Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.'

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
аудирование / говорение / лингвистические компетенции / информация / образовательный стандарт. / listening / speaking / linguistic competencies / information / educational standard.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багирова Арзу Нуреддин, Гасанова Камаля Эльдар

Практика показывает, что формирование навыков аудирования включает в себя важнейшие зада-чи, стоящие перед уроками иностранного языка. Решение проблемы формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие у учащихся навыков во всех видах речевой деятельности. Сегодня на первом месте у лингвистов стоит проблема совершенствования слуховых навыков, поскольку умение слушать, понимать происходящее основано на овладении языком. Однако вопросам повышения эффек-тивности работы по совершенствованию навыков восприятия на слух чужой речи в практике препода-вания русского языка пока уделяется недостаточно внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS AND SKILLS OF LISTENING AS ONE OF THE MOST IMPORTANT DIRECTIONS OF STUDYING A FOREIGN LANGUAGE COURSE.

Practice shows that the formation of listening skills includes the most important tasks facing foreign lan-guage lessons. Solving the problem of the formation of communicative competence involves the development of students' skills in all types of speech activity. Today, the problem of improving auditory skills is in the first place among linguists, since the ability to listen, to understand what is happening is based on mastering the language. However, the issues of increasing the efficiency of work on improving the skills of listening to some-one else's speech in the practice of teaching the Russian language have not received enough attention so far.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.»

40

PHILOLOGICAL SCIENCES / «ШШШШШМ-ШЦГМак» 2023

PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 371.38

Багирова Арзу Нуреддин, Старший преподаватель Гасанова Камаля Эльдар, Старший преподаватель Гянджинский Государственный Университет Кафедра русского языка Гянджа, Азербайджан DOI: 10.24412/2520-6990-2023-3162-40-42 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Bagirova Arzu Nureddin,

Senior Lecturer Gasanova Kamalya Elda,

Senior Lecturer Ganja State University Department of the Russian language Ganja, Azerbaijan

FORMATION OF SKILLS AND SKILLS OF LISTENING AS ONE OF THE MOST IMPORTANT DIRECTIONS OF STUDYING A FOREIGN LANGUAGE COURSE.

Аннотация.

Практика показывает, что формирование навыков аудирования включает в себя важнейшие задачи, стоящие перед уроками иностранного языка. Решение проблемы формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие у учащихся навыков во всех видах речевой деятельности. Сегодня на первом месте у лингвистов стоит проблема совершенствования слуховых навыков, поскольку умение слушать, понимать происходящее основано на овладении языком. Однако вопросам повышения эффективности работы по совершенствованию навыков восприятия на слух чужой речи в практике преподавания русского языка пока уделяется недостаточно внимания.

Abstract.

Practice shows that the formation of listening skills includes the most important tasks facing foreign language lessons. Solving the problem of the formation of communicative competence involves the development of students' skills in all types of speech activity. Today, the problem of improving auditory skills is in the first place among linguists, since the ability to listen, to understand what is happening is based on mastering the language. However, the issues of increasing the efficiency of work on improving the skills of listening to someone else's speech in the practice of teaching the Russian language have not received enough attention so far.

Ключевые слова: аудирование, говорение, лингвистические компетенции, информация, образовательный стандарт.

Keywords: listening, speaking, linguistic competencies, information, educational standard.

Современный учитель-практик не всегда последовательно решает сложные задачи, связанные с развитием у учащихся навыков аудирования, часто упрощает содержание и формы работы над аудированием, ограничивает потенциальное влияние этого вида речевой деятельности на формирование лингвокоммуникативной компетенции обучаемых. Ученые-психолингвисты определяют слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности, поскольку процесс слушания и понимания зависит от уровня развития определенных психофизиологических механизмов и связан со способностью удерживать в памяти большой объем информации. Статистика показывает, что большинство учителей организуют необходимую работу по аудированию только перед тем, как мы проведем контрольный

аудит. К сожалению, авторы слов не видят необходимости в более продуманной системе. Они объясняются тем, что учащиеся в достаточной степени владеют навыками восприятия на слух русской речи. Многие из опрошенных учителей определяют аудирование как самый простой вид речевой деятельности и считают, что контрольное прослушивание - это возможность для учащихся получить высокие баллы. Такой взгляд на аудирование противоречит современным достижениям методологии и не соответствует требованиям программы на русском языке. В университетах с образованием РКИ существуют образовательные стандарты для каждого курса, которые соответствуют определенным уровням владения языком. Если студенты первого курса, прослушав научно-популярный текст, должны уметь сформулировать тему и основную

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #Щ!62)), 2©21 / РИ1ШШ01СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8

41

идею, выделить микротемы, выявить соответствие названия, композиционной схемы построения текста и стиля речи. Затем студентам последующих курсов предлагается овладеть навыком различения фактической и подтекстовой информации. К концу обучения студенты должны уметь воспринимать публичные выступления ораторов, при этом выясняя значение подтекста при определении позиции автора по отношению к поднятой проблеме, указывать на особенности лексико-морфологических и синтаксических средств используемого языка. Как вы можете видеть, программа предъявляет довольно высокие требования к тем навыкам, которые лежат в основе аудита и которыми должны овладеть студенты. Это, в свою очередь, требует постоянной, регулярной и целенаправленной тренировки всех компонентов слушателя путем выполнения соответствующих упражнений. Уровень сложности, определяемый программой аудиторных навыков, достаточно высок и его достижение, безусловно, требует от преподавателя систематической и целенаправленной работы со стороны преподавателя по реализации поставленных целей.

На практике лингвисты часто задают вопрос: "От каких факторов зависит построение эффективной системы обучения аддитивным навыкам и умениям?" Мы остановимся на некоторых аспектах этой работы. Эффективность прослушивания зависит, прежде всего, от точного следования методологии его проведения, которая предполагает обязательное соблюдение трех этапов: - мотивационный (призыв к вниманию, отношение к восприятию, инструкции); - аналитико-синтетический (восприятие, понимание); - исполнительный (принятие решения на основе воспринятой информации, контроль за пониманием выслушанного). Уровень сложности текстов для прослушивания всегда должен быть немного выше языковых возможностей учащихся на данном этапе обучения. Желательно подбирать тексты по степени их сложности: - развлекательные, с одним героем; - истории, в которых действуют несколько персонажей; - включение в текст избыточной информации (нарушается хронологическая последовательность или цепочка событий "обрастает" объяснением причины, места, времени происходящего); - истории с двумя параллельными линиями повествования; - тексты, представляющие собой описание или сложные рассуждения и т.д. Необходимо развивать и совершенствовать навыки слушания и понимания различных стилей и типов речи. Требования к аудиоматериа-лам соблюдают принцип постепенного увеличения сложности. Итак, на начальном этапе студенты работают только с художественными и научно-популярными текстами. Постепенно добавились заявления, написанные в журналистском и официально -деловом стилях. Старшекурсники должны обладать навыками восприятия текстов разных стилей, типов и жанров. Большое значение для эффективности работы по совершенствованию навыков восприятия имеет конкретная тематика аудиоматериалов. Содержание текстов для прослушивания должно быть

не только доступным, но и интересным. Наблюдения ученых показывают, что наличие или отсутствие сюжета, его динамичность имеют большое значение для понимания высказывания. Трудности в процессе прослушивания всегда вызывают ссылки на факты, связанные с географическими названиями, культурой, искусством и терминологией. Вы должны постоянно иметь в виду такой важный аспект, как система упражнений. В этой системе можно выделить три подсистемы для развития навыков владения русским языком. Первая группа задач связана с совершенствованием механизмов, лежащих в основе восприятия чужой речи (вероятностное прогнозирование, семантическая обработка услышанного, долговременная и оперативная память, внимание. Исследования психолингвистов позволяют нам говорить о том, что каждый из этих механизмов можно и нужно целенаправленно формировать на уроках языка. Таким образом, первая группа упражнений реализует задачи формирования речевого слуха и расширения объема памяти. Это положительно сказывается не только на уровне формирования речевой деятельности, но и на личностном развитии в целом. Следует отметить, что объем изучаемого текста должен соответствовать требованиям программы, а все задания должны соответствовать тому, что они выполняются учащимися после одного прослушивания (продуктивного прослушивания). Целесообразнее отдавать предпочтение заданиям высокой степени сложности. Например, известно, что труднее всего составить план, оформленный по именным предложениям; трудности возникают при составлении тезисов, обосновании соответствия композиционного элемента авторскому замыслу, нахождении стилевых особенностей и лексических языковых средств текста и т.д. Вторая группа упражнений направлена на развитие навыков, связанных с различными видами аудита (глобальный, детальный, критический). Наблюдения ученых показывают, что учащиеся довольно легко справляются с упражнениями на глобальное аудирование на уроках русского языка. Больше трудностей у обучаемых вызывают задания, связанные с детальным объяснением, особенно если предлагаются тексты научно-популярного или публицистического стилей. Наиболее сложным типом являются упражнения для развития навыков критического слушания, поскольку эти задания связаны с творческой обработкой воспринимаемой информации, с умением выражать и доказывать свою точку зрения и предполагают определенный уровень развития различных интеллектуальных навыков. В третью группу входят задания на совершенствование навыков восприятия и воспроизведения монологической и диалогической речи. Современная наука разрабатывает методику взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности. Особое внимание уделяется упражнениям, связанным с рецептивным компонентом диалогической и монологической речи. Практика показывает, что использование таких заданий позволяет развить навыки, лежащие в основе разных видов речевой

42

PHILOLOGICAL SCIENCES / «ШШШШШМ-ШУПМак» 2023

деятельности на одном и том же речевом материале. Задания таково рода можно назвать комбинированными, т.е. предназначен для формирования навыков в нескольких видах речевой деятельности. Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по формированию аддитивных навыков на протяжении всего периода обучения русскому языку позволит учащимся перейти от глобального понимания текста к детальному и успешно овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как аудирование.

Список использованной литературы:

1. Блохина Н.Г. Проблема изучения русского языка русскими и иностранцами. - М: Вестник, 2016

УДК 371.39

2.Власова Н. С. Русский язык как иностранный. Базовый курс-1 / Учебник для детей русскоязычных эмигрантов. Типография Гутенберг, 2009.

3.Стародумов, И. В. Особенности преподавания русского языка как иностранного / И. В. Старо-думов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226).— URL: https://moluch.ru/archive/226/52843/ (дата обращения: 10.11.2022).

4.Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный» / Учебное пособие под ред. Хаврониной С.А., Балыхи-ной Т.М. - М.: РУДН, 2008.

5. Шибко Н.Л. Методика обучения русскому языку как иностранному / Учебно-методический комплекс для студентов-иностранцев нефилологических специальностей. - Минск: БГУ, 2011.

Гасанова Виктория Сулейман.

Доцент, доктор философии по филологии Юсибова Дурсун Баххадин Старший преподаватель Гянджинский государственный университет Азербайджан, Гянджа DOI: 10.24412/2520-6990-2023-3162-42-45 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Gasanova Victoria Suleiman.

Associate Professor, PhD in Philology Yusibova Dursun Bahkhadin

Senior Lecturer Ganja State University Azerbaijan, Ganja

LINGUISTIC FOUNDATIONS OF RFL TEACHING METHODS

Аннотация.

Студенты, выбравшие русский язык в качестве как первого, так и второго иностранного языка, обучаются по 4 содержательным линиям. В продолжении всего учебного цикла они будут совершенствовать свои устные и письменные навыки. Первичное среднее образование заключается в приобретениях коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, овладение простейшими грамматическими понятиями и речевыми моделями, развитие письменной речи. Основными содержательными стандартами высшего образования считается: коммуникация; сотрудничество; решение проблем; реализация. Цель изучения второго иностранного языка определена в учебном плане предмета следующим: самостоятельно изучать другие иностранные языки; понимать разные контексты и тексты; совместная деятельность с гражданами различной культурной и языковой принадлежности; уметь налаживать успешную коммуникацию с представителями другой культуры; самостоятельно углублять знания. Для успешного выполнения данных стандартах немалая роль предназначается преподавателю иностранного языка. В данной статье рассмотрим основные методы преподавания ИЯ.

Abstract.

Students who have chosen Russian as both their first and secondforeign languages are taught along 4 content lines. Throughout the entire study cycle, they will improve their oral and written skills. Primary secondary education consists in acquiring communication skills, enriching vocabulary, mastering the simplest grammatical concepts and speech patterns, and developing written language. The main content standards of higher education are: communication; cooperation; solution of problems; implementation. The purpose of learning a second foreign language is defined in the curriculum of the subject as follows: to independently study other foreign languages; understand different contexts and texts; joint activities with citizens of different cultural and linguistic backgrounds; be able to establish successful communication with representatives of other cultures; deepen your own knowledge. For the successful implementation of these standards, a significant role is assigned to a foreign language teacher. In this article, we will consider the main methods of teaching a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.