Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малетин Станислав Вячеславович, Вебер Дмитрий Александрович

В статье представлен теоретический и практический аспект проблемы формирования у обучающихся навыков безопасного поведения на основе кейс-технологий. Анализ вузовской программы свидетельствует о том, что в ней преобладают теоретические методы обучения, тогда как деятельностный компонент безопасного поведения в большей степени зависит от практических методов обучения. Одной из современных технологий, обеспечивающей формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации является кейс-технология. В этой связи для текущего контроля мы использовали разработанные кейсовые задания, а для итогового - контрольно-измерительные материалы (педагогические тесты). На констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах было проведено тестирование, результаты которого явились однородными и свидетельствовали об отсутствии статистически значимой разницы между двумя выборками. Целью контрольного этапа проводимого нами педагогического эксперимента являлась проверка эффективности применения разработанных кейсов на занятиях БЖД, определение уровня усвоения обучающимися материала раздела 2 «Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни», вопросов, касающихся пожарной безопасности. А также диагностика познавательного интереса студентов к предмету БЖД. В результате выявлено значимое улучшение результатов в обучении у экспериментальной группы по сравнению с контрольной при Р меньше 0,05. Также, мы диагностировали повышение уровня познавательного интереса к предмету обучающихся экспериментальной группы. Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об успешной динамике повышения качества усвоения материала по предмету БЖД и об эффективности использования кейс-технологии на занятиях БЖД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' SAFE BEHAVIOR SKILLS BASED ON CASE TECHNOLOGIES

The article presents the theoretical and practical aspect of the problem of forming students' safe behavior skills based on case technologies. The analysis of the university program indicates that theoretical teaching methods prevail in it, while the activity component of safe behavior depends more on practical teaching methods. One of the modern technologies that ensures the formation of students' knowledge, skills, and personal qualities based on the analysis and solution of a real or simulated problem situation is a case technology. In this regard, we used developed case studies for the current control, and control and measuring materials (pedagogical tests) for the final one. At the ascertaining stage of the experiment, testing was carried out in the control and experimental groups, the results of which were homogeneous and indicated that there was no statistically significant difference between the two samples. The purpose of the control stage of the pedagogical experiment conducted by us was to check the effectiveness of the developed cases in the classes of the Belarusian Railways, to determine the level of assimilation by students of the material of section 2 "Dangers that lie in wait for us in everyday life", issues related to fire safety. As well as diagnostics of students' cognitive interest in the subject of BZhD. As a result, a significant improvement in learning outcomes was revealed in the experimental group compared to the control group at P less than 0.05. Also, we diagnosed an increase in the level of cognitive interest in the subject of students of the experimental group. The results of the experimental work allow us to conclude about the successful dynamics of improving the quality of assimilation of the material on the subject of BZHD and about the effectiveness of using case technology in the classes of BZHD.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ»

Развитие у обучающихся умений и навыков, позволяющих планировать биоэтические проекты в ходе учебной, а затем

- и профессиональной деятельности предусмотрено компетенциями ОПК-2 и ОПК-3 [7]. Складывание связанного с ними комплекса способностей к определению целей и задач проявления соответствующих форм активности связано, в свою очередь с такой компетенцией, как УК-2 [7]. Эффективность освоения этих компетенций может быть повышена путём внедрения в образовательный процесс исследовательских и учебных задач, связанных с решением проблем взаимодействия между человеком и окружающим миром (В.М. Акимов, Г.М. Гогоберидзе, Т.А. Ивашкина, Т.Н. Павлова) [2, С. 20]. Их широкое применение позволяет осуществлять выработку у будущих педагогов:

- биоэтических установок, знаний и умений;

- ряда важных профессионально значимых качеств [3, С. 102-103].

Теперь необходимо подвести итоги работы.

Выводы. Основываясь на вышеизложенном, мы можем заключить, что весьма характерной чертой развития социума на современном этапе является нарастающая необходимость борьбы с последствиями экологического кризиса практически во всех сферах его существования. Решение соответствующих проблем представляется возможным при условии интенсификации процессов гуманизации и экологизации образовательной системы. Последняя, в свою очередь, требует повышенного внимания к вопросам, связанным с развитием биоэтической культуры в процессе подготовки педагогических кадров.

Биоэтическая культура современного педагога представляет собой часть его общечеловеческой и профессиональной культуры. Она выражается в способности оперировать понятиями, связанными со взаимодействием между человеком с одной стороны и природой - с другой, систематизировать и оценивать соответствующую информацию, в дальнейшем творчески её интегрируя в учебно-воспитательный процесс.

Структура рассматриваемого феномена включает три компонента: биоэтические знания, биоэтические умения и биоэтические установки.

Оптимизация процесса его формирования у лиц, обучающихся в пространстве педагогического вуза, во многом связана с расширением применения элементов междисциплинарного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Далее, необходимой в этой связи представляется интеграция в образовательный процесс биоцентрического подхода.

В тексте ФГОС 3++ по соответствующему направлению подготовки также предусмотрен ряд возможностей для формирования рассмотренной составляющей профессионального портрета выпускника современного педагогического вуза. Последние связаны с формированием у обучающихся следующих компетенций: УК-5, ОПК-4, УК-1, УК-8, ОПК-2, ОПК-3, а равно и УК-2.

Литература:

1. Бримжанова, А.З. Повышение эффективности процесса экологического образования / А.З. Брмижанова, З.Е. Баязитова // Наука и реальность. - 2021. - № 1(5). - С. 126-128

2. Кюрегина, А.В. Концептуальные основы внедрения парадигмы биоэтики в современном образовании / А.В. Кюрегина // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 3. - С. 18-22

3. Магомедова, А.Н. Биоэтическое воспитание личности: принципы, признаки, педагогические условия / А.Н. Магомедова, Л.Н. Харченко // Известия волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. -№ 3(146). - С. 100-104

4. Малков, П.Ю. Некоторые особенности организации и проведения онлайн-курсов биологической и экологической направленности для студентов вузов и обучающихся внешкольного дополнительного образования / П.Ю. Малков, А.Н. Малкова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 31-33

5. Николаев, М.В. Основные факторы гражданского воспитания учащихся / М.В. Никорлаев // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 88-90

6. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - Москва: РосНОУ, 2022. - 174 с.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020: сайт. - 2022.

- URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 27.01.2023)

8. Федотов, Б.В. Проблема формирования мировоззрения молодёжи и студентов с точки зрения базовых ценностей и приоритетов в развитии России / Б.В. Федотов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 70-72

9. Хроменков, П.А. Биоэтическая культура студентов педагогического вуза: состояние, проблемы развития, пути решения / П.А. Хроменков, А.В. Кюрегян // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. -С. 273-277

10. Худайбергенова, Ф.Т. Парадигма биоэтики в сфере биоэтического образования / Ф.Т. Худайбергенова, Д.А. Умарова // Academic research in educational sciences. - 2022. - № 1. - С. 196-200

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Малетин Станислав Вячеславович

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Вебер Дмитрий Александрович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический аспект проблемы формирования у обучающихся навыков безопасного поведения на основе кейс-технологий. Анализ вузовской программы свидетельствует о том, что в ней преобладают теоретические методы обучения, тогда как деятельностный компонент безопасного поведения в большей степени зависит от практических методов обучения. Одной из современных технологий, обеспечивающей формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации является кейс-технология. В этой связи для текущего контроля мы использовали разработанные кейсовые задания, а для итогового - контрольно-измерительные материалы (педагогические тесты). На констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах было проведено тестирование, результаты которого

явились однородными и свидетельствовали об отсутствии статистически значимой разницы между двумя выборками. Целью контрольного этапа проводимого нами педагогического эксперимента являлась проверка эффективности применения разработанных кейсов на занятиях БЖД, определение уровня усвоения обучающимися материала раздела 2 «Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни», вопросов, касающихся пожарной безопасности. А также диагностика познавательного интереса студентов к предмету БЖД. В результате выявлено значимое улучшение результатов в обучении у экспериментальной группы по сравнению с контрольной при Р меньше 0,05. Также, мы диагностировали повышение уровня познавательного интереса к предмету обучающихся экспериментальной группы. Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об успешной динамике повышения качества усвоения материала по предмету БЖД и об эффективности использования кейс-технологии на занятиях БЖД.

Ключевые слова: процесс формирования, будущий специалист, профессиональная деятельность, безопасное поведение, кейс-технологии, мотивационно-ценностный компонент.

Annotation. The article presents the theoretical and practical aspect of the problem of forming students' safe behavior skills based on case technologies. The analysis of the university program indicates that theoretical teaching methods prevail in it, while the activity component of safe behavior depends more on practical teaching methods. One of the modern technologies that ensures the formation of students' knowledge, skills, and personal qualities based on the analysis and solution of a real or simulated problem situation is a case technology. In this regard, we used developed case studies for the current control, and control and measuring materials (pedagogical tests) for the final one. At the ascertaining stage of the experiment, testing was carried out in the control and experimental groups, the results of which were homogeneous and indicated that there was no statistically significant difference between the two samples. The purpose of the control stage of the pedagogical experiment conducted by us was to check the effectiveness of the developed cases in the classes of the Belarusian Railways, to determine the level of assimilation by students of the material of section 2 "Dangers that lie in wait for us in everyday life", issues related to fire safety. As well as diagnostics of students' cognitive interest in the subject of BZhD. As a result, a significant improvement in learning outcomes was revealed in the experimental group compared to the control group at P less than 0.05. Also, we diagnosed an increase in the level of cognitive interest in the subject of students of the experimental group. The results of the experimental work allow us to conclude about the successful dynamics of improving the quality of assimilation of the material on the subject of BZHD and about the effectiveness of using case technology in the classes of BZHD.

Key words: formation process, future specialist, professional activity, safe behavior, case technologies, motivational and value component.

Введение. Формирование у обучающихся знаний и навыков в области безопасной жизнедеятельности является важной задачей, которая должна осуществляться в высших учебных заведениях. Системные представления о безопасном поведении у студентов должны формироваться с первого дня обучения в вузе и в ходе адаптационного периода в процессе обучения. Необходимо воспитывать навыки безопасного поведения, проявления адекватных действий в чрезвычайной ситуации.

Специфической особенностью навыков безопасного поведения является сложность их проверки на предмет сформированности в условиях реальной действительности. В данном направлении обучение осуществляется с первого курса в рамках предмета «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Однако количество часов, отводимых на данную тему незначительно, что не позволяет в полой мере формировать навыки безопасного поведения на занятиях. Анализ учебной программы свидетельствует о том, что в программе преобладают теоретические методы обучения, тогда как деятельностный компонент безопасного поведения в большей степени зависит от практических методов обучения (упражнения, моделирование, игры, инструктажи и др.), в том числе важной составляющей являются навыки, обеспечивающие эффективное поведение совместной деятельности.

Одной из современных технологий в вузовском образовании выступает кейс-технология, которая в ФГОС отмечена как продуктивное средство формирования предметных результатов в учебной и внеучебной деятельности [3].

На наш взгляд, предложенную систему необходимо дополнить весьма важным компонентом - мотивационно-ценностным. Мотивационно-ценностный компонент предполагает наличие ценностного отношения к жизни, к собственной безопасности, к приобретаемым знаниям. Наличие интересов, потребностей, в совокупности обеспечивающих устойчивую мотивацию к сохранению собственной жизни и жизни окружающих людей [7].

В конце XX - начале XXI века в связи комплексной модернизацией российского образования взят вектор на освоение новых эффективных методов обучения. Так, в отечественной системе образования, наряду с устоявшимися традиционными методами и приемами большую актуальность приобретают новые педагогические технологии, среди которых обучение в сотрудничестве, метод дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, метод проектов, дистанционное обучение, контекстное обучение, элементы событийной педагогики, метод ситуационного анализа, получивший название кейс-метод [2].

Кейс-технология в ФГОС она отмечена как продуктивное средство формирования предметных результатов в учебной и внеучебной деятельности. Кейс технология может выступать как неотъемлемая часть образования и как одно из направлений модернизации современного образования [1]. Организация кейс-технологии дает возможность повысить не только познавательный интерес у обучающихся, но и сформировать более продуктивно предметные знания, умения и владения на высоком уровне.

Применение кейс-технологии на различных предметах дисциплин позволяет в полной мере преподавателю осуществлять проблемное обучение, выполнить оценку сформированности компетенций, таких, как: способность работать в команде, способность к самоорганизации и самообразованию, способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использование информационных, компьютерных и сетевых технологий, способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности [4].

Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «БЖД» с такими предметами как «Биохимия», «История», «Информатика», «Биомеханика», «Основы медицинских знаний», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей обучающегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени [5].

Изучая курс «Безопасность жизнедеятельности», студент должен освоить следующие предметные результаты:

- сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;

- знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

- владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим.

Изложения основного материала статьи. Цель настоящей статьи - рассмотрение процесса формирования у обучающихся навыков безопасного поведения на основе кейс-технологий.

Согласно программе Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко в процессе обучения предмету БЖД рекомендовано использовать следующие виды деятельности [6]: интеллектуально-коммуникативная; исследовательская деятельность, практическая деятельность, рефлексивная деятельность, проектная деятельность.

Данные виды деятельности легли в основу заданий и упражнений учебника БЖД. В рамках нашего исследования представляет интерес содержательная линия - раздел «Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни». В рамках этого раздела изучается тема «Как вести себя при пожаре». У обучающихся формируются знания и навыки поведения в опасных жизненных ситуациях (возникновение пожара, пользование газом и электроприборами, предметами бытовой химии и пр.). Студенты получают навыки оказания первой помощи при бытовых чрезвычайных ситуациях.

Согласно методическим указаниям к проведению занятий БЖД по данной программе Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. предлагаются рекомендации.

Проанализировав программный раздел учебника, а именно «Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни» стоит отметить, что авторы используют тренировочные, частично-поисковые и творческие задания, отсутствуют задания репродуктивного характера.

Проанализировав тему учебника, следует отметить, что авторы освещают вопросы причин и следствий пожара, правил пожарной безопасности, алгоритма поведения при пожаре, оказания первой помощи, а также средствах тушения. Что является несомненно важным.

Основной целью учебного предмета БЖД в высшем учебном заведении является формирование мировоззрения обучающихся по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности. Формирование у студентов знаний и навыков в области пожарной безопасности является важной задачей, которая должна осуществляться в высшем учебном заведении. Системные представления о пожарной безопасности у обучающихся должны формироваться с первого года обучения в вузе.

Большинство преподавателей к ведению воспитательной работы в новых условиях не готово. Рыночные отношения понимается весьма одностороннее-экономически. Поэтому прежде всего необходимо изменить мышление преподавателя. Личность преподавателя, его духовный мир, круг интересов и особенно его знания, умения зажечь идеей, увлечь деятельностью - вот, что является мотивом посещения студентов занятий по физической культуре в вузе, поднять культ преподавателя - это одна из сложнейших задач как самих вузов.

Алтайский государственный педагогический университет создает серьезные предпосылки для улучшения качества подготовки будущих специалистов. На первом этапе работы по литературным источникам был составлен перечень качеств, присущих практически всем специалистам по физической культуре и спорту.

На втором этапе работы проводились дальнейшие исследования, целью которых являлась получение оценки каждого качества методом парного сравнения. Экспертами выступали студенты четвёртого курса очного отделения, учителя физической культуры общеобразовательных школ (стаж не менее пяти лет) и преподаватели факультета физической культуры. Мнение экспертов каждой группы проверялись на согласованность.

Анализ взаимосвязей между показателями одинаковых звеньев модели подготовки, действующей и идеальный модели проводились путём расчёта коэффициента корреляции Спирмена.

Исследование взаимосвязи между звеньями построенных моделей, позволило сделать выводы: хотя группы экспертов различных, между показателями модели деятельности учителя физической культуры, выявлены определённые зависимости, что говорят о том, что эксперты, студенты и учителя общеобразовательных школ имеют по отдельным позициям противоположные мнения.

При составлении учебных планов и программ на факультете учитываются цель непрерывной профессиональной подготовки студентов на всех этапах педагогического образования и завершающем этапе профессионального совершенствования.

По существу, идея сквозной профессиональной подготовки реализуется системой всех предметных блоков, заложенных в учебный план факультета, призванных осуществлять гармоничность и универсальность всех профессиональных знаний и умений студентов института физической культуры.

Особую роль в системе профессиональной подготовки выпускника принадлежит педагогической практике и организации занятий по спортивному совершенствованию.

В практики работы института сложилась своя система организации педагогической практики студентов, её содержание и формы совершенствуются с учётом требований времени и опыта других вузов страны.

От наблюдения к практическому выполнению, от коллективных форм работы к индивидуальному, от выполненного задания в качестве помощника учителя к выполнению заданий с помощью учителя, а затем и самостоятельно.

Она в значительной степени определяется компетентностью ее руководителей. Организационно - методическое руководство практикой осуществляют методисты, назначенные из числа преподавателей факультета. К выполнению функции методиста на условиях почасовой оплаты привлекаются также наиболее квалифицированные учителя, для которых институт должен организовать специальные инструктивно - методическую подготовку.

Анализ вузовской программы свидетельствует о том, что в ней преобладают теоретические методы обучения, тогда как деятельностный компонент пожарной безопасности в большей степени зависит от практических методов обучения (упражнения, моделирование, игры, инструктажи и др.), в том числе важной составляющей являются навыки, обеспечивающие эффективное поведение совместной деятельности. Вследствие этого педагогическая деятельность высших учебных заведений в этом направлении нуждается в переосмыслении и совершенствовании, требуется введение новых подходов в обучении, способствующих современным потребностям в обучении основам пожарной безопасности. Одной из современных технологий, обеспечивающей формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации является кейс-технология.

В инновационном обучении по учебному предмету «БЖД» могут быть использованы различные способы оценивания: оценка деятельности обучающихся в проекте (выполнение студентами учебного проекта), оценка умения работать с различными поисковыми системами, оценка умения работать с информацией, оценка умения представлять информацию, самооценка обучающегося - рефлексия.

В этой связи для текущего контроля мы использовали разработанные кейсовые задания, а для итогового - контрольно-измерительные материалы (педагогические тесты).

На констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах было проведено тестирование, результаты которого явились однородными и свидетельствовали об отсутствии статистически значимой разницы между двумя выборками.

Нами было составлено 12 кейсовых заданий различных видов, на освоение следующих тем: причины и последствия пожаров; поражающие факторы пожара; правила пожарной безопасности; безопасность во время праздничных фейерверков; можно ли тушить пожар самостоятельно?; правила эвакуации их горящего здания; средства пожаротушения; помощь при ожогах.

Студентам после изучения темы (первое занятие по данной теме), в качестве домашнего задания было предложено выбрать 1 из представленных кейсов и в группе 2-3 человека его решить к следующему занятию. Каждый кейс был направлен на решение нескольких образовательных задач, его выполнение требовало от студентов совместной групповой работы, поиску дополнительной литературы, анализу возможных вариантов решения. При составлении кейсов мы соблюдали дидактический принцип «связь жизни с практикой», а также использованы приемы событийной педагогики. В каждом кейсе была заложена технология (прием) с помощью которого обучающиеся должны были его решить.

На обсуждение выполненных заданий отводилось 2 занятия. Каждой группе отводилось для ответа по 5 минут. Согласно программе БЖД для студентов, имеется 2 часа резервных, которые мы использовали для педагогического эксперимента. При выборе обучающимися кейса для каждой группы проведено консультирование на предмет понимания задания и плана выполнения. В контрольной группе изучение темы осуществлялось по вопросам и заданиям, предусмотренным программой.

После проведения формирующего эксперимента было проведено итоговое тестирование.

Целью контрольного этапа проводимого нами педагогического эксперимента являлась проверка эффективности применения разработанных кейсов на занятиях БЖД, определение уровня усвоения обучающимися материала раздела 2 «Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни», вопросов, касающихся пожарной безопасности. А также диагностика познавательного интереса студентов к предмету БЖД.

С помощью коэффициента полноты выполнения заданий мы рассчитали систему оценивания для 30 баллов по 5-балльной шкале . «5» - 12-15 баллов; «4» - 8-11 баллов; «3» - 4-7 баллов; «2» - 0-3 балла;

Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об успешной динамике повышения качества усвоения материала по предмету БЖД (Таблица 1).

Таблица 1

Итоги опытно-экспериментальной работы

Оценочные уровни Экспериментальная группа Контрольныая группа

тестирования До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

«Отлично» 17 26 18 21

«Хорошо» 7 6 9 7

«Удовлетворительно» 6 0 4 3

«Неудовлетворительно» 2 0 1 1

N=32 N=32 N=32 N=32

Сравнение полученных результатов итогового тестирования экспериментальной и контрольной групп происходило с помощью критерия статистической достоверности - х2. В результате выявлено значимое улучшение результатов в обучении у экспериментальной группы по сравнению с контрольной при Р меньше 0,05. Также, мы диагностировали повышение уровня познавательного интереса к предмету обучающихся экспериментальной группы.

Выводы. Анализ вузовской программы свидетельствует о том, что в ней преобладают теоретические методы обучения, тогда как деятельностный компонент безопасного поведения в большей степени зависит от практических методов обучения (упражнения, моделирование, игры, инструктажи и др.), в том числе важной составляющей являются навыки, обеспечивающие эффективное поведение совместной деятельности. Вследствие этого педагогическая деятельность высших учебных заведений в этом направлении нуждается в переосмыслении и совершенствовании, требуется введение новых подходов в обучении, способствующих современным потребностям в обучении безопасного поведения.

Одной из современных технологий, обеспечивающей формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации является кейс-технология.

Следовательно, полученные результаты исследовательской работы позволяют сделать вывод об эффективности использования кейс-технологии на занятиях БЖД.

Литература:

1. Кириенкова, Н.В. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе / Н.В. Кириенкова, А.Н. Свиридов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - С. 1-4

2. Кириенкова, Е.А. Индивидуальный подход в онлайн обучении: проблемы и перспективы / Е.А. Кириенкова, Н.В. Кириенкова, Е.В. Тимофеева // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2021. - № 8. - С. 51-53

3. Попова, Н.В. Программированные учебные материалы как дидактические средства активной познавательной деятельности обучающихся / Н.В. Попова, В.В. Желонкин, А.Г. Завгородний // Евразийский юридический журнал. - 2021. -№ 4 (155). - С. 423-425

4. Свиридов, А.Н. Индивидуальный образовательный маршрут в системе психолого-педагогического сопровождения студентов / А.Н. Свиридов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 10-13

5. Суворов, В.В. Положение и преподавание дисциплин медицинского профиля в свете реформируемой системы подготовки будущих педагогов / В.В. Суворов Л.И, Цибирова, Е.Е. Мирошниченко, Е.В. Грабиненко // В сборнике: Психодидактика высшего и среднего образования. материалы Девятой Международной научно-практической конференции.

- 2012. - С. 314-315

6. Супрунов, С.И. Индивидуальный подход в обучении посредством педагогики неформального общения / С.И. Супрунов // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого. - 2015. - Т. 5. - № 1а (14). - С. 141-143

7. Тимофеева, Е.В. О некоторых аспектах активизации самостоятельной учебной деятельности студентов вуза / Е.В. Тимофеева, Ю.А. Бахмутская, О.Е. Лебедева, М.Н. Клейменова // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 4.

- С. 246-250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.