Научная статья на тему 'Формирование установок родительства у студенческой молодежи средствами художественной кинематографии'

Формирование установок родительства у студенческой молодежи средствами художественной кинематографии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
СИНЕМАТЕРАПИЯ / РОДИТЕЛЬСТВО / РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ И УСТАНОВКИ / ФОКУС-ГРУППЫ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ «СУДЬБЕ ГЕРОЯ» / CINEMATHERAPY / PARENTHOOD / PARENTAL POSITION AND ATTITUDES / FOCUS GROUPS / EMPATHY FOR “THE FATE OF THE HERO”

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А.

Актуальность проблемы формирования родительских установок у молодежи связана с падением значимости родительства и неудовлетворительным уровнем родительской компетентности в воспитании детей. Целью исследования является апробация программы синематерапии, направленной на развитие представлений о родительской позиции и формирование родительских установок у студенческой молодежи в период вхождения во взрослость. В исследовании использовался методы наблюдения, контент-анализа, фокус групп, проективный метод (контент-анализ самоописания). Программа включала просмотр и последующее обсуждение участниками восьми художественных фильмов. Выборку составили 18 студентов возрасте 20-21 год. Результаты свидетельствуют о высокой эмоциональной включенности участников, активной ориентировке в событиях и поступках героев фильмов, существенном расширении представлений о родительстве и определенных сдвигах в самосознании участников, нашедших отражение в пересмотре позиции в отношении родительства, выстраивании жизненной перспективы с включением родительства как значимого источника личностного роста и принятие ответственности. Психологическими условиями эффективности разработанной программы синематерапии являются эмоциональное сопереживание и прослеживание «судьбы героя» в сравнительной рефлексии собственного опыта детско-родительских отношений, децентрация в ходе обсуждения поступков героев фильма, обобщение опыта переживания в символической форме в завершении каждой сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PARENTHOOD ATTITUDES IN STUDENT YOUTH BY MEANS OF ART CINEMATOGRAPHY

The relevance of the problem of the formation of parental attitudes in young people is associated with the decline in the importance of parenting and the unsatisfactory level of parental competence in raising children. The aim of the study is to test the cinematherapy program, aimed at developing ideas about the parental position and the formation of parental attitudes in student youth during adulthood. The study used methods of observation, content analysis, focus groups. The program included viewing and subsequent discussion by participants of eight feature films. The sample consisted of 18 students aged 20-21 years. The results indicate a high emotional involvement of the participants, an active orientation in the events and actions of movie heroes, a significant expansion of ideas about parenthood and certain shifts in the self-consciousness of the participants, reflected in the revision of their position regarding parenthood, building a life perspective with the inclusion of parenthood as a significant source of personal growth and acceptance of responsibility. The psychological conditions for the effectiveness of the developed cinematherapy program are emotional empathy and tracing of the “fate of the hero” in a comparative reflection of their own experience of parent-child relationships, decentration during the discussion of the actions of the characters of the film, generalization of the experience of the experience in a symbolic form at the end of each session.

Текст научной работы на тему «Формирование установок родительства у студенческой молодежи средствами художественной кинематографии»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК РОДИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ

Захарова Е.И.,

доктор психол. наук, доцент факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Карабанова О.А.,

доктор психол. наук, профессор факультета психологии

МГУ имени М.В. Ломоносова Старостина Ю.А.

кандидат психол. наук, психолог факультета психологии

МГУ имени М.В. Ломоносова

FORMATION OF PARENTHOOD ATTITUDES IN STUDENT YOUTH BY MEANS OF ART

CINEMATOGRAPHY

Zakharova E.,

Doctor of psychology, associate professor, Department of psychology Moscow State University named after M.V. Lomonosov

Karabanova O.,

Doctor of psychology, professor, Department of psychology Moscow State University named after M.V. Lomonosov

Starostina Yu.

PhD in Psychology, Psychologist, Faculty of Psychology Moscow State University named after M.V. Lomonosov

Аннотация

Актуальность проблемы формирования родительских установок у молодежи связана с падением значимости родительства и неудовлетворительным уровнем родительской компетентности в воспитании детей. Целью исследования является апробация программы синематерапии, направленной на развитие представлений о родительской позиции и формирование родительских установок у студенческой молодежи в период вхождения во взрослость. В исследовании использовался методы наблюдения, контент-анализа, фокус - групп, проективный метод (контент-анализ самоописания). Программа включала просмотр и последующее обсуждение участниками восьми художественных фильмов. Выборку составили 18 студентов возрасте 20-21 год. Результаты свидетельствуют о высокой эмоциональной включенности участников, активной ориентировке в событиях и поступках героев фильмов, существенном расширении представлений о родительстве и определенных сдвигах в самосознании участников, нашедших отражение в пересмотре позиции в отношении родительства, выстраивании жизненной перспективы с включением родительства как значимого источника личностного роста и принятие ответственности. Психологическими условиями эффективности разработанной программы синематерапии являются эмоциональное сопереживание и прослеживание «судьбы героя» в сравнительной рефлексии собственного опыта детско-родительских отношений, децентрация в ходе обсуждения поступков героев фильма, обобщение опыта переживания в символической форме в завершении каждой сессии.

Abstract

The relevance of the problem of the formation of parental attitudes in young people is associated with the decline in the importance of parenting and the unsatisfactory level of parental competence in raising children. The aim of the study is to test the cinematherapy program, aimed at developing ideas about the parental position and the formation of parental attitudes in student youth during adulthood. The study used methods of observation, content analysis, focus groups. The program included viewing and subsequent discussion by participants of eight feature films. The sample consisted of 18 students aged 20-21 years. The results indicate a high emotional involvement of the participants, an active orientation in the events and actions of movie heroes, a significant expansion of ideas about parenthood and certain shifts in the self-consciousness of the participants, reflected in the revision of their position regarding parenthood, building a life perspective with the inclusion of parenthood as a significant source of personal growth and acceptance of responsibility. The psychological conditions for the effectiveness of the developed cinematherapy program are emotional empathy and tracing of the "fate of the hero" in a comparative reflection of their own experience of parent-child relationships, decentration during the discussion of the actions of the characters of the film, generalization of the experience of the experience in a symbolic form at the end of each session.

Ключевые слова: синематерапия, родительство, родительская позиция и установки, фокус-группы, сопереживание «судьбе героя».

Keywords: cinematherapy, parenthood, parental position and attitudes, focus groups, empathy for "the fate of the hero".

Актуальность исследования определена усиливающейся тенденцией к снижению значимости родительства и уровня психолого-педагогической компетентности для молодых людей на фоне формирования представлений о родительстве как угрозе для самореализации и психологического благополучия (1; 2). Помимо семейного опыта значительную роль в формировании родительских установок играет кинематография, ресурсный потенциал для решения задачи самоопределения молодежи в отношении семьи и родительства не исследованы в полной мере Низкий уровень готовности к родительству современной молодежи; особенности представлений о родительтсве, выступающей в качестве ориентировочной основы родительской деятельности; дисгармоничность представлений о будущем родительстве должны стать точкой приложения психологического воздействия, с целью их гармонизации, а одной из перспективных форм - синематерапия. Исследования показали, что синематерапия в области разрешения семейных проблем оказывается весьма эффективной, особенно для молодежи (3; 4; 5).

Цель исследования - апробация программы синематерапии, направленной на развитие представлений о родительской позиции и детско-роди-тельских отношениях и формирование родительских установок у студенческой молодежи в период вхождения во взрослость.

Методы: метод наблюдения, контент-анализа, фокус -групп, проективный метод (проективный рисунок). Программа включала просмотр и последующее обсуждение участниками групповой работы восьми специально отобранных отечественных и зарубежных художественных фильмов, содержание которых было связано с темой родительства и детско-родительских отношений. Критериями отбора стали высокий художественный уровень произведения, наличие в сюжете фрагментов «эффективного» и деструктивного поведения родителей. После каждого просмотра в ходе группового обсуждения впечатлений от просмотренного художественного произведения формулировались тезисы, отражающие его основное смысловое содержание (фокус-группы). Участники имели возможность обсудить события и поступки

героев произведения, обосновать свою позицию в столкновении с иными точками зрения. В конце каждой сессии участникам предлагалось в рисунке или девизе выразить главную идею фильма. Работа проводилась в рамках курса «Психология родительства» в соответствии с учебным планом факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в качестве участников выступили 18 студентов факультета в возрасте 20-21 лет, не изучавшие ранее психологию семьи и родительства в иных учебных курсах и не имеющие опыта собственного родительства. Выборку составили 15 девушек и 3 юноши. Свое впечатление от просмотра фильма и последующего обсуждения участники оформляли в виде письменного отчета. Полученные описания были подвергнуты контент анализу, результаты которого позволяют определить эффект психологического воздействия просмотра и последующего обсуждения.

Результаты. На рис.1 представлены основные категории высказываний респондентов, отражающие эффект воздействия программы. Самая большая доля высказываний (64,11%) касалась указаний на расширение представлений о родительской деятельности и системе детско-родительских отношений. Визуализация событий и поступков героев, создаваемая яркими художественными образами, открывает возможности эмоционального сопереживания, прослеживания последствий того или иного родительского действия во временной перспективе, что создает условия для выделения причинно-следственных связей; пересмотра собственных установок в результате действия механизма эмпатии, сочувствия вызывающему симпатию герою убедительность выводов, обогащения представлений о средствах реализации родительской деятельности, сравнения используемых стратегий. Последующее обсуждение фильма на фокус-группе обеспечивает возможность децентрации как способности соотнести различные суждения и оценки действий, мотивов, установок и ценностей героев, высказываемые участниками группы.

Рисунок 1. Распределение категорий высказываний участников, полученное методом контент-анализа

5,97%

16,51%

1,14%

Расширение пред

I Свидетельства кс высказываний

I Рефлексия стнсш (оценочные сужд

Личностная вклю

Следующей по частоте высказываний категорией стала личностная включенность (16.51%), выражающаяся в заинтересованности и эмоциональной вовлеченности в просмотр и обсуждение фильма. В 11,19% случаях высказываний касаются выражения личного отношения к разворачивающимся событиям и поступкам героев. Это отношение участники имели возможность выразить и в последовавшем обсуждении, что помогало им не просто осознать собственную позицию в отношении родительства, но и изменить свое отношение к ро-дительству, занять адекватную позицию в оценке стиля воспитания, реализуемого героями фильмов.

Результаты контент-анализа высказываний участников эксперимента о своих впечатлениях от просмотра фильма в ходе последующего обсуждения свидетельствуют об их личностной включенности в анализ «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) кинопроизведения (16.51%). Они становятся не просто пассивными зрителями, принимающими те или иные суждения и действия героев киноленты. Эмоциональный отклик, возникающий в ответ на происходящее, побуждает участников к активной ориентировке в происходящих событиях и отношениях героев, свидетельством которой становятся развер-

■ родительская позиция Мотивация родительства

■ Семейный конфликт семейные отношения

■ Средства воспитания

■ Личнотные качества родителей

Воссоздание истории героя в форме сопереживания его судьбе позволяет зрителю прочувствовать и осознать психолоеическую коллизию в определенном заданном создателем фильма ключе, сохраняя, тем не менее, широкие возможности личностного осмысления и интерпретации увиденного. Мы столкнулись с феноменом проекции, когда кинофильм актуализирует осознание зрителем собственной жизненной ситуации, причем в ряде случаев отмечалось изменение прежнего взгляда на детско-родительские отношения и родительскую

нутые рассуждения, в которых мы видим стремление обосновать свою позицию, декларация собственных ценностных приоритетов, определяющих личностную позицию автора, выражение сочувствия героям и «примеривание на себя» условий, в которых вынуждены действовать герои фильмов. Наличием или отсутствием такой внутренней работы участники исследования значимо различаются ^-критерий = 0,930; р = 0,000).

В единичных случаях (5.97%) были зафиксированы существенные личностные изменения, заключающиеся в пересмотре своей позиции в отношении родительства, трансформации жизненной перспективы и открытии для себя родительства как возможной сферы самореализации.

Результаты анализа эффекта психологического воздействия в аспекте расширения представлений о родительстве как открытии нового благодаря просмотру и обсуждению фильмов представлены на рис.2. (приведено распределение категорий высказываний в ответ на вопрос, что нового для себя открыл респондент в ходе работы группы).

Рис. 2. Распределение категорий высказываний в самоотчетах, характеризующих феномен ро-дительства и родительскую деятельность

0,689

■ Изменение образа жизни Готовость к родительству

■ Усилия

■ Функции родительские

■ Последствия

■ Ценностные приоритеты родит

роль. Важным открытием для ряда участников (5, 40%) стала специфдкн со циальной позиции и роли родителя как ответственности за развитие и благополучие ребенка. «Я поняла «что родитель в первую очередь... именно родитель, а не друг», «Я сделал для себя вывод о необходимости соблюдения социальных ролей в семье, если родитель не может быть взрослым - взрослым станет ребенок, что легко может ему навредить» М.А., «Для меня стало открытием то, что родитель (хороший) не

6,666

всегда равноправный друг» Б.М., «Что надо не бояться того, что твои дети будут тебя ненавидеть, но идти против их желаний, если это им во благо» М.В., «быть родителями - значит уметь не только быть другом для своих детей, но также уметь сказать «нет», запретить, иногда нару-гать» Л.Н. Осознание того, что на родителе лежит ответственность за жизнь и благополучие ребенка приводит к пониманию особых прав, которыми он обладает: «Родитель - не тот, кто родил, а тот, кто берет на себя эту ответственность» С.Е., «Для меня стало открытием видение родительской власти» С.А., «От твоих секундных решений, действий, слов, зависит, какими они (дети) станут людьми», «дети в конце концов осознают роль родителя, понимают, почему те так или иначе поступают, и принимают их выбор» Б.А. «в интересах ребенка необходимо все же быть родителем -взрослым, внимательным и ответственным человеком» Ш.Д.

Большое внимание было уделено родительской любви и условиям ее возникновения, - «Для меня стало открытием то, что с каждым ребенком счастья преумножается» С.А., « восхищает непомерная сила духа Надежды и ее безграничная любовь к детям, выражающаяся в самопожертвовании и самоотречении» М.А.,«Я сделал для себя вывод о том, что любовь - это действие» Т.М., « истинная любовь бескорыстна» Н.С. События, представленные в фильмах, создали возможность поднять вопрос о природе родительской любви. Многие участники в ходе обсуждения пересмотрели свои взгляды на биологическую природу материнской любви, ее изначальную преформирован-ность. Бурное обсуждение развернулось по поводу тезиса о том, что «ребенка можно полюбить».

Открытием для многих участников стало то, что родительство, как любой другой вид деятельности требует серьезных усилий, успешность которых зависит от мотивации, целей и средств, возникло представление о феномене психологической готовности к родительству: «мне понравилось, как главные герои от совсем не готовых к статусу «Родители» постепенно пришли к этому» Д.Р.», «Я сделала для себя вывод о том, что трудно быть родителем и этому всё время надо учиться» Д.Р.,«утвердилась в мысли о том, что дети - это действительно сложно» СЛ., «я увидела, как сложно родителям этих детей заслужить их доверие и уважение», «Чтобы стать семьей нужен большой душевный труд и терпение, причем с обеих сторон» Ш.Д. Содержание фильмов заставило понять, что семейное счастье не возникает само собой, а есть результат активных усилий всех членов семьи, что особенно важно в связи с тенденцией идеализации родительства, широко распространенной у молодежи ( ). Это открытие привело к размышлению о мотивации родительской деятельности: «Если честно, то новым для меня стало возникновение после этого фильма вопроса: а какая мотивацияродительства? До этого я сильно не задумывалась о том, что для того, чтобы быть мамой нужна мотивация» М.В.

Большое число высказываний касалось содержательного описания родительских функции:

«отец защищает своего ребенка от внешних угроз» С.Е., «Для меня стало новым «правило», ..., всегда будьрядом(сребенком)» Д.Р., «понравилось стремление главной героини понять внутренний мир подопечных, готовность говорить с ними на равных, принимать их» С.Л., «Родитель может дать ребенку гораздо больше, чем просто хорошие манеры и общие принципы жизни. В его силах научить ребенка мыслить, делать выводы, самовыражаться, саморегулироваться, создавать что-то новое. Увы, часто родители забывают об этом и сводят свои задачи к уходу за ребенком и к пресеканию его опасных/аморальных намерений» П.Д.. В то же время необходимо отметить, что фокус внимания был сосредоточен на функциях воспитания, обучения, психологической поддержки. Проблемы, связанные с уходом за ребенком, остались на периферии сознания участников, что делает неполным представление о родительских функциях.

Ценностные приоритеты родителя респонденты связывают с самопожертвованием, любовью, заботой о детях: «Мать готова на все ради детей, ценит их любовь и заботу»Х.М., «Для меня стало открытием то, что возможность отца переступить через своии страхи ради сына» Т.М., «Можно во многом себе отказывать ради, отдавать им себя всю и это будет приносить настоящее счастье» Ш.Д.

В художественных фильмах были представлены разнообразные формы родительства - одинокое, многодетное, приемное. Открытие вариативности родительства участниками расширило их представления о семье и воспитании детей: «Честно говоря, я даже не представляла, что бывают такие семьи» С.Е., «Приемное родительство - это настоящая бескорыстная отдача и много любви»С.А., «Для меня стало открытием то, что можно родить и воспитывать 10!!!» М.А.,

Осознание целей родительства направило ориентировку участников на рефлексию средств и последствий воспитания, а также на стиль семейного функционирования: «вывод о важности терпимости, принятия и контакта в семье для ее цельности и сплоченности», «..вывод о том, что подходы к воспитанию могут быть разными, как и учить детей можно разному», «важно уметь слышать своих детей и быть с ними честными» М.А., «Для меня было открытием то, что доверие строится на контакте, что он необходим, чтобы оно сформировалось, хотя и не достаточен» Н.С., «открытием во время просмотра для меня, как ни странно стала довольно очевидная вещь - необходимость зрительного контакта в диалоге» С.Л., «вывод о том, что даже если родитель знает, что любит своих детей, ему необходимо показывать это доступными для понимания ребенка способами» Л.Н., «Не стоит решать за него, стоит помочь понять, почему ваше решение должно быть полезным» Ш.Д.; «любовью и заботой можно добиться очень много»; «Я впервые увидела наглядно,

как влияют разногласия в семье на детей и их поведение - это ужасно» С.А., «у такого типа воспитания есть весомый недостаток (1.1.15): вероятно дети, выросшие в такой семье, будут гиперо-тветственны, слишком серьезны и утратят свободолюбие, детскую непосредственность и веселость» Ш.С.

Особенности развития и поведения детей относительно редко упоминаются респондентами, причем, как правило, в контексте конфронтации ребенка с родителями: «Как девочка в подростковом возрасте не может понять чувства других!» Х.М., «...Что, видимо, дело не в убеждениях как таковых, а в том, что поведение и декларируемые взгляды служат способом борьбы или привлечения внимания» С.А.

14,814

6,172 8,641

41 975

Сравнительный анализ категорий убедительно свидетельствует о том, что разработанная программа синематерапии оказалась достаточно эффективной для пересмотра позиции (18,52%), осознания необходимости принятия ответственности (8,64%), внесения корректив в жизненную перспективу (7,4%) личностного роста (6,17%) и признания родительства источником личностного роста (14,82): «Я сделал для себя вывод о важности семейных взаимоотношений для полноценного наполнения жизни и о ценности ответственности для становления человека и личностного роста», «вывод о возможной важности и плодотворности такого вида самореализации, как родительство» М.А., «не страшно быть к становлению родителем неподготовленным, если ты готов развиваться в этом плане» С.Л.«вывод о том, что дети растут вместе с родителями, и иногда дети воспитывают родителей, показывая им нечто новое, то, что они до этого не замечали» С.Ш., «вывод о том, что решение стать родителем должно быть самостоятельно принятым, взвешенным», «Важно думать не только о том, как тебе с/без детей, а о том, как им с тобой», «Самое ценное, во что только можно вложить - это будущее ребенка» П.Д.

Опыт использования художественной кинематографии в решении задачи формирования установок эффективного родительства свидетельствует о

Методом контент-анализа были выделены категории высказываний, свидетельствующих об изменении самосознания участников: пересмотр позиции, выстраивание жизненной перспективы, принятие ответственности, личностный рост и признание родительства источником личностного роста (рис.3).

Прежде всего отметим, что изменение отношений к родительству связано с обращением к собственному семейному опыту (42% высказываний), который может оцениваться и как позитивный, и как негативный, а может просто стать базой для рефлексии значения и содержания родительства.

Рис.3 Распределение категорий высказываний, отражающих изменение самосознания участников группы

■ Обращение к свое опыту

■ Признание его по:

■ Признание его не1

■ Пересмотр позиц1 Выстраивание пер

■ Принятие отвестве

■ Личностный рост

■ Признание родите

перспективности разработки этого направления. Воплощенные в ярких художественных образах формы реализации родительства, особенности семейных отношений, средства воспитания ребенка, вызывают эмоциональных отклик участников, способствуя активизации ориентировки и потребности осознать собственную позицию в отношении роди-тельства. Субъектная личностно-пристрастная позиция участников реализуется как единство сопере-живания-рефлексии-децентрации и инициирует процесс развития самосознания молодого человека. В результате у значительного числа участников были зафиксированы существенные изменения установок в отношении родительства и внутренней позиции, повлекшие за собой преобразования жизненной перспективы и планов реализации родительской роли.

Выводы

1. Разработана и успешно апробирована программа синематерапии, направленная на формирование адекватных и гармоничных представлений современной молодежи о родительстве, образа эффективного родительства.

2. Психологическими условиями эффективности программы являются эмоциональное сопереживание и прослеживание «судьбы героя» в сравнительной рефлексии собственного опыта детско-

родительских отношений, децентрация в ходе обсуждения поступков героев фильма, обобщение опыта переживания в символической форме в завершении каждой сессии.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-01213\19 «Роль художественной кинематографии в формировании установки на реализацию родительской деятельности и образа эффективного родительства у современной молодежи»)

Список литературы

1. Захарова Е.И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - № 1. - С. 44-49.

2. Долгих А. Г., Захарова Е. И. Содержание и степень гармоничности представлений о материнстве и отцовстве в юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2018. — № 2. — С. 89-99.

3. Bierman, J.S. (2003) Group Cinematherapy as a Treatment Modality for Adolescent Girls. Residential Treatment For Children & Youth. 21(1), 1-15. 10.1300/J007v21n01_01

4. Sharp, C., Smith, J.V. & Cole, A. (2010) Cinematherapy: Metaphorically promoting therapeutic change, 269-276. Retrieved from: https://doi.org/10.1080/09515070210140221. (accessed May 6, 2018). doi: 10.1080/09515070210140221

5. Zakharova E.I., Karabanova O.A. (2018) A modern view of how to apply film therapy. National Psychological Journal, 11(2), 57-65

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОГНИТИВНЫХ АСПЕКТОВ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО СТУДЕНТОВ

Лебедева Е.В.

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, канд. психол. наук, доцент

RELATIONSHIP OF CAREER ORIENTATIONS AND COGNITIVE ASPECTS OF IMAGE OF

PROFESSIONAL FUTURE OF STUDENTS

Lebedeva E.

Russian State Vocational Pedagogical University, Department of Psychology of Education and Professional Development, Associate Professor, Ph.D psychol. sciences, associate professor

Аннотация

В статье рассматриваются структурные компоненты образа профессионального будущего, раскрыто содержание когнитивного компонента и его значение в процессе прогнозирования и проектирования карьерной траектории будущего специалиста. Приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи карьерных ориентаций и когнитивных характеристик образа профессионального будущего студентов педагогического вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ N 18-013-01119а «Субъективный образ профессионального будущего на этапе профессиональной подготовки».

Abstract

The article discusses the structural components of the image of a professional future, reveals the content of the cognitive component and its significance in the process of forecasting and designing the career path of a future specialist. The results of an empirical study of the relationship of career orientations and cognitive characteristics of the image of the professional future of students of a pedagogical university are presented.

* The work was supported by the RFBR grant N 18-013-01119a "The subjective image of the professional future at the stage of professional training".

Ключевые слова: образ профессионального будущего, образ профессии, образ профессионала, профессиональная идентичность, карьерные ориентации.

Keywords: image of a professional future, image of a profession, image of a professional, professional identity, career orientation.

Нестабильность, динамизм и непредсказуемость актуальной социально-экономической ситуации обусловили возрастание интереса к проблеме прогнозирования и проектирования образа будущего на стадии получения профессионального образования. Технологизация производства, изменение структуры занятости, расширение профессиональных функций, обновление образовательных и

профессиональных стандартов порождают у молодых людей неуверенность в своём профессиональном будущем.

Отмечаемая в работах Э.Ф. Зеера и Э.Э Сы-манюк «асимметрия будущего», характеризующая восприятие молодыми людьми возможностей жизненного и профессионального самоосуществления, проявляет себя в расхождении прогноза и реально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.