Научная статья на тему 'Системные показатели развития человеческого потенциала'

Системные показатели развития человеческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2607
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ / HUMAN POTENTIAL / ACTIVE FORM OF HUMAN POTENTIAL / SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC INDICATORS ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быченко Д. Ю.

Разрабатываются методологические основы исследования человеческого потенциала, выявляются тенденции его развития концепций, уточняются его количественные и качественные структурные компоненты. В статье представляется универсальная система показателей социально-экономической оценки человеческого потенциала: 1) количественные (оценка социально-демографического потенциала населения); 2) качественные (оценка социально-экономического, физического, социально-культурного, деятельностного человеческого потенциала населения). Доказывается, что деятельностный человеческий потенциал имеет следующие специфические компоненты социально-экономической оценки: 1) уровень деловых качеств, социально-мотивационной энергии населения; 2) возможности населения реализовывать свои способности среда деловой активности акторов труда (демократизация, экономическая культура, уровень развития гражданского общества).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM INDICATORS OF HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT

The author develops methodological fundamentals of human potential research, identifies tendencies in the human potential assessment, defines quantitative and qualitative structural components of human potential. The paper presents a universal socio-economic indicator system of human potential: 1) quantitative (socio-demographic assessment of population); 2) quantitative (socio-economic, physical, socio-cultural, activity assessment of population human potential). It is proved that active human potential has specific components of socio-economic assessment: 1) level of business qualities, socio-motivation energy of population; 2) population's opportunities for its implementation environment for business activity (democratization, economic culture, development of civil society).

Текст научной работы на тему «Системные показатели развития человеческого потенциала»

Таким образом, проблема управления социальной адаптацией инвалидов в организациях современной России заслуживает особого внимания и более тщательного исследования.

1. Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности // Социологический сборник. М., 2005. Вып. 7.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

3. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Научные исследования в образовании. 2008. №1.

4. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социс. 2010. №9.

5. Сенокосова О.В. Проблемы создания рабочих мест для инвалидов с позиции работодателей // Вестник СГТУ. 2007. №1 (23). Вып. 3.

6. Степухович С.В. Социальная идентификация инвалидности: учеб. пособие. Саратов, 2000.

7. Ярская-Смирнова Е.Р Социальная работа с инвалидами. СПб., 2004.

УДК 316.37 Д.Ю. Быченко

СИСТЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Разрабатываются методологические основы исследования человеческого потенциала, выявляются тенденции его развития концепций, уточняются его количественные и качественные структурные компоненты. В статье представляется универсальная система показателей социально-экономической оценки человеческого потенциала: 1) количественные (оценка социально-демографического потенциала населения); 2) качественные (оценка социально-экономического, физического, социально-культурного, деятельностного человеческого потенциала населения). Доказывается, что деятельностный человеческий потенциал имеет следующие специфические компоненты социально-экономической оценки: 1) уровень деловых качеств, социально-мотивационной энергии населения; 2) возможности населения реализовывать свои способности - среда деловой активности акторов труда (демократизация, экономическая культура, уровень развития гражданского общества).

Ключевые слова: человеческий потенциал, деятельностная форма человеческого потенциала, система показателей социально-экономической оценки.

D.Yu. Bychenko

SYSTEM INDICATORS OF HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT

The author develops methodological fundamentals of human potential research, identifies tendencies in the human potential assessment, defines quantitative and qualitative structural components of human potential. The paper presents a universal socio-economic indicator system of human potential: 1) quantitative (socio-demographic assessment of population); 2) quantitative (socio-economic, physical, socio-cultural, activity assessment of population human potential). It is proved that active human potential has specific components of socio-economic assessment: 1) level of business qualities, socio-motivation energy of population; 2) population's opportunities for its implementation - environment for business activity (democratization, economic culture, development of civil society).

Key words: human potential, active form of human potential, system of socio-economic indicators assessment.

Модернизация российского общества предполагает активизацию процессов социально-экономического развития человеческого потенциала. Исследование данных процессов ставит перед современными учеными ряд задач, которые необходимо решить. Во-первых, необходимо выявить социально-экономическое проявление структурных компонентов человеческого потенциала, уточнить взаимосвязь и взаимозависимость элементов данной системы. Во-вторых, следует осуществить анализ и обобщить различные направления концепций, рассматривающих показатели развития человеческого потенциала, интегрировать имеющиеся научные подходы и определить универсальную систему показателей социально-экономической оценки человеческого потенциала на современном этапе общественного развития.

Представим наше видение решения данных научных задач в контексте современного этапа модернизации

российского общества. Мы рассматриваем человеческий потенциал как всю факторную систему жизнеспособности общества, характеристику социальной общности в целом и отдельных ее социальных подсистем (региона, муниципального образования, социальной организационной системы, семьи) [3, с. 22]. Человеческий потенциал необходимо рассматривать как универсальную социально-экономическую категорию, интегрально характеризующую уровень и динамику развития различных социально-экономических систем. «Формирование человеческого потенциала представляется как форма социального развития, которое определяет расширение возможностей человеческого выбора и прогрессивные изменения социального статуса» [2, с. 59].

Еще в 1987 г эксперты Комитета Организации Объединенных Наций по планированию развития представили универсальные принципы социально-экономической

оценки общественного развития на различных уровнях проявления человеческого потенциала: здоровье, образование, трудовая деятельность. Проанализируем некоторые результаты исследований, различных социально-экономических школ. Сосредоточимся на анализе применяемых в последние годы универсальных методологических принципах оценки отдельных структурных компонентов человеческого потенциала.

Разработка экспертами ООН современных междисциплинарных принципов развития человеческого потенциала позволяет сформировать качественно новую, универсальную теорию развития потенциала человека, а также оценить общественный прогресс на уровне общества, региона, отдельной организации. В рамках данной системы социально-экономическая оценка отдельных структурных компонентов человеческого потенциала и трудоспособного человека понимается как оценка процесса непрерывного, сбалансированного образовательного роста, развития социальных потребностей и способностей, а также расширения человеческих возможностей [8, с. 8]. Исследователи применяют различные (порой взаимоисключающие) методики интеграции данных индексов (интегрированный индекс рассчитывается как среднеарифметическая сумма дохода, образования, долголетия). В рамках данных концепций развитие человеческого потенциала представляет собой в обобщенной форме, с одной стороны, процесс расширения человеческого выбора, с другой - отражает рост уровня благосостояния и качества жизни людей, образования, трудовых способностей человека. Сущность Концепции развития человеческого потенциала связана с реализацией принципа доступа населения к социальным возможностям (все люди изначально должны иметь равные социальные возможности). «Все ограничения, связанные с полом, расой, национальностью, классовой принадлежностью, происхождением, местом проживания, уровнем благосостояния и т.п., препятствующие обретению возможностей в экономической и политической жизни, должны быть ликвидированы с тем, чтобы люди могли участвовать в реализации этих возможностей и пользоваться их благами» [7, с. 294].

Методологическая ценность концепции заключается в том, что традиционный подход к оценке расширяется структурным компонентом деятельной реализации профессиональных возможностей трудоспособных субъектов, а также общей оценкой уровня возможностей социальной реализации человеческих способностей. В упрощенном контексте предлагается осуществлять оценку структурных компонентов человеческого потенциала через основные четыре системы социальной оценки: социально-экономического, социально-демографического, социокультурного, деятельностного человеческого потенциала населения. Рассмотрим данные системы в контексте специфического социально-экономического анализа.

1. Социально-экономический потенциал населения характеризует потребительную структурную подсистему социума. Данная подсистема связана с оценкой доступа человека к ресурсам, необходимым для обеспечения достойного удовлетворения социально-экономических потребностей населения, а также с оценкой уровня и качества жизни населения.

Социально-экономические потребности населения условно разделяются на две системные группы.

«Первая - система функциональных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление и функционирование трудового потенциала работников (это потребности субъекта труда как потребителя пищи, одежды, жилья)» [5, с. 143]. Вторая - система развивающихся потребностей. Удовлетворение данных потребностей создает условия для совершенствования человеческого потенциала населения. Развивающая система социально-экономических потребностей состоит из двух подсистем: 1) потребности в физическом труде; 2) потребности в творческом труде. В данный комплекс входят «потребности в управлении (координационной и организационной деятельности, направленной на достижение конечных трудовых целей); изобретательской, научной деятельности (по созданию нового, социально значимого знания); в образовании (деятельности по усвоению и обработке социально значимого знания); духовной культуре (осознании духовных, социально значимых культурных ценностей)» [4, с. 170]. Здесь актор выступает в роли собственника образовательного и интеллектуального человеческого потенциала.

По сути, предлагается уровень и качество жизни представить как базовый потребительный структурный компонент человеческого потенциала. Здесь оценка должна быть сосредоточена не только на анализе уровня жизни носителей человеческого потенциала, но и оценке их уровня потребительного развития (характеристика развития материальных и духовных потребностей). Эксперты ООН связывают качество жизни социума с ростом продуктивности деятельности субъектов. Рост качества жизни отражает процессы материального обогащения индивидов, что создает предпосылки для развития человеческих потребностей как показателя развития человеческого потенциала [10]. Социальная деятельность подразумевает преобразование внутренней среды социальной системы с целью ее обновления, а также изменения во времени и пространстве. В ней реализуется социально-экономический процесс разрешения противоречия между реальным и прогнозируемым состоянием отдельных социальных групп и общностей. Потребности в пище, одежде и жилье, как и потребности в образовании, управлении, культуре в новых условиях, должны рассматриваться в контексте общей системы социальных потребностей и социальной культуры людей, «которые можно удовлетворить при помощи развития человеческих ресурсов» [6, с. 36].

Таким образом, социально-экономический человеческий потенциал социума отражает, с одной стороны, доступ человека к ресурсам, необходимым для обеспечения достойного удовлетворения социально-экономических потребностей, с другой - уровень и структуру занятости населения, востребованость способностей населения на рынке труда. Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей социальной деятельности, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться в условиях высокого уровня качества жизни. В то же время человеческие потребности зависят не только от материальной обеспеченности человека. Они во многом отражают весь стиль жизни человека и определяются уровнем приобщенности человека к образованию, культуре и науке, творческой и общественной активностью, образовательным и интеллектуальным ростом, приобретением и приобщением к духовным ценностям, возможностями долгой и здоровой жизни.

2. Социально-демографический потенциал населения, оценка количественного состава человеческой совокупности, а также уровня физического и психологического здоровья человека. Последнее оценивается как возможность долгой, здоровой и активной жизни индивидов, не обремененных болезнями. Важнейшим положением концепции развития человеческого потенциала служит постулат о том, что сам человек, его здоровье является главным приоритетом и активным социальным субъектом всех процессов общественного развития на уровне общественной социальной системы, региона, отдельной организации, трудовой группы. Посредством данной системной оценки анализируется социальнодемографический потенциал человека. Применяются показатели измерения структуры населения, средней продолжительности ожидаемой жизни, института семьи, рождаемости и смертности. Дополняется оценка индикаторами состояния физического и социального здоровья населения.

Таким образом, концепция развития человеческого потенциала должна рассматривать общественный прогресс прежде всего через рост количественного состава человеческой совокупности. Уровень физического и социального здоровья человека представляется как основная цель и средство развития всякой социальной системы. Проектное обеспечение роста количественного состава населения и физического человеческого потенциала понимается как процесс непрерывного, сбалансированного развития социальной системы. Именно этот ключевой, основополагающий концептуальный постулат составляет ядро международной теории развития человеческого потенциала и формирует критерии социального прогресса общественной социальной системы, региона, отдельной организации, трудовой группы.

3. Социокультурный человеческий потенциал. Эта система связана с оценкой образовательного, интеллектуального и духовного развития как структурной подсистемы человеческого потенциала населения. Предлагается применять субъективную оценку возможности акторов непрерывно в течение всей жизни получать желаемые и профессионально необходимые знания. Социокультурный человеческий потенциал опредляется уровнем духовных ценностей человека, образования и особенностями менталитета, влияющего на образовательное развитие общества [1, с. 80]. В рамках данной системной оценки анализируется соотношение ценностей свободы, самостоятельности и независимости человека; покоя и защищенности; личная, групповая и общественная социальная ответственность. Должны применяться показатели измерения степени культурной интеграции разных групп и слоев, способности индивидов к социальным коммуникациям, эффективному взаимодействию для достижения социальных целей.

Между тем на практике образовательное развитие человеческого потенциала не всегда означает автоматическое общественное привлечение новых знаний и прогрессивное изменение социального статуса индивида. На самом деле важно не только обеспечить непрерывное обновление системы знаний акторов, но и создать условия для превращения образовательного человеческого потенциала в профессионально накопленный. По сути, образовательное и интеллектуальное развитие индивидуумов должно быть направлено на рост профессиональной мобильности, профессионального статуса человека,

включая и стадию вторичной социализации в системе общественного воспроизводства.

Таким образом, социокультурная форма человеческого потенциала характеризуется образовательным, интеллектуальным, культурным развитием трудоспособного человека. Последнее проявляется как развитие, которое определяет расширение возможностей человеческого выбора и прогрессивные изменения социального статуса (но уже по образовательно-профессиональному признаку). Образовательно-профессиональное расширение социальных возможностей человека означает не только рост профессиональных возможностей, но и повышение уровня культурных и мотивационных ценностей, социальной ответственности людей за судьбы своей семьи, трудового коллектива, общества и человечества в целом.

4. Деятельностный человеческий потенциал населения характеризует деятельностную способность общества или его отдельных групп. Позволяет оцениить расширение возможностей, уровень доступа человека к власти и возможности карьерного роста. Деятельностный человеческий потенциал определяется принципом возможности профессиональной реализации личности и «универсализма человеческих прав». Деятельностный подход к человеческому потенциалу определяет признание приоритета «роли и значения социокультурных норм в отношении социального накопления способностей человека, трансцендентности по отношению к природе культурных норм, способных блокировать определенные механизмы витального поведения» [12, с. 108]. Субстанцией развития социального «человеческого сознания - как родового, так и индивидуального - является не сама по себе деятельность, а развитие целостной деятельности» [11, с. 31] (характеризующейся социально-культурным и социально-экономическим действом).

Согласно данным принципам возможности карьерного роста, реализации вертикальной мобильности должны быть обеспечены не только нынешним, но и будущим поколениям. Деятельностный человеческий потенциал «выражается в активности, энергии и деловых качествах социальных акторов (индивидов, организаций и групп), преобладании инновационных или традиционных форм мышления и способов деятельности, а также объективных возможностях граждан свободно реализовать свои социальные и творческие потенции, вести активную, здоровую, полноценную жизнь» [9, с. 171]. Формирование деятельностного человеческого потенциала обеспечивается путем оптимизации социальной организации общества, демократизации социальных отношений, развития гражданского общества, целевого формирования инновационной энергии социума. Важно отметить, что возможности развития и в особенности реализации деятельнстного потенциала во многом зависят от того, насколько в обществе защищены и гарантированы права человека. В рамках данной системы оценки должны анализироваться уровень, структура, развитость социальноинновационной активности населения; инновационная энергия индивидов, их социальное настроение и способность к новаторской, инновационной деятельности. На наш взгляд, в рамках системы оценки деятельностного человеческого потенциала должны применяться показатели измерения готовности индивидов к инновационной деятельности, предпринимательскому риску (патернализму), ориентации на личный или коллективный успех, возможности социально-трудовой адаптации.

Развитие деятельностного человеческого потенциала должно осуществляться усилиями людей не только в интересах некоторых личностей, но и в интересах всей социальной системы. Люди должны иметь возможность и непосредственно действовать, «участвовать в процессе принятия решений и во всех процессах, влияющих на их жизнь. Именно в таких вопросах чрезвычайно высока роль гражданского общества, социальной политики и общественных организаций, развития, в котором правительства полностью подотчетны своим народам» [7, с. 291]. Деятельностный человеческий потенциал может оцениваться с помощью ряда взаимосвязанных показателей. В научной литературе мы находим попытки представить и использовать обобщенный комплексный показатель развития деятельностного человеческого потенциала общества. Так, Т. Заславская предлагает оценивать деятельностный человеческий потенциал по следующим системным параметрам - «масштабы, структура, развитость социальной, политической, предпринимательской и других видов социально-инновационной активности населения, его социальное настроение и способность к мобилизации» [9, с. 171]. Конкретизировать данные показатели можно в рамках рассмотрения системы качественного развития общества: анализ развития негосударственных некоммерческих организаций, становление гражданского общества и его структур, связь дополнительного или пожизненного обучения с предпринимательской успешностью человека, овладение наукоемкими, информационными и интеллектуальными технологиями профессии. Деятельностный компонент человеческого потенциала и демографический, социально-экономический и социокультурный человеческий потенциал взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому оценка деятельностной компоненты человеческого потенциала должна осуществляться в тесной связи с оценкой других его форм. По сути, деятельностный человеческий потенциал представляет собой важнейшее промежуточное звено между человеческим потенциалом и человеческим капиталом. Ведь именно он позволяет эффективно накапливать потенциальные возможности и способности человека в процессе его трудового взаимодействия, одновременно служит базовым фактором практической реализации социально-экономического развития общества, играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности общества.

Таким образом, деятельностный человеческий потенциал населения характеризует способность общества или его отдельных социальных систем к деятельностному социальному развитию. Деятельностный человеческий потенциал необходимо прежде всего оценивать по прогрессивным изменениям в самой человеческой жизнедеятельности. Общественный процесс формирования деятельностного человеческого потенциала не может исследоваться вне других компонентов человеческого потенциала: физического, образовательного, социально-культурного. Развитие общества - это не только непрерывное усложнение социальной организации общества, но и формирование человека с определенным набором физических, образовательных, мотивационно-деятельностных потенциальных возможностей (т.е. становление определенного уровня человеческого потенциала социума).

Обобщая вышеизложенное, можно представить интегрированные методологические подходы социальной

оценки человеческого потенциала. В самой обобщенной форме человеческий потенциал можно исследовать в аспекте количественных и качественных структурных компонентов. Каждый из структурных компонентов может иметь специфическую систему количественных и качественных показателей социально-экономической оценки.

Количественный параметр человеческого потенциала предполагает оценку социально-демографического потенциала населения. По данному параметру рассматривается изменение состава населения, относящегося к исследуемой социальной системе - общества, региона, муниципального образования, организации. Кроме анализа количественного состава населения по данному параметру могут анализироваться трансформации, связанные с количественными изменениями половой, возрастной структуры, гендерными различиями, семейно-брачными отношениями.

Качественный параметр имеет сложную структуру и состоит из нескольких подсистем, каждая из которых имеет свой комплекс показателей социально-экономической оценки ее развития.

Первая качественная подсистема человеческого потенциала - социально-экономический человеческий потенциал. Это уровень развития потребности и потребления населения (как носителя потребительной формы человеческого потенциала), доступа человека к ресурсам, необходимым для обеспечения достойного уровня и качества жизни. Оценка социально-экономического человеческого потенциала осуществляется через показатели оценки потребностей населения, а также качества жизни людей (уровень благосостояния и реальных доходов, доступность социальных и материальных благ, гарантированность соблюдения социальных прав, социальная и социально-экономическая защищенность).

Вторая качественная подсистема человеческого потенциала - физический человеческий потенциал (здоровье населения, способности к физическому труду). Оценка физического человеческого потенциала осуществляется через общие показатели физического уровня развития человека: уровень физического и психологического здоровья людей.

Третья качественная подсистема человеческого потенциала - социально-культурный человеческий потенциал. Это уровень потребительного развития населения, уровень качества его жизнедеятельности. Оценка социально-культурного человеческого потенциала осуществляется через образовательное и культурное развитие человека: 1) формальное образование, квалификация и профессионализм, востребованность образовательного потенциала; 2) базовые субъективные ценности, социальные нормы, принципы, представления, морально-нравственные убеждения, система мотивов социально-экономического действия.

Четвертая качественная подсистема человеческого потенциала - деятельностный человеческий потенциал. Это характеристика достигнутого уровня деятельного развития социума, деятельных возможностей общества, способности социума к саморазвитию, самосовершенствованию, самоадаптации. В то же время деятельностный человеческий потенциал является промежуточным компонентом между потенциальными возможностями человека и их социальным накоплением в форме человеческого капитала.

Оценка деятельностного человеческого потенциала осуществляется по различным показателям. Общие компоненты социальной оценки: уровень социально-экономических потребностей населения (общий показатель с социально-экономическим структурным компонентом человеческого потенциала); субъективные ценности, социальные нормы, принципы, представления, морально-нравственные черты (общий показатель с социально-культурным структурным компонентом человеческого потенциала). Специфические компоненты социальной оценки: 1) деловые качества, социально-мотивационная энергия населения (способности социума к саморазвитию, самосовершенствованию, самоадап-тации); 2) возможность населения реализовывать свои способности - среда деловой активности акторов труда (демократизация, экономическая культура, уровень развития гражданского общества).

Деятельностный человеческий потенциал и социально-экономический и социально-культурный компоненты человеческого потенциала тесно связаны и взаимозависимы. Данные структурные формы человеческого потенциала имеют некоторые общие показатели оценки. Падение в последние годы уровня социально-экономического человеческого потенциала привело не только к росту противоречий развития социально-культурного человеческого потенциала, но и приостановило рост деятельностного человеческого потенциала. Активизация деятельностного человеческого потенциала представляет собой процесс целевого побуждения к его динамичному развитию и саморазвитию. В новых условиях необходима оценка не только общепринятых форм человеческого потенциала (физической и образовательной), но также и деятельностного человеческого потенциала населения, процессов расширения возможностей, уровня демократических преобразований в той или иной социальной системе. Противоречия между структурными

компонентами социальной системы и общественным регулированием должны решаться демократическим путем. Социально-экономической целью общественного развития на любом уровне хозяйствования должно являться расширение демократического диапазона деятельностного выбора для человека в настоящее время и в будущих периодах развития.

1. Баландина Т., Быченко Ю. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 10.

2. Быченко Д.Ю. Методологические основы исследования человеческого потенциала // Известия Саратовского университета. 2011. Том 11. Вып. 2.

3. Лопухин В.Ю. Роль семьи в системе воспроизводства человеческих ресурсов России // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1 (25).

4. Даренков М.Ю. Потребительная форма человеческого потенциала современной проектно-ориентированной организации // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. 2009. № 2.

5. Даренков М.Ю. Совершенствование потребностей к труду персонала проектно-ориентированной организации: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2009.

6. Джой-Метьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. М., 2006.

7. Докторович А.Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования. М., 2003.

8. Заславская Т.И. Двадцать лет российской трансформации. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 3.

9. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., 2004.

10. Землянухина Н.С. Инвестиции в формирование человеческого капитала // Вестник СГСЭУ. 2005. № 10.

11. Кудрявцева В. Т., Уразалиева У. У. Развитие деятельности и ее самодетерминация // Вопросы философии. 2001. № 3.

12. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопросы философии. 2001. № 2.

УДК 316.334.3 Ю.Г. Быченко,

Л.В. Логинова

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Дается характеристика социального потенциала российского общества, уточняются его основные формы: физическая (социальное здоровье), образовательная (знание, умения, навыки, профессионализм), культурно-мотивационная (субъективные ценности, нормы, представления, социальные связи). Выявляются проблемы реализации социального потенциала российского общества в современных условиях. Предлагаются возможные пути более рационального использования и развития социального потенциала посредством мер социальной политики. Авторы обосновывают, что в современных условиях социальная политика должна рассматриваться как механизм развития социального потенциала. Доказывается, что на общественном уровне необходимы усиление социализации макроэкономики, институционализации социальной ответственности государства, совершенствование института социальной политики государства. Предлагаются направления совершенствования социальной политики: 1) оптимизация системы оплаты труда; 2) дифференциация налогообложения доходов; 3) активизация государства в деятельности по социальной защите семьи; 4) развитие системы социального контроля и обмена информацией между институтами государственной власти и гражданского общества; 5) совершенствование нормативного обеспечения института социальной политики (учет мировых социальных стандартов и встраивание нравственно-этического компонента в институт социальной политики).

Ключевые слова: социальный потенциал, дифференциация, демографическая политика, социальная политика, механизм социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.