Научная статья на тему 'Педагогические средства формирования профессиональных и универсальных компетенций у бакалавров в процессе иноязычного образования'

Педагогические средства формирования профессиональных и универсальных компетенций у бакалавров в процессе иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCIES / UNIVERSAL COMPETENCIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES / SIMULATIONS / LEARNING OUTCOME / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерехова Ольга Михайловна

Проблема поиска новых решений реализации компетентностного подхода в современном образовании приобретает особую актуальность в связи с необходимостью укрепления позиций России в условиях глобальной конкуренции. Обеспечение высоких темпов экономического роста страны зависит от качественной подготовки специалистов, которые будут способны эффективно действовать и принимать верные решения в профессиональной и социальной сферах. Однако степень сформированности компетенций, с которыми сегодняшний специалист поступает на работу после окончания высшего учебного заведения, зачастую не отвечает запросам работодателя, поскольку традиционные формы и методы обучения не всегда отвечают современным требованиям. В связи с этим актуально создание условий для развития профессиональных и универсальных компетенций обучающихся в процессе вузовской подготовки. Интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения позволят подготовить конкурентоспособного специалиста, способного отвечать на вызовы в профессиональной сфере, решать сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества, а также эффективно взаимодействовать с разными людьми в обществе. Автор анализирует возможности иностранного языка как учебной дисциплины в процессе формирования профессиональных и универсальных компетенций. В статье представлена программа курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для бакалавров истории, имплементация которого дает возможность достичь существенных результатов в процессе подготовки специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для решения широкого диапазона задач как в социальной, так и в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical means for forming professional and universal competences in bachelor degree students in the process of foreign language education

The problem of finding new solutions to the implementation of the competency-based approach in modern education is of particular relevance in connection with the need to strengthen Russia's position in the global community. Its economic growth depends on the quality education of specialists who are able to act effectively and make the right decisions in the professional and social spheres. However, the level of competence with which today's specialists apply for a job after graduating from a higher education institution often does not meet the needs of the employer. It happens since traditional forms and methods of training are not suited to the new standards of education. In this regard, the creation of conditions for the development of students’ professional and universal competencies in the process of university education becomes relevant. An intensive search and introduction of new forms and methods will help to train a competitive specialist who is able to face challenges in the professional sphere, solve complex analytical problems that require improvisation and creativity, and effectively interact with different people in society. The author analyzes the possibilities of a foreign language as a subject in the process of professional and universal competencies development. The article presents the program of the course «Foreign Language in Professional Sphere» for History department bachelors. This course implementation in the educational process will enable students to achieve significant results and become competitive professionals ready to solve a wide range of tasks in both social and professional spheres.

Текст научной работы на тему «Педагогические средства формирования профессиональных и универсальных компетенций у бакалавров в процессе иноязычного образования»

УДК 378

О. М. Шерехова https://orcid.org/0000-0002-2817-7700

Педагогические средства формирования профессиональных и универсальных компетенций у бакалавров в процессе иноязычного образования

Для цитирования: Шерехова О. М. Педагогические средства формирования профессиональных и универсальных компетенций у бакалавров в процессе иноязычного образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 109-114. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-1-112-109-114

Проблема поиска новых решений реализации компетентностного подхода в современном образовании приобретает особую актуальность в связи с необходимостью укрепления позиций России в условиях глобальной конкуренции. Обеспечение высоких темпов экономического роста страны зависит от качественной подготовки специалистов, которые будут способны эффективно действовать и принимать верные решения в профессиональной и социальной сферах. Однако степень сформированности компетенций, с которыми сегодняшний специалист поступает на работу после окончания высшего учебного заведения, зачастую не отвечает запросам работодателя, поскольку традиционные формы и методы обучения не всегда отвечают современным требованиям. В связи с этим актуально создание условий для развития профессиональных и универсальных компетенций обучающихся в процессе вузовской подготовки. Интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения позволят подготовить конкурентоспособного специалиста, способного отвечать на вызовы в профессиональной сфере, решать сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества, а также эффективно взаимодействовать с разными людьми в обществе.

Автор анализирует возможности иностранного языка как учебной дисциплины в процессе формирования профессиональных и универсальных компетенций. В статье представлена программа курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для бакалавров истории, имплементация которого дает возможность достичь существенных результатов в процессе подготовки специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для решения широкого диапазона задач как в социальной, так и в профессиональной сфере.

Ключевые слова: иноязычное образование, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, профессиональная деятельность, моделирование ситуаций, образовательный результат, конкурентоспособность.

O. M. Sherekhova

Pedagogical means for forming professional and universal competences in bachelor degree students in the process of foreign language education

The problem of finding new solutions to the implementation of the competency-based approach in modern education is of particular relevance in connection with the need to strengthen Russia's position in the global community. Its economic growth depends on the quality education of specialists who are able to act effectively and make the right decisions in the professional and social spheres. However, the level of competence with which today's specialists apply for a job after graduating from a higher education institution often does not meet the needs of the employer. It happens since traditional forms and methods of training are not suited to the new standards of education. In this regard, the creation of conditions for the development of students' professional and universal competencies in the process of university education becomes relevant. An intensive search and introduction of new forms and methods will help to train a competitive specialist who is able to face challenges in the professional sphere, solve complex analytical problems that require improvisation and creativity, and effectively interact with different people in society.

The author analyzes the possibilities of a foreign language as a subject in the process of professional and universal competencies development. The article presents the program of the course «Foreign Language in Professional Sphere» for History department bachelors. This course implementation in the educational process will enable students to achieve significant results and become competitive professionals ready to solve a wide range of tasks in both social and professional spheres.

Keywords: foreign language education, professional competencies, universal competencies, professional activities, simulations, learning outcome, competitiveness.

В условиях глобализации мировой экономики, развития международного бизнеса и производства изменяются подходы к образованию, которое рас-

сматривается как инвестиционная сфера, определяющая масштаб экономического роста страны [5]. Качественная подготовка обучающихся, направ-

© Шерехова О. М., 2020

ленная на развитие как профессиональных, так и универсальных компетенций, способствует повышению конкурентоспособности специалистов на рынке труда в глобальном экономическом пространстве. Предпочтение отдается специалистам, «которые способны работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества» [6, с. 8]. Однако степень сформированное™ компетенций у специалиста, который поступающего на работу после окончания высшего учебного заведения, зачастую не отвечает запросам работодателя, что указывает на «дисбаланс между требованиями компаний к квалификации выпускников учебных заведений и содержанием программ обучения» [2, с. 43]. Традиционные формы обучения не всегда отвечают современным требованиям, поэтому ключевой задачей, которую должен ставить перед собой современный преподаватель, является интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов, а также новых способов оценивания результатов [9]. Одни преподаватели концентрируются на изменении классических методов обучения и выстраивают обучение в интерактивном режиме, другие внедряют перспективные методы с применением мобильных и интернет-технологий или развивают новые формы совместного обучения, такие как обучение сверстников, перевернутый класс, смешанные группы и т. д.

Во всех случаях основными задачами преподавателя становятся, с одной стороны, повышение мотивации обучающихся к профильным дисциплинам, что обеспечивает «овладение выпускником фундаментальными основами профессиональной деятельности и позволит ему работать в широком диапазоне задач, включая инновационные и межотраслевые, а также продолжать образование в течение всей жизни» [8, с. 6]. С другой стороны, особую актуальность приобретает приближение учебного процесса к реальной жизни, что делает возможным формирование таких универсальных компетенций, как «умение критически мыслить, эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, уметь работать с огромными массивами данных и прочее» [6, с. 8]. Необходимо не только выпустить специалиста высокого уровня, но и подготовить его еще на стадии обучения к различным и не всегда предсказуемым условиям профессиональной деятельности, где будут востребованы его социальные и профессиональные навыки. Именно инновационные методы и новые педагогические технологии в преподавании смогут помочь преподавателю в решении постав-

ленных задач. В контексте вышесказанного актуальным является преобразование существующих программ обучения, наполнение их новым содержанием, отвечающим вызовам современного общества.

Ученые США впервые заговорили об образовании, ориентированном на формирование компетенций (competence-based education) еще в 60-70-е гг. прошлого столетия (Н. Хомский, (1965), Макклелланд (1973), Schneck (1978) и др.). Согласно этому подходу достижение основной образовательной цели определялось обладанием необходимыми знаниями, умениями и ценностями к окончанию обучения. Представлялось важным сосредоточение на результате обучения, а не на процессе, другими словами на том, что обучающийся знает и может сделать, а не на том, как он учится, где он учится и сколько времени у него уходит, чтобы познать тот или иной предмет [16, с. 1]. Цель обучения находилась в прямой зависимости от потребностей общества [15, с. 181]. Впоследствии компе-тентностный подход рассматривался в исследовательских работах других ученых (Curtis & Denton, 2003; Heideman, 2005; Nahrwold, 2005 Barrie, 2006; Williamson, 2007 и др.), которые уделяли основное внимание вопросу создания условий, при которых становится возможным формирование необходимых компетенций. Основным выводом данных исследований является установление прямой зависимости успешных достижений от грамотного планирования учебных программ и методов оценивания результатов обучения [15, с. 181]. Необходимо отметить, что для своевременной корректировки содержания программ, а также отслеживания эффективности использования новых технологий, методов и форм обучения в качестве общепринятой практики используется получение «обратной связи» от работодателей. Особое внимание уделяется учету потребностей рынка труда, оценке успешности учебных программ в подготовке обучающихся к дальнейшей жизни, исследованию профессиональной карьеры выпускников [4, с. 28].

Европейская комиссия также поддерживает идею развития и укрепления ключевых компетенций и базовых навыков с раннего возраста и на продолжении всей жизни. Европейский Совет принял обновленные рекомендации по развитию ключевых компетенций обучающихся путем обеспечения качественного образования, поддержки педагогического персонала в деле внедрения компетент-ностного подхода к обучению посредством продвижения разнообразных методов и форм обучения, а также разработки новой системы оценивания. В рамках европейской политики сотрудничества в области образования и обучения (ЕТ 2020)

государства - члены ЕС направляют все усилия для сокращения количества детей с низким уровнем развития базовых навыков. Европейская комиссия поддерживает идею поиска инновационных способов укрепления базовых навыков и ключевых компетенций посредством сотрудничества и обмена передовым опытом между странами [14].

В настоящее время в отечественном высшем образовании основной тенденцией является выработка у выпускников трех типов компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных, сочетание которых делает выпускника вуза конкурентоспособным на рынке труда. Анализ существующих трактовок термина «компетенция» (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя, И. С. Сергеев, В. И. Блинов, Е. О. Иванова, Е. И. Атлягузова, Л. Ф. Насейкина, О. А. Сальникова и др.) позволяет сделать вывод, что под ним подразумевается не только определенный набор знаний, умений и навыков, но и готовность человека к их использованию в конкретных профессиональных и жизненных ситуациях, а также «готовность действовать в ситуации неопределенности» [10, с. 23]. Основные усилия предметников в процессе обучения той или иной дисциплине направлены на формирование профессиональных компетенций, которые представляют собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности [12].

Однако в последнее время наблюдается «смещение акцента от предметных знаний к универсальным навыкам» [11], особо пристальное внимание уделяется развитию человеческого капитала, инвестиции в который могут обеспечить высокие темпы экономического роста, что является необходимым условием для укрепления позиций России в условиях глобальной конкуренции [5, с. 6]. Приоритетным направлением является формирование «мягких» навыков, таких как «широта взгляда, способность вести дискуссию, разнообразно презен-тировать результат, коммуницировать, работать в командах» [6, с. 8]. Учитывая тот факт, что универсальные компетенции имеют надпредметный характер и их формирование происходит на протяжении всего обучения вне зависимости от изучаемой дисциплины, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы основные усилия были направлены на развитие «умений разрешать проблемы, возникающие в ситуациях познания и объяснения явлений действительности, освоение современной техники и технологий, включение в ситуации профессионального и надпрофессиональ-ного взаимодействия» [7, с. 129]. Необходимо отметить, что, хотя основой формирования универсальных компетенций остается профессиональный

контекст программ, большое значение приобретают и другие виды деятельности, такие как учебная и производственная практики, внеурочные мероприятия, научно-исследовательские разработки [7].

Таким образом, при подготовке бакалавров основные усилия преподавателей в процессе обучения тому или иному предмету должны быть направлены на развитие профессиональных компетенций, которые будут способствовать формированию готовности специалиста к решению задач в той или иной профессиональной сфере деятельности. Но в то же самое время содержание программ обучения должно быть ориентировано на овладение обучающимися социальным опытом, позволяющим эффективно взаимодействовать с разными людьми в современном обществе. «Обладание универсальными компетенциями способствует мобильности и трудоустройству выпускников, продолжению обучения на последующих ступенях высшего образования, обучению в течение всей жизни» [1, с. 121]. Максимальный успех в решении этих задач может быть достигнут в случае осознания совместной ответственности преподавателя и обучающихся за результаты обучения [16].

Поскольку иностранный язык имеет ярко выраженный межпредметный характер, его можно рассматривать как уникальное средство для формирования как универсальных компетенций [13], так и профессиональных. Процесс овладения иностранным языком носит деятельностный характер и подразумевает включение разнообразных видов деятельности, участие в которых не только позволяет формировать языковые навыки и коммуникативные умения, но и способствует развитию профессиональных компетенций «за счет усиления межпредметных связей и моделирования ситуаций профессионального общения» [3, с. 58]. В ходе языковой подготовки обучающиеся овладевают нормами коммуникации на иностранном языке, который становится не самоцелью, а инструментом для решения профессиональных задач. Использование проектной деятельности, интерактивных и проблемно-ориентированных заданий позволяет развивать критическое мышление обучающихся, способность принимать нестандартные решения, действовать в команде, самостоятельно организовывать поиск и отбор информации, оценивать свои результаты.

Результатом освоения предмета «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для обучающихся по направлению подготовки 46.03.01. История Профиль направления подготовки «История. Историко-культурный туризм» является овладение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации в сферах профессио-

нальных интересов и ситуациях делового общения. Рабочая программа по предмету включает четыре модуля, изучение которых обеспечивает формирование как профессиональных, так и универсальных компетенций обучающихся.

Так, в модуле 1 основное внимание уделяется историко-культурному туризму как направлению профессиональной деятельности. В процессе изучения модуля студенты знакомятся с перспективами специалиста с дипломом историка, обсуждают профессиональный портрет историка, его личные и профессиональные качества как специалиста. Значительное внимание уделяется тем сферам деятельности, в которых полученное образование по данному профилю может оказаться наиболее востребованным. Так, после окончания обучения выпускник направления Историко-культурный туризм может реализовать себя в качестве гида, архивариуса, учителя истории или музейного работника. Также в процессе изучения данного модуля обучающиеся обсуждают потенциальные профессиональные вызовы, перспективы и возможности непрерывного образования специалиста историка.

Второй модуль посвящен знакомству с мировыми музеями и памятниками архитектуры. Обучающиеся получают информацию о мировом наследии ЮНЕСКО и обсуждают основные памятники европейской и американской культуры. Большое внимание уделяется культурному наследию России и охране памятников. В рамках данного модуля студенты занимаются исследовательской работой по вопросам охраны памятников мировой культуры, самостоятельно подготавливают устные и видеопрезентации (Digital stories) и представляют их вниманию аудитории. На заключительные занятия, которые проводятся в формате «круглого стола», приглашаются студенты-первокурсники с целью приобретения опыта подготовки публичного выступления. Кроме того, они имеют возможность принять участие в обсуждении проблемы охраны памятников, задать вопросы выступающим, добавить необходимые комментарии.

Третий модуль содержит региональный компонент и посвящен Карелии как туристическому направлению. Студенты изучают историю своего края на иностранном языке, знакомятся с информацией об исторических зданиях и монументах своего края, шедеврах, созданных известными людьми республики. Большое внимание уделяется национальным праздникам и традициям карельского народа. В данном модуле присутствует блок, позволяющий будущим специалистам получить информацию о возможностях работы гидом на территории республики. Результатом освоения материалов модуля является разработанный самосто-

ятельно тур по Карелии или городу, апробация которого возможна внутри группы.

Таким образом, первые три модуля курса в большей степени способствуют формированию профессиональных компетенций историка, поскольку в процессе выполнения заданий на иностранном языке обучающиеся учатся работать с информацией, критически анализировать ее, использовать при подготовке проектов, презентаций, разработке исторического тура по региону и городу. Кроме того, в ходе работы с иноязычными источниками обучающиеся приобретают специальные знания по профилю подготовки и получают возможность их дальнейшего использования в рамках проводимых исследований.

Четвертый модуль знакомит обучающихся с особенностями иноязычной коммуникации в профессиональных целях. В рамках данного модуля студенты узнают, какие способы поиска работы существуют на сегодняшний день, как правильно написать резюме и сопроводительное письмо при устройстве на работу, как подготовиться к интервью. На занятии обсуждаются вопросы, которые могут быть заданы кандидату на рабочее место, а также возможные ответы на них. В процессе изучения этих тем обучающиеся получают задание написать резюме к предложенным вакансиям, а затем проигрывают в классе ситуации интервью с потенциальными работодателями. Следующий раздел модуля посвящен преимуществам работы в команде. Здесь обучающиеся знакомятся с правилами построения конструктивных диалогов и ведения переговоров, структурой деловой беседы и особенностями общения с иностранными партнерами. Студенты на практике проигрывают ситуации разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности. Поскольку профиль подготовки обучающихся «Историко-культурный туризм», им предлагаются проблемы и ситуации, с которыми они могут столкнуться именно в сфере туризма. Так, например, они учатся правильно реагировать на разнообразные жалобы клиентов, связанные с неисправностью электробытовых приборов, заменой полотенец, постельного белья, отсутствием горячей воды и др. На занятиях обучающимся предлагается разыграть ряд ситуаций на английском языке, связанных не только с работой с трудными клиентами, но и со сложностями взаимодействия с коллегами. Например, «Вы работаете с коллегой, который все время жалуется на все. Разыграйте диалог с ним», или «Ваш коллега постоянно пытается распространять слухи о начальнике/коллеге/партнере. Поговорите с ним/с ней» или «Ваш напарник постоянно перебивает всех. Разыграйте ситуацию» и т. д. В данном модуле

особое внимание уделяется использованию современных информационных технологий в деловых отношениях и особенностям письменной коммуникации с деловыми партнерами. Обучающиеся знакомятся с правилами написания различных видов писем и получают задания написать письмо-запрос, письмо-жалобу, рекомендацию и т. д., а также ответы на разные виды писем. Последние разделы модуля знакомят обучающихся с основами профессиональной этики и невербальными средствами коммуникации.

Разнообразные виды деятельности, включенные в данный модуль программы, моделирование ситуаций профессиональной направленности, участие в проектах, «круглых столах» предоставляют обучающимся возможность приобретать социальный опыт, что способствует более успешной адаптации выпускника к современной социальной среде. В процессе изучения данного модуля у обучающихся формируются такие универсальные компетенции, как умение работать в команде, выстраивать взаимоотношения с клиентами и партнерами, осуществлять коммуникацию и межкультурное взаимодействие, умение работать над проектами и творчески подходить к решению поставленных задач, умение самоорганизовываться, быстро принимать решения, брать ответственность на себя и др.

Таким образом, соответствие программы по Иностранному языку в сфере профессиональной деятельности профессиональным стандартам способствует повышению качества образования, развитию потенциала обучающихся, что, с одной стороны, будет способствовать воспитанию специалистов, компетентных в сфере профессиональной деятельности. С другой стороны, наполнение программы новым содержанием, использование инновационных технологий, интерактивных методов и новых форм обучения обеспечивает формирование у выпускников общекультурных и социальных личностных качеств, востребованных современным обществом.

Библиографический список

1. Белкина В. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования / В. В. Белкина, Т. В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-126.

2. Брусник О. В. Методология формирования профессиональных компетенций в области нефтегазового дела / О. В. Брусник, Е. А. Муратова // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 43-49.

3. Воробьева Т. И. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 1. С. 57-61.

4. Грудзинский А. О. Компетентностный подход как основа функционального высшего образования США и Германии: опыт для России / А. О. Грудзинский, О. А. Палеева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 25-34.

5. Двенадцать решений для нового образования // Доклад центра стратегических разработок высшей школы экономики. Москва. Апрель 2018. URL: https://www.hse.rU/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_ob razovanie_Web.pdf (дата обращения 12. 10. 2019)

6. Доклад. Россия 2025. От кадров к талантам // The Boston Consulting Group. 2017. Октябрь. URL: http://d-russia.ru/wp-

content/uploads/2017/11/Skills_0utline_web_tcm26-175469 .pdf (дата обращения 25. 09. 2019)

7. Казакова Е. И. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ / Е. И. Казакова, И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135.

8. Пилипенко С. А. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации / С. А. Пилипенко, А. А. Жидков, Е. В. Караваева, А. В. Серова // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5-15.

9. Протодьяконова Г. Ю. Механизм формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций // Вестник СВФУ 2018. № 4 (12). С. 57-60.

10. Сергеев И. С. Как реализовать компетентност-ный подход на уроке и во внеурочной деятельности : практ. пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. Москва : АРКТИ, 2007. 222 с.

11. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва : НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

12. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: интернет-журнал. 2005. № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21696585 (дата обращения 12.10.2019).

13. Шеманаева М. А. Формирование универсальных компетенций бакалавра средствами иностранного языка // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 89-95.

14. Key Competences and Basic Skills. Education and Training / European Commission. URL: https://ec.europa.eu/education/policies/school/key-competences-and-basic-skills_en (дата обращения 8. 10. 2019)

15. Ming Har Wong R. Competency-based English Teaching and Learning: Investigating Pre-service teachers of Chinese's Learning Experience // Porta Linguarum. 2008. January. P. 179-198. URL: https://www.researchgate.net/publication/28204103_Compet

ency-

based_English_Teaching_and_Learning_Investigating_Pre-service_teachers_of_Chinese's_Learning_Experience (дата обращения 8. 10. 2019)

16. O'Sullivan N. Teaching and Learning in Competency Based Education / N. O'Sullivan, A. Bruce // The Fifth International Conference on e-Learning. 2014. September, 22-23. 7 p. URL:

https://www.researchgate.net/publication/269810124_Teachi ng_and_Learning_in_Competency_Based_Education (дата обращения 8. 10. 2019)

Referense list

1. Belkina V V Koncept universal'nyh kompetencij vysshego obrazovanija = Concept of universal competences of higher education /V V Belkina, T. V Makeeva // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 5. S. 117-126.

2. Brusnik O. V Metodologija formirovanija profession-al'nyh kompetencij v oblasti neftegazovogo dela = Methodology of formation of professional competences in the field of oil and gas sphere / O. V. Brusnik, E. A. Muratova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 8/9 (215). S. 43-49.

3. Vorob'eva T. I. Formirovanie professional'nyh kompe-tencij v processe obuchenija inostrannomu jazyku v tehnich-eskom vuze = Formation of professional competences in the process of teaching foreign language in a technical university // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 1. S. 57-61.

4. Grudzinskij A. O. Kompetentnostnyj podhod kak os-nova funkcional'nogo vysshego obrazovanija SShA i Ger-manii: opyt dlja Rossii = Competency approach as the basis of functional higher education in the USA and Germany: Experience for Russia / A. O. Grudzinskij, O. A Paleeva // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2014. № 2 (1). S. 25-34.

5. Dvenadcat' reshenij dlja novogo obrazovanija = Twelve solutions for new education // Doklad centra strate-gicheskih razrabotok vysshej shkoly jekonomiki. Moskva. Aprel' 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_ob razovanie_Web.pdf (data obrashhenija 12. 10. 2019)

6. Doklad. Rossija 2025. Ot kadrov k talantam = Report. Russia 2025. From staff to talents // The Boston Consulting Group. 2017. Oktjabr'. URL: http://d-russia.ru/wp-con-

tent/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26- 175469.pd f (data obrashhenija 25. 09. 2019)

7. Kazakova E. I. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm = Evaluation of students' universal competences in the development of educational programs / E. I Kazakova, I. Ju. Tarhanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 5. S. 127-135.

8. Pilipenko S. A. Soprjazhenie FGOS i professional'nyh standartov: vyjavlennye problemy, vozmozhnye podhody, rekomendacii po aktualizacii = Interface between FSES and professional standards: identified issues, possible approaches, recommendations for updating / S. A. Pilipenko,

A. A. Zhidkov, E. V Karavaeva, A. V Serova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 6. S. 5-15.

9. Protod'jakonova G. Ju. Mehanizm formirovanija i ocenivanija obshheprofessional'nyh, professional'no-specializirovannyh i professional'nyh kompetencij = Mechanism of formation and estimation of all-professional, professional and specialized and professional competences // Vestnik SVFU. 2018. № 4 (12). S. 57-60.

10. Sergeev I. S. Kak realizovat' kompetentnostnyj podhod na uroke i vo vneurochnoj dejatel'nosti = How to implement a competence approach at lesson and out-of-hours activities : prakt. posobie / I. S. Sergeev, V I. Blinov. Moskva : ARKTI, 2007. 222 s.

11. Universal'nye kompetentnosti i novaja gramotnost': chemu uchit' segodnja dlja uspeha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendencijah transfor-macii shkol'nogo obrazovanija = Universal competences and new literacy: what should be taught today for success tomorrow. Preliminary conclusions of the international report on trends in school transformation / I. D. Frumin, M. S. Dobrjakova, K. A. Barannikov, I. M. Remorenko // Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki», Institut obrazovanija. Moskva : NIU VShJe, 2018. 28 s.

12. Hutorskoj A. V Tehnologija proektirovanija kljuchevyh i predmetnyh kompetencij = Key and subject-matter design technology // Jejdos: internet-zhurnal. 2005. № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21696585 (data obrashhenija 12.10.2019).

13. Shemanaeva M. A. Formirovanie universal'nyh kompetencij bakalavra sredstvami inostrannogo jazyka = Formation of bachelors' universal competences by means of a foreign language // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. T. 27. № 8-9. S. 89-95.

14. Key Competences and Basic Skills. Education and Training / European Commission. URL: https://ec.europa.eu/education/policies/school/key-competences-and-basic-skills_en (data obrashhenija 8. 10. 2019)

15. Ming Har Wong R. Competency-based English Teaching and Learning: Investigating Pre-service teachers of Chinese's Learning Experience // Porta Linguarum. 2008. January. P. 179-198. URL: https://www.researchgate.net/publication/28204103_Compet ency-

based_English_Teaching_and_Learning_Investigating_Pre-service_teachers_of_Chinese's_Learning_Experience (data obrashhenija 8. 10. 2019)

16. O'Sullivan N. Teaching and Learning in Competency Based Education / N. O'Sullivan, A. Bruce // The Fifth International Conference on e-Learning. 2014. September, 22-23. 7 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/269810124_Teachi ng_and_Learning_in_Competency_Based_Education (data obrashhenija 8. 10. 2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.