ЭКОНОМИКА
- экономическая подготовка, обеспечивающая глубокое знание специфики и особенностей объекта снабженческо-производственно-сбытовой инновационной деятельности;
- экономическая подготовка в области современных информационных технологий, включая CALS-технологии, методологию структурного анализа и синтеза интегриро-
ванных информационных моделей, проектирование компьютеризированных интегрированных производственных систем;
- эконометрическая и экономико-математическая подготовка, включая организационно-экономическое моделирование, прежде всего моделирование материальных, информационных и финансовых потоков с целью их ресурсно-временной оптимизации.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ потенциал в условиях глобализации
Е.И. ВАДЕЙКО, проф. каф. экономической теории МГУЛ, канд. экон. наук
Самой замечательной особенностью современных исследований является то, что развитие человеческого потенциала стало главным и определяющим фактором экономического роста. Классификация стран по уровню экономического развития в решающей степени определяется качеством человеческого потенциала. От него, в конечном итоге, зависят и темпы НТП, организация и культура труда, его производительность.
Вложения в развитие человеческого потенциала в современной экономике оказываются наиболее эффективными по сравнению со всеми другими направлениями и сферами их использования.
Люди - основное богатство любой компании. Знания, профессиональный опыт, навыки, трудовая мотивация и поведение образуют в совокупности то, что в западной традиции называется «человеческим капиталом» - персональным достоянием, позволяющим человеку в условиях рыночной экономики торговать своими знаниями, умениями и навыками. Фирмы во все большей степени начинают зависеть от них, а во многих случаях - бороться за их приобретение и сохранение.
В настоящее время человек дважды подумает, прежде чем поделиться со своим нанимателем какой-нибудь замечательной идеей, взвесив ее полезность и возможность выйти на рынок самостоятельно. А это значит, что традиционные источники рыночного благосостояния фирмы постепенно уходят.
Раньше работник приобретал, как правило, одну профессию и в ней совершенствовался. Многие виды работ становились пожизнен-
ными, люди были «прикованы» к своему месту работы. Сейчас отношения между организациями, фирмами и их сотрудниками меняются. Работодателям приходится подлаживаться к таким тенденциям, как возрастающий индивидуализм и быстрый рост возможностей, связанный с инновационными технологиями обмена информацией. Поэтому можно смело утверждать, что первейшим и основным источником конкурентоспособности фирм на современном этапе становится человеческий потенциал.
Каково же содержание понятий «человеческий фактор», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал»?
При любых общественных формах производства и на разных ступенях его развития неотъемлемым условием процесса производства материальных благ и услуг является наличие вещественных и личных факторов производства. К числу последних относится и человеческий фактор. Однако большинство современных исследователей вместо понятия «человеческий фактор» стали употреблять понятие «человеческий потенциал». Термин «потенциал» обозначает источники, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения определенных целей, а также возможности общества, государства, отдельного лица в определенной области.
Но наиболее часто употребляемым является понятие «человеческий капитал». Перефразировав К.Маркса, можно сказать, что человек - это стоимость, приносящая прибыль. В широком понимании капитал - это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и
44
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
услуг Именно это понятие используется сейчас в зарубежной экономической теории для оценки индивидуальных способностей человека, которые он развивает благодаря обучению, образованию или на основе практического опыта.
Хотелось бы подчеркнуть слово «развивает», так как уместно согласиться с замечательным высказыванием Вольтера: «Образование развивает способности, но не создает их». И в то же время взять на вооружение высказывание Альберта Эйнштейна: «Я никогда не стараюсь учить студентов. Я просто создаю среду, в которой они могут учиться сами».
Один из мифов нашего времени состоит в том, что рынок якобы дает возможность отличиться наиболее одаренным и способным. Однако давно научно доказано и подтверждено практикой, что именно рыночное хозяйство, не признающее никаких иных отношений, кроме обмена товаров, нивелирует людей, мешает их индивидуальности.
Теперь остановимся на качестве человеческого потенциала, рассмотрим его основные признаки и тенденции развития. Для характеристики человеческого потенциала важную роль играют:
- мотивация деятельности;
- отношение к труду;
- инициативность, предприимчивость;
- потребности и интересы;
- способы поведения в тех или иных ситуациях.
Качество человеческого потенциала определяется совокупностью свойств, признаков, детерминирующих способность человека соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. К таким признакам относятся:
1. Трудоспособность занятого и незанятого экономически активного населения. В зависимости от характера трудовой деятельности обычно различают:
а) общую трудоспособность, т.е. способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях;
б) профессиональную трудоспособность, т.е. способность выполнять работу по определенной профессии, специальности;
в) специальную трудоспособность, т.е. способность выполнять работу в определен-
ных производственных или климатических условиях.
2. Трудоспособность тесно связана с потенциальной трудовой дееспособностью общества, т.е. с трудовым потенциалом, под которым понимаются прежде всего размеры ресурсов труда, имеющихся в распоряжении общества в определенный период.
Трудовой потенциал обладает количественной и качественной стороной.
Количественная сторона характеризуется двумя показателями:
- общей численностью трудоспособного населения;
- количеством рабочего времени, которое затрачивает трудоспособное население при сложившемся уровне интенсивности труда.
Качественная сторона трудового потенциала характеризуется такими показателями, как:
- уровень состояния здоровья, физическая трудоспособность населения;
- уровень образовательной и квалификационной подготовки населения;
Именно качественная сторона определяет уровень трудовой активности.
3. Трудовая активность населения любой страны является одним из основных направлений повышения эффективности труда, способствует полной и рациональной занятости трудоспособного населения. Она предопределяется его половозрастной структурой, состоянием здоровья людей, квалификацией, образованием, ценностными устремлениями и другими факторами.
4. Есть еще один важный признак, характеризующий качество человеческого потенциала - отношение людей к труду. Это проявляется через такие показатели, как:
а) степень ответственности и добросовестности работника, которая измеряется качеством и количеством производимого продукта, наличием или отсутствием брака, сбоев в работе;
б) степень трудовой активности и вовлеченности в дела своей фирмы;
в) уровень дисциплинированности, т.е. своевременного и надлежащего исполнения обязанностей.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007
45
ЭКОНОМИКА
Рассматривая отношение к труду, мы сталкиваемся с различными психологическими и социально-психологическими характеристиками. К ним относятся:
1. Структура мотивов трудовой деятельности.
2. Стимулы трудовой деятельности, порождаемые социальными условиями.
3. Возможности реализации установок личности в процессе труда.
4. Уровень требований к работе, отражающий мотивацию труда.
Внутренне осознанным или неосознанным побуждением людей к труду являются мотивы трудовой деятельности. Они связаны со стремлением удовлетворять определенные потребности.
Глобализация оказывает существенное влияние на содержание и структуру трудовой мотивации. По мере роста материального благосостояния материальные стимулы и мотивы начали изменяться. При высоких уровнях дохода потребность в получении все большего количества материальных благ начинает ослабевать. На первый план выходят такие проблемы, как потребность в стабильности, безопасности, свободе, образовании, культуре.
Социологические исследования показывают, что в настоящее время человек, с одной стороны, предпочитает работать за более низкую заработную плату, если он имеет возможность на рабочем месте реализовать свои способности, не выполнять рутинных функций, самостоятельно принимать решения. С другой стороны, массовый характер принимает стремление людей посвящать как можно больше времени своей семье. Но это относится к развитым странам.
В развивающихся странах, к которым относится и Россия, одной из главных является материальная мотивация. Люди хотят заработать деньги и жить достойно. Эта мотивация очень выгодна для экономически развитых стран. Они стараются среди населения развивающихся стран выделить одаренных людей и переманить их в свою страну.
5. Наконец, важнейшим признаком, характеризующим качество человеческого потенциала, является профессиональная квалификация работников. В последнее время
стали осознавать, что экономический успех зависит не столько от сырьевых ресурсов, интенсивности труда, сколько от дохода, создаваемого высокопрофессиональным и творческим трудом работников: ученых, менеджеров, рядовых работников и служащих.
В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой наблюдается возрастающий уровень общественных затрат на образование. Расходы на эти цели за последние 20 лет во многих странах выросли на 20-40 %, что в решающей степени способствует повышению эффективности человеческого потенциала. Особую роль в этом играет обеспечение такого уровня оплаты труда квалифицированных работников, который, с одной стороны, реально отражал бы качество их профессиональной подготовки, а с другой - обеспечивал расширенное воспроизводство рабочей силы. В развитых странах превышение максимальной отраслевой оплаты над минимальной - не более двукратного. А в таких странах, как Австрия, Англия, Дания, Италия, Канада, США, Швеция, Япония, при равенстве профессионально-квалификационных показателей работников оплата их труда либо одинакова, либо близка по значению.
Россия выпадает из этого ряда. И хотя в последнее время в связи с реализацией национальных проектов возросли ассигнования государства на образование, что незначительно повлияло на рост заработной платы, все же проблема остается нерешенной. А это значит, что уровень профессиональной подготовки специалистов должен быть выше.
Работники высшей школы имеют прямое отношение к человеческому фактору. Его качество во многом зависит от того, как высока квалификация, профессионализм специалистов с высшим образованием.
Библиографический список
1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - 2-е изд. / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2004.
2. Макарян, А.С. Глобализация и человеческий потенциал / А.С. Макарян. - М.: Экономика, 2003.
3. Плотницкий, М.И. Экономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий. - М.: Новое знание, 2002.
4. Яблукова, Р.З. Международные экономические отношения в вопросах и ответах: учебное пособие / Р.З. Яблукова. - М.: Проспект, 2004.
5. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2003.
46
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007