СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 314.1
А.Ш Бегиева ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА1
Аннотация. В статье представлены результаты исследования репродуктивного поведения отдельных возрастных групп населения Республики Северная Осетия-Алания в зависимости от форм государственной поддержки молодых семей. Выявлено, что проблемы ухудшения рождаемости среди молодых женщин носят сложный комплексный характер, отражая экономические, социальные, технологические и другие процессы, происходящие как в целом по России, так и в Республике Северная Осетия-Алания. Определены 12 факторов макросреды, а также степень их влияния на репродуктивное поведение населения региона. Ключевые слова: индикаторы репродуктивного поведения, динамика рождаемости, молодая семья, формы государственной поддержки.
Aida Begteva FORMATION OF CONDITIONS OF POSITIVE
DYNAMICS OF REPRODUCTIVE BEHAVIOUR OF THE POPULATION OF THE REGION
Annotation. In the article results of research of reproductive behaviour of separate age groups of the population of the Republic North Ossetia-Alania depending on forms of the state support of young families are described. It is revealed that problems of deterioration of birth rate among young women have difficult complex character, reflecting the economic, social, technological and other processes happening as in general across Russia, and in the Republic of North Ossetia-Alania. 12 factors of a microenvironment, and also extent of their influence on reproductive behaviour of the population of the region are defined.
Keywords: indicators of reproductive behaviour, loudspeaker of birth rate, young family, forms of the state support.
В настоящее время демографическая ситуация в России характеризуется положительной динамикой, однако, для дальнейшего масштабного ее улучшения необходима разработка и проведение эффективной демографической политики [14]. Изучение демографических проблем до настоящего времени является прерогативой соответствующих федеральных структур [4, с. 57]. Однако, без учета региональных демографических особенностей, в частности, в таких многонациональных регионах России, к которым относится и Республика Северная Осетия-Алания (РСО-Алания), снижается эффективность социально-экономической политики. В 2006 г., впервые за 11 прошедших до этого лет, в Северной Осетии зафиксировано увеличение числа родившихся, уменьшение смертности, т.е. естественный прирост населения. На современном этапе основной целью как федеральной, так и региональной демографической политики является сохранение и развитие положительной динамики есте-
© Бегиева А.Ш., 2015
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-12-15008 «Демографические прогнозы и демографическая экспертиза, как инструменты повышения качества разработки и реализации социально-экономических проектов и программ региона».
ственного движения населения, на показатели которого существенное влияние оказывает репродуктивное поведение [2].
В целом под репродуктивном поведением понимается система действий, отношений, психических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака [7, с. 197]. Сложность и многоаспектность репродуктивного поведения в детерминированной связи с обществом, семьей, экономической ситуацией и демографическими процессами, социокультурными и ментальными особенностями отмечена многими учеными [3; 12]. Общетеоретические основы, определяющие взаимодействие и взаимозависимость семьи и общества, представлены трудами зарубежных и отечественных классиков социологической мысли: М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, П.А. Сорокиным и др. Эволюционистский подход к состоянию брачно-семейных отношений (развиваемый А.Г. Вишневским, В.В. Елизаровым, Л.В. Карцевой, М.С. Мацковским и др.) предполагает влияние процессов естественной социокультурной модернизации общества на трансформацию форм и репродуктивное поведение современной семьи.
Следует отметить, что разнообразие тематики работ, раскрывающих многоаспектность экономических, общественных, социальных, психологических аспектов репродуктивных ориентаций населения, все еще недостаточно полно отражает территориальные особенности их проявления, а также динамику изменений с учетом различных факторов. Сложилось определенное противоречие между потребностью общества в повышении репродуктивной функции населения, обоснованием теоретико-методических путей ее обеспечения и решением практических задач их реализации. Основными внешними индикаторами репродуктивного поведения служат три основных показателя: идеальное, желаемое и ожидаемое число детей в семье. Идеальное число детей - отражает представление человека о самом «правильном» числе детей в семье вообще безотносительно к жизненным условиям и своих личных предпочтений. Следующий показатель - желаемое число детей показывает то число детей, которое человек желал бы иметь, исходя из своих личных предпочтений, но без учета различных жизненных обстоятельств (благоприятных или неблагоприятных), в которых он находится в данный момент времени. Показатель ожидаемого числа детей характеризует то их число, которое человек намерен реально иметь в своей семье, с учетом личных предпочтений и характеристик жизненной ситуации. Чем значительнее разница между желаемым и ожидаемым количеством детей, тем менее доволен респондент своим материальным, социальным статусами, социальной ситуацией в стране, регионе и т.д.
На репродуктивное поведение населения влияет целый ряд факторов: уровень занятости или уровень безработицы среди молодежи, наличие собственного жилья, доступность кредита, формы и методы государственной поддержки молодых семей. Характер репродуктивного поведения населения не является постоянным в связи с воздействием совокупности условий исторической, экономической и социокультурной направленности. Репродуктивное поведение населения следует рассматривать как сложный феномен, интегрирующий в единое целое многообразие аспектов состояния и развития общества. Проблемы репродуктивного поведения населения тесно связаны с социально-демографической ситуацией в республике.
Общая численность населения РСО-Алания неуклонно возрастает с 552 тыс. чел. (1970 г.) до 704 тыс. чел. (2014 г.). При этом рост численности составил 127,5 %, что выше, чем в среднем по РФ (110,6 %). Также постепенно возрастает и удельный вес численности населения республики в общей численности населения России (см. рис. 1).
Годы
Рис. 1. Динамика удельного веса численности населения РСО-Алания в общей численности РФ
[10, с. 42; 11, с. 37]
Как видно из рисунка 1, за период 1970-2014 гг. сложился восходящий тренд удельного веса численности населения РСО-Алания в общей численности РФ (с 0,425 до 0,496 %), описываемый степенной закономерностью вида:
у = 0,4126 хМ984, (1)
где х - любая точка тренда.
Вместе с тем, ежегодные значения прироста численности населения по РСО-Алания с 2011 года снижаются, что особенно заметно в сравнении с соседними регионами Северо-Кавказского федерального округа [11, с. 49].
Так, три региона округа - Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики и РСО-Алания - имеют отрицательные значения прироста численности населения. Данное явление не отвечает благоприятным изменениям коэффициента рождаемости, выросшего с 11,2 в 2005 г. до 15,3 в 2014 г., а также коэффициента смертности, который снизился с 12,2 (2005 г.) до 10,5 (2014 г.). В этой связи можно предположить, что снижение прироста численности населения РСО-Алания не обусловлено влиянием составляющих рождаемости и смертности, а вызвано процессами миграции населения, отражающими социально-экономические проблемы республики. Напряженность на рынке труда за последнее время стала заметно повышаться для населения ряда регионов России в связи с ограниченностью свободных рабочих мест, возрастающим притоком беженцев с Украины и все еще значительным потоком мигрантов [15]. В РСО-Алания общий коэффициент безработицы в 2014 г. среди мужчин составил около 7 %, а среди женщин - 10 %, что является высоким показателем, согласно международным стандартам.
В Республике разработан и реализуется ряд отдельных законов и правовых актов, имеющих прямое или опосредованное отношение к проблемам семей с детьми, например, закон «О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания» [6], законы о семейной политике, о молодежной политике [5], Указ «О мерах по улучшению жилищных условий молодых семей» [13], постановление Правительства «О повышении размера ежемесячного государственного пособия гражданам, имею-
щим детей» [8], реализуется ряд социальных программ [9]. Подобные документы регулируют отдельные важные вопросы поддержки семей, однако, они носят во многом разрозненный характер, ограничены скромными бюджетными возможностями республики и концептуально не обеспечены единой региональной социальной и демографической политикой. На наш взгляд, комплексный подход к разработке социальных проектов и программ, учет положительного опыта других субъектов РФ, к примеру: Московской, Рязанской, Ростовской, Пензенской областей, Кабардино-Балкарии, могли бы способствовать сохранению и развитию положительной динамики демографических процессов, в частности, активизации репродуктивного поведения населения региона. Необходимо развитие новых эффективных форм мотивации регионального взаимодействия в экономике, решении социальных проблем, реальный переход на парадигму доминирующей ценности человеческого капитала [1].
Далее представлены результаты исследования по определению факторов, влияющих на положительную динамику репродуктивного поведения отдельных возрастных групп, их сохранение и развитие, проведенные в 2015 г. Гипотеза исследования: активные формы государственной поддержки молодых семей, уровня занятости молодых людей, определяют положительную динамику репродуктивного поведения отдельных возрастных групп. Цель исследования: изучение динамики репродуктивного поведения отдельных возрастных групп населения, с учетом форм государственной поддержки молодых семей.
Объектом исследования выступили 100 чел. г. Владикавказ, из которых 58 чел. имели свои семьи, 42 - предполагали в будущем создать семьи. Из числа респондентов 54 - молодые женщины наиболее репродуктивно активных возрастных групп 20-24 года - 18 чел. (33,3 %), 25-29 лет -26 чел. (48,1 %), 30-34 года - 10 чел. (18,6 %). Значительная часть респондентов из числа молодых женщин (82 %) имеет высшее образование. Кроме того, было опрошено 46 молодых мужчин репродуктивно активных возрастных групп 20-24 лет - 10 чел. (23 %), 25-29 лет - 25 чел. (54 %), 30-34 лет - 10 чел. (23 %).
Предметом исследования является оценка мнений респондентов и их установки применительно к возможному числу детей в семье. В процессе исследования решались следующие задачи: выявление отношения респондентов к количеству детей в семье; определение оценки и взаимосвязи мнений; аккумулирование и оценка предложений по поддержке семей в Республике. Методология проведения исследования предполагала анкетный опрос респондентов и собеседование с ними. Для комплексного изучения экономической и социальной среды, а также психологического состояния личности респондента использовались следующие методы исследования: анкетирование, стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (ММР1), 16-факторный опросник Кеттела 16РБ, а также специально разработанные опросники. Распределение мнения респондентов по возрасту о количестве детей представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение мнения респондентов по возрасту о количестве детей
Возраст респондентов, лет Среднее число детей в семье, чел.
Идеальное Желаемое Ожидаемое
До 19 лет 1,49 1,23 0,42
20-24 1,16 1,04 0,91
25-29 1,42 1,12 0,72
30-34 1,21 1,07 0,81
В среднем 1,32 1,12 0,72
Как видно, по всем показателям количество детей, которое может быть в семье, по мнению респондентов, не достигает двух. Показатель ожидаемого количества детей в семье имеет заметные
отличия в низшую сторону по сравнению с другими показателями: от идеального - 0,6, от желаемого - 0,4. Такое различие значений означает влияние ряда внешних социально-экономических факторов. Одним из таких факторов является состояние жизненной ситуации, и, в частности, уровень материально-финансового благополучия респондентов. По данному признаку мнения респондентов группировались по следующим категориям уровней благополучия: высокий, средний, низкий.
При этом, показатель ожидаемого числа детей в семье имеет заметные отличия в низшую сторону, по сравнению с другими показателями: от идеального - 1,05, от желаемого - 0,65. Это означает, что уровень материально-финансового благополучия респондентов усиливает различия между идеальным, желаемым и ожидаемым количеством детей в семье, однако, не снижает роль личных предпочтений и факторов, характеризующих жизненную ситуацию. Примечательно, что для респондентов с высоким уровнем материально-финансового благополучия различие между идеальным и ожидаемым значением показателей достаточно велико (1,1), хотя, на первый взгляд, жизненные обстоятельства на них должны влиять существенно меньше, по сравнению с респондентами, пребывающими на низких уровнях качества жизни. Более детальный опрос показал, что данная категория респондентов полагает, что увеличение количества детей в семье может помешать им в работе, которая приносит необходимый уровень материально-финансового благополучия. Для респондентов, относящих себя по уровню материально-финансового благополучия к категории «низкий», появление даже одного ребенка может означать, по их мнению, катастрофу, так как они не в состоянии его содержать в настоящее время или в расчете на ближайшую перспективу. Однако в случае повышения их материально-финансового благополучия ожидаемое число детей, которое они хотели бы иметь, приближается к 2 (точнее - 1,8). Можно сделать предположение о том, что соответствие количества детей насущным потребностям супругов является основным условием репродуктивного поведения, но не самой главной ценностью в жизни.
Безусловно, разные респонденты имеют свои критерии оценки, как уровня благосостояния, так и необходимого количества в семье детей. Подобные критерии не являются постоянными и могут изменяться в зависимости от ситуации. Зачастую факторы, влияющие на репродуктивное поведение населения, носят взаимоисключающий альтернативный характер. Так, например, труд женщины повышает уровень благосостояния семьи, что должно способствовать росту числа детей, но при этом одновременно затрудняет реализацию ее материнских функций. Распределение мнений женщин (работающих и неработающих) относительно количества детей следующее. Женщины, занятые на предприятиях, предпочитают иметь меньшее количество детей (идеальное - 1,56; желаемое - 1,39; ожидаемое - 0,62) по сравнению с неработающими женщинами (идеальное - 1,82; желаемое - 1,22; ожидаемое - 0,93). В среднем, соответственно, значения таковы: 1,69; 1,305; 0,775.
Сочетание изменчивых физиологических, экономических и социальных факторов, влияющих на репродуктивное поведение населения в условиях нестабильной социально-экономической ситуации, затрудняет выработку обоснованных управленческих решений в области государственной поддержки семьи. Следует отметить, что ситуация последних лет в экономике Республики не способствует улучшению репродуктивного поведения населения. Динамика реальных доходов населения РСО-Алания за 2015 г. (январь-май) ухудшилась по отношению к 2014 г., составив 100,9 % (2014 г. -103,5 %) [11, с. 23]. И хотя среднемесячная начисленная зарплата выросла на 106,4 % до уровня 21,5 тыс. руб., повысилась сумма просроченной задолженности с 26,9 млн руб. в июле 2014 г. до 31,1 млн руб. в июле 2015 г. (или на 15,6 %). Число работников, которым задолжали зарплату, соответственно выросло с 515 чел. до 608 чел.
Мнение респондентов о возможном количестве детей в зависимости от их фактического наличия в семье представлено ниже. При этом ответы респондентов по данному признаку группировались по категориям: а) отсутствие детей, б) один ребенок, в) двое детей. Наибольший разрыв между
идеальным и ожидаемым количеством детей в семье (1,69), отмечается во 2 группе семей, т.е. имеющих одного ребенка.
Показателем, характеризующим уровень рождаемости, является коэффициент детности (Кд), который может быть рассчитан по формуле:
(2)
где Чд - число детей в возрасте до четырех лет; Чж - средняя численность женщин в репродуктивном возрасте в группе респондентов.
Коэффициент детности для исследуемой группы респондентов составляет 0,21. Среди респондентов 42 % не имеет детей, 58 % имеют детей, в том числе 34 % - имеют по два ребенка, 66 % -по одному ребенку в семье. Такое число детей свидетельствует о сложившейся высокой поляризации семейных и общественных интересов. Для большинства семей полезность детей с точки зрения удовлетворения потребностей родителей, находится в узком диапазоне 1-2 ребенка. По их мнению, такое количество детей позволяет сбалансировать родительские интересы в продолжение рода и затраты, связанные с уходом за детьми (физические, временные, финансовые и др.) с возможностью удовлетворения других интересов (в осуществлении соответствующей деятельности, в карьере, в повышении социального статуса и т.д.). Однако такой баланс потребностей приводит к противоречиям между репродуктивным поведением семьи, ориентированной на малодетность (1-2 ребенка) и потребностями общества, которому для целей воспроизводства необходимы среднедетные семьи (3-4 ребенка) и семьи с большим числом детей.
Опрос респондентов позволил использовать метод РЕ8Т-анализа для целей оценки степени влияния различных факторов макросреды на репродуктивное поведение населения. Анализ проводился в четыре этапа. На первом этапе был определен перечень из 12 факторов макросреды, оказывающих влияние на репродуктивное поведение населения региона, из которых путем предварительной оценки и ранжирования отобраны по три наиболее значимых фактора в каждой группе: политические (снижение стабильности в обществе, изменение законодательства, государственная поддержка производства), экономические (экономическая ситуация в стране, доходы населения, доступность кредитов), социальные (качество образования, поведение потребителей, изменение структуры доходов), технологические (государственная политика в области технологической модернизации экономики, доступность новых технологий в отрасли, стимулирование инноваций). На втором этапе проводилась нормализация значений факторов (определялась степень влияния предварительно отобранных факторов на репродуктивное поведение населения с учетом относительных нормированных весовых коэффициентов). На третьем этапе определялась степень их влияния по пятибалльной системе оценок: 1 балл - наименьшее влияние, 5 - наибольшее влияние (см. табл. 2).
Таблица 2
Результаты экспертной оценки влияния основных факторов макросреды на репродуктивное поведение населения
Наименование факторов Средняя оценка Весовой коэф- Взвешенная
макросреды экспертов (балл) фициент оценка (стр.2*3)
1. Политические факторы
1.1. Стабильность в обществе 4,8 0,09 0,432
1.2. Состояние законодательства 4,4 0,08 0,352
1.3. Роль государства 3,7 0,07 0,259
Окончание таблицы 2
Наименование факторов Средняя оценка Весовой коэф- Взвешенная
макросреды экспертов (балл) фициент оценка (стр.2*3)
2. Экономические факторы
2.1. Экономическая ситуация в стране 4,8 0,09 0,432
2.3. Доступность кредитов для населения 4,6 0,09 0,414
2.3. Доходы населения 4,2 0,08 0,336
3.Социальные факторы
3.1. Поддержка семьи со стороны государства
и общества 4, 8 0,09 0,432
3.2. Социальная политика государства 4,0 0,08 0,320
3.3. Репродуктивное поведение 4,0 0,08 0,320
4. Технологические факторы
4.1. Государственная политика в области тех-
нологической модернизации экономики 4,5 0,09 0,405
4.2. Доступность новых технологий с приме-
нением труда женщин 3,8 0,08 0,304
4.3. Технико-технологические условия труда
женщин 3,6 0,07 0,252
Итого 51,2 1 -
На четвертом этапе обосновывались возможные ответные меры общества для снижения негативного влияния факторов (см. табл. 3).
Таблица 3
Возможные ответные меры общества для снижения негативного влияния факторов
на репродуктивное поведение населения
Факторы Характер проявления Возможные ответные меры со стороны общества
1. Политические факторы
1.1. Стабильность в обществе Ухудшение ситуации в обществе Повышение устойчивости общества
1.2. Состояние законодательства Ухудшение поддержки экономики Усиление мер юридической поддержки
1.3. Роль государства Негативное влияние государства Повышение роли государства
2. Экономические факторы
2.1. Экономическая ситуация в стране Ухудшение экономической ситуации Совершенствование мер развития экономики
2.2. Доступность кредитов для населения Низкая степень доступности кредитов Формирование оптимальных кредитных условий
2.3. Доходы населения Низкие доходы населения Совершенствование экономической политики
3.Социальные факторы
3.1. Социальная политика государства Снижение качества социальной политики Совершенствование качества социальной политики
3.2. Поддержка семьи со стороны государства и общества Ухудшение мер по поддержке семьи с детьми Совершенствование направлений социальной политики
Окончание таблицы 3
Факторы Характер проявления Возможные ответные меры со стороны общества
3.3. Репродуктивное поведение Ориентация на малодетные семьи Совершенствование мер социальной политики
4. Технологические факторы
4.1. Государственная политика в области технологической модернизации экономики Ухудшение факторов и условий труда по причине устаревания технологий Разработка и осуществление проектов по модернизации технологического уровня производства
4.2. Доступность новых технологий с применением труда женщин Снижение отдачи от технологий в отрасли с применением труда женщин Совершенствование технологий и рабочих мест с применением труда женщин
4.3. Технико -технологические условия труда женщин Ухудшение организации и условий труда женщин Разработка и осуществление инновационных проектов
Проведенный РЕ8Т-анализ предполагает дополнение в виде соответствующей методики регулярного мониторинга и оценки факторов, влияющих на характер репродуктивного поведения населения.
Проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы. Репродуктивное поведение населения зависит от форм и методов государственной поддержки молодых семей, поддержания определенного уровня занятости молодых людей. Однако отдельные разрозненные законы и законодательные акты государственной поддержки молодых семей устойчивой активной положительной динамики не дали. При разработке социальных экономических программ региона следует решать проблему в комплексе, к примеру, программы поддержки молодых предпринимателей должны содержать дополнительные меры поощрения предпринимателей, имеющих детей. Государственная поддержка молодых семей в будущем даст многоуровневый положительный эффект: активизацию репродуктивного поведения населения, повышение рождаемости, естественный прирост, снижение смертности, снижение количества разводов, в целом, укрепление института семьи, а значит, основ государства.
Библиографический список
1. Бегиева, А. Ш. Развитие новых форм мотивации регионального взаимодействия / А. Ш. Бегиева // Развитие регионов в XXI в. : мат-лы I Международной научной конференции. В. 2 ч. Ч. 2. - Владикавказ, 2013. - С. 27-32.
2. Бодрова, В. В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России. - Режим доступа : http://www.vevivi.ru/best/Reproduktivnoe-povedenie-kak-faktor-depopulyatsii-v-Rossii-ref69385.html (дата обращения : 30.08.2015).
3. Гаврилова, Л. В. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях / Л. В. Гаврилова. - М. : Время X, 2000. - 160 с.
4. Елизаров, В. В. Демографическое развитие России и ее регионов: общее и особенное / В. В. Елизаров // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - № 1. - С. 57-72.
5. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14 января 2003 года № 4-РЗ «О молодежной политике в Республике Северная Осетия-Алания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 30.10.2015).
6. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 2 декабря 1997 года № 15-3 «О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 30.10.2015).
7. Каберты, Н. Г. Естественное движение населения республики Северная Осетия-Алания / Н. Г. Каберты. -М. ; Владикавказ, 2015. - 176 с.
8. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 2005 г. № 260 «О повышении размера ежемесячного государственного пособия гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 30.10.2015).
9. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 марта 2015 г. № 54 «Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 30.10.2015).
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003 : стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2003. -895 с. ISBN 5-89476-143-3.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014 : стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2014. -900 с. - ISBN 978-5-89476-394-1.
12. Рыбаковский, Л. Л. Демография. - Режим доступа : http://rybakovsky.ru/uchebnik2a19.html (дата обращения : 30.08.2015).
13. Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года № 54 «О мерах по улучшению жилищных условий молодых семей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 30.10.2015).
14. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции демографической политики на период до 2025 года» от 9 октября 2007 г. № 1351 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 30.10.2015).
15. Уровень безработицы в России вырастет в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mjobs.ru/news/uroven-bezraboticy-v-rossii-2014.html (дата обращения : 30.08.2015).