Научная статья на тему 'Формирование у студентов факультета физической культуры гуманистических подходов к проблеме модернизации профессионального физкультурного образования'

Формирование у студентов факультета физической культуры гуманистических подходов к проблеме модернизации профессионального физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешков В. Ф.

Обосновано становление креативного компонента профессиональной подготовки студентов. Включение студентов в исследовательскую работу методом контент-анализа научных материалов позволяет расширить границы теоретического, профессионального и исследовательского опыта, осмыслить потенциал гуманистической направленности профессиональной подготовки педагогов физической культуры, гуманизации спорта и физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пешков В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов факультета физической культуры гуманистических подходов к проблеме модернизации профессионального физкультурного образования»

УДК 796.011.3:378.037.1

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Ф. Пешков

Томский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

Обосновано становление креативного компонента профессиональной подготовки студентов. Включение студентов в исследовательскую работу методом контент-анализа научных материалов позволяет расширить границы теоретического, профессионального и исследовательского опыта, осмыслить потенциал гуманистической направленности профессиональной подготовки педагогов физической культуры, гуманизации спорта и физической культуры.

Реализация замысла гуманизировать профессиональную подготовку педагога физической культуры модернизацией восстановительно-профилактической (ВП) направленности процесса обучения предполагала, во-первых, раскрытие современного видения задач, значений и смыслов включения ВП профессиональной подготовки в образовательные программы студентов экспериментальных групп, а, во-вторых, освоение студентами методик, технологий ВП средств, освоение различных организационных форм педагогического взаимодействия с юными и взрослыми спортсменами, занимающимися физической культурой и спортом.

Студенты, зачисленные на специальность «Физическая культура» со специализацией «Спортивная подготовка», «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Валеология», обучались по экспериментальной программе, ориентированной на ВП направленность профессиональной подготовки. Студенты, зачисленные на специальность «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», обучались по традиционной программе в составе контрольных групп.

Практическая модернизация подготовки предусматривала развитие когнитивных, эмоциональных и конативных (поведенческих) структур приобретаемого опыта педагогического взаимодействия на основе использования широкого спектра восстановительно-профилактических средств, влияющих на формирование и развитие профессиональных установок, систему ценностей, личностные качества студентов.

Одна из значимых составляющих теоретического знания - осмысление значения ВП направленности профессиональной подготовки в совершенствовании гуманистической направленности профессионального и общего физкультурно-спортивного образования. Эта проблема раскрывается в содержании лекционных и практических занятий инновационных дисциплин и разделов ВП направленности дисциплин государственного образовательного стандарта, в процессе написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовке докладов к научно-практическим

конференциям, включение студентов в созданную ВП среду. Раскрытие сущности данной проблемы предполагала разные уровни ее конкретизации: значение ВП подготовки в формировании ценностей, развитии личностных качеств студентов, развитие профессионального мастерства; роль восстановительно-профилактических средств в развитии личностных качеств детей и взрослых. Особое место в становлении когнитивных структур опыта студентов, обеспечивающих их вхождение в проблему гуманистической направленности профессиональной подготовки педагогов физической культуры занимало участие в исследовании методом контент-анализа научной периодики, авторефератов, диссертаций, научно-методических материалов конференций, посвященных гуманизации общего и профессионального образования, профессиональной подготовке педагогов физической культуры, обоснованию методик и технологии применения ВП средств в системе спорта, оздоровительной, производственной физической культуре. Изучение научной проблемы осуществлялось методом контент-анализа (под руководством автора исследования в течение 1997-2004 гг.).

Участие студентов в этом исследовании дало возможность концептуального осмысливания опыта модернизации профессионального образования ВП направленности, что позволило будущим педагогам существенно расширить границы теоретико-практического опыта и приобрести знания и навыки опыта исследовательской работы. Студенты определяли общее число публикаций, посвященных вопросам проблемы исследования, и анализировали их с позиции обоснования ВП направленности общего и профессионального физкультурного образования как фактора гуманизации профессиональной подготовки педагогов физической культуры. В итоге были проанализированы содержания:

1. Журналов «Теория и практика физической культуры», «Педагогика», «Научно-спортивный вестник», «Спортивная жизнь России», «Физическая культура в школе» с 1983 по 2004 гг. Всего 421 номер.

2. Материалов I—VII Международных научнопрактических конференций «Актуальные во-

просы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой» с 1997-2003 гг.; «Организация и методы спортивной тренировки»; «Научно-методические аспекты урока физической культуры и тренировки юных спортсменов», 1988, 1989 гг.; «Валеоло-гические подходы к проблеме сохранения здоровья и оптимального развития школьника», 1998 г.; Материалы 1-У Региональной научнопрактической конференции «Педагогические технологии в системе физкультурного образования», с 1999 по 2003 гг.; Областных Программ развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения Томской области на 1994-1999 гг.; 2000-2005 гг.; монографий «Восстановительные средства в профессиональной деятельности педагогов физической культуры и спорта», 2000 г.; «Основы вале-ологии», 1999 г.; «Адаптивное физическое воспитание», 2002 г., а также журнала «Вестник Томского государственного педагогического университета». Всего 22 сборника и книги (автор настоящей статьи выступил в данных изданиях в качестве члена редколлегии, ответственного редактора, соавтора).

3. Материалов других Международных, Всероссийских, Региональных научных, научно-практических конференций, относящихся к тематике исследования. Всего 51 сборник за 1983-2004 гг.

4. Авторефератов на соискание ученых степеней кандидатов и докторов педагогических, психологических и медицинских наук. Всего 102 автореферата за период с 1983 по 2003 гг.

Проведенный контент-анализ [1. С. 107-120]

позволил сделать следующие выводы:

- развитие рыночных отношений в стране требует модернизации системы подготовки физкультурно-спортивных педагогических кадров с целью подготовки педагога, имеющего широкий арсенал профессиональных и личностных качеств, ценностей, способных удовлетворить потребности общества, адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реальностям, быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда, быть социально защищенным [2-4];

- современные тенденции развития содержания профессиональной деятельности педагогов физической культуры характеризуются проявлением полифункциональности, т.е. сочетанием функции разнообразных деятельностей по видам специальностей [5]. Это имеет принципиальное значение и является базовой теоретической основой, детерминирующей необходимость модели профессиональной подготовки полифункциональ-ной подготовки педагога физической культуры;

- специалистами отмечается, что физкультурноспортивная отрасль в целом находится в кризисе [6]. Мы определили это как первый уровень кризиса. Он характеризуется такими показателями, как уменьшением в стране количества за-

нимающихся физической культурой и спортом, большим отсевом юных спортсменов из ДЮСШ, снижением интереса школьников, студентов к занятиям спортом и физической культурой, нарастающими противоречиями между любительским и профессиональным спортом, фактически приостановлением функционирования производственной физической культуры.

Комплекс причин кризиса физкультурно-спортивной отрасли 90-х годов прошлого века - начала нынешнего обуславливает в определенной мере кризис профессионального физкультурного образования. Это подтверждается такими данными, как низкий процент распределения по специальности, явки на работу по распределению, низкий уровень мотивации на работу в сфере физической культуры. Объясняют это несоответствием качества образования требованиям социального заказа. Данный уровень кризиса определили как второй.

Установленный нами третий уровень кризиса -социальной, научной, образовательной сфер, обуславливающий, в свою очередь, негативное состояние и развитие неблагоприятных тенденций первого и второго уровней, характеризуется неполным соответствием методологических подходов российской концепции развития физической культуры и спорта на период до 2005 г. состоянием практики сферы физической культуры, спорта современным прогрессивным отечественным и зарубежным парадигмам педагогического образования; разными целевыми установками в любительском и профессиональном спорте и едиными подходами к их реализации в практике; наличием большого коммерческого физкультурно-спортивного рынка услуг и неразаботанностью социально-педагогических, экономических условий его освоения; несоответствием структурного и функционального содержания профессионального физкультурного образования требованиям полифункциональной профессиональной деятельности педагога физической культуры; между преимущественно спортивно ориентированным профессиональным образованием и усиливающейся тенденцией увеличения значения здоровьеформирующего образования. Выявлены взаимообусловленные, взаимопроникающие, взаи-мозависящие тенденции в отрасли физической культуры, спорта и в вузовском профессиональном физкультурном образования как подсистеме:

- Проблема гуманизации профессионального и общего физкультурного образования, спорта является актуальной и поднимается для обсуждения как в периодической печати, так и на научных конференциях. Важным направлением модернизации профессионального образования является совершенствование направленности и содержания образования, отвечающего требованиям социального заказа общества, государства и личности.

- Исследования, посвященные разработке частных методик восстановительных средств в спорте, физической культуре, рассматривают их

Таблица 1. Динамика написания научно-методических работ восстановительно-профилактического характера студентами экспериментальных и контрольных групп

Годы окончания 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Специальность ФК ФК ФК ФК ФК ФК+СП ФК+В ФК+СП ФК+В ФК+БЖ ФК+СП ФК+БЖ ФК+СП ФК+БЖ

Количество выпускников 50 42 39 46 - 14 31 22 21 28 31 36 47 25

Количество научных рефератов 15 19 23 30 27 14 31 21 20 - 30 - 47 -

Количество курсовых работ 3 5 6 8 7 6 14 9 7 4 11 6 19 3

Количество выпускных квалификационных работ - - 1 2 - 2 3 4 6 5 10 5 11 4

Всего квалификационных работ 3 5 17 22 - 6 8 22 21 28 31 36 47 25

в % - - 5,88 9,10 - 33,33 37,50 18,19 28,57 17,86 32,26 13,89 23,40 16,00

Примечания: ФК - специальность «Физическая культура»; специализация СП - спортивная подготовка; специальности В - ва-леология; БЖ - безопасность жизнедеятельности

Таблица 2. Динамика участия студентов экспериментальных и контрольных групп в работе научно-практических конференций

Годы обучения Количество 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Специальность ФК ФК ФК ФК ФК+СП ФК+В ФК+СП ФК+В ФК+БЖ ФК+СП ФК+БЖ ФК+СП ФК+БЖ

Международная научно- участников 23 25 28 32 25 11 20 14 11 22 18 21 10

практическая конференция докладов 8 7 8 9 7 5 8 7 3 12 1 7 -

Научно-практическая участников - - - 15 17 6 12 7 5 13 6 9 3

конференция (г. Томск) докладов - - - 3 6 3 5 4 1 6 - 5 -

Студенческая научно- участников 75 22 34 29 18 9 23 12 10 24 16 33 8

практическая конференция ТГПУ докладов 8 9 11 10 8 5 7 4 2 6 5 7 3

эффективность только в аспекте спортивной или оздоровительной результативности, не уделяя внимание изучению воздействия на личностные качества, ценности спортсменов, занимающихся физической культурой.

- Отсутствуют исследования, посвященные изучению проблемы профессионального образования ВП направленности как важнейшего компонента профессиональной подготовки педагога физической культуры.

- Установлена высокая потребность у педагогов физической культуры в знаниях, умениях проведения ВП мероприятий педагогической, медикобиологической, психологической групп средств. Контент-анализ научно-методической литературы, проведенный студентами экспериментальных групп, обеспечил по сравнению со студентами контрольных групп, не участвующих в проведении анализа, актуализацию написания рефератов, курсовых, квалификационных выпускных работ, участие в научно-практических конференциях по проблеме восстановления и профилактике состояния здоровья в системе спорта и оздоровительной физической культуре (табл. 1, 2).

Анализ изученной научной, научно-методической литературы сформировал у студентов экспериментальных групп представление о модернизации процесса обучения педагогов физической культуры. Она необходима на основе разработки теоретических и методологических подходов, реформирующих идеологию достижения традиционной целевой направленности спорта на личный максимальный результат, на основе разработки восстановительнопрофилактического подхода как базового направления педагогического образования педагогов физической культуры, реализации общих и дидактических принципов спорта и физкультурного воспитания, разрешающего противоречие между сущностью спорта, его целями и личностными субъективными установками, мотивами, ценностями, психофизическим состоянием, личностными качествами спортсменов. Главной составляющей теоретических основ реализации реформирования профессионального физкультурного образования является разработка и внедрение практико-ориентированного образования, построенного на основе полифунцио-нальной деятельности педагогов физической культуры и комплексном, интегрированном подходе к профессиональному физкультурному образованию.

Включение студентов в исследовательскую работу методом контент-анализа текстов позволяет будущим педагогам расширить границы собственного теоретического, профессионального и исследовательского опыта, познакомиться с теоретико-методическими проблемами профессионального и общего образования восстановительно-профилактической напра-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 169 с.

2. Блинов В.М. Проблемы подготовки физкультурных кадров в новых социально-педагогических условиях // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 5. - С. 11-13.

3. Петренко Д.Т Адаптация специалистов физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2001. - 19 с.

вленности, методиками и технологиями проведения восстановительно-профилактических мероприятий, осмыслить их потенциал в решении проблемы гуманистической направленности профессиональной подготовки педагогов физической культуры, гуманизации спорта и физической культуры.

4. Сургучев В.А. Исследование спроса на выпускников физкультурных вузов и их ориентация в сфере труда // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 12. — С. 39—42.

5. Чичикин В.Т. Типология специальностей в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 5—6. — С. 38—39.

6. Ким В.В., Латыпов М.М., Линькова Н.А., Хам Г.С. О разделении спорта и оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 3. — С. 17—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.