Научная статья на тему 'Формирование условий успешной адаптации в процессе подготовки старшеклассников к обучению в вузе'

Формирование условий успешной адаптации в процессе подготовки старшеклассников к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ / CONDITIONS OF SUCCESSFUL ADAPTATION / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ / FORMATION CONDITIONS / TRAINING AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Момбейоол Сырга Мергеновна

В статье представлены результаты апробации эксперимента по формированию условий успешной адаптации будущих первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Момбейоол Сырга Мергеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF CONDITIONS FOR SUCCESSFUL ADAPTATION IN THE PROCESS OF PREPARING HIGH SCHOOL STUDENTS TO STUDY AT THE UNIVERSITY

The article presents the results of approbation of the experiment to create conditions for future successful adaptation of freshmen.

Текст научной работы на тему «Формирование условий успешной адаптации в процессе подготовки старшеклассников к обучению в вузе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ОПЫТЫ, ТЕСТЫ PSYCHOLOGICAL RESEARCH: EXPERIMENTS, EXPERIENCE, TESTS

УДК 37.062.1

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Момбей-оол С.М.

Тувинский государственный университет, Кызыл

ESTABLISHMENT OF CONDITIONS FOR SUCCESSFUL ADAPTATION IN THE PROCESS OF PREPARING HIGH SCHOOL STUDENTS TO STUDY AT THE

UNIVERSITY

Mombei-ool S.M.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье представлены результаты апробации эксперимента по формированию условий успешной адаптации будущих первокурсников.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, условия успешной адаптации, обучение в вузе, формирование условий.

The article presents the results of approbation of the experiment to create conditions for future successful adaptation of freshmen.

Key words: socio-psychological adaptation, conditions of successful adaptation, training at the University, the formation conditions.

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.А. Сухомлинский

Кардинальные преобразования, происходящие в социально-экономической и духовной сферах жизни российского общества, обусловили необходимость определения качественно новых требований к школьному образованию. Его фундаментальные цели сформулированы в документах ЮНЕСКО: научить получать знания (учить учиться); работать и зарабатывать (учение для труда); жить (учение для бытия); жить вместе (учение для совместной жизни). Это означает, что результатами деятельности современной общеобразовательной школы должны стать не только определенный уровень знаний учащихся, но и их готовность к самообучению,

самообразованию, самоорганизации, позитивной самореализации в новых социально-экономических условиях, а также владение ключевыми компетенциями.

Сегодня, в период активизации самосознания общества и поиска им путей стабилизации на основе усиления демократических начал, появилась потребность в адаптивных людях - активных и творческих, способных быстро и адекватно реагировать на происходящие в окружающей действительности изменения, находить нетривиальные способы взаимодействия с новыми условиями среды, изменяться сообразно им, при необходимости изменять эти условия, делая приемлемыми для себя и, что особенно важно, сохранить при этом психическое и физическое здоровье. Поэтому изучение этого вопроса считается чрезвычайно важным на сегодняшний день.

Формирование условий успешной адаптации в процессе подготовки старшеклассников к обучению в вузе является важнейшей составляющей школьной подготовки в свете последних трансформаций нашего общества. Различают несколько форм социально-психологической адаптации первокурсников к вузовской системе обучения:

- адаптация формальная (касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям);

- адаптация общественная (процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом);

- адаптация дидактическая (касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе). Отсюда вытекает вывод, что еще в школе необходима подготовка ко всем этим формам адаптации [5].

В отечественной психологии наиболее распространен термин «готовность к школе». Разработаны диагностические комплексы для ее оценки. Применительно к вузовскому обучению такого инструментария нет. Однако С.Н. Кусакина в своей работе «Готовность к обучению в вузе как психологический феномен» полагает, что большинство проблем, с которыми сталкивается первокурсник, приступив к обучению, связаны с его неготовностью к учебе в вузе [5]. Она по аналогии с понятием «готовность к школе» выделяет следующие составляющие готовности к вузовскому обучению:

• мотивационный компонент, который включает желание учиться в вузе и быть студентом, желание выполнять обязанности в соответствии с новым статусом и цели поступления в институт;

• интеллектуальная готовность подразумевает средний уровень интеллектуального развития и наличие необходимых знаний и умений в рамках школьной программы;

• волевой компонент включает навыки самоорганизации, «умение слушать», усидчивость, внутреннюю познавательную активность;

• моторно-организационный компонент, то есть высокая скорость чтения и письма, навыки работы с текстом, распределение и быстрое переключение внимания;

• профессиональная готовность: наличие знаний о профессии, самостоятельность выбора и осознание его окончательным на данном этапе жизни, желание учиться по выбранной профессии.

На базе школ Барун-Хемчикского кожууна нами было проведено исследование, чтобы узнать, проводится ли в школах работа по подготовке к обучению в условиях вуза.

Всего приняли участие 43 старшеклассника и их родители. Были опрошены учащиеся шести старших классов (9-11 классы). Выборку исследования составили 17 юношей и 26 девушек, в возрасте 15-18 лет.

Целью экспериментального исследования являлось определение уровня подготовки старшеклассников к обучению в вузе, разработка программы и ее дальнейшая апробация с целью формирования условий успешной адаптации в вузе.

Для решения поставленной цели, эксперимент проводился в несколько

этапов:

- сбор информации, анализ документации психолога и социального педагога

школы;

- диагностика уровня готовности старшеклассников к обучению в вузе;

- разработка программы подготовки старшеклассников к обучению в вузе;

- апробация программы подготовки старшеклассников к обучению в вузе;

- выявление результативности реализации программы.

Рассмотрим детально этапы проведенного нами исследования:

1) сбор информации и анализ документации социального педагога и педагога-психолога.

На данном этапе изучили нормативно-правовую и отчетную документацию социального педагога и педагога-психолога, имеющую непосредственное отношение к процессу подготовки старшеклассников к обучению в вузе: программу психологического сопровождения профильного обучения, аналитические отчеты о предпрофильной подготовке, отчеты о диагностике профессионального самоопределения 9-х, 11 -х классов, положение психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения старшеклассников.

2) диагностика уровня готовности старшеклассников к обучению в вузе.

Провели констатирующий эксперимент с целью изучения уровня подготовки

старшеклассников к вузовской системе обучения. Выпускникам школ было предложено ответить с родителями на 2 опросника. Тексты с опросниками ребята забирали домой и в течение двух-трех дней отвечали на вопросы с родителями. Определенные сложности были при сборе результатов исследования.

Опросник был сформирован с помощью опросника проекта EXAMEN компании BeginGroup (руководитель Михаил Кнеллер). Изменение опросника для выпускников школ под родителей проводилась с целью отслеживания тенденций -«родитель-выпускник»: чье мнение является определяющим при выборе специальности, вуза, формы обучения. Также опросник для родителей проводили, чтобы узнать мнение родителей о платном образовании, о готовности родителей к нему, просвещенности об образовательных кредитах и т.п.

Опросники содержали вопросы, связанные с решающим фактором при выборе вуза, с действиями при провале на экзаменах, с близкими людьми, имевшими влияние на результат выбора вуза, и чем руководствуются при выборе специальности. Некоторые вопросы ориентированы на составление ранжированного списка популярных профессий и мотивов их выбора. Также в опроснике были вопросы, ориентированные на соответствие профиля обучения в школе выбранной специальности, а также с помощью опросника мы хотели узнать об источниках информации о вузах, о тактике подготовки к вузу.

3) разработка программы подготовки старшеклассников к обучению в вузе.

Для оптимизации системы подготовки старшеклассников к обучению в вузе, на основе структуры компонентов готовности к обучению в вузе С.Н Кусакиной, нами была разработана социально-педагогическая программа, получившая условное название «Мое будущее». Для полного охвата всех компонентов готовности к вузовской системе обучения, при составлении блоков программы мы, в основном, руководствовались структурой готовности, разработанной С.Н. Кусакиной, но при обработке результатов констатирующего исследования мы дополнительно выделили несколько аспектов. Таким образом, программа имеет 7 блоков:

^ «Мотивация»;

^ «Воля»;

^ «Самоорганизация и моторика»;

^ «Психолого-педагогическое сопровождение»;

^ «Информационный блок»;

^ «Самостоятельность»;

^ «Подготовка родителей».

Для реализации программы - осуществления планомерной и целенаправленной подготовки к вузу и с целью формирования условий успешной адаптации, мы разработали комплекс мероприятий, соответствующих тематике блоков. Реализацию некоторых блоков, например, таких как «Самоорганизация и моторика», мы запланировали провести без отрыва от непосредственного учебного процесса (осуществление подготовки на уроках обществознания навыков скоростного письма, конспектирования и т.п.). Родительские собрания и классные часы мы запланировали провести в рамках работы классного руководителя подопечного класса. Выделения часов из учебного процесса требуют мероприятия из таких блоков как «Самостоятельность», «Воля», «Мотивация».

Целевую аудиторию программы мы выбирали исходя из актуальности проводимых мероприятий для 9-11 классов, так как в это время старшеклассники определяются с профессиональным выбором и планами на ближайшее будущее. В связи с большой загруженностью в 11 классе, обхват испытуемых в данной параллели был небольшим.

Самым объемным и востребованным среди старшеклассников был «Информационный» блок, так как, по мнению большинства испытуемых, именно недостаток информации является решающим негативным фактором в процессе их подготовки к вузовской системе обучения. Объяснение данному явления видим в том,

что информационный компонент готовности является самым явным и ощутимым из остальных. Волевой, мотивационный компоненты, например, являются не осознаваемыми.

4) апробация программы подготовки старшеклассников к обучению в вузе.

Апробация социально-педагогической программы, направленной на

оптимизацию процесса подготовки старшеклассников к вузовской системе обучения заняла продолжительное время. Во время проведения мероприятий мы сталкивались с необходимостью тщательной обработки разработок проводимых нами мероприятий. Благодаря большой методической и организационной поддержке классных руководителей, педагога-психолога и социального педагога нами были проведены мероприятия только из некоторых блоков («Самостоятельность», «Воля», «Мотивация»). Значительная часть мероприятий были проведены педагогом-психологом и классным руководителем, так как они были заинтересованы в комплексной подготовке старшеклассников к обучению в вузе.

При апробации программы, мы столкнулись с рядом организационных трудностей. Например, не было проведено мероприятие «Ярмарка учебных мест» с участием вузов. Для решения поставленных задач данного мероприятия, мы с помощью информации Министерства образования и науки РТ по целевым бюджетным местам и также сайтов наиболее популярных в Туве вузов и сузов провели круглый стол, на котором познакомили старшеклассников нужной информацией.

5) выявление результативности реализации программы.

После апробации программы, мы провели контрольное экспериментальное исследование, призванное выявить результативность реализации программы. Мы воспользовались тем же диагностическим инструментарием, которым пользовались в констатирующей части нашего исследования.

Была применена методика проекта «Экзамен» компании Begin Group для старшеклассников и несколько измененная версия для родителей.

Результаты констатирующей части нашего исследования показали, что чаще всего семьи старшеклассников начинают выбирать вуз за 1-2 года до момента поступления. 27% опрошенных родителей абитуриентов отмечают, что окончательное решение относительно вуза приняли за 2 года до момента поступления, 31% - за год, остальные 41% еще не приняли окончательного решения.

Подавляющее большинство старшеклассников поступают сразу в несколько вузов одновременно (69% опрошенных), 22% планируют поступать сначала в один вуз, а в случае неудачи - в другой, и только 9% респондентов окончательно определились с единственным учебным заведением, в которое они будут подавать документы.

Планирование количества проб для поступления

100 50 0

Категория 1

■ Несколько вузов ■ сначала в один, потом в другой

■ Только в одно учреждение

В случае неудачи на вступительных экзаменах более половины абитуриентов (56%) попробуют поступить в другой вуз, 19% - на другой факультет выбранного вуза, 9% повторят попытку через год.

При выборе вуза решающим фактором для родителей старшеклассников являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. На первое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются наличием интересующих специальностей и подходящих форм обучения. Отсюда следует, что специальность выбирается не исходя из личных пристрастий ребенка.

Для 12% решающей характеристикой является стоимость обучения; число таких респондентов несколько больше, чем в прошлые годы. Это связано с постепенным сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом.

Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывались следующие: положительные отзывы знакомых, бренд вуза, наличие общежитий и удобное расположение вуза.

Таким образом, если на первом по значимости месте оказываются факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства, подходящая специальность), то на втором - ориентированные на удобство обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза).

Выбирая вуз и специальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются определенным общественным мнением относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался в школе.

Традиционный интерес к таким профессиям, как менеджер, юрист сохраняется. Увеличивается число абитуриентов, интересующихся карьерой в

области информационных технологий и творческими профессиями - архитектурой, дизайном.

Ранжирование предпочтений насчет специальностей показывает следующую

картину:

Предпочтения по будущим профессиям ■ Бухгалтер-экономист ■ Специалистом в сфере

4% 2% туризма ■ Учитель истории и права ■ Органы внутренних дел, МВД ■ Врач

6% 110% 7% 9% 8%

14% ■ Архитектура и

15% строительство ■ Банковское дело

24% ■ Инженер

На вопрос, приветствуют ли абитуриенты и их родители новую структуру обучения "бакалавриат+магистратура" (4+2 год), опрошенные отвечали по-разному. Ее воспринимают положительно 34% респондентов, скорее негативно - 50%, для 16% данный фактор не имеет решающего значения.

83% респондентов хотели бы учиться по очной (дневной) форме, 6% - по вечерней, 3% - по заочной. Остальные 8% пока не решили для себя этот вопрос.

Обычно максимальное участие в судьбе будущего студента принимает его мама - каждый седьмой родитель-участник отметил, что его мнение было решающим при выборе вуза. На вопрос кто в семье принимает участие в выборе вуза, выяснилось: сам абитуриент, мать, отец, бабушки/дедушки, друзья и знакомые, братья/сестры, другие члены семьи.

Ответы на вопрос - Чье мнение является решающим при выборе вуза?

• Самого абитуриента - 74%

• Матери - 14%

• Отца - 3%

• Обоих родителей - 9%

Большинство родителей в опросе указывают, что решающее слово остается за ребенком. В то же время на практике выпускники чаще с согласия родителей определяют основные варианты для поступления (специальность, вуз, где готовяттой или иной специальности). Из ответов учащихся следует, что они при выборе вуза чаще всего советуются с обоими родителями, 24% - с мамами, 19% - с друзьями, 6% - со старшими братьями или сестрами.

В процессе выбора вуза 49% старшеклассников и их родителей просматривают сайты вузов в Интернете, а 19% посещают общие справочные сайты по вузам, 32% не используют для поиска Интернет. При этом качество сайта вуза имеет значение для 56% респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Справочные печатные издания по вузам регулярно просматривают 68% участников опроса. 61% получают информацию о вузах в школах, хотя, в большинстве случаев, отмечают, что этой информации недостаточно. Некоторые отмечают тот факт, что решающим являются рекомендации знакомых, чьи дети обучаются или обучались в том или ином вузе.

Большинство выпускников и их родителей уверены, что занятий в школе будет недостаточно для поступления в вуз. 34% уже занимаются с репетиторами, 38% планируют записаться на подготовительные курсы осенью, 15% утверждают, что это будет зависеть от того, какой вуз они выберут для поступления. Лишь 2% респондентов не видят необходимости в занятиях на курсах и с репетиторами. При опросе выпускники отмечают тот факт, что занятия с репетитором положительно сказываются на результатах ЕГЭ и является гарантией для поступления в вуз.

По данным опроса, 43% родителей сегодняшних выпускников готовы в случае необходимости платить за обучение ребенка в вузе. Вообще не готовы платить - 11% родителей. Родители готовы платить за обучение своих детей до 30 тысяч в месяц в среднем. Лишь 10% родителей готовы платить выше 50 тысяч рублей за обучение детей. 5% намерены взять кредит на обучение. Остальные пока не решили для себя этот вопрос.

При этом 57% пока не готовы рассматривать вопрос об оформлении образовательного кредита, 33% отмечают, что готовы подумать об этом.

Большинство родителей (73%) видят обучение своего ребенка за пределами Тувы. 51% родителей выбирают города Сибири, лишь 13% указывают на города центральной части России. Остальные еще не определились с выбором города обучения ребенка. Выбор города родители и сами выпускники мотивируют престижностью вуза, города, возможностью дальнейшего трудоустройства, наличием общежития, удобным расположением вуза.

Результаты исследования показывают, что особых различий в ответах родителей и детей не прослеживается. Исключения составляют только несколько родительских пар.

В формирующей части нашего эксперимента, мы апробировали разработанную нами социально-педагогическую программу с целью оптимизации процесса подготовки старшеклассников к вузовской системе обучения. Реализация программы началась с торжественного открытия, на котором рассказали о целях, задачах проводимых мероприятий и ознакомили с планом мероприятий.

Реализация программы заняла 2 недели непрерывных занятий, некоторые мероприятия уже были проведены педагогом-психологом и классным руководителем.

Большой комплекс мероприятий был проведен классными руководителями: индивидуальные беседы с родителями «Выбор направления дальнейшего образования», родительское собрание «Анализ рынка востребованности профессий в

регионе», классный час «К чему стремятся люди по жизни». Педагогом-психологом были осуществлены групповые и индивидуальные консультации по профориентации, были проведены диагностические методики «Карта интересов» Е.А. Климова, А.Е. Голомштока, определение направленности личности по методике Б.Басса, дифференциально-диагностический опросник, диагностика самоопределения выпускников и др. Не было осуществлено тестирование по программе «Профориентатор», т.к. школе не закупила программу.

Нами были проведены игры «Активная жизненная позиция», «Моя экономика», «Мои достоинства», «Тайминг дня», а также диспут «Мой выбор», защита проектов «Мои жизненные планы, перспективы и возможности» и «Мой мир профессий». Также совместно с учителями предметниками провели уроки с применением вузовской системы обучения, с использованием активных форм обучения. Совместно с социальным педагогом организовали встречи со специалистами разных областей, со студентами. В конце реализации программы был проведен круглый стол для учащихся, родителей и педагогов «Сто дорог - одна твоя».

После реализации программы нами была проведена контрольная часть нашего эксперимента. Результаты контрольной части нашего исследования показали, что подавляющее большинство старшеклассников пересмотрели свои взгляды относительно своих предпочтений, насчет специальности, вуза. Некоторые старшеклассники стали более уверенными в своем первоначальном выборе. Родители стали более осознанно подходить к планированию дальнейшего будущего их детей.

Изменились ответы респондентов по выбору вуза - решающим фактором при выборе вуза для родителей старшеклассников стали наличие той или иной специальности, подходящих форм обучения, удобное расположение вуза. Лидирующий фактор по результатам констатирующего исследования - перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка, отодвинулся на четвертую позицию. Большой коэффициент испытуемых отметили, что при определении специальности обучения они стали руководствоваться личными пристрастиями ребенка и востребованностью профессии в республике. Большинство родителей отнеслись с подозрением и недоверием к новой системе обучения «бакалавриат-магистратура». Не претерпели больших изменений ответы испытуемых по формам обучения - большинство испытуемых выбирают очную форму обучения. Не претерпели значительных перемен ответы испытуемых по показателю референтных лиц при выборе профессии. Появились ответы с новым референтным лицом - педагогом. Самые ощутимые изменения в результатах оказались в ответах на последние вопросы. В источниках информации по вузам и специальностям стала преобладать позиция «школа». Испытуемые отмечают тот факт, что они стали «подкованнее» по информированности, психологически более уверенными. Среди ответов в выборе города обучения стали просматриваться ответы с выбором местных вузов. Лидирующие места занимают такие города как Иркутск, Томск, Кемерово,

Новосибирск, Челябинск, Улан-Удэ, Барнаул. Исчезли ответы с городами из центральной части России - Москва, Санкт-Петербург.

Ранжирование предпочтений насчет специальностей показало следующую

картину:

Категория 1

0%

10%

20%

30%

I Клиническая психология

I Земельный кадастр

I Государственное управление

I Банковское дело

I Инженер

I Архитектура и строительство Врач-педиатр, стоматолог

I Органы внутренних дел, МВД

I Учитель истории и права

Результаты контрольного исследования показали, что существуют ощутимые различия в ответах родителей и детей по сравнению с констатирующим исследованием.

Высшее образование последних лет характеризуется противоречивыми тенденциями: с одной стороны, это его значимость и доступность, с другой - утрата элитарного характера. Если раньше жесткий отбор при поступлении в вуз практически снимал проблемы психологической адаптации, то в настоящее время эта картина изменилась, что определяется разнообразием форм поступления в вуз, в силу чего студенты часто оказываются психологически не подготовленными к обучению и переживают процесс долгой болезненной адаптации. Проведенное исследование показало, что сегодня мы можем говорить лишь о последовательно расположенных звеньях непрерывного образования, в которых педагоги осуществляют преемственность, главным образом, интуитивно, руководствуясь своим опытом. И как следствие обнаруживаются характерные отрицательные тенденции в готовности вчерашних школьников к обучению в вузе, которые ведут молодого человека к отчислению из вуза и крушению его жизненных планов. Для менее болезненной и более успешной адаптации, от которой зависит успешность обучения в вузе, требуется специальная подготовка выпускников школ к вузовской системе обучения. Преподаватели вузов отмечают, что первокурсники в общей своей массе недостаточно владеют навыками интеллектуального труда, самостоятельной работы, психологически слабо подготовлены к активной познавательной деятельности и даже

оказываются неподготовленными к отдельной от родителей самостоятельной жизни (что выходит, конечно, за рамки нашего исследования).

Таким образом, можно заключить, что работа по подготовке к обучению в условиях вуза в школах ведется, но вместе с тем она находится в зачаточном состоянии и проводится стихийно, неосознанно, несистематично и непоследовательно. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что необходима скоординированная работа школы и вуза.

Библиографический список

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - С. 359-360.

2. Ильин В.А. Сравнительное исследование особенностей психосоциального развития учащихся старших классов и студентов - первокурсников высших учебных заведений / В.А. Ильин // Психологическая наука и образование. - 2009. - №1. - С. 14-22.

3. Костецкий В.В. Полуобразованность и полунравственность в системе образования / В.В. Костецкий // Педагогика. - 2010. - №1. - С. 40-46.

4. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен. Автореферат дисс. - М., 2009.

5. Лизинский В.М. Критерии удовлетворенности родителей качеством работы образовательного учреждения / В.М. Лизинский, Е.В. Переславцева, А.Д. Лунина // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - №5. - С. 51-55. Bibliograficheskij spisok

1. Bulanova-Toporkovam.v. Pedagogika i psikhologiya vysshej shkoly / M.V. Bulanova-Toporkova. - Rostov n/D.: Feniks, 2002. - S. 359-360.

2. Ilin V.A. Sravnitelnoe issledovanie osobennostej psikhosotsialnogo razvitiya uchaschikhsya starshikh klassov i studentov - pervokursnikov vysshikh uchebnykh zavedenij / V.A. Ilin // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2009. - 1. - S. 14-22.

3. Kostetskij V.V. Poluobrazovannost i polunravstvennost v sisteme obrazovaniya / V.V. Kostetskij // Pedagogika. - 2010. 1. - S. 40-46.

4. KusakinaS.N. Gotovnost k obucheniyu v vuze kak psikhologicheskij fenomen.Avtoreferat diss. M., 2009.

5. Lizinskij V.M. Kriterii udovletvorennosti roditelej kachestvom raboty obrazovatelnogo uchrezhdeniya / V.M. Lizinskij, E.V. Pereslavtseva, A.D. Lunina // Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch. - 2009. - № 5. - S. 51-55.

Момбей-оол Сырга Мергеновна - ассистент кафедры психологии Тувинского государственного университета, аспирант, г. Кызыл, E-mail: mombeyool@mail.ru Mombei-ool Syrga - assistant at the Department of psychology of the Tuva State University postgraduate student, Kyzyl, E-mail: mombeyool@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.