Научная статья на тему 'Формирование этики дизайнера'

Формирование этики дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3978
1204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ДИЗАЙНЕР / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / VALUES / MORAL / PROFESSIONAL ETHICS / DESIGNER / FORMATION / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабатура Любовь Николаевна, Шпильская Ксения Александровна

Дизайнер одна из самых востребованных в последнее десятилетие профессий, оказавшихся в центре процесса складывания культурной практики своего времени. Этическая позиция дизайнера оказывает на результат его деятельности не меньшее влияние, чем профессиональная квалификация. Формирование этической позиции должно быть обязательным компонентом профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. В статье анализируется значение понятия «профессиональная этика», кратко рассматриваются этапы ее становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL ETHICAL POSITION OF THE DESIGNER

Designer is one of the most popular professions in the last decade, and is in the center of the process of forming of the cultural practices in the modern time. Ethical position of the designer influences the result of his activity as well as his/ her professional qualifications. Formation of ethical position should be an obligatory component of training designers at high school. The article analyzes the meaning of “professional ethics”, the stages of its development are also briefly discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование этики дизайнера»

ТРИ «М»:

Л.Н. Шабатура

К.А. Шпильская

МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД

УДК 130.2

Формирование этики дизайнера

Дизайнер — одна из самых востребованных в последнее десятилетие профессий, оказавшихся в центре процесса складывания культурной практики своего времени. Этическая позиция дизайнера оказывает на результат его деятельности не меньшее влияние, чем профессиональная квалификация. Формирование этической позиции должно быть обязательным компонентом профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. В статье анализируется значение понятия «профессиональная этика», кратко рассматриваются этапы ее становления.

Ключевые слова: ценности, мораль, профессиональная этика, дизайнер, образование, культура.

Неоднозначность понятия «профессиональная этика» обусловливается размытостью семантических границ базового термина «этика», что создает некоторые сложности при разговоре о формировании этической позиции дизайнера. В статье, посвященной разработке данного вопроса, В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов пишут: «Выражение “профессиональная этика” в известной мере условно, ибо означает не что иное как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем употребление понятия “профессиональная этика” оправданно, ибо оно подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценностей и норм профессии» [3, с. 154]. Возьмем это определение за основу и под «профессиональной этической позицией» будем подразумевать профессиональный моральный кодекс, то есть систему рационально осмысленных моральных принципов, норм и правил, общепринятых в данной профессиональной деятельности. Тем более что именно это прикладное значение оказывается в центре внимания в рассуждениях не философов, а самих дизайнеров — теоретиков и практиков, рассматривающих данную проблему в основном с позиции отношения к себе, собственной работе, клиентам, деньгам, своему учителю и ученикам.

Профессиональная этика как система моральных ценностей, свойственная представителям одно© Шабатура Л.Н., Шпильская К.А., 2015

130

Формирование этики дизайнера

го рода деятельности, складывалась постепенно, в течение веков, проходя трансформацию от правил, предписанных членам жреческих сословий и врачевателям древности, от уставов цеховых ремесленников и членов рыцарских орденов Средневековья к моральным нормам профессиональных сообществ Нового времени. Сам термин «профессия», как отмечают исследователи, до Реформации употреблялся только применительно к священнослужителям. Первыми обозначать так любой род занятий, выполняемых квалифицированно и ответственно, стали протестанты.

Профессиональные этические кодексы складывались и раньше в тех областях специализированной деятельности, в которых объектом труда является непосредственно человек. Именно в медицине впервые осмысляются моральные принципы, формируются этические нормы. Основной принцип любой профессиональной этики — «не причини вреда».

Интересен вопрос о взаимоотношении норм общей и профессиональной этики. Ясно, что профессиональные этические правила являются производными от общепринятых моральных норм, переосмысленных применительно к каждой конкретной профессии. Следовательно, перенос традиций из общей морали в профессиональную сферу совершается не механистически, а последовательно, адаптируясь к ее нуждам. В результате такой трансформации появляются профессиональные этические стандарты, противоречащие устоявшимся нормам поведения общества, либо вообще не имеющие аналогов в общей морали и нравственности. Поэтому естественным пластом в профессиональной этике, как научной дисциплине, выделяют «специальную рефлексию относительно принципиальных и нормативных оснований профессиональной деятельности» [1, с. 174], то есть некий мировоззренческий слой установок: осмысление этических стандартов поведения членами профессиональных сообществ. В результате формируются этические профессиональные кодексы, одной из специфических задач которых является снятие противоречий, часто возникающих между моральными устоями, традиционными для общества, и теми действиями, которые профессионал обязан предпринимать в своей рабочей практике.

В современной цивилизации практически любое профессиональное сообщество заботится о своей репутации, следовательно, и об этической стороне деятельности. Именно закрепленные в этических стандартах — хартиях, уставах, кодексах — нормы соответствия деятельности конкретного человека данной профессии становятся очевидными, легальными и негласно согласованными для него самого, а также для его коллег и клиентов. Этические нормы, не закрепленные на государственном уровне законами, не могут гарантировать сохранение и повышение качества товаров и услуг, производимых профессиональным сообществом, а также не застраховывают конечные результаты от негатива и деструктивности. Но, являясь укорененными в сознании членов этих сообществ образцами трудовой профессиональной деятельности, способствуют ее развитию и твор-

131

Формирование этики дизайнера

ческому совершенствованию личности. Следовательно, профессиональная этика, ориентированная на общее благо, содействует прогрессу общества в целом.

Профессиональная деятельность дизайнера предполагает создание либо изменение среды обитания человека и наполнение ее новыми материальными объектами и духовными смыслами, то есть формирование образа действий и мыслей, чувств и эмоций, в глобальном смысле — формирование будущего.

Роль личности дизайнера, его вкусов, взглядов, его мироощущения чрезвычайно велика. Эргономические, эстетические и другие свойства проектируемого объекта всегда будут отражать личность дизайнера, его ценностные установки. Но существует и еще одна сторона — заказчики и потребители данного объекта, перед которыми дизайнер несет ответственность за результаты проектирования. Нормы профессиональной этики призваны регулировать процесс сотрудничества, максимально отражая, учитывая и гармонизируя интересы и потребности каждого субъекта, не допускать и сглаживать возможные конфликты.

Еще одна очень важная сфера приложения этических норм — взаимоотношения с коллегами, ответственность перед другими членами данного профессионального сообщества.

Осознание этических норм профессиональной деятельности в мире развивается со времени зарождения и становления профессии дизайнера как таковой, то есть со второй половины XIX века. В 1957 году состоялось объединение национальных организаций промышленного дизайна в некоммерческое сообщество, юридически зарегистрированное в Париже, и был основан Международный совет организаций индустриального дизайна (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design). ICSID стал той платформой, на основе которой дизайнеры всего мира налаживают профессиональные контакты, определяют общие цели и интересы, следят за сохранением качества и достоинства профессии, соблюдая социальную ответственность.

Постепенно моральные нормы, принятые в профессиональном сообществе дизайнеров, оформляются и закрепляются в специальном этическом кодексе, принятом в 1965 году на IV конгрессе ICSID в Вене, — «Примерный международный кодекс профессионального поведения дизайнера». Содержание кодекса было направлено на укрепление моральной ответственности дизайнера, повышение его профессионального престижа и ограничение коммерческой направленности дизайна.

В 1965 году членом ICSID становится и ВНИИТЭ (Всесоюзный научноисследовательский институт технической эстетики), созданный в 1962 году в Москве под эгидой Государственного комитета СССР по науке и технике в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-

132

Формирование этики дизайнера

бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования», которое фактически положило начало становлению дизайна в стране. В 1991 году по решению Учредительной конференции была создана Общероссийская общественная организация «Союз дизайнеров России», который является членом ICSID с 2007 года.

На сегодняшний день Международный профессиональный кодекс чести дизайнера осмысливается как образцовый кодекс поведения для дизайнеров. Целью кодекса является «формирование основных принципов международных этических норм в дизайнерской практике, принятых всеми организациями — членами ICSID». Кодекс предусматривает ответственность дизайнеров, работающих в обществах и объединениях организаций — членов ICSID, перед обществом, перед другими дизайнерами, перед клиентами.

Следовательно, в кодексе выделены значимые в этическом плане аспекты деятельности дизайнера, выработаны и четко обозначены требования к их осуществлению. Но в данном кодексе, как и во многих других документах, направленных на регулирование этической сферы профессиональной деятельности, отсутствуют какие-либо «гипотезы относительно форм институционализации таких кодексов и механизмов их санкционирования. Эта практическая сторона не просто важна, она является определяющей в обеспечении действенности принимаемых кодексов, деклараций и клятв» [5]. Ведь не случайны примеры игнорирования таких кодексов как в мировой практике, так и в нашей стране, а в некоторых случаях — системное нарушение и попрание утвержденных этических норм.

Кроме того, само существование профессии невозможно без воспроизводства кадров. Вопрос профессионального образования чрезвычайно важен, а формирование этической позиции будущих специалистов должно присутствовать как обязательный компонент образовательных программ гуманитарных вузов, в том числе и для будущих дизайнеров. Безусловно, формирование профессиональной этической позиции должно начинаться при обучении профессии. Конечно, этот процесс предполагает уже заложенные в результате общего воспитания нравственные ориентиры, но именно во время получения образования обучающийся должен осознать моральные цели своей профессии, понять свою свободу и ответственность, право на веру и доверие общества.

Целью профессиональной подготовки будущих дизайнеров является общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование высокого уровня общей и профессиональной культуры, которая понимается как целостная система знаний, умений и навыков, личностных качеств, норм и традиций, необходимых для достижения идеала профессиональной деятельности.

Процесс формирования профессиональной культуры осуществляется в двух направлениях: развитии профессиональной индивидуальности

133

Формирование этики дизайнера

(«субъективация»), то есть материализация в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и формировании личности («профессиональная социализация»), то есть приобщение будущего дизайнера к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности [2]. Следовательно, задача формирования этической позиции будущего специалиста включается в направление профессиональной социализации. Здесь приходится отметить, что на данном этапе в образовательном процессе существуют противоречия между потребностью в формировании профессиональной этической позиции будущих дизайнеров и — шире — их нравственного воспитания вообще и неудовлетворительной разработанностью механизмов организации данного процесса в вузах. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства для специальности «Дизайн» не предусматривает полный специальный курс, направленный на формирование рассматриваемого компонента профессиональной культуры в обязательном цикле общепрофессиональных дисциплин. Естественно, что феномен нравственности анализируется во многих науках, преподаваемых студентам, — философии, истории, социологии, психологии. Конкретно же более узкая задача формирования у студентов основ профессиональной этики ставится в курсе лекций «Дизайн и современный образ жизни», где «образ жизни» рассматривается как ведущая ценностная проектная установка современного дизайна, на которую дизайнер, как профессиональный проектировщик среды, должен ориентироваться в своей деятельности.

Исследователями современного образования студентов-дизайнеров отмечается необходимость разработки специального курса «Этика дизайнера». Проблематику освещаемых в рамках данного курса вопросов, по нашему мнению, не следует сужать лишь до проблем практического характера. Несомненно, большая часть часов дисциплины должна быть посвящена ответам на практические вопросы: как и каким образом должен поступать профессиональный дизайнер в реальных ситуациях своей творческой деятельности. Анализ интернет-сайтов практикующих дизайнеров различных специализаций (графических и ландшафтных дизайнеров, дизайнеров интерьеров и веб-ресурсов и др.) показывает, что именно проблемы взаимоотношений с коллегами и в первую очередь с клиентами становятся особенно острыми в профессиональной практике.

Но безусловной базой должно быть ознакомление студентов с основными положениями общих этических норм и правил поведения человека в обществе. В связи с тем что современный дизайн стал глобальным явлением, роль которого в решении экологических, урбанистических и гуманистических проблем культуры постоянно увеличивается, возрастают и требования к уровню общекультурной подготовки профессионально ком-

134

Формирование этики дизайнера

петентных специалистов-дизайнеров. Ведь именно от будущей деятельности дизайнеров во многом зависит, сохраним ли мы отечественную культуру или растворим ее в культурах других стран и народов.

Одной из основных и наиболее острых проблем сегодняшнего состояния российского общества видится вопрос сохранения культурной идентичности. Решить проблему потери идентичности возможно через традицию. Традиция как социокультурная коммуникация, как социальный регулятор, как система идеалообразующего развития культуры неразрывно связана с воспроизводством культуры как системы ценностей в контексте национальной самобытности [7, с. 9]. Ив последние годы отчетливо прослеживается тенденция возрождения интереса к истокам родной культуры, ведутся поиски культурной самоиндентификации. Дизайн, являясь культуроформирующим фактором проектной деятельности человека, может и должен стать в этих поисках естественным и активным помощником, проводником идей, базирующихся на традиционных, свойственных родной культуре ценностях. К тому же актуальное сейчас экологическое сознание также приближает современность к традиционной культуре. Дизайну под силу способствовать оздоровлению современного российского общества.

Принцип театрализации среды, как мощный инструмент проектирования, востребованный дизайнерами, помогает налаживать связи духовного мира нашего современника с духовной культурой предков. Таким образом, дизайн выступает инструментом социокультурной коммуникации между поколениями людей, действенным методом социальной терапии [6, с. 74].

Осознание важности формирования преемственности в материальной и духовной сферах должно стать одной из первоочередных задач в процессе складывания этической позиции будущих дизайнеров во время их обучения. Таким образом, в предлагаемый спецкурс «Этики дизайнера» целесообразно будет внести раздел, изучающий основы духовной и материальной традиционной культуры России.

Это поможет решить еще одну насущную проблему: до сих пор все ассоциации, связанные с самим термином «дизайн», уводят потребителей далеко за границы нашей культуры. И даже при все более очевидном в последнее время интересе к родной традиции о сформировавшемся современном русском стиле как о выраженном в художественной форме национальном самосознании в дизайне говорить рано. Скорее, речь идет об единичных случаях эксплуатации интереса к национальной самобытности, чаще всего на уровне использования традиционной орнаментики известных русских промыслов. Изучение традиционной культуры поможет будущим специалистам всем сердцем и всей душой полюбить ее, найти методы использования элементов традиционного наследия, сделать традицию — как ценностный опыт прошлого — органичным инструментом проектирования современного и будущего образа жизни.

135

Формирование этики дизайнера

Важной задачей спецкурса «Этика дизайнера» является выработка навыков по оценке этических ситуаций, на основании которых отрабатывается умение анализа в принятии решений при осуществлении профессиональной практики, инвариантной оценке и проектирования конечных результатов. Также студентам необходимы общекультурные и профессиональные навыки выбора эффективных коммуникаций, форм общения с различными слоями общества. В составе спецкурса следует предусмотреть раздел, подробно рассматривающий типологию социальных групп и различные типы образа жизни и освещающий тему взаимовлияния образа жизни как устоявшейся формы бытия человека в мире и предметной среды. Необходимо, чтобы будущие дизайнеры понимали свою роль в профессии не только как посредничество между решаемой задачей и предложенной ситуацией, но и как личности высококультурной, творческой, духовно богатой и интеллектуально развитой, создающей вокруг себя культурно-образовательное пространство и среду социально-культурного восхождения человека.

Спецкурс должен содержать лекционные и семинарские занятия, самостоятельную и практическую работу. Целесообразно также проведение тренингов, направленных на развитие самоанализа, осознания личностных ценностных ориентаций студентов и на их согласованность с взглядами и убеждениями заказчиков. Опыт тренинга ценен своей практической направленностью, так как именно при взаимодействии будущего специалиста с реальной дизайн-деятельностью формируется и проявляется его профессиональная этическая позиция [4, с. 21].

Кроме того, специфика получаемой профессии, ее творческая направленность делает необходимым организовать в вузе разнообразную творческую деятельность, налаживающую разноплановое общение, умение выстраивать взаимоотношения и вырабатывающую нравственное поведение в целом.

Таким образом, для успешного формирования профессиональной этической позиции будущих дизайнеров в план учебной деятельности целесообразно ввести спецкурс, включающий лекционные занятия, обеспечивающие студентов знаниями о нравственных ценностях современного общества, и практическую работу студентов по отработке этического поведения в рамках будущей трудовой деятельности. Проведение семинаров, творческих дискуссий, тренингов будет способствовать пониманию основных положений этического кодекса дизайнеров и созреванию собственной устойчивой позиции в рамках этой этической модели.

Литература

1. Апресян Р.Г. Вид на профессиональную этику // Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В.И. Бакштановского и Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 160-181.

136

Формирование этики дизайнера

2. Асессоров А.И. Формирование профессиональной культуры студента-дизай-нера // Успехи современного естествознания. [Электронный ресурс] URL: http://www.rae. ru/use/?section=content&op=show_artide&artide_id=7783814 (дата обращения: 19.08.2014).

3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 151-167.

4. Грачева Т.К. Педагогическое проектирование нравственного воспитания будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. 2009. 24 с.

5. Профессиональная этика: что и где? // Апресян Р.Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики. [Электронный ресурс] URL: http://iph. ras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/kaunas/apr.html (дата обращения: 13.08.2014).

6. Руденский Е.В. Введение в психосоциологию праздничного общения. Кемерово: Притомское, 1991. 125 с.

7. Шабатура Л.Н. Традиция в социокультурном развитии личности: Автореф. дис. ... д. филос. наук. М., 2004. 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.