Логачева Е.А.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) Южно-Российский государственный политехнический университет
(НПИ) имени М.И. Платова.
Формирование установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи в образовательной среде
Вопрос о здоровье молодого поколения является крайне актуальным, он многогранен и рассматривается в разных аспектах. Молодое поколение является будущим прогрессом России. Молодежь - это те, кто будет строить и развивать наше общество в ближайшие десятилетия. Их идеи, энергия и мотивация способны привнести новые технологии, инновации и изменения в различные сферы жизни.
Однако, для того чтобы молодое поколение стало настоящим прогрессом, необходимо создать условия, которые позволят им реализовать свой потенциал. Это включает в себя: доступ к качественному образованию; возможности для профессионального роста; поддержку предпринимательства и инноваций; собственное участие в принятии решений, затрагивающих их будущее.
Разные авторы, дают многочисленные понятия, раскрывая категорию студенческой молодежи, но общим является, то, что это - «особая возрастная и социальная группа, от 18 до 25 лет». Чапкович Ж.А. выделяет группу студенчества рядом социальных особенностей: «высокий образовательный уровень и познавательная мотивация, социальная активность и стремление к самореализации, сочетание интеллектуальной, творческой и физической деятельности» [1]. В то же время молодежь одновременно выступает и объектом, и субъектом своего процесса социализации, это период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей [2].
Анализ литературного материала позволяет сделать вывод о множестве проблем, связанных с современной системой образования в России.
Главной является недостаточная ориентация всей системы Российского образования (от детского сада до вуза) на здоровьесбережение и формирование азов здорового образа жизни учащихся [3], [4].
А так же многочисленные исследования, посвященные сохранению здоровья студентов, открывают недостатки в организации здоровьесбе-режения системы высшего и среднего профессионального образования. Во-первых, существует тревожная тенденция снижения уровня физической подготовленности и активности студентов, приводящая в дальнейшем к серьезному ухудшению их здоровья [5], [6], [7]. Во-вторых, не проводится качественный мониторинг физического, психического и эмоционального здоровья молодого поколения [8]. В-третьих, имеется недостаток воспитательных и профилактических мероприятий по возникновению различных заболеваний [9].
В процессе обучения у студентов здоровье не только не улучшается, а, наоборот, наблюдается ухудшение. Более того, последние исследования подтверждают эту тенденцию, показывая, что всего лишь 12% молодых людей в России отдают предпочтение здоровому образу жизни [10, с 49]. Этот показатель является чрезвычайно низким и вызывает серьезную озабоченность.
Принятые программы по сохранению здоровья в современной системе образования зачастую сводятся только к информированию, обучению и убеждению студентов, в свою очередь, для формирования установок на ведения здорового образа жизни, является недостаточным [11, с. 45].
Осознанное и целенаправленное выполнение физических упражнений для укрепления здоровья в процессе обучения в вузе предполагает дисциплина «Физическая культура и спорт». Однако согласно учебному плану это дисциплина только один или два раза в неделю, что по скромным расчетам повышает двигательную активность не более чем на 20%, в свою очередь это низкий показатель [12, с. 15].
Гипотеза нашего исследования, заключается в том, что система образования играет ключевую роль в формировании установок на здоровый образ жизни у молодежи. Образовательные учреждения имеют уникальную возможность влиять на молодых людей и помочь им осознать важность здорового образа жизни.
Образовательная среда образовательного учреждения должна выступать связующим звеном между внутренней сущностью молодой лично-
сти и окружающей ее действительностью, а так же условием и средством оздоровительной организации своего досуга [2, с. 18]. Согласование потребностей молодой личности с требованиями правильно организованной образовательной среды связано как со сменой смысловых установок, так и с рефлексией своих ценностных ориентиров.
На наш взгляд, чтобы система образования действительно сыграла положительную роль в формировании установок на здоровый образ жизни, во многом зависит от организации и создания научно-обоснованной, эффективной молодежной политики образовательной среды, которая помогает реализовать культурный и образовательный потенциал молодежи и самого образовательного учреждения. Включить студенческую молодежь в общественные процессы и превратить в мощную силу развития нашего общества [13, с. 22].
Важно разработать специальные программы и стратегии, которые будут включать в себя все аспекты здоровья и активно вовлекать студентов в процесс формирования здоровых привычек. Также необходимо учесть различные потребности и особенности молодежи, чтобы обеспечить эффективность таких программ.
Система образования должна стать мощным инструментом в борьбе с ухудшением здоровья молодежи и способствовать формированию установок на здоровый образ жизни, в свою очередь у нее есть возможность:
- предоставлять информацию о правильном питании и физической активности и других аспектах здоровья в виде курсов, лекций;
- организовывать семинары, тренинги и другие практические мероприятия, нацеленные на осознанность важности здоровья;
- создать условия для развития физической активности, предлагать спортивные программы, тренировки и возможность для участия в соревнованиях.
На наш взгляд в создании такой эффективной молодежной политики образовательной среды, выступает разработка концепции здоровьесбе-регающего образования. Целью, которой, является «опривычивание» здорового образа жизни и утверждение его - как обыденность, который в свою очередь становится мощным фактором личностного и государственного экономического роста.
Таким образом, в рамках нашей концепции, образовательная среда образовательного учреждения формирует в себе три блока: спортивный;
КОНЦЕПЦИЯ ЗДОЮБЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БЛОКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТЕДЫ
СПСРШЕНЬШ
сиоршЕяын мер-шя; группы здоровья; сенпнн пс видам спорта участие в сшрглкналая; сдача норм ГТО
фондирование поттебности
В СИСТЕМАТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ и спитом, В ЗДОРОВОМ ДОСУГЕ
РАЗБИТИЕ КОМПЛЕКСНЫХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ ЕАБЯРЬБУС
основными
ФАКТОРАМИ РИС КА НИЗ
НА.УЧНО-МЕТОДИЧЕСЕИЙ
ЭЛЕКТИВНЫЕ курсы Е ОСГПСГН
ЭОЖ;
иоиферЕшшн. форумы и др.; разрабоакан реалымпня (■диалога пншнннинв ЧЕрв сета
САМОИ АЛ ИЗ АЦЛИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОЛОДОЙ ЛИЧНОСТИ
(ИДОИШИтЛШЫИ
практические курсы. :нхн:-::.рЕ-:. тренинги: разной напранденнопн в области оздоровления и ;треш1Евкн -здоровья
ПРИОБРЕТЕНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
щдптвдшх 1ЕЕБТИЧЕСЕИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ МЕР
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИХ НИЗ
СНИЖЕНИЕ ЭКОНО- СОЦИАЛЬНАЯ УЛУЧШЕНИЕ УЛУЧШЕНИЕ
ЗАТРАТНА МИЧЕСКИЙ СТАБИЛЬНОСТЬ 0ШЗС8АНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ
1ДМВООКРАНЕНИЕ РОСТ БЕЗОПАСНОСТИ
ЗДОРОВАЯ МОЛОДЕЖЬ - ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ ВАЗОВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВА
Рисунок 1. Схема взаимодействия блоков образовательной среды. Источник: составлено автором.
научно-методический; оздоровительный. На рисунке 1 представлена схема взаимодействия блоков образовательной среды. Каждый блок решает свои задачи.
Такое взаимодействие всех соучастников образовательной среды, позволяет расширить круг общения и взаимопонимания, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, оказывает помощь в решения научных, педагогических, социальных задач образовательного учреждения. Создает реальные условия для самосовершенствования, самообразования, адекватного самопознания значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения молодой личности.
В итоге можно говорить об успешном принятии и закреплении установок на здоровый образ жизни всех соучастников образовательной среды. Несомненно, взгляды и ценности, сформированные в период студенчества, не остаются неизменными на протяжении всей жизни. Личный опыт и социальные изменения вносят свои коррективы, которые невозможно предвидеть. Однако, ориентации, усвоенные в молодости, не могут исчезнуть без следа. Некоторые из них могут стать бессознательными установками, которые влияют на повседневное поведение человека.
Нами выявлены и сформированы основные положения положительного влияния здорового образа жизни молодежи на развитие государство:
1. Экономический рост. Здоровая молодежь способна работать более продуктивно и эффективно, что способствует экономическому развитию государства. Они имеют больше энергии и сил для работы, что может привести к повышению производительности и инноваци-онности.
2. Снижение затрат на здравоохранение. Здоровая молодежь имеет меньше вероятность развития хронических заболеваний и более высокую иммунную систему. Это позволяет снизить затраты на лечение и медицинское обслуживание, что является значительным экономическим выгодой для государства.
3. Улучшение общественной безопасности. Здоровая молодежь менее склонна к участию в преступной деятельности и нарушениям общественного порядка. Они могут быть активными членами общества, вносящими свой вклад в развитие и стабильность государства.
4. Улучшение образования. Здоровая молодежь имеет лучшие показатели успеваемости и обучаемости. Они более концентрированы, энергичны и способны лучше усваивать знания и навыки. Это может привести к повышению уровня образования и качества рабочей силы в государстве.
5. Социальная стабильность. Здоровая молодежь способна связываться со своими социальными окружениями и создавать положительные отношения, что способствует созданию гармоничного общества. Они могут быть активными участниками политической и социальной жизни, способствуя развитию демократии и укреплению гражданского общества.
Таким образом, инвестиции в молодое поколение и забота о его будущем - это не только инвестиции в прогресс России, но и в саму страну. Молодые люди являются ключевым ресурсом для развития нашей страны, и поддержка их здоровья и развития будет способствовать процветанию всего общества.
Список литературы:
1. Чапкович Ж.А., Ревякина В.И. Профессиональная социализация студентов в процессе физического воспитания: теория и практика / Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 179-183.
2. Логачева Е.А. Роль образовательного пространства в формировании установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи / Физическая культура, спорт и туризм в высшем профессиональном образовании: науч. тр. XXIII-ей Всеросс. науч. - практ. конф. студ., асп., молодых ученых, г. Ростов-на-Дону - п. Новомихайловский, 24 мая 2012 г. / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2012. С. 17-20.
3. Мелешкова Н.А., Урусов Г.К. Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 39. С. 195-201.
4. Кирилов К.А., Дмух О.В., Осипов А.Ю. Формирование здорового образа жизни студентов в социально-образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 203-206.
5. Дьяконова Т.М., Шайдарова И.В. Условия формирования качества жизни студентов различных учебных отделений в системе высшего профессионального образования / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 8 (126). С. 55-61.
6. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 88-90.
7. Лебединский В., Койпышева Е., Рыбина Л. и др. Возрастная динамика изменений физического состояния у девочек дошкольного возраста, школьниц и студентов, проживающих в условиях Восточной Сибири / Физическое воспитание студентов. 2017. №6. P.280-286.
8. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 37-40.
9. Чуб Л.С. Здоровый образ жизни, как фактор формирования здоровья подрастающего поколения / Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2018. № 59 (4). С. 350-352.
10. Усачева Л.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 46-59.
11. Бараковских К.Н., Котельников С.А. Здоровьесберегающие технологии в сфере образования / Здоровьесбереже-ние как инновационный аспект современного образования: материалы Международной студенческой электронной научнопрактической конференции, Екатеринбург, 18 апреля 2014 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2014. С. 46-48.
12. Авксентьев E.H. Формирование готовности студентов педагогических вузов в физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. Наук. Чебоксары, 2004. 22 с.
13. Логачева Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 16.05.2014: утв. 8.12.2014 / Логачева Екатерина Александровна. - Ростов н/Д: ФГАОУВПО «ЮФУ», 2014. 36 с.
Bibliography
1. Chapkovich Zh.A., Revyakina V.I. Professional socialization of students in the process of physical education: theory and practice / Bulletin of Tomsk State University. 2017. № 420. P. 179-183.
2. Logacheva E.A. The role of educational space in the formation of attitudes towards a healthy lifestyle among students / Physical culture, sports and tourism in higher professional education: scientific. tr. XXIII All-Russian. scientific - practical conf. student, graduate student, young scientists, Rostov-on-Don - Novomikhailovsky village, May 24, 2012 / Rost. state economy University (RINH). - Rostov-on-Don, 2012. P. 17-20.
3. Meleshkova N.A., Urusov G.K. Pedagogical support for the formation of a healthy lifestyle of students in the educational process of the university / Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2017. № 39. P. 195-201.
4. Kirilov K.A., Dmukh O.V., Osipov A.Yu. Formation of a healthy lifestyle of students in the social and educational environment of the university // Problems of modern pedagogical education. 2018. № 60-4. P. 203-206.
5. Dyakonova T.M., Shaidarova I.V. Conditions for the formation of the quality of life of students of various educational departments in the system of higher professional education / Scientific Notes of the University. P.F. Lesgafta. 2015. № 8 (126). P. 55-61.
6. Kochieva E.R. Formation of a healthy lifestyle in a modern student environment / Vector of science of Tolyatti State University. Series: Pedagogy, psychology. 2014. № 4 (19). P. 88-90.
7. Lebedinsky V., Koipysheva E., Rybina L. et al. Age dynamics of changes in physical condition in preschool girls, schoolgirls and students living in Eastern Siberia / Physical education of students. 2017. № 6. P.280-286.
8. Vorobyova I.N. Theoretical foundations for the formation of motivational-value attitude of schoolchildren to a healthy lifestyle through physical culture / Vector of science of Tolyatti State University. Series: Pedagogy, psychology. 2014. № 1 (16). P. 37-40.
9. Chub L.S. Healthy lifestyle as a factor in shaping the health of the younger generation / Problems of modern pedagogical education. Series: pedagogy and psychology. 2018. № 59 (4). P. 350-352.
10. Usacheva L.V. Formation of a healthy lifestyle for students / Science and practice in education: electronic scientific journal. 2021. № 5 (7). P. 46-59.
11. Barakovskikh K.N., Kotelnikov S.A. Health-saving technologies in the field of education / Health-saving as an innovative aspect of modern education: materials of the International Student Electronic Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, April 18, 2014 / Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Ros. state prof.-ped. University", 2014. P. 46-48.
12. Avksentyev E.H. Formation of readiness of students of pedagogical universities in physical culture and sports activities: abstract of thesis. diss. ...cand. ped. Sci. Cheboksary, 2004. 22 p.
13. Logacheva E.A. Healthy lifestyle of student youth in a medium-sized Russian city: abstract. dis. ...cand. social Sciences: 22.00.04: protected 05.16.2014: approved. 12/8/2014 / Logacheva Ekaterina Aleksandrovna. - Rostov n/a: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Southern Federal University", 2014. 36 p.