своими знаниями, умениями и навыками. Фирмы во все большей степени начинают зависеть от них, а во многих случаях - бороться за их приобретение и сохранение.

В настоящее время человек дважды подумает, прежде чем поделиться со своим нанимателем какой-нибудь замечательной идеей, взвесив ее полезность и возможность выйти на рынок самостоятельно. А это значит, что традиционные источники рыночного благосостояния фирмы постепенно уходят.

Раньше работник приобретал, как правило, одну профессию и в ней совершенствовался. Многие виды работ становились пожизнен-

ными, люди были «прикованы» к своему месту работы. Сейчас отношения между организациями, фирмами и их сотрудниками меняются. Работодателям приходится подлаживаться к таким тенденциям, как возрастающий индивидуализм и быстрый рост возможностей, связанный с инновационными технологиями обмена информацией. Поэтому можно смело утверждать, что первейшим и основным источником конкурентоспособности фирм на современном этапе становится человеческий потенциал.

Каково же содержание понятий «человеческий фактор», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал»?

При любых общественных формах производства и на разных ступенях его развития неотъемлемым условием процесса производства материальных благ и услуг является наличие вещественных и личных факторов производства. К числу последних относится и человеческий фактор. Однако большинство современных исследователей вместо понятия «человеческий фактор» стали употреблять понятие «человеческий потенциал». Термин «потенциал» обозначает источники, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения определенных целей, а также возможности общества, государства, отдельного лица в определенной области.

Но наиболее часто употребляемым является понятие «человеческий капитал». Перефразировав К.Маркса, можно сказать, что человек - это стоимость, приносящая прибыль. В широком понимании капитал - это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и

44

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

услуг Именно это понятие используется сейчас в зарубежной экономической теории для оценки индивидуальных способностей человека, которые он развивает благодаря обучению, образованию или на основе практического опыта.

Хотелось бы подчеркнуть слово «развивает», так как уместно согласиться с замечательным высказыванием Вольтера: «Образование развивает способности, но не создает их». И в то же время взять на вооружение высказывание Альберта Эйнштейна: «Я никогда не стараюсь учить студентов. Я просто создаю среду, в которой они могут учиться сами».

Один из мифов нашего времени состоит в том, что рынок якобы дает возможность отличиться наиболее одаренным и способным. Однако давно научно доказано и подтверждено практикой, что именно рыночное хозяйство, не признающее никаких иных отношений, кроме обмена товаров, нивелирует людей, мешает их индивидуальности.

Теперь остановимся на качестве человеческого потенциала, рассмотрим его основные признаки и тенденции развития. Для характеристики человеческого потенциала важную роль играют:

- мотивация деятельности;

- отношение к труду;

- инициативность, предприимчивость;

- потребности и интересы;

- способы поведения в тех или иных ситуациях.

Качество человеческого потенциала определяется совокупностью свойств, признаков, детерминирующих способность человека соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. К таким признакам относятся:

1. Трудоспособность занятого и незанятого экономически активного населения. В зависимости от характера трудовой деятельности обычно различают:

а) общую трудоспособность, т.е. способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях;

б) профессиональную трудоспособность, т.е. способность выполнять работу по определенной профессии, специальности;

в) специальную трудоспособность, т.е. способность выполнять работу в определен-

ных производственных или климатических условиях.

2. Трудоспособность тесно связана с потенциальной трудовой дееспособностью общества, т.е. с трудовым потенциалом, под которым понимаются прежде всего размеры ресурсов труда, имеющихся в распоряжении общества в определенный период.

Трудовой потенциал обладает количественной и качественной стороной.

Количественная сторона характеризуется двумя показателями:

- общей численностью трудоспособного населения;

- количеством рабочего времени, которое затрачивает трудоспособное население при сложившемся уровне интенсивности труда.

Качественная сторона трудового потенциала характеризуется такими показателями, как:

- уровень состояния здоровья, физическая трудоспособность населения;

- уровень образовательной и квалификационной подготовки населения;

Именно качественная сторона определяет уровень трудовой активности.

3. Трудовая активность населения любой страны является одним из основных направлений повышения эффективности труда, способствует полной и рациональной занятости трудоспособного населения. Она предопределяется его половозрастной структурой, состоянием здоровья людей, квалификацией, образованием, ценностными устремлениями и другими факторами.

4. Есть еще один важный признак, характеризующий качество человеческого потенциала - отношение людей к труду. Это проявляется через такие показатели, как:

а) степень ответственности и добросовестности работника, которая измеряется качеством и количеством производимого продукта, наличием или отсутствием брака, сбоев в работе;

б) степень трудовой активности и вовлеченности в дела своей фирмы;

в) уровень дисциплинированности, т.е. своевременного и надлежащего исполнения обязанностей.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

45

ЭКОНОМИКА

Рассматривая отношение к труду, мы сталкиваемся с различными психологическими и социально-психологическими характеристиками. К ним относятся:

1. Структура мотивов трудовой деятельности.

2. Стимулы трудовой деятельности, порождаемые социальными условиями.

3. Возможности реализации установок личности в процессе труда.

4. Уровень требований к работе, отражающий мотивацию труда.

Внутренне осознанным или неосознанным побуждением людей к труду являются мотивы трудовой деятельности. Они связаны со стремлением удовлетворять определенные потребности.

Глобализация оказывает существенное влияние на содержание и структуру трудовой мотивации. По мере роста материального благосостояния материальные стимулы и мотивы начали изменяться. При высоких уровнях дохода потребность в получении все большего количества материальных благ начинает ослабевать. На первый план выходят такие проблемы, как потребность в стабильности, безопасности, свободе, образовании, культуре.

Социологические исследования показывают, что в настоящее время человек, с одной стороны, предпочитает работать за более низкую заработную плату, если он имеет возможность на рабочем месте реализовать свои способности, не выполнять рутинных функций, самостоятельно принимать решения. С другой стороны, массовый характер принимает стремление людей посвящать как можно больше времени своей семье. Но это относится к развитым странам.

В развивающихся странах, к которым относится и Россия, одной из главных является материальная мотивация. Люди хотят заработать деньги и жить достойно. Эта мотивация очень выгодна для экономически развитых стран. Они стараются среди населения развивающихся стран выделить одаренных людей и переманить их в свою страну.

5. Наконец, важнейшим признаком, характеризующим качество человеческого потенциала, является профессиональная квалификация работников. В последнее время

стали осознавать, что экономический успех зависит не столько от сырьевых ресурсов, интенсивности труда, сколько от дохода, создаваемого высокопрофессиональным и творческим трудом работников: ученых, менеджеров, рядовых работников и служащих.

В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой наблюдается возрастающий уровень общественных затрат на образование. Расходы на эти цели за последние 20 лет во многих странах выросли на 20-40 %, что в решающей степени способствует повышению эффективности человеческого потенциала. Особую роль в этом играет обеспечение такого уровня оплаты труда квалифицированных работников, который, с одной стороны, реально отражал бы качество их профессиональной подготовки, а с другой - обеспечивал расширенное воспроизводство рабочей силы. В развитых странах превышение максимальной отраслевой оплаты над минимальной - не более двукратного. А в таких странах, как Австрия, Англия, Дания, Италия, Канада, США, Швеция, Япония, при равенстве профессионально-квалификационных показателей работников оплата их труда либо одинакова, либо близка по значению.

Россия выпадает из этого ряда. И хотя в последнее время в связи с реализацией национальных проектов возросли ассигнования государства на образование, что незначительно повлияло на рост заработной платы, все же проблема остается нерешенной. А это значит, что уровень профессиональной подготовки специалистов должен быть выше.

Работники высшей школы имеют прямое отношение к человеческому фактору. Его качество во многом зависит от того, как высока квалификация, профессионализм специалистов с высшим образованием.

Библиографический список

1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - 2-е изд. / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2004.

2. Макарян, А.С. Глобализация и человеческий потенциал / А.С. Макарян. - М.: Экономика, 2003.

3. Плотницкий, М.И. Экономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий. - М.: Новое знание, 2002.

4. Яблукова, Р.З. Международные экономические отношения в вопросах и ответах: учебное пособие / Р.З. Яблукова. - М.: Проспект, 2004.

5. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2003.

46

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.