Научная статья на тему 'Американский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем'

Американский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1764
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доход / США / «грязные деньги» / преступность / незаконные доходы / ФАТФ / Манивэл. / income / USA / “dirty money” / criminals / illegal incomes / FATF / Moneyval

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В Г. Морозов

В статье анализируется американский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием международного терроризма, считающийся передовым по миру, поскольку именно в этой стране отмечается серьезное понижение доли нелегально полученных доходов к ВВП. На основании американского опыта в статье делаются рекомендации по сдерживанию получения нелегальных доходов и распространения механизмов, связанных с приданием им правомочного статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN EXPERIENCE OF STRUGGLE AGAINST LEGALIZATION OF CRIMINAL INCOMES

The article analyzes the American experience in combating the legalization of proceeds from crime and the financing of international terrorism, which is considered to be advanced in the world, because in this country there is a serious decrease in the share of illegally received incomes to GDP. On the basis of the American experience, the article makes recommendations for restraining the receipt of illegal incomes and the proliferation of mechanisms related to giving them legal status.

Текст научной работы на тему «Американский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем»

АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

В.Г. Морозов, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10431

Аннотация. В статье анализируется американский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием международного терроризма, считающийся передовым по миру, поскольку именно в этой стране отмечается серьезное понижение доли нелегально полученных доходов к ВВП. На основании американского опыта в статье делаются рекомендации по сдерживанию получения нелегальных доходов и распространения механизмов, связанных с приданием им правомочного статуса.

Ключевые слова: доход, США, «грязные деньги», преступность, незаконные доходы, ФАТФ, Манивэл.

В современных турбулентных экономических условиях, при продолжающемся замедленном росте российского ВВП, нашей стране, как никогда, необходимы точки роста, которые смогли бы обеспечить стабильный экономический подъем. Одной из основных проблем, мешающих поиску подобных точек и их эффективному использованию, является незаконная деятельность, связанная с легализацией доходов, полученных преступным путем. Как известно, «отмывание денег - это процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение» [10]. Венская конвенция 1988 г. дает очень узкое определение данного преступления, в первую очередь, связывая его с доходами, полученными посредством реализации психотропных и наркотических веществ. Сегодня, в глобальной экономике состав легализацион-ных манипуляций значительно расширился, а процессы цифровизации привели к его распространению и на такие инновационные инструменты как диджитальные, или криптовалюты [7, с. 21].

Наличие механизма, позволяющего придавать правомерность использованию денежных средств, выведенных из теневой экономики, стимулирует преступников к дальнейшим нелегальным действиям, что

наносит огромный ущерб как экономике отдельных стран, так и международным экономическим отношениям в целом. Довольно значительный уровень проникновения не всегда легально полученных средств в национальную экономику все еще остается одним из существенных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в РФ, негативно влияющих на положение нашей страны на мировом финансово-кредитном рынке, но предпринимаются меры по борьбе с этим явлением [3].

В работах зарубежных и российских исследователей, среди которых следует особо выделить труды Ф. Шнайдера [11; 12] и Б.А. Хейфеца [4; 5], нередко отмечается, что особенные вызовы встают перед лицом развивающихся стран, в которых пока что в достаточной мере не развиты контрольные институты, способствующие борьбе с отмыванием денег. Конечно, механизмы легализации преступных доходов проявляются в государствах с экономикой любого типа, но, как считается, наименьшее сопротивление возникает именно в развивающихся странах, еще не сформировавших целостную действенную систему борьбы с легализацией преступных доходов. Такие страны также сильнее страдают от негативных последствий этого явления ввиду меньших размеров экономик и, соответственно, больших относитель-

ных масштабов этой деятельности и связанных с нею проблем.

Передовым в этой сфере считается опыт США. По официальным данным, в этой стране отмечается минимальная по миру активность в сфере отмывания «грязных денег» - 7,8% ВВП. В следующей за ними Японии эта доля составляет уже 10%. [13] К 2025 г., как отмечает Уолл-Стрит Джор-нал, эта доля в США продолжит сокращаться и понизится ниже 7% [9]. Столь позитивные прогнозы для достижений за столь короткий период времени эксперты связывают прежде всего с хорошо разработанной национальной легислативной базой, направленной и используемой в том числе для усиления значимости американского доллара и повышения его статуса как международной валюты в мировой экономике и международной финансовой архитектуре, [6] что способствует и притоку иностранного капитала в США и усилению банковской системы страны.

Соединенные Штаты разработали большое количество законодательных и нормативных стандартов для борьбы с отмыванием денег. Наиболее важными из них являются:

- Акт о банковской секретности (Bank Secrecy Act, 1970). Был принят для борьбы с нелегальной торговлей, отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями. Он дает Министерству финансов США возможность принудить банки хранить отчетность, что облегчает противодействие операциям по отмыванию. В первую очередь этот нормативный акт создал удобный для расследования «бумажный след» и установил нормативные стандарты и требования для отчетности и проводных переводов.

- Акт о контроле за отмыванием денег (The Money Laundering Control Act, 1986). Выделил отмывание денег в качестве отдельного преступления, вместо того чтобы считать его частью другого, как это было ранее.

- Акт о противодействии и злоупотреблению наркотическими веществами (The Anti-Drug Abuse Act, 1988). Усилил и дополнил предыдущие законодательные акты, увеличив сроки наказаний по связан-

ным с отмыванием денег преступлениям. В этом же году были приняты подзаконные нормативные акты, направленные на борьбу с отмыванием денег, особенно после того как Базельский комитет принял набор базовых принципов для контроля и надзора за банковской деятельностью. Комитет выпустил заявление о запрете использования банковской системы в процессе отмывания денег.

Также в США разработано специализированное законодательство, регулирующее деятельность специфических инвестиционных посредников, ранее не попадавших под требование раскрытия информации и предоставления документов финансовой отчетности федеральным органам, например, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Речь идет о хеджевых фондах [8, с. 228]. Ужесточение их посткризисного регулирования коррелирует с проблемой раскрытия сведений о бенефициарных собственниках и контролируемых иностранных компаниях.

В США существуют также другие законодательные акты, напрямую связанные с борьбой с отмыванием денег и банковской активностью, среди них:

- Параграф 206 Акта об улучшении Федеральной депозитной страховой корпорации ^ГС) от 1991;

- Акт о противодействии отмыванию денег Аннуизо-Вилли от 1992;

- Акт о стратегии борьбы с отмыванием денег и финансовыми преступлениями от 1998.

Все эти законы направлены на развитие, улучшение надзорных процедур и повышение квалификации проверяющих в целях усиления уровня идентификации схем по отмыванию денег в финансовых институтах, а также для расширения полномочий и мотивации банков при борьбе с этим явлением. В системе по борьбе с отмыванием денег банковская система выступает первым «эшелоном» обороны. Только ее бдительность может оградить всю экономику страны от организованных преступных группировок, террористов и коррупционеров, не давая им в руки действенный финансовый инструмент для сокрытия доходов, полученных от преступной дея-

тельности. Поэтому именно банки должны играть решающую роль в предупреждении и выявлении случаев отмывания денег и передаче сведений об этом в соответствующие органы. В этом аспекте американский (да и европейский) опыт [7] может стать примером не только для национального банковского регулирования, что уже применяется в РФ [2], где мегарегулятор серьезно проверяет коммерческие кредитные организации на предмет выполнения ими нормативных требований и в случае обнаружения недостатков подвергает их взысканию вплоть до отзыва лицензии, но и о необходимости расширения антиотмы-вочного сотрудничества на региональном уровне, в том числе с учетом валютно-финансового фактора [1].

В 2004 г. уже была создана региональная евразийская организация по образцу Манивэл и ФАТФ - ЕАГ, с того времени постепенно расширяющая сферу своей деятельности и географический охват работы. Интересно, что ее создание не было предусмотрено Манивэл, евразийские государства планировалось не выделять в особое подразделение. Тем не менее, оно работает довольно эффективно, в том числе в направлении предупреждения террористической угрозы, финансовых мошенничеств и иных подозрительных трансакций. Однако расширение использования ею передового мирового опыта в сфере борьбы с легализацией, несомненно, будет иметь позитивный эффект. Прежде всего, рекомендации относятся к интенсификации процедур по обмену соответствующей информацией, в том числе на региональном и наднациональном уровнях.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

1. За последнее десятилетие углубились и трансформируются процессы глобализации и идущие параллельно им процессы деглобализации мирового хозяйства, приводящие к интернационализации экономических преступлений и распространению механизмов легализации незаконно полученных доходов в свете либерализацион-ных тенденций. Феномен отмывания денег считается одной из крупнейших опасностей, угрожающих мировой экономике. Который, несмотря на продолжающиеся попытки политических и экономических властей по всему миру его обуздать, все еще очень крепко привязан к мировой экономике.

2. Сегодня борьба с отмыванием денег является одним из приоритетных направлений деятельности коммерческих банков и возглавляется центральным банком. Однако выполнение мер по предотвращению придания легального вида доходам, полученным незаконным путем, требует значительных дополнительных затрат. Поэтому большинство российских банков ожидает дальнейшего роста расходов на борьбу с отмыванием денег в ближайшие годы, что может создать дополнительную нагрузку на и так находящийся в нестабильном состоянии банковский сектор, но с учетом перспектив, окажет оздоравливающее влияние на всю экономику страны.

3. Американский опыт, несомненно, может оказаться полезным и для других государств, но, конечно внедрять и применять его следует с учетом национальной специфики.

Библиографический список

1. Алексеева С.А. Основные направления валютно-финансового сотрудничества РФ // Финансовая жизнь. - 2018. - №1. - С. 91-94.

2. Внешнеэкономическая политика России в условиях глобальных рисков / под ред. А.А. Ткаченко. - М.: КУРС, 2018. - 320 с.

3. Международный кредит / под общ. ред. М.А. Эскиндарова, Е.А. Звоновой. - М.: Кнорус, 2019. - 432 с.

4. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы - М.: Институт экономики РАН, 2013. - 63 с.

5. Хейфец Б.А. Роль оффшоров в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №11. - С. 69-76.

6. Хмыз О.В. Валютный компонент мировой финансовой архитектуры // Банковское дело. - 2011. - №10. - С. 16-20.

7. Хмыз О.В. Наднациональная борьба с теневой экономикой // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - Т. 11. - № 5. - С. 16-27. DOI: 10.26794/1999-849X- 2018-11-5-16-27

8. Хмыз О.В. Хеджевые фонды в глобальной экономике. - М.: МГИМО, 2017. - 266 с.

9. Constable C. What is the Shadow Economy. // The Wall Street Journal. - 2017. - March, 5. - URL: https://www.wsj.com/articles/whatis-the-shadow-economy-and-why-does-it-matter- 1488769322

10. Executive Order 12435 - President's Commission on Organized Crime. - The American Presidency Project. - 1983. - July, 28.

11. Medina L., Schneider F. Shadow Economies All Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years. - Washington DC: International Monetary Fund, 2018. IMF Working Paper 18/17. - 76 p.

12. Schneider F. Money Laundering and Financial Means of Organized Crime: Some Preliminary Empirical Findings. - EUSECON, 2010. - 29 p.

13. Time to Shrink Shadow Economy. - ACCA Global, 2017. - URL: http://www.accaglobal.com/pk/en/member/discover/cpdarticles/business-managem

AMERICAN EXPERIENCE OF STRUGGLE AGAINST LEGALIZATION

OF CRIMINAL INCOMES

V.G. Morozov, graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article analyzes the American experience in combating the legalization of proceeds from crime and the financing of international terrorism, which is considered to be advanced in the world, because in this country there is a serious decrease in the share of illegally received incomes to GDP. On the basis of the American experience, the article makes recommendations for restraining the receipt of illegal incomes and the proliferation of mechanisms related to giving them legal status.

Keywords: income, USA, "dirty money", criminals, illegal incomes, FATF, Moneyval.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.