Научная статья на тему 'Формирование у студентов вуза критического отношения к информации при помощи социального медиапроекта на базе вики-технологий'

Формирование у студентов вуза критического отношения к информации при помощи социального медиапроекта на базе вики-технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
410
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арсеньев Кирилл Сергеевич

Для работы с молодежной аудиторией автор предлагает использовать понятие «критическое отношение к информации», которое выступает базовым уровнем критического мышления. В статье описан метод создания сетевого социального проекта на основе вики-технологий как одно из эффективных средств формирования у студентов критического отношения к информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To work with the youth audience the author suggests using the concept of «critical attitude to information», which acts as the base level of critical thinking. This paper describes a method of creating a network of social project based on wiki technology as an effective means of forming the students' critical attitude to information.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов вуза критического отношения к информации при помощи социального медиапроекта на базе вики-технологий»

Формирование у студентов вуза критического отношения к информации

ПРИ ПОМОЩИ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИАПРОЕКТА НА БАЗЕ ВИКИ-ТЕХНОЛОГИЙ

Арсеньев Кирилл Сергеевич ([email protected])

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»

Для работы с молодежной аудиторией автор предлагает использовать понятие «критическое отношение к информации», которое выступает базовым уровнем критического мышления. В статье описан метод создания сетевого социального проекта на основе вики-технологий как одно из эффективных средств формирования у студентов критического отношения к информации.

To work with the youth audience the author suggests using the concept of «critical attitude to information», which acts as the base level of critical thinking. This paper describes a method of creating a network of social project based on wiki technology as an effective means of forming the students' critical attitude to information.

Введение

В последние десятилетия отечественная педагогика серьезно подошла к проблеме развития критического мышления учащихся. Только за 2000-2005 гг. были опубликованы десятки статей и защищены не менее 12 диссертаций по этой теме [9, с. 610-615]. С. И. Заир-Бек отмечает, что, несмотря на то, что «термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов как Ж. Пиаже. Дж. Брунер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравнительно недавно» [2, с. 13].

Необходимость формирования у школьников и студентов критического восприятия действительности исследователи объясняют, как правило, не столько широким распространением компьютерных технологий, глобализацией и наступлением информационной эры, ставших возможными благодаря научно-техническому прогрессу, сколько проблемой медиаманипуляции, оказавшейся печальным следствием НТР. «Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение медиа в жизнь многих слоев общества порождают новые проблемы в образовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышления, включающего умение анализировать и оценивать медиаинформацию, противостоять ее возможному манипулятивному воздействию» [4, с. 4].

Критическое отношение к информации как часть критического мышления

Д. Халперн, известный теоретик и практик в вопросах формирования критического мышления, отмечает, что данный термин, рожденный в рамках когнитивной психологии, был выбран не очень удачно. Проведем простейший лингвистический анализ, разобрав значения двух входящих в его состав слов. Критика, в одном из базовых определений, - это «исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников)» [5].

Мышление, согласно А. Н. Леонтьеву, это «процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности» [10].

Таким образом, критическое мышление можно определить как интеллектуальный процесс, позволяющий получить объективную картину мира на основе анализа и научной проверки эмпирически получаемой информации. Можно ли утверждать тогда, что такой тип интеллектуальной деятельности доступен учащимся начальной, средней или даже высшей школ, где сегодня активно продвигается критическое мышление. Мы склонны считать, что это описание больше подходит для научного сознания, для мышления ученых, как его видел Карл Поппер.

В научной литературе также встречаются такие «облегченные» в смысловом плане термины как «критичность мышления», «критический стиль мышления», «критическое восприятие информации». Более подходящим для молодежной аудитории (школьников и студентов) мы считаем понятие «критическое отношение к информации», которое можно определить как исследование любых поступающих извне сведений на предмет их авторитетности, логичности и этической корректности.

Подобный подход в 2003 году предложил В. Н. Брюшинкин в работе «Критическое мышление и аргументация»: «Критическое мышление - последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам,

нормам или ценностям. ... Существуют уровни критического мышления, для каждого из которых есть свой вид аргументации, характеризующийся различными соотношениями логической и когнитивной компоненты: 1) эмпирический уровень - критическая проверка фактов; 2) теоретический уровень - критическая проверка теорий; 3) метатеоретический уровень - критическая проверка норм и ценностей» (Брюшинкин, 2003, с. 30).

Сетевые сообщества как средство формирования критического отношения к информации

По данным исследований [11, с. 12-13], аудиовизуальные медиа стали одним из основных источников информации для молодежи. Интернет, телевидение, радио оказывают непосредственное влияние на сознание и мышление современных студентов. С другой стороны, именно электронные информационные системы сегодня все активнее используются для формирования информационной грамотности учащихся, развития критичности мышления. Особое значение приобрели сетевые сообщества, создаваемые в интернет-пространстве. «Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление» [7, с. 6].

Анализируя электронные информационные источники на предмет их авторитетности, содержания и заложенной программы действий, студенты учатся критически подходить к новым сведениям и объективно воспринимать данные. Наиболее важным компонентом в этом анализе является определение заложенной в разных типах текстов «посланий» или «побуждений», так как в конечном итоге критическое отношение к информации призвано оградить человека от девиантного поведения, которое, как известно, программируется в нас в процессе коммуникации и принятия определенных асоциальных ценностей.

Итак, мы поставили задачу обнаружить такую технологию, которая бы способствовала формированию этического поведения учащихся как основы для их критического отношения к информации. Другое важное условие - технология должна предполагать коллективную работу, так как в сообществе всегда легче менять установки и принимать новые правила действия. Третье важное условие - технология не должна быть ограничена рамками времени и пространства, так как процесс принятия определенных этических норм связан с рефлексией, размышлением, и потому протекает спонтанно, а не в заданных учебных рамках.

Всем этим условиям отвечают вики-системы (WikiWiki). «В вики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа» [6, с. 48-50].

Сетевой социальный проект «Разумный выбор»

Экспериментальная работа проходила на платформе открытой интернет-системы Wikia (ru.wikia.com), где участники эксперимента (студенты-педагоги 4 курса Института педагогики, психологии и социологии СФУ) разворачивали социальный просветительский проект «Разумный выбор» (ru.razum300.wikia.com). Смысл его состоял в том, что студенты искали, совместно редактировали и публиковали информацию о четырех негативных факторах, нарушающих общепринятые этические нормы и пагубно сказывающихся на жизни человека: азартные игры, употребление наркотических средств, нечистота в отношениях и насилие по отношению к окружающим.

Задача, поставленная перед студентами, предполагала поиск литературного материала (жизненных историй, притч, песен и т. д. ), посвященного, с одной стороны, разрушительному влиянию вредоносной деятельности, перечисленной выше, а с другой стороны, описывающего позитивные стороны жизни, основанной на принципах чистоты, правдивости, самоограничения и милосердия. В основу литературной подборки легла притча о двух волках, - черном и белом - которые олицетворяют добро и зло в человеке. Все собранные художественные единицы были сортированы в соответствующие категории, символически олицетворенные различными персонажами: «Друзья Черного волка» (Золотой телец, Троянский конь, Свинья немытая, Цербер) и «Друзья Белого волка» (Лебедь, Дельфин, Черепаха, Единорог). Каждую историю студенты снабдили гиперссылками на медиаматериалы, более полно раскрывающие проблему, например, статьи и ролики о вреде курения, фильм о важности взаимоотношений и т. д. (подробности можно посмотреть на нашем сайте в сети Интернет: ru.razum3000.wikia.com).

Результаты эксперимента

В процессе работы над проектом студенты очень быстро освоили две первых составляющих критического отношения к информации. Они научились отделять факты от мнений, выделили основные критерии авторитетности источника информации, такие как научный статус, социальный статус и признание обществом.

Однако самое главное, что, имея перед собой цель, помочь другим, они постоянно размышляли над важностью этического восприятия действительности и тем самым вплотную подошли к третьей важнейшей составляющей - этическому фильтру, который, как говорил Кларин, помогает выбрать «чему следует верить или какие действия следует предпринять» [3]. Как показали рефлексивные эссе, написанные участниками эксперимента, сами они по завершению проекта серьезно задумались о пересмотре жизненных ценностей и установок. «Коллективная, сообщная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать студентам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной» [7, с. 6].

Выводы

Таким образом, критическое отношение к информации, формирование которого доступно в той или иной степени на всех уровнях образования, понимается нами как начальный этап развития критического мышления. В мире массмедиа критическое восприятие сведений, поступающих из СМИ, рекламы, неформальной среды, сможет оградить молодого человека от их негативного влияния. Одним из способов формирования критического отношения к информации мы выбрали метод сетевых просветительских проектов, в ходе которого студенты совместными усилиями создают на просторах интернет-системы Wikia электронную медиабазу «Разумный выбор» по профилактике асоциального поведения. В процессе поиска, редактирования и публикации необходимых материалов участники проектов учатся исследовать источники информации, анализировать сами информационные сообщения и сопоставлять заложенную в информации «программу действий» со своим собственным этическим кодексом. Важным плюсом этого метода является возможность постоянного пополнения медиабазы «Разумный выбор» и участия в этом проекте любого количества людей из любых уголков земного шара.

Литература

1. Lipman M. Critical Thinking: What Can it Be? // Educational Leadership. - 1988. - (46) № 1. - P. 38-43.

2. Заир-Бек С. И. Критическое мышление. - М., 2002.

3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

4. Мурюкина Е. В., Челышева И. В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». учеб. пособие для вузов / отв. ред. А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 162 c.

5. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2007. - 1456 с.: ил.

6. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. - М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.

7. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: учеб.-метод. пособие / 2-е изд., испр. - М.: Интуит. ру, 2007. - 64 с.: ил.

8. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия.- 2003. - № 6. - С. 97-110.

9. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 c.

10. Хрестоматия по психологии. Психология мышления / под ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М., 1982.

11. Чудинова В. П., Голубева Е. И., Михайлова А. И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.