Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ШАХМАТ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ШАХМАТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брянский И.В.

В статье рассматриваются вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на уроках шахмат в начальной школе. Представлены актуальность и основные направления по формированию безопасного поведения, воспитания социальных навыков и умений, развития творческих способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брянский И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ШАХМАТ»

УДК 372.016

И.В. Брянский

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ШАХМАТ

В статье рассматриваются вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности на уроках шахмат в начальной школе. Представлены актуальность и основные направления по формированию безопасного поведения, воспитания социальных навыков и умений, развития творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: социализация, шахматное образование, психология творчества, культура личности, мотивация.

Всероссийский проект «Культурный норматив школьника», стартовавший в 2019 году в ряде регионов страны по инициативе Министерства просвещения России и Министерства культуры РФ, предусматривает регулярные посещения школьниками музеев, театров, библиотек, других учреждений культуры.

Следует заметить, что процесс приобщения школьников к культурным традициям не должен ограничиваться только такого рода мероприятиями.

Наш выдающийся соотечественник - профессор Д.С. Лихачёв отмечал, что культура - это многогранное явление: «Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, - иногда даже, не включая в понятие культуры науку, технику, образование» [6, с.9].

Образование и воспитание - это путь овладения культурой, процесс передачи её от одного поколения к другому. Именно культура поднимает общий интеллектуальный уровень человека, понимания им законов и норм общества, окружающей природы, что в итоге делает его более успешным, более безопасным.

Авторский коллектив учебного пособия «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» указывает, что «безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных чрезвычайных ситуациях» [1, с. 16]. Цель безопасности жизнедеятельности - выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мышления и поведения.

Говоря, в этой связи, о значении шахматной игры, Л.С. Выготский утверждал: «Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений». [2, с. 91].

В настоящее время в 16 регионах РФ, включая Новосибирскую область, шахматы стали образовательным предметом в школах. В рамках проекта «Шахматы в школах» в начальных классах внедряются научно-методические комплексы. При этом, педагогическим сообществом отмечены определённые «проблемы роста»: подготовка квалифицированных кадров, создание современных методик обучения.

Популярность шахмат в XXI веке - глобальный тренд, что создаёт для молодых людей дополнительные возможности личностного и карьерного роста. Представители крупного бизнеса очень часто обращают внимание на молодых шахматных мастеров, поскольку шахматы прочно ассоциируются с высоким интеллектом, с культурой личности. Сегодня на рынке труда в большей степени востребованы коммуникативные навыки, чем профессиональные, для работодателя зачастую важнее социализация, чем специализация. Шахматы вышли в онлайн, у этой игры тысячи блогеров, популярные аккаунты в социальных сетях. Игра в шахматы - возможность заводить новых друзей, много путешествовать, что также привлекает молодёжь.

Несмотря на тысячелетнюю историю, шахматы молоды. За последнее время средний возраст людей, играющих в шахматы, снизился с 40 до 18 лет. На международных турнирах - достойные призы от солидных спонсоров. Каждый год под эгидой Международной шахматной федерации (ФИДЕ) проходят чемпионаты России, Европы и мира в разных возрастных категориях, включая школьный возраст. Шахматы не признают каких-либо религиозных, национальных, языковых или политических границ. Девиз ФИДЕ -«Мы одна семья».

© Брянский И.В., 2020.

Научный руководитель: ИашвилиМириан Вахтангович - кандидат биологических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, Россия.

Вестник магистратуры. 2020. № 4-3 (103)

ISSN 2223-4047

Говоря о роли шахмат в воспитания социальных навыков и умений, следует подчеркнуть, что шахматы - «хорошее лекарство» от девиантного поведения, от компьютерной зависимости. У школьников регулярно занимающихся шахматами, хорошо развиты волевые качества. К выбору в сложной жизненной ситуации лучше будет готов тот, кто научился хорошо просчитывать вероятные ответы противника, кто обладает способностью действовать в уме. Квалифицированному шахматисту свойственно конструктивное мышление. Объективно позиция на доске может быть хуже, чем у соперника, но каждый раз, невзирая на трудности, вырабатывается дальнейший план действий, происходит «конструирование будущего». Но известна и иная модель поведения в подростковой и в молодёжной среде: «поступаю, как мне удобно», «успешен, когда есть деньги» и т.д.

В этой связи следует заметить, что есть ценности, которые невозможно оценить в денежном выражении, которые не покупаются и не продаются: патриотизм, честность, порядочность, взаимное уважение, чувство ответственности, внимание к интересам другого человека. И эти ценности прививаются в ходе образовательного процесса, в том числе и на уроках шахмат.

Важно, что игра в шахматы проходит по чётким правилам и стандартам: первоначальная расстановка фигур на доске, их ценность, очерёдность и правила ходов. Выигрыш достигается для обоих соперников в равных условиях и в честном поединке. Обязательны нормы поведения: пожатие руки соперника, дотронулся - ходи, не мешай противнику думать, не прибегай к помощи чужих подсказок.

Только соблюдение действующих в социуме норм и стандартов поведения приводит не к сиюминутному результату, а к достижению стратегических целей. Вряд ли найдётся ещё какой-либо образовательный предмет в начальной школе, где в столь же увлекательной форме, как на уроках шахмат, педагоги учат руководствоваться правилами и нормами поведения, прививают законопослушание.

Благодаря регулярным шахматным занятиям развиваются новые компетенции: самостоятельная работа с учебником, анализ и запись сыгранных партий, выступление перед большой аудиторией, учёт контроля времени при игре с шахматными часами, умение вести переговоры. Учителю при этом, не следует своим авторитетом подавлять инициативу юного шахматиста. Важно предоставить каждому возможность предлагать, пусть на первых порах и откровенно слабые, но свои собственные варианты игры. Замечено, что «даже очень маленький ребёнок может создавать собственные уникальные высказывания» [7, с. 17].

Правила и стандарты поведения развивают коммуникации, а также умение решать острые конфликты. Шахматы - модель сражения, в которой присутствует психологическое противостояние игроков. Необходимо прививать ценность сотрудничества, совместного поиска, уважительного отношения к личности соперника. В основу организации обучения целесообразно положить партисипативный метод, способствующий формированию отношений взаимной ответственности и сотрудничества. Зачастую команды, составленные из менее квалифицированных игроков, за счёт большей сплочённости и взаимовыручки уверенно обыгрывают признанных фаворитов («порядок бьёт класс»).

Дети легко впитывают всё новое и интересное. В занятиях шахматами не должно быть место зубрёжки и однообразию. Овладение школьниками навыков шахматной игры, первые успехи придают им чувство уверенности. И, конечно, психику ребёнка следует оберегать от чрезмерных стрессов. Разбор партии, моральная поддержка, слова одобрения, установка на будущие победы, даже в случае поражения, должны быть обязательными. В этой связи, преподавателю важно делать положительные отзывы о каждом ученике, а не только выделять особо одарённых и самых успешных.

Большое место в обучении занимает анализ партий известных чемпионов, знание отечественной шахматной истории, привитие детям авторитета и уважения к шахматным корифеям. Развитию шахматных традиций способствуют встречи с опытными мастерами, сеансы одновременной игры, посещение турниров взрослых и опытных шахматистов.

Играть в шахматы любили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Д.И. Менделеев и многие другие известные деятели отечественной культуры и науки. Тема шахмат нашла отражение во многих областях культуры народов нашей страны: в изделиях древнерусского ремесла, в произведениях фольклора, в памятниках русской литературы [5, с.158]. И если мы стремимся приобщить школьников к культуре, то об этом им непременно следует на уроках шахмат рассказывать.

Говоря о мышлении юного шахматиста, известный отечественный шахматный педагог В.Г. Зак замечал: «Важно чтобы в процессе обучения ребёнок научился правильно, строго и самокритично мыслить» [4, с. 8]. Шахматы дают возможность научить детей мыслить образно, они дисциплинируют мышление. Одиннадцатому Чемпиону мира по шахматам Р. Фишеру принадлежат слова: «Как жаль, что публика не видит, как я красиво думаю».

Следует заметить, что отдельные детские шахматные учебники уже с первых страниц перегружены теорией, в которой много новых сложных терминов и правил. Однако, на первых занятиях главное - повысить мотивацию, пробудить интерес к игре. Это достигается, в том числе, и через различные детские игры

на шахматной доске: «морской бой», «волк-заяц», «съешь клубничку». Автор настоящей работы использует для привития интереса к игре наглядные красочные иллюстрации на шахматные темы, конкурсы рисунков, шахматные значки, филателистические марки... Вовлечь детей в процесс, мотивировать их, содействовать при помощи шахмат воспитанию творческой личности.

Учитывая численность аудитории в классе, важно, чтобы решение задач, поиск и обсуждение ответов на вопросы педагога проходили в небольших группах (5-7 человек), что не исключает и индивидуальный подход. Парные занятия (2 чел.) подразумевают игру соперников за шахматной доской. Шахматная игра юных воспитанников между собой на уроках должна стать обязательной. Одна их крайностей отдельных современных методик, когда весь урок у доски «говорит и показывает» преподаватель.

На первых занятиях юные шахматисты подражают педагогу и лишь со временем, у них появляется свой стиль. Л.С. Выготский на этот счёт утверждал: «Если я не умею играть в шахматы, то если даже самый лучший шахматист покажет мне, как выиграть партию, то я не сумею этого сделать. Чтобы подражать, надо иметь какую-то возможность перехода от того, что я умею, к тому, чего я не умею» [3, с. 231].

Говоря о психологии шахматного творчества, следует подчеркнуть, что педагогу следует стремиться развивать у детей комбинационное зрение. Важно научить видеть позицию на доске во всем её многообразии и красоте, что в свою очередь, развивает интуицию, рождает ассоциации, воображение. Играть прагматично, заучивать дебюты начинающим шахматистам целесообразно со второго года обучения.

Через многообразие вариантов, самостоятельный анализ партий, через турнирные сражения важно поощрять творческий подход юных шахматистов.

Овладение шахматным мастерством формирует навыки: взять на себя ответственность в сложной ситуации, предвидеть последствия своих действий, делиться с друзьями творческими находками, понять и принять позицию другого человека, как за шахматной доской, так и в жизни. Нетерпимость к инакомыслию, диктат силы, правовой нигилизм, - не в этом ли кроются корни многих современных социальных конфликтов?

Культура поднимает общий интеллектуальный уровень и делает в итоге школьника более успешным, более безопасным. В этой связи, шахматные уроки не должны выбиваться из общего ряда, а призваны всемерно способствовать большей социализации обучающихся.

Библиографический список

1.Айзман Р.И., Петров С.В., Ширшова В.М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие, Новосибирск.: Арта, 2011. - 208 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

3.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.- 352 с.

4.Зак В.Г. О маленьких для больших. М.: ФиС, 1973.- 224 с.

5. Линдер И.М. Шахматы на Руси. - М.: Наука, 1975. - 208 с.

6. Лихачёв Д.С. Русская культура. М., Искусство, 2000.- 440 с.

7.Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. М.: Наука,1981. - 111 с.

БРЯНСКИЙ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ - магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.