Научная статья на тему 'Формирование установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи в образовательной среде'

Формирование установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая молодежь / образовательная среда / здоровьесберегающее образование / физическая культура и спорт / здоровый образ жизни / student youth / educational environment / health-saving education / physical culture and sport / healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Логачева Е.А.

В статье рассмотрены особенности развития студенческой молодежи, как социально-демографической и социокультурной категории, взаимосвязь процессов её развития с процессом развития общества. Раскрыты недостатки российской системы образования в формировании установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи. Представлена концепция здоровьесберегающего образования, с позиции здоровьесберегающих технологий, направленных на смену жизненных установок и закрепление их в рамках здорового образа жизни. Сформированы основные положения влияния здорового образа жизни студенческой молодежи на развитие государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Логачева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming attitudes to lead a healthy lifestyle in the educational environment

The article considers the peculiarities of the development of student youth as a socio-demographic and socio-cultural category, the interrelation of the processes of its development with the process of society development. The shortcomings of the Russian education system in the formation of attitudes to a healthy lifestyle of student youth are revealed. The concept of health-saving education is presented from the position of health-saving technologies aimed at changing life attitudes and fixing them in the framework of a healthy lifestyle. The main provisions of the influence of healthy lifestyle of student youth on the development of the state are formed.

Текст научной работы на тему «Формирование установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи в образовательной среде»

Логачева Е.А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) Южно-Российский государственный политехнический университет

(НПИ) имени М.И. Платова.

Формирование установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи в образовательной среде

Вопрос о здоровье молодого поколения является крайне актуальным, он многогранен и рассматривается в разных аспектах. Молодое поколение является будущим прогрессом России. Молодежь - это те, кто будет строить и развивать наше общество в ближайшие десятилетия. Их идеи, энергия и мотивация способны привнести новые технологии, инновации и изменения в различные сферы жизни.

Однако, для того чтобы молодое поколение стало настоящим прогрессом, необходимо создать условия, которые позволят им реализовать свой потенциал. Это включает в себя: доступ к качественному образованию; возможности для профессионального роста; поддержку предпринимательства и инноваций; собственное участие в принятии решений, затрагивающих их будущее.

Разные авторы, дают многочисленные понятия, раскрывая категорию студенческой молодежи, но общим является, то, что это - «особая возрастная и социальная группа, от 18 до 25 лет». Чапкович Ж.А. выделяет группу студенчества рядом социальных особенностей: «высокий образовательный уровень и познавательная мотивация, социальная активность и стремление к самореализации, сочетание интеллектуальной, творческой и физической деятельности» [1]. В то же время молодежь одновременно выступает и объектом, и субъектом своего процесса социализации, это период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей [2].

Анализ литературного материала позволяет сделать вывод о множестве проблем, связанных с современной системой образования в России.

Главной является недостаточная ориентация всей системы Российского образования (от детского сада до вуза) на здоровьесбережение и формирование азов здорового образа жизни учащихся [3], [4].

А так же многочисленные исследования, посвященные сохранению здоровья студентов, открывают недостатки в организации здоровьесбе-режения системы высшего и среднего профессионального образования. Во-первых, существует тревожная тенденция снижения уровня физической подготовленности и активности студентов, приводящая в дальнейшем к серьезному ухудшению их здоровья [5], [6], [7]. Во-вторых, не проводится качественный мониторинг физического, психического и эмоционального здоровья молодого поколения [8]. В-третьих, имеется недостаток воспитательных и профилактических мероприятий по возникновению различных заболеваний [9].

В процессе обучения у студентов здоровье не только не улучшается, а, наоборот, наблюдается ухудшение. Более того, последние исследования подтверждают эту тенденцию, показывая, что всего лишь 12% молодых людей в России отдают предпочтение здоровому образу жизни [10, с 49]. Этот показатель является чрезвычайно низким и вызывает серьезную озабоченность.

Принятые программы по сохранению здоровья в современной системе образования зачастую сводятся только к информированию, обучению и убеждению студентов, в свою очередь, для формирования установок на ведения здорового образа жизни, является недостаточным [11, с. 45].

Осознанное и целенаправленное выполнение физических упражнений для укрепления здоровья в процессе обучения в вузе предполагает дисциплина «Физическая культура и спорт». Однако согласно учебному плану это дисциплина только один или два раза в неделю, что по скромным расчетам повышает двигательную активность не более чем на 20%, в свою очередь это низкий показатель [12, с. 15].

Гипотеза нашего исследования, заключается в том, что система образования играет ключевую роль в формировании установок на здоровый образ жизни у молодежи. Образовательные учреждения имеют уникальную возможность влиять на молодых людей и помочь им осознать важность здорового образа жизни.

Образовательная среда образовательного учреждения должна выступать связующим звеном между внутренней сущностью молодой лично-

сти и окружающей ее действительностью, а так же условием и средством оздоровительной организации своего досуга [2, с. 18]. Согласование потребностей молодой личности с требованиями правильно организованной образовательной среды связано как со сменой смысловых установок, так и с рефлексией своих ценностных ориентиров.

На наш взгляд, чтобы система образования действительно сыграла положительную роль в формировании установок на здоровый образ жизни, во многом зависит от организации и создания научно-обоснованной, эффективной молодежной политики образовательной среды, которая помогает реализовать культурный и образовательный потенциал молодежи и самого образовательного учреждения. Включить студенческую молодежь в общественные процессы и превратить в мощную силу развития нашего общества [13, с. 22].

Важно разработать специальные программы и стратегии, которые будут включать в себя все аспекты здоровья и активно вовлекать студентов в процесс формирования здоровых привычек. Также необходимо учесть различные потребности и особенности молодежи, чтобы обеспечить эффективность таких программ.

Система образования должна стать мощным инструментом в борьбе с ухудшением здоровья молодежи и способствовать формированию установок на здоровый образ жизни, в свою очередь у нее есть возможность:

- предоставлять информацию о правильном питании и физической активности и других аспектах здоровья в виде курсов, лекций;

- организовывать семинары, тренинги и другие практические мероприятия, нацеленные на осознанность важности здоровья;

- создать условия для развития физической активности, предлагать спортивные программы, тренировки и возможность для участия в соревнованиях.

На наш взгляд в создании такой эффективной молодежной политики образовательной среды, выступает разработка концепции здоровьесбе-регающего образования. Целью, которой, является «опривычивание» здорового образа жизни и утверждение его - как обыденность, который в свою очередь становится мощным фактором личностного и государственного экономического роста.

Таким образом, в рамках нашей концепции, образовательная среда образовательного учреждения формирует в себе три блока: спортивный;

КОНЦЕПЦИЯ ЗДОЮБЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БЛОКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТЕДЫ

СПСРШЕНЬШ

сиоршЕяын мер-шя; группы здоровья; сенпнн пс видам спорта участие в сшрглкналая; сдача норм ГТО

фондирование поттебности

В СИСТЕМАТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ и спитом, В ЗДОРОВОМ ДОСУГЕ

РАЗБИТИЕ КОМПЛЕКСНЫХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ ЕАБЯРЬБУС

основными

ФАКТОРАМИ РИС КА НИЗ

НА.УЧНО-МЕТОДИЧЕСЕИЙ

ЭЛЕКТИВНЫЕ курсы Е ОСГПСГН

ЭОЖ;

иоиферЕшшн. форумы и др.; разрабоакан реалымпня (■диалога пншнннинв ЧЕрв сета

САМОИ АЛ ИЗ АЦЛИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОЛОДОЙ ЛИЧНОСТИ

(ИДОИШИтЛШЫИ

практические курсы. :нхн:-::.рЕ-:. тренинги: разной напранденнопн в области оздоровления и ;треш1Евкн -здоровья

ПРИОБРЕТЕНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

щдптвдшх 1ЕЕБТИЧЕСЕИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

РАЗВИТИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ МЕР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИХ НИЗ

СНИЖЕНИЕ ЭКОНО- СОЦИАЛЬНАЯ УЛУЧШЕНИЕ УЛУЧШЕНИЕ

ЗАТРАТНА МИЧЕСКИЙ СТАБИЛЬНОСТЬ 0ШЗС8АНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ

1ДМВООКРАНЕНИЕ РОСТ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗДОРОВАЯ МОЛОДЕЖЬ - ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ ВАЗОВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВА

Рисунок 1. Схема взаимодействия блоков образовательной среды. Источник: составлено автором.

научно-методический; оздоровительный. На рисунке 1 представлена схема взаимодействия блоков образовательной среды. Каждый блок решает свои задачи.

Такое взаимодействие всех соучастников образовательной среды, позволяет расширить круг общения и взаимопонимания, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, оказывает помощь в решения научных, педагогических, социальных задач образовательного учреждения. Создает реальные условия для самосовершенствования, самообразования, адекватного самопознания значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения молодой личности.

В итоге можно говорить об успешном принятии и закреплении установок на здоровый образ жизни всех соучастников образовательной среды. Несомненно, взгляды и ценности, сформированные в период студенчества, не остаются неизменными на протяжении всей жизни. Личный опыт и социальные изменения вносят свои коррективы, которые невозможно предвидеть. Однако, ориентации, усвоенные в молодости, не могут исчезнуть без следа. Некоторые из них могут стать бессознательными установками, которые влияют на повседневное поведение человека.

Нами выявлены и сформированы основные положения положительного влияния здорового образа жизни молодежи на развитие государство:

1. Экономический рост. Здоровая молодежь способна работать более продуктивно и эффективно, что способствует экономическому развитию государства. Они имеют больше энергии и сил для работы, что может привести к повышению производительности и инноваци-онности.

2. Снижение затрат на здравоохранение. Здоровая молодежь имеет меньше вероятность развития хронических заболеваний и более высокую иммунную систему. Это позволяет снизить затраты на лечение и медицинское обслуживание, что является значительным экономическим выгодой для государства.

3. Улучшение общественной безопасности. Здоровая молодежь менее склонна к участию в преступной деятельности и нарушениям общественного порядка. Они могут быть активными членами общества, вносящими свой вклад в развитие и стабильность государства.

4. Улучшение образования. Здоровая молодежь имеет лучшие показатели успеваемости и обучаемости. Они более концентрированы, энергичны и способны лучше усваивать знания и навыки. Это может привести к повышению уровня образования и качества рабочей силы в государстве.

5. Социальная стабильность. Здоровая молодежь способна связываться со своими социальными окружениями и создавать положительные отношения, что способствует созданию гармоничного общества. Они могут быть активными участниками политической и социальной жизни, способствуя развитию демократии и укреплению гражданского общества.

Таким образом, инвестиции в молодое поколение и забота о его будущем - это не только инвестиции в прогресс России, но и в саму страну. Молодые люди являются ключевым ресурсом для развития нашей страны, и поддержка их здоровья и развития будет способствовать процветанию всего общества.

Список литературы:

1. Чапкович Ж.А., Ревякина В.И. Профессиональная социализация студентов в процессе физического воспитания: теория и практика / Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 179-183.

2. Логачева Е.А. Роль образовательного пространства в формировании установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи / Физическая культура, спорт и туризм в высшем профессиональном образовании: науч. тр. XXIII-ей Всеросс. науч. - практ. конф. студ., асп., молодых ученых, г. Ростов-на-Дону - п. Новомихайловский, 24 мая 2012 г. / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2012. С. 17-20.

3. Мелешкова Н.А., Урусов Г.К. Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 39. С. 195-201.

4. Кирилов К.А., Дмух О.В., Осипов А.Ю. Формирование здорового образа жизни студентов в социально-образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 203-206.

5. Дьяконова Т.М., Шайдарова И.В. Условия формирования качества жизни студентов различных учебных отделений в системе высшего профессионального образования / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 8 (126). С. 55-61.

6. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 88-90.

7. Лебединский В., Койпышева Е., Рыбина Л. и др. Возрастная динамика изменений физического состояния у девочек дошкольного возраста, школьниц и студентов, проживающих в условиях Восточной Сибири / Физическое воспитание студентов. 2017. №6. P.280-286.

8. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 37-40.

9. Чуб Л.С. Здоровый образ жизни, как фактор формирования здоровья подрастающего поколения / Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2018. № 59 (4). С. 350-352.

10. Усачева Л.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 46-59.

11. Бараковских К.Н., Котельников С.А. Здоровьесберегающие технологии в сфере образования / Здоровьесбереже-ние как инновационный аспект современного образования: материалы Международной студенческой электронной научнопрактической конференции, Екатеринбург, 18 апреля 2014 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2014. С. 46-48.

12. Авксентьев E.H. Формирование готовности студентов педагогических вузов в физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. Наук. Чебоксары, 2004. 22 с.

13. Логачева Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 16.05.2014: утв. 8.12.2014 / Логачева Екатерина Александровна. - Ростов н/Д: ФГАОУВПО «ЮФУ», 2014. 36 с.

Bibliography

1. Chapkovich Zh.A., Revyakina V.I. Professional socialization of students in the process of physical education: theory and practice / Bulletin of Tomsk State University. 2017. № 420. P. 179-183.

2. Logacheva E.A. The role of educational space in the formation of attitudes towards a healthy lifestyle among students / Physical culture, sports and tourism in higher professional education: scientific. tr. XXIII All-Russian. scientific - practical conf. student, graduate student, young scientists, Rostov-on-Don - Novomikhailovsky village, May 24, 2012 / Rost. state economy University (RINH). - Rostov-on-Don, 2012. P. 17-20.

3. Meleshkova N.A., Urusov G.K. Pedagogical support for the formation of a healthy lifestyle of students in the educational process of the university / Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2017. № 39. P. 195-201.

4. Kirilov K.A., Dmukh O.V., Osipov A.Yu. Formation of a healthy lifestyle of students in the social and educational environment of the university // Problems of modern pedagogical education. 2018. № 60-4. P. 203-206.

5. Dyakonova T.M., Shaidarova I.V. Conditions for the formation of the quality of life of students of various educational departments in the system of higher professional education / Scientific Notes of the University. P.F. Lesgafta. 2015. № 8 (126). P. 55-61.

6. Kochieva E.R. Formation of a healthy lifestyle in a modern student environment / Vector of science of Tolyatti State University. Series: Pedagogy, psychology. 2014. № 4 (19). P. 88-90.

7. Lebedinsky V., Koipysheva E., Rybina L. et al. Age dynamics of changes in physical condition in preschool girls, schoolgirls and students living in Eastern Siberia / Physical education of students. 2017. № 6. P.280-286.

8. Vorobyova I.N. Theoretical foundations for the formation of motivational-value attitude of schoolchildren to a healthy lifestyle through physical culture / Vector of science of Tolyatti State University. Series: Pedagogy, psychology. 2014. № 1 (16). P. 37-40.

9. Chub L.S. Healthy lifestyle as a factor in shaping the health of the younger generation / Problems of modern pedagogical education. Series: pedagogy and psychology. 2018. № 59 (4). P. 350-352.

10. Usacheva L.V. Formation of a healthy lifestyle for students / Science and practice in education: electronic scientific journal. 2021. № 5 (7). P. 46-59.

11. Barakovskikh K.N., Kotelnikov S.A. Health-saving technologies in the field of education / Health-saving as an innovative aspect of modern education: materials of the International Student Electronic Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, April 18, 2014 / Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Ros. state prof.-ped. University", 2014. P. 46-48.

12. Avksentyev E.H. Formation of readiness of students of pedagogical universities in physical culture and sports activities: abstract of thesis. diss. ...cand. ped. Sci. Cheboksary, 2004. 22 p.

13. Logacheva E.A. Healthy lifestyle of student youth in a medium-sized Russian city: abstract. dis. ...cand. social Sciences: 22.00.04: protected 05.16.2014: approved. 12/8/2014 / Logacheva Ekaterina Aleksandrovna. - Rostov n/a: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Southern Federal University", 2014. 36 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.