Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном пространстве учебного заведения среднего российского города'

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном пространстве учебного заведения среднего российского города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / СРЕДНИЙ РОССИЙСКИЙ ГОРОД / MIDDLE RUSSIAN CITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачева Екатерина Александровна

В представленной статье рассматриваются проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи среднего российского города, которые остаются достаточно неисследованным слоем российской молодежи. На основе конкретного социологического материала обосновывается положение о влиянии на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи физической культуры и спорта как наиболее доступного и имеющего традиции в городском пространстве вида досуговой деятельности молодежи. Показаны отличительные характеристики сформированности установок здорового образа жизни различных групп студенческой молодежи, которые были выявлены по результатам анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of healthy lifestyle of the student young people in the educational space of the educational institution the average Russian town

The problems of forming of healthy way of life of student young people of the middle Russian city, which remains the unexplored enough layer of the Russian young people, are examined in the presented article. student youth. On the basis of concrete sociological material position is grounded about influence on forming of healthy way of life of student young people of physical culture and sport, as most accessible and having traditions in city space, type of dosugovoy activity of young people. Distinctive features of forming attitudes of healthy life-style of different groups student young people are shown, witch were found out by results of questionnaire.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном пространстве учебного заведения среднего российского города»

Социология образования и воспитания

Е.А. Логачева преподаватель Каменского института (филиала) ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова*

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном пространстве учебного заведения среднего российского города

В современном глобализируемом мире общепринятым стало утверждение, что молодое поколение, вступая в жизнь, сталкивается с разнообразными социальными преградами, ему приходится реализовывать жизненные интенции в условиях неопределенности. Описанная ситуация схематично обозначает ломку, разрушение традиционных представлений о жизненных траекториях молодого поколения, о том, как молодежь социально взрослеет, и о том, какие жизненные ценности и установки предстоит реализовать молодежи, чтобы осознать себя активными членами сообщества.

Российская молодежь как социально-демографическая и социокультурная группа испытывает немалые риски, связанные как с ростом неопределенности, утратой прежних социализационных траекторий, так и с тем, что ей приходится преодолевать новые трудности, связанные с распространением алкоголизма, суицидальности, наркомании и других асоциальных трендов. Российской студенческой молодежи, вступающей во взрослую жизнь, приходится «включаться в соревнование» по доступу к социальным ресурсам, отягощенную тем обстоятельством, что в обществе не выработалось представление о том, какой должна быть молодежь и что общество ожидает от молодежи. Тематика исследования имеет значимое место в социальных процессах современного общества, и ее актуальность не вызывает сомнений.

В научной литературе, посвященной проблемам ЗОЖ, в том числе и ЗОЖ студенческой молодежи, наметилось много направлений, из них медико-биологическое базируется на научно обоснованных санитарных нормах, и ЗОЖ рассматривается как гигиеническое поведение. Экологизм и медикализм в понимании

* Логачева Екатерина Александровна, e-mail:ьKatys1778@yandex.ru

здорового образа жизни влияют и на его трактовку как способа целенаправленной деятельности человека. Рассмотрение универсализма образа жизни определяется принятием формулы единого действия для молодежи, в то время как не рассматривается совокупность существенных черт, характеризующих те или иные способы жизнедеятельности различных социальных групп.

В психолого-педагогическом направлении уделяется значимая роль формированию сознанию, поведению, мотивационно-ценностному отношению личности, способствующим сохранению и укреплению здоровья. Большое внимание уделяется валеологизации системы образования.

В философско-социологическом направлении (здесь ЗОЖ рассматривается как глобальная социальная проблема) особое место отводится интегральному показателю культуры личности и обществу в целом. Работы М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги нацелены на то, чтобы выявить социальное самочувствие в контексте ЗОЖ, отношение молодежи к ЗОЖ как ценности. В этом направлении рассматриваются проблемы структуры и динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, в работах ЗОЖ обозначается в качестве «подчиненного» логике инструментализма, достижения жизненных целей и воспринимается как идеальное состояние, зависимое от конкретных условий жизни. Таким образом, ЗОЖ вводится в жизненные планы студенческой молодежи среднего российского города на уровне установки на «общее состояние» человека, слабо связанное с будущей социальной и профессиональной карьерой.

Значимые достижения содержатся в работах Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, которые, исследуя процессы социальной интеграции молодежи, рассматривают ЗОЖ как способ нейтрализации социальных рисков и оптимизации интеграционных усилий. Согласно позиции авторов, ЗОЖ выступает важнейшим критерием социального развития молодежи, так как связан с показателями социального самочувствия, удовлетворенности условиями жизни и оценкой жизненных перспектив.

Г.А. Чередниченко, анализируя социальные ориентации российской студенческой молодежи, приходит к выводу, что, вступая в самостоятельную жизнь, молодежь осуществляет свои социальные ориентации и профессиональные намерения в конфликтной социальной среде. Так как система профессионального образования и формирует трудовые навыки, и передает ценностные ориентации, речь идет не только о когнитивных и профессиональных ценностях, но и о ЗОЖ в качестве инкорпорированного социального капитала.

В нашем понимании социологические подходы (структурно-

л

функционалистский - Ю.А. Зубок, В.И. Чупров , социально ориентационный - Г.А. Чередниченко2, социально-диагностический -М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги3), сравнивая ЗОЖ с состоянием и идеалами молодежи, показывают, что имеется в виду образ жизни как совокупность существенных черт, дифференцирующих молодежь и имеющих характер социальной нормы. ЗОЖ как повседневному этосу противостоит концепция социального индивида, в которой содержится недооценка образа жизни как формирующего жизненные стратегии и обеспечивающего социальную ресурсность индивида фактора.

Как мы видим, проблематика ЗОЖ носит междисциплинарный научный характер, но причина предпочтения аналитики сформировавшихся подходов в социологической мысли заключается в том, что только социологический инструментарий направлен на выявление социальности, типичных форм социального воспроизводства, организации социального бытия, под который и подводится в нашем понимании ЗОЖ. Недостаточно рассмотрен и исследован вопрос о роли системы профессионального образования в формировании ЗОЖ студенческой молодежи. В какой степени образовательное пространство образовательного учреждения способствуют формированию ЗОЖ молодого человека? Является ли образовательное пространство образовательного учреждения средой, формирующей ценностные мировоззренческие представления молодежи о ЗОЖ?

По нашему мнению, фиксируется определенный разрыв между имеющимися прикладными разработками и уровнем социологического анализа. Для того чтобы разрешить проблемную ситуацию, требуется рассмотрение ЗОЖ как социально-аналитического конструкта, позволяющего выявить общие тенденции, особенности и специфику в социальном поведении и развитии студенческой молодежи.

Мы считаем, что система профессионального образования, а именно образовательное пространство образовательного учреждение, и есть тот социальный институт, который играет главенствующую роль в корректировке и конструировании основного каркаса образа и стиля жизни студенческой молодежи.

Оценка роли образовательного пространства в формировании у студенческой молодежи системы реализации ЗОЖ во многом определяется в том, как сами студенты понимают суть этого явления и как оценивают свою позицию. По результатам авторского социологического исследования превалирующая часть респондентов

1

Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М., 2007. 288 с.; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001. 229 с.

2 Чередниченко Г.А. Молодежь России: Социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб., 2004. 504 с.

3 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010. 592 с.

(51,1 %) для качественного показателя ЗОЖ выбирает занятия физической культурой и спортом (табл. 1).

Предположительно наибольшая часть студенческой молодежи занимается физической активностью, но проанализировав ответы на вопрос «Занимаетесь ли Вы сейчас спортом, в какой-либо секции?», наблюдается расхождение с представлениями студентов о ведении ЗОЖ и их настоящем образе жизни. Студенты, которые давно занимались и занимаются сейчас 17,3 % и 16,5 % которые стали заниматься со времени учебы, - это всего 33,8 % занимающихся от всех опрошенных. А превышающая в 2 раза часть (66,2 %) не занимается вообще.

Таблица 1

Динамика ответов на вопрос «Как вы думаете, чего в первую очередь надо придерживаться, чтобы Ваш образ жизни был

здоровым?», %

Варианты ответов Процент опрошенных (средний)

Занятия физической культурой и спортом 51,1

Развитие психологического, духовного здоровья 3,2

Не курить, не употреблять алкоголь, наркотики 30,1

Соблюдать правильное, сбалансированное питание 4,6

Закаливание, пребывание на воздухе 5,9

Дружелюбие, беззаботность, отсутствие врагов 4,1

Регулярные консультации, советы врачей 0,9

Проанализировав ответы на первый вопрос, получается, что доминирующая часть студентов знают о воспитательно-оздоровительном эффекте от занятий физической культурой, но сами не занимаются, можно предположить, что у них не хватает знаний, умений и навыков в этой области. Но как же так, ведь именно физическая культура присутствует в жизни каждого студента еще с малолетнего возраста (с садика, со школы и т.д.), напрашивается вывод, что занятия физической культурой не велись на должном уровне. Ведь задача каждого педагога не только оздоровление и закаливание детского организма, но и воспитание, и привитие к двигательной активности сознательную потребность и принятие ее как ценностную доминанту своего образа жизни.

Получается, что студенческая молодежь выделяет физическую культуру как основную составляющую ЗОЖ и понимает ее роль в

формировании ЗОЖ, но наибольшая часть студентов (66,2 %) вообще не занимаются физической культурой.

В чем же причина, может быть в образовательном пространстве учебного заведения, является ли ЗОЖ нормой для данной образовательной среды, приоритетом в сознании участников образовательного пространства. Играет ли дисциплина «физическая культура» в определенном учебном заведении важную и должную роль - формирование установок на ЗОЖ студенческой молодежи? Рассмотренное соотношение доли занимающихся студентов физической культурой и незанимающихся в разных учебных заведениях (рисунок) показывает, что влияние образовательного пространства на формирование установок ЗОЖ студентов очень значительное.

I I - студенты, не занимающиеся физическим воспитанием I I - студенты, занимающиеся физическим воспитанием

В образовательном учреждении КПК (Каменский педагогический колледж) превалирующая часть студентов (88,5 %) занимаются физическим воспитанием, а в остальных учебных заведениях -Каменск-Шахтинском медицинском колледже (КШМК), Каменском химико-технологическом техникуме (КХМТ), Каменском техникуме строительства и автосервиса (КТСиА), Каменском институте (филиале) ЮРГТУ(НПИ) (КИ(ф)ЮРГТУ(НПИ)) - эта часть студентов не превышает 35 %. Следует отметить, что студенты КПК имеют профессиональную направленность в области физической культуры и спорта, в области профилактики и оздоровления организма и находятся в таком социальном пространстве, где составляющие ЗОЖ и ЗОЖ в целом являются приоритетом жизненных убеждений всей участников образовательного пространства, что впоследствии

отражается на жизненных приоритетах и образе жизни самих студентов.

Ответы на вопрос «Изменился ли Ваш интерес к физической культуре за время обучения в вашем образовательном учреждении?» (табл. 2) показали, что среди учащихся КПК ни у одного студента интерес к физической культуре не снизился и у наибольшей части студентов, в отличие от остальных учебных заведений, он повысился (73,1 %).

Предположительно у студентов КПК занятия физическим воспитанием являются нормой их образа жизни, что опять указывает на влияние должного подхода организаторов учебного процесса к занятиям физической культуры. Студенты КХМТ и КШМК разделились приблизительно одинаковыми частями между «повысился» и «остался без изменений». А наибольшая часть студентов КИ(ф)ЮРГТУ и КТСиА убеждены, что их интерес остался без изменений, возможно, в этих учебных учреждениях система внедрения и формирования ЗОЖ слабая.

Таблица 2

Динамика ответов на вопрос «Изменился ли Ваш интерес к физической культуре за время обучения в вашем образовательном учреждении?», %

Варианты ответов Процент опрошенных

К ПК КХ МТ К ШМК КТ СиА КИ(ф)Ю РГТУ

Повысился 73 ,1 50 ,0 со 4 31, 6 29,3

Остался без изменений 26 ,9 45 ,2 8 4 50, 0 59,8

Снизился 0, 0 4, 8 3, 2 7,9 11,0

Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека, оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и социального благополучия человека. В среднем, по мнению большинства студентов - 53,1 % (табл. 3), важнее в реальной жизни физическое здоровье, на втором месте -психическое - 24,9 %, на третьем - социальное здоровье - 17,2 % и на четвертом - нравственное - 4,8 %. И опять же прослеживается парадокс студенческого мнения о физическом здоровье и практических занятиях студентов физическим воспитанием.

Таблица 3

Динамика ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, важнее в реальной жизни?», %

Варианты ответов Процент опрошенных

По вузам С редни й

ПК К ХМТ К ШМК К ТСиА КИ (ф) ЮРГТУ

Социальное здоровье ,7 2 1,4 9,7 2 8,9 18 ,3 1 7,2

Физическое здоровье 1,5 4 2,9 61, 3 5 0,0 50 ,0 5 3,1

Психическое, духовное здоровье 6,9 3 1,0 22, 6 1 8,4 25 ,6 2 4,9

Нравственное здоровье ,8 4 ,8 6,5 2, 6 6, 1 4 ,8

Заметно отличаются ответы студентов КПК и КШМК от остальных опрошенных студентов, они образуют наибольшую часть студентов, для которых важнее в реальной жизни физическое здоровье, это подтверждает влияние профессиональной направленности студентов на сформированность убеждений респондентов.

«Что же важнее для здоровья?» - для наибольшей части студентов (45,2 %) главное для здоровья - «вести ЗОЖ, постоянно работать над собой», вторая наибольшая часть студентов (37,0 %) убеждены, что «иметь здоровье от природы» и есть основная составляющая здоровья. Остальные (11,9 %) согласны с мнением «жить на природе, в экологически чистой среде», а 5,9 % уверены, что «возможность пользоваться достижениями медицины» и есть то самое здоровье. Мнение молодежи совпадает с научно доказанным фактом, что образ жизни - есть главный фактор воздействия на состояние здоровья, это говорит о том, что наибольшая часть студентов убеждены, что качество здоровья во многом зависит от них самих, а значит, знают, какой вред здоровью наносит себе сам человек, не придерживаясь норм зОж.

Отвечая на вопрос «Трудно ли придерживаться принципов ЗОЖ?», половина студентов (47,9 %) уверены, ЗОЖ - дело незатруднительное, другая часть (27,4 %) считают ЗОЖ затруднительной задачей, а остальные (24,7 %) затрудняются ответить на этот вопрос.

Большая часть студентов считают ведение ЗОЖ незатруднительной задачей, но почему же они не придерживаются элементарных правил здоровья, т.е. не уделяют время на

двигательную активность, где уверенность, что они придерживаются остальных принципов ЗОЖ.

Вот, например, на вопрос «Во время прогулок в свободное время я не прочь приобрести бутылочку пива или баночку коктейля?» (табл. 4) по полученным данным хорошо видно, что студенты КПК и КШМК во время прогулок не приобретают спиртные напитки. Можно предположить, что содержательный характер их образа жизни менее предрасположен к распитию алкогольных напитков или они хорошо осведомлены об их вреде.

Таблица 4

Динамика ответов на вопрос «Во время прогулок в свободное время я не прочь приобрести бутылочку пива или баночку

коктейля», %

Варианты ответов Процент опрошенных

По вузам

К ПК КХ МТ КШ МК КТ СиА КИ (ф) ЮРГТУ

Да, это так 0 ,0 11, 9 0,0 26, 3 18,3

Не всегда 3 8,5 45, 2 58,1 39, 5 45,1

Нет, не приобретаю 6 1,5 42, 9 41,9 34, 2 36,6

Ответы на вопрос «Во время встречи со своими друзьями употребляете ли Вы слабоалкогольные напитки?» показали, что в среднем только 25,1 % студентов в свое свободное время могут обходиться без спиртных напитков, можно предположить, что у них и их друзей здоровый досуг, 24,7 % не могут отдыхать без спиртных напитков, а остальные 50,2 % студентов периодически употребляют спиртные напитки. Эти цифры говорят о том, что наибольшая часть молодежи уже привыкла к распитию слабоалкогольных напитков и не замечает в этом отклонений от нормы в своем образе жизни, а в летнее время вообще употребляет их для утоления жажды.

Отвечая на вопрос «Каких людей больше: ведущих или не ведущих ЗОЖ?», только 14,6 % студентов уверены, что людей, ведущих ЗОЖ, больше, 40,6 % студентов убеждены, что больше людей, не ведущих ЗОЖ и сильно не вредящих себе, а 44,8 % студентов считают, что в современном мире больше людей, ведущих нездоровую жизнь, имеющих вредные привычки. Получается всего лишь шестая часть студентов (14,6 %) рассуждают, что наше общество

придерживается норм ЗОЖ, а остальные уверены, что большинство людей имеют привычки не ЗОЖ. Взаимосвязь между обществом и развитием молодежи очень тесна, какие ценности и приоритеты у современного общества, т.е. мы с вами сформируем у молодежи сегодня, такие ценности и приоритеты она и будет воспроизводить в следующих поколениях.

Подводя итоги формирования ЗОЖ студенческой молодежи среднего российского города, можно увидеть отличительные характеристики учебных заведений. В учебных заведениях, где студенты в образовательном пространстве получают более многогранную базу в области физической культуры, в области профилактических и оздоровительных мероприятий, где ЗОЖ является нормой и приоритетом жизненных убеждений всех участников образовательного пространства, у этих респондентов образ жизни, наиболее приближенный к нормам ЗОЖ.

На наш взгляд, сохраняющиеся традиции формирования ЗОЖ в студенческой среде постепенно утрачиваются в условиях дефицита доступных социальных благ и неразвитости социализационных структур среднего российского города. Поэтому так остро стоит вопрос, с одной стороны, формирования модели здорового образа жизни в образовательном пространстве учебного заведения, которая была бы и могла бы охватить оптимальное число студенческой молодежи, являясь демократичной, доступной и одновременно, социально мобилизующей, а с другой - есть немалые основания считать, что внедрение здорового образа жизни в образовательное пространство учебного заведения связано с его институционализацией, под которой мы понимаем придание и введение определенных норм, регуляторов и правил, с созданием центров координации и формирования здорового образа жизни, которые не могут возникнуть в одночасье.

Перспективы в формировании здорового образа жизни можно рассматривать на двух уровнях: как институциональная зрелость, связанная с включением механизмов как «унаследованных» институтов, и актуализацию новых социальных норм и правил, связанных с социальной рационализацией и достиженчеством. В этом отношении учебное заведение показывает достаточную устойчивость воспроизводства форм физической культуры и спорта и опирается на кадровый потенциал.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в нынешней системе профессионального образования идея здорового образа жизни не является доминирующей жизненной ценностью в воспитании будущего потенциала России, а значит, не стоит на должном уровне. По словам автора, оптимальным видится наращивание престижности действующих в образовательном пространстве учебного заведения структур здорового образа жизни, что предполагает создание по

«вертикали» учебного заведения соответствующих позиций в организационной структуре учебного заведения и по горизонтали координации по обмену опытом и «политики» согласованных действий с аналогичными структурами в учебных заведениях ЮФО.

Необходим новый подход в формировании здорового образа жизни сегодняшней студенческой молодежи, а значит, будущего России как на региональном, так и на федеральном уровнях, предусматривающий ряд комплексных мер в сфере социальных, организационных и экономических моментов. Здоровый образ жизни студенческой молодежи, будущего потенциала государства, должен официально стать отраслью экономики и социального развития страны, и значит, идеологической политикой России.

Логачева Е.А. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном пространстве учебного заведения среднего российского города. В представленной статье рассматриваются проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи среднего российского города, которые остаются достаточно неисследованным слоем российской молодежи. На основе конкретного социологического материала обосновывается положение о влиянии на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи физической культуры и спорта как наиболее доступного и имеющего традиции в городском пространстве вида досуговой деятельности молодежи. Показаны отличительные характеристики сформированности установок здорового образа жизни различных групп студенческой молодежи, которые были выявлены по результатам анкетирования.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, средний российский город, образование, студенческая молодежь.

Logacheva E. A. Formation of healthy lifestyle of the student young people in the educational space of the educational institution the average Russian town.

The problems of forming of healthy way of life of student young people of the middle Russian city, which remains the unexplored enough layer of the Russian young people, are examined in the presented article. student youth. On the basis of concrete sociological material position is grounded about influence on forming of healthy way of life of student young people of physical culture and sport, as most accessible and having traditions in city space, type of dosugovoy activity of young people. Distinctive features of forming attitudes of healthy life-style of different groups student young people are shown, witch were found out by results of questionnaire.

Key words: healthy way of life, middle Russian city, education, student youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.