УДК 378.1.048 Н.М. Захарова, Л.А. Степанова
МОТИВАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ В МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
Совершенствование и реформирование системы высшего профессионального образования является необходимым условием для подготовки высокопрофессиональных специалистов в здравоохранении. Необходимость повышения эффективности обучения обусловливает изучение факторов, которые могут повлиять, как на профессиональное становление, так и на реализацию мотива учебной деятельности. При этом психологическая готовность к обучению в Медицинском институте выступает одним из важнейших регуляторов профессионализации.
Значительную часть кандидатов на учебу в Медицинский институт составляют выпускники общеобразовательных школ в возрасте 16-18 лет, не обладающие устойчивыми характеристиками личностной направленности, соответствующими установками, интересами, специальными способностями, мировоззрением. Несформированность психологической готовности абитуриентов к обучению в медицинском вузе может усугубляться отсутствием положительной мотивации на работу в сфере здравоохранения. В результате часть абитуриентов Медицинского института могут характеризоваться недостаточной психологической готовностью к обучению. В связи с этим возникла необходимость исследовать психологическую готовность будущих врачей на ранних этапах профессионального становления, в период обучения в Медицинском институте.
В статье рассматривается проблема мотивации поступления абитуриентов в Медицинский институт как показатель готовности к обучению в высшем медицинском учебном заведении. Также рассмотрены вопросы образовательной компетентности, позволяющие абитуриенту самостоятельно, осознанно выбирать и эффективно осваивать образовательную программу. Показано, что для успешной адаптации и обучения в Медицинском институте готовность к обучению играет важную роль, т.к. способствует быстрому включению в учебно-профессиональную деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что нежелательными качествами для формирования готовности к обучению в Медицинском институте являются сниженная мотивация получения профессии врача и низкая успеваемость.
Ключевые слова: абитуриент, выбор профессии, мотивация, готовность к обучению, обучение в медицинском институте, адаптация студентов, образовательная компетентность, учебно-профессиональная деятельность, высшее образование, здравоохранение.
N.M. Zakharova, L.A. Stepanova
The motivation of applicants to enter Medical Institute as an indicator of preparedness for studying
An improved and reformed system of higher education is a requirement for training highly qualified specialists in health care. The need to enhance the effectiveness of training requires studying the factors that may affect
ЗАХАРОВА Надежда Михайловна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммо-сова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: 89241761601. E-mail.: [email protected]
ZAKHAROVA Nadezhda Mikhailovna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M.K.Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Те1: 89241761601. E-mail.: [email protected]
СТЕПАНОВА Лена Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммо-сова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел. 89246604927. E-mail: [email protected]
STEPANOVA Lena Anatol'evna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M.K.Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Те!. 89246604927. E-mail: [email protected]
both the professional development and the realization of the learning activity motivation. This psychological preparedness for studying at medical school is one of the most important regulators of professionalization.
A significant part of candidates to study at medical school are graduates of secondary schools aged 16-18 who do not have stable personal orientation, associated qualities, interests, certain abilities, and outlook. The lack of psychological preparedness of students to study at medical school may be worsened by the lack of positive motivation to work in the health sector. As a result, medical school applicants can be characterized by a lack of psychological preparedness to study. In this regard, there was a need to explore the psychological preparedness of future doctors in the early stages of professional development in the period of studying at medical school.
The article considers the problem of motivating students entering medical school as an indicator of preparedness for studying at medical school. It also discusses the issues of educational competence enabling applicants to choose and develop an educational program effectively on their own. It is shown that the preparedness for studying plays an important role in successful adaptation and learning at medical school, since it contributes to the quick inclusion in the educational and professional activities. The results show that the undesirable qualities for forming the preparedness for studying at medical school are lower motivation to get the medical profession and poor performance.
Keywords: applicant, choice of profession, motivation, preparedness for studying, training at medical school, adaptation of students, educational competence, educational and professional work, higher education and health care.
Введение
Выбор человеком профессии - основа его самоутверждения в обществе, одно из главных жизненных решений. В современном обществе наблюдается осознание ценности высшего образования, которое воспринимается как своего рода пропуск к общественным благам. По данным М.В. Лисаускене [1], 70 % россиян считают необходимым дать своим детям высшее образование, а обследование Г.А. Чередниченко подтвердило, что у большинства выпускников средних образовательных школ долгосрочные перспективы связаны с получением высшего профессионального образования [2].
Мотивация и готовность студентов к обучению
Обучение в вузе является одним из наиболее важных этапов профессиональной подготовки специалиста, во время которого происходит формирование представлений о профессиональной деятельности, усвоение специальных знаний, выработка основных навыков. Как отмечает И.А. Зимняя, основной социальной и возрастной задачей студенчества является овладение знаниями и профессиональными умениями, усердный учебный труд [3]. Как и любой труд, обучение в вузе предполагает наличие определенной готовности к нему.
Готовность к обучению является решающим условием быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации. Согласно С.Н. Кусакиной, готовность к обучению в вузе - это настрой на учебно-профессиональную деятельность, который позволяет субъекту учения принять учебную задачу и свою новую роль, идентифицироваться с результатом будущей деятельности и мобилизовать свои ресурсы для успешного обучения в вузе [4]. Готовность к обучению в вузе проявляется как внутренняя настроенность студента на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия во время обучения и с началом работы после окончания вуза. Цель формирования готовности студентов - в облегчении процесса адаптации в условиях современного производства, в достижении успеха, для чего необходимо овладеть профессиональной, нравственной, психической, организаторской сторонами избранной профессии.
И.И. Ахтамьянова выделяет следующие психологические критерии определения готовности к обучению в вузе: идентификация, антиципирующее самоопределение (видение себя в будущем), особенности ценностных ориентаций, способность к регуляции и саморегуляции, т.е. зрелость волевых процессов, наличие необходимого уровня знаний, сформированность специфичных для учебной деятельности студентов навыков и умений [5].
В качестве базовых показателей готовности к обучению в вузе Н.Н. Савельева выделяет: уровень сформированное™ интеллектуальных и общеучебных умений; уровень владения приемами самостоятельной познавательной деятельности как готовности выходить за пределы заданного, желания самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую
информацию, овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать новые идеи, расширять области знания; уровень сформированное™ коммуникативных умений как способности к установлению межличностных отношений; уровень учебно-познавательной мотивации; уровень интеллектуальной саморегуляции как умения целенаправленно строить процесс самообучения [6].
В структуру готовности студентов к обучению в вузе или к освоению программ профессиональной подготовки включают:
- личностный аспект (воля, активность, настойчивость, осмысленность своего жизненного пути), мотивационный аспект (наличие интереса к занятиям, желание прилагать усилия для понимания и усвоения сложного материала заданий) и операциональный аспект (умение обрабатывать информацию, выделять главное, конспектировать, строить схемы, осмысливать сложные тексты, умение самоуправления);
- мотивационный компонент (интерес к учебной деятельности и позитивное отношение к будущей профессии), регулятивный компонент (умение регуляции учебной-профессиональной деятельности, ее планирования, контроля, коррекции, мобилизации сил, сосредоточения на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, трудностей), интеллектуальный компонент (стиль познавательной деятельности, способности к решению задач учебно-профессиональной деятельности, к усвоению и преобразованию знаний и умений), знаниево-операциональный компонент (знание и умение как база для освоения конкретной программы профессиональной подготовки);
- мотивационно-профессиональный компонент (желание учиться в вузе по выбранной профессии, быть студентом, выполнять обязанности в соответствии с новым статусом, также включает цели поступления в институт, факторы, оказавшие влияние на выбор профессии, информированность о профессии, самостоятельность и осознанность профессионального выбора), когнитивно-темповый компонент (средний уровень интеллектуального развития и программной школьной подготовки, высокая скорость чтения и письма, навыки работы с текстом, быстрое переключение внимания), волевой компонент (навыки самоорганизации и саморегуляцию поведения);
- личностную готовность (система социальных установок относительно жизненных ценностей), когнитивную (необходимый уровень актуальных знаний, достаточный для успешного обучения в вузе, уровень развития познавательных психических процессов), операционально-деятельностную готовность с преобладанием навыков и умений самостоятельной работы.
Личностное образование, позволяющее абитуриенту самостоятельно, осознанно выбирать собственную образовательную траекторию и эффективно осваивать образовательную программу, - это образовательная компетентность. Можно выделить ряд факторов, формирующих образовательную компетентность выпускника школы: отношение человека к образованию и будущей профессиональной деятельности, когнитивные и творческие способности, эмоционально-волевые особенности личности и умения саморегуляции, способность личности ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью. Образовательная компетентность выпускника школы может рассматриваться как одно из условий его готовности к обучению в вузе, поскольку именно отношение к образованию, умение учиться и организовывать свою деятельность определяют успешность адаптации и эффективность учебно-профессиональной деятельности в вузе.
В образовательной компетентности выделяются следующие составляющие:
- мировоззренческая - сформированная на уровне понимания картина мира, себя и своего места в нем, целостные представления об образовательной реальности, понимание значения образования для общества и его личностного смысла;
- знаниево-технологическая - предметные знания, достаточные для освоения конкретной образовательной программы высшего профессионального образования, умения осуществлять образовательные действия (находить информацию, работать с литературой, конспектировать, готовить доклады и рефераты, планировать и осуществлять простые эксперименты и т.д.);
- когнитивная - владение умственными действиями, развитые интеллектуальные и творческие способности;
- мотивационная - ценностное отношение к образованию, познавательные потребности, стремление проявлять познавательную инициативу, нацеленность на овладение профессией и личностное развитие;
- личностная - сформированы качества субъекта деятельности (способы постановки задач, анализа ситуации, прогнозирования, проектирования, планирования, самоорганизации, контроля и оценки, рефлексии, коммуникации) и субъекта жизни (способность делать осознанный выбор, проявлять активность и нести ответственность, осознавать жизненные цели и направлять себя на их достижение, решать жизненные проблемы).
Сопоставляя понятия готовности к обучению в вузе и образовательной компетентности, а также их составляющие, можно прийти к выводу, что сформированная образовательная компетентность выпускника школы тесно взаимосвязана с его готовностью к обучению в вузе и играет значимую роль в успешности учебно-профессиональной деятельности студента.
В настоящее время на рынке труда все больше значения придается результативности высшего образования - качеству подготовки специалиста. В связи с этим в настоящее время становятся актуальными проблемы:
- обеспечения преемственности и согласования основных образовательных программ как одного из условий готовности выпускников средней школы к освоению образовательных программ высшей школы;
- реализации специальных программ довузовской подготовки;
- использования в организациях среднего образования проблемных и проектных образовательных технологий, способствующих развитию самостоятельности в учении и других личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность школьников к вузовскому обучению;
- осуществления психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников, осознанного выбора ими дальнейшей образовательной траектории;
- реализации специальных мероприятий, направленных на адаптацию в вузе, развитии умений самоконтроля и самоуправления, формировании навыков самостоятельной учебной деятельности и др.
Для успешного решения данных проблем необходимо соотносить результаты школьного обучения и требования вуза к студенту.
Уровень готовности к обучению в вузе (первый уровень - у студентов) характеризуется сужением спектра целей поступления в вуз, принятием социально-прагматических целей и роли студента, реалистичным представлением о студенческой жизни, формированием конкретных жизненных перспектив. Отмечено, что сначала появляется социальная мотивация получения высшего образования, как наиболее инфантильная, затем возникает познавательная. И, наконец, формируется профессиональная, отвечая содержанию ведущей деятельности и возрастных задач.
Однако, по данным социологических и психологических исследований, эта задача решается неудовлетворительно: отмечаются низкая мотивированность молодежи к обучению в вузе и приобретению специальности, недостаточный уровень познавательного развития студентов. И даже в лучших вузах обучается много психологически не готовых студентов, что может быть связано с падением авторитета и качества высшего образования [7].
С целью изучения мотивации поступления в вуз, его влияния на готовность к обучению в вузе, нами проведено анкетирование и изучение академической успеваемости 56 студентов 3 курса педиатрического отделения Медицинского института СВФУ (17 юношей и 39 девушек). В исследовании использован разработанный С.Н. Кусакиной опросник для оценки готовности к обучению в вузе. Полученные результаты сравнили с академической успеваемостью респондентов.
Наше исследование показало, что готовность к обучению в вузе имеют 47 студентов из 56 студентов 3 курса, что составило 83,9 %, а 9 (16,1 %) студентов не готовы к обучению в вузе. По тендерному составу не готовы к обучению в вузе больше юноши - 17,6 %, чем девушки - 15,4 %. Также выявлено, что готовность к обучению выше у студентов с высокой академической успеваемостью, чем у отстающих; уровень готовности у девушек выше, чем у юношей.
Исследование мотивационной сферы готовых к обучению в вузе обнаружило, что у них уровень мотивации получения знаний выше, чем у неготовых. Общая информированность и
ориентация на содержание студенческой жизни среди готовых отличаются реалистичностью и принятием ответственности. У неготовых к обучению юношей и девушек контакт с задачей обучения затруднен; представления о студенческой жизни мало реалистичны. Также выявлено, что у готовых к обучению лучше развита волевая готовность, они имеют более высокую организационно-темповую готовность.
Наиболее готовым респондентом в нашем исследовании считался психологически готовый к обучению в вузе студент с высокой академической успеваемостью, наименее готовым - студент, обладающий низкой академической успеваемостью. Мотивационная сфера наиболее готовых характеризуется преобладанием мотивации к получению знаний и профессии, для наименее готовых характерно подчеркивание взрослости студентов. При этом и для готовых, и для неготовых студентов высшее образование выступает как шанс получения профессии.
Выводы
1. Для успешной адаптации и обучения в вузе готовность к обучению играет важную роль, т.к. способствует быстрому включению в учебно-профессиональную деятельность.
2. Нежелательными качествами для формирования готовности к обучению в вузе являются более низкая мотивация получения профессии и низкая успеваемость.
3. Большинство студентов педиатрического отделения готовы к обучению в вузе.
Литература
1. Лисаускене М.В. Поколение next - прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М.В. Лисаускене // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 111-115.
2. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования) / Г.А. Чередниченко. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. — 504 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
4. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.Н. Кусакина. - М., 2009. - 22 с.
14. Ахтамьянова И.И. Когнитивная готовность к обучению в вузе как условие формирования субъектной позиции студента / И.И. Ахтамьянова // Педагогический журнал Башкортостана. -2010. - № 1. - С. 55-73.
16. Савельева Н.Н. Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению в вузе (направление - педагогика): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Савельева. - Владивосток, 2007. - 24 с.
27. Лызь Н.А. О роли образовательной компетентности абитуриентов в их готовности к обучению в вузе / Н.А. Лызь, А.А. Шостак // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7356 (дата обращения: 19.11.2016).
References
1. Lisauskene M.V. Pokolenie next - pragmatichnye perfektsionisty ili romantiki potrebleniia // Sotsiologicheskie issledovaniia. 2006. - № 4. - S. 111-115.
2. Cherednichenko G.A. Molodezh' Rossii: sotsial'nye orientatsii i zhiznennye puti (Opyt sotsiologicheskogo issledovaniia). — SPb.: Izd-vo RKhGI, 2004. — 504 s.
3. Zimniaia I.A. Pedagogicheskaia psikhologiia: Ucheb. posobie. - Rostov n/D.: Izd-vo «Feniks», 1997. - 480 s.
4. Kusakina S.N. Gotovnost' k obucheniiu v vuze // Avtoreferat dissertatsii na soiskanie stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk. Moskva, 2009. - 22 s.
5. Akhtam'ianova I.I. Kognitivnaia gotovnost' k obucheniiu v vuze kak uslovie formirovaniia sub"ektnoi pozitsii studenta // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2010. - № 1. - S. 55-73.
6. Savel'eva N.N. Proektirovanie sistemy adaptatsii pervokursnikov k obucheniiu v vuze (napravlenie - pedagogika) // Avtoreferat dissertatsii na soiskanie stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. Vladivostok, 2007. - 24 s.
7. Lyz' N.A., Shostak A.A. O roli obrazovatel'noi kompetentnosti abiturientov v ikh gotovnosti k obucheniiu v vuze // Gumanitarnye nauchnye issledovaniia. 2014. - № 7 [Elektronnyi resurs]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7356 (data obrashcheniia: 19.11.2016).