18. Узнадзе Д.Н. Философия. Психология. Педагогика. Наука о психической жизни. М., 2014.
19. Чикова И.В. Формирование психологической готовности будущего воспитателя к профессиональному взаимодействию с психологом: Дис. ... канд. пед. наук. Орск, 2009.
о о
д
ш
Н.Ю. Лесконог
Формирование у студенческой молодежи ценности коллективной работы в вузе
В статье рассматриваются возможности организации коллективной работы студентов в процессе изучения будущими политологами дисциплины «Организация массовых мероприятий», анализируются трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе коллективной работы, а также способы преодоления этих трудностей.
Ключевые слова: групповая работа студентов, массовое мероприятие, коллективно-творческое дело в вузе, информационные технологии.
Современная молодежь противоречива. Ее представители, с одной стороны, стремятся быть вместе со сверстниками, показывая свою солидарность в обозначении остроты или в решении каких-либо общественно-политических, социальных, экономических и др. проблем, с другой -молодые люди в наше время очень атомистичны, индивидуалистичны, одиноки, им сложно организовать работу в команде, принять иное мнение, принять на себя ответственность за решение общей задачи. Поколение, воспитанное вне традиций комсомола и пионерии, не имело полноценной возможности оценить ценность и эффективность совместной работы, а поскольку это связано с коллективом, коммунарством и ассоциируется у молодежи с советской эпохой, то вызывает дополнительный негатив.
Использование метода групповой работы (работы в группах/мини-группах) в обучении студентов содействует формированию навыков
4 X го О ^ т
к ^ о
Ш го т
5 л го ^ О О.
го о к
с5 =| работы в коллективе и помогает студентам понять ценность коллективной работы, что очень важно для работодателей, все чаще позиционирующих свой бизнес как работу эффективной команды. ^ у о Рассмотрим применение метода на примере преподавания курса «Организация массовых мероприятий» у будущих политологов - сту-_ ^ дентов первого курса во втором семестре [2, с. 173]. На первый взгляд, данная дисциплина на 1-ом курсе не совсем уместна, но, как выяснилось в результате, задания, которые заложены в ее содержание, помогают студентам сплотиться, узнать больше друг о друге. Таким образом, использование группового метода делает курс практически командо-образующим.
Итогом курса является проведение группой одного общего для всех массового мероприятия. Среди обязательных условий выделим следующие: проведение части мероприятия в стенах учебного корпуса в указанные преподавателем сроки, привлечение не менее 20 сторонних участников, обязательное освещение результатов мероприятия в студенческих СМИ, как минимум, на сайте вуза. Эта задача ставится преподавателем на первом занятии. У студентов она вызывает неоднозначную реакцию, но в целом положительную, т.к. задание отличается от традиционных классических, как написание рефератов или эссе и контрольных работ.
Опыт показывает, что результат групповой работы по подготовке и проведению массового мероприятия будет максимальным, если придерживаться следующего алгоритма: стадия предварительной работы, стадия коллективного планирования, стадия коллективной подготовки, стадия коллективного проведения, стадия коллективного подведения итогов, стадия коллективного последействия.
Сначала студенты должны определить, какое мероприятие они будут проводить (это стадия предварительной работы, которая фактически началась с момента, когда преподаватель озвучил задание, связанное с необходимостью организовать мероприятие с учетом определенных условий). На третьем занятии преподаватель предлагает провести мозговой штурм. Заметим, что публичное обсуждение идей мероприятия проводится не на первом и даже не на втором занятии намеренно, чтобы у студентов была возможность осознать необходимость проведения общего дела, подумать о том, что бы это могло быть, образовать группы поддержки своей идеи, ведь мозговой штурм включает голосование, выбирается та идея, которая наберет больше голосов. Во время голосования студенты образовали даже несколько коалиций, чтобы набрать голоса (возможно, это специфика студентов-политологов). Наибольшее количество голосов набрала идея проведения Дня вуза глазами
ш
студентов. Посредством этого дела студенты хотели решить проблему отсутствия информации о значимых мероприятиях, проводимых в стенах вуза, а также об интересных людях, преподающих или обучающихся в университете.
После голосования происходит наполнение идеи содержанием, т.е. фактически студенты приступают к стадии коллективного планирования и коллективно разрабатывают проект программы выбранного меро- ч приятия. В конце данного этапа коллективной работы появляется общее видение и, что важно, принятие этого видения всеми присутствующими студентами. Тем не менее, впоследствии появлялись студенты, пытавшиеся отрицать, что согласились с общей концепцией. Для решения подобного рода задач преподаватель с самого начала использовал простой прием: все, что говорят студенты или генерируют в процессе работы в минигруппах, фиксируется на ватманах и указывается авторство (студенты подписывают внизу каждого ватмана свои фамилии). На каждом последующем занятии ватманы вывешиваются, если возникает какое-либо сомнение, отрицание чего-либо, то всегда можно обратиться к записям. Этот прием помог минимизировать достаточное количество «спорных» ситуаций.
Преподавателю следует учесть, что студенты могут вносить изменения/дополнения как в видение, так и в другие разрабатываемые в последующем документы. В этой ситуации применялся следующий прием: ответственные каждой минигруппы фотографировали текст своего ватмана на мобильный телефон, дома набирали его в электронном виде и рассылали всем членам группы и преподавателю для внесения изменений/дополнений. Каждое аудиторное занятие начиналось с их прого-варивания (преподаватель приносил распечанные версии для каждой минигруппы, изменения/дополнения вносились как в распечатки, так и на ватманы). Таким образом, учитывались мнения всех членов группы, студенты одобряли эффективность «коллективного разума», признавали оригинальность идей членов группы, которые ранее не проявляли себя или проявляли в ином качестве.
Рабочая программа разрабатываемого студентами мероприятия составила 4 блока. Для проработки этих блоков группа разделилась на 4 мини-группы. На этом этапе от студентов требовалась очень конкретная детализация блоков, формулирование четких задач. Например, блок «проведение конкурса студенческих групп ВКонтакте» был детализирован и разбит на задачи студентами следующим образом: разработка критериев оценки; информирование студентов о конкурсе; рассылка положения о конкурсе; прием заявок и регистрация участников конкурса; оценка групп, принимающих участие в конкурсе, по заданным
50
■ I
го о ^
1 о I критериям; информирование участников об итогах конкурса; разработ-
° ^ о ка дизайн-макета дипломов победителей конкурса; приглашение побеси ГО ГО
| § £ дителей на награждение в рамках Дня вуза глазами студентов; подготов-к 5 'о ка пост-релиза о конкурсе и размещение его на сайте вуза и ВКонтакте. о-е- Для того чтобы не упустить какие-либо задачи, минигруппы меня-^ лись ватманами и вносили изменения/дополнения в детализацию блоков, выполненную одногруппниками. Далее следовала электронная рассылка и повторная проработка задач на следующем занятии. Хочется отметить, что на этом этапе групповая динамика, сплоченность сильно возрастают, поскольку чем детальней проведено планирование мероприятия, тем сильнее у студентов ощущение возможности его реального проведения и ожидание успеха.
Затем на одном из занятий преподаватель просит студентов сформулировать факторы успеха и неуспеха мероприятия, т.е. фактически обсудить ресурсы, которые имеются/отсутствуют у студентов. В результате этой деятельности задачи корректируются, появляются новые. Например, как фактор успеха студенты выделили наличие технически оснащенных аудиторий в корпусе вуза, которые можно бесплатно использовать для проведения мероприятия. В этой связи появилась новая задача: договориться с деканатом и поставить одну из этих аудиторий в расписание своих занятий как минимум два раза, первый - для генеральной репетиции мероприятия, второй - для его непосредственного проведения.
На следующем занятии студенты в составе минигрупп (кстати, до этого момента состав минигрупп может меняться) пытаются распределить задачи по срокам их выполнения: что нужно подготовить раньше, что может подождать и т.п. (распечатанный текст с задачами просто разрезается так, что каждая задача остается на отдельной полоске бумаги; очень удобно для планирования). В результате составляется план подготовки мероприятия со сроками, но нужны еще и ответственные за его выполнение.
Заметим, что до этого этапа студенты выполняли работу, которая пока не касалась их лично, т.е. пока каждый из них не принял персональную ответственность за выполнение конкретной задачи. Студенты выбирают задачи, которые они готовы реализовать в соответствии с запланированными сроками. Студенты, выбравшие примерно одинаковые по типу задачи, объединяются в инициативные группы по подготовке мероприятия (с этого момента студенты на аудиторных занятиях работают в составе постоянных минигрупп). Предусмотрен вариант и для тех, кто на занятии отсутствует: всем снова рассылается электронная версия с итогами работы на аудиторном занятии, где напротив
о о
задачи уже проставлены сроки и ФИО ответственных, а также пустые поля, которые обозначают, что та или иная задача пока никем не выпол-
^ С
няется. В группе также определяется администратор, который, начиная 5 г с этого момента, контролирует выполнение членами группы поставлен- | ных задач, напоминает о сроках отчетности. |
На стадии коллективного планирования подготовки массового меро- о приятия групповая динамика также высока. Снижение ее будет связано чv с первыми разочарованиями, когда члены группы по разным причинам с не смогут выполнить задание в срок.
Для повышения ответственности студентов за подготовку мероприятия преподаватель предлагает им подписать соглашения, в которых четко прописывается функционал инициативных групп и меры реагирования при невыполнении заданного. Меры обсуждаются со студентами коллективно.
Преподаватель настаивает, чтобы крайние меры применялись только в случае, если коллектив или его наиболее авторитетные представители не смогли убедить одногруппника, найти ему задание или функционал, который ему интересен или по силам. Рассматриваются следующие варианты влияния: «увлечь интересным делом», т.е. прояснить, что сам студент хотел бы сделать, какой функционал выполнить; «по секрету от других», т.е. предложить выполнить какую-либо задачу на выбор в тайне от одногруппников, но по предложению авторитетного представителя коллектива (к сожалению, в группах присутствуют студенты-одиночки, возможно, для них индивидуальная, но в то же время по заданию коллектива работа будет выходом из потенциально конфликтной ситуации); «по поручению группы», т.е. дать пассивному студенту поручение от группы, возможно, персонально от преподавателя или заведующего кафедрой; напомнить об общей ответственности за итог дела (это зачетное мероприятие, все студенты, которые принимают участие в подготовке и проведении дела, получают зачет); «коллективное одобрение», т.е. постоянно хвалить студентов, в том числе и пассивных, которые, хотя и медленно, и с неохотой, но что-то делают; «коллективное порицание», т.е. высказать пассивным студентам негативное отношение к их поведению.
«Крайняя мера» сформулирована в УМК по дисциплине: студенты, которые по каким-либо причинам не посещают занятия или отказываются выполнять задания по дисциплине коллективно, готовят индивидуальное мероприятие по всем тем же требованиям и сдают зачет по вопросам, сформулированным в УМК по данной дисциплине.
После того, как студенты распределились по инициативным группам, на аудиторных занятиях они выполняют свои задачи по подготовке
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
дела: пишут тексты писем, составляют опросники, разрабатывают оригинал-макеты приглашений, согласовывают все с преподавателем и т.п. Затем инициативные группы презентуют присутствующим итоги своей работы и принимают замечания/предложения по доработке. Использование современных компьютерных технологий на занятии также поддерживает групповую динамику.
Обобщим коллективные действия студентов и преподавателя на этапе планирования:
1) формулирование названия мероприятия;
2) формулирование видения результата;
3) проработка целей, помогающих достичь желаемого результата;
4) выделение/детализация задач (шагов по достижению поставленных целей);
5) обсуждение факторов успеха и неуспеха мероприятия, необходимых ресурсов;
6) корректировка задач;
7) распределение конкретных заданий с указанием ФИО ответственных, сроков выполнения задания и отчетности.
По итогам проведения мероприятия (стадии коллективного проведения дела) проводится рефлексия (стадия коллективного подведения итогов), которая включает анализ мероприятия. Задача рефлексии состоит в том, чтобы научить студентов видеть причины успехов и неудач коллектива, уметь оценивать свою персональную ответственность за общий результат работы в команде.
Желательно проводить рефлексию не сразу после завершения мероприятия, когда еще высок накал эмоций. Провести ее можно по-разному. Если в процессе подготовки мероприятия групповая динамика была постоянно высокой, не возникало серьезных конфликтов, группа сплотилась, можно провести рефлексию в форме чаепития (например, провести занятие в буфете или столовой). Если все же во время подготовки дела случались серьезные, неразрешимые проблемы, можно предложить студентам провести рефлексию письменно, при этом желающие могут высказаться, мнения остальных зачитает преподаватель.
В процессе рефлексии каждому участнику коллектива желательно ответить на следующие вопросы:
- что нового, полезного вы открыли для себя / для коллектива?
- помогло ли общее дело тебе/коллективу стать лучше?
- кого из членов коллектива ты узнал лучше / с другой стороны?
- как выглядел ваш коллектив на фоне других коллективов?
- что помогло коллективу организоваться при подготовке и проведении дела?
- какие новые знания, умения, навыки, компетенции ты приобрел в процессе подготовки и проведения дела?
- каково, на твой взгляд, значение этого дела для твоего коллектива, для окружающих, для вуза в целом?
- как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем и быть более успешными? Практика показывает, что обычно, по мнению студентов, мероприя- ч
тие проходит успешно. Грамотно подобранные вопросы для рефлексии помогают критически оценить ситуацию. Как только студенты начинают себя объективно оценивать, критиковать, сразу появляются мысли и идеи на перспективу, группа формулирует возможные варианты последействия, т.е. того, что можно сделать вместе еще.
Фактически в основе рассматриваемого метода групповой работы, работы с коллективом заложена методика коллективно-творческих дел И.П. Иванова, модернизированная с учетом интересов нового поколения студенческой молодежи и возможностей компьютерных технологий [1, с. 43-44]. Стоит признать, что и в наше время и сама методика, и метод групповой работы способствуют формированию коллектива студенческой группы, осознанию ценности коллективной работы, работы в команде. Но современному преподавателю важно понимать, почему необходима подобная модернизация.
Формат взаимодействия преподавателя с коллективом студенческой группы динамично меняется в связи со стремительным развитием информационных технологий. Реальное общение в аудитории перестает быть для студентов значимым, при этом остается значимым общение с коллективом сверстников, оно перенесено в электронный, виртуальный мир ВКонтакте, по электронной почте, по скайпу, на форумах и др. Находясь на занятии, они одновременно присутствуют в двух и более пространствах/измерениях (находятся на занятии и в сети одновременно). Этого уже невозможно избежать, нужно это использовать, в том числе и в работе по формированию коллективов студенческих групп в процессе преподавания практикоориентированных дисциплин.
При этом важно понимать, что нахождение в одном пространстве мотивирует студентов заглянуть в другое. На этом принципе и построено формирование ценности коллективной работы, рассматриваемое в данной статье. Важно, чтобы студенты меняли пространства по делу. Нерадивые студенты могут привыкнуть к тому, что можно не напрягаться на занятиях или вообще на них не ходить, т.к. по итогам занятия придет рассылка и там все будет в обобщенном виде представлено, а если что-то непонятно, то можно обсудить с одногруппниками в сети. Здесь преподавателю нужно не упустить момент, когда студенты могут
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
признать необходимость, ценность, значимость именно аудиторной коллективной работы.
Например, в случае с курсом «Организация массовых мероприятий» это были работа с текстами, согласования с преподавателем, отчеты о выполненной работе, презентации итогов работы инициативных групп и т.п. В общем-то, все это тоже можно сделать в сети, но в какой-то момент студенты понимают, что удобнее это делать на аудиторных занятиях, которые проходят по расписанию. Занятия становятся своего рода вехами, с одной стороны, в подготовке мероприятия, с другой -в формировании коллектива, в развитии навыков коллективной работы как внутри коллектива студенческой группы, так и в процессе его взаимодействия с коллективами других студенческих групп. Преподавателю важно постоянно озвучивать, какие задачи можно решить дистанционно, в сети, а для решения каких эффективнее собраться вместе.
Интересно, что самые большие сомнения, страхи при подготовке массового мероприятия у студентов вызвала необходимость пригласить на него все лишь не менее 20 человек. Студенты долго обсуждали, как они пригласят эти 20 человек, где их найдут (это в огромном учебном корпусе!). Причем варианты сделать рассылку с приглашениями не рассматривались («спам никто читать не будет»). Студентов пугало именно реальное общение. Как его организовать, как мотивировать людей участвовать? Эта задача была одной из самых сложных в подготовке мероприятия. Разрешилась она только благодаря тому, что день проведения мероприятия по счастливой случайности совпал со студенческой конференцией и ребята включили свое мероприятие в программу конференции.
Стоит признать, что с развитием интернета технологии организации коллективной работы, работы в группе, с группами, технологии формирования команды меняются. Это необходимо учитывать при подготовке современных специалистов. Собственно, и сама их подготовка обретает новый смысл: владение не столько знаниями, сколько технологиями [3, с. 390-391]. На сегодняшний день наиболее значимыми из них являются информационные технологии, технологии поиска, обработки и распространения информации посредством интернет, социальных сетей, а также технологии получения быстрой обратной связи. Но в ближайшей перспективе особое значение приобретут современные технологии формирования и транслирования новых ценностей, смыслов, как когда-то инновационной были коммунарская методика работы с коллективом, методика коллективно-творческих дел И.П. Иванова, фактически сформировавшие ценности коллективизма многих поколений, идеологию работы с командой, созидательное мировоззрение [4, с. 168], актуальные и в наше время.
Библиографический список
1. Лесконог Н.Ю. Методика и технология вожатской работы. Конспект лекций. Рабочая тетрадь. М., 2007.
2. Лесконог Н.Ю. Адаптация и профессиональное самоопределение студентов-первокурсников в процессе продвижения своего вуза (на примере Института политики, права и социального развития МГГУ им. М.А. Шолохова) // Модернизационные процессы в обществе: проблемы теории и практики: Материалы международной научно-практической конференции / Сост. Иванов В.Г., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А. Тверь, 2012. С. 173-175.
2. Лесконог Н.Ю. Интернет-технологии в молодежной политике: обзор практики применения в современной России // Материалы Четвертой международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (ISC-15): Сб. ст. и тезисов / Отв. ред. Е.В. Бродовская. М., 2015. С. 390-397.
4. Лесконог Н.Ю., Марусяк Д.М. Междисциплинарная образовательная программа «Россия - это мы!» как инструмент формирования мировоззрения молодежи // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 г.). Ставрополь, 2016. С. 168-170.
о о
д
ф
Ли Линь
Коммуникативный подход в преподавании русской грамматики в Китае
В статье рассматривается история и состояние преподавания русской грамматики в китайских вузах, анализируются основные направления реформы преподавания русской грамматики в связи с усилением роли функционально-коммуникативной стороны обучения.
Ключевые слова: преподавание русского языка в Китае, русский язык в китайских вузах, русский язык как иностранный, обучение русской грамматике, коммуникативный подход при обучении русскому языку, функциональная грамматика, формальная грамматика.