УДК 7.01-057.87:378:172
Л. В. Никульшина
Формирование этических ценностей будущих дизайнеров как актуальная проблема их профессиональной подготовки
В данной статье рассматривается проблема формирования этических ценностей будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки, социальная и нравственная ответственность в области дизайна визуальных коммуникаций, а также анализируются результаты проведенной работы.
This article deals with the problem of formation of ethical values future designers in the course of their training, social and moral responsibility in the field of visual communication design, and analyzes the results of the research.
Ключевые слова: образование, дизайн, визуальные коммуникации, этика, мораль, социальная ответственность.
Key words: education, design, visual communication, ethics, morals, social responsibility.
Общество на современном этапе решает проблему осмысления новой парадигмы социокультурного пространства. На месте структурных и функциональных моделей системного представления о социокультурной жизни возникает множественность возможных интерпретаций одного и того же явления. В этих условиях усиливается влияние принципа универсальной значимости дизайна, повышается роль дизайнера-графика, активизируются процессы гуманизации общества как гаранта его выживания в условиях кризиса индустриальной цивилизации. Одним из важнейших факторов визуальной коммуникации является графический дизайн, способствующий нормальной жизнедеятельности общества. Визуальные коммуникации являются одним из компонентов социокультурной среды и накладывают отпечаток на эмоционально - чувственную сферу личности, способы общения, восприятия и представления проблем общества.
В настоящее время в дизайнерской среде все острее поднимаются вопросы, связанные с социальной ответственностью дизайнера. Дизайнеры все больше осознают свое влияние на формирование социокультурной среды. Возникают такие вопросы как: когда и где социальная ответственность в графическом дизайне становиться доминирующей? Какие этические выборы дизайнеру необходимо сделать? Не менее важный вопрос: как дизайнеры намерены использовать свое влияние на социум, и как социальная ответственность может быть отражена и реа-
© Никульшина Л.В., 2015
67
лизована в дизайнерских проектах? Ведь дизайн - самое совершенное оружие, которое на сегодняшний день есть у человека для придания формы его продукции, окружающей среде и в более широком смысле -ему самому. Дизайнер должен анализировать прошлое, а также будущие последствия своих действий.
В контексте вышесказанного необходимо отметить что по средствам графического дизайн складываются отношения между дизайнером и аудиторией, то есть теми, кто является потребителем визуальных коммуникаций, теми, кто в последствие от них страдает. Визуальные коммуникации непосредственно выражают культурные, социальные, политические и экономические запросы общества и таким образом обеспечивают моментальный слепок состояния этого общества. В обсуждении этики в графическом дизайне, следует заметить, что большая часть процесса принятия решений сводится к решению каждого человека, т.е. личной этики. Так решения дизайнера - графика в области визуальных коммуникаций, как правило, определяется его личными жизненными приоритетами. При этом в определении профессиональной этики следует заметить, что понятие выбора является главным. Так как без свободы выбора у него нет ответственности за свои действия. Таким образом, все решения этических аспектов - это личный выбор каждого и отражает наши основные ценности.
С этих позиций становится ясно, что дизайнерам необходимо проанализировать и изучить значения и роль дизайна по отношению к обществу. В современном обществе визуальные коммуникации становятся сферой не только функционального проектирования, но и способом смыслового конструирования, игрой со смыслом. Современное потребление превращается в интенсивный процесс постоянного обновления продуктов (объектов дизайна). Человек, руководствуясь своими желаниями, модой, престижем и т.д. стремится к постоянной погоне за новыми продуктами, обновляя свое предметное, визуальное пространство, свою среду обитания. Кроме функционального использования, создания и потребления вещей, графический дизайн становится видом деятельности по формированию новой смысловой реальности. Вещи, предметы, проникнутые культурным смыслом, выступают элементом моделируемой с их помощью социокультурной реальности.
Графический дизайн, или как его называют визуальнокоммуникативный дизайн, является одним из компонентов социокультурной среды и накладывает отпечаток на эмоционально - чувственную сферу личности, способы общения, восприятия и представления проблем общества. Вопросы социальной ответственности начали активно обсуждаться в последние годы. Дизайнеры - графики в настоящее время стоят перед выбором между личной или профессиональной этикой, т.к. трудно понять как должен вести себя дизайнер по отношению к клиенту, к аудитории. Нельзя отрицать роль графического дизайна в его со-
68
циальном контексте и ответственность, за то, что происходит в социокультурном пространстве. Хотя дизайнеры стараются как можно больше учитывать аспекты социальной ответственности в своей работе, но у них практически всегда возникает дилемма о том, как принять этически правильное решение в графическом дизайне.
Как пример социальной значимости графического дизайна можно привести недавнее событие, произошедшее во Франции, когда Парижская газета Charlie Hebdo опубликовала карикатуру на пророка Мухаммеда. Публикация рисунка привела к убийствам и имела колоссальный общественный резонанс: массовые беспорядки, митинги, демонстрации. Как после таких событий можно считать, что графический дизайн существует отдельно от жизни общества, а графический дизайнер не несет ответственности за социальную и политическую ситуацию социума?
В контексте вышесказанного в Институте графического дизайна Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна с 2011 года была введена дисциплина «Основы этики современного дизайна». Трудоемкость дисциплины составляет 144 часа (4 з.е.). Дисциплина изучается в первом семестре первого курса и предшествует изучению специальных дисциплин. При определении логики построения курса мы исходили из того, что процесс формирования нравственноэтических норм и ценностей - это процесс длительный и сложный. При изучении дисциплины решаются следующие задачи: анализируются особенности, связанные с аспектами социальной ответственности и этики в области дизайна визуальных коммуникаций, с точки зрения дизайнера-графика. Рассматриваются возникающие в последние годы движения и персоналии связанные с этикой в графическом дизайне. Изучаются основные философские учения, способствовавшие развитию этики. Формируются понимания дизайнером этических норм взаимодействия с окружающими, друзьями, коллегами, заказчиками.
Безусловно задачи этического и нравственного воспитания обучающихся должны решаться при изучении всех дисциплин, но как показывает опыт, для получения эффективного результата в рассматриваемом аспекте необходимо дать студентам фундаментальные философские знания о нравственных нормах и ценностях, на которых в дальнейшем будет формироваться их гражданская и социальная позиция. В связи с чем, первая часть дисциплины «Основы этики современного дизайна» посвящена рассмотрению различных философских учений, знакомству с представителями философских течений. В последующих главах затрагиваются вопросы профессиональной этики, ответственности дизайнеров перед обществом, социальная ответственность дизайнеров, этические отношения в работе дизайнеров и вопрос счастья.
Изучение эффективности преподаваемой дисциплины проводилось с помощью анонимного анкетирования среди студентов 6 курса, обучающихся по специализации ГОСТ второго поколения, не прослушавших
69
данную дисциплину - экспериментальная группа, а также среди бакалавров 1 курса, обучающихся по ФГОСТ третьего поколения, где дисциплина «Основы этики современного дизайна» включена в рабочий учебный план вариативной части профессионального цикла и изучается в первом семестре - контрольная группа. Анкета состояла из трех частей. В первой части оценивались знания основных этических учений и философов, трактующих законы морали и нравственности; во второй части оценивалось понимание гражданской позиции, профессиональной этики, трудолюбия, плагиата; в третьей части рассматривалась социальная ответственность и моральные качества будущего дизайнера, его отношений в коллективе, с заказчиком и друзьями Данные анкетирования переведены в процентное отношение и приведены в диаграммах:
Понимание социальной значимости своей будущей профессии (экспериментальная группа)
■ не понимают социальной значимости своей профессии
■ считают нецелесообразным затрагивать социальные проблемы
■ считают, что на дизайнера возложена большая ответственность перед обществом
Рис.1 Результаты анкетирования студентов 6 курса (экспериментальная группа)
Понимание социальной значимости своей будущей профессии (контрольная группа)
■ не понимают социальной значимости своей профессии
■ считают нецелесообразным затрагивать социальные проблемы
■ считают, что на дизайнера возложена большая ответстсвенность перед обществом
Рис. 2 Результаты анкетирования бакалавров 1 курса (контрольная группа)
70
Из полученных данных можно сделать вывод: студенты 6 курса незнакомы с основными учениями этики и затруднялись назвать философов, трактующих основные понятия этики, морали, нравственности в отличие от бакалавров 1 курса, прослушавших дисциплину «Основы этики современного дизайна», понимающих значение моральных и нравственных аспектов в современной жизни, в своей будущей профессиональной деятельности. Готовые к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимающие социальные и культурные различия [6]. Необходимо заметить, что большинство специалистов 6 курса совсем исключают необходимость знаний этических учений в профессии дизайнеров. Студентами 6 курса даются неточные определения понятия «профессиональная этика». Хотя считают, что она обязательно должна присутствовать в коллективе Понятие профессиональной этики, у большинства анкетируемых экспериментальной группы, ограничивается общением с коллегами и заказчиком. Необходимо отметить, что профессиональная этика включает в себя понятия профессиональной самореализации, постоянного усовершенствования, деликатного отношения с коллегами и заказчиками, проявления терпимости, трудолюбия и доброты в своей работе, а также такие понятия как плагиат, профессионализм, дизайн для людей с ограниченными возможностями, отношения с друзьями, семьей. Понятия «доступный дизайн» и «доступность для всех» характеризуется студентами 6 курса как «дешевый дизайн». Следует отметить, что в понятие «доступный дизайн» вложен более глубокий смысл, это дизайн для всех категорий и слоев общества. Сделать дизайн с глубоким смыслом, красивым, узнаваемым и понятным может только высококвалифицированный специалист. Бакалавры 1 курса понимают социальную ответственность перед обществом за создаваемый ими дизайн - продукт. Понимают какие социальные проблемы могут и должны быть затронуты дизайнерами. Готовы на практике использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. Способны анализировать социально-значимые проблемы и процессы. Осознают социальную значимость своей будущей профессии. Обладают высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Готовы к кооперации с коллегами, работе в коллективе, повышению культурного уровня и профессиональной компетенции. Понимают, что создаваемый ими дизайн -продукт должен быть понятен и доступен для всех слоев общества, не исключая людей с ограниченными возможностями, детей, стариков и т.д., в отличие от студентов 6 курса, которые не достаточно осознают социальную значимость своей профессии. Многие из студентов 6 курса готовы угождать прихотям заказчика, которые вносят некорректные изменения в дизайн, не смея отстаивать свои профессиональные знания «лишь бы платили». Правда, некоторые предпочитают не подписывать-
71
ся под таким дизайном, а просто взять деньги за работу. У студентов экспериментальной группы не достаточно четко прослеживается гражданская позиция в отличие от контрольной группы, где обучающие демонстрируют четкую гражданскую позицию; выраженное чувство патриотизма и что не маловажно придерживаются кодекса чести дизайнера. У бакалавров 1 курса, прослушавших дисциплину «Основы этики современного дизайна», отмечается формирование таких качеств как: уважительность (отношение к предметному миру); благородство; честь; толерантность; коллективизм; взаимоуважение (отношение к другим людям); гуманизм; самокритичность; достоинство; ответственность (отношение к себе); целеустремленность; самоорганизованность; пытливость; познавательная активность (отношение к знаниям); трудолюбие; усердие; прилежание (отношение к труду); экологичность; патриотизм; общественный долг; гуманизм (отношение к обществу).
С этих позиций становится очевидной необходимость изменения методологии рассмотрения в учебном процессе этики дизайна, включения в него инновационных педагогических подходов, способствующих глубокому пониманию будущими дизайнерами процессов, происходящих сегодня в социокультурном пространстве и на этой основе формирования их гражданской и общественной позиции, включающую этические и нравственные ценности.
Стоит отметить, что такой подход при изучении дисциплины «Основы этики современного дизайна» позволяет раскрыть личностное отношение к проблеме этики в современном обществе и охватить большую область профессиональной деятельности.
В заключении стоит отметить, что в эпоху массового производства, когда все должно быть спланировано и спроектировано, дизайн стал самым действенным средством, используя который человек создает новые визуальные и коммуникативные средства передачи информации, изменяет окружающую среду и как следствие изменяет общество и самого себя.
Список литературы
1. Земцов Д. Интерактивные образовательные технологии. Сборник тезисов научных докладов. - М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2011.
2. Никульшина Л. В. Этика и принципы современного дизайна: учеб. пособие. -СПб.:ФГБОУВПО «СПГУТД» 2013. - 62 с.
3. Папанек В. Дизайн для реального мира / пер. с английского. - М.: Издатель Д. Аронов, 2010. - 416 с.
4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995. - 271 с.
5. Соболева О. В. Формирование творческого мышления будущего инженера в курсовом и дипломном проектировании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2009. -№ 11. - С. 35-38.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн от 22.12.2009. №780.
72