Научная статья на тему 'Формирование умений межличностного общения младших школьников посредством артпедагогики'

Формирование умений межличностного общения младших школьников посредством артпедагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / АРТ-ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Татьяна Петровна, Чернова Ольга Александровна

В статье рассматривается проблема формирования у младших школьников умений межличностного общения. Показана важность общения в становлении личности школьника. Раскрыта суть понятий «арттерапия» и «артпедагогика», охарактеризованы их отличительные особенности. По результатам диагностического исследования выделены проблемы межличностного общения младших школьников. Охарактеризованы способы их решения посредством использования в воспитательной работе с детьми методов и приемов артпедагогики как в групповой, так и в индивидуальной форме. Для достижения поставленных целей в программу эксперимента включены методы и приемы по таким направлениям, как изобразительная деятельность (рисование под музыку, аппликация, совместная деятельность по изготовлению коллажей), ручной труд (работа с пластилином по созданию форм и объектов), работа по сказкам (сочинение, анализ сказок, обсуждение поведения и мотивов действий персонажей), игровая деятельность (проведение коммуникативных и этических игр, рефлексивных упражнений), театрализованная деятельность (проигрывание сценок). Процесс формирования умений межличностного общения включает в себя несколько циклов, содержание которых предусматривает комплексное воздействие на воспитанников в аспекте исследования. В статье представлены этапы экспериментальной работы. Результаты проанализированы и обобщены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование умений межличностного общения младших школьников посредством артпедагогики»

Формирование умений межличностного общения младших школьников посредством артпедагогики

Гаврилова Татьяна Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, gtpvb@perm.ru

Чернова Ольга Александровна

студент, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Cheroy.s.Da@yandex.ru

В статье рассматривается проблема формирования у младших школьников умений межличностного общения. Показана важность общения в становлении личности школьника. Раскрыта суть понятий «арттерапия» и «артпедагогика», охарактеризованы их отличительные особенности. По результатам диагностического исследования выделены проблемы межличностного общения младших школьников. Охарактеризованы способы их решения посредством использования в воспитательной работе с детьми методов и приемов артпедагогики как в групповой, так и в индивидуальной форме. Для достижения поставленных целей в программу эксперимента включены методы и приемы по таким направлениям, как изобразительная деятельность (рисование под музыку, аппликация, совместная деятельность по изготовлению коллажей), ручной труд (работа с пластилином по созданию форм и объектов), работа по сказкам (сочинение, анализ сказок, обсуждение поведения и мотивов действий персонажей), игровая деятельность (проведение коммуникативных и этических игр, рефлексивных упражнений), театрализованная деятельность (проигрывание сценок). Процесс формирования умений межличностного общения включает в себя несколько циклов, содержание которых предусматривает комплексное воздействие на воспитанников в аспекте исследования. В статье представлены этапы экспериментальной работы. Результаты проанализированы и обобщены.

Ключевые слова: межличностное общение, младшие школьники, арттерапия, артпедагогика.

СО ^

0

сч

ю

01

Одной из основных проблем в социально-педагогической практике является формирование умений межличностного общения детей, так как отсутствие этих умений затрудняет самореализацию и самоактуализацию личности в социуме, приводит к неконструктивному общению и появлению отклонений в поведении школьников.

Концептуальные основы общения изложены в трудах таких известных ученых-психологов, как Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, которые рассматривали общение как универсальный способ жизнедеятельности человека, отмечая, что оно важно в любой сфере человеческой деятельности.

Необходимо отметить, что общение приобретает особую значимость в социальной сфере -здесь это главный способ деятельности. В процессе общения происходит рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание.

Важную роль в развитии умений и навыков межличностного общения современные ученые отводят младшему школьному возрасту в силу того, что дети, впервые придя в школу, испытывают трудности в общении со сверстниками. Этому способствуют особенности воспитания в семье, непосещение детского сада или подготовительных занятий в школе.

Психологи и педагоги отмечают, что начинать воспитательную работу по формированию умений межличностного общения нужно в начальном звене, так как именно на этом этапе возрастного развития закладывается фундамент личностных качеств, закрепляются нормы нравственного поведения.

Проблематикой межличностного общения младших школьников занимаются ученые такие, как P.M. Грановская, М.И. Лисина, И.Н. Никольская, Л.Ф. Обухова, Н.Е. Харламенкова и другие. Изучая специфику общения младших школьников, они сделали вывод, что затрудненное общение -это процесс нарушенного взаимодействия между людьми, препятствующий эффективному решению коммуникативных задач. Он связан с появлением субъективных переживаний его участников, непониманием друг друга, негативными изменениями в межличностных отношениях, актуализацией деструктивных моделей взаимовлияния.

На этапе младшего школьного возраста, под руководством учителя, в процессе жизнедеятель-

ности в организованном школьном коллективе у ребенка развивается и формируется новая направленность личности, выражающаяся как в его отношении к окружающим людям, так и во всем его поведении [1].

Теоретический анализ научной литературы приводит к пониманию сути межличностных отношений младших школьников со сверстниками как особой системы субъективно переживаемых связей между детьми, проявляющихся в совместной деятельности и общении. С момента включения ребенка в школьный коллектив начинают развиваться межличностные отношения со сверстниками, и в своем развитии они проходят несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства все одноклассники и ровесники сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и уникальным чувством личности [2].

Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (1-4 класс) сделан акцент на развитие коммуникативных умений младших школьников, что предусматривает развитие у них самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [3].

Руководствуясь положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, мы обратили внимание на необходимость развития у детей навыков сотрудничества с взрослыми и со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Учитывая, что для детей младшего школьного возраста характерны такие особенности общения, как разнообразие коммуникативных действий в чрезвычайно широком их диапазоне; яркая эмоциональная насыщенность общения, нестандартность и нерегламентированность контактов детей при общении, а также преобладание инициативных действий над ответными, мы предположили, что используя разнообразные методы артпедаго-гики мы можем удовлетворить эти потребности и достичь положительных результатов в формировании умений межличностного общения [4].

Необходимо отметить, что артпедагогика стала самостоятельным направлением в нашей стране с 1997 года, когда в работе Ю.С. Шевченко и Л.В. Крепица «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» была произведена дифференциация этих понятий [5].

Понятие «арттерапия» (терапия искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и

рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений и рассматривается как:

- совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

- комплекс арттерапевтических методик;

- направление психотерапевтической и пси-хокоррекционной практики.

Арттерапия применяется в медицине (психиатрии, терапии, хирургии) и в психологии (общей, медицинской, специальной). Как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, она используется и самостоятельно, и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

Арттерапия и артпедагогика имеют разные теоретические основы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии.

Тем не менее, основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия и артпедагогика преследуют единую цель - гармоническое развитие ребенка (в том числе и ребенка с проблемами), расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро и макросреде [6].

Подчеркивая разницу между этими двумя направлениями, Р.А. Верховодова и Р.А. Галустов отмечают, что, если арттерапия занимается лечением и коррекцией людей, то артпедагогика занимается воспитанием человека.

Сейчас артпедагогика находится в стадии становления, активно развивается и занимает свою нишу в системе общего и дополнительного образования. Формированию артпедагогики как отдельного направления способствуют исследования В.П. Ани-симова, Л.Д. Гришиной, Е.А. Лебедева, Е.А. Медведевой, Н.Ю. Сергеевой и многих других.

Согласно определению Р.А. Верховодовой и Р.А. Галустова, артпедагогика - это научно-педагогическое направление,основанное на инте-гративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося [7].

Важными функциями артпедагогики с точки зрения нашего исследования являются воспитательная (формирует морально-эстетические, коммуникативно-рефлективные основы личности, содействует ее социокультурной адаптации с помощью искусства) и коррекционная (способствует развитию умений и навыков общения).

Е.А. Заргарьян и О.М. Корженко отмечают, что артпедагогика и общая педагогика имеют общие

со ^

0

сч

ю

01

конечные цели - помочь человеку научиться понимать себя, гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире.

По мнению ученых, то, что артпедагогика имеет общие признаки с общей педагогикой, позволяет заявлять о ней как о вполне сформировавшейся на сегодня области педагогической деятельности.

В качестве общих признаков ученые выделяют:

- использование искусства и его средств (в совокупности с содержанием какого-либо учебного предмета) в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества учащимися;

- интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;

- предпочтение воспитанию в классической последовательности «обучение-воспитание-развитие личности» [8].

По мнению В.П. Анисимова, использование методов и приемов артпедагогики помогает формировать опыт нравственных отношений у каждого субъекта образовательного процесса, дает человеку возможность комфортного самовыражения и общения без конфликтов [9].

Понимая важность и необходимость решения исследуемой проблемы, мы предположили, что с помощью методов артпедагогики мы сможем способствовать эффективному формированию у младших школьников умений межличностного общения. Для того чтобы подтвердить наше предположение, мы провели экспериментальное исследование. Эксперимент был проведен на базе МБОУ «Добрянская основная общеобразовательная школа № 1 (Кадетская школа)». В нем приняли участие 22 младших школьника: 18 мальчиков и 4 девочки. Исследование традиционно включало в себя три этапа: исходную диагностику, формирующий эксперимент, итоговую диагностику.

Исходная диагностика проводилась по следующим направлениям:

- изучение отношения детей к своему коллективу («Рисунок-образ моего класса», тест-рисунок для определения места в коллективе) [10];

- выявление устоявшихся связей между детьми (методика «Секрет» для выявления особенностей взаимоотношений и уровня сформированное™ умений общения у детей) [11];

- изучение представлений младших школьников о нравственных категориях, о правилах и нормах поведения в обществе («Диагностика сформированное™ нравственных представлений у младших школьников») [12];

- исследование способности к взаимопониманию и сотрудничеству («Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений и навыков») [13].

- выявление умений управлять эмоциями и решать конфликтные ситуации (педагогическое наблюдение);

- определение уровня доверия к людям («Экспресс-диагностика доверия» по шкале Ро-зенберга) [14].

Анализ результатов исходной диагностики позволил сделать ряд выводов. Так, у 50 % процентов младших школьников зафиксировано негативное отношение к коллективу. Учащиеся изобразили коллектив в виде стаи волков, акул, группы хулиганов с палками и битами, с помощью которых они смогли бы защитить себя. Эти образы свидетельствуют о наличии в коллективе агрессивных настроений.

Результаты методики «Секрет» свидетельствуют о том, что в коллективе класса имеются следующие группы детей: звезды (3 ученика); принятые (15 учеников); непринятые (4 ученика). Необходимо отметить, что с помощью дополнительного педагогического наблюдения мы выяснили, что внутри групп школьники сохраняют дружеские отношения, но между группами часто возникают конфликты. Таким образом, в коллективе затруднено налаживание контактов между всеми учащимися.

Результаты экспресс-диагностики по определению уровня доверия к окружающим показали высокий уровень доверия у 3-х человек (14 %), средний уровень у 10 (45 %), и низкий уровень у 9 (41 %), то есть большинство школьников не доверяют друг другу.

По результатам анкеты на выявление знаний школьников о нравственных представлениях и нормах поведения обнаружено, что респонденты недостаточно хорошо понимают значимость норм и правил поведения в обществе, но в своих ответах демонстрируют готовность проявлять определенную терпимость к негативным поступкам одноклассников. Однако в процессе общения они часто проявляют агрессию по отношению к окружающим, негативно относятся к поведению сверстников.

Таким образом, в межличностном общении младших школьников были выявлены следующие проблемы:

- наличие неблагоприятного психологического климата в классе и недоброжелательных отношений между одноклассниками;

- неумение взаимодействовать, совместно работать и нежелание принимать нового человека в свое микросообщество;

- отсутствие доверия к другу, что обуславливает сложность взаимоотношений в коллективе;

- недостаточное знание норм и правил поведения, наличие нетерпимости (грубость, резкость, враждебность) к проявлению одноклассниками негативных поступков;

- нереализованная потребность в принятии сверстниками.

В поиске путей решения обозначенных проблем на основе изученной литературы и полученных диагностических данных нами была разработана программу формирующего эксперимента.

Цель программы состояла в формировании умений межличностного общения младших

школьников. В процессе реализации программы нам предстояло решить ряд задач:

- углубить знания школьников о правилах и нормах поведения;

- научить сдерживать свои негативные эмоции;

- научить конструктивному взаимодействию со сверстниками и умению работать в команде;

- побудить учащихся доверять друг другу;

- способствовать повышению у каждого ученика статуса в коллективе;

- способствовать развитию чувства эмпатии, доброжелательного отношения к одноклассникам.

Программой предусматривалось проведение цикла занятий два раза в неделю продолжительностью по 40 минут.

Структура каждого занятия включала в себя приветствие-разминку, обсуждение темы занятия, основную часть, содержащую творческие задания, коммуникативные игры, выполнение индивидуальных и групповых упражнений, рефлексию, домашнее задание для самостоятельного выполнения и выполнения совместно с родителями.

Занятия и мероприятия в рамках экспериментальной программы были объединены общим сюжетом - обучение и воспитание в «Школе героев». Выбор сюжета был обусловлен, во-первых, тендерными особенностями коллектива (преобладание в коллективе мальчиков), во-вторых, стремлением младших школьников к игровой деятельности с элементами романтики, в-третьих, направленностью на предстоящее зачисление в кадетский класс после окончания обучения в начальной школе. Кроме того, была принята во внимание увлеченность учащихся геройской тематикой современных мультипликационных и художественных фильмов.

Для организации педагогически целесообразного процесса обучения и воспитания в «Школе героев» школьники совместно с педагогом создали символ современного Супер Героя, обладающего такими качествами, как бесстрашие, доброжелательность, готовность в любую минуту придти на помощь окружающим, умением сдерживать свои эмоции, вежливого, искреннего, коммуникабельного.

Программа по развитию умений межличностного общения предусматривала реализацию мероприятий в рамках трех циклов.

Первый цикл: «Тайна моего «Я».

Цель: снижение тревожности, застенчивости, раскрытие своего «Я», формирование к нему позитивного отношения, воспитание у детей чувства собственной ценности и индивидуальности.

В этом цикле для достижения цели были использованы такие методы артпедагогики, как рефлексивное упражнение «Супер Герой» (каждый идентифицировал себя с каким-либо положительным героем), раскрашивание макета звездочки в цвет своих лучших качеств, изготовление коллажа «Наш Супер Класс», чтение и обсуждение сказки «Роза и Ромашка».

Второй цикл: «Мир эмоций и чувств».

Цель: научить школьников понимать чувства и эмоции свои и окружающих людей, управлять своими эмоциями.

Цикл включал в себя занятия по темам «Что такое эмоции и чувства», «Герои тоже чувствуют...», «Наши эмоции». На занятиях в качестве артпедагогических были использованы методы: выполнение рисунка «Мои чувства» под музыку, инсценировка сказки «Страна чувств» [15], этические игры «Волшебный камешек», «Маска», упражнение «Изобрази эмоцию».

Для развития у младших школьников умения сочувствовать друг другу, развития эмпатии был организован просмотр мультфильма «Смешарики «ПинКод» с последующим обсуждением и выполнение упражнения «Нарисуй свой страх».

Коррекция агрессивного поведения, снятие нервно-психического напряжения было осуществлено через рефлексивное упражнение «Черный цветок».

Третий цикл: «Я учусь дружить».

Цель: формирование у школьников умений конструктивного взаимодействия со сверстниками, воспитание потребности в общении.

Цель была достигнута через организацию конкурса на лучшую поделку из пластилина «Наши геройские дела» и создание совместной экспозиции героев в действии.

Все три цикла были завершены интерактивной игрой «Мы теперь герои! Мы сможем все преодолеть!», в которой школьники продемонстрировали свои умения межличностного общения.

В качестве примера применения одного из методов артпедагогики в процессе формирования умений межличностного общения приведем описание хода занятия, посвященного коррекции агрессивного поведения и снятию нервно-психического напряжения. Прежде всего, со школьниками была проведена беседа на тему «Наши чувства и эмоции, почему иногда мы не можем управлять ими». Дети подбирали интересные сравнения для описания того, как чувствует себя человек, когда он зол, обижен или разгневан. Как выяснилось, эти чувства знакомы всем. Все понемногу их испытывали, но не у всех получалось найти решение, как с ними справляться. Для того чтобы помочь детям разобраться в своих чувствах и эмоциях, было проведено рефлексивное упражнение «Черный цветок». Всем учащимся были розданы черные лепестки, на которых они писали названия своих негативных эмоций. Затем эти лепестки были склеены, и в результате получился «Черный цветок». После этого на цветных лепестках школьники писали названия положительных эмоций и приклеивали их поверх черных, перекрывая негативные эмоции. К концу занятия у каждого ученика получался волшебный «Радужный цветок», к которому он всегда смог бы обратиться, для того чтобы справиться со своими отрицательными эмоциями.

После проведения итоговой диагностики и сравнения её результатов с результатами исходной диагностики, можно говорить об определен-

ной педагогической эффективности нашего эксперимента.

Занятия и мероприятия с младшими школьниками позволили получить детям новый опыт общения со своими сверстниками через специально организованное межличностное взаимодействие в условиях «Школы героев», через проявление творчества и спонтанности в межличностных отношениях, через использование широкого спектра артпедагогических форм и методов в работе с детьми. Школьники стали более отзывчивыми, доброжелательными, самостоятельными. В целом отношения в классном коллективе улучшились. Появилось взаимное доверие и настрой на доброе отношение к окружающим.

Участники эксперимента стали более терпимыми к поступкам своих сверстников, в коллективе снизился уровень агрессии. Это повлияло на уменьшение количества конфликтных ситуаций и создание в коллективе хорошего психологического климата.

В целом у учащихся с проблемами в конструктивном взаимодействии прослеживается тенденция к повышению уровня сформированности умений межличностного общения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника // Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс]. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/medvedeva-evgenija/psihologo-pedagogicheskaja-harakteristika.html (дата обращения: 10.04.2018).

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд./ Под общ. ред. В. Н. Дружинина. -СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 класс) [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 02.03.18).

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

5. Шевченко Ю.С. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: Метод. пособие / Ю.С. Шевченко, А.В. Крепица; Балашов. гос. пед. ин-т, Рос. мед. акад. последиплом. образования. - Балашов: Изд-во Балашов. пед. ин-та, 1998. - 56 с.

6. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном

_ образовании: учеб. для студентов сред. и высш. É= пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2001. - 246

¿9 с.

% 7. Верховодова Р.А., Галустов Р.А.

сч Зарубежный опыт арт-педагогики как система

w интегрированного применения элементов

Z искусства в образовательном процессе /

Верховодовой Р.А., Галустова Р.А. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - М., 2011. - С. 15-18.

8. Корженко О.М., Заргарьян Е.А. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). -СПб.: Реноме, 2013. - С. 95-97.

9. Анисимов В.П. Артпедагогика нравственности: монография. - Тверь: Изд-во ТвГУ, 2010. - 320 с.

10. Рогожникова Р.А. Учителю-исследователю: Учеб.-метод. пособие/ Пермский гуманитарно-технологический институт. - Пермь, 2001. - 104 с.

11. Репина Т.А. Методика «Секрет» [Электронный ресурс]. URL: https:// psy. wikiread-ing.ru/29155 (дата обращения: 07.02.18).

12. Дурнева Т.В. Диагностивка сформированности нравственных представлений у младших школьников [Электронный ресурс]. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-nravstvennyh-predstavleniy-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 07.02.18).

13. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности Коммуникативных умений и навыков [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712 (дата обращения: 15.02.18).

14. Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга) [Электронный ресурс]. URL: https://vsetesti.ru/78/ (дата обращения: 01.02.18).

15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Сказка «Страна чувств» [Электронный ресурс]. URL: http://evrika.ee/index.php?route=newsblog/article& newsblog_path =2&newsblog_article_id=5 (дата обращения: 20.02.18).

Formation of interpersonal communication skills of younger

schoolchildren through art pedagogy Gavrilova T.P., Chernova O.A.

Perm State Humanitarian-Pedagogical University The article deals with the problem of the formation of interpersonal skills in younger schoolchildren. The importance of communication in the development of the pupil's personality is shown. The essence of the concepts «art therapy» and «art pedagogy» is revealed, their distinctive features are characterized. According to the results of the diagnostic study, the problems of interpersonal communication of younger schoolchildren are highlighted. The ways of solving some problems are described through the use of methods and techniques of art pedagogy in educational work with children both in group and in individual form. To achieve the objectives, the program of experiment includes art pedagogical methods and techniques in such areas as visual activity (drawing to music, appliqué, collaborative work on making collages), manual labor (working with clay to create forms and objects), working on fairy tales (composing, analyzing tales, discussion of the behavior and motives of the characters' actions), play activities (conducting communicative and ethical games, reflexive exercises), theatrical activities (playing scenes). The process of formation of interpersonal communication skills includes several cycles, the content of which provides for a comprehensive impact on the pupils in the aspect of research. The article presents the stages of experimental work. Results are analyzed and summarized. Key words: interpersonal communication, younger schoolchildren, art therapy, art pedagogy.

References

1. Psychological and pedagogical characteristics of younger stu-

dents // Educational and methodical study [Electronic resource]. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/medvedeva-evgenija/psihologo-pedagogicheskaja-harakteristika.html (access date: 10.04.2018).

2. Psychology. Textbook for humanitarian universities. 2nd ed. /

Ed. ed. V.N. Druzhinin. - SPb .: Peter, 2009. - 656 p.

3. Federal State Educational Standard of Primary General Educa-

tion (Grades 1-4) [Electronic resource]. URL: https: //xn--80abucjiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B 5%D0%BD % 8B / 922 (appeal date: 02.03.18).

4. Smirnova E.O. Features of communication with preschoolers:

Proc. allowance for stud. n ped. studies. institutions. - M .: Publishing Center "Academy", 2000. - 160 p.

5. Shevchenko Yu.S. Principles of art therapy and art pedagogy in

working with children and adolescents: Method. manual / Yu.S. Shevchenko, A.V. Fortress; Balashov. state ped. Inst, Ros. honey. Acad. postgraduate education. - Balashov: Publishing house Balashov. ped. Inst., 1998. - 56 p.

6. Medvedev E.A., Levchenko I.Yu., Komissarova L.N., Dobro-volskaya T.A. Art pedagogy and art therapy in special education: studies. for students of environments. and higher ped. studies. institutions. - M .: Academia, 2001. - 246 p.

7. Verkhovodova R.A., Galustov R.A. Foreign experience of art

pedagogy as a system of integrated application of elements of art in the educational process / Verkhovodova RA, Galustova RA // Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. - M., 2011. - p. 15-18.

8. Korzhenko OM, Zargaryan E.A. Art pedagogy today: goals and

prospects of development [Text] // Theory and practice of education in the modern world: materials of the III Intern. scientific conf. (St. Petersburg, May 2013). - SPb .: Renome, 2013. - p. 95-97.

9. Anisimov V.P. Art pedagogy of morality: monograph. - Tver:

Publishing House of Tver State University, 2010. - 320 p.

10. Rogozhnikova R.A. Teacher-researcher: Textbook.-method. allowance / Perm Humanitarian-Technological Institute. -Perm, 2001. - 104 p.

11. Repina T.A. Methodology "Secret" [Electronic resource]. URL: https://psy.wikireading.ru/29155 (appeal date: 07.02.18).

12. Durneva T.V. Diagnostics of the formation of moral ideas in younger students [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-nravstvennyh-predstavleniy-u-mladshih-shkolnikov (appeal date: 07.02.18).

13. Stupnitskaya M. Diagnostics level of formation Communicative skills and abilities [Electronic resource]. URL:

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712 (appeal date: 02/15/18).

14. Express-diagnostics of trust (on the Rosenberg scale) [Electronic resource]. URL: https://vsetesti.ru/78/ (appeal date: 02/01/18).

15. Zinkevich-Evstigneeva T. The Tale "Country of Feelings" [Electronic resource]. URL: http://evrika.ee/index.php?route=newsblog/article&newsblog_p ath = 2 & newsblog_article_id = 5 (appeal date: 02/20/18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.