Научная статья на тему 'Формирование условий для расширения масштабов легального промышленного предпринимательства в нефтепереработке'

Формирование условий для расширения масштабов легального промышленного предпринимательства в нефтепереработке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛЕГАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НЕЛЕГАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОР РАЗВИТИЯ / INDUSTRIAL ENTREPRENEURSHIP / LEGAL ENTREPRENEURSHIP / INDUSTRY / OIL REFINING / ILLEGAL ENTREPRENEURSHIP / DEVELOPMENT FACTOR / FAVORABLE CONDITIONS / STATE SUPPORT / GOVERNMENT REGULATION / OIL REFINING ENTERPRISE / SHADOW ECONOMY / LEGALIZATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буньковский Дмитрий Владимирович

Введение: проблемы устойчивого развития легального предпринимательства выходят на уровень основных угроз социально-экономической стабильности в любой стране. Расширение масштабов нелегального промышленного предпринимательства обусловливает уменьшение налогооблагаемой базы в национальной экономике, оказывает негативное влияние и на легальное предпринимательство. Яркие проявления проблемы нелегального предпринимательства можно наблюдать в сфере нефтепереработки. Материалы и методы: в статье рассмотрены некоторые факторы развития легального промышленного предпринимательства в нефтепереработке. При разработке и формулировании предложений по совершенствованию противодействия нелегальному промышленному предпринимательству, обеспечению благоприятных условий и безопасности легального промышленного предпринимательства учитывались отечественная специфика социально-экономических отношений и соответствующего нормативно-правового окружения, а также исторический и зарубежный опыт. Результаты: дана характеристика проблемы нелегального промышленного предпринимательства в нефтепереработке. Описано влияние изменения масштабов нелегального промышленного предпринимательства на развитие национальной экономики. В качестве мер противодействия нелегальному промышленному предпринимательству в нефтепереработке приведены особенности и инструменты формирования благоприятных условий для возникновения и устойчивого развития легального промышленного предпринимательства. Обсуждение: описаны основные взгляды на противодействие нелегальному предпринимательству и теневой предпринимательской деятельности. Определено, что в современных условиях необходима гармонизация системы поддержки легального промышленного предпринимательства и противодействия нелегальному промышленному предпринимательству в нефтепереработке, состоящей из уже исследованных и апробированных компонентов. Заключение: в современных условиях процессы противодействия нелегальному промышленному предпринимательству и теневой предпринимательской деятельности в нефтепереработке должны быть направлены на создание условий для интеграции нелегальной и легальной предпринимательской деятельности на законной основе. Для этого целесообразна выработка комплексной стратегии по формированию благоприятного нормативно-правового и экономического климата в национальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONDITIONS FOR EXPANSION OF LEGAL SCALES INDUSTRIAL ENTREPRENEURSHIP IN OIL REFINING

Introduction: the problems of sustainable development of legal entrepreneurship reach the level of the main threats to socio-economic stability in any country. The expansion of illegal industrial entrepreneurship causes a decrease in the tax base in the national economy, and has a negative impact on legal entrepreneurship. Vivid manifestations of the problem of illegal entrepreneurship can be observed in the field of oil refining. Materials and methods: the article discusses some factors of the development of legal industrial entrepreneurship in oil refining. When developing and formulating proposals to improve the counteraction to illegal industrial entrepreneurship, to ensure favorable conditions and the security of legal industrial entrepreneurship, the domestic specifics of socio-economic relations and the corresponding regulatory environment, as well as historical and foreign experience, were taken into account. Results: the characteristic of the problem of illegal industrial entrepreneurship in oil refining is given. The influence of changing the scale of illegal industrial entrepreneurship on the development of the national economy is described. As measures to counteract illegal industrial entrepreneurship in oil refining, features and tools for creating favorable conditions for the emergence and sustainable development of legal industrial entrepreneurship are given. Discussion: the basic views on countering illegal entrepreneurship and shadow entrepreneurship are described. It is determined that in modern conditions it is necessary to harmonize the system of support for legal industrial entrepreneurship and counteraction to illegal industrial entrepreneurship in oil refining, which consists of already studied and tested components. Conclusion: in modern conditions, the processes of counteracting illegal industrial entrepreneurship and shadow business in oil refining should be aimed at creating conditions for the integration of illegal and legal business activities on a legal basis. To this end, it is advisable to develop a comprehensive strategy to create a favorable regulatory and economic climate in the national economy.

Текст научной работы на тему «Формирование условий для расширения масштабов легального промышленного предпринимательства в нефтепереработке»

08.00.05 УДК 338.45

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ МАСШТАБОВ ЛЕГАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕПЕРЕРАБОТКЕ

© 2020

Дмитрий Владимирович Буньковский, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин

Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск (Россия)

Аннотация

Введение: проблемы устойчивого развития легального предпринимательства выходят на уровень основных угроз социально-экономической стабильности в любой стране. Расширение масштабов нелегального промышленного предпринимательства обусловливает уменьшение налогооблагаемой базы в национальной экономике, оказывает негативное влияние и на легальное предпринимательство. Яркие проявления проблемы нелегального предпринимательства можно наблюдать в сфере нефтепереработки.

Материалы и методы: в статье рассмотрены некоторые факторы развития легального промышленного предпринимательства в нефтепереработке. При разработке и формулировании предложений по совершенствованию противодействия нелегальному промышленному предпринимательству, обеспечению благоприятных условий и безопасности легального промышленного предпринимательства учитывались отечественная специфика социально-экономических отношений и соответствующего нормативно-правового окружения, а также исторический и зарубежный опыт.

Результаты: дана характеристика проблемы нелегального промышленного предпринимательства в нефтепереработке. Описано влияние изменения масштабов нелегального промышленного предпринимательства на развитие национальной экономики. В качестве мер противодействия нелегальному промышленному предпринимательству в нефтепереработке приведены особенности и инструменты формирования благоприятных условий для возникновения и устойчивого развития легального промышленного предпринимательства. Обсуждение: описаны основные взгляды на противодействие нелегальному предпринимательству и теневой предпринимательской деятельности. Определено, что в современных условиях необходима гармонизация системы поддержки легального промышленного предпринимательства и противодействия нелегальному промышленному предпринимательству в нефтепереработке, состоящей из уже исследованных и апробированных компонентов.

Заключение: в современных условиях процессы противодействия нелегальному промышленному предпринимательству и теневой предпринимательской деятельности в нефтепереработке должны быть направлены на создание условий для интеграции нелегальной и легальной предпринимательской деятельности на законной основе. Для этого целесообразна выработка комплексной стратегии по формированию благоприятного нормативно-правового и экономического климата в национальной экономике.

Ключевые слова: благоприятные условия, государственная поддержка, государственное регулирование, легализация предпринимательской деятельности, легальное предпринимательство, нелегальное предпринимательство, нефтеперерабатывающее предприятие, нефтепереработка, промышленное предпринимательство, промышленность, теневая экономика, фактор развития.

Для цитирования: Буньковский Д. В. Формирование условий для расширения масштабов легального промышленного предпринимательства в нефтепереработке // Вестник НГИЭИ. 2020. № 2 (105). С. 113-120.

FORMATION OF CONDITIONS FOR EXPANSION OF LEGAL SCALES INDUSTRIAL ENTREPRENEURSHIP IN OIL REFINING

© 2020

Dmitry Vladimirovich Bunkovsky, Ph. D. (Economy), associate professor, associate professor of philosophy, psychology and social and humanitarian disciplines

East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk (Russia)

Abstract

Introduction: the problems of sustainable development of legal entrepreneurship reach the level of the main threats to socio-economic stability in any country. The expansion of illegal industrial entrepreneurship causes a decrease in the

113

tax base in the national economy, and has a negative impact on legal entrepreneurship. Vivid manifestations of the problem of illegal entrepreneurship can be observed in the field of oil refining.

Materials and methods: the article discusses some factors of the development of legal industrial entrepreneurship in oil refining. When developing and formulating proposals to improve the counteraction to illegal industrial entrepreneurship, to ensure favorable conditions and the security of legal industrial entrepreneurship, the domestic specifics of socio-economic relations and the corresponding regulatory environment, as well as historical and foreign experience, were taken into account.

Results: the characteristic of the problem of illegal industrial entrepreneurship in oil refining is given. The influence of changing the scale of illegal industrial entrepreneurship on the development of the national economy is described. As measures to counteract illegal industrial entrepreneurship in oil refining, features and tools for creating favorable conditions for the emergence and sustainable development of legal industrial entrepreneurship are given. Discussion: the basic views on countering illegal entrepreneurship and shadow entrepreneurship are described. It is determined that in modern conditions it is necessary to harmonize the system of support for legal industrial entrepre-neurship and counteraction to illegal industrial entrepreneurship in oil refining, which consists of already studied and tested components.

Conclusion: in modern conditions, the processes of counteracting illegal industrial entrepreneurship and shadow business in oil refining should be aimed at creating conditions for the integration of illegal and legal business activities on a legal basis. To this end, it is advisable to develop a comprehensive strategy to create a favorable regulatory and economic climate in the national economy.

Keywords: industrial entrepreneurship, legal entrepreneurship, industry, oil refining, illegal entrepreneurship, development factor, favorable conditions, state support, government regulation, oil refining enterprise, shadow economy, legalization of entrepreneurial activity.

For citation: Bunkovsky D. V. Formation of conditions for expansion of legal scales industrial entrepreneurship in oil refining // Bulletin NGIEI. 2020. № 2 (105). P. 113-120.

Введение

для противодействия и перевода национальном экономики в более благоприятное равновесное состояние. Как показывает практика, для выхода из этой ловушки необходимы существенные затраты ресурсов, сопоставимые в некоторых странах с размером государственного бюджета [3, а 449-456], что, препятствует процессам легализации в экономике.

В специфических условиях развития российской национальной экономики, включая несовершенство нормативно-правовой базы развития экономических отношений [1, с. 442] и проблемы функционирования правоохранительных органов [2, с. 103], можно с определенной уверенностью прогнозировать возникновение угроз экономической безопасности при возможном расширении масштабов нелегального промышленного предпринимательства и вовлечении граждан в теневую экономическую деятельность. Под промышленным предпринимательством следует понимать предпринимательство, сферой приложения которого является совокупность производств, занятых добычей и переработкой сырья, материалов, топлива, энергии, продуктов производств и сельского хозяйства.

Устойчивый процесс движения национальной экономики в направлении «теневой институциональной ловушки» впоследствии начинает приобретать обратную связь положительного характера, то есть если в нелегальном предпринимательстве задействовано все больше субъектов и ресурсов, то функционировать в данной сфере становится все выгоднее, и она становится все более привлекательной для субъектов легального предпринимательства. Исходя из этого, появляется другая угроза, названная теоретиками «эффектом воронки». Опасность такой угрозы заключается в необратимости соответствующих процессов теневизации и криминализации экономики и общества. «Эффект воронки» может возникнуть в ситуации, когда уровень вовлеченности субъектов предпринимательства и экономических ресурсов в сферу нелегального предпринимательства превышает некую пороговую отметку. Расчетным показателем такого порогового уровня может быть удельный вес предпринимате-

Материалы и методы

Высокий уровень вышеуказанных угроз в теории и практике противодействия нелегальному предпринимательству называют «теневой институциональной ловушкой». Данная ситуация говорит об условиях устойчивого равновесия, для которого характерно расширение нелегального предпринимательства на значительное число отраслей национальной экономики при отсутствии возможностей мобилизации ресурсов государства, необходимых

лей и трудоспособных граждан, задействованных в нелегальном предпринимательстве, в общей их численности [4, а 144]. Например, при достижении этого удельного веса 40 %, можно констатировать начало необратимых процессов попадания экономики «в воронку».

Широкое распространение нелегального предпринимательства, поражение социальной сферы теневой предпринимательской деятельностью влечет за собой глубокие институциональные последствия [5, а 433]. За длительный период экономических преобразований в России снизился уровень качества человеческого капитала и трудового потенциала, затруднено формирование широкого класса мелких собственников и малых (средних) предпринимателей. Ускорялись процессы эмиграции ученых и высококвалифицированных специалистов из сфер наукоемких высокотехнологичных производств и научно-исследовательских учреждений [6, а 493-498]. Утрата научного потенциала российской экономики осуществлялась по двум основным направлениям. С одной стороны, происходил отток интеллектуального капитала в иностранные государства, в которых обеспечивались более благоприятные условиях для осуществления научных изысканий. С другой стороны, существенно замедлялись процессы воспроизводства квалифицированных кадров для сфер наукоемких высокотехнологичных производств и научно-исследовательских учреждений, что в первую очередь было связано с истощением материальной базы науки и невостребованностью высококвалифицированных кадров вследствие сокращения масштабов промышленности.

Яркие проявления проблемы нелегального предпринимательства можно наблюдать в сфере нефтепереработки [7, а 946]. По результатам проверок сотрудниками Росстандарта на конец 2019 года часть фальсифицированного бензина на рынке составляла около 9 %. За год реализовыва-лось 65 миллионов тонн бензина и дизтоплива, из которых 6 миллионов тонн - фальсификат. По сравнению с 2018 годом, эта цифра практически не изменилась. По оценкам экспертов, объемы контрафактной продукции на российском топливном рынке гораздо выше и достигают примерно 20 % - около 10 млн тонн, или 300-350 млрд руб. в год. В некоторых регионах доля контрафактной продукции на топливном рынке достигает 50-60 %. Подделка появляется в продаже после добавления к качественному бензину таких полупродуктов, как нафта и бензин с нелегальных мини- нефтеперерабатывающих заводов. При этом контрафакт наносит ущерб

не только потребителю, но и государственному бюджету. Потери государства от контрафактного топлива оцениваются экспертами в размере около 50-60 млрд руб. в год [8].

Важно отметить, что в нефтеперерабатывающей промышленности весьма распространена так называемая «беловоротничковая преступность» -различные категории экономических преступлений, совершаемых или организуемых представителями руководства легальных предприятий. В нефтеперерабатывающей промышленности можно наблюдать три наиболее типичных способа совершения таких преступлений и правонарушений. Первый способ заключается в сокрытии выручки от реализации продукции путем продажи под видом полупродуктов конечной продукции (например, товарной нефти под видом скважинной жидкости, а получаемого газа под видом газожидкостной смеси). Вторым способом является добыча сырой нефти сверх нормативов, предусмотренных федеральными лицензиями, что позволяет предприятиям-недропользователям извлекать укрываемые сверхприбыли. Третий способ состоит в использовании крупными нефтеперерабатывающими предприятиями внутрифирменных (трансфертных) цен или фиктивных юридических лиц в целях сокращения официальной налогооблагаемой базы [9, а 87].

Результаты

С точки зрения национальной безопасности в целом ситуация может достигать критического уровня. При расширении масштабов нелегального предпринимательства, особенно криминальной его части, его субъекты на основе недобросовестной конкуренции могут привлекать все большее число потребителей и вытеснять легальное предпринимательство с рынков.

Важно отметить, что расширение нелегального предпринимательства и увеличение его доходов до половины ВВП национальной экономики изменяет положение такой страны в мировой экономике и мировом сообществе в целом. Конкурентоспособность такой национальной экономики снижается, а риски резко повышаются. В результате ухудшаются условия ее интеграции в мировом разделении труда. При этом активизируются и международные теневые экономические процессы, повышается вероятность направления иностранных инвестиций в нелегальную часть национальной экономики. В такой ситуации затрудняется отслеживание движения капитала и предотвращение безвозвратных процессов течения ресурсов в сферу нелегального предпринимательства стано-

вится практически невозможным. Национальная экономика становится особенно привлекательной для теневых инвесторов, которые ориентированы на незаконные сделки, в том числе на отмывание капиталов, полученных преступным путем. В мировом сообществе снижается доверие к такой национальной экономике, ухудшается репутация руководителей государства. Ввиду высоких рисков с субъектами такой экономики заключаются относительно менее выгодные международные контракты, затрудняется их вступление в различные международные организации, деятельность которых базируется на взаимном доверии их членов и гарантиях стабильности и безопасности. Такое обстоятельство требует существенного повышения затрат и усилий на обеспечение правопорядка и даже обороноспособности страны.

Таким образом, для многих стран мира актуальна разработка и реализация стратегии и программ противодействия нелегальному предпринимательству и теневой предпринимательской деятельности, их легализации. Такая стратегия должна быть нацелена на сокращение сферы нелегального предпринимательства до минимально возможного для данной национальной экономики уровня. При этом цель должна быть реально достижимой, а соответствующие задачи выполнимы.

В последние десятилетия в России сформировались основные распространенные в развитых странах элементы системы государственной поддержки легального предпринимательства.

Элементами системы государственной поддержки промышленного предпринимательства в России в настоящее время являются:

1) государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие предпринимательства [10, с. 105];

2) государственный аппарат, который представляет собой набор государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства и обеспечение реализации государственной политики в этой области и регулирующих сферы малого предпринимательства и управление инфраструктуры для его поддержки [11, с. 48];

3) государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, в том числе некоммерческие и коммерческие организаций, созданные с участием или без государственного участия, деятельность которых инициируются и стимулируется со стороны государства, и существующие для реализации мер государственной поддержки,

направленных на развитие малого сектора экономики [12, с. 47].

Поддержка промышленного предпринимательства государством направлена на снижение рисков его деятельности, повышение уровня его рентабельности в легальной экономике. Дефицит ресурсов легального промышленного предпринимательства заставляет государство реализовывать его поддержку в следующих областях:

1) финансовая поддержка (реализация государственных программ, обеспечивающих льготные кредиты для малого предпринимательства, гранты, налоговые и амортизационные льготы и т. д.) [13, с. 265];

2) материально-техническое обеспечение (различные формы предоставления технологий и прокат оборудования, создание технопарков и т. д.) [14, с. 27];

3) консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т. д.) [15, с. 4];

4) развитие рыночной инфраструктуры (организация местных ярмарок и рынков оборудования и технологий, рынков сбыта и т. д.) [16, с. 80].

Обсуждение

Однако подавляющее большинство экспертов сходятся во мнении о невозможности полной ликвидации нелегального предпринимательства и теневой предпринимательской деятельности [17, с. 10]. Ориентировочным уровнем может быть доля нелегального предпринимательства и теневой предпринимательской деятельности не более 10 % ВВП. Такое значение показателя подкрепляется следующими аргументами.

Во-первых, мировая практика устойчивого развития национальных экономик рыночного типа показывает возможность и допустимость невысокого (не более 10 % ВВП) уровня нелегальной предпринимательской активности, что с наименьшими издержками частично способствует поддержанию социально-экономической стабильности.

Во-вторых, история российской экономики показывает специфику ее развития в критические периоды [18, с. 9]. Например, в 90-е годы ХХ в. национальная экономика выживала в условиях гипертрофированных масштабов нелегального предпринимательства и теневой предпринимательской деятельности [19, с. 140].

Сокращение и поддержание нелегального предпринимательства и теневой предпринимательской деятельности на минимально возможном

уровне должно быть заложено в основу экономической стратегии России наряду с повышением темпов экономического роста, борьбой с бедностью, модернизацией производств и инфраструктуры, диверсификацией, импортозамещением и др.

В отечественном опыте последних десятилетий выделяются два основных взгляда на противодействие нелегальному предпринимательству и теневой предпринимательской деятельности. Первый можно считать либеральным, он заключается в идеях легализации любой предпринимательской деятельности, но при этом сопряжен с чрезмерно быстрым накоплением первоначального капитала. Результатом использования данного подхода стало формирование в обществе и экономике крупных финансово-промышленных групп и кланов [20, с. 86], которые стали быстро проникать во все уровни государственной власти и использовать недобросовестную конкуренцию [21, с. 26]. Такая ситуация не способствовала расширению и развитию легального промышленного предпринимательства, а приводила к его подавлению.

Другой взгляд сформировался на почве негативных результатов реализации вышеописанного либерального подхода. Его можно считать принудительным. Реализация данного подхода предполагает ужесточение нормативно-правовой базы и мер наказания, расширение и совершенствование силовых органов государственной власти и спецслужб, развитие взаимодействия между ними. Жесткий государственный контроль доходов в экономике и выявление уклоняющихся от уплаты налогов сопровождались разработкой и принятием ряда нормативных правовых актов. В условиях осуществлявшихся экономических преобразований они формировали все большие бюрократические барьеры для легального предпринимательства, так как не предполагали ликвидацию условий и факторов развития нелегального предпринимательства. Применение всего набора принудительных воздействий, в том числе увеличение налогового бремени, и развитие на этой почве процессов теневизации предпринимательской деятельности подталкивало рост безработицы, отток и вывоз капитала, увеличение социальной напряженности и порождало другие проблемы [22].

Современный подход к противодействию нелегальному промышленному предпринимательству и теневой предпринимательской деятельности в нефтепереработке должен быть направлен на обеспечение интеграции нелегальной и легальной предпринимательской деятельности на законной основе. Необходима стратегия, предусматривающая формирование благоприятного нормативно-правового и

экономического климата в российской экономике, обеспечение рациональных государственного регулирования и налоговой политики, создание условий, неблагоприятных для осуществления нелегальной предпринимательской деятельности, осуществление мер защиты легального предпринимательства и граждан от негативного воздействия теневой предпринимательской активности.

В целях противодействия нелегальному промышленному предпринимательству и теневой предпринимательской деятельности макроэкономическая политика должны быть ориентирована не на рост валовых инвестиций, а на увеличение в относительном и абсолютном выражениях эффективных инвестиций, обеспечивающих возникновение и развитие конкурентоспособных нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

Важно формирование рациональной рыночной системы налогообложения, обеспечивающей эффективность денежно-кредитной политики и стимулирование внутреннего спроса. Наряду со снижением уровня налогового бремени можно выделить и другие требования промышленного предпринимательства: сокращение числа налогов, упрощение и обеспечение стабильности порядка и процедур их уплаты, борьба с коррупцией в системе налогообложения предпринимательства.

С точки зрения легализации предпринимательской деятельности важно также упомянуть об экономической амнистии и легализации теневых капиталов. Теневые капиталы необходимо рассматривать в качестве потенциальных инвестиционных ресурсов в национальной экономике. Вовлечение их в легальную финансово-хозяйственную деятельность будет способствовать расширению инвестиционной сферы национальной экономики и повышению ее эффективности.

Заключение

При подведение итогов, исследования вышеперечисленных проблем складывается убеждение, что разрешение проблем нелегального промышленного предпринимательства лежит в плоскости эффективного взаимодействия различных государственных учреждений, общественных организаций и социальных институтов. На сегодняшний день инструментарий поддержки легального промышленного предпринимательства и противодействия нелегальному промышленному предпринимательству в большей степени известен, однако применяется он зачастую бессистемно, не комплексно и, следовательно, не всегда эффективно. Поэтому ключевой задачей является не поиск или разработка новых инструментов и методов, а формирование

адекватной гармоничной системы из уже исследованных и апробированных компонентов. Системное, комплексное использование описанных в данной работе подходов к поддержке легального промышленного предпринимательства и противодей-

ствия нелегальному промышленному предпринимательству в нефтепереработке будет способствовать обеспечению экономической безопасности государства и стимулированию устойчивого развития национальной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пескова Д. Р., Российская Г. М. Возможности государственного регулирования по преодолению деформаций в экономическом поведении домохозяйств под влиянием теневой экономики // Евразийский юридический журнал. 2018. № 12 (127). С. 441-443.

2. Мандрон В. В., Никонец О. Е., Бузаева О. А., Голышева В. С. Некоторые аспекты развития надзорной деятельности на финансовых рынках: мировая и отечественная практика // European Social Science Journal. 2016. № 12-1. С. 100-107.

3. Соколинская Ю. М. Модель взаимодействия государства и малого предпринимательства // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2019. Т. 81. № 1. С. 449-456. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2019-1-449-456

4. Белолипецкая А. В. Легкость ведения бизнеса как фактор социально-экономического развития городов и регионов России // ЭКО. 2016. № 8 (506). С. 141-152.

5. Низамутдинов М. М., Орешников В. В. Подход к разработке стратегии развития территориальной системы с применением инструментов имитационного и сценарного моделирования // Экономика в промышленности. 2019. Т. 12. № 4. С. 426-442.

6. Саликов Ю. А., Вандышева С. В., Смарчкова Л. В., Чудакова Е. А. Использование кластерного подхода в развитии промышленности региона // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. Т. 80. № 4. С. 493-498. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-4-493-498

7. Ковылкин Д. Ю., Борисов С. А., Иванов А. А., Иванова Н. Д., Колесов К. И., Плеханова А. Ф. Принципы формирования комплексного показателя текущего состояния отраслей экономики при оценке уровня их привлекательности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75). С. 945-948.

8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstats (дата обращения 27.12.2019).

9. Якупов Б. Т. Индекс инвестиционной привлекательности компаний нефтегазового сектора России // Экономический вестник Республики Татарстан. 2018. № 3. С. 83-91.

10. Созинова А. А. Исследование перспектив экономического роста в рамках реорганизации предпринимательских структур // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2018. № 4 (20). С. 103-107.

11. Сиротин В. В., Хныкин А. В., Милосердов Д. А., Дикунова М. С. Прогноз развития российской экономики // Социальные науки. 2018. № 1 (20). С. 46-51.

12. Бухвальд Е. М., Виленский А. В., Мальгина И. В. Стратегия малого и среднего предпринимательства России до 2030 года: новые перспективы и новые проблемы // Проблемы управления (Минск). 2016. № 4 (61). С.42-50.

13. Губанова Е. В., Орловцева О. М., Демина О. В., Кушнир К. А. Методы финансирования инвестиционного проекта // Экономика и предпринимательство. 2018. № 9 (98). С. 260-267.

14. Polyakova A. G., Ramakrishna S. A., Kolmakov V. V., Zavyalov D. V. A model of fuel and energy sector contribution to economic growth // International Journal of Energy Economics and Policy. 2019. Т. 9. № 5. С. 25-31.

15. Лазарева Т. Г., Газизьянова Ю. Ю. Особенности организации учетно-аналитического обеспечения деятельности управляющих компаний // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 4. С. 4.

16. Ростова О. В., Сулоева С. Б. Этапы управления инвестиционным процессом в регионе // Научно -технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. № 4 (61). С. 78-85.

17. Мокрецов Ю. В., Авдеев Ю. М., Тесаловский А. А. Проблемы экологических преступлений на региональном уровне // Аграрное и земельное право. 2019. № 4 (172). С. 8-11.

18. Мосакова Е. А. Оффшорный бизнес как фактор национальной безопасности в современном глобальном мире // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2016. № 2. С. 7-12.

19. Елисеева О. В., Бушева А. Ю. Особенности учета операций по уступке прав требования // European Social Science Journal. 2017. № 10. С. 137-141.

20. Тополева Т. Н. Роль вертикально-интегрированных структур в развитии производственного сектора экономики // Вопросы региональной экономики. 2019. № 2 (39). С. 81-89.

21. Перова М. Б. Человеческий капитал как производительный ресурс экономического развития // Социальные и экономические системы. 2019. № 6 (12). С. 5-32.

22. Аничкина О. А., Баранов А. О., Заплатин Р. А., Капустина Н. В., Козлов В. А., Колосова Г. М., Орлов Б. Л., Покидова Е. А., Сагина О. А., Таточенко А. Л., Третьяк Д. В., Язев Г. В. Импортозамещение и издержки обращения. Москва, 2017. 240 с.

Дата поступления статьи в редакцию 18.11.2019, принята к публикации 25.12.2019.

Информация об авторах: Буньковский Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин. Адрес: Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, Иркутск, ул. Лермонтова, 110. E-mail: [email protected] Spin-код: 9821-8511

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Peskova D. R., Rossinskaya G. M. Vozmozhnosti gosudarstvennogo regulirovaniya po preodoleniyu de-formatsiy v ekonomicheskom povedenii domokhozyaystv pod vliyaniyem tenevoy ekonomiki [The possibilities of state regulation to overcome deformations in the economic behavior of households under the influence of the shadow economy], Yevraziyskiy yuridi-cheskiy zhurnal [Eurasian Journal of Law], 2018. No. 12 (127). pp. 441-443.

2. Mandron V. V., Nikonets O. Ye., Buzayeva O. A., Golysheva V. S. Nekotoryye aspekty razvitiya nadzornoy deyatel'nosti na finansovykh rynkakh: mirovaya i otechestvennaya praktika [Some aspects of the development of supervisory activities in financial markets: world and domestic practice], European Social Science Journal, 2016. No. 12-1. pp. 100-107.

3. Sokolinskaya Y. M. Model' vzaimodejstviya gosudarstva i malogo predprinimatel'stva [Model of interaction of the state and small entrepreneurship], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologij [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2019, Vol. 81, No. 1, pp. 449-456. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2019-1-449-456

4. Belolipetskaya A. V. Legkost' vedeniya biznesa kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya gorodov i regionov Rossii [Ease of doing business as a factor in the socio-economic development of cities and regions of Russia], EKO [ECO], 2016. No. 8 (506). pp. 141-152.

5. Nizamutdinov M. M., Oreshnikov V. V. Podkhod k razrabotke strategii razvitiya territorial'noy si-stemy s primeneniyem instrumentov imitatsionnogo i stsenarnogo modelirovaniya [An approach to developing a development strategy for a territorial system using imitation and scenario modeling tools], Ekonomika v promyshlen-nosti [Economics in Industry], 2019. Vol. 12. No. 4. pp. 426-442.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shatalov M. A., Beylina A. F. Formirovaniye effektivnoy regional'noy politiki: bar'yery i dray-very [Formation of an effective regional policy: barriers and drivers], Vestnik NGIEI [Bulletin of NGIEI], 2019. No. 12 (103). pp.95-104.

7. Kovylkin D. YU., Borisov S. A., Ivanov A. A., Ivanova N. D., Kolesov K. I., Plekhanova A. F. Printsipy formirovaniya kompleksnogo pokazatelya tekushchego sostoyaniya otrasley ekonomiki pri otsenke urovnya ikh pri-vlekatel'nosti [The principles of the formation of a comprehensive indicator of the current state of economic sectors in assessing the level of their attractiveness], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2016. No. 10-3 (75). pp. 945-948.

8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. [Electronic resource]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstats (accessed 27.12.2019).

9. Yakupov B. T. Indeks investitsionnoy privlekatel'nosti kompaniy neftegazovogo sektora Rossii [Index of investment attractiveness of companies in the oil and gas sector of Russia], Ekonomicheskiy vestnik Respubliki Tatarstan [Economic Bulletin of the Republic of Tatarstan], 2018. No. 3. pp. 83-91.

10. Sozinova A. A. Issledovaniye perspektiv ekonomicheskogo rosta v ramkakh reorganizatsii predprini-matel'skikh struktur [Study of the prospects for economic growth in the framework of the reorganization of entrepreneurial structures], Aktual'nyye problemy ekonomiki i menedzhmenta [Actual problems of economics and management], 2018. No. 4 (20). pp. 103-107.

11. Sirotin V. V., Khnykin A. V., Miloserdov D. A., Dikunova M. S. Prognoz razvitiya rossiyskoy ekonomiki [Forecast of the development of the Russian economy], Sotsial'nyye nauki [Social Sciences], 2018. No. 1 (20). pp. 46-51.

12. Bukhval'd Ye. M., Vilenskiy A. V., Mal'gina I. V. Strategiya malogo i srednego predprinimatel'stva Rossii do 2030 goda: novyye perspektivy i novyye problemy [The strategy of small and medium-sized enterprises of Russia until 2030: new perspectives and new problems], Problemy upravleniya [Management Problems], Minsk 2016. No. 4 (61). pp. 42-50.

13. Gubanova Ye. V., Orlovtseva O. M., Demina O. V., Kushnir K. A. Metody finansirovaniya investitsionno-go proyekta [Methods of financing an investment project], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entre-preneurship], 2018. No. 9 (98). pp. 260-267.

14. Polyakova A. G., Ramakrishna S. A., Kolmakov V. V., Zavyalov D. V. A model of fuel and energy sector con-tribution to economic growth [A model of fuel and energy sector con-tribution to economic growth], International Journal of Energy Economics and Policy, 2019. Vol. 9. No. 5. pp. 25-31.

15. Lazareva T. G., Gaziz'yanova Yu. Yu. Osobennosti organizatsii uchetno-analiticheskogo obespecheniya de-yatel'nosti upravlyayushchikh kompaniy [Features of the organization of accounting and analytical support for the activities of management companies], Vestnik yevraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2019. Vol. 11. No. 4. pp. 4.

16. Rostova O. V., Suloyeva S. B. Etapy upravleniya investitsionnym protsessom v regione [Stages of managing the investment process in the region], Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomiche-skiye nauki [Scientific and Technical Gazette of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences], 2008. No. 4 (61). pp. 78-85.

17. Mokretsov Yu. V., Avdeyev YU. M., Tesalovskiy A. A. Problemy ekologicheskikh prestupleniy na regio-nal'nom urovne [Problems of environmental crimes at the regional level], Agrarnoye i zemel'noye pravo [Agricultural and land law], 2019. No. 4 (172). pp. 8-11.

18. Mosakova Ye. A. Offshornyy biznes kak faktor natsional'noy bezopasnosti v sovremennom global'-nom mire [Offshore business as a factor of national security in the modern global world], UEPS: upravleniye, ekonomika, politika, sotsiologiya [UEPS: management, economics, politics, sociology], 2016. No. 2. pp. 7-12.

19. Yeliseyeva O. V., Busheva A. Yu. Osobennosti ucheta operatsiy po ustupke prav trebovaniya [Features of accounting for assignment of claims], European Social Science Journal, 2017. No. 10. pp. 137-141.

20. Topoleva T. N. Rol' vertikal'no-integrirovannykh struktur v razvitii proizvodstvennogo sektora ekonomiki [The role of vertically integrated structures in the development of the manufacturing sector of the economy], Voprosy regional'noy ekonomiki [Questions of the regional economy], 2019. No. 2 (39). pp. 81-89.

21. Perova M. B. Chelovecheskij kapital kak proizvoditel'nyj resurs ekonomicheskogo razvitiya [Human capital as a productive resource of economic development], Social'nye i ekonomicheskie sistemy [Social and economic systems], 2019, No. 6 (12), pp. 5-32.

22. Anichkina O. A., Baranov A. O., Zaplatin R. A., Kapustina N. V., Kozlov V. A., Kolosova G. M., Or-lov B. L., Pokidova E. A., Sagina O. A., Tatochenko A. L., Tret'yak D. V., Yazev G. V. Importozameshchenie i izderzhki obrashcheniya [Import substitution and handling costs], Moscow, 2017. 240 p

Submitted 18.10.2019; revised 25.11.2019.

About the authors:

Dmitry V. Bunkovsky, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair philosophy, psychology and social and humanitarian disciplines

Address: East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 664074, Russia, Irkutsk, Lermontov St., 110 E-mail: [email protected] Spin-code: 9821-8511

Аuthor have read and approved the final manuscript.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.