https://doi.orq/10.30853/filnauki.2018-7-1.47
Широколобова Анастасия Георгиевна, Ларионова Юлия Сергеевна, Гнездилова Лариса Борисовна ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ ПО КУРСУ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ
В статье описывается опыт создания электронного курса для самостоятельной работы студентов по иностранному языку. Эффективность работы студентов по курсу напрямую связана с оценочными мероприятиями. Авторы предлагают классификацию оценочных мероприятий в электронной среде, которая позволяет максимально эффективно достичь результатов обучения. Представлена типология заданий и оценочных мероприятий, встроенных во все аспекты курса для того, чтобы студенты могли контролировать свою успеваемость и понимали, как и за какие виды заданий они получают оценку. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018y7-1747.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 7(85). Ч. 1. C. 211 -215. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/7-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
ПЕДАГОГИКА
УДК 37.018.43 Дата поступления рукописи: 20.03.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-7-1.47
В статье описывается опыт создания электронного курса для самостоятельной работы студентов по иностранному языку. Эффективность работы студентов по курсу напрямую связана с оценочными мероприятиями. Авторы предлагают классификацию оценочных мероприятий в электронной среде, которая позволяет максимально эффективно достичь результатов обучения. Представлена типология заданий и оценочных мероприятий, встроенных во все аспекты курса для того, чтобы студенты могли контролировать свою успеваемость и понимали, как и за какие виды заданий они получают оценку.
Ключевые слова и фразы: электронный курс; проектирование; неязыковой вуз; оценочные мероприятия; самостоятельная работа; самообразовательный потенциал.
Широколобова Анастасия Георгиевна, к. филол. н., доцент Ларионова Юлия Сергеевна
Гнездилова Лариса Борисовна, к. филол. н., доцент
Кузбасский государственный технический университет, г. Кемерово [email protected]; [email protected]; [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ ПО КУРСУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ
На современном этапе развития общества технический прогресс, достигший небывалых высот, все очевиднее проявляется во всех аспектах жизнедеятельности человека, в том числе в возможности получить образование в электронном формате. На наш взгляд, некоторое переосмысление роли электронного обучения и его осознанное применение преподавателями и студентами в образовательном процессе возможно с осознанием того, что те и другие должны следовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в которых значительно сокращены объемы аудиторной учебной деятельности и значительно увеличены объемы самостоятельной работы студентов. Желая достигнуть высоких результатов обучения в условиях сокращения объемов аудиторной работы, преподаватель, так или иначе, подойдет к решению создания электронного учебного курса, внедрению технологий и инструментов смешанного обучения и применению стратегий мотивирования студентов к работе в электронной среде.
В структуре любого обучающего курса в электронной среде одним из важных элементов, на наш взгляд, является оценочное мероприятие [1; 6], поскольку данный вид мероприятий позволяет как преподавателю, так и студенту контролировать процесс обучения и результаты успеваемости по курсу, тем самым повышая мотивацию обучающегося к дальнейшей работе в электронной среде. Целью настоящей статьи является рассмотрение оценочных мероприятий по курсу в среде Moodle и этапов их проектирования.
Проектирование учебного процесса в рамках смешанного обучения основывается на так называемом обратном дизайне, при котором, во-первых, проектируются результаты обучения по дисциплине: то, что студенты будут знать, уметь, и те компетенции, которыми они будут владеть после освоения электронного учебного курса; во-вторых, осуществляется разработка оценочных мероприятий, позволяющих определить достижение поставленных задач [7]. И в-третьих, проектируется распределение учебного взаимодействия между аудиторной работой и самостоятельной работой в электронной среде; создается так называемый педагогический сценарий, в котором определяются виды учебной деятельности и задания, осуществляющие переход из одной среды в другую, системность замещения аудиторных форм работы взаимодействием в электронной среде и способы обеспечения коммуникативности и интерактивности учебного процесса в электронной среде [5].
Проектирование курса, постановка его целей и задач предполагают, что сформулированная учебная цель должна содержать в себе:
• результат обучения (чему нужно научиться);
• условия, при которых данный результат может быть достигнут (для чего это нужно изучить и выполнить);
• критерий, отражающий уровень достижения желаемого результата.
Учебные цели должны быть реалистичными (в условиях конкретных сроков), конкретными и измеряемыми (имелась возможность убедиться в достижении каждой цели) [2].
Согласно ФГОС ВО нового поколения, процесс изучения дисциплины «Иностранный язык» по направлению подготовки «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент» с квалификацией «бакалавр» должен быть направлен на формирование общекультурной компетенции (ОК) - способности к коммуникации
в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); общепрофессиональной компетенции - способности осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронную коммуникацию (ОПК-4).
В соответствии с задачами дисциплины «Иностранный язык» и компетенциями необходимо достичь запланированных результатов обучения [8]. В нашем понимании, результаты обучения - это ожидаемые компоненты компетенций: опыт, знания, умения, которые должны получить и уметь продемонстрировать студенты в конце каждого этапа обучения, будь то месяц, семестр или год. Эти результаты и будут определять уровень сформированности компетенции.
В нашем случае в результате освоения дисциплины к концу курса «Иностранный язык» студент должен:
1) знать базовую лексику, правила наиболее употребительной грамматики и основные грамматические явления, характерные для устной и письменной речи повседневного общения; основные приемы аннотирования, реферирования и перевода литературы на общекультурные, общепрофессиональные и бытовые темы;
2) уметь читать и понимать со словарем литературу на темы повседневного общения, а также общекультурные и общепрофессиональные темы; участвовать в обсуждении тем, связанных с культурой, наукой, техникой; понимать устную (монологическую и диалогическую) речь на бытовые, общекультурные и общепрофессиональные темы;
3) реализовывать умения устной речи: делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой) по пройденным темам; письма для ведения бытовой переписки, переписки по общепрофессиональным и общекультурным темам; общения по специальности на иностранном языке.
Результаты обучения по дисциплине «Иностранный язык» могут быть проверены текущим, промежуточным и итоговым контролем при помощи определенных оценочных мероприятий [3].
Проверка результатов может быть проведена в виде тестов, контрольных работ, устных опросов, написания эссе по теме, в зависимости от поставленных целей и задач. В ходе учебного процесса и при любом виде аттестации будет проходить анализ не самих компетенций, а соотнесенных с ними результатов обучения.
Без сомнения, результат обучения - это некий итог тех знаний, навыков и умений обучающегося после окончания определенного этапа обучения. Достижение запланированных результатов обучения на финальном этапе окончания дисциплины должно обеспечить студенту тот уровень владения компетенциями, который был изначально заявлен в программе дисциплины.
Для определения уровней формирования результатов обучения нами была использована таксономия учебных целей Бенджамина Блума. В разработанном электронном курсе мы постарались применить ее в процессе обучения для формирования результатов оценивания. И в соответствии с шестью категориями целей обучения Б. Блума: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка - мы разработали следующие виды оценочных мероприятий [9] (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Классификация оценочных мероприятий в электронной среде
Навыки Оценочные мероприятия Знания, умения и навыки студентов Оценивание Формы проверки
1. Помнить 1. Вопрос с несколькими вариантами ответов 2. Заполнить пустые вопросы 3. Вопросы на соответствие 4. Написание отзыва, комментария на задание на форуме 5. Заучивание наизусть 6. Составление конспектов Ключи с ответами Учет ошибок
2. Понимать 1. Вопросы с открытым концом 2. Моделирование понятий 3. Форумы с обсуждениями или доклад на тему: а) суммируйте... б) сформулируйте своими словами. в) опишите. Ключи с ответами Список возможных ответов
3. Применять 1. Применение заранее определенного процесса, который окончится неоригинальным решением/продуктом: а) скопируйте работу... б) повторите научный эксперимент. 2. Форумы с обсуждениями или доклад на тему: а) какой метод вы бы использовали. б) как бы вы использовали этот метод, чтобы решить. в) что получится, если. Список возможных ответов Рубрики
4. Анализировать 1. Ментальная карта / концептуальная карта 2. Схемы/диаграммы 3. Классификационные списки/рубрики 4. Форумы с обсуждениями или доклад на тему: а) какой вывод вы могли бы сделать. б) какова суть рассмотренного вопроса. в) в чем заключается. Список возможных ответов Список неправильных ответов Рубрика
Навыки Оценочные мероприятия Знания, умения и навыки студентов Оценивание Формы проверки
5. Оценивать 1. Самооценивание 2. Оценивание одногруппников 3. Критический обзор фильма, произведения и т.п. 4. Подбор источников и ресурсов 5. Форумы с обсуждениями или доклад на тему: а) каково ваше мнение о... б) согласны ли вы с. в) как вы могли бы оценить. Проверочный список Рубрика преподавателя Рубрика самооценивания Студенческая рубрика оценивания одногруппников
6. Создавать 1. Личное портфолио 2. Творческое решение задачи/проблемы 3. Создание оригинального продукта, проекта, истории, теории, карты, схемы, диаграммы 4. Презентация Рубрика преподавателя Студенческая рубрика для оценивания одногруппников
Представленная классификация дает возможность преподавателю выбирать тот вид оценочного мероприятия, который позволяет максимально эффективно достичь поставленных целей. Рассмотрим подробнее оценочные мероприятия, которые предлагаются студентам в электронной среде Moodle в рамках курса «Иностранный язык» в соответствии с данной схемой.
Так, для проверки того, как студенты помнят теоретический материал по модулю, им предлагается составить конспект-таблицу по лекции, размещенной в электронной обучающей среде. Контроль выполнения данного вида задания осуществляется на практическом занятии в форме опроса-обсуждения. Например, изучая тему «Типы вопросительных предложений в английском языке», нужно прочитать лекцию и составить по ней конспект (см. Рисунок 1).
Pi Теоретический материал по теме |гГипы Редактировать
вопросительных предложении 1 презентация PowerPoint,
На основе презентации составьте конспект по теме "Типы вопросительных предложений в английском языке" Составьте 6 вопросов по теме "Экологические проблемы Кузбасса" и задайте их вашим одногруппникам на аудиторном занятии.
^ Видеопекция к теоретическому материалу по теме Редактировать *
Прослушайте видеолекцию, составьте схему по изучаемой теме и в учебном пособии по грамматике письменно выполните практические задания из разделов 34-39.
Тренировочное упражнение по теме Чипы гедамиривсиь-
Рисунок 1. Пример теоретического задания
Данное задание позволяет студенту овладеть грамматической темой, которую он может применять в коммуникации (ОК-4).
Чаще всего для проверки изученных основных понятий и терминов по модулю курса в электронной среде используют задания закрытой формы, задания с множественным выбором ответа или задания на соответствия. В наших курсах мы осуществляем проверку того, как обучающиеся понимают изучаемую тему по дисциплине, и проверяем основные понятия и термины по модулю при помощи заданий с множественным выбором ответа или задания на соответствие (см. Рисунок 2). Это задание формирует у студента навыки ОПК-4.
Очень важным для процесса обучения является то, как студент умеет применять полученные знания на практике, и это умение преподаватель может проверить, предложив студентам, например, составить монологическое высказывание по теме. Проверить работу можно на аудиторном занятии в режиме презентации с последующим обсуждением. Данный вид задания формирует ОК-4, ОПК-4.
Не менее важный навык - умение искать, собирать и анализировать информацию, что является необходимым для формирования навыков коммуникации (ОПК-4, ОК-4). Для проверки этого навыка в рамках курса «Иностранный язык» преподаватель может дать задание студентам составить «ментальную карту» или глоссарий по теме модуля (см. Рисунок 3).
Считаем, что оценивание работы в электронной среде должно быть встроено во все аспекты курса, а не быть его итогом. Методически продуманные оценочные мероприятия являются ключом к вовлечению студентов в активное и плодотворное обучение. Тем самым результативность обучения студентов в электронной среде напрямую зависит от оценочных мероприятий. При этом эффективность значительно выше, если студенты:
• формируют свое собственное представление о предмете;
• применяют свои знания в реальных ситуациях;
• думают критически;
• размышляют о том, что они узнали и освоили.
Рисунок 2. Пример задания на соответствие
Оценочные мероприятия в электронной среде считаются спланированными корректно, когда они ограничены по количеству оценочных заданий (2-5 задания). При этом само оценочное мероприятие должно быть:
• четко и просто сформулировано;
• сформулировано по степени сложности или значимости;
• достижимо;
• должно отражать приобретаемые навыки в контексте конкретной дисциплины;
• включать четкое описание критериев оценивания.
Рисунок 3. Задание на составление глоссария
На наш взгляд, наиболее сложным является обучение студентов навыкам оценивания одногруппников и самооценивания, поскольку реализация системы оценивания должна дать возможность сверить достигнутый студентом уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебном курсе. Кроме того, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого обучающегося, так и динамику его успехов в различных сферах деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и т.д.). Студент, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, которых он достиг, с оценкой преподавателя. Это означает, что должна быть обеспечена полная прозрачность системы оценивания и четко сформулированы критерии оценивания и самооценивания.
Для реализации такого вида заданий студентам целесообразно предложить групповую работу: разделить студентов на две команды, студенты должны представить друг другу проект по изучаемой теме, после чего
преподаватель просит каждую группу по определенным пунктам дать оценку своим соперникам и выполнить самооценивание. Студенты должны иметь возможность получить оценки и от преподавателя, сравнить оба результата и, если есть необходимость, обсудить полученные результаты с преподавателем [4].
Таким образом, мы считаем, что электронное обучение обладает значительным образовательным потенциалом. Эффективность и результативность учебной деятельности в электронной среде во многом зависит от корректного проектирования электронного курса, которое включает в себя целенаправленное планирование преподавателем этапов работы и следование им, применение метода обратного дизайна, подбор оценочных мероприятий с учетом планируемых результатов и особенностей учебного взаимодействия преподавателя и студентов в аудитории и электронной среде, создание педагогического сценария.
При разработке оценочных мероприятий по курсу преподаватель, по сути, проектирует то, как и что студенты будут изучать. Тот вид деятельности по курсу, который нужно оценить, должен быть четко связан с указанными результатами. Правильно спланированные и связанные с результатами курса оценочные мероприятия позволят достигнуть нескольких результатов, при этом студенты будут четко понимать, каким образом они должны продемонстрировать свой прогресс во время оценивания и какими компетенциями он на финальном этапе обучения овладеет. Корректно спланированные, имеющие четкую структуру и наполненные соответствующим контентом электронные курсы позволяют усилить роль и значимость самостоятельной работы в образовательной деятельности, дают возможность студентам овладеть навыками самообучения и самоконтроля, повысить их учебную мотивацию и осознание собственной ответственности за результат обучения.
Список источников
1. Балакирева Э. В., Власова Е. З. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 75-80.
2. Козлова А. В., Леган М. В. Разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам учебного плана в НГТУ // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1 (53). С. 74-81.
3. Ларионова Ю. С., Широколобова А. Г. Тестирование в электронной образовательной среде как способ контроля сформированности компетенций студентов неязыковых направлений подготовки по иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5 (71). Ч. 3. С. 189-194.
4. Трубицина О. И., Якубовская А. А. Мотивационный аспект профориентированного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов (на примере профиля «архитектурное проектирование») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8 (38). Ч. 2. C. 167-171.
5. Хмелидзе И. Н. Роль преподавателя в реализации электронного обучения // Открытое и дистанционное образование: научно-методический журнал. 2014. № 4 (56). С. 45-49.
6. Широколобова А. Г., Губанова И. В. Содержание и структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (67). Ч. 1. С. 212-216.
7. Hounsell D., Xu R., Tai C. M. Blending Assignments and Assessments for High-Quality Learning // Scottish Enhancement Themes: Guides to Integrative Assessment. Gloucester: Quality Assurance Agency for Higher Education, 2007. № 3. Р. 149-158.
8. Kennedy D., Hyland A., Ryan N. Writing and using learning outcomes: a practical guide // EUA Bologna Handbook: Making Bologna Work. Berlin, 2006. № 3. P. 25-34.
9. Kukulska-Hulme A., Norris L., Donohue J. Mobile pedagogy for English language teaching: a guide for teachers. L.: British Council, 2015. 46 p.
DESIGNING EVALUATION ACTIVITIES ON THE COURSE "FOREIGN LANGUAGE" FOR MANAGERS IN ELECTRONIC ENVIRONMENT
Shirokolobova Anastasiya Georgievna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Larionova Yuliya Sergeevna Gnezdilova Larisa Borisovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo nastja_shirokolo@rambler. ru; julialari@rambler. ru; larisa.gnezdilova@yandex. ru
The article describes an attempt of creating an electronic course for the independent work of students on a foreign language. The effectiveness of students' work on the course is connected directly with evaluation activities. The authors propose a classification of evaluation activities in electronic environment, which allows for the most effective achievement of learning outcomes. A typology of assignments and evaluation activities embedded in all the aspects of the course is presented so that students can monitor their academic performance and understand how and for what kinds of assignments they receive evaluation.
Key words and phrases: electronic course; design; non-linguistic university; evaluation activities; independent work; self-educational potential.