Научная статья на тему 'Формирование установки на здоровый образ жизни у студентов гуманитарных факультетов университета'

Формирование установки на здоровый образ жизни у студентов гуманитарных факультетов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТАНОВКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинова У. А.

статья посвящена актуальному вопросу формирования установки на здоровый образ жизни как ценности. В статье представлена разработанная модель формирования установки на здоровый образ жизни у студентов гуманитарных факультетов, состоящая из пяти блоков. Рассмотрены результаты исследования, подтверждающие эффективность описываемой модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинова У. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование установки на здоровый образ жизни у студентов гуманитарных факультетов университета»

У.А. Зинова

ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТА

INSTALLATION AND FORMATION ON A HEALTHY WAY OF LIFE FOR STUDENTS OF HUMANITARIAN FACULTIES OF UNIVERSITY

Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу формирования установки на здоровый образ жизни как ценности. В статье представлена разработанная модель формирования установки на здоровый образ жизни у студентов гуманитарных факультетов, состоящая из пяти блоков. Рассмотрены результаты исследования, подтверждающие эффективность описываемой модели.

Ключевые слова: установка, здоровый образ жизни, модель формирования установки на здоровый образ жизни, ценностные ориентации.

Abstract: article is devoted actual, question to the moment: formation of installation on a healthy way of life as value. In article developed model of formation of installation on a healthy way of life for students of humanitarian faculties, consisting offive blocks. The results of research confirming efficiency of described model are considered.

Keywords: installation, a healthy way of life, model of formation of installation on a healthy way of life, valuable orientations.

Проблема формирования здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики и перемещается в образовательную плоскость. Педагогическая общественность, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска. Современная педагогика (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и др.), унаследовав традиции предшественников (П.П. Кащенко, И.Д. Зверев, Д.В. Колесов и др.), поставила проблему здоровья и здорового образа жизни в ряд экзистенциальных, актуализировала творческое начало в деятельности по укреплению здоровья человека и стала определять магистральное направление научного поиска.

Вопрос формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, т.к. от состояния здоровья этой категории населения зависит здоровье нации [2]. Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что содержательно-методический аспект формирования установки на здоровый образ жизни у студентов как ценности остается недостаточно исследованным. Не получили отражения в научной теоретической и методической литературе такие вопросы, как содержание, уровни и критерии установки на здоровый образ жизни, структура и организация процесса формирования данной установки.

Разработанная нами модель формирования установки на здоровый образ жизни у студентов, состоит из пяти блоков: 1) теоретико-методологический блок; 2) субъектный блок; 3) блок педагогических условий; 4) процессуальный блок; 5) результативный блок.

Первый, теоретико-методологический блок включает в себя: нормативный компонент, целевой компонент, а также компонент научного обеспечения. Нормативный компонент строится на основе закона «Об Образовании» (ст. 72. п.1.), на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определяющих необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся и Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» № 24 от 10 января 2000г. Компонент научного обеспечения

© У.А. Зинова, 2012

включает в себя такие научные подходы, как интегративный, системный, ценностно-ориентированный. Принципы научного обеспечения раскрываются преимущественно принципами интегративного подхода: принцип целостности; принцип обусловленности; принцип позитивности; принцип потенциальности (развития); принцип объективности; принцип системности; принцип психологической комфортности; принцип непрерывности.

Раскрывая «субъектный блок» обозначим субъектов воздействия по формированию установки на здоровый образ жизни: ими являются студенты и преподаватели гуманитарных факультетов.

В своем исследовании мы опирались на предположение о том, что формирование установки на здоровый образ жизни (30 Ж) у студентов гуманитарных факультетов университета будет более эффективным, если выполнить следующие педагогические условия («блок условий»):

1) Создание здоровьесберегающего образовательного пространства посредством обогащения информационного поля студента за счет междисциплинарной интеграции в решении замысла исследования;

2) Формирование установки на здоровый образ жизни по заранее определенному полному и точному алгоритму, который будет организован в тренинговых занятиях и будет формировать у студентов определенный уровень отношения к своему здоровью, к здоровому образу жизни, как к ценности;

3) Накопление и передача полученного опыта будет происходить посредством волонтерского движения, тем самым формируя еще большую уверенность в правильности выбранной позиции, ее укрепление и большем осознавании.

В четвертом блоке («процессуальный блок») мы описываем три выделяемых нами этапа формирования установки на здоровый образ жизни: базовый (теоретический; спецсеминары и лекции для студентов и преподавателей), корректирующее-закрепляющий (комплекс тренинговых занятий по формированию установки на ЗОЖ) и стабилизирующий (формирование волонтерского движения из числа студентов и преподавателей, прошедших тренинговую подготовку).

Ожидаемый результат нашей методики представлен в психологическом портрете студента с высоким уровнем установки на ЗОЖ. Стержнем, главным критерием зрелости личности со сформированной установкой на ЗОЖ выступает духовная ориентация, свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализиция и реализация всех возможностей, отношение к здоровью как к ценности, стоящей на приоритетных позициях. Мы оцениваем установку на здоровый образ жизни посредством потенциалов, составляющих учебную программу развития человека «Цветок потенциалов» В.А. Ананьева. На основе этих потенциалов построена и программа тренинга [1].

Программа символически представлена в виде цветка, каждый лепесток отражает различные аспекты душевного телесного и социального здоровья личности. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Цель практической работы - максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности).

Основные пять «лепестков» цветка:

1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья);

2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья);

3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья);

4. Потенциал тела (физический аспект здоровья);

5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья).

Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) - сердцевина цветка. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья) - стержень, на котором произрастает Цветок Потенциалов - Гармония Личности [1]. В своей работе мы рассматриваем

установку на здоровый образ жизни, как ценность, наравне с духовными ценностями, ценностями семьи.

Для исследования эффективности нашей модели мы провели эксперимент, который полностью раскрыть в нашей статье, к сожалению, невозможно, но по всем потенциалам мы получили положительные изменения, свидетельствующие о сформированной установке на здоровый образ жизни у студентов. В эксперименте принимали участие 153 студента 1-5 курсов Магнитогорского государственного технического университета (гуманитарные факультеты) и Уральского государственного университета физической культуры. В статье мы остановимся на наиболее значимых, на наш взгляд результатах, характеризующих сформированность установки на здоровый образ жизни, как ценности.

По методике «Морфологический тест жизненных ценностей» [3] мы получили следующие результаты (до начала эксперимента, проведения лекций, коррекционных занятий и после их проведения), представленные в табл.

Таблица

Сравнительные результаты исследования показателей ценностей студентов по _методике «Морфологический тест жизненных ценностей»_

Ценности До занятий После занятий

Жизненные ценности Развитие себя 38,5 38,7

Духовное удовлетворение 40,1 41,6

Креативность 34,7 35,6

Активные социальные контакты 37,6 36,3

Собственный престиж 32,6 30,7

Высокое материальное положение 39 37

Достижение 41 41,2

Сохранение собственной индивидуальности 36,7 38,5

Жизненные сферы Сфера профессиональной жизни 59,1 55,9

Сфера образования 56,6 54,1

Сфера семейной жизни 51 52,6

Сфера общественной активности 49 48,8

Сфера увлечений 48,8 47,6

Сфера физической активности 42 48,8

Анализируя показатели мы можем отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер на протяжении всего исследования. Это означает, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста и положительного отношения к будущей профессии «Сфера образования» прочно удерживается на втором месте при выборе жизненных сфер. А вот на третьем месте - «Сфера семейной жизни». Причем интерес к семейной жизни повысился и также является преобладающим, претерпев незначительные изменения (от 51 балла до 52,6 баллов). «Сфера физической активности» и «сфера общественной активности» занимают 4-5 места. При этом «сфера физической активности» в начале эксперимента ставилась студентами на последнее, 6 место, а в конце она занимает 4 место, что говорит об изменении отношения студентов к физической активности, к своему здоровью, как к ценности, а следовательно, о сформированности установки на здоровый образ жизни у выпускников ВУЗов. «Сфера увлечений» занимает 6 место.

В результате сравнительного анализа жизненных ценностей было выявлено, что наиболее важными являются такие жизненные ценности как «духовное

удовлетворение», «достижение» и «развитие себя». Для всех студентов характерна высокая потребность в достижениях, т.е. стремление к достижению успеха в любом виде деятельности. Удовлетворение своих духовных потребностей студенты ставят выше материальных. Ценность «сохранение собственной индивидуальности» занимает 4 место у студентов в конце нашего эксперимента. Ценность «высокое материальное положение» занимает 5 место, а ценность «активные социальные контакты» занимают 6 место, а ценность «креативность» занимает 7 место, ценность «собственный престиж» также удерживается на 8 месте.

Таким образом, мы можем констатировать, что у студентов на протяжении обучения в вузе и участии в нашей программе активно шел процесс становления установки на здоровый образ жизни, как ценности. Мы также можем говорить о том, что личность, имея такую, зоровьеориентированную иерархию ценностей и установок, будет иметь стабильное психологическое и психическое здоровье.

Литература

1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

2. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977.

3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 544 с.

Т.И. Зиновьева

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

TO THE PROBLEM OF TERMINOLOGICAL LINGUISTIC

AND METHODOLOGICAL TEACHER'S COMPETENCE FORMATION

Аннотация: в статье представлена характеристика методов и приемов формирования терминологической компетентности педагога в области начального языкового образования, особое внимание уделено описанию особенностей работы с терминологическим словарем по методике обучения русскому языку.

Ключевые слова: терминологическая лингвометодическая компетентность, терминологический словарь по методике обучения русскому языку.

Abstract: the article represents the description of techniques and ways of terminological linguistic and methodological teacher's competence formation in the field of primary linguistic education. Special attention is paid to the showing the features of the work with the terminological dictionary in Russian teaching methodology.

Keywords: terminological linguistic and methodological competence, terminological dictionary in Russian teaching methodology.

Внедрение новых образовательных стандартов высшего профессионального образования определяет стратегическое направление подготовки педагога -формирование его профессиональной компетентности (П.П. Борисова, И.А. Зимняя,

© Т.И. Зиновьева, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.