ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.147.88:658.512.23
Е.М. Давыдова
ст. преподаватель, кафедра инженерной графики и промышленного дизайна, Институт кибернетики, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
В.Ю. Радченко
ст. преподаватель, кафедра инженерной графики и промышленного дизайна, Институт кибернетики, ФГАОУ ВО «<Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть социальную рекламу как инструмент привлечения внимания студентов к проблемам людей с ограниченными возможностями, посредством введения в педагогический процесс заданий на тему социальной рекламы. Плакатная графика на социальную тему широко используется в современном мире. Актуализируется проблема формирования социально активной жизненной позиции будущих дизайнеров. Изучается воздействие социального плаката как средства художественного воздействия на общество. Проведен анализ методики проектной деятельности, на основе заданий на социальные темы, посредством формирования концепции мировоззрения будущих дизайнеров. В результате показана специфичность, особенность, важность роли проектной деятельности, как фактора, формирующего социальные (нравственные) позиции личности. Разработана серия социальных плакатов. Применение результатов исследования возможно при разработке и осуществлении методики преподавания специальных дисциплин для студентов направления «Дизайн».
Ключевые слова: плакатная графика, социальные темы в дизайне, методика проектирования
E.M. Davydova, Tomsk Polytechnic University
V.Yu. Radchenko, Tomsk Polytechnic University
SOCIAL ISSUES IN DESIGN-GRAPHICS, AS MEANS OF FORMATION AN ACTIVE POSITION IN LIFE OF
STUDENTS
Abstract. This article is an attempt to examine social advertising as an instrument of drawing the student's attention to the problems of people with disabilities by means of introducing social advertising tasks in the pedagogical process. Social themed poster graphics is used widely in the modern world. Forming an active position in social life of the designers-to-be is actualized. We study the impact of social poster as a means of artistic influence on society. We analyze the project activity methods with social themed assignments by means of forming the ideology concept of designers-to-be. As a result the specificity and importance of the project activity in forming a social (moral) person's position is showed. A series of social posters is developed. Practice of research results is possible in the design and implementation of the methodology of teaching specialist disciplines to students of the educational course «Design».
Keywords: poster graphics, social issues in the design, technique of design.
«Современный дизайн вышел за рамки традиционной проектной деятельности по формированию предметного мира и окружающей человека среды, он стал дизайном социального контекста, расширяясь до проектирования социального события, конструирования образа жизни, новых культурных, моральных, социальных ценностей. Именно это качество позволяет присвоить современным формам дизайна свойство трансграничности, т.е. способности развиваться в различных сферах деятельности человечества становясь неотъемлемой их частью» [1, с. 553].
Дизайн - это вид проектирования, придающий объекту, кроме функционала эстетиче-
ские качества, повышенную эргономичность, четкую социальную ориентированность.
Образование в сфере дизайна активно содействует совершенствованию социального дизайна и расширению его границ.
Наиболее важным в социальном направлении деятельности дизайнеров являются разработки идей, отвечающих принципам универсальности, т.е. улучшающих жизнь многих людей.
Дизайнер должен обладать проектной культурой, многообразными средствами и способами выражения мысли; пониманием современной социальной и культурной ситуации, предполагать пути развития художественной культуры, хорошо ориентироваться в вопросах экономики и экологии, технологии и организации производства, материаловедения и тектоники формообразования.
Таким образом, значимость рассмотренной проблемы достаточно высока и прямо связана с потребностью формирования проектной и социальной культуры студентов-дизайнеров. Основой могут служить личностно-ориентированные технологии обучения и создание педагогических условий эффективного формирования профессиональной и социальной культуры.
В ходе реализации поставленных задач сформулированы следующие позиции:
1) определение степени проработанности проблемы в теории и практике педагогики;
2) формулировка и раскрытие содержания понятия «проектная культура»;
3) обоснование и проработка личностно-ориентированной модели процесса формирования проектной культуры студентов-дизайнеров в ходе профессиональной подготовки в вузе;
4) выявление и экспериментальная проверка, в границах разработанной модели, комплекса организационных и педагогических условий, результативности реализации модели в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров.
Для реализации необходимо использование следующих подходов: системный, культурологический, синергетический.
Для достижения основного результата создан комплекс условий, педагогических и профессиональных, совокупность связанных компонентов, профессиональной подготовки продвижения студентов к более высокому уровню овладения проектной культурой.
Формирование педагогических условий предусматривает преемственность специализированных заданий в границах дисциплины и наличие междисциплинарных связей, постепенное усложнение и пополнение учебного материала как основы, определяющей характер предметных связей и позволяющей эффективно осваивать студентам учебную и общекультурную информацию.
Понятие проектной культуры сформулировано многими теоретиками в области проектирования, которые обозначили ее как «третью культуру». Обобщив все определения можно сформулировать общее понятие проектной культуры - творческая деятельность студентов в рамках образовательного процесса, включающая в себя определенную систему критериев исполнения, которые связаны с формированием профессиональных навыков в области проектирования.
Эффективность формирования проектной культуры напрямую зависит от используемых технологий. Личностно-ориентированные и инновационные технологии обучения направлены на повышение компетентности в различных сферах деятельности
В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Существенно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества [2].
Для достижения поставленных задач и с целью привлечения внимание общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, нами был предложен проект, который предполагает сотрудничество с Томским региональным общественным движением «Доступное для инвалидов высшее образование». В качестве проектного задания была выдана тема соци-
ального плаката под девизом «Доступно инвалидам - удобно всем».
Понятие «плакат», как правило, в научных источниках представляется тиражируемым произведением графики различных масштабов, воплощенное полиграфическим способом на бумаге. Социальный плакат - художественное произведение, пропагандирующее основные социальные ценности. С его помощью возможно привлечение внимания людей к конкретным проблемам общества.
В наше время реклама универсальности и инклюзии занимает не самую лидирующую позицию, в ней зачастую наблюдается отсутствие осмысленных художественных образов, порой не понятна целевая аудитория и смысл, вкладываемый авторами в содержание работы и визуальную часть. Хотя большая часть населения доброжелательно воспринимает социальную рекламу и видит в ней большие возможности при решении социальных проблем. Возможно использование результатов при разработке и исполнении информационного сопровождения социальной и воспитательной политики.
Для создания графической работы студентам необходимо было изучить основные проблемы свойственные маломобильным группам населения. К маломобильным группам населения (МГН) кроме инвалидов относят людей с детскими колясками, с временным нарушением здоровья, представители старших возрастов, беременных женщин и т.п.
В цивилизованном обществе окружающая среда должна быть полностью доступной для того, чтобы люди с ограниченными возможностями не испытывали дискриминации ни в чем, но на практике это далеко не так. Поэтому необходимо призывать внимание студентов-дизайнеров, как будущих создателей универсальных объектов дизайна к сложившимся проблемам таких людей.
Серия социальных плакатов для размещения на рекламных установках города Томска, часть которых представлена на рисунках 1-7, стала результатом выполненного задания 2 курса.
Рисунок 1 - Работа студента 2 курса Кандаурова А.А
Рисунок 2 - Работа студента 2 курса Кукуевой К.Р.
Рисунок 3 - Работа студента 2 курса Мухамадеева Р.Г.
Рисунок 4 - Работа студента 2 курса Рыбацкого П. А.
Рисунок 5 - Работа студента 2 курса Резниковой В.А.
Рисунок 6 - Работа студента 2 курса Филенковой А.И.
у ПОСТУПНО иНВЯПИОУ - УДОБНО ВСЕМ! Щ
Рисунок 7 - Работа студента 2 курса Цыгловой А.В.
Заключение
Эффективность формирования проектной и социальной культуры помогает созданию оптимальных организационных и педагогических условий для проектной деятельности студентов, для возможности самореализации в проектах высокой личностной значимости.
Повышению результативности формирования проектной культуры студентов-дизайнеров способствуют разработанные, адаптированные и апробированные рабочие программы курса «Дизайн-проектирование» по тематике «Универсальный дизайн», методические рекомендации по организации выполнения аудиторной и внеаудиторной работы студентов по дизайн-проектированию.
Достигнутые результаты дают возможность утверждать, что благодаря традиционным художественным ценностям и современным проектным средствам серия плакатов заставляет людей задуматься об окружающих, формирует толерантность к людям с особенностями и различными возможностями. Серия представленных работ является примером успешной реализации проектной деятельности, сформированности проектной культуры, выполнения основных задач.
Список литературы:
1. Чепурова О.Б. От социальных тем в дизайне к социальному дизайну // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. на-уч.-метод. конф. Ореньург: ООО ИПК «Университет», 2013. С. 548-553.
2. Норец А.И. Формирование социально активной личности студентов ВУЗА во внеаудиторной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Магнитогорск, 2002. 187 с.
3. Мосорова Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13 - регионоведение, философская антропология, философия культуры. Екатеринбург, 2001. 36 с.
4. Чепурова О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06. М., 2004. 179 с.