НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ
УДК 657.2
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СОГЛАСНО МСФО
А. И. ОСИПОВА,
ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Е-mail: fisa25@yandex. ru Донской государственный аграрный университет
Рассмотрены особенности формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций, которые необходимо учитывать при разработке учетной политики при составлении бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Ключевые слова: учетная политика сельскохозяйственных организаций, допущения, требования, МСФО.
Реформа направленного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, проводимая в настоящее время в России, требует от сельскохозяйственных организаций использования МСФО. Многие сельскохозяйственные организации приходят к осознанию необходимости использования МСФО в связи с повышением доверия иностранных партнеров к российским сельскохозяйственным организациям, привлечением иностранных инвестиций, а также предоставлением отчетности зарубежным акционерам и выходом на международные финансовые рынки.
Бухгалтерская финансовая отчетность сельскохозяйственной организации по МСФО составляется с целью донести до заинтересованных лиц
информацию, которая может быть полезной при принятии инвестиционных решений. Данная цель и определяет важность формирования учетной политики организации, так как эти решения зависят от показателей бухгалтерской финансовой отчетности сельскохозяйственной организации, которые в свою очередь в существенной степени и определяются сформированной учетной политикой.
Как справедливо отмечает Н. Т. Лабынцев, серьезной проблемой, с которой сталкиваются хозяйствующие субъекты при составлении отчетности по МСФО, является проблема несоответствия некоторых подходов, заложенных в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ), принципам международных стандартов1.
Основной целью формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций согласно МСФО является составление достоверной бухгалтерской финансовой отчетности для привлечения иностранных инвестиций.
Вопросам назначения, формирования и пересмотра учетной политики, в том числе и учетной
1 Лабынцев Н. Т. Международная стандартизация бухгалтерского учета //Фундаментальные исследования. 2008. №№ 3. С. 119-123.
политики сельскохозяйственных организаций, посвящен МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки». Согласно данному стандарту учетная политика определяется как конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.
Учетная политика сельскохозяйственных организаций должна разрабатываться в соответствии с МСФО (IAS/IFRS) и интерпретациями к МСФО. При формировании учетной политики сельскохозяйственных организаций должны использоваться редакции стандартов и интерпретаций, действующие по состоянию на отчетную дату.
Если какие-либо операции, события или условия напрямую не рассмотрены в МСФО, то для формирования учетной политики МСФО предусматривают возможность применения руководством сельскохозяйственных организаций профессионального суждения. При формировании профессионального суждения управленческий персонал организации должен учитывать критерии признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, сформулированные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности. МСФО (IAS) 8 при этом предлагается следующий алгоритм формирования учетной политики, который применим для сельскохозяйственных организаций:
1) в соответствии с параграфом 11 МСФО (IAS) 8 сельскохозяйственная организация рассмотрит:
• требования МСФО, применимые к аналогичным операциям, событиям или условиям;
• применимость определений, критериев признания, правил оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащихся в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности;
2) в соответствии с параграфом 12 МСФО (IAS) 8 сельскохозяйственная организация также может рассмотреть:
• самые последние нормативные документы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожую концепцию для разработки стандартов бухгалтерского учета;
• сложившуюся отраслевую практику;
• специализированную литературу по бухгалтерскому учету и отчетности.
Таким образом, предполагается, что если учетная политика сельскохозяйственных организаций составлена в соответствии с МСФО, то ее применение обеспечит представление заинтересованному пользователю надежной и уместной информации.
Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи либо могут положиться на нее как правдиво представляющую соответствующие факты и события, либо обоснованно ожидать от нее правдивого представления этих фактов и событий. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.
В российской практике учетная политика сельскохозяйственных организаций основывается на допущениях, и к ней предъявляются:
• допущения: имущественная обособленность; непрерывность деятельности; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности;
• требования: полнота; своевременность; осмотрительность; приоритет содержания перед формой; непротиворечивость; рациональность.
Данные допущения и требования, касающиеся формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций в МСФО, представлены на рис. 1.
Согласно МСФО утверждать учетную политику сельскохозяйственных организаций отдельным организационно-распорядительным документом не требуется. Однако ее содержание должно быть изложено в виде отдельного документа или в примечаниях к бухгалтерской финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций. На рис. 2 представлен возможный алгоритм формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций в соответствии с МСФО.
Процесс формирования учетной политики должен основываться на анализе большого коли-
Допущения
Имущественная обособленность сельскохозяйственной организации
Непрерывность деятельности сельскохозяйственной организации
Последовательность применения учетной политики сельскохозяйственной организации
Временная определенность фактов хозяйственной
деятельности сельскохозяйственной организации
Допущение имущественной обособленности не сформулировано в качестве одного из основополагающих, так как определение активов и обязательств отражает тот факт, что МСФО исходит из необходимости отнесения активов и обязательств к конкретной сельскохозяйственной организации (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности)
Сельскохозяйственная организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (п. 23 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности)
Сельскохозяйственная организация устанавливает и применяет учетную политику последовательно для одинаковых операций, событий и условий (п. 13 МСФО 8)
Результаты операций и событий в сельскохозяйственных организациях признаются по факту их совершения. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся (п. 22 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности)
а
/ л Требования
б
Составлено автором.
Рис. 1. Формирование учетной политики сельскохозяйственных организаций согласно МСФО:
а - допущения; б - требования
а
«
К
<и
%
О
ч
о
с
*
о §
<и
н
к
и Ч
О О
ч а
о ч
о о
н И
<и н
а <и ¡г
<и
X
«
О
&
а
а
о
©
б
Составлено автором.
Рис. 2. Алгоритм формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций по МСФО: а - процесс формирования учетной политики по МСФО; б - анализ норм МСФО
чества нормативных документов в области международного регулирования бухгалтерского учета и постоянном мониторинге их изменений.
Учетная политика сельскохозяйственных организаций предполагает целостность системы бухгалтерского учета в организации и охватывает все ее составляющие: методическую, техническую и организационную стороны (рис. 3).
Организационный и технический разделы связаны с отражением формы ведения и организации бухгалтерского учета сельскохозяйственной организацией, поэтому в отличие от методического раздела они не влияют на информацию, содержащуюся в бухгалтерской финансовой отчетности. Таким образом, организационный и технический разделы МСФО не регулируются.
Большинство международных стандартов предоставляет альтернативные способы отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете, группировки и оценки элементов бухгалтерской финансовой отчетности. Поэтому следует рассмотреть ключевые положения учетной политики, соответствующие принципам МСФО (табл. 1).
Особенностью МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки» является отсутствие необходимости утверждать рабочий план счетов, однако в соответствии с данным стандартом сельскохозяйственная организация может разработать собственный рабочий план счетов с учетом специфики своей деятельности. При этом сельскохозяйственная организация формирует его на свое усмотрение, так как в случае его отсутствия практически невозможно соблюдать принцип двойной записи на счетах бухгалтерского учета при отражении хозяйственных операций. Сельскохозяйственным организациям, составляющим бухгалтерскую финансовую отчетность в соответствии с МСФО, рекомендуется составлять рабочий план счетов и утверждать его в виде приложения к учетной политике.
При формировании учетной политики сельскохозяйственных организаций по МСФО автор рекомендует учитывать особенности специфики сельскохозяйственного производства (главное средство производства - земля; средства производства - животные и растения; сезонность
Структура учетной политики сельскохозяйственной организации по МСФО
Организационный раздел учетной политики сельскохозяйственных организаций
Вариант 1
МСФО 1
МСФО 2
МСФО 3
МСФО МСФО
4 5
МСФО МСФО МСФО
МСФО n
Технический раздел учетной политики сельскохозяйственных организаций
Методический раздел
учетной политики сельскохозяйственных организаций
Вариант 2
Нематериальные активы (IAS 38, 36)
Финансовые инструменты (IAS 32, 39, IFRS 7)
Государственные субсидии (IAS 20)
Основные средства (IAS 16, 36, IFRS 5)
Договоры строительства (IAS 11)
Вознаграждения сотрудникам
(IAS 19, IFRS 2)
Затраты по займам (IAS 23)
Запасы (IAS 2)
Выручка (IAS 18)
Инвестиционная собственность (IAS 40)
Биологические активы (IAS41)
Составлено автором.
Рис. 3. Структура учетной политики сельскохозяйственных организаций по МСФО
Таблица 1
Ключевые аспекты, подлежащие отражению в учетной политике сельскохозяйственных организаций по МСФО*
Объект учета Элементы учетной политики Основание
1 2 3
Нематериальные активы Методы последующей оценки МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»
Используемые методы амортизации
Сроки полезного использования или применяемые нормы амортизации
Обесценение МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»
Основные средства Методы последующей оценки МСФО (IAS) 16 «Основные средства», МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
Используемые методы амортизации МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
Сроки полезного использования или применяемые нормы амортизации
Обесценение МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»
Инвестиционная собственность Критерии для разграничения инвестиционной собственности и собственности, занимаемой владельцем МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»
Методы последующей оценки
Методы и существенные допущения, используемые при определении справедливой стоимости
Методы амортизации инвестиционной собственности в случае ее оценки по фактической стоимости
Запасы Текущая оценка МСФО (IAS) 2 «Запасы»
Оценка себестоимости запасов, включая формулу расчета затрат
Финансовые инструменты Методы и допущения, применяемые для определения справедливой стоимости МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»
Обесценение МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение»
Хеджирование
Политика управления рисками МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации», МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение», МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»
Договоры строительства Метод, использованный для определения выручки по договору строительства, признанной в отчетном периоде МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»
Метод, использованный для определения стадии завершенности работ по договору
Выручка Метод, использованный для признания выручки МСФО (IAS) 18 «Выручка»
Метод, использованный для определения стадии завершенности при предоставлении услуг
Вознаграждение сотрудникам Описание планов выплат по окончании трудовой деятельности МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»
Описание планов компенсационных выплат долевыми инструментами МСФО (IFRS) 2 «Выплаты, основанные на акциях»
Использованные методы актуарной оценки МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»
Основные актуарные допущения
Окончание табл. 1
Объект учета Элементы учетной политики Основание
1 2 3
Государственные субсидии Метод признания государственных субсидий МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»
Метод представления государственных субсидий
Затраты по займам Капитализация затрат по займам МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»
Биологические активы Методы и значительные допущения, которые используются при определении справедливой стоимости биологических активов МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»
Функциональная валюта и валюта отчетности Раскрытие информации о функциональной валюте МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»
Раскрытие информации о валюте отчетности
* Составлено автором.
производства; климатические факторы; созданная продукция принимает участие в дальнейшем производстве), которые должны быть раскрыты в данном документе.
Сельскохозяйственная организация при формировании учетной политики согласно МСФО может внести изменения в принятые правила только в трех случаях:
1) если были внесены изменения в существующий стандарт;
2) если был принят новый стандарт;
3) по собственному желанию сельскохозяйственной организации.
Если изменения вносятся в стандарты по МСФО, то сельскохозяйственным организациям необходимо руководствоваться переходными положениями к принимаемым изменениям в эти стандарты, а при их отсутствии - МСФО (IAS) 8, который предполагает использование трех возможных способов отражения изменений в учетной политике: текущий; перспективный; ретроспективный.
Текущий подход характеризуется корректировками суммарного эффекта от изменений в учетной политике (показывается отдельной статьей в отчете о прибылях и убытках за текущий год).
Перспективный подход означает, что нет необходимости в пересчете предыдущих финансовых отчетов и не нужно пересчитывать суммарный эффект от изменений в учетной политике в отчете о прибылях и убытках за текущий период.
Ретроспективный подход предполагает корректировку данных всех финансовых отчетов за предшествующие периоды. Отчетность предшес-
твующих периодов должна быть пересчитана в соответствии с новой учетной политикой2.
Если бухгалтерская финансовая отчетность содержит корректировки в связи с изменениями МСФО или их интерпретаций, учетной политики или исправлением ошибок, то сельскохозяйственная организация должна раскрыть:
1) название стандарта или интерпретации, которое вызвало изменения в бухгалтерском учете сельскохозяйственной организации;
2) тот факт, в тех случаях, когда это применимо, что изменения в учетной политике сельскохозяйственной организации проводятся в соответствии с переходными положениями данного МСФО или интерпретации;
3) характер изменений в учетной политике сельскохозяйственной организации;
4) характер ошибки предыдущих периодов;
5) в тех случаях, когда это применимо, - описание переходных положений; переходные положения;
6) в тех случаях, когда это применимо, - переходные положения, которые могут оказать влияние на будущие периоды;
7) сумму корректировки для текущего и для каждого из представленных периодов в той степени, в какой это практически осуществимо:
• для каждой затронутой ошибкой статьи бухгалтерской финансовой отчетности сельскохозяйственной организации;
2 Трофимова Л. Б. Основы построения учетной политики в соответствии с МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 12.
• для базовой и разводненной прибыли на акцию, если МСФО (IАS) 33 «Прибыль на акцию» применяется к сельскохозяйственной организации;
• сумму корректировки, относящейся к периодам, предшествующим представленным, в той степени, в какой это практически осуществимо;
• если применение ретроспективного подхода невозможно, то обстоятельства, которые обусловили невозможность его применения.
Повторение раскрытия этой информации в бухгалтерской финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций последующих периодов не требуется.
Таким образом, при первом применении МСФО необходимо грамотно разработать учетную политику сельскохозяйственных организаций, так как от того, насколько компетентно сформирована система бухгалтерского и налогового учета в сельскохозяйственной организации, будут
зависеть итоговые показатели бухгалтерской финансовой отчетности.
Список литературы
1. Лабынцев Н. Т. Международная стандартизация бухгалтерского учета // Фундаментальные исследования. 2008. № 3. С. 119-123.
2. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник / под ред. проф. В. Г. Гетьмана. М.: Финансы и статистика, 2009. 656 с.
3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки».
4. Трофимова Л. Б. Основы построения учетной политики в соответствии с МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 12.
5. Учет по международным стандартам: учеб. пособие / И. В. Аверчев, Е. Б. Герасимова, А. М. Гершун и др.; под ред. Л. В. Горбатовой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 2005.616 с.
fSSBj " I____
^ fii
Санкт-Петербург Отель Кортьярд Марриотт 2-ая линия В.О. 61/30
Северо-Западный Юридический Центр
ОСОБЕННОСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ
КОНТРАКТОВ:
как защитить собственные интересы?
Как урегулировать убытки из-за поставки некачественного товара
Как избежать дополнительного внимания контролирующих органов Как оформить расчеты с иностранными контрагентами не денежными средствами
В каких случаях следует использовать нерезидентные компании.
Вопросы для обсуждения:
-Заключение и исполнение международного контракта. Проверка контрагентов. Выбор применимого права. Споры о качестве товаров.
-Правила Инкотермс. Новые базисные условия. Преимущества старой редакции. Конфликт с таможенным кодексом.
-Подконтрольные нерезидентные компании. Анонимность. Обмен информацией между налоговыми и другими органами.
-Тенденции судебной практики по спорам с Росфиннадзором. Ответственность за невозвращение валютной выручки.
-Налогообложение операций в рамках ВЭД. Изменения в администрировании НДС по внешнеторговым операциям. Практика применения соглашений об избегании двойного налогообложения.
Регистрация и дополнительная информация:
Тел. (812)633-31-53 Анна Тетюшина, Александр Наке Условия участия на www.urcentr.ru
16 февраля 2012 года
Семинар для участников внешнеэкономической деятельности
К выступлению приглашены:
Талимончик Валентина Петровна
Специалист в области международных отношений, лауреат премии "Кто есть кто. Ведущие юристы России" по специализации ВЭД, доцент кафедры международного права СПБГУ.
Шевцив Олег Степанович Директор департамента типовых процедур ЗАО "Северо-Западный Юридический Центр", ведущий специалист по международному планированию, докладчик международных семинаров и конференций Бухарцев Сергей Николаевич Заместитель председателя Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
(уточняется)
Климова Вера Владимировна
Главный государственный налоговый инспектор УФНС по Санкт-Петербургу, Советник государственной гражданской службы Российской Федерации Зкласса
(уточняется)
Модератор: Комаров Владимир Николаевич Управляющий партнер «ЗАО
Северо-Западный юридический центр»