Научная статья на тему 'Регулирование процессов развития человеческого потенциала в условиях перехода России на инновационный путь развития'

Регулирование процессов развития человеческого потенциала в условиях перехода России на инновационный путь развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
822
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / HUMAN POTENTIAL / MECHANISM OF HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT / MANAGEMENT OF HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бьиенко Ю. Г.

Рассматривается необходимость смены модели развития человеческого потенциала населения России, обосновывается механизм развития человеческого потенциала в условиях перехода России на инновационный путь развития, представляются пути его модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT CONDITIONED BY TRANSITION TO THE INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT IN RUSSIA

The necessity of changing human potential development model of Russian population is considered in the article. The author suggests new mechanism of human potential development conditioned by transition to the innovative economy in Russia and presents ways of m odernization.

Текст научной работы на тему «Регулирование процессов развития человеческого потенциала в условиях перехода России на инновационный путь развития»

♦--------------

УДК 316.334.2

-----------♦

Ю.Г. Быченко

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РОССИИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Рассматривается необходимость смены модели развития человеческого потенциала населения России, обосновывается механизм развития человеческого потенциала в условиях перехода России на инновационный путь развития, представляются пути его модернизации.

Ключевые слова: человеческий потенциал, механизмы развития человеческого потенциала, регулирование развития человеческого потенциала.

Y.G. Bychenko

MANAGEMENT OF HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT CONDITIONED BY TRANSITION TO THE INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT IN RUSSIA

The necessity of changing human potential development model of Russian population is considered in the article. The author suggests new mechanism of human potential development conditioned by transition to the innovative economy in Russia and presents ways of modernization.

The key words: human potential, mechanism of human potential development, management of human potential.

Современная Россия переходит к принципиально новому типу развития - инновационному общественному развитию, основными факторами которого становятся знания, образование, интеллектуально-образовательный человеческий потенциал. Страна вступает в новую фазу формирования и использования человеческого потенциала, когда рост общественного богатства все более зависит от способностей человека создавать новые знания, систематизировать и генерировать инновации, проектировать инновационные проекты, создавать условия для быстрого роста экономики, развития рынка на основе динамичного обновления технологий, создаваемых материальных и духовных благ

Трудовая деятельность в современных условиях пред -ставляет собой инновационную цепь: исследование -образовательно-исследовательская деятельность -инновационный проект изменений - освоение и внедрение инновационного проекта. Происходит расширение потока научно-технической информации, которая должна непрерывно осваиваться в процессах массового производства материальной и духовной продукции, и, как итог, формируются новые требования к характеру и содержанию инвестиций в экономику, трансформируется старая система профессиональной подготовки, создаются объективные предпосылки обновления принципов формирования человеческого потенциала.

В условиях перехода к инновационному типу общественного развития в России прослеживаются негатив -ные социально-экономические тенденции на фоне кризисных проявлений в системе классического механизма развития человеческого потенциала. Низкий уро-вень жизни населения обусловливает падение трудовых способностей граждан, отвлекая основные ресурсы домохозяйств на удовлетворение базовых потребностей физического выживания в ущерб обеспечению здорового образа жизни, восстановления физического

человеческого потенциала, интеллектуального и образовательного развития.

В современных условиях понижается экономическая эффективность деятельности образовательной системы, нарушается устойчивость процессов накопления человеческого потенциала, усиливается нестабильность саморазвития качественных свойств и трудовых способностей человека труда. Снижаются темпы развития биологического, интеллектуально-образовательного, культурного человеческого потенциала населения. Поэтому необходима разработка нового механизма инновационного развития человеческого потенциала, для чего следует уточнить социально-экономиче-скую сущность человеческого потенциала и процесса его развития, обосновать системные компоненты механизма, который, с одной стороны, должен создавать условия расширенного воспроизводства биологического, интеллектуально -образовательного, культурного человеческого потенциала населения России. С другой стороны, он направлен на формирование человече-ского потенциала нового типа, становление саморазвивающегося работника, способного обобщать и создавать новые знания, разрабатывать инновационные проекты, оптимизировать их и внедрять в практику экономического хозяйствования.

В новых условиях человеческий потенциал необходимо рассматривать как системное социально-эконо -мическое понятие, включающее в себя количественную, качественную и стоимостную характеристику физических, интеллектуально-образовательных, мотивационно-культурных способностей человека к реализации социально-экономической деятельности. Перспективный человеческий потенциал может использоваться или используется в экономической системе для получения дохода общества, хозяйственной организации, отдельного работника. Человеческий потенциал необходимо рассматривать как системное понятие, которое услов -

но включает в себя комплексную характеристику человеческих способностей социально-экономической системы общества: 1) социальный потенциал (совокупные трудовые способности нетрудоспособного населения или населения в нетрудоспособном возрасте); 2) трудовой потенциал (совокупные способности трудоспособного населения); 3) человеческий капитал (рабочая сила работника, трудовой потенциал трудящихся, используемый в экономически значимых целях и дающий доход его носителю).

Из-за системности и сложности явления человеческий потенциал, социально-экономические процессы его развития и экономического накопления также являются системными и сложными. Развитие человеческого потенциала происходит в рамках сложного процесса, осуществляемого в результате действия механизма реализации целевых инвестиций государства, предприятий, организаций, частных лиц в здравоохранение, научную и образовательные системы, культурную сферу, в семью.

Развитие человеческого потенциала в современных условиях осуществляется в классической (мобилизационной, инерционной) и инновационной (модернизаци-онной, новаторской) формах. Классический тип развития человеческого потенциала представляет собой результат экстенсивного его воспроизводства, осуществляемого на основе чисто количественного роста человеческого потенциала на неизменных интеллектуально- образовательном и мотивационно-культурном уров -нях, восстановлении и тиражировании статичного комплекса знаний, умений, навыков, традиционно используемых в системе труда.

Работник в рамках мобилизационной модели развития рассматривается как индивидуальный (частичный) работник-собственник индивидуальной рабочей силы, стоимость которой проявляется в форме зарплаты, трудовые способности человека не обязательно обеспечивают дополнительный доход (сверх затрат на восстановление рабочей силы), а стало быть не обязательно накапливаются в форме человеческого капитала. Статичность функционирования данной системы позволяет ориентировать предпринимателя на неизменный уровень привлекаемых совокупных способностей работников, что создает условия относительной неизменности накопленного человеческого капитала, заработной платы, относительной независимости функционирования совокупных человеческих капиталов систем материального и нематериального общественного производства.

Инновационный тип развития человеческого потенциала представляет собой результат интенсификации процессов его воспроизводства, которые строятся на инновациях как важнейшем ресурсе развития, создании условий творческого инновационного труда как в потребительной, так и в производительной системах общества. Последнее ориентировано на проактивное формирование способностей гармонично развитого работника, склонного к динамичной трудовой адаптации, образовательному саморазвитию, осуществлению творческой инновационной трудовой деятельности.

Инновационное развитие человеческого потенциала является тройственным процессом. С одной стороны, оно осуществляется на основе применения все бо-

лее эффективных средств образовательного производства и все более совершенных форм организации образовательного труда, образовательного накопления новых технологий, создания новых знаний и их внедрения в образовательные процессы. С другой стороны, оно осуществляется в результате потребительного саморазвития населения (удовлетворения потребностей в труде, управлении, творческой инновационной деятельности), а также стимулирования факторов мотивационно-культурного совершенствования и трудовой адаптации работников к экономическим изменениям в обществе. В рамках данной системы творческая, научная, образовательная, инновационная деятельность определяется как среда потребительного саморазвития человеческого потенциала, где качественно обновляются инновационные потребности и способности населения. С третьей стороны, данный тип развития предусматривает создание экономически востребованных инноваций в процессе целевого производства интеллектуально-образовательного человеческого потенциала, внедрение их в экономику и через последнее -создание условий для последующего экономического роста, оптимизации спроса на рынке труда.

Особенность развития человеческого потенциала в условиях перехода России на инновационный путь развития можно проследить на основе анализа сущностных черт инновационного развития человеческого потенциала. Важнейшими из данных черт являются: 1) развитие человека труда, направленное на обеспечение долгосрочного экономического роста (последний представляет цель и средство стратегического инновационного развития человеческого потенциала); 2) инновации, представляющие важнейший ресурс, определяющие факторную задачу обеспечения перехода к данному типу развития, развития преимущественно на основе целевых инновационных факторов, а также стимулирования факторов саморазвития и адаптации работников к экономическим изменениям в обществе; 3) творческая, научная, образовательная, инновационная деятельность, определяющаяся как среда потребитель -ного саморазвития человеческого потенциала, где качественно обновляются инновационные потребности и способности населения; 4) двойственность конечной стратегической цели развития (формирование способностей индивидов к сбору, анализу, обработке информации, производству экономически востребованного нового знания, внедрение его в качестве экономических инноваций; формирование способности индивидов к интеллектуально-образовательному саморазвитию, самообразовательной адаптации относительно функциональных изменений экономической системы, технологий, требований и потребностей рынка труда).

Можно выделить также и второстепенные черты инновационного развития человеческого потенциала, среди которых - постоянство и стабильность совершенствования количественных и качественных показателей человеческого потенциала (направленного на достижение предсказуемости положительных изменений количественных и качественных параметров развития человека труда). Также важно отметить, что инновационное развитие человеческого потенциала реализуется на основе управляемых инновационных изменений, формировании постоянства прогрессивной модерни-

зации развития человеческого потенциала относительно потребностей рынка труда.

В рамках инновационного развития человеческого потенциала создается стратегическая перспектива последующего развития человеческого потенциала, его целевого образовательного развития без экономических кризисов, угрожающих существованию человека в будущем (человеческое развитие в перспективе объективно обеспечивается текущим экономическим ростом).

Поэтому в рамках инновационного развития человеческого потенциала создание инноваций, их экономическое накопление и экономический рост представляют цель и средство стратегического развития носителя человеческого капитала, которое предполагает воспроизводство работника как новатора, профессионала, способного и осуществляющего постоянное совершенствование самого себя, трудовых процессов и производственных технологий. Работник рассматривается как собственник интеллектуально-образовательного человеческого капитала. Стоимость человеческого потенциала в новых условиях проявляется в форме основной, дополнительной и специальной зарплаты, обеспечивающей дополнительный доход работника (сверх затрат, связанных с простым воспроизводством рабочей силы работника и его семьи).

В условиях инновационного развития стоимостной оборот человеческого потенциала характеризуется последовательной сменой форм экономической жизнедеятельности человека, способа трудовой деятельности, повышением реальных доходов экономических субъектов общества. В результате каждого кругооборота осуществляется моральный износ образовательного человеческого потенциала работников, теряется часть его экономической ценности, а значит, и часть их стоимости, которая переходит на себестоимость создаваемых в обществе продукции и услуг. Количество кругооборотов человеческого потенциала в общем его стоимостном обороте определяется полным моральным обновлением информационно-образовательного человеческого потенциала, полным возвратом первоначально авансированной его стоимости, а также инновационным его восстановлением, обновлением и развитием.

Противоречие кругооборота человеческого потенциала состоит в том, что постоянное, стабильное возрастание и развитие человеческого потенциала должно происходить как в материальном производстве, так и в потреблении, в то время как и материальное производство, и потребление есть растрата (использование) человеческого потенциала. Источник разрешения данного противоречия связан с наличием творческого инновационного труда работников системы общественного воспроизводства. Являясь формой общественной жизнедеятельности субъекта, творческий инновационный труд создает увеличение потребления и в то же время, растрачиваясь, выступает как факт накопления стоимостной субстанции человеческого потенциала работников.

В новых условиях возрастает роль механизма регулирования и целевой координации инновационного развития человеческого потенциала. Последний выражается в трех взаимосвязанных системных компонентах: целевом научно-образовательном развитии человеческого потенциала, потребительном саморазвитии

человека и интегрирующем адаптивном механизме развития человеческого потенциала.

Механизм целевого научно-образовательного развития человеческого потенциала включает в себя следующие компоненты: научно-образовательный комплекс (системы науки, образования, консалтинговые центры, отдельные инновационные организации); научно-образовательную политику, регулирующие инструменты развития научно-образовательного комплекса (проектное инвестиционное обеспечение функционирования научно-образовательного комплекса, научно-образовательные программы, проекты образовательного развития населения); индивиды (их научная, образовательная, инновационная профессиональная деятельность). Данная система механизма основывается на регулировании процессов целевого развития и создании условий динамичного интеллектуально-образовательного саморазвития, обновления интеллектуальной, образовательной, физической, мотивационно-культурной формы человеческого потенциала населения.

Механизм потребительного саморазвития человека может рассматриваться в виде двух взаимосвязанных подсистем: 1) социально-экономической политики формирования и регулирования доходов и заработной платы общества, отдельных регионов, организаций, сообществ (важнейшие компоненты данной подсистемы: социально-экономические программы, проекты доходов и заработной платы, регулирующие инструменты развития экономически значимых потребностей, экономической культуры населения, человек как носитель человеческого потенциала); 2) программно-целевого и проектного регулирования процессов интеллектуально-образовательного саморазвития потребностей и способностей к труду управлению, творческой и инновационной деятельности, мотивационной культуры населения (важнейшие компоненты данной подсистемы: социально-экономические программы, проекты развития трудовых отношений, регулирующие инструменты развития экономически значимых трудовых потребностей).

Интегрирующий адаптивный механизм развития человеческого потенциала обеспечивает формирование и регулирование гибкого рынка труда. Основные компоненты данного механизма: политика занятости и рынка труда, регулирующие инструменты адаптации образовательной системы и рынка труда относительно потребностей экономической системы общества, регулирование условий труда на предприятиях и организациях; единый субъект труда. Данная система представляет собой относительно самостоятельный интегрирующий адаптивный механизм развития человеческого потенциала. Она обеспечивает наличие важнейшего признака инновационного развития человеческого потенциала - интеграцию и адаптацию человеческого потенциала и экономической системы общества. Данный компонент действует исходя из объективной взаимосвязи адаптивности и соответствия развития человеческого потенциала потребностям рынка труда и экономической системы общества в целом и эффективности экономического накопления человеческого потенциала.

Механизм регулирования и целевой координации инновационного развития человеческого потенциала

России серьезно трансформировался за последние годы. Можно выявить положительные и негативные тенденции данных трансформаций. Анализ результатов реформирования системы производства человеческого потенциала позволяет выявить ряд положительных тенденций: постепенный рост инвестиций в образовательное производство человеческого потенциала; развитие демократизации и общедоступности образования; начат процесс формирования взаимосвязанной системы непрерывного образования; диверсификация процесса производства человеческого потенциала; интернационализация образовательной системы; инновационная направленность процесса производства человеческого потенциала, положительные структурные сдвиги процессов потребительного саморазвития человека труда (при сохранении несоответствия уровня экономического использования человеческого потенциала и дохода его носителя).

Реализация целевого развития человеческого потенциала населения России характеризуется следующими противоречиями: 1) несоответствием уровня формирования образовательного человеческого потенциала и потребностей в нем рынка труда и экономической системы в целом; 2) разрушением традиционной комплексной системы образования, снижением качества образовательного производства человеческого потенциала, увеличением разрыва по научному, инновационному и техническому потенциалу с экономически развитыми странами; 3) резким снижением уровня государственного финансирования образовательных институтов; 4) снижением государственного контроля конечных результатов качества подготовки выпускников различных учебных заведений (учебные заведения дублируют друг друга, размыта специализация учебных заведений, вся система образования отрывается от уровня развития современных производственных технологий, обучение умениям, навыкам и прикладным компетенциям не соответствует требованиям современной экономики); 5) торможением процесса перехода образовательной системы на инновационный путь развития, сохранением дефицита в подготовке высококлассных специалистов рыночных профессий, предпринимателей, бизнесменов (образовательная система не осуществляет массовое производство инноваций, не создает условия для их социального усвоения и экономического накопления, не готовит выпускников новаторского типа, инновационная система теряет свой важнейший инновационный факторный компонент).

Потребительное воспроизводство физического человеческого потенциала в России за время реформ характеризуется сокращением, а по ряду показателей полной приостановкой роста. Рост доходов граждан осуществляется низкими темпами, ухудшаются показатели здоровья, постепенно сокращается общественный слой России, владеющий максимальным и хорошим уровнем физических способностей к труду растет количественный состав людей, впервые признанных инвалидами, а значит, повышаются потери человеческого потенциала в результате инвалидности и уменьшения общей продолжительности жизни населения. Преодоление негативных тенденций развития физического человеческого потенциала связано как с ростом доходов граждан, совершенствованием механизма форми-

рования и регулирования доходов населения, так и с модернизацией системы здравоохранения России, становлением национальной программы формирования инновационной мотивационной культуры граждан.

Механизм формирования и регулирования доходов населения в современных условиях нуждается в системных комплексных изменениях, среди которых: внедрение системы поэтапного роста заработной платы работающего населения с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности населения и четких и понятных (законодательно закрепленных) технологий осуществления ее индексации; законодательное разграничение системы налогообложения заработной платы (заработная плата должна иметь существенно низкие нормы обложения); законодательное закрепление принципов для всех работодателей различных секторов экономики; механизм индексации заработной платы, всех видов социальных пособий граждан; разработка и реализация специальной социально-экономической программы ликвидации бедности в обществе, сокращение разрыва в возможности доступа к получению услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры.

Таким образом, в условиях современной России сформированы основные компоненты механизма системного инновационного развития человеческого по -тенциала. Совершенствование деятельности инновационной системы развития человеческого потенциала предполагает не только модернизацию всей системы программно-целевого финансирования инновационного комплекса, но и переход на новый уровень качества. Необходимо формирование новой системы программного регулирования образовательного производства человеческого потенциала, переход последней на проактивные принципы функционирования.

Проактивность образовательной системы пред -усматривает переход ее к опережающему активному воздействию на экономическую систему России. Образовательная система должна быть не только адаптив -на и зависима от рынка труда, но и активно формировать предпринимательский ресурс экономического роста, разрабатывать инновации, накопление которых должно оптимизировать рынок труда в России. При этом необходимо приостановить процессы, связанные с частичной приватизацией образовательной системы, отказаться от увеличения объемов и уровня платного образования.

Важно активизировать системы, регулирующие процессы развития человеческого потенциала. Данная система должна совершенствоваться на основе следующих принципов:

1. Плановое обеспечение адаптации образовательной системы к потребностям рынка труда, инновационным вызовам национальной экономики, контроль качества образовательного производства должен осуществляться через систему индикаторов рынка труда, внедрение постоянных текущих и стратегических корректировок в деятельности образовательной системы в целом и ее отдельных подразделений с целью приспособления к изменяющимся требованиям рынка труда.

2. Создание системы мониторинга рисков рынка труда, достижение максимальной связи проактивных (текущих и прогнозируемых) результатов образовательной системы и трудоустройства выпускников. Разработ-

ка и реализация мер регулирующего воздействия на образовательную систему относительно прогноза изменений спроса на человеческий потенциал, формирование гибкой системы переподготовки.

3. Расширение практик получения второго высшего бизнес-образования, ориентированного на рост экономической активности населения, целевая подготовка организаторов новых образовательных инновационных экономически эффективных структур. Формирование целевого национального проекта образовательного комплексного производства человеческого потенциала предпринимателей и бизнесменов (как второго высшего образования), переобучения работающих предпринимателей.

4. Разработка системы образовательной политики государства в рамках общественного регулирования рынка труда, формирование модели проактивного (опе-

режающего) образования, ориентированного на реальный и перспективный экономический рост общества, регионов, отдельных предприятий. Разработка целевого проекта комплексной государственной поддержки инновационных внедрений образовательной системы, новых инновационных бизнес-структур, создание условий становления новых экономических инновационных производственных предприятий и лабораторий инновационного бизнеса при ведущих вузах страны.

5. Государственное стимулирование разработки и внедрения мотивационно-культурных программ организаций, направленных на развитие экономической культуры работников. Необходима системная единая комплексная социально-экономическая государственная программа, связывающая разрозненные социально-экономические проекты мотивационно-культурного развития.

удк 338.45 Э.Е. Воронин

УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ОСНОВЕ АУТСОРСИНГА

В статье определены подходы к управлению промышленными предприятиями на основе концепции аутсорсинга. Представлены способы и инструменты организации системы аутсорсинга в деятельности научно-производственного предприятия. Выявлены основные причины перехода на аутсорсинг отечественных предприятий, предполагающие сокращение производственных издержек, ускорение адаптации к условиям внешней среды, улучшение качества продукции и услуг и уменьшение рисков.

Ключевые слова: аутсорсинг, промышленность, инструменты аутсорсинга, управление промышленным предприятием.

A.E. Voronin

MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES ON THE BASIS OF OUTSOURCING

The article deals with different approaches to the management of industrial enterprises on the basis of the outsourcing concept. The author presents methods and tools of the outsourcing system organization in the activity of scientific and industrial enterprises. Fundamental reasons for using outsourcing techniques at Russian enterprises are revealed. Production costs reduction, adaptation to external conditions, production and service quality improvement, risk minimization are considered.

The key words: outsourcing, industry, methods of outsourcing, management of industrial enterprise.

Развитию промышленных предприятий российской экономики в значительной степени способствует включение в ее инфраструктуру такого инструмента менеджмента, как аутсорсинг. Однако ввиду отсутствия единого формата его организационного построения возникают противоречия использования его в деятельности промышленных предприятий.

Данные противоречия существенно проявляются в особенностях управления сложными промышленными системами, в которых не в полной мере обеспечена сбалансированность факторов информации, инноваций и инвестиций. В этой связи особая актуальность состоит в рассмотрении возможности применения технологии аутсорсинга в качестве альтернативы и допол -нения к существующим системам управления для обеспечения эффективного экономического роста отдельно взятых предприятий, а также в выявлении возмож-

ности дальнейшего внедрения предлагаемой технологии в сложных образованиях холдингового типа.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing - «внешний источник») - передача организацией определенных производственных функций или бизнес-процессов на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области [5, с. 86].

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры. Гораздо реже аутсорсинг затрагивает сферу производства и реализации продукции. Однако именно эта сфера представляет в настоящее время научный интерес для крупных наукоемких организаций, занимающихся реализацией инновационных проектов .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.