Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач'

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ARITHMETIC PROBLEM / METHODICAL TECHNIQUE / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / META-SUBJECT SKILLS COGNITIVE / COMMUNICATIVE AND REGULATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немкина Елена Станиславовна

В статье рассмотрены некоторые методические приемы обучения младших школьников решению арифметических задач, которые могут способствовать формированию у них универсальных учебных действий. Использование этих приемов поможет учащимся в анализе текста задачи и научит их использовать творческий подход к поиску ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universal learning activities development of elementary school children in the process of teaching how to solve arithmetical problems

This article deals with methodical techniques of training elementary school children to solve arithmetic problems. These techniques could develop universal learning activities. The use of these techniques will help elementary school children with analyzing arithmetical problems conditions and will teach them to use their creativity in order to find the answer.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач»

39

средства скороговорку с применением технических средств позволяет усилить к гч учебную мотивацию младших школьников, повысить их интерес к данной ° ^

о

деятельности, улучшить результативность и качество реализации программы

1. Безбородова Л.А., Максимова Е.В. Современное состояние проблемы развития дикции в психолого-педагогических исследованиях // Школа будущего. 2015. № 2. С. 136-148.

2. Саричева Е. Ф. Сценическая речь. М., 1995.

3. Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М., 1964.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

Е.С. Немкина

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач

В статье рассмотрены некоторые методические приемы обучения младших школьников решению арифметических задач, которые могут способствовать формированию у них универсальных учебных действий. Использование этих приемов поможет учащимся в анализе текста задачи и научит их использовать творческий подход к поиску ее решения.

Ключевые слова: арифметическая задача, методический прием, метапредметные умения, системно-деятельностный подход, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

по устранению дикционных недостатков.

Библиографический список

Системно-деятельностный подход к обучению - одно из основных требований современного образования. Основные принципы деятельностного подхода к обучению были заложены во второй половине XX в. отечественными учеными:

к Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым и др. Одним из составляю-11 щих этого подхода является развитие у младших школьников предметных и метапредметных умений. В разработке Федерального государственного стан-| ™ дарта начального общего образования (А.Г. Асмолов и др.) метапредметные о умения получили свое дальнейшее развитие и в настоящее время составляют ^ основу универсальных учебных действий. Между тем, метапредметные (позна-° вательные, коммуникативные, регулятивные) умения находятся в тесной взаимосвязи с предметными. Формирование метапредметных умений способствует развитию предметных умений и наоборот.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования описаны такие метапредметные умения, как познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Под познавательными умениями понимаются использование знаково-симво-лических средств, действия анализа, синтеза, обобщения, сравнение, группировка объектов, их классификация, моделирование и др.

Регулятивные умения включают в себя: планирование своих действий при решении задачи, действие по инструкции, оценивание результата своей деятельности, осознание трудности, поиск причин трудностей и способов их преодоления и т.п.

Коммуникативные умения рассматриваются как умение слушать и слышать, корректно высказывать свое несогласие с мнением одноклассника или учителя, задавать вопросы и т.д.

Отличительной чертой деятельностного подхода является включение каждого ребенка в учебный процесс в качестве активного субъекта обучения. Поэтому меняется функция учителя - он перестает быть основным источником информации, в современных условиях учителю необходимо организовать обучение таким образом, чтобы ученики стремились к самостоятельному «открытию» новых знаний. Необходимо не просто дать детям минимальный набор знаний, умений, навыков, а научить их способам действий, которые помогут при решении определенных учебных, а впоследствии, и жизненных ситуаций. Овладение детьми универсальными учебными действиями способствует не только формированию «умения учиться», но и является важным элементом социализации младшего школьника [5, с. 422].

Одним из средств формирования универсальных учебных действий на уроках математики является арифметическая задача. Однако опрос учителей начальной школы показал, что дети достаточно часто испытывают затруднения при решении арифметических задач. Затруднения могут быть связаны с отсутствием (или слабым владением) умения анализировать текст задачи.

Рассмотрим некоторые приемы обучения младших школьников решать арифметические задачи, которые могут способствовать формированию умения анализировать текст задачи и универсальных учебных действий.

После знакомства с отрезком детям предлагается задание на выбор схемы (рис. 1), которое целесообразно поместить на доску (или интерактивную доску). Например:

У ежика 5 шишек, у белочки на 2 шишки больше, а у дятла шишек столько же, сколько у ежика [1, с. 18].

Рис. 1

Учитель предлагает детям самостоятельно выбрать и отметить на доске схему, которая подходит к данному условию. Так как правильных схемы две, то при фронтальной проверке возникает спор - какая же верная? Дети под управлением учителя делают вывод о том, что к данному условию подходят обе схемы. При доказательстве истинности суждений учащиеся руками показывают отрезки, соответствующие количеству шишек у ежа (Е), белки (Б) и дятла (Д), буквами обозначают соответствующие отрезки.

Работая таким образом над текстом, дети учатся его анализировать, соотносить данные с длиной отрезка. Кроме этого, формируются коммуникативные умения: слушать и слышать учителя и одноклассника, аргументировать выбор и выражать его в устной речи.

Задания на соотнесение условия и схемы способствуют развитию внимания и умения читать схему (познавательные универсальные умения). Например, задание для учеников 4 класса (рис. 2) [4, с. 49].

Для выполнения задания в тетрадях дети используют карандаши разных цветов или записывают номер схемы рядом с условием. Для фронтального обсуждения это задание нужно вынести на доску. Коллективное обсуждение правильности выполнения данного задания способствует формированию у младших школьников коммуникативных умений.

Со схемой, которая не подошла к данным условиям, работа может быть продолжена. Учитель предлагает, используя данный сюжет, составить условие к этой схеме.

42

Из гаража одновременно в одном направлении выехали две машины

Из двух гаражей одновременно навстречу друг другу выехали две машины

Из гаража одновременно в противоположных направлениях выехали две машины

Из двух гаражей одновременно в противоположных направлениях выехали две машины

Из двух гаражей одновременно в одном направлении выехали две машины

О

©

"1 г

г г

ф

®

©

п_п

п

Рис. 2

При обучении младших школьников решению задач можно использовать комбинированные приемы - выбор и дополнение схемы по условию задачи (рис. 3).

Например:

Петя поймал на 2 рыбы больше, чем Ваня. Сколько рыб поймал Ваня, если у Пети 20 рыб?

Выбери схему, которая соответствует условию задачи.

Обозначь на ней, что известно и что неизвестно в задаче.

В. < П.<

в.< п.«

При организации работы на доске учитель просит каждого ребенка поста- к гч вить знак «галочка» у выбранной схемы. После того, как все желающие вышли § ^

о

к доске и отметили схему, начинается ее обсуждение, в ходе которого выясня- | й ется, что 1-я схема не соответствует условию задачи, т.к. отрезок, показываю- ^ | щий рыб, пойманных Ваней, длиннее отрезка, обозначающего рыб, пойманных 1 § Петей. Таким образом, условию задачи соответствует схема 2.

Далее учитель предлагает учащимся нарисовать эту схему в тетради и допол- с нить ее в соответствии с условием задачи. Это помогает развитию умения читать текст задачи и выделять в ней существенные компоненты.

Проверку лучше осуществить на доске. Детям предлагаются 2 готовые схемы, одна из которых неверная - «ловушка» (рис. 4).

Учитель поясняет, что проходя по классу, он увидел их в тетрадях учеников. Учащимся предлагается высказаться о верности выполнения задания. Возможно, что вариантов дополнения схемы будет больше, тогда учитель предлагает детям, нарисовавших эти схемы, изобразить их самостоятельно на доске. При этом ему нужно объяснить классу ход своих рассуждений.

Использование этого приема ведет к формированию познавательных умений (анализ условия задачи, создание схематической модели для наглядного представления данных, описанных в условии), коммуникативных и регулятивных умений (разработка плана действий, его осуществление в соответствии с условием задачи с опорой на схематическую модель).

В начальном курсе математики одной из основных целей является научить ребенка решать задачи, которая сводится к выбору арифметического действия, который невозможен без анализа текста.

Прием соотнесения условия и решения задачи (рис. 5) [2, с. 12], как и предыдущие, способствует формированию умения анализировать текст задачи, выделять данные и находить между ними взаимосвязь.

Данное задание позволяет помимо предметных умений (читать и анализировать текст задачи, соотносить его с представленным решением) развивать и метапредметные: коммуникативные, познавательные и регулятивные (удерживать в памяти вопрос задачи для поиска ее решения).

У Маши 7 шаров, у Миши - 5. На сколько шаров меньше у Миши, чем у Маши?

У Маши 7 шаров, у Миши - на 2 шара меньше. Сколько шаров у Миши?

У Маши 7 шаров, у Миши - на 2 шара больше. Сколько шаров у Маши и у Миши вместе?

У Маши 7 шаров, у Миши - на 2 шара меньше. Сколько шаров у Маши и у Миши вместе?

У Маши 2 красных шара и 5 зелёных, а у Миши - 2 синих шара. Сколько всего шаров у Миши и у Маши?

Задача 1 7-5 = 2 (ш.) Ответ: на 2 шара.

Задача 2

1)2 + 5 = 7 (ш.)

2) 7 + 2 = 9 (ш.) Ответ: 9 шаров.

Задача 3

1)7 + 2 = 9 (ш.)

2) 7 + 9 = 16 (ш.) Ответ: 16 шаров.

Задача 4 7-2 = 5 (ш.) Ответ-. 5 шаров.

Рис. 5

Задача 5

1)7-2 = 5 (ш.)

2) 7 + 5 = 12 (ш.) Ответ: 12 шаров.

Задача 6

1)7-2 = 5 (ш.)

2) 5 + 2 = 7 (ш.) Ответ: 7 шаров.

Формированию регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий способствуют следующие приемы. 1. Восстановление текста задачи по ее решению (рис. 6) [3, с. 35].

Впиши пропущенные в задаче числа, используя её решение:

(23 - 3) : 5 = 4.

Сколько метров ткани идёт на один костюм, если из куска ткани длиной_м

сшили_одинаковых костюмов и еще осталось_м ткани?

Рис. 6

2. Восстановления текста задачи по схеме к ней и формулирование вопроса по данной схеме (рис. 7) [3, с. 36].

Используя схему, впиши в условие задачи пропущенные числа и сформулируй вопрос:

32

В куске_м ткани. Из этой ткани сшили_одинаковых чехла

для кресел, расходуя на каждый по_м.

?

3. Дополнение схемы по условию задачи (рис. 8) [6, с.10].

^ _

Для посадки купили 6 яблонь и 12 груш по одинаковой цене. За все саженцы заплатили 540 руб. Какова цена одной яблони?

Обозначь на схеме известные величины.

Е °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О то

Рис. 8

4. Заполнение таблицы по условию задачи (рис. 9) [5, с. 73].

Грузовая машина прошла за 4 часа 248 км. Сколько километров пройдёт машина за 7 часов, если она увеличит скорость на 8 км/ч?

Заполни таблицу так, чтобы она соответствовала задаче.

Скорость, км/ч Время, ч Расстояние, км

Рис. 9

При организации работы с этими приемами у младших школьников формируются предметные умения (читать и понимать смысл прочитанного, переводить из вербальной модели в предметную, аргументировать свое мнение) и метапредметные (познавательные - поиск информации, моделирование, т.е. умение использовать наглядные модели для решения поставленных задач; коммуникативные - умение слушать товарища, корректно делать ему замечания; регулятивные - умение удерживать в памяти цель задания, планировать решение задачи и осуществлять этот план и т.п.).

В постоянно меняющемся мире, чтобы быть успешным, необходимо уметь работать с информацией, воспринимать ее, обрабатывать и передавать. Начальная школа должна учить ребенка «умению учиться», которое будет сопровождать его всю жизнь.

На уроках математики при использовании различных методических приемов (выбор схемы, соответствующей условию задачи; соотнесение условия и решения задачи; соотнесение условия и схемы к задаче; восстановление условия задачи по ее решению; восстановление условия задачи по схеме; дополнение схемы в соответствии с условием задачи; заполнение таблицы по условию задачи и др.) происходит усвоение предметного математического содержания

и формируются универсальные учебные действия. Использование данных приемов помогает разнообразить деятельность учащихся при обучении решению задач, а также способствует формированию умения решать задачи, умения переводить один вид информации в другой (символическую в вербальную, схематическую в вербальную, вербальную в схематическую и т.д.), коммуникативные, познавательные и регулятивные умения.

Библиографический список

1. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 1 класса начальной школы: Подготовительный этап к решению задач. М., 2015.

2. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 2 класса начальной школы. М., 2015.

3. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 3 класса начальной школы. М., 2015.

4. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 4 класса начальной школы. М., 2015.

5. Немкина Е.С. Арифметическая задача как средство социализации младших школьников // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: Материалы всероссийской конференции с международным участием (Белгород, 26-27 ноября 2015 г.). Белгород, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.