Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИЦЕЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИЦЕЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИЦЕЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СКОРОСТРЕЛЬНАЯ СТРЕЛЬБА / КУРСАНТЫ / СБИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Панова Ольга Сергеевна, Грушко Виталий Марьянович

В статье поднимается актуальная проблема обучения курсантов и слушателей образовательных организаций силовых ведомств (на примере Восточно - Сибирского института Министерства внутренних дел России) прицельному скоростному выстрелу из табельного оружия. Проведенный эксперимент показал необходимость и эффективность введения соревновательного метода в учебный процесс для более уверенного формирования умений и навыков обучающихся, который повышает их мотивацию к обучению, стабильность результатов и устойчивость к сбивающим факторам при производстве прицельной скорострельной стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Панова Ольга Сергеевна, Грушко Виталий Марьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SKILLS AND ABILITIES OF THE AIMED SHOT AMONG CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES

The article raises the actual problem of teaching cadets and students of educational organizations of law enforcement agencies (on the example of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia) aimed high - speed shot from a service weapon. The conducted experiment showed the necessity and effectiveness of introducing a competitive method into the educational process for a more confident formation of students' skills and abilities, which increases their motivation to learn, stability of results and resistance to knocking factors in the production of targeted rapid - fire shooting.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИЦЕЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИЦЕЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

FORMATION OF THE SKILLS AND ABILITIES OF THE AIMED SHOT AMONG CADETS

AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES

Струганов Сергей Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России

г. Иркутск, Россия Struganov Sergey Mikhailovich Ph. D., associate professor department of physical training East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Irkutsk, Russia

Панова Ольга Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки Волгоградская академия Министерства внутренних дел России

г. Волгоград, Россия Panova Olga Sergeevna Ph. D., associate professor department of physical training Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Volgograd, Russia

Грушко Виталий Марьянович

факультет подготовки следователей и судебных экспертов Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России

г. Иркутск, Россия Grushko Vitaliy Maryanovich faculty for the training of investigators and forensic experts East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Irkutsk, Russia

Аннотация. В статье поднимается актуальная проблема обучения курсантов и слушателей образовательных организаций силовых ведомств (на примере ВосточноСибирского института Министерства внутренних дел России) прицельному скоростному выстрелу из табельного оружия. Проведенный эксперимент показал необходи-мость и эффективность введения соревновательного метода в учебный процесс для

более уверенного формирования умений и навыков обучающихся, который повышает их мотивацию к обучению, стабильность результатов и устойчивость к сбивающим факторам при производстве прицельной скорострельной стрельбы.

Abstract. The article raises the actual problem of teaching cadets and students of educational organizations of law enforcement agencies (on the example of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia) aimed high-speed shot from a service weapon. The conducted experiment showed the necessity and effectiveness of introducing a competitive method into the educational process for a more confident formation of students' skills and abilities, which increases their motivation to learn, stability of results and resistance to knocking factors in the production of targeted rapid-fire shooting.

Ключевые слова: огневая подготовка; соревновательный метод; учебный процесс; прицельный выстрел; личностные качества; скорострельная стрельба; курсанты; сбивающие факторы.

Keywords: fire training; competitive method; educational process; aimed shot; personal qualities; rapid-fire shooting; cadets; knocking factors.

К специфическим методам огневой подготовки относятся: методы строго регламентированного упражнения, игровой метод (использование упражнений в игровой форме) и соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением техники выполнения прицельного выстрела и воспитанием необходимых физических и личностных качеств. Ни одним из этих методов нельзя ограничиваться в методике огневой подготовки как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию цели огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел (далее -ОВД).

Многочисленные исследования, проведенные в образовательных организациях Министерства внутренних дел (МВД) России показывают, что типичная методика обучения огневой подготовки недостаточно эффективна в настоящее время для обучения курсантов, слушателей и сотрудников ОВД в сжатые, укороченные сроки [1, с. 153]. Она не дает полных знаний и не формирует необходимые умения и навыки скорострельной стрельбы и применения огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях служебной деятельности, так как направлена на производство выстрела в статистическом положении без сбивающих факторов. Поэтому особую актуальность приобретает применение такого метода физического воспитания как соревновательный метод, а также некоторые упражнения из учебно-тренировочного процесса спортсменов практической стрельбы из боевого оружия.

В проведенных исследованиях А. А. Каримова отмечается, что непосредственные упражнения из учебно-тренировочного процесса практической стрельбы способствуют быстрому формированию таких необходимых качеств сотруднику как:

- знания, умения и навыки правильного обращения с огнестрельным оружием;

- скоростное применение оружия и производство первого выстрела;

- устойчивости к различным сбивающим факторам; культуры обращения с огнестрельным оружием [3, с. 17].

Процесс обучения любому двигательному действию, в том числе и технике скоростной стрельбы, многообразен, в нем должны быть учтены как физиологические, так и психические закономерности деятельности человека. Только грамотный учет этих закономерностей при проектировании и осуществлении любого учебного процесса, в том числе и процесса огневой подготовки, может привести к достижению поставленных целей. Кроме того, успешность овладения двигательным действием во многом зависит от используемой в процессе обучения методики. Анализ научно-методической литературы, плановой документации и практического опыта проведения занятий по огневой подготовке показал, что существующая методика преподавания дисциплины строится в основном на использовании метода повторного упражнения.

Таким образом проблемная ситуация заключается в том, что, с одной стороны, недостаточное использование всего арсенала методов обучения в процессе огневой подготовки может привести к однообразию учебного процесса и негативно сказаться как на его результатах, так и на интересе к занятиям у курсантов и сотрудников в частности. С другой стороны, в научно-методической литературе отсутствуют обоснованные методики использования всего арсенала практических методов в процессе огневой подготовки в зависимости от этапа формирования навыка скоростной стрельбы. Поэтому мы решили провести исследование эффективности применения соревновательного метода при обучении скоростной стрельбе курсантов и слушателей 3 курса.

Последовательность обучения любому двигательному действию, в том числе и технике стрельбы, представляет собой систему: знание - общее представление -двигательное умение - двигательный навык [2, с. 480].

При анализе научно-методической литературы было определено, что, при обучении техники любого двигательного действия, в первую очередь у обучающихся появляется умение, затем, в процессе многократного его выполнения, углубленного обучения и совершенствования, формируется двигательный навык. При этом, умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны сознания человека. Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями, которое составляет его сущность. Таким образом, под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движения, нестабильностью его выполнения и неустойчи-востью к действиям различных сбивающих факторов.

Такой же процесс обучения характерен и для формирования умений и навыков прицельной скоростной стрельбы, то есть вначале освоения у обучающихся наблюдается большая нестабильность двигательных действий, неустойчивость к сбивающим факторам, что отражается на итогах стрельбы. Во время дальнейшего совершенствования техники меткого выстрела, при многократном их повторении, приобретается соответствующий опыт, слитность и устойчивость движений, которые положительно сказываются на стабильности и результатах стрельб. Данный процесс формирования двигательного навыка можно условно разбить на этапы обучения, число

которых в разных научно-методических источниках составляет от 3 до 6.

Возможность и эффективность использования соревновательного метода в процессе формирования техники прицельного выстрела также зависит от этапа формирования двигательного действия. По данным научно-методической литературы, использование соревновательного метода на этапе начального разучивания является нецелесообразным, так как у обучающегося еще не сформировались умения, а раннее подключение данного метода обучения может негативно отразиться на итоговом результате. На этапе углубленного разучивания двигательного действия использование соревновательного метода допускается, только для выполнения заданий на точность и, только на этапах закрепления и совершенствования, допускается широкое его использование [4, с. 98].

Для подтверждения цели нашего исследования нами был проведен сравнительный эксперимент, на предмет влияния использования соревновательного метода на технику стрельбы у курсантов 3 курса обучения. Суть эксперимента заключалась в том, что на одном занятии курсанты выполняли 2 упражнения, согласно Наставлению по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2017 года № 880 (далее - НОП-2017), методом повторного упражнения, а на следующем занятии они выполняли это же упражнение в рамках соревнований по стрельбе на первенство курса. Исследование проводилось на 6 семестре, так как этот период обучения характеризуется тем, что с курсантами было проведено более половины учебных занятий, отводимые на огневую подготовку на весь период обучения в высшем учебном заведении. Педагогические наблюдения позволили установить, что в технике выполнения прицельного выстрела у обучающихся в этом периоде наблюдается значительная нестабильность результатов и большая неустойчивость к действию сбивающих факторов, что соответствует освоению техники скоростной стрельбы на уровне двигательного умения. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты выполнения двух упражнений стрельб при использовании различных методов обучения

Группа п Повторный метод Соревновательный метод

количество пробоин 1 количество пробоин 1

1 и менее 2 3 4 1 и менее 2 3 4

1 21 6 3 3 2 7 5 7 2 7 -

2 19 4 1 8 3 3 1 1 5 9 3

3 25 5 5 4 8 3 5 6 5 9 -

4 25 5 3 9 6 2 1 8 7 9 -

Е 90 20 12 24 19 15 12 22 19 34 3

% 22% 13% 27% 21% 17% 13% 24% 21% 38% 4%

Анализ полученных результатов позволяет заключить, что использование соревновательного метода положительно сказывается как на точности стрельбы, так и на уменьшении времени, отводимого на выполнение выстрела. На наш взгляд, это

объясняется тем, что использование только повторного метода на занятиях по огневой подготовке не способствует формированию мотивации на высокие достижения. Желание показать хороший результат повышает степень самоконтроля при выпол -нении выстрела и особенно положительно сказывается на уменьшении времени выполнения упражнения. Так на обычных занятиях на данном этапе обучения около 20 % курсантов постоянно не укладывались в положенное время. Введение соревновательного фактора привело к снижению их числа до 4 %. Также с введением данного метода произошли улучшения в результатах стрельбы, которое отразилось в уменьшении количества курсантов, имеющих одно попадание и менее.

Кроме среднегрупповых значений нами анализировались индивидуальные изменения в технике выполнения прицельного скоростного выстрела при использовании соревновательного метода. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Индивидуальные изменения в результатах выполнения двух упражнений стрельб

при использовании соревновательного метода

Группа п Ухудшение Улучшение Без изменений

1 19 1 8 10

2 16 2 11 3

3 24 7 10 7

4 25 3 12 10

I 84 13 41 30

% 15% 49% 36%

По результатам, представленным в таблице видно, что в большинстве случаев (49 %) разумное и обоснованное использование соревновательного метода в учебном процессе по огневой подготовке приводит к некоторому улучшению техники стрельбы. Также, в 36 % случаев использование этого метода никак не сказывается на результатах стрельбы. Причем в эту категорию курсантов вошли и те курсанты, которые имеют стабильно отличные оценки за выполнение 2 упражнений стрельб и те, которые стабильно не попадают в мишень. И для 15 % курсантов введение соревновательного фактора и, как следствие, изменение эмоционального состояния, оказало негативное влияние на технику выполнения прицельного скоростного выстрела.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что в большинстве случаев грамотное и обоснованное использование соревновательного метода на этапе углубленного разучивания и закрепления техники прицельного скоростного выстрела положительно сказывается на результаты выполнения 2 упражнений стрельб курсантов. Снижение количества курсантов, не укладывающихся по времени до 4 % свидетельствует о том, что, в первую очередь, использование соревновательного метода эффективно для отработки именно скоростных параметров выполнения 2 упражнений стрельб. В то же время ухудшение результатов выполнения 2 упражнений стрельб в 15 % случаев говорит о необходимости его осторожного использования с умелым сочетанием с другими практическими методами обучения.

Литература

1. Гричанов А. С. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей вузов МВД России на основе компетентностного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 153-154.

2. Даминов А. А. Техника скоростной стрельбы из пистолета Макарова // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2019. Т. 11. № 1. С. 479-481.

3. Каримов A. A. Повышение качества тренировочного процесса в прикладном виде спорта «Практическая стрельба» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Улан-Удэ, 2004. 25 с.

4. Струганов С. М., Украинский С. В., Баркалов С. Н. Некоторые особенности методики подготовки сотрудников органов внутренних дел к ведению огня в условиях, ограничивающих прицеливание // Вестник Краснодарского университета Министерства внутренних дел России. 2019. № 1 (43). С. 96-100.

References

1. Grichanov A. S. Sovershenstvovanie pedagogicheskogo masterstva prepoda-vateley vuzov MVD Rossii na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Improvement of pedagogical skills of teachers of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of competence approach. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The world of science, culture, education, 2015, no. 5(54), pp. 153-154.

2. Daminov A. A. Tekhnika skorostnoy strel'by iz pistoleta Makarova [The technique of highspeed shooting from a Makarov pistol]. Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke -Actual problems of law and the state in the XXI century, 2019, vol. 11, no. 1, pp. 479-481.

3. Karimov A. A. Povyshenie kachestva trenirovochnogo protsessa v prikladnom vide sporta «Prakticheskaya strel'ba». Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Improving the quality of the training process in the applied sport "Practical shooting". Abstract. diss. cand. ped. sci.]. Ulan-Ude, 2004. 25 p. (In Russia).

4. Struganov S. M., Ukrainsky S. V., Barkalov S. N. Nekotorye osobennosti metodiki podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del k vedeniyu ognya v usloviyakh, ogranichivayushchikh pritselivanie [Some features of the methodology of training law enforcement officers to fire in conditions limiting aiming]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta Minis-terstva vnutrennikh del Rossii - Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, no. 1 (43), pp. 96-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.