Научная статья на тему 'Формирование положительно-активного отношения к здоровому образу жизни у преподавателей'

Формирование положительно-активного отношения к здоровому образу жизни у преподавателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / THE HEALTH / THE HEALTHY WAY OF LIFE / THE WAY OF LIFE / TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разин К. В., Гордеев А. А., Трофимов В. Н.

Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни ведущего субъекта образовательного процесса в вузе преподавателя. Рассматривается здоровье препо-давателя, факторы, его определяющие, и отношение к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE POSITIVE-ACTIVE RELATION TO A HEALTHY WAY OF LIFE OF THE TEACHER

The article is devoted to a problem of formation of a healthy way of life of the leading subject of educational process the teacher. The health of the teacher, its factors defining and the relation to a healthy way of life are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование положительно-активного отношения к здоровому образу жизни у преподавателей»

THE THEORY AND TECHNIQUE OF FORMING OF COGNIITIVE THE COMPETENCE OF LISTENERS OF PRELIMINARY COURSES OF HIGH SCHOOLS

O. V. Potanina1

The Ufa branch of Nonstate educational institution of the higher vocational training "Moscow institute of economic transformations"

99 International st., Ufa, Republic Bashkortostan, 450061 E-mail: ufa@ermcil.ru.

In article approaches to concepts "competence", "cognitive the competence" are analyzed. Methodological and methodical bases offormation cognitive the competence of listeners of preliminary courses of high schools are considered. Skilled-experimental results of research are presented.

Keywords: the competence, cognitive the competence, cognitive the competence of listeners of preliminary courses of high schools.

Original article submitted - 12/03/2011 Revision submitted - 19/03/2011

1Olga. V Potanта, Senior Lecturer, Dept. General-theoretical disciplines.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНО-АКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Разин К.В1., Гордеев А.А.2, Трофимов В.Н. 2

1 Ульяновский государственный университет 432001, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 54 2Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: kisja20@yandex.ru

Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни ведущего субъекта образовательного процесса в вузе - преподавателя. Рассматривается здоровье преподавателя, факторы, его определяющие, и отношение к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровье, преподаватели, здоровый образ жизни.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» здоровью субъектов образовательного процесса отводится ведущая роль. Для внедрения в учебно-воспитательный процесс современных методик и технологий здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих заинтересованное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса, необходимо определить состояние здоровья, образ жизни и отношение к нему ведущего субъекта образовательного процесса в вузе - преподавателя. Это определило главную задачу нашего исследования.

1 Разин Константин Владимирович, аспирант каф. физического воспитания и спорта.

2 Гордеев Алексей Анатольевич, к. п. н., доцент каф. физического воспитания и спорта.

2 Трофимов Владимир Николаевич, к. п. н., доцент, зав. каф. физического воспитания и спорта.

Высокая научная и социальная значимость проблемы исследования непосредственно связана с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения. Известно, что больной учитель не может воспитать здорового ученика (Н.К. Смирнов, 2005).

Сегодня существует множество определений понятия «здоровье». Остановимся на определении Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В преамбуле Устава ВОЗ записано: «Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [6]. В рамках нашего исследования достаточно важным моментом является анализ соотношения факторов, оказывающих влияние на здоровье человека. По мнению Ю.П. Лисицына, их соотношение следующее: влияние внешней среды - 20%, наследственность - 20%, здравоохранение - 10%, образ жизни - 50%. Итак, здоровье преподавателя в значительной степени зависит от образа жизни [4].

К сожалению, преподаватели вузов как профессиональная категория не могут им похвастаться. О.Ф. Жуковым, проводившим исследование состояния здоровья преподавателей, было выявлено, что при достаточно высоком показателе заболеваемости большинства учителей высшей школы лишь 2,8% обращаются за помощью к врачу, то есть педагоги предпочитают переносить болезнь «на ногах», продолжая работать.

«Лидерами» в структуре заболеваемости являются патология органов зрения -68%; сердечно-сосудистые заболевания - 48%; заболевания опорно-двигательного аппарата - 44%. При этом у значительной части педагогов несколько заболеваний, как правило, хронических.

По мнению самих преподавателей (96%), главной причиной высокого уровня заболеваемости является специфика профессиональной деятельности, связанная с перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами.

На втором месте по степени влияния находится фактор, связанный с низкой двигательной активностью, - 68%.

Далее идут социальные факторы (отсутствие действенной системы социальной поддержки, низкая заработная плата) - 56% и 64% соответственно.

Кроме того, 32% преподавателей отмечают у себя отсутствие специальных знаний по профилактике профессиональных заболеваний и знаний в области ЗОЖ.

Таким образом, мы видим, что основными причинами, вызывающими нарушения в состоянии здоровья преподавателей, являются специфика профессиональной деятельности, недостаточная двигательная активность (невовлеченность в занятия физической культурой и спортом), социальные факторы и нехватка знаний в области здорового образа жизни. Большинство из них так или иначе связаны со здоровым образом жизни.

Образ жизни - это продукт сознания и деятельности самого человека. Человек сам решает и действует, каким ему быть, только от самого человека зависит его здоровье или нездоровье: «... чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их ничем нельзя» (Н.М. Амосов, 1987).

В трудах отечественных философов и социологов нет единого определения здорового образа жизни, хотя опосредованно оно раскрывается через связи с потребностями, поскольку удовлетворение потребностей лежит в основе образа жизни. Все потребности имеют мотивационное значение. Они являются детерминирующими факторами, «стимулами деятельности человека, которая направлена не только на овладение материальными ценностями, но и развивается с такой же степенью вокруг духовных ценностей - объектов духовных потребностей» [5].

Таким образом, философский аспект здорового образа жизни рассматривается как гармония души и тела, как совершенствование духа, как «внутренняя активность человека» [7], как «искание удовлетворения потребностей» [5].

При рассмотрении условий, оказывающих влияние на образ жизни преподавателей, особое значение имеют факторы риска, которые кроются в педагогическом процессе (профессиональной деятельности), в бытовой сфере, в ценностно-мотивационной сфере педагога, которые имеют различную природу и зачастую отрицательно воздействуют на образ жизни. Факторы риска делятся на объективные и субъективные. К первым относятся глобальные, например экологические, против которых человек беззащитен. Ко вторым - группа факторов риска, избежать которых может только сам человек: отсутствие цели, вредные привычки, лень, нездоровое питание и др.

Факторы риска, считает А.Г. Щедрина, следует рассматривать в диалектическом единстве с факторами благополучия (как полярные состояния). По мнению многих авторов, у здоровой личности общая сумма положительных факторов, возвращающих функции к норме, всегда достаточна, чтобы противостоять любым отклоняющим воздействиям. Таким образом, педагогическая задача при формировании здорового образа жизни преподавателя должна заключаться в том, чтобы учитывать взаимовлияния и взаимоотношения различных факторов, при этом уменьшая факторы риска и увеличивая факторы, благоприятно влияющие на здоровье [8].

До сегодняшнего дня в среде педагогов имеет место неоднозначный подход к здоровому образу жизни как в плане понимания сущности, структуры, взаимовлияния, так и в плане процесса его формирования.

Отношение к здоровому образу жизни включает в себя несколько компонентов: мотивационный (установки, ценности, мотивы, потребности), когнитивный (идеи, мнения, убеждения, знания), деятельностно-практический (действия и деятельность).

Для выявления этих компонентов нами было проведено исследование, направленное на выявление отношения к здоровому образу жизни у педагогов высших образовательных учреждений. В нашем исследовании приняли участие 100 преподавателей высшей школы. Исследование проводилось методом анкетирования. Обработка полученных в ходе исследования результатов производилась с помощью методов математической статистики.

Мотивационный компонент здоровья и здорового образа жизни занимает лидирующее положение в иерархии личностных ценностей у 94% респондентов. При этом большинство преподавателей (75%) придерживаются позиции «Важно, нужно, некогда». У них есть определенные знания, умения и навыки в области здорового образа жизни. Иногда они, как правило, фрагментарно используют определенные методики и технологии здоровьесбережения в условиях учебно-воспитательного процесса. В основе такой позиции и поведения лежат механизмы отношения к данной проблеме. Выделяют отношения вербальные и реальные. Вербальное отношение может быть положительным, отрицательным, индифферентным; реальное - активным и пассивным.

В ходе нашего исследования удалось выявить, что большинство педагогов находятся на положительно-пассивном уровне и требуется целенаправленная деятельность по формированию положительно-активного отношения к здоровому образу жизни. Для её реализации нам представляется важным использование концептуального положения С.А. Галныкина, согласно которому необходимо повышение активности личности в области здорового образа жизни и прежде всего формирование положительно-активного отношения к собственному здоровью, формирование потребности в его поддержании и улучшении [2].

Таким образом, для формирования положительно-активного отношения к ЗОЖ нами была разработана и внедрена в практическую деятельность кафедры физвоспи-тания и спорта СамГТУ, а также кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности УИПКПРО программа, включающая образовательные, медицинско-педагогические, организационные, физкультурно-спортивные, адаптивные направления деятельности с учетом потребностей, интересов педагогов и их возможностей.

Её реализация предусматривает несколько этапов и направлений деятельности:

- выявление исходного уровня отношения к ЗОЖ преподавателей, их потребностей и интересов в этом направлении;

- выявление состояния здоровья педагогов с использованием доступных медико-педагогических и психологических методик (диагностика социальнопсихологической адаптированности К. Роджерса, Р. Даймона; диагностика уровня эмоционального выгорания; анкета оценки состояния здоровья, частоты и продолжительности заболеваний; антропометрические показатели; артериальное давление; ЖЕЛ; ЧСС и др.);

- определение эффективности существующей в образовательном учреждении системы, направленной на сохранение и улучшение здоровья педагогов, её формы и содержания; её соответствие возможностям, потребностям, предпочтениям преподавателей;

- формирование положительно-активного отношения к ЗОЖ у преподавателей, где сущностной характеристикой является повышение уровня знаний в области здорового образа жизни, что не только приводит к увеличению объема знаний, умений и навыков в данной области, но и способствует повышению мотивации в этом направлении;

- организационно-педагогические изменения в деятельности оздоровительной системы в вузе, направленной на укрепление здоровья педагогов (создание разных форм физкультурно-оздоровительных занятий: «Гимнастика в рабочий полдень», «Аэробика», «Оздоровительная гимнастика», «Спортивные игры», создание комнаты психологической разгрузки, «фитопроцедуры» с использованием ресурсов самого образовательного учреждения). В данных формах содержание физкультурно-спортивной деятельности должно быть основано на индивидуальном подходе с учетом возраста, пола и состояния здоровья педагогов;

- внедрение в практику работы оздоровительной системы в вузе «табелей здоровья» и «аттестатов здоровья»;

- создание системы контрольно-диагностических мероприятий, предусматривающей мониторинг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987. - 186 с.

2. Галныкин С.А. Концепция формирования положительно-активного отношения к физической культуре учащихся общеобразовательной школы // Вестник УлГПУ. - Вып. 3. - Ульяновск: УлГПУ, 2007. - С. 30-33.

3. Жуков О.Ф. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - Ульяновск: УлГПУ,

2006. - С. 44-46.

4. Лисицын Ю.П. Здоровье человека - социальная ценность. - М.: Мысль. 1989. - 175 с.

5. Сержантов В. Ф. Структура личности и концепция функциональных систем П.К. Анохина.

- М.: Наука, 1978. - С. 86-111.

6. Устав ВОЗ // Основные документы ВОЗ. - 36 изд. - Женева, 1986. - С. 5-36.

7. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415 с.

S. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. - Новосибирск:

Наука, 1989. - 136 с.

Поступила в редакцию - i2/03/20ii В окончательном варианте - i5/03/20ii

UDQ 378

FORMATION OF THE POSITIVE-ACTIVE RELATION TO A HEALTHY WAY OF LIFE OF THE TEACHER

K. V. Razin1, A.A. Gordeev2, V.N. Trofimov1

iUlyanovsk State University,

54 Tolstoy St., Ulyanovsk, 43200i 2Samara State Technical University,

244 Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100 E-mail: kisja20@yandex.ru

The article is devoted to a problem of formation of a healthy way of life of the leading subject of educational process - the teacher. The health of the teacher, its factors defining and the relation to a healthy way of life are considered.

Key words: the health, the healthy way of life, the way of life, teacher.

Original article submitted - i2/03/20ii Revision submitted - i5/03/20ii

K.V Razin, assistant, A.A. Gordeev (PhD), Dept. Physical Education and Sports, Vladimir N. Trofimov (PhD), Dept. Physical Education and Sports.

УДК 378

ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Е.Н. Руднева, В.В. Костянов1

Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: Rudneva2005@yandex.ru

В статье анализируется процесс воспитания в вузе как возможность сформировать профессиональную идентичность у студентов, способствующую осознанию положительного отношения студентов к получаемой профессии и подготовке конкурентоспособного специалиста на быстро меняющемся и нестабильном рынке труда.

Ключевые слова: направления воспитания, формирование профессиональной идентичности, критерии сформированности, компоненты профессиональной идентичности, Я - образ, Я - концепция, образ профессии, профессиональный образ - Я.

Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту дея-

1 Елена Николаевна Руднева, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики. Валерий Викторович Костянов, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики.

ii0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.