Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКА САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ LIFELONG LEARNING'

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКА САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ LIFELONG LEARNING Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоорганизация / самостоятельность / учебный процесс / метод проектов / структурирование самостоятельной деятельности / поэтапная модель / познавательная деятельность / self-organization / independence / educational process / project method / structuring of independent activity / step-by-step model / cognitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Танцура

В статье рассматривается вопрос формирования у студентов навыка самоорганизации личностной деятельности. Современные студенты, начиная обучение в вузе, сталкиваются с проблемой организации самостоятельной деятельности по овладению предметным содержанием. Наибольшее значение самоорганизация приобретает в аспекте профессиональной деятельности. Анализ существующего научного опыта позволяет определить понятие «самоорганизация» как многоаспектное образование. Автором предлагается поэтапная модель формирования навыка самостоятельной организации познавательной деятельности на основе применения метода проектов в процессе обучения студентов иностранному языку. Метод проектов позволяет соединить изучение профессионально значимого для студентов контента с возможностью совершенствования иноязычных знаний. Использование метода проектов позволяет развить иноязычные коммуникативные и социальные компетенции у студентов. Поэтапное выполнение задач в процессе подготовки результатов проекта к презентации позволяет студентам справиться с проблемами обработки информации и представления ее в письменном и устном виде на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т А. Танцура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ SKILLS FOR SELF-ORGANIZATION OF PERSONAL ACTIVITY IN THE ASPECT OF LIFELONG LEARNING

The article discusses the issue of developing students’ skill to self-organize personal activity. Modern students, starting their studies at a university, face a problem of organizing independent activities to master contents of a subject. Self-organization acquires the greatest importance in the aspect of professional activity. Analysis of existing scientific experience allows to define the concept of “self-organization” as a multidimensional notion. The author proposes a step-by-step model for developing the skill of independent organization to make effective cognitive activity based on the use of the project method in the process of teaching students a foreign language. The project method allows students to combine the study of professionally significant content with the opportunity to improve the competence in foreign language. Using the project method enables students to develop foreign language communicative and social competencies. The step-by-step implementation of tasks in the process of preparing project results presentation allows students to cope with the problems of processing information and presenting it in written and oral forms in a foreign language.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКА САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ LIFELONG LEARNING»

4. Surzhikov V.F. Planirovanie fizicheskogo 'eksperimenta v zadachah analiza rezul'tatov vozdejstviya pomeh na radio'elektronnuyu apparaturu. Mir nauki, kultury iobrazovaniya. 2021; № 2 (87): 171-173.

5. Surzhikov V.F. Tehnicheskij izomorfizm fizicheskih inercial'nyh ob'ektov i ego strukturnye, operacionnye i matematicheskie osnovy. Mir nauki, kultury i obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 99-102.

Статья поступила в редакцию 20.06.24

УДК 378

Tantsura T.A., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ttancyra@yandex.ru

FORMATION OF STUDENTS' SKILLS FOR SELF-ORGANIZATION OF PERSONAL ACTIVITY IN THE ASPECT OF LIFELONG LEARNING. The article discusses the issue of developing students' skill to self-organize personal activity. Modern students, starting their studies at a university, face a problem of organizing independent activities to master contents of a subject. Self-organization acquires the greatest importance in the aspect of professional activity. Analysis of existing scientific experience allows to define the concept of "self-organization" as a multidimensional notion. The author proposes a step-by-step model for developing the skill of independent organization to make effective cognitive activity based on the use of the project method in the process of teaching students a foreign language. The project method allows students to combine the study of professionally significant content with the opportunity to improve the competence in foreign language. Using the project method enables students to develop foreign language communicative and social competencies. The step-by-step implementation of tasks in the process of preparing project results presentation allows students to cope with the problems of processing information and presenting it in written and oral forms in a foreign language.

Key words: self-organization, independence, educational process, project method, structuring of independent activity, step-by-step model, cognitive activity

Т.А. Танцура, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ttancyra@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКА САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ LIFELONG LEARNING

В статье рассматривается вопрос формирования у студентов навыка самоорганизации личностной деятельности. Современные студенты, начиная обучение в вузе, сталкиваются с проблемой организации самостоятельной деятельности по овладению предметным содержанием. Наибольшее значение самоорганизация приобретает в аспекте профессиональной деятельности. Анализ существующего научного опыта позволяет определить понятие «самоорганизация» как многоаспектное образование. Автором предлагается поэтапная модель формирования навыка самостоятельной организации познавательной деятельности на основе применения метода проектов в процессе обучения студентов иностранному языку. Метод проектов позволяет соединить изучение профессионально значимого для студентов контента с возможностью совершенствования иноязычных знаний. Использование метода проектов позволяет развить иноязычные коммуникативные и социальные компетенции у студентов. Поэтапное выполнение задач в процессе подготовки результатов проекта к презентации позволяет студентам справиться с проблемами обработки информации и представления ее в письменном и устном виде на иностранном языке.

Ключевые слова: самоорганизация, самостоятельность, учебный процесс, метод проектов, структурирование самостоятельной деятельности, поэтапная модель, познавательная деятельность

В последние десятилетия наблюдается ускорение прогресса в научно-технической сфере, что приводит к внедрению инновационных технологий в различных отраслях экономики государства. В связи с происходящими процессами цифровизации промышленности и всех сфер жизнедеятельности человека потребность в специалистах, готовых быстро адаптироваться к новым технологическим реалиям, резко возросла на рынке труда. Современные специалисты осознают необходимость развития личностного потенциала и профессиональных навыков на протяжении всей жизни (lifelong learning).

Актуальность данной работы связана с возможностью формирования у студентов навыка самоорганизации личностной деятельности в процессе обучения в высшей школе, поскольку умение планировать и организовывать самостоятельно познавательную деятельность, направленную на самостоятельное овладение новыми знаниями, технологиями, процессами в профессиональной области, способствует принятию эффективных решений в случаях проблемных профессиональных ситуаций и организации трудовой деятельности в целом.

Целью работы является определение наиболее эффективных психолого-педагогических подходов и учебно-методических способов, позволяющих сформировать у студентов навыки самоорганизации личностной деятельности на основе учебной деятельности в рамках обучения иностранному языку. Реализация следующих задач будет способствовать достижению данной цели: 1) определение различия значений терминологического аппарата, связанного с самоорганизацией деятельности; 2) разработка педагогической модели по формированию навыка самоорганизации учебной деятельности.

Новизна работы заключается в представлении наиболее эффективных методических подходов, выявленных в результате изучения существующей научно-исследовательской литературы, и разработке модели по формированию у студентов навыка самоорганизации личностной деятельности на примере учебной деятельности по изучению иностранного языка в вузе.

Теоретическая значимость работы состоит в проведении анализа терминологического аппарата, используемого при толковании понятия «самоорганизация» и сопряженных с ним понятий, в осуществлении определения взаимосвязи между ними на основе материалов существующего научного опыта.

Практическая значимость работы заключается в представлении практической модели формирования навыка самоорганизации личностной деятельности на основе применения метода проектов на примере обучения студентов иностранному языку.

В настоящее время особое внимание уделяется формированию и развитию у студентов способности организации самостоятельной деятельности, поскольку активность и самостоятельность стали неотъемлемыми функциональными характеристиками современных специалистов. В постоянно меняющейся инфор-

мационной и технологической среде специалисту нужно быть готовым совершенствовать профессиональные знания и навыки на протяжении всей жизни. В таких условиях становится важным формирование у студентов навыка к самостоятельному поиску информации, содержащей новое знание, и к самостоятельному ее усвоению. Понятие «самостоятельность» в научной литературе трактуется в зависимости от объекта исследования, но в целом характеризует качество личности, обусловленное потребностью самостоятельно мыслить, принимать решения, осуществлять познавательный поиск и действовать в новых ситуациях [1]. Важным аспектом обучения в вузе является формирование познавательной самостоятельности, что связано непосредственно с развитием способности к самообучению, которое выражается в саморазвитии и самоактуализации личности, т. е. способности самостоятельно овладевать новыми знаниями, осуществлять познавательную активность [2, с. 35]. Исследование проблемы соотношения понятий «самообразование» и «самоорганизация», выполненное Т.В. Триндюк, Н.П Кочетовой, Л.В. Лысогоровой, раскрывает их двустороннюю взаимосвязь, где самоорганизация представляет собой сложную структуру и является средством самообразования, в то время как самообразование представляет реализацию одного из направлений самоорганизации. По мнению авторов, развитие самоорганизации личности возможно при наличии всех составляющих внутренних ресурсов, которые формируются в процессе образовательной деятельности [3, с. 20]. Самоорганизация представляет собой свойство личности, проявляющееся в способности планировать любой вид деятельности с учетом времени и сопутствующих обстоятельств, определять конечную цель данной деятельности и формировать условия для достижения ее [4, с. 329].

Результат любого вида деятельности зависит от способности человека эффективно организовать данную деятельность с учетом личностных ресурсов и внешних условий. Изучение иностранного языка в вузе хотя и является продолжением освоения дисциплины «Иностранный язык», которая изучается студентами в течение нескольких лет до поступления в вуз, требует от студентов умения организовывать процесс самостоятельной работы, поскольку обучающиеся овладевают новым знанием посредством изучения профессионально ориентированных текстов. Несмотря на то, что большая часть учебной деятельности отводится на самостоятельную работу, лишь незначительное количество студентов способны самостоятельно спланировать выполнение заданной учебной деятельности и чаще полагаются на овладение учебным материалом под руководством и контролем преподавателя. Поэтому в процессе обучения студентам необходимо, с одной стороны, научиться рационально распределять свои ресурсы с целью осуществления продуктивной познавательной деятельности, с другой стороны, им важно овладеть навыками организации данной деятельности. Отмечается, что обучение самоорганизации/саморегуляции ("self-regulation", "self-regulated

learning") деятельности в процессе обучения иностранному языку повышает успеваемость студентов и мотивацию к изучению дисциплины [5].

Организация познавательной деятельности предусматривает выполнение нескольких этапов: определение цели, анализ задачи/ситуации, разработка плана, реализация непосредственно заданной деятельности, контроль-оценка выполнения в соответствии с заданной целью, коррекция [6, с. 99]. Формирование навыка самоорганизации деятельности осуществляется посредством выполнения «репродуктивно-подражательного, поисково-исполнительного и творческого» видов учебной деятельности. Самостоятельность при выполнении творческих учебных заданий представляет собой высшую форму проявления познавательной деятельности [7, с. 169]. Подготовка и представление студентами проекта на иностранном языке охватывает все указанные виды учебной деятельности, а поэтапность выполнения данного вида работы предусматривает от студентов самостоятельной организации, что способствует формированию навыка самоорганизации деятельности. Ценность метода проектов заключается в самом процессе обучения, направленного на развитие способности обучающихся адаптироваться к условиям заданной учебной ситуации, осуществляя планирование и структурирование самостоятельной деятельности.

Основными характеристиками метода проектов являются организация работы, самостоятельный поиск и анализ студентами заданной информации, выполнение задания в установленные временные рамки, представление проекта. Количество этапов, сложность и длительность подготовки проекта зависит от режима работы - индивидуальный, парный, групповой. Предлагается начинать с индивидуальной подготовки студентами проектов. Постепенное усложнение учебных заданий соответствует реализации методического принципа «от простого к сложному» и тем самым способствует эффективному закреплению у студентов навыка самостоятельного планирования и организации познавательной деятельности. Сформированные навыки самоорганизации в процессе выполнения индивидуального проекта помогут сэкономить время и упростят взаимодействие студентов при выполнении парного или группового проекта.

Выполнение проектного задания обусловливает самостоятельность выполнения всех этапов студентом, а это значит, что обучающемуся необходимо самостоятельно активизировать знания и навыки иностранного языка для представления профессиональной проблемы и ее решения. Студент становится самостоятельным и полноправным исполнителем конкретной деятельности.

Преподаватель выполняет функцию консультанта, фасилитатора, т. е. не контролирует выполнение каждого этапа самостоятельной деятельности, а тактично координирует деятельность студентов - помогает с планированием работы по проекту, консультирует в случае появления лингвистических трудностей при подготовке к презентации информационного содержания проекта, ассистирует на этапе представления итогов проектного задания. Основной задачей преподавателя является формирование у студентов готовности к осуществлению самостоятельно организованной продуктивной деятельности, которая основана на анализе и презентации иноязычного материала. Поэтому преподавателю необходимо уделить особое внимание созданию рабочего настроения у студентов, определить наиболее профессионально значимые темы.

Поэтапная модель обучения самостоятельной организации познавательной деятельности на основе подготовки проекта предусматривает определение задач, которые студенту необходимо выполнить для достижения цели данного вида учебной деятельности. Для развития навыка самоорганизации студентам

Библиографический список

предлагается выполнить следующие задачи: 1) поиск и отбор информационного материала, на основе которого проводится разработка проекта; 2) чтение, анализ материалов подборки, составление глоссария терминов; 3) составление чернового варианта проектного доклада; 4) консультирование с преподавателем по употреблению лексико-грамматических конструкций, вызвавших трудности при создании текста доклада; 5) корректировка; 6) создание материала визуального сопровождения доклада в формате PowerPoint; 7) подготовка к устному представлению проекта, прогнозирование возможных вопросов. Преподаватель определяет дату представления проекта, студентам в рамках отведенного времени необходимо распределить время для выполнения каждой задачи с учетом ее сложности и времени затратности. Возможность самостоятельного осуществления коррекции оказывает позитивное воздействие на эмоциональное восприятие студентом предложенной учебной деятельности, повышает степень ответственности за результат.

Принимая во внимание влияние цифровых технологий на все сферы деятельности современного общества, следует отметить позитивные возможности применения данных технологий в процессе обучения как для преподавателей, так и для студентов [8; 9]. Использование возможностей цифровой среды в значительной степени способствует осуществлению поиска информационного содержания по проблеме проекта, обработке текстового материала, подготовке визуального сопровождения в формате презентации в PowerPoint. Кроме того, для осуществления планирования и организации самостоятельной деятельности студенты могут пользоваться функциональными ресурсами цифровых устройств (телефон, планшет и т. д.), например, приложение для планирования задач и календарь, в которых студенты могут зафиксировать выполнение конкретных задач к установленному времени.

Сформированные навыки самоорганизации познавательной деятельности в процессе подготовки проекта применяются студентами при организации выполнения заданий, относящихся к самостоятельной работе. В ходе работы над проектом у студентов развиваются иноязычно-коммуникативные и профессиональные компетенции. Профессиональный контекст содержания проекта повышает познавательную активность студентов, а спланированная организация деятельности по его разработке снимает психологические барьеры при анализе большого объема информации на иностранном языке и переработке данной информации с использованием различных лексико-грамматических языковых трансформаций в тексте доклада по проекту.

В заключение можно утверждать, что использование метода проектов в учебном процессе позволяет сформировать навык самоорганизации личностной деятельности, способствует развитию иноязычной компетенции, свидетельством чего являются результаты текущего контроля студентов и промежуточной аттестации. Учебная деятельность по подготовке представления проекта позволяет осуществить применение иностранного языка наиболее приближенно к ситуациям профессионального взаимодействия; вовлекать студентов в процесс самостоятельной активности; развивать навыки анализа и синтеза больших объемов информации на иностранном языке; развивать творческие способности, когда студенты генерируют идеи и представляют неординарные решения по проекту.

Практический опыт самостоятельной организации деятельности, приобретенный студентами в период обучения, предоставляет возможность использования его в различных областях социальной и будущей профессиональной деятельности.

1. Мирошниченко И.Н. Развитие самостоятельности студентов в современном образовательном процессе в вузе: педагогические подходы. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020; № 06 (47).

2. Панова Л.Д., Ван М. Познавательная самостоятельность студентов как педагогическая проблема. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022; Т. 20, № 1: 33-44.

3. Триндюк Т.В., Кочетова Н.Г, Лысогорова Л.В. О взаимосвязи понятий «самоорганизация и самообразование». Балканско научно обозрение. 2020; Т. 4, № 4 (10): 20-22.

4. Филиппова В.П. Самомотивация и самоорганизация деятельности студентов в современных условиях. Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2021; Т. 1: 328-333.

5. Zhao W. Paradigm of foreign language teaching and learning: A perspective of self-regulated learning environment construction. Open Journal of Social Sciences. 2016; Vol. 4: 167-177.

6. Косарева С.А. Самооценка обучающимися эффективности самоорганизации деятельности по изучению иностранного языка. Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2023; № 6: 99-103.

7. Безукладников К.Э., Вахрушева О.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования самоорганизации при обучении иностранному языку в военном вузе. Язык и культура. 2023; № 62: 162-182.

8. Восковская А.С., Карпова Т.А. Использование веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 9-11.

References

1. Miroshnichenko I.N. Razvitie samostoyatel'nosti studentov v sovremennom obrazovatel'nom processe v vuze: pedagogicheskie podhody. Mir pedagogiki i psihologii: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2020; № 06 (47).

2. Panova L.D., Van M. Poznavatel'naya samostoyatel'nost' studentov kak pedagogicheskaya problema. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2022; T. 20, № 1: 33-44.

3. Trindyuk T.V., Kochetova N.G., Lysogorova L.V. O vzaimosvyazi ponyatij «samoorganizaciya i samoobrazovanie». Balkansko nauchnoobozrenie. 2020; T. 4, № 4 (10): 20-22.

4. Filippova V.P. Samomotivaciya i samoorganizaciya deyatel'nosti studentov v sovremennyh usloviyah. Formirovanie gumanitarnoj sredy v vuze: innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii. Kompetentnostnyj podhod. 2021; T. 1: 328-333.

5. Zhao W. Paradigm of foreign language teaching and learning: A perspective of self-regulated learning environment construction. Open Journal of Social Sciences. 2016; Vol. 4: 167-177.

6. Kosareva S.A. Samoocenka obuchayuschimisya 'effektivnosti samoorganizacii deyatel'nosti po izucheniyu inostrannogo yazyka. Organizaciya samostoyatel'nojraboty studentov po inostrannym yazykam. 2023; № 6: 99-103.

7. Bezukladnikov K.'E., Vahrusheva O.V. Kompetentnostno-orientirovannye zadaniya kak sredstvo formirovaniya samoorganizacii pri obuchenii inostrannomu yazyku v voennom vuze. Yazyk i kul'tura. 2023; № 62: 162-182.

8. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Ispol'zovanie veb-kvestov dlya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 9-11.

Статья поступила в редакцию 19.05.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.