Научная статья на тему 'Формирование у студентов-дизайнеров активной гражданской позиции через разработку и сопровождение социально значимых проектов'

Формирование у студентов-дизайнеров активной гражданской позиции через разработку и сопровождение социально значимых проектов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CITIZENSHIP / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ / SOCIALLY IMPORTANT PROJECTS / ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / VISUAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Устименко Юлия Александровна

Статья посвящена изучению проблемы формирования активной жизненной позиции у молодежи, в частности у студентов-дизайнеров Смоленского государственного университета. Рассмотрено включение студентов в разработку дизайна социально значимых проектов на примере разработки визуальной коммуникации с целью привлечения внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями организации «Дети Ангелы Смоленск». Даны рекомендации по поэтапному ведению этой работы с максимальной активизацией потенциала молодых дизайнеров и их социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of students-designers of active citizenship through the development and support of socially significant projects

The article is devoted to problems of formation of active life position of youth, in particular the design students of the Smolensk state University. Considered the inclusion of students in the design of social projects for example, the development of visual communication with the aim of attracting public attention to the problems of children with disabilities organization «Children Angels Smolensk». Recommendations for the phased maintenance of this work with the maximum activation potential of young designers and their social activity.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов-дизайнеров активной гражданской позиции через разработку и сопровождение социально значимых проектов»

УДК 378.4

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ АКТИВНОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ И СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ

Устименко Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет, Смоленск, РФ

Статья посвящена изучению проблемы формирования активной жизненной позиции у молодежи, в частности у студентов-дизайнеров Смоленского государственного университета. Рассмотрено включение студентов в разработку дизайна социально значимых проектов на примере разработки визуальной коммуникации с целью привлечения внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями организации «Дети - Ангелы - Смоленск». Даны рекомендации по поэтапному ведению этой работы с максимальной активизацией потенциала молодых дизайнеров и их социальной активности.

Ключевые слова: гражданская позиция; социальная активность; социально-значимые проекты; визуальная коммуникация.

THE FORMATION OF STUDENTS-DESIGNERS OF ACTIVE CITIZENSHIP THROUGH THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS

Ustimenko Yuliia Aleksandrovna, PhD (Cand. Ped. Sci.), associate professor, Smolensk State University, Smolensk, Russia

The article is devoted to problems of formation of active life position of youth, in particular the design students of the Smolensk state University. Considered the inclusion of students in the design of social projects for example, the development of visual communication with the aim of attracting public attention to the problems of children with disabilities organization «Children - Angels - Smolensk». Recommendations for the phased maintenance of this work with the maximum activation potential of young designers and their social activity.

Keywords: citizenship; social activity; socially important projects; visual communication.

Для цитирования: Устименко Ю. А. Формирование у студентов-дизайнеров активной гражданской позиции через разработку и сопровождение социально значимых проектов // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 74-78.

Стратегически важным ресурсом любого современного общества, его активной движущей силой является молодежь. Однако, предоставление молодым людям полной свободы действий не приводит к выбору осознанной морально-правовой модели их поведения в гражданской и социально-культурной среде. Безразличие и пассивность граждан государства, особенно молодых, к социальным проблемам приводят к духовному кризису общества.

Поэтому перед всеми образовательными учреждениями и перед высшей школой, в частности, остро стоит задача воспитания у современного молодого поколения единой системы ценностей, норм, образцов деятельности, соответствующих идеалам гуманизма, формирование у молодежи активной гражданской позиции.

В нашей стране последнее время проблеме формирования активной гражданской позиции многие авторы (педагоги,

социологи) уделяют большое внимание: Н. Н. Волобаева [1], Н. П. Капустин [2], В. Т. Лисовский [3], Г. Н. Филонов [4]. Так, по мнению В. Т. Лисовского, гражданская позиция - это «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны» [3].

Творческая молодежь отличается осознанным участием в жизни общества, выраженном в сознательных реальных действиях и поступках в борьбе с социальными проблемами современности. Именно поэтому одним из вариантов формирования у студентов-дизайнеров их активной гражданской позиции является включение их в разработку и дизайн-сопровождение социально значимых проектов.

По мнению О. Мышковской социальный проект - «четко спланированная программа действий, направленная на улучшение социального положения определенной категории людей, в которой участники проекта видят результаты своего труда и пользу, которую они несут обществу» [5]. В современном обществе одной из главных проблем эффективного продвижения социальных проектов является отсутствие грамотного дизайн-сопровождения и недостаточно развитая социальная реклама. «Социальная реклама - вид коммуникации, направленный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества» [6]. Из-за информационного вакуума, нехватки визуальных коммуникаций, слабого пиара и устаревшего подхода к продвижению проектов многие

социальные проблемы остаются незамеченными. Именно дизайн играет важную роль в восприятии информации и привлечении внимания целевой аудитории. С помощью средств дизайна визуализируются идеи, заложенные в проекте и усиливается социальный эффект при его реализации

[7, 8].

Вовлекать молодых дизайнеров в реализацию различных социальных проблем необходимо поэтапно. Рассмотрим выполнение подобного проекта на примере привлечения внимания общественности средствами визуальной коммуникации к проблемам детей с ограниченными возможностями. В Смоленске с июля 2012 г. существует областная общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы». Но о работе этой организации, о вопросах, которые она пытается решать, а также, самое главное, о проблеме детей-инвалидов кроме социальных служб в городе и области почти никто не знает. А с каждым годом детей с особыми потребностями становится все больше и больше.

Таким образом, целью работы студентов-дизайнеров стало продвижение социального проекта «Дети - Ангелы -Смоленск» средствами визуальной коммуникации и привлечение внимания общества к проблемам социума при реализации данного проекта.

Задачи проекта: формирование у молодежи активной гражданской позиции и развитие нравственных ценностей в сознании молодого поколения; создание художественно-образовательной среды, способствующей диалогу молодежи и общества; вывод государственных социальных проектов с помощью средств графического дизайна на высокий профессиональный уровень; привлечение внимания общественности к актуальным проблемам семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.

Методами осуществления проекта стали: поисковый метод (сбор информации и статистических данных); исследовательский метод (анализ целевой аудитории проекта, анализ аналогов и прототипов дизайн-сопровождения социальных проектов); проектный метод (предпроектный анализ, разработка дизайн-концепции проекта).

На первом этапе работы над проектом студентам необходимо было собрать статистические данные и проанализировать социальные проблемы детей с ограниченными возможностями. В результате было выяснено, что только по официальным данным статистики 2014 г. в Смоленске и Смоленской области зарегистрировано более 73 детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, 58 детей с синдромом Дауна, 241 ребенок с детским церебральным параличом. По факту же таких детей намного больше. При знакомстве с детьми и родителями, входящими в организацию, были выявлены самые актуальные проблемы детей-инвалидов: отказ общества в реализации этими детьми права на образование, труд, отдых и просто жизнь в обществе; обречение детей с двигательными, психическими и эмоциональными проблемами на одиночество и непонимание; признание обществом особых детей «необучаемыми» и «бесперспективными».

На втором этапе необходимо было разработать дизайн-концепцию социального

проекта. Для этого студентами была проанализирована вся собранная информация и спланированы действия по развитию идеи дизайн-концепции; выполнен анализ аналогов и прототипов по дизайн-сопровождению социальных проектов; составлены требований к разработке логотипа организации как части дизайн-сопровождения социального проекта; разработаны варианты решений знака, поисковые эскизы. После выбора лучшего варианта логотипа проведена окончательная доработка знака и выполнен средствами компьютерной графики фирменный блок организации (рис. 1). В основу знака легло слово «ДА», которое, с одной стороны, обозначает заглавные буквы названия организации - «Дети-Ангелы», с другой - открывает этим особенным детям дверь в социум, в общество, в полноценную жизнь.

Я?

Дети-Ангелы

СМОЛЕНСК

Рис. 1. Фирменный блок обрганизации «Дети - Ангелы - Смоленск»

Рис. 2. Сувенирная продукция с фирменной символикой организации

«Дети - Ангелы - Смоленск»

На третьем этапе спроектирован дизайн коммуникационных материалов: разработаны и выполнены с помощью компьютерной графики полиграфическая продукция, плакаты, средства навигации, информационная графика, упаковки, рекламные проспекты, презентации и т. д. (рис. 2); составлены рекомендации по информационному продвижению проекта. Таким образом, данный проект решил две проблемы. Во-первых, социальный про-

ект получил поддержку и развитие за счет привлечения общественности средствами визуальной коммуникации к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, работа над данным проектом активизировала у студентов формирование осознанной морально-правовой модели поведения в социально-культурной среде, активной гражданской позиции противодействию негативным вызовам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волобоева Н. Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 39. С. 264-267.

2. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М. : Академия, 1999. 214 с.

3. Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб. : СПбГУ, 2009. 254 с.

4. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45-51.

5. Сыченков В. Проектирование уникальных каналов коммуникации с целевыми потребителями // Реклама. Теория и практика. 2010. № 6. С. 358-365.

6. Официальный портал Смоленской областной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети - Ангелы - Смоленск» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// deti-angeli-smolensk.ru/ (дата обращения: 16.10.2017).

7. Карповская Е. Е. Визуальные коммуникации в графическом дизайне [Электронный ресурс] // VI Международная конференция Российской коммуникативной ассоциации «Коммуникация в изменяющемся мире». Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2011. Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/conf/communication-2012/report?memb_id=4586, (дата обращения: 16.10.2017).

8. Луков В. A. Социальное проектирование : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Моск. гуманит.-соци-альн. академия: Флинт, 2003. 240 с.

REFERENCES

1. Voloboeva N. N. Osobennosti programmy razvitiia aktivnoi grazhdanskoi pozitsii podrostkov [The program features the development of an active civil position of teenagers]. Izvestiia rossiiskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2007, no. 39, pp. 264-267.

2. Kapustin N. P. Pedagogicheskie tekhnologii adaptivnoi shkoly [Pedagogical technologies of adaptive school]. Moscow, Akademiia, 1999, 214 p.

3. Lisovskii V. T. Sotsiologiia molodezhi [Youth sociology]. Saint-Petersburg, Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet, 2009, 254 p.

4. Filonov G. N. Grazhdanskoe vospitanie: real'nost' i tendentsii razvitiia [Civic education: reality and development trends]. Pedagogika, 1999, no. 8, pp. 45-51.

5. Sychenkov V. Proektirovanie unikal'nykh kanalov kommunikatsii s tselevymi potrebiteliami [The design of the unique channels of communication with target consumers]. Reklama. Teoriia i praktika, 2010, no. 6, pp. 358-365.

6. Ofitsial'nyi portal Smolenskoi oblastnoi obshchestvennoi organizatsii detei-invalidov i ikh roditelei «Deti - Angely - Smolensk» [Children - Angels - Smolensk]. Available at: http://deti-

angeli-smolensk.ru/ (accessed 16 October 2017).

7. Karpovskaia E. E. Vizual'nye kommunikatsii v graficheskom dizaine [Visual communication in graphic design]. VIMezhdunarodnaia konferentsiia Rossiiskoi kommunikativnoi assotsiatsii «Kommunikatsiia v izmeniaiushchemsia mire». Krasnoiarsk : Sibirskii federal'nyi universitet, 2011, available at: http://conf.sfu-kras.ru/conf/communication-2012/report?memb_id=4586, (accessed 16 October 2017).

8. Lukov V. A. Sotsial'noe proektirovanie [Social engineering]. Moscow, Moskovskaia gumanitarno-sotsial'naia akademiia, Flint, 2003, 240 p.

Материал поступил в редакцию 14.12.2017 © Устименко Ю. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.