Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика успеха / гуманистическая педагогика / технологии / успех / взаимодействие / образование / профессиональная подготовка будущего педагога / pedagogy of success: humanistic pedagogy / technologies / success / interaction / education / professional training of a future teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абраменко Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты формирования успешной личности будущего учителя в рамках формирования его профессиональной мобильности с учётом интегративной сущности феномена успешности и междисциплинарного подхода к его смысловой характеристике. Технология создания ситуации успеха рассматривается авторами как проектирование и внедрение на практике такой системы обучения, которая была бы адекватна когнитивным и эмоционально-волевым состояниям студентов (ориентация на развитие компетентности личности, получение знаний, умений и навыков для эффективного «продвижения» к собственному успеху)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SUCCESSFUL PERSONALITY OF A FUTURE TEACHER

The article considers some theoretical aspects of the formation of a successful personality of a future teacher within the framework of the formation of his professional mobility, taking into account the integrative essence of the phenomenon of success and an interdisciplinary approach to its semantic characteristics. The technology of creating a success situation is considered by the authors as the design and implementation in practice of such a learning system that would be adequate to the cognitive and emotional-volitional states of students (orientation to the development of personal competence, obtaining knowledge, skills and abilities for effective "promotion" to their own success)

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013 Н. Ю. Абраменко

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты формирования успешной личности будущего учителя в рамках формирования его профессиональной мобильности с учётом интегративной сущности феномена успешности и междисциплинарного подхода к его смысловой характеристике. Технология создания ситуации успеха рассматривается авторами как проектирование и внедрение на практике такой системы обучения, которая была бы адекватна когнитивным и эмоционально-волевым состояниям студентов (ориентация на развитие компетентности личности, получение знаний, умений и навыков для эффективного «продвижения» к собственному успеху).

Ключевые слова: педагогика успеха, гуманистическая педагогика, технологии, успех, взаимодействие, образование, профессиональная подготовка будущего педагога.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -445-82-88

Современный, динамически изменчивый, информатизированныи мир, кардинальные социально-экономические общественные преобразования, рыночная конкуренция предопределяют реорганизацию образования, ставят перед ним задачу формирования личности и специалиста с высоким уровнем профессионализма, инициативного, самостоятельного, мобильного, готового к реализации требований современного общества и образования в педагогической деятельности. При этом приоритетную ценность приобретает уникальность личности, стремящейся достичь успехов в профессии, карьерного роста и материального благосостояния. В данном контексте обращаем внимание на то, что успеха добивается тот, кто способен постоянно работать над собой, совершенствовать свою личность и деятельность, кто открыт к новациям.

Отметим, что «успешность» является одной из важнейших характеристик любой, в том числе профессиональной педагогической деятельности (А. Белкин, Л. Караваева и др.), зависящей как от внешних, так и

Абраменко Наталья Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики (Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: vampismo2004@yandex.ru.

© Абраменко Н. Ю., 2021

82

внутренних факторов. При этом, как справедливо полагают учёные, знание внутренних, личностных детерминант успешности в профессиональной деятельности, их практическое применение способствует эффективной самореализации специалиста в соответствии с поставленными целями. Принимая во внимание ориентацию профессиональной подготовки будущего учителя, в частности, начальной школы, на развитие его способности к самореализации, самоактуализации, самоэффективности и саморазвитию, проблема успешности приобретает конкретный теоретико-прикладной смысл.

Между тем феноменология успешности, невзирая на прочность вхождения самого понятия «успех» в современную культуру и его массовое культивирование, требует углублённого изучения, осмысления как многогранного, многовекторного.

Это предопределяет современное состояние исследования проблемы формирования успешной личности будущего педагога в контексте профессионализации, достижения качественно нового уровня мобильности, освещение некоторых аспектов которой, собственно, и ставим своей целью.

Явление успеха, успешности на протяжении длительного времени является предметом исследовательского внимания разных наук о человеке, в частности: философии, психологии, социологии, педагогики, что, безусловно, подтверждает его интегративную сущность и в то же время требует гибкости междисциплинарного подхода относительно сущностной характеристики. Вполне закономерно естественный интерес составляет философский подход к отмеченной проблеме как методологии, которая раскрывает механизм определения содержания человеческой жизни. Он базируется на экзистенционально-персоналистской философии (Н. Бердяев, К. Яспер, Ж.-П. Сартр и др.), ведущей проблемой которой является жизнедеятельность и мироощущение индивида в обществе. В русле отмеченного подхода выделяется так называемая триада «человек — деятельность — успех» как отражение сквозной идеи в работах классиков прагматизма, являющихся доминантными для нашего исследования [4].

С социально-психологических позиций «успех» — это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности, поскольку каждый член сообщества всегда окружён системой так называемых экспектаций (ожиданий) от его поступков, действий, поведения. При этом психологический подход определяет детерминанты успешного поведения, внутренние факторы, к которым, в частности, относят: индивидуальные (типологические) особенности личности, развитый интеллект, позитивную мотивацию, адекватную самооценку, особенности ценностных ориентаций и тому подобное.

Невзирая на неопределённость толкования самого термина «успешность», в психологической литературе имеется стойкая тенденция

83

относительно оценки личности через успешность и ситуативное переживание успеха (ситуация успеха). Заметим, что ситуация — это сочетание условий, обеспечивающих успех; ситуация успеха — это такое целеустремлённое, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии и тактики; а сам успех - результат этой ситуации. Как считает А. Белкин, успех - «это переживание состояния радости, удовлетворённости от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, или совпал с её надеждами, ожиданиями, или превзошёл их» [2]. На базе этого состояния могут сформироваться стойкие чувства удовольствия, новые, более сильные мотивы деятельности; может измениться уровень самооценки, самоуважения, то есть ситуация успеха может стать своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего личностного развития, цепной реакцией, которая освобождает потенциальные возможности личности.

Отметим, что неопределённость психологических позиций в выяснении сущности исследуемого феномена подтверждается разными взглядами на его природу. Так, К. Левин рассматривал успех как переживание, «привязанное» к конкретной ситуации или результату деятельности. А. Бандура связывает успешность личности с растущей осознанностью своей способности и компетентности в управлении собственной жизнью, с реализацией поставленных целей, с общей самоэффективностью и определяет её как состояние, которое появляется в результате предчувствия или достижения успеха [6]. К. Роджерс с позиций гуманистической психологии рассматривает успешную личность как уникальность и ценность, в которой заложен потенциал относительно саморазвития через укрепление веры, доверия к себе, повышения самоуважения путём формирования адекватных представлений и отношений как к собственному «Я», так и к окружающим.

В педагогике проблема успеха трактуется также в разных контекстах. По мнению Ю. Азарова, успех — это достижение значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом, что является следствием продуманной тактики педагога, его аналитической, прогностической деятельности [1]. Заметим, что в основе ожидания успеха — стремление заслужить одобрение, утвердить своё «Я», свою позицию, сделать тем самым заявку на будущее.

В контексте исследования значимыми являются концептуальные идеи педагогики успеха, среди которой выделяем такие, как:

- идеи гуманистической педагогики — определение уникальности человеческой личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в достижении успеха, открывающей при этом для себя новые возможности;

- приоритеты личностно ориентированного образования — учёт своеобразия, индивидуальности личности в воспитании как активного

84

субъекта этого процесса, субъект-субъектного взаимодействия, основанного на саморазвитии участников образовательной деятельности;

- позиции системно-ориентированного подхода, одним из ведущих постулатов которого выступает ориентация на успех (достижение) как ключевой компонент ориентационного поля развития индивида. При этом технология достижения успеха сводится к такой стратегии: опираясь на внутренний потенциал развития личности, для её самореализации и самоопределения создать так называемое «поле успеха».

Заметим, что в профессиональной подготовке будущего педагога вышеупомянутая стратегия обеспечивает достижение студентами значимых результатов личностно-профессионального роста, их осознания для дальнейшей профессиональной деятельности; позволяет снять такие проблемы, как заниженная самооценка, неуверенность в себе; выступает в качестве одного из способов выработки у них трудолюбия, настойчивости, предприимчивости, инициативности, что позволяет рассматривать ориентацию на успех как педагогический ресурс самовоспитания, саморазвития в контексте профессионализации, формирования профессиональной мобильности студентов.

Сквозь призму отмеченного правомерной является позиция учёных (Л. Караваева, А. Маркова, О. Родина и др.) относительно рассмотрения успешности субъекта профессиональной, в том числе педагогической, деятельности. В частности, отмечается, что для «высокого профессионализма» характерно наличие особенного свободного (или игрового) процесса в той или иной форме; его самоценность, которая определяется через свободу, импровизированность, многовариантность [5].

Ряд авторов характеризуют профессионализм двумя базисными векторами: во-первых, высокой степенью удовлетворённости профессией и стремлением относительно дальнейшего самосовершенствования и, во-вторых, уровнем овладения операционной стороной деятельности и мышления (психотехнологиями). При этом, как замечает Л. Караваева, уровень профессионализма детерминирован особенностями самооценки профессионально значимых качеств, которые являются своеобразной проекцией эталона (профессионала) как один из важных психологических регуляторов профессионального становления [5].

Таким образом, есть основания рассматривать профессиональную успешность в неразрывной связи с личностно-профессиональным развитием, ростом будущего специалиста, который является доминантой акмеоло-гического подхода. Его суть «заключается в стратегии акмеологического исследования, которое не ограничивается изучением лишь имеющегося предмета, а имеет своей направленностью исследования, сопровождающиеся прогрессивным ростом профессионально-личностного потенциала субъекта деятельности, возникновением у него личностного акмеологиче-ского механизма и превращением его личности, что приводит к существенному повышению заложенных в нём возможностей, продуктивного

85

развития, причём продуктивность трактуется как направление движения личностного и профессионального роста человека относительно достижения своего акме». При этом уточняется, что под акмеологическим механизмом понимают «такие явления и процессы, благодаря которым происходит прогрессивное развитие субъекта деятельности, взаимодействие, повышающее уровень его организации и организованность всей личностной системы, включая её профессионально-деятельные составляющие» [3].

Правомерной, очевидно, является позиция, согласно которой первым шагом к успешной карьере является объективная самооценка, самореализация и самосовершенствование. Это требует познания собственной личности, критического отношения к самому себе, умение видеть и исправлять собственные ошибки, направлять свою активность на достижение эффективного результата в профессиональной деятельности.

Заметим, что изложенные теоретические составляющие формирования успешной личности будущего педагога требуют обоснованного технологического обеспечения этого процесса, которое реализуется, в частности, через: технологии создания успеха в учебно-воспитательной работе со студентами; деятельностно-развивающие технологии; технологии проектной учёбы (проектно-рефлексивные технологии); технологии саморазвития, формирования творческой личности; технологии учёбы как исследования; технологии педагогических мастерских и т. д.

Коротко остановимся на характеристике отдельных из них, наиболее значимых в контексте исследуемой проблемы.

Прежде всего, отметим, что технологию мы рассматриваем как систему, в которой последовательно реализуется изначально спроектированный образовательный процесс, который гарантирует достижение педагогической цели (успеха). Под технологией создания ситуации успеха понимаем проектирование и реализацию на практике такой педагогической системы, которая была бы адекватна когнитивным и эмоционально-волевым состояниям студентов (ориентация на развитие способностей личности, приобретения знаний, умений и навыков для эффективного «продвижения» к собственному успеху), что активизирует их личностно-профессиональное развитие.

Достижение успеха будущими педагогами осуществляется через овладение умениями: самооценивание (рефлексия), правильное определение собственной цели деятельности, оценивание ресурсов (соотнесение поставленной цели с условиями её достижения), осмысление алгоритма действий (видеть и планировать их, делать осознанный и ответственный выбор), информационной, технологической, социальной и коммуникативной компетентностей.

Используя потенциал таких учебных дисциплин, как «Технология проектной деятельности», «Методика обучения и воспитания в начальной школе», «Профессиональная позиция будущего педагога», «Методика начального технологического образования», «Методы и технологии

86

активного обучения», «Технология урегулирования педагогического конфликта», можно предложить студентам подготовить «Портфолио своих достижений». Это комплект документов, самостоятельных работ студента, который разрабатывается совместно с преподавателем и предусматривает: индивидуальные задания (в рамках производственных и учебных практик); параметры и критерии их оценки; анкеты для экспертизы после презентации собранных материалов с целью объективного оценивания представленного.

Обратим внимание, что проектные технологии сориентированы на индивидуальную творческую деятельность студентов. В процессе учёбы это могут быть мини-проекты, которые предусматривают решение профессиональной проблемы в пределах конкретного занятия, например: «Как спроектировать творческую среду на уроке по предмету «Окружающий мир». Отмеченная технология характеризуется высокой коммуникативностью, предусматривает выражение студентами своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную профессионально-педагогическую деятельность, принятие личной ответственности в ситуациях выбора и тому подобное.

Таким образом, внедрение в образовательную практику высших учебных заведений рассмотренных технологий расширяет возможности студентов относительно самостоятельного поиска и использования информации, придаёт педагогическому процессу диалогический характер, содействует развитию коммуникативных умений, формированию адекватной самооценки будущего педагога. Между тем это обеспечивает механизмы развития критического мышления, повышает уверенность студента в собственных силах, развивает интеллект и исследовательские творческие способности, умение искать пути решения поставленных заданий. Иными словами, эти технологии являются своеобразным адаптивным ресурсом студента в овладении способами профессионально-педагогической коммуникации, рефлексии, профессиональной мобильности.

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. 355 с.

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать? М.: просвещение, 1991. 169 с.

3. Деркач А. А., Перелыгина Е. Б. Социальная психология и акмеология: формирование имиджа. М.: СГИ, 2006. 479 с.

4. Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: популярные лекции по философии / пер. с англ. 3-е. изд. М.: ЛКИ, 2011. 240 с.

5. Караваева Л. П. Акмеологический подход к исследованию социально-психологических факторов успешности профессиональной деятельности / / Акмеология. 2007. № 4. С. 26 — 31.

6. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. 407 с.

87

•Jc -Jc -Jc

Abramenko Natalia Yu.

FORMATION OF A SUCCESSFUL PERSONALITY OF A FUTURE TEACHER

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article considers some theoretical aspects of the formation of a successful personality of a future teacher within the framework of the formation of his professional mobility, taking into account the integrative essence of the phenomenon of success and an interdisciplinary approach to its semantic characteristics. The technology of creating a success situation is considered by the authors as the design and implementation in practice of such a learning system that would be adequate to the cognitive and emotional-volitional states of students (orientation to the development of personal competence, obtaining knowledge, skills and abilities for effective "promotion" to their own success).

Keywords: pedagogy of success: humanistic pedagogy, technologies, success, interaction, education, professional training of a future teacher.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -445-82-88

References

1. Azarov Yu. P. Radost' uchit' i uchit'sya (Joy to teach and learn), Moscow, 1989. 355 p.

2. Belkin A. S. Situaciya uspekha. Kak eyo sozdat'? (The situation of success. How to create it?), Moscow, 1991. 169 p.

3. Derkach A. A., Perelygina E. B. Social'naya psihologiya i akmeologiya: formirovanie imidzha (Social psychology and acmeology: image formation), Moscow, SGI, 2006, 479 p.

4. James W. Pragmatizm: novoe nazvanie dlya nekotoryh staryh metodov myshleniya: Populyarnye lekcii po filosofii (Pragmatism: a new name for some old methods of thinking: Popular lectures on Philosophy), Trans. from English, 3th ed., Moscow, LKI Publ., 2011. 240 p.

5. Karavaeva L. P. Acmeological approach to the study of socio-psychological factors of the success of professional activity [Akmeologicheskij podhod k issledovaniyu social'no-psihologicheskih faktorov uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti], Acmeology, 2007, no. 4, pp. 26-31.

6. Levin K. Razreshenie social'nyh konfliktov (Resolution of social conflicts), St. Petersburg, Rech Publ., 2000. 407 p.

•Jc -Jc -Jc

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.