Научная статья на тему 'Формирование у студентов профессиональных компетенций при изучении агрессии умственно отсталых школьников'

Формирование у студентов профессиональных компетенций при изучении агрессии умственно отсталых школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЯ АГРЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ АГРЕССИИ / ДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ / ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ / КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИИ / AGGRESSION / PSYCHOLOGY OF AGGRESSION / VOCATIONAL COMPETENCES / MENTAL RETARDATION / MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN / DETERMINATION OF AGGRESSION / DIAGNOSTICS OF AGGRESSION / PREVENTION OF AGGRESSION / CORRECTION OF AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипова Лариса Валентиновна

В статье анализируются основные направления формирования у студентов профессиональных компетенций в области психологии агрессии школьников с умственной отсталостью. Рассматриваются различные теоретические подходы к изучению данного феномена у учащихся, его особенности, вопросы диагностики, профилактики и коррекции агрессии у данной категории учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ VOCATIONAL COMPETENCES WHEN STUDYING AGGRESSION OF MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN

The article deals with the main areas of development of students’ vocational competences in the context of psychology of mentally retarded schoolchildren aggression. The author reviews theoretic approaches to study of the phenomenon, its specifics, issues of diagnostics, prevention and correction of the aggression of such children.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов профессиональных компетенций при изучении агрессии умственно отсталых школьников»

УДК 159.9 Шипова Лариса Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АГРЕССИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Shipova Larisa Valentinovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Head of the Special Psychology Subdepartment, Saratov State University [email protected]

FORMATION OF STUDENTS’ VOCATIONAL COMPETENCES WHEN STUDYING AGGRESSION OF MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN

Аннотация:

В статье анализируются основные направления формирования у студентов профессиональных компетенций в области психологии агрессии школьников с умственной отсталостью. Рассматриваются различные теоретические подходы к изучению данного феномена у учащихся, его особенности, вопросы диагностики, профилактики и коррекции агрессии у данной категории учащихся.

Ключевые слова:

агрессия, психология агрессии, профессиональные компетенции, умственная отсталость, умственно отсталые школьники, детерминация агрессии, диагностика агрессии, профилактика агрессии, коррекция агрессии.

Summary:

The article deals with the main areas of development of students’ vocational competences in the context of psychology of mentally retarded schoolchildren aggression. The author reviews theoretic approaches to study of the phenomenon, its specifics, issues of diagnostics, prevention and correction of the aggression of such children.

Keywords:

aggression, psychology of aggression, vocational competences, mental retardation, mentally retarded schoolchildren, determination of aggression, diagnostics of aggression, prevention of aggression, correction of aggression.

Формирование у студентов-дефектологов профессиональных компетенций в области психологии агрессии умственно отсталых школьников обусловлено тем, что враждебное поведение у данной категории учащихся может проявляться в процессе их обучения, воспитания, а также в свободной деятельности и непосредственном общении. Агрессивные проявления данной группы школьников отрицательно сказываются на эффективности учебно-воспитательного процесса, снижая продуктивность усвоения учебного материала, нарушая сотрудничество между учеником и учителем, оказывая негативное влияние на поведение других детей. Учитель, как правило, является неготовым к психологически целесообразному поведению в данной критической ситуации. При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение детей нередко возникает своеобразный порочный круг: высокоагрессивный ребенок вызывает ответное, враждебное отношение к себе окружающих людей. В результате его собственные подобные действия не тормозятся, а закрепляются, так как они получают поддержку со стороны подобных действий других людей.

В процессе изучения, обучения и воспитания умственно отсталых школьников, во взаимодействии с ними возникают определенные противоречия:

- между фактами агрессивного поведения детей и неготовностью педагогов, родителей и других учащихся адекватно реагировать на него;

- между необходимостью проанализировать причины агрессивного поведения умственно отсталых школьников и недостаточной изученностью в литературе проблемы детерминации их враждебного поведения;

- между задачей эффективной психолого-педагогической профилактики и коррекции агрессивного поведения умственно отсталых школьников и отсутствием у педагогов и психологов необходимых для этого профессиональных компетенций.

Изучение проблем агрессивного поведения умственно отсталых детей становится важным условием в намеченной тенденции перехода к интегрированному, к инклюзивному образованию, к включению детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с умственной отсталостью, в среду нормально развивающихся сверстников. Общество и нормально развивающийся ребенок должны быть готовы к проявлениям враждебности умственно отсталых, понимать причины такого поведения, предвосхищать его и адекватно реагировать.

Для формирования у студентов-дефектологов, обучающихся по профилям «специальная психология» и «олигофренопедагогика», профессиональных компетенций в области диагностики, кор-

рекции и профилактики агрессии у школьников с легкой умственной отсталостью нами был разработан спецкурс. Основные его задачи:

- изучить главные концептуальные подходы к пониманию проблемы агрессии в отечественной и зарубежной психологии;

- раскрыть содержание, формы, детерминанты и механизмы агрессии школьников с умственной отсталостью в сравнительном плане с нормально развивающимися школьниками;

- изучить методы диагностики агрессии школьников с умственной отсталостью;

- познакомиться с моделями коррекции и профилактики агрессии у школьников с умственной отсталостью с учетом своеобразия соотношения ее биологических, социальных и психологических детерминант.

При рассмотрении феномена агрессии в отечественной и зарубежной психологии проводится:

- сравнительный анализ понятия «агрессия» с разных теоретико-методологических позиций, выделяются существенные признаки этого понятия;

- раскрываются теории агрессии в зарубежной и отечественной психологии, в рамках которых осуществляется анализ сущности, причин и механизмов возникновения человеческой агрессии: ин-стинктивистские теории, берущие свое начало от З. Фрейда и К. Лоренца;

- теория фрустрации, приверженцами которой являются Л. Берковиц, С. Фешбек и другие;

- теория социального научения, разрабатываемая А. Басом, А. Бандурой, Р. Уолтерсом и другими;

- теория социального влияния, развиваемая такими учеными, как Р. Браун, Р. Смит, Дж. Те-дещи и другими.

Проблема агрессии в школьном возрасте рассматривается в возрастном аспекте: у детей дошкольного возраста (Э.Ш. Бубнова, Ю.В. Егошкин, С.Л. Колосова, О.Н. Истратова, О.Е. Смирнова и другие), младших школьников (Н.А. Дубинко, О.Н. Князева, А.С. Коповой и другие), подростков и старшеклассников (М.А. Алемаскин, Н.В. Аликина, Р.Р. Бирюшев, О.В. Гордякова, В.В. Знаков, А.А.Р. Зоу-ир, П.А. Ковалев, Э.И. Кондракова, Р.М. Масагутов, Ю.Б. Можгинский, Е.В. Ольшанская, Л.М. Семенюк, С.Ф. Сироткин, И.А. Фурманов и другие). В процессе обучения проводится анализ агрессии несовершеннолетних правонарушителей в работах М.А. Алемаскина, Ю.М. Антоняна, Р.Р. Бирюшева, Э. Квят-ковска-Тохович, Е.В. Куприянчук; О.Д. Ситковской, В.Д. Смирнова и другие, изучается роль семьи и семейного воспитания в возникновении враждебного поведения (М.П. Квадрициус, Н.И. Корытченкова и другие). Основное внимание уделяется проблеме агрессии в подростковом возрасте, рассматриваются ее формы, основные факторы и психологические механизмы.

При рассмотрении проблемы агрессии умственно отсталых детей в специальной психологии вначале проводится анализ нарушений поведения. Клинико-психологическое изучение и дифференциацию нарушений поведения и эмоциональных расстройств у умственно отсталых школьников проводили в своих работах Э.Я. Альбрехт, В.А. Малинаускене, К.С. Лебединская и другие. Указания на проявления агрессивности и враждебности умственно отсталых школьников имеются в исследованиях Э.Я. Альбрехта, Т. Аунапуу, Н.В. Волковой, Г.Г. Запрягаева, И.А. Коробейникова, В.К. Кузьминой, К.С. Лебединской, В.А. Малинаускене, В.М. Маховой, К. Поспишиль, Г.М. Угаровой, О.Е. Фрейерова, Л.М. Шипициной и другие [1]. Особенности агрессии и дифференциация ее видов у умственно отсталых школьников представлены в работах Е.С. Иванова [2].

Наиболее уязвимым в плане возникновения нарушений поведения и эмоциональных расстройств у школьников, в том числе и умственно отсталых, признается подростковый возраст. Особенности психического развития в подростковом возрасте освещались в отечественной психологии в работах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, И.С. Кона, Е.А. Шумилина, Л.С. Выготского, А.К. Марковой, В.Г. Асеева и других. Указывая на позитивные изменения, характерные для формирования психического развития подростков, большинство исследователей, тем не менее, отмечают, что психическое развитие в подростковом возрасте характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, определенной дисгармонией, свойственной даже в целом нормально протекающему подростковому периоду. На высокую частоту нарушений поведения и эмоциональных расстройств у олигофренов в подростковом возрасте указывают Г.Е. Сухарева, Д.Н. Исаев, В.К. Кузьмина, Э.Я. Альбрехт, В.А. Малинаускене, К.С. Лебединская, Т. Аунапуу и другие.

Одним из наиболее важных является вопрос о детерминации нарушений поведения у детей с умственной отсталостью, который обсуждался в исследованиях Э.Я. Альбрехта, Г.Г. Запрягаева, Д.Н. Исаева, К.С. Лебединской, В.А. Малинаускене, М.С. Певзнер и других. Возникновение нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц, страдающих олигофренией, одни авторы связывали с интеллектуальным недоразвитием (П.И. Ковалевский, Н.И. Фелинская и другие), другие - с психогенными факторами (О.Е. Фрейеров, Д.Н. Исаев и другие), третьи - с органической неполноценностью нервной системы, с повреждением ее подкорковых областей (М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие).

Следует отметить, что возникновение нарушений поведения у детей с умственной отсталостью не ограничено действием биологических факторов (церебрально-органических и эндокринных нарушений, психопатоподобных синдромов и т.д.), а во многом определяется причинами социальнопсихологического характера, на что указывается в работах Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Г.Г. Запрягаева и других.

Интересным в связи с этим представляется изучение социально-психологических детерминант агрессии умственно отсталых школьников. Как отмечает И.А. Коробейников, при наличии у ребенка симптомов психического недоразвития враждебное поведение чаще всего рассматривается как имеющее преимущественно органическую обусловленность, вне сложной системы опосредова-ний между органическим дефектом и социальным поведением [3]. Между тем, изучение социальной и психологической детерминации агрессивного поведения детей необходимо как для своевременной диагностики и прогнозирования соответствующих действий, так и для построения научнообоснованной коррекционной и профилактической работы.

Важным аспектом изучения агрессивного поведения умственно отсталых подростков является методологический и методический аспекты, связанные с определением принципов исследования и выбором методов и методик, позволяющих диагностировать данный феномен у школьников с отклонениями в развитии.

В последние годы появилось большое количество исследований, посвященных проблемам агрессии школьников, в которых, в частности, рассматриваются вопросы диагностики, коррекции и профилактики враждебного поведения. Применение предлагаемых в этих трудах методов диагностики, в большинстве случаев, неприемлемо по отношению к категории умственно отсталых в связи с их интеллектуальной недостаточностью. С одной стороны, используемые методы диагностики, чаще всего вербальные, не позволяют выйти на уровень достоверности и надежности результатов при применении на соответствующей выборке. В разделе диагностики агрессии умственно отсталых подростков студенты знакомятся с методами изучения подобной враждебности, среди которых: методика Розенцвейга, тест руки Вагнера, тест «Дом. Дерево. Человек», карта наблюдения агрессии школьников, вербальный фрустрационный тест и т.д.

Завершающей темой изучения на спецкурсе является профилактика и коррекция агрессии умственно отсталых школьников. Данные вопросы исследовались в работах Э.И. Кондраковой, И.А. Фурманова и другими. Вместе с тем, подходы к профилактике и коррекции агрессивного поведения умственно отсталых должны быть иные по сравнению с нормой, предполагающие, прежде всего, формирование осознанного отношения к своему поведению. Основные направления коррекции нарушений поведения школьников с умственной отсталостью представлены в работе А.А. Богдановой [4]. Система профилактики нарушений поведения у учащихся с отклонениями в развитии раскрывается в исследовании С.Л. Соловьевой [5]. В работе Н.В. Волковой анализируются возможности применения различных методов психотерапевтического воздействия для работы с такими детьми [6].

Формирование профессиональных компетенций у будущих специальных психологов и олиго-френопедагогов при изучении агрессии умственно отсталых школьников будет способствовать решению проблем повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, формированию социально-значимых качеств личности школьника с отклонением в развитии, саморегуляции его поведения, оптимизации взаимоотношений с окружающими, профилактике правонарушений у лиц с умственной отсталостью.

Ссылки:

1. Шипова Л.В. Формы нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью // Научное мнение. 2013. № 11.

2. Иванов Е.С. Клиническое изучение побегов и агрессии у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательной школы // Дифференц. диагностика и коррекция нарушений поведения у аномальных детей. Л., 1989.

3. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

4. Богданова А.А. Педагогическая коррекция поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004.

5. Соловьева С.Л. Особенности нарушения поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью и его профилактика в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.

6. Волкова Н.В. Психотерапия как средство коррекции поведения детей с недоразвитием интеллекта // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.