УДК 338.2
определение причин существования нелегального (теневого)
предпринимательства
© 2015
ГУМЕНЮК в. в.
УДК 338.2
Гуменюк В. В. Определение причин существования нелегального (теневого) предпринимательства
Целью статьи является определение значимых причин существования нелегального (теневого) предпринимательства. Эта проблема актуальна на фоне приведенных в научной литературе и государственных программных документах десятков различных факторов тенизации экономики без надлежащего научного обоснования их влияния. Задача статьи состоит в унификации и определении факторов с существенным влиянием. С помощью метода анализа и обобщения выделено 18 факторов нелегального предпринимательства. Из них выбрано 12, влияние которых можно оценить через статистические показатели или международные рейтинги. Используя корреляционно-регрессионное моделирование, определены факторы, оказывающие значимое влияние на масштаб нелегального предпринимательства. Результаты исследования в дальнейшем будут использованы для формирования системы мер государственного регулирования процессов легализации предпринимательства, направленных на решение установленных проблем, что на практике обеспечит уменьшение доли нелегального сектора и затрат ресурсов на преодоление несущественных факторов. В результате исследования усовершенствованы подходы к определению причин тенизации, которые, в отличие от существующих, позволяют определить факторы со значимым корреляционным влиянием, что обеспечит высокую результативность программ и механизма легализации предпринимательства.
Ключевые слова: нелегальное предпринимательство, теневая экономика, легкость ведения бизнеса, мировые индикаторы управления, государственное регулирование, доля нелегального предпринимательства. Рис.: 1. Табл.: 5. Библ.: 15.
Гуменюк Виталий Витальевич - ассистент, кафедра теоретической и прикладной экономики, Национальный университет «Львовская политехника» (ул. Степана Бандеры, 12, Львов, 79013, Украина) E-mail: [email protected]
УДК 338.2
Гуменюк В. В. Визначення причин кнування нелегального (тньового) тдприемництва
Метою статтi е визначення значущих причин ¡снування нелегального (тньового) тдприемництва. Ця проблема е актуальною на фон на-ведених у нау^й лiтературi та державних програмних документах десят^в р'вних чинникв тiнiзацii економки без належного наукового об(рунтування ¡х впливовоmi. Завданням статтi е унiфiкацiя та визначення чинникв з шотним впливом. За допомогою методу аналiзу та узагальнення видлено 18 чиннишв нелегального пiдприемництва. З них обрано 12, вплив яких можна оцнити через статистичт показни-ки або мiжнароднi рейтинги. Використовуючи кореляцШно-регресшне моделювання, визначено так фактори, що чинять значущий вплив на масштаб нелегального тдприемництва. Результати дотдження в подальшому будуть використанi для формування системи заходiв державного регулювання процеав легалiзацii пiдприемництва, спря-мованих на виршення визначених проблем, що на практиц забезпе-чить зменшення частки нелегального сектора i витрат ресурав на подолання нестотнихфактор'ю. УрезультатiдоЫдження вдоскона-лено тдходи до визначення причин тiнiзацi¡, якi, на вiдмiну вiд кнуючих, дозволяють визначити чинники зi значущим кореляцйним впливом, що забезпечить високу результативнЫь програм та мехатзму ле-гал'ваци пiдприемництва.
Ключов'1 слова: нелегальне пiдприемництво, тiньова економка, лег-мсть ведення бiзнесу, свiтовi тдикатори урядування, державне регулювання, частка нелегального пiдприемництва. Рис.: 1. Табл.: 5. Ббл.: 15.
Гуменюк Вталй Вталйович - асистент, кафедра теоретичноi та прикладно}економки, Нацональний утверситет «Льв'вська полiтех-тка» (вул. Степана Бандери, 12, Львiв, 79013, Украна) E-mail: [email protected]
UDC 338.2
Gumenyuk V. V. Determining the Causes for Existence of Illegal (Shadow) Entrepreneurship
The article is aimed to identify the significant causes for the illegal-type (shadow) entrepreneurship. This problem is relevant against the background of the provided as in scientific literature so in the public policy documents, dozens of different factors for establishing shadow economy, thus, without an appropriate scientific substantiation for their influence. The article is aimed at unificat-ing and determining the factors with a significant influence. Using the method of analysis and synthesis, 18 factors of illegal entrepreneurship has been allocated. Further on, 12 of them has been selected, the influence of which can be estimated through statistics or international ratings. Using the correlation-regression modeling, factors that have a significant impact on the scale of illegal entrepreneurship has been determined. Results of the study will be used to generate a system of measures for State regulation of the process of en-trepreneurship legalization, aimed at solving the problems identified, which in practice will ensure a reduction in the share of illegal sector and decrease the resource costs to overcome minor factors. As result of the study, the approaches to determine causes of shadow economy developments has been improved, which, unlike the existing ones, allow to determine the factors with a significant correlating effect, that means, high performance of the related programs as well as mechanism for entrepreneurship legalization can be provided. Key words: illegal entrepreneurship, shadow economy, ease of doing business, world indicators of governance, State regulation, share of illegal en-trepreneurship. Pic.: 1. Tabl.: 5. Bibl.: 15.
Gumenyuk Vitali V. - Assistant, Department of Theoretical and Applied Economics, National University «Lviv Polytechnic» (vul. Stepana Bandery, 12, Lviv, 79013, Ukraine) E-mail: [email protected]
Проблема сокращения доли нелегального предпринимательства (легализация) стоит перед органами власти подавляющего большинства стран мира. В имеющихся научных и нормативных источниках используются такие характеристики экономики, как «теневая», «скрытая», «не наблюдаемая». Соглас-
но аналитическому докладу Министерства экономического развития [1] размер теневого сектора в Украине составляет 42 % валового внутреннего продукта (ВВП). Это нарушает принципы равноправной конкуренции, минимизирует эффективность государственного регулирования, увеличивает уязвимость от имеющихся кри-
зисных явлений, уменьшает бюджетные поступления и социальную защиту населения, стимулирует коррупцию и правовой нигилизм.
Вимеющихсяисследованияхипубликацияхпробле-меопределенияпричинвозникновениятеневойэкономи-ки посвящены исследования Жалило Я. А., Тищука Т. А., ХаразишвилиЮ.М. [2,с.14 - 18],Ф.Шнайдера[3,с.32-45], Флейчук М. И. [4], Шматковськой Т. А. [5], Ткаченко А. В. [6] и других ученых. Основываясь на имеющихся научных и практических наработках, в Украине были приняты государственные программные документы президента [7], правительства [8], Совета национальной безопасности и обороны Украины [9] касательно детенизации экономики. Негативным моментом приведенных источников, особенно государственных, является выделение большого количества причин и мер легализации, что значительно снижает возможность практической реализации этих исследований. При этом значимость (существенность) влияния на размер нелегальной экономики предложенных в государственных документах причин не обосновывается, что придает им гипотетический характер. Соответственно, меры легализации предпринимательства направлены на решение вопросов, которые не приводят к ожидаемому прогрессу. В результате, по расчетам Минэкономики Украины, в течение последних 14 лет размер теневого сектора практически не изменился (47 % - в 2000 г. и 42 % в 2014 г.) [1, 10]. Более того, в течение последних пяти лет наблюдается существенное ограничение мер государственного регулирования легализации экономики: отсутствуют программные документы, аналитические отчеты Минэкономики (с 2012 по 2015 гг.). Это стало одной из причин роста теневой экономики, начиная с минимального уровня в 2006 г. (26 % ВВП) [1, 10].
Цель статьи заключается в унификации и определении значимых факторов существования нелегального предпринимательства с использованием корреляционно-регрессионного моделирования.
Автор предлагает использовать понятие «нелегальное предпринимательство», которое противоправно скрыто от государственного учета для избежания установленных государством обязанностей, ответственности и других негативных факторов. В указанных выше научных и правовых источниках насчитывается 140 причин (факторов) нелегального предпринимательства. Многие из них близки по смыслу, что позволяет обобщить их и сформулировать перечень из 18 пунктов (табл. 1). Среди них необходимо выбрать значимые - те, что с высокой вероятностью, существенно изменяют долю нелегального предпринимательства. Эту задачу можно решить с помощью парного корреляционно-регрессионного анализа [11, с. 124 - 150], на основе квантификации влияния факторов в форме рейтингов, денежных или процентных показателей. Необходимые данные получены из статистической информации и определенных Всемирным банком рейтингов легкости ведения бизнеса (ЛВБ) [12], Мировых индикаторов управления (МИУ): эффективность управления (ЭУ), верховенство права (ВП), кон-
троль коррупции (КК) [13]. Результаты квантификации причин нелегального предпринимательства приведены в табл. 1.
В итоге не удалось предоставить числового значения шести факторам. Поэтому их влиятельность рассчитать невозможно.
Корреляционно-регрессионный анализ заключается в определении зависимости доли нелегального предпринимательства от показателей его факторов. Размер части нелегального предпринимательства (ЧНП) в ВВП стран мира рассчитан австрийским экономистом Фридрихом Шнайдером [14]. Для корреляционного моделирования автором сформирована группа из 52 стран с развитой и переходной экономикой. Анализируемые государства отнесены к развитым или переходным в соответствии с критериями ООН [15]. Для сопоставимости показатели факторов трансформированы автором в рейтинги (место по показателю среди стран мира по убыванию от лучшего к худшему). Во избежание необходимости размещения в статье громоздкой таблицы ,продемонстрирована информация о странах с наименьшей и наибольшей долями нелегального предпринимательства и Украины (табл. 2).
По результатам расчетов определены факторы, которые значимо влияют на долю нелегального предпринимательства: «Проблемы государственного регулирования предпринимательства» (ЛВБ), «Коррупция» (МИУ/КК), «Размер ВВП», «Уровень международной торговли», «Уровень безработицы», «Качество услуг в государственном секторе» (МИУ/ЭУ), «Обеспечение правопорядка» (МИУ/ВП) (табл. 3). Их влияние описывается корреляционно-регрессионной моделью
у = Ь0 + Ьп X хп, где Ь - коэффициенты регрессии; х - показатель фактора нелегального предпринимательства.
Модель демонстрирует: коэффициенты регрессии, корреляции и детерминации; значимость влияния-факторов посредством показателей £ и Р-статистики (см. табл. 3).
Все факторы, приведенные в табл. 3, значимые (коэффициенты £ и Р-статистики выше нормативных), демонстрируют (в соответствии с коэффициентом детерминации) зависимость выше 32 (для безработицы) процентов изменения доли нелегального предпринимательства от изменения факторов модели. Плотность связей факторов и ДНП, которая характеризуется коэффициентом корреляции, выше 50 %. Влияние Международной торговли оказалось ничтожно малым. Однако факторы в то же время имеют значимое взаимное влияние, что делает невозможным прогнозирование их комплексного воздействия на долю нелегального предпринимательства. Поэтому далее следует выбрать один из них, на основе которого сформировать механизм и программу легализации предпринимательства. Большинство определенных факторов - слишком разноплановые, комплексные явления для воздействия на них в рамках одного механизма. Наиболее оптимальным для дальнейших исследований является государственное
Таблица 1
Квантификация факторов нелегального предпринимательства
№ п/п Факторы нелегального предпринимательства Показатель для квантификации
1 Проблемы государственного регулирования предпринимательства ЛВБ
2 Коррупция МИУ /КК
3 Торговые барьеры ЛВБ
4 Доступ к кредитным ресурсам ЛВБ
5 Качество услуг в государственном секторе МИУ / ЭУ
6 Обеспечение правопорядка МИУ /ВП
7 Неразвитость инфраструктуры -
8 Недостаточная квалификация менеджеров -
9 Ограничения на официальном рынке труда ЛВБ
10 Несовершенная налоговая система ЛВБ
11 Дефицит качественной деловой информации -
12 Размер ВВП ($ США) статистика
13 Уровень безработицы (% рабочей силы) статистика
14 Уровень международной торговли (доля экспорта и импорта в ВВП) статистика
15 Низкий уровень развития производительных сил -
16 Сложная процедура регистрации бизнеса ЛВБ
17 Несовершенство законодательства -
18 Неэффективное реформирование экономики -
Таблица 2
Показатели доли нелегального предпринимательства и его факторов
№ в группе стран Страна ДНП % ВВП ЛВБ МИУ /КК ВВП Международная торговля Безработица МИУ/ЭУ МИУ/ВП
1 Швейцария 8,1 16 8 9 76 27 4 7
50 Украина 46,8 139 157 108 67 91 148 155
51 Азербайджан 52 96 183 101 55 94 161 162
52 Грузия 62,1 18 102 122 111 174 91 114
<С т
со
о_ 1=
Таблица 3
о о_
<
2 ш
Корреляционное влияние факторов на ДНП
Фактор Корреляционная модель Коэффициенты Значимость влияния
корреляции детерминации
Проблемы государственного регулирования У = 15,89 + 0,2 X ЛВБ 0,67 0,45 значимый
Коррупция У = 13,18 + 0,18 X КК 0,87 0,75 значимый
ВВП ($ на чел.) У = 12,84 + 0,23 X ВВП 0,82 0,67 значимый
Уровень международной торговли У = 30,89 - 0,05 X МТ 0,3 0,08 значимый
Уровень безработицы У = 13,28 + 0,13 X УБ 0,57 0,32 значимый
Качество услуг в государственном секторе У = 13,78 + 0,19 X ЭУ 0,85 0,73 значимый
Обеспечение правопорядка У = 14,18 + 0,17 X ВП 0,85 0,72 значимый
регулирование предпринимательства. Оно действует как сформированный механизм, который можно корректировать в соответствии с целями легализации. Чрезвычайно важным является определение в рейтинге легкости ведения бизнеса сфер государственного регулирования, которые существенно влияют на предпринимательскую деятельность. С 2003 г. их перечень остается, преимущественно, неизменным: Начало бизнеса (НБ), Лицензирование (Ли), Регистрация собственности (РС), Кредитование (Кр), Защита инвесторов (ЗИ), Налогообложение (На), Международная торговля (МТ), Обеспечение контрактов (ОК), Закрытие бизнеса (ЗБ), Наем работников (НР). Эффективность регулирования оценивается по показателям количества, времени и стоимости установленных государством процедур. Автором сформулирована таблица показателей ДНП и рейтингов сфер регулирования ЛВБ в анализируемой ранее группы из 52 стран. В статье приведены данные четырех государств, по аналогии с табл. 2 (табл. 4).
Среди указанных сфер государственного регулирования, с помощью методов пошагового регрессионного моделирования [11, с. 151 - 182], определены те, что значимо влияют на долю нелегального предпринимательства (рис. 1).
Итак, по результатам пошагового экономико-математического моделирования, сформирована трехфакторная корреляционно-регрессионная модель зависимости доли нелегального предпринимательства от государственного регулирования в сфере Международной торговли, Закрытия бизнеса, Налогообложения (табл. 5).
Коэффициент корреляции г = 0,810 высокий и означает, что между «Налогообложением», «Международной торговлей», «Закрытием бизнеса» и долей нелегального предпринимательства сильная корреляционная связь. Коэффициент детерминации = 0,660) указывает, что изменение доли нелегального предпри-
Таблица 4
Показатели доли нелегального предпринимательства и факторов госрегулирования
№ в группе стран Страна ДНП % ВВП Рейтинги ЛВБ
НБ Ли НР РС Кр ЗИ На МТ ОК ЗБ
1 Швейцария 8,1 35 29 20 12 26 158 15 37 25 33
50 Украина 46,8 109 174 102 138 68 141 177 120 46 140
51 Азербайджан 52 64 159 80 56 26 107 141 173 30 75
52 Грузия 62,1 10 11 4 11 48 33 102 64 42 105
Рис. 1. Схема определения факторовнелегального предпринимательства
<С т
со 1=
о
<
о ш
нимательства на 66 % зависит от изменения уровня заложенных в модель факторов. Остальные 34 % вариации зависят от других неучтенных факторов и погрешности наблюдений. Кроме вышеприведенных расчетов, существенное влияние факторов (см. табл. 5) на легализацию предпринимательства подтверждается их экономическим содержанием. Так, участие в международной торговле позволяет:
+ расширить рынки сбыта для своей продукции; + получить доступ к закупке (аренде) за рубежом основных и оборотных фондов по более низким ценам, в больших объемах, с лучшим качеством и сервисом, и тому подобное.
Таблица 5
Множественное корреляционное влияние сфер государственного регулирования на ДНП
Показатель Коэффициенты Значимость влияния
регрессии корреляции детер-мина-ции
ДНП 11,497 0,810 0,660 значимое
Налогообложение 0,043
Международная торговля 0,109
Закрытие бизнеса 0,087
Это однозначно позволит предпринимателю: + увеличить доходы и снизить себестоимость; + уменьшить риски сбыта и снабжения за счет
расширения круга возможных контрагентов; + увеличить самостоятельность предпринимательства - имущественную (в отношении получения на лучших условиях имущества) и хозяйственную (выбора контрагентов, направлений расходов и доходов) за рубежом; + улучшить производство продукции за счет импорта более качественного оборудования и сырья.
Воспользоваться указанными преимуществами возможно только, работая легально, поскольку перемещения товара через таможню без контроля, как правило, исключено. Более того, внешнеэкономические операции в значительной мере исключают возможность нелегальной деятельности. Так, задекларированное импортируемое сырье или комплектующие предусматривают дальнейшее изготовление определенного технологией количества продукции. Цена продукции не может быть ниже таможенной стоимости, которая довольно жестко и эффективно контролируется на основе специализированных каталогов рыночной стоимости товаров. Аналогичная ситуация и с экспортом: вывезенный через таможню продукт предусматривает предварительный технологический процесс (использование основных и оборотных фондов, наем работников). Следовательно, для достижения описанных преиму-
ществ у предпринимателя формируется мощный мотив легализовать свою деятельность.
Механизмы «Закрытие бизнеса» также предоставляют дополнительные возможности легальному предпринимательству по сравнению с нелегальным. Так, значительной проблемой является непредсказуемое прекращение деятельности контрагентов вследствие неплатежеспособности или мошенничества для завладения полученными ресурсами. В нелегальном секторе предприниматели заключают соглашения «доверительно», без документального оформления и не защищены от таких случаев. Это приводит к неуплате долгов, срыва поставок сырья и комплектующих, увеличивает предпринимательские риски. Установленные государством институты принудительного взыскания долгов и восстановления платежеспособности на основе заключенных договоров в легальном секторе уменьшают указанные негативные воздействия. Эффективный институт взыскания долгов через судебные решения и их принудительное исполнение позволяет избежать или компенсировать убытки от невыполнения обязанностей контрагентами. Институт восстановления платежеспособности позволяет кредиторам получить непосредственный контроль над должником и не только возместить ущерб, но и наладить эффективную работу должника, завершить операции в рамках производственной кооперации до восстановления платежеспособности и производства.
Следовательно, в случае высокой эффективности механизмов Закрытия бизнеса предприниматели заинтересованы работать легально.
«Налогообложение» только негативно влияет на бизнес, «выталкивая» его в нелегальную сферу: + суммы налогов увеличивают расходы; + дифференциация налоговых ставок по отраслям экономики и размером объекта налогообложения ограничивает самостоятельность выбора направлений и объемов деятельности; + сложность учета и расчетов сумм налогов, соединенная с высокими штрафами, административной и уголовной ответственностью создают высокие риски, вплоть до прекращения бизнеса.
Мероприятия по легализации в сфере «Налогообложения» возможны только при уменьшении его негативного влияния: снижении налогов и упрощении системы их оплаты.
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного корреляционно-регрессионного моделирования определены факторы, оказывающие значимое влияние на долю нелегального предпринимательства: коррупция, размер ВВП, уровень безработицы, качество услуг в государственном секторе, обеспечение правопорядка и качество государственного регулирования в сферах налогообложения, международной торговли, закрытия бизнеса. И наоборот - влияние других факторов незначительное, или только гипотетическое. Таким образом, меры легализации предпринимательства целесообразно напра-
вить на улучшение ситуации в сфере государственного регулирования, с учетом влияния других существенных факторов. Это обеспечит прогнозируемое уменьшение размера скрытого бизнеса. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Тенденци тшьовоТ економки в УкраТн у 2014 роц / МУстерство економтного розвитку i торг1вл1 УкраТни. - 2015 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.me.gov.ua/ Documents/Detail?lang=uk-UA&id=b59ac6b1-2d02-4d41-84da-c86 0bc91c475&title=TendentsiiTinovoiEkonomikiVUkrainiU2014-Rotsi
2. Тшьова економка в УкраТ'н1: масштаби та напрями по-долання : аналгг. доп. / Т. А. Тищук, Ю. М. ХаразшвУ, О. В. 1ва-нов ; за заг. ред. Я. А. Жалта. - К. : Н1СД, 2011. - 96 с.
3. Schneider F. The Shadow Economy / F. Schneider, C. C. Williams. - London, 2013. - 189 с. - (The Institute of Economic Affairs) [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.iea.org.uk/ publications/research/the-shadow-economy
4. Флейчук М. I. Чинники ¡ллегалвацп пщприемницькоТ дтльносп у контекст европейського вектора штеграцп УкраТни / М. I. Флейчук // Науковий вкник Нацюнального прничого ушверситету. - 2010. - № 4. - Днтропетровськ : Вид-во НГУ. -С. 95 - 98.
5. Шматковська Т. Тшьова економка: дефшря, структура, причини виникнення та шляхи мшшзацп / Т. Шматковська, I. Тверда // Вкник Запорвького нацюнального ушверситету. Се-р1я «Економ1чн1 науки». - 2014. - № 1. - С. 177 - 185.
6. Ткаченко А. В. Тшьова економка та ТТ вплив на еконо-мтну систему / А. В. Ткаченко // Бвнес 1нформ. - 2012. - № 10. -
C. 47 - 51.
7. Про першочергов1 заходи щодо детшвацп економки та протидп корупцп : Указ Президента УкраТни № 1615/2005 в1д 18.11.2005 р. // Урядовий кур'ер. - № 222 вщ 22.11.2005 р.
8. Про затвердження захода щодо детшваци нацю-нальноТ економки на 2006 - 2007 роки : Розпорядження Ка-бшету М|н1стр1в УкраТни№ 367-р. в1д 23.08.2005 р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/367-2005-р
9. Про ршення Ради нацюнальноТ безпеки i оборони УкраТни в1д 25 ачня 2001 року «Про заходи щодо детшвацп економки» : Указ Президента УкраТни № 183 в1д 20.03.2001 р. // Урядовий кур'ер. - № 51 в1д 22.03.2001 р.
10. Тенденци тшьовоТ економки в УкраТ'ш / Мшктерство економ1ки УкраТни, Департамент економтноТ стратегГТ. - 2007. -№ 24.
11. Козловський С. О. Основи економетрп : конспект лекцш у 2-х частинах. Частина 1 / С. О. Козловський. - Льв1в : НЛТУ УкраТни, 2005. - 202 с.
12. World Bank. - 2014. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-46480351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.doingbusiness. org/reports/global-reports/doing-business-2015
13. Kaufmann D. The Worldwide Governance Indicators /
D. Kaufmann, A. Kraay, M. Mastruzzi // World Bank. - 2014 [Electronic resource]. - Mode of access : http://info.worldbank.org/gov-ernance/wgi/index.aspx#home
14. Schneider F. Shadow Economies All over the World New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007 / F. Schneider, A. Buehn, C. Montenegro // The World Bank Development Research Group Poverty and Inequality Team & Europe and Central Asia Region Human Development Economics Unit July 2010. - 2010 [Electronic resource]. - Mode of access : https://openknowl-edge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/3928/WPS5356. pdf?sequence=1
15. World Economic Situation and Prospects: Mid-2015 Update. - New York: United Nations, 2015. - 175 с. [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.un.org/en/development/ desa/policy/wesp/
Науковий керiвник - Поплавська Ж. В., доктор економiчних наук, професор, завщувач кафедри теоретично!' та прикладноТ економ™ Нацюнального ушверситету «tTIbBiBCbra полТтехшка»
REFERENCES
Fleichuk, M. I. "Chynnyky illehalizatsii pidpryiemnytskoi di-ialnosti u konteksti ievropeiskoho vektora intehratsii Ukrainy" [Factors illegalization business in the context of European integration vector of Ukraine]. Naukovyi visnyk Natsionalnoho hirnychoho uni-versytetu, no. 4 (2010): 95-98.
Kozlovskyi, S. O. Osnovy ekonometrii [Basics of econometrics]. Lviv: NLTU Ukrainy, 2005.
Kaufmann, D., Kraay, A., and Mastruzzi, M. "The Worldwide Governance Indicators". http://info.worldbank.org/governance/ wgi/index.aspx#home
[Legal Act of Ukraine] (2005).
[Legal Act of Ukraine] (2005). http://zakon4.rada.gov.ua/ ^Л1^/367-2005-р
[Legal Act of Ukraine] (2001).
Shmatkovska, T., and Tverda, I."Tinyova ekonomika: definitsi-ia, struktura, prychyny vynyknennia ta shliakhy minimizatsii" [The shadow economy: definition, structure, causes and ways to minimize]. Visnyk Zaporizkoho natsionalnoho universytetu. Seriia «Ekono-michninauky», no. 1 (2014): 177-185.
Schneider, F., and Williams, C. C. "The Shadow Economy". http://www.iea.org.uk/publications/research/the-shadow-economy
Schneider, F., Buehn, A., and Montenegro, C. "Shadow Economies All over the World New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007". https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/3928/WPS5356.pdf?sequence=1
"Tendentsii tinyovoi ekonomiky v Ukraini" [Trends shadow economy in Ukraine]. Ministerstvo ekonomiky Ukrainy, Departament ekonomichnoistratehii, no. 24 (2007).
Tyshchuk, T. A., Kharazishvili, Yu. M., and Ivanov, O. V. Tinyova ekonomika v Ukraini: masshtaby ta napriamypodolannia [The shadow economy in Ukraine: the scale and direction of overcoming]. Kyiv: NISD, 2011.
"Tendentsii tinyovoi ekonomiky v Ukraini u 2014 rotsi" [Trends shadow economy in Ukraine in 2014]. Ministerstvo ekonomichnoho rozvytku i torhivli Ukrainy. http://www.me.gov. ua/Documents/Detail?lang=uk-UA&id=b59ac6b1-2d02-4d41-84da-c860bc91c475&title=TendentsiiTinovoiEkonomikiVUkrain-iU2014-Rotsi
Tkachenko, A. V. "Tinyova ekonomika ta ii vplyv na ekonom-ichnu systemu" [The shadow economy and its impact on the economic system]. BiznesInform, no. 10 (2012): 47-51.
World Bank. http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015
"World Economic Situation and Prospects: Mid-2015 Update". http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/