Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА РЕГИОНА'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЫНОК ТРУДА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE APPROACH / UNIVERSAL COMPETENCIES / LABOR MARKET / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / TOURISM / PROFESSIONAL COMPETENCIES / MODEL OF UNIVERSAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Персонал является основным ресурсом индустрии туризма, который формирует итоговое впечатление потребителей услуг и влияет на их лояльность. Компетентностный подход получил свое развитие в системе высшего образования при подготовке профессиональных кадров для отрасли, его значимость обусловлена требованиями социального заказа и динамично меняющимися условиями труда, вызванными научно-техническим прогрессом, стремительной цифровизацией всех сфер экономики и социума. Развитие профессиональных компетенций обусловлено растущим влиянием технологий на различные сферы экономики, которые предъявляют новые требования к интеллектуализации и результатам труда, личности профессионала. Поскольку компетенции закладываются на этапе высшего образования, проблема его связи с практикой и производством усиливается, так как качество обучения влияет на кадровый потенциал страны. Целью статьи является разработка модели формирования универсальных компетенций специалиста сферы туризма как значимого фактора влияния на развитие отрасли. Развитие туризма в регионах страны зависит от нескольких социально-экономических факторов и условий, профессиональные кадры являются важным ресурсом улучшения качества услуг и технологий обслуживания, формирования и реализации программ лояльности. Структура формирования профессиональных компетенций обусловлена растущими требованиями к специалистам отрасли, интеллектуализацией труда, активным преобразованием региональной цифровой среды. В данных условиях универсальные компетенции имеют высокое значение, поскольку при необходимости изменения профиля работы они являются основой профессионального роста, саморазвития, приобретения новых предметно-универсальных компетенций. Разработана модель формирования универсальных компетенций персонала сферы туризма с учетом актуальных тенденций влияния на отраслевые процессы в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL STAFF COMPETENCIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE REGION

Staff is the main resource of the tourism industry, which forms the final impression of consumers of services and affects their loyalty. The competence approach has been developed in the higher education system when training professional personnel for the industry, its significance is due to the requirements of the social order and dynamically changing working conditions caused by scientific and technological progress, rapid digitalization of all spheres of the economy and society. The development of professional competencies is due to the growing influence of technology on various sectors of the economy, which impose new requirements on the intellectualization and results of work, the personality of a professional. Since competencies are laid down at the stage of higher education, the problem of its connection with practice and production increases, since the quality of training affects the country's human resources potential. The purpose of the article is to develop a model for the formation of universal competencies of a tourism specialist as a significant factor in influencing the development of the industry. The development of tourism in the country's regions depends on several socio-economic factors and conditions. professional personnel are an important resource for improving the quality of services and service technologies, forming and implementing loyalty programs. The structure of professional competence formation is determined by the growing requirements for industry specialists, the intellectualization of labor, and the active transformation of the regional digital environment. In these conditions, universal competencies are of high importance, since they are the basis for professional growth, self-development, and the acquisition of new subject-universal competencies if it is necessary to change the work profile. A model for the formation of universal competencies of tourism personnel has been developed, taking into account current trends in the impact on industry processes in the regions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА РЕГИОНА»

Оборин M. С. 2020 Т.14 №4 с. 39-48

Формирование универсальных компетенций персонала как фактор развития туризма региона

ТУРИЗМ /TOURISM

УДК 338

DOI: 10.24411 /2413-693Х-2020-10405

Формирование универсальных компетенций персонала как фактор развития туризма региона

ОБОРИН Матвей Сергеевич, д.э.н., профессор

Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Пермь, Россия;

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, Россия; ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, Россия;

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Россия recreachin@rambler.ru

Аннотация. Персонал является основным ресурсом индустрии туризма, который формирует итоговое впечатление потребителей услуг и влияет на их лояльность. Компетентностный подход получил свое развитие в системе высшего образования при подготовке профессиональных кадров для отрасли, его значимость обусловлена требованиями социального заказа и динамично меняющимися условиями труда, вызванными научно-техническим прогрессом, стремительной цифровизацией всех сфер экономики и социума. Развитие профессиональных компетенций обусловлено растущим влиянием технологий на различные сферы экономики, которые предъявляют новые требования к интеллектуализации и результатам труда, личности профессионала. Поскольку компетенции закладываются на этапе высшего образования, проблема его связи с практикой и производством усиливается, так как качество обучения влияет на кадровый потенциал страны. Целью статьи является разработка модели формирования универсальных компетенций специалиста сферы туризма как значимого фактора влияния на развитие отрасли. Развитие туризма в регионах страны зависит от нескольких социально-экономических факторов и условий, профессиональные кадры являются важным ресурсом улучшения качества услуг и технологий обслуживания, формирования и реализации программ лояльности. Структура формирования профессиональных компетенций обусловлена растущими требованиями к специалистам отрасли, интеллектуализацией труда, активным преобразованием региональной цифровой среды. В данных условиях универсальные компетенции имеют высокое значение, поскольку при необходимости изменения профиля работы они являются основой профессионального роста, саморазвития, приобретения новых предметно-универсальных компетенций. Разработана модель формирования универсальных компетенций персонала сферы туризма с учетом актуальных тенденций влияния на отраслевые процессы в регионах.

Ключевые слова: компетентностный подход, универсальные компетенции, рынок труда, высшее профессиональное образование, туризм, профессиональные компетенции, модель универсальных компетенций.

Для цитирования: Оборин М.С. Формирование универсальных компетенций персонала как фактор развития туризма региона// Сервис Plus. 2020. Т.14. №4. С. 39-48. DOI: 10.24411/2413-693Х-2020-10405

Статья поступила в редакцию: 07.11.2020.

Статья принята к публикации: 07.12.2020.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

2020 Том 14 №4

Formation of universal staff competencies as a factor in the development of tourism in the region

Matvey S. OBORIN, Dr.Sc. (Economics), Prof., recreachin@rambler.ru ORCID iD: 0000-0002-4281-8615

Piekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University;

Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm, Russian Federation.

Sochi State University, Sochi, Russian Federation

Abstract. Staff is the main resource of the tourism industry, which forms the final impression of consumers of services and affects their loyalty. The competence approach has been developed in the higher education system when training professional personnel for the industry, its significance is due to the requirements of the social order and dynamically changing working conditions caused by scientific and technological progress, rapid digitalization of all spheres of the economy and society. The development of professional competencies is due to the growing influence of technology on various sectors of the economy, which impose new requirements on the intellectualization and results of work, the personality of a professional. Since competencies are laid down at the stage of higher education, the problem of its connection with practice and production increases, since the quality of training affects the country's human resources potential. The purpose of the article is to develop a model for the formation of universal competencies of a tourism specialist as a significant factor in influencing the development of the industry. The development of tourism in the country's regions depends on several socio-economic factors and conditions, professional personnel are an important resource for improving the quality of services and service technologies, forming and implementing loyalty programs. The structure of professional competence formation is determined by the growing requirements for industry specialists, the intellectualization of labor, and the active transformation of the regional digital environment. In these conditions, universal competencies are of high importance, since they are the basis for professional growth, self-development, and the acquisition of new subject-universal competencies if it is necessary to change the work profile. A model for the formation of universal competencies of tourism personnel has been developed, taking into account current trends in the impact on industry processes in the regions.

Keywords: competence approach, universal competencies, labor market, higher professional education, tourism, professional competencies, model of universal competencies

For citation: Oborin, M.S. (2020). Formation of universal staff competencies as a factor in the development of tourism in the region. Service plus, 14 (4), 39-48. (In Russ.). DOI: 10.24411 /2413-693X-2020-10405

Submitted: 2020/11/07.

Accepted: 2020/12/07.

Персонал является основным ресурсом индустрии туризма, который формирует итоговое впечатление потребителей услуг и влияет на их лояльность. Компе-тентностный подход получил свое развитие в системе высшего образования при подготовке профессиональных кадров для отрасли, его значимость обусловлена требованиями социального заказа и динамично меняющимися условиями труда, вызванными научно-техническим прогрессом, стремительной цифровизацией всех сфер экономики и социума.

Проблема. Развитие профессиональных компетенций обусловлено растущим влиянием технологий на различные сферы экономики, которые предъявляют новые требования к интеллектуализации и результатам труда, личности профессионала. Поскольку компетенции закладываются на этапе высшего образования, проблема его связи с практикой и производством усиливается, так как качество обучения влияет на кадровый потенциал страны.

Цель статьи: разработка модели формирования

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Формирование универсальных компетенций персонала как фактор развития туризма региона

универсальных компетенций специалиста сферы туризма как значимого фактора влияния на развитие отрасли.

Методы: общелогические методы, системный и ситуационный анализ, моделирование.

Результаты. Развитие туризма в регионах страны зависит от нескольких социально-экономических факторов и условий, профессиональные кадры являются важным ресурсом улучшения качества услуг и технологий обслуживания, формирования и реализации программ лояльности. Структура формирования профессиональных компетенций обусловлена растущими требованиями к специалистам отрасли, интеллектуализацией труда, активным преобразованием региональной цифровой среды. В данных условиях универсальные компетенции имеют высокое значение, поскольку при необходимости изменения профиля работы они являются основой профессионального роста, саморазвития, приобретения новых предметно-универсальных компетенций.

Основные выводы. Разработана модель формирования универсальных компетенций персонала сферы туризма с учетом актуальных тенденций влияния на отраслевые процессы в регионах.

Основные положения:

— охарактеризовано научно-теоретическое понятие универсальных компетенций, отличие от профессиональных и иных видов компетенций;

— представлено содержание универсальных компетенций специалиста в сфере туризма в системе высшего образования;

— разработана модель формирования универсальных компетенций специалиста в сфере туризма в условиях научно-технического прогресса и развития цифровой среды региона.

В современных макроэкономических условиях сфера услуг является локомотивом преодоления рецессии на уровне субъектов России, поэтому актуальным направлением региональной политики страны является определение эффективной инструментальной платформы поддержки ее различных направлений. Одним и таких видов деятельности является туризм, обеспечивающий поступление доходов в местные бюджеты, рост занятости, загрузку средств размещения и предприятий общественного питания. Состав услуг, их качество и направленность на определенные группы потребителей позволяют разделить данный вид деятельности на внутренний и международный [3, с. 39].

Являясь сложным социокультурным видом бизнеса, туристско-рекреационная сфера направлена на использование территориального природно-ресурсного и культурно-исторического потенциала, которые могут приносить коммерческий эффект. Достаточно сложно выделить узкое направление, характеризующее содержание услуг в туризме, из большого количества отраслей, непосредственно задействованных в организации туристического бизнеса ядро составляют проживание, питание, отдых и развлечение, транспорт и коммуникации.

Большинство регионов России обладают привлекательностью для внутренних и внешних потребителей, располагают инфраструктурой высокого качества и профессиональными кадрами. Кадровые ресурсы в индустрии туризма обеспечивают положительное впечатление от отдыха у потребителей, формируют лояльное отношение у приоритетных целевых сегментов к определенному предприятию, территории, региону.

Персонал сферы туризма должен обладать необходимым качествами, позволяющими эффективно выполнять трудовые функции, которые в научной литературе первоначально получили название «профессионально важных качеств», позднее появился термин «компетенции» [8].

Трактовка компетентности в широком аспекте определяет ее содержание как эффективное взаимодействие человека с окружающей средой. На современном уровне развития научно-теоретических подходов к оценке роли персонала в производственном процессе представлены различные определения компетенций, но все они основываются на двух базовых подходах [5]:

— регламентный подход: способность рационально действовать в рамках формально описанных организационных задач и процедур;

— поведенческий подход: способность реагировать на возникающие производственные ситуации в соответствии с уровнем знаний, профессионализмом, полученным практическим опытом и т.п.

Под профессионально значимыми компетенциями подразумеваются характеристики личности, связанные с реализацией собственных знаний, навыков и поведенческих установок при достижении ценных результатов в трудовой деятельности (решение сложных задач, эффективное коммуникационное взаимодействие, выполнение должностных обязанностей на высоком уровне).

Компетенция является эталонной моделью оценки профессионализма сотрудников сферы услуг на ос-

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

нове четырех основных критериев: личные качества, которые влияют на выполнение профессиональных обязанностей; способности, знания, мотивация к труду и саморазвитию [7].

Компетенции, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в различных аспектах, получили название ключевых или универсальных. Можно охарактеризовать их как наиболее ценных в структуре значимых качеств личности, так как отражают степень продуктивности различных видов деятельности в определенных условиях реализации профессиональных функций.

Проблема развития универсальных компетенций персонала туризма связана с профессиональной подготовкой в системе высшего профессионального образования, в котором компетентностный подход разработан для каждой дисциплины. Цель внедрения именно такой модели образовательного процесса является сглаживание противоречий между теоретическим обучением и требованием бизнес-среды, государства и общества, когда специалисту приходится существенно адаптировать полученные знания и навыки к производственным

условиям.

Анализ научных работ по проблеме формирования универсальных профессиональных компетенций позволяет их рассматривать как высокий уровень развития профессионально значимых навыков и способностей личности, которые позволяют эффективно реализовы-вать себя, адаптироваться к производственным условиям, показывать высокие индивидуальные результаты труда.

Применение универсальных компетенций может распространяться на различные социально-экономические области жизнедеятельности индивидуума.

Ряд авторов подчеркивает переходный характер универсальных и профессиональных компетенций, при этом первая группа является общей для всех определений способностью индивидуума справляться с широким спектром социальных и профессиональных задач, что необходимо для успешного саморазвития и профессиональной адаптации [1].

В научных работах представлены разнообразные классификации компетенций по группам и направлениям (рис. 1).

Классификационные признаки компетенции

С феры жизни человека

Коммуникативные

Социальные и личные

Ценностно-смысловой направленности

Профессиональные

Ролевые

Культурно-ценностные

Информационные

Политические и юридические компетенции

Организационные и управленческие

Личной и общественной экологической безопасности (сохранение здоровья)

Экономические

Самосовершенствования

Самостоятельной познавательной деятельности

Социального взаимодействия

Общенаучные

Специальные

т

Универсальные компетенции

Способность ставить цели и планировать их достижение

Коммуникабельность

Умение создавать и осуществлять проекты

-Яг

Культурная компетентность

Лидерские качества

Аналитические способности

Рисунок 1. Классификации компетенций персонала в сфере туризма (составлено по [1; 2; 4])

Figure 1. Classification of staff competencies in the field of tourism (compiled according to[1; 2; 4])

2020 Том 14 №4

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Формирование универсальных компетенций персонала как фактор развития туризма региона

Профессиональные компетенции можно определить как совокупность знаний, навыков и умений, позволяющих реализовывать трудовые функции в определенной, иногда узкоспециализированной области деятельности: в туризме это могут быть способность к коммуникации с различными участниками рынка услуг в целях достижения оптимального качества услуг, проявление высокого уровня лояльности к стратегических партнерам, умение ситуативно сочетать деловое и личное общение, достигая высоких результатов для бизнеса.

Универсальные компетенции являются навыками, которые человек реализует независимо от выбранной сферы деятельности, позволяющие добиваться высоких результатов: способность к анализу и высокая скорость обработки данных, нестандартное мышление в решении проблем и задач в бизнесе, умение моделировать и адаптировать выполнение трудовых функций в соответствии со своим психофизиологическим ритмом жизнедеятельности и способностями. В сфере туризма способность к анализу позволит эффективно справляться с различными управленческими обязанностями на уровне отделов и собственного бизнеса, разрабатывать услуги, ценные для определенной категории потребителей, достигать высоких

индивидуальных результатов в маркетинге и продажах.

Универсальные компетенции соответствуют всем областям жизнедеятельности человека и направлены на адаптацию к изменениям условий и стандартов профессиональной деятельности.

Результаты. Регионы России различаются по привлекательности для туристов. Сотрудники туристической сферы в зависимости от занимаемой должности и выполняемой работы, обладающие универсальными компетенциями, могут выполнять разнообразные функции, связанные с областями деятельности предприятия. Рассмотрим состояние туристической отрасли на примере региона, входящего в Приволжский федеральный округ — Самарской области.

Регион стабильно входит в тройку субъектов-лидеров по уровню социально-экономического развития округа и инвестиционной привлекательности. По показателю численности населения Самарская область занимает 11 место среди регионов России и 4 место среди регионов Приволжского федерального округа (3193,5 тыс. человек в 2018 году) [11].

Основные показатели деятельности предприятий туристической сферы региона представлены в таблице 1.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели деятельности туристических фирм в Самарской области*

Table 1

Performance indicators of travel companies in the Samara region*

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абс. изм. 2018/2015 Темп прироста, % 2018/2015

Число организаций, в т. ч.: 241 354 307 309 68 28,2

— туроператорская деятельность 6 10 7 8 2 33,3

— турагентская деятельность 205 303 258 258 53 25,9

— туроператорская и турагентская деятельность 20 34 42 43 23 115,0

— экскурсионная деятельность 10 7 нет данных нет данных X X

Среднесписочная численность работников, человек 840 671 845 нет данных X X

Число турпакетов реализованных населению, тыс. ед., в т. ч.: 72,9 42,9 65,6 69,3 -3,6 -4,9

— по зарубежным странам 24,7 12,4 32,9 37,5 12,8 51,8

Стоимость реализованных населению турпакетов, млн. руб. 2918,3 3093,0 3758,6 4455,4 1537,1 52,7

Численность туристов отправленных в туры по России и зарубежным странам — всего, тыс. чел. 106,4 104,4 143,6 134,5 28,1 26,4

в т. ч. по РФ 65,9 78,2 77,4 63,4 -2,5 -3,8

доставлено no данным [10]

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

После резкого роста количества туристических фирм до 354 в 2016 г. в последующие годы их количество сократилось. В 2017-2018 гг. данный показатель был достаточно стабилен. В 2017-2018 гг. сократилось количество компаний, которые занимались турагент-ской деятельностью. При этом количество сотрудников туристических фирм в 2017 г. стало наибольшим за рассматриваемый период, хотя только на 5 человек превысило показатель 2015 г.

Одновременно с ростом стоимости реализованных турпакетов численность туристов, отправленных в туры, как по России, так и за рубеж сократилось в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Однако данный показатель был выше численности туристов в 2015-2016 гг.

Наряду с деятельностью туристических фирм имеет значение и обеспеченность Самарской области гостиницами и другими средствами размещения (табл. 2).

Таблица 2

Показатели деятельности гостиниц в Самарской области*

Table 2

Hotel performance indicators in the Samara region*

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абс. изм. 2018/2015 Темп прироста, % 2018/2015

Число организаций 104 215 256 280 176 169,2

Число мест в организациях 8502 12401 14561 16932 8430 99,2

Численность лиц, размещенных в гостиницах, тыс. чел. 319,6 435,3 564,7 656,4 336,8 105,4

из них — граждан РФ 287,7 399,4 532,2 587,8 300,1 104,3

доставлено no данным [10]

Данные таблицы 2 демонстрируют, что в 2017-2018 гг. как число гостиниц и соответственно число мест для размещения, так и численность граждан, которые были размещены в гостиницах региона, возросло. Количество гостиниц и подобных им организаций в 2018 г. увеличилось по сравнению с 2015 г. в 2,7 раза. А количество го-

стей региона, размещенных в гостиницах, увеличилось на 105,4 %.

Ввиду того, что компетенции связаны с оценкой трудовых ресурсов, необходимо рассмотреть трудовой потенциал туристической сферы Самарской области. Уровень образования имеет больше значение в развитии услуг и технологий кооперации (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика показателей образования сотрудников средств размещения и общественного питания Самарской области в 2015-2018 гг., % (составлено по [10])

Figure 2. Dynamics of employees of accommodation and public catering facilities' education indicators of the Samara

region in 2015-2018, percentage (compiled according to [10])

2020 Том 14 №4

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Формирование универсальных компетенций персонала как фактор развития туризма региона

За исследуемый период согласно данным рисунка 2 произошел рост на 4,6 % работников с высшим образованием. Однако при этом, в 2018 г. часть сотрудников (0,8 %) занятых в этой сфере, не имеют даже основного

общего образования.

Основные показатели движения трудового потенциала гостиниц и сферы общепита представлены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика движения трудового потенциала гостиниц и общественного питания Самарской области*

Table 3

Dynamics of the movement of the labor potential of hotels and public catering in the Samara region*

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абс. изм. 2018/2015 Темп прироста, % 2018/2015

Движение персонала:

— принято 4 4,5 5,1 5,3 1,3 32,5

— выбыло 3,4 4,7 5,2 5,5 2,1 61,8

Работники по тендерному признаку, тыс. чел., в т. ч.:

— мужчины 9,8 9,2 7,8 13,0 3,2 32,7

— женщины 29,8 25,9 28,6 26,1 -3,7 -12,4

доставлено no данным [10]

Универсальные компетенции

Уровни формирования

Технологии

О

Результаты

Высшее образование

Условия труда

Проблемное и проектное обучение, кейсы

Критичное, рациональное аналитическое мышление

<—►

Повышение квалификации

Практика на производстве

Высокие знания

Ценные навыки

Саморазвитие

Цифровые технологии и платформы

Адаптация поведения к условиям производства

Система оценки профессиональных компетенций

Система KPI на предприятии туризма

Выполнение сложных проектов, решений

Индивидуальная эффективность

Рисунок 3. Модель формирования универсальных компетенций персонала туризма (разработано автором)

Figure 3. Model of formation of tourism personnel's universal competencies(developed by the author)

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Данные таблицы 3 демонстрируют рост на 4,6 % работников с высшим образованием, занятым в деятельности гостиниц и общепита Самарской области. Однако при этом, в 2018 г. часть сотрудников (0,8 %) занятых в этой сфере, не имеют даже основного общего образования. Кроме того, за период исследования на 1,3 % возросло количество как принятых сотрудников, так и выбывших. При этом, количество выбывших сотрудников превышает количество принятых сотрудников. В 2018 г. численность работников женского пола в два раза превышает работников мужского пола [14].

На качество процесса обслуживания клиентов в сфере туризма влияет технология обслуживания. Этапы технологического цикла, их последовательность предоставления главных услуг на предприятиях сферы туризма в Самарской области стандартны. Так, например, технологический алгоритм гостевого цикла включает бронирование, прибытие и размещение в гостинице, проживание и выезд. Однако, следует отметить, что перечень услуг и их качество в Самарской области отличаются вариативностью. Получение наиболее полной информации, профессионализм персонала и владение им универсальными компетенциями позволяет повысить количество клиентов, а также увеличивает шанс удержания клиентов.

Регион обладает хорошей транспортной доступностью. В области расположен международный аэропорт, есть доступ к Единой системе водных путей Европейской части РФ, выход к Каспийскому, Черному, Балтийскому морям, функционируют речные порты.

Благоприятная природная среда также делают регион привлекательным для туристов, кроме того, на территории области достаточно культурно-исторических памятников архитектуры, истории и т. д. [6]

Учитывая, что регион обладает достаточным уровнем транспортной доступности, богатой историей и благоприятными климатическими условиями, рост числа гостей региона является обоснованным. Однако, существуют резервы роста данного показателя.

На основе проведенного исследования представим модель формирования универсальных компетенций персонала туризма (рис. 3).

Одной из универсальных компетенций являются аналитические способности. В связи с этим рекомендуется на предприятиях данной отрасли проводить мониторинг ситуации в сфере туризма. Для этого следует активнее привлекать сотрудников, стимулируя применение ими имеющихся компетенций. Можно рекомендо-

вать использовать как материальные, так и моральные стимулы. Анализ может заключаться не только в анализе финансовых данных, но и предпочтений клиентов, определении факторов, вызывающих негативную реакцию. Полученные аналитические данные и выявленные тенденции рекомендуется учитывать при реализации проектов. Это позволит повысить лояльность клиентов, что в конечном итоге повлияет и на эффективность работы компаний в целом. Сотрудники сферы туризма не всегда проявляют свою коммуникабельность, уступая в этом зарубежным коллегам, что может сказаться на уровне сервиса и уровне спроса на услуги компаний. Поэтому компании могут на этапе приема на работу предусмотреть для сотрудников различные испытания, которые помогут выявить наличие у сотрудника компетенции, которые необходимы для работы.

Проблема формирования универсальных компетенций является все более актуальной в условиях научно-технического прогресса, информатизации и интеллектуализации трудовых функций. Если профессиональные компетенции характеризуют навыки в определенной области, например, сфере туризма, образования, промышленности, то универсальные компетенции пронизывают все виды деятельности человека, способствуя выполнению трудовых функций на более высоком уровне: постоянное самосовершенствование, критичность мышления, скорость обработки информации и т.п.

В условиях глобализации услуги компаний, относящихся к сфере туризма, пользуются популярностью. Однако в условиях жесткой конкуренции и динамично изменяющейся ситуации как в мире, так и в РФ, необходимо предлагать клиенту качественные и востребованные услуги. Для того, чтобы привлечь туристов в регион, необходимо создать благоприятные условия для развития этой сферы. При этом, одно из важных мест в этом вопросе принадлежит работникам туристической отрасли. Как показали данные анализа сферы туризма Самарской области, в 2017-2018 гг. по сравнению с 2016 г. сократилось количество туристических организаций. Кроме того, несмотря на увеличение численности лиц, размещенных в гостиницах региона, темп прироста в 2018/2017 гг. по сравнению с темпом прироста в 2017/2016 гг. замедлился и составил 16,2 %, тогда как в 2017/2016 гг. он равнялся 29,7 %. Поэтому персонал, трудящийся в туристической отрасли Самарской области, должен использовать свои универсальные компетенции более активно в целях улучшения финансово-э-

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Формирование универсальных компетенций персонала как фактор развития туризма региона

кономических результатов предприятий.

Одним из главных ресурсов компаний в данной сфере являются кадры, обладающие необходимыми компетенциями. Они помогают сотруднику достигать большей эффективности на рабочем месте. Анализ некоторых показателей функционирования сферы туризма Самарской области продемонстрировал суще-

ствование резерва ее развития. Для этого необходимо стимулировать применение работниками своих универсальных компетенций, в частности таких, как аналитические способности и коммуникабельность. Универсальные компетенции сотрудников позволят сформировать у клиентов лояльность, повысят эффективность деятельности компании.

Список использованных источников:

1. Амонова З.С., Шарапова В.М. Требования к персоналу в сфере туризма//Аллея науки. 2018. Т. 4. № 8 (24). С. 313-321.

2. Ветитнев А. М. Информационные технологии в туристской индустрии / А. М. Ветитнев, В.В. Коваленко. М.: Юрайт, 2016. 402 с.

3. Еремина Е.А., Минченко В.Г., Поддубная Т.Н. Проблема реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм» II Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2017. Т. 1. №1.С. 220-227.

4. Жук О.Л. Предпринимательская трансформация университетов в условиях четвертой промышленной революции II Журнал БГУ. Журналистика. Педагогика. 2019. № 1. С. 108-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Крепе Т.В. Подготовка специалистов сферы туризма в условиях СПО// Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2017. № 4 (5). С. 46-48.

6. Канина Н.П. Формирование практико-ориентированных компетенций студентов в процессе туристского образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2018.181 с.

7. Канина Н.П., Силкина Н.В., Кобелева Е.П. Использование информационно-коммуникационных технологий для оценки сформированности компетенций студентов вуза II Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2018. Вып. 52, Ч. 6. С. 274-280.

8. Лозицкий B.J1. Факторы, детерминирующие эволюцию моделей институциональной университетской организации// Педагогическая наука и образование. 2019. № 2. С. 17-22.

9. Нурпеисова Л.С., Заманбекова А.Б., Ахметжанова Д.Ж. Основные понятия и определения международного туризма как сферы деятельности// Знание. 2018. № 4-2 (56). С. 38-44.

10. Официальный сайт Самарастат. URL:https://samarastat.gks.ru/ (дата обращения 14.06.2020).

11. Портал «Оценка регулирующего воздействия». URL: http://orv.gov.ru/Regions/Details/36 (дата обращения 14.06.2020).

12. Поддубная Т.Н. Компетентностный подход как методологический детерминант подготовки бакалавров социальной работы II Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. №2. С. 57-60.

13. Сайт Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области. URL: https://economy. samregion.ru/ (дата обращения 14.06.2020).

14. Что такое компетенции и зачем они нужны? II Сайт Учебного Центра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана. URL: https://www.speciaiist.ru/news/1673/chto-takoe-kompetencii-i-zachem-oni-nuzhni (дата обращения 14.06.2020).

References

1. Amonova, Z.S. Sharapova, V.M. (2018). Trebovaniya k personalu v sfere turizma [Requirements for personnel in the field of tourism], Alleya nauki [Science alley], 4, 8 (24), 313-321. (In Russ.).

2. Vetitnev, A. M. (2016). Informacionnye tekhnologii v turistskoj industrii [Information technologies in the tourism industry], Moscow: YUrajt. (In Russ.).

3. Eremina, E.A., Minchenko, V.G., & Poddubnaya, T.N. (2017). Problema realizacii FGOS 3+ na raznyh stupenyah professional'noj podgotovki po napravleniyu «Turizm» [The problem of implementation of the FSES 3+ at different

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Oborin M. S.

Formation of universal staff competencies as a factor in the development of tourism in the region

stages of training direction "Tourism"]. Proceedings of scientific conference of the faculty of Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, 1 (1), 220-227. (In Russ.).

4. ZHuk, O.L. (2019). Entrepreneurial transformation of universities in terms of the fourth industrial revolution. ZHurnal BGU. ZHurnalistika. Pedagogika [BSU journal. Journalism. Pedagogics], 1,108-116. (In Russ.).

5. Kreps, T.V. (2017). Specialists training in the tourism sphere in the college conditions. Nauchno-metodicheskij zhurnal [Scientific and methodological journal], 4 (5), 46-48. (In Russ.).

6. Kanina, N.P (2018). Formirovanie praktiko-orientirovannyh kompetencij studentov v processe turistskogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Formation of practice-oriented competencies of students in the process of tourist education: Candidate of Pedagogical Sciences' thesis. Specialization: 13.00.08]. Kemerovo. (In Russ.).

7. Kanina, N.P, Silkina, N.V., &Kobeleva, E.P (2018). The application of information and communication technologies in the assessment of the development of high school students' competences. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. Ser.: Pedagogika i psihologiya [Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and psychology], 52, 6, 274-280. (In Russ.).

8. Lozickij, V.L. (2019). Faktory, determiniruyushchie evolyuciyu modelej institucional'noj universitetskoj organizacii [Factors determining the evolution of models of institutional University organization], Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie [Pedagogics and education], 2,17-22. (In Russ.).

9. Nurpeisova, L.S., Zamanbekova, A.B., & Ahmetzhanova, D.ZH. (2018). Osnovnye ponyatiya i opredeleniya mezhdunarodnogo turizma kak sfery deyatel'nosti [Basic concepts and definitions of international tourism as a field of activity], Znanie [Knowledge], 4-2 (56), 38-44. (In Russ.).

10. Oficial'nyj sajt Samarastat [Official website of Samara statistics], [Electronic resource], URL:https://samarastat.gks.ru/ (Accessed on 14.06.2020). (In Russ.).

11. Portal «Ocenka reguliruyushchego vozdejstviya» [«Regulatory Impact Assessment»]. [Electronic resource], URL: http://orv.gov.ru/Regions/Details/36 (Accessed on 14.06.2020). (In Russ.).

12. Poddubnaya, T.N. (2016). Competency-building approach as a methodic determinant in training bachelor-degree social-work specialists. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standarts and monitoring in education], 2, 57-60. (In Russ.).

13. Sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya i investicij Samarskoj oblasti [Website of the Ministry of economic development and investment of the Samara region], [Electronic resource], URL: https://economy.samregion.ru/ (Accessed on 14.06.2020). (In Russ.).

14. Chto takoe kompetencii i zachem oni nuzhny? [What are competencies and why are they needed?] II Sajt Uchebnogo Centra «Specialist» pri MGTU im. N.E.Baumana [Website of the Specialist Training Center at Bauman Moscow state technical University], [Electronic resource], URL: https://www.specialist.ru/news/1673/chto-takoe-kompetencii-i-zachem-oni-nuzhni (Accessed on 14.06.2020). (In Russ.).

2020 Tom 14 №4

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

WWW.PHILOSOPH.RJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.